Расчет потребления электроэнергии на одн в рф

С 1 сентября 2012 г., согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г.

№354, объем электроэнергии, приходящийся на общедомовые нужды (ОДН), рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Расчет размера платы за коммунальную услугу электроснабжения на общедомовые нужды (формула №10 Приложения №2 Правил) следующий:

Расчет потребления электроэнергии на ОДН в РФ

  • где:
  • — объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
  • — тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Если дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета (ОДПУ):

Объем электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, рассчитывается по формуле №12 Приложения №2 Правил:

Расчет потребления электроэнергии на ОДН в РФ

  1. где:
  2. – объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
  3. – объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
  4. – объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
  5. – объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
  6. – определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
  7. – общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
  8. – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
  • = 12000 кВт*ч ;
  • = 1000 кВт*ч;
  • = 4000 кВт*ч;
  • = 5000 кВт*ч;
  • = 60 кв. м;
  • = 2400 кв. м;

= 1,936 руб./кВт*ч.

= (12000 — 1000 — 4000 — 5000) * (60 / 2400) * 1,936 = 96,8 руб.

При этом объем ОДН не зависит от потребления по индивидуальному прибору учета. То есть платеж за «Начисление за общедомовые нужды» по квартире составит 96,8 руб., в независимости от того, сколько электроэнергии потрачено.

  1. Например, если израсходовано по индивидуальному прибору учета 150 кВт, то совокупный платеж по электроэнергии составит:
  2. 150 * 1,936 + 96,8 = 387,20 руб.
  3. Если потребитель отсутствовал в расчетном периоде, то совокупный платеж за электроэнергию составит:
  4. 0 * 1,936 + 96,8 = 96,8 руб.

Если ОДПУ неисправен:

В случаях, когда общедомовой счетчик неисправен (полный перечень случаев см. в п.60), плата за коммунальную услугу на общедомовые нужды определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления по предыдущим показаниям общедомового счетчика, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Если дом не оборудован ОДПУ:

  • В этом случае, в соответствии с пунктом 48, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15.
  • Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
  • ,
  • где:
  • – норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306;
  • – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
  • – общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
  • – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

– Норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды для жителей многоквартирных домов, где не установлены общедомовые приборы учета (утвержден постановлением департамента по тарифам Приморского края от 01.08.2012 г. №39/4) – 3,94 киловатт-часа на 1 квадратный метр мест общего пользования в месяц.

  1. – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в доме – 1426 квадратных метров.
  2. – общая площадь квартиры – 60 квадратных метров.
  3. – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме – 2 400 квадратных метров.
  4. = 3,94 * 1426 * 60 / 2400 = 140,461 кВт*ч
  5. Применив к полученному объему электроэнергии тариф в соответствии с формулой 10, получим размер платы за коммунальную услугу электроснабжения на общедомовые нужды в выбранной квартире:
  6. 140,461 * 1,936 = 271,93 руб.

На практике размер платы за ОДН при расчете по нормативу (когда общедомовой прибор учета отсутствует или неисправен) может в несколько раз превышать плату за ОДН при наличии исправного коллективного счетчика. Поэтому все собственники помещений в доме напрямую заинтересованы в его установке.

Разбираемся в механизме начисления ОДН по электроэнергии

Расчет потребления электроэнергии на ОДН в РФ

Получив квитанции на оплату жилищных услуг за март, многие кусинцы были неприятно удивлены суммами, выставленными за электроэнергию на общедомовые нужды.

Мы обратились в управляющую компанию ИП Светлаков С. Ю. и попросили прокомментировать ситуацию. Механизм начисления ОДН по электроэнергии нам объяснил  главный энергетик П. Л. Липатников.

— С 1 января 2017 года установлен новый порядок определения размера платы за воду и электроэнергию, потребляемые для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Управляющие компании в составе платы за содержание жилья стали выставлять расходы на ОДН. Расходы рассчитывались по нормативам, утвержденным в регионах.

К примеру, норматив по электроэнергии определен постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 19 мая 2017 года № 25/2 «Нормативы потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Челябинской области».

Эти нормативы начали действовать с 1 июля 2017 года.

Однако, 29 июля 2017 года президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон от 29.07.2017 г № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон вступил в силу с 10 августа 2017 года.

  • Закон предусматривает три варианта оплаты ОДН при наличии общедомовых приборов учета:
  • — по нормативам потребления, утвержденным в регионе, с перерасчетом один раз в год, исходя из показаний общедомового прибора учета;
  • — по показаниям автоматизированной информационно-измерительной системы учета потребления коммунальных ресурсов при условии возможности одномоментного снятия показаний;
  • — исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета.
  • Решение о том, какой способ оплаты выбрать, принимает общее собрание собственников.
  • При отсутствии общедомового прибора учета плата граждан за ОДН за коммунальные ресурсы определяется по нормативам потребления, установленным в регионе.
  • — Как рассчитывается плата за ОДН?
  • — Формулы расчета определены в постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 г № 354 « О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (с изменениями).

Оплата ОДН по электроэнергии идет по тарифу, утвержденному для населения Челябинской области. На данный момент действует тариф 2 руб. 23 коп за кВт.час для жителей, проживающих в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электрокотлами, и тариф 3 руб.19 коп. за кВт.час для остального населения.

Таким образом, плата за ОДН по электроэнергии  в домах с коллективным прибором учета рассчитывается по следующей формуле: Р = Vд х Т, руб.

где: Vд – объем эл. энергии на общедомовые нужды в кВт.ч, Т – тариф в руб.

Объем электроэнергии, затраченной на ОДН, рассчитывается по формуле:

Vд = Vодпу – Vпотр,

где: Vодпу – потребление по общедомовому эл. счетчику, кВт.ч.

Vпотр – объем эл. энергии потребителей, (физ. и юр. лица) кВт.ч.

То есть, из показаний общедомового прибора учета вычитается сумма показаний всех индивидуальных приборов учета. Это и будет объем электроэнергии на ОДН.

Эти расчеты проводит энергосбытовая компания, которая затем выставляет счет управляющей компании за весь объем потребленных коммунальных ресурсов, затраченный на содержание общедомового имущества.

Управляющая компания оплачивает счет, а затем выставляет счета жителям, согласно договору между УК и жителями по управлению домом, решению общего собрания собственников об оплате ОДН и постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Теперь, как рассчитывается плата для индивидуальной квартиры. Здесь применяется следующая формула:

Pi=T x Vд х Si/Sоб – к оплате для i-квартиры,

где: Si – общая площадь квартиры, кв. м.; Sоб – общая площадь жилых и нежилых помещений.

Таким образом, законодатели привязали размер платы за ОДН к площади квартиры. Чем больше площадь, тем выше начисления за ОДН.

— Многих интересует указанный в платежке тариф, размер которого меняется каждый месяц. Что это за цифры?

— В графе «Тариф» указан расчетный коэффициент для начисления  суммы оплаты ОДН. Каждый месяц и для каждого дома он разный, так как зависит от объема потребленной энергии по показаниям общедомового прибора учета.

Он рассчитан по формуле: Тi=T x Nодн, руб. х кв. м.,

где Nодн= Vд/Sоб кВт.ч х кв. м – расход эл. энергии на общедомовые нужды, рассчитанный на 1 кв. м. Sоб (общей площади жилых и нежилых помещений)

Читайте также:  Процедура увольнения по соглашению сторон в 2021 году

Т, руб. за кВт.ч – тариф на эл. энергию

— Многие собственники считают, что в ОДН по электроэнергии входят только расходы на освещение подъездов и территории возле дома и удивляются выставленным счетам…

— В ОДН по электроэнергии входит не только освещение подъездов, подвалов, придомовой территории. Сюда же относятся домофоны, оборудование интернет-провайдеров, антенны, насосы, лифты, системы пожаротушения, внутридомовые потери электроэнергии.

— Почему же растут расходы на ОДН?

— Причины роста следующие: безучетное потребление электроэнергии физическими и юридическими лицами, воздействие на приборы учета магнитами, использование электронных устройств, снижающих на треть показания индивидуальных счетчиков. Кроме того, это нормативные погрешности как общедомового прибора учета, так и индивидуальных счетчиков, неправильная передача показаний счетчика самими жителями и другие способы хищения электроэнергии.

— Получается, что за хищения электроэнергии отдельными жильцами теперь приходится расплачиваться добросовестным жителям? А как же управляющая компания?

— Управляющая компания со своей стороны тоже принимает меры по снижению расходов по ОДН. Например, резко выросли ОДН в доме № 25 по улице Ленина.

Сейчас мы проверили уже половину дома и выявили, что при капремонте были допущены нарушения – в некоторых квартирах электроплиты подключены напрямую в сеть, в обход счетчиков, выявили отдельные случаи хищения энергии путем занижения показаний индивидуальных электросчетчиков. Когда эти факторы будут устранены, ОДН в этом доме снизится.

Кроме того, управляющей компании счета за электроэнергию выставляет ПО «Златоустовские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» — «Челябэнерго». Мы регулярно делаем сверку с ними.

Однако за январь и февраль 2019 г. сбытовики такую сверку с нами не сделали, объясняя это «сбоем программы». Вдобавок, начисления за январь 2019 г.

по ОДН за электроэнергию рассчитаны за полтора месяца, начиная с середины декабря 2018 года.

— Некоторые жильцы отказываются платить за общедомовые нужды…

— Платить все равно нужно. Управляющая компания передает сведения в УСЗН, и если есть задолженность по оплате коммунальных услуг, то все субсидии и льготы приостанавливаются до погашения долга.

Подчеркну, что все средства, уплаченные жителями за ОДН по электроэнергии, идут ОАО «МРСК Урала».

Порядок расчетов за электрическую энергию, расходуемую на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов города

25.05.2020  Просмотров: 3772

В соответствии со ст.

36 Жилищного Кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. При этом внешней границей инженерных сетей дома (электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей)), является внешняя граница стены многоквартирного дома (п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, далее Правила содержания общего имущества).

Жилищным законодательством установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. При этом законодатель различает:

  • обязанность содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которая представляет собой деятельность, направленную на поддержание общего имущества многоквартирных домов в состоянии надежности, безопасности, доступности и готовности к использованию в соответствии со своим назначением (ст. 39 Жилищного Кодекса РФ);
  • обязанность оплаты собственниками  помещений в многоквартирном доме, потребленных коммунальных ресурсов исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета (ст. 153, 154 Жилищного Кодекса РФ п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,  утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, далее Правила предоставления коммунальных услуг гражданам).

Обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется собственниками помещений самостоятельно или с привлечением третьих лиц. В г.

Мегион обслуживание внутридомовых инженерных систем многоквартирных жилых домов осуществляется ООО «ЖЭУ № 1-12», которые в квитанциях на оплату, в числе прочего,выставляют стоимость услуги на «содержание и ремонт электрооборудования». В стоимость данной услуги  стоимость электроэнергии, необходимой для работы внутридомового оборудования, не включена.

В указанном тарифе присутствует только стоимость работ по обслуживанию внутридомовых сетей. Составляющие тарифа на содержание жилья находятся под контролем Администрации города и прокуратуры и соответствуют действительности.

Электрическая энергия, поступающая в многоквартирный жилой дом, как уже говорилось ранее, должна быть оплачена собственниками помещений этого дома в полном объеме.

Большая часть этой электрической энергии расходуется в жилых и нежилых помещениях, не являющихся общим имуществом дома,  она учитывается индивидуальными приборами учета, а при их отсутствии — определяется расчетным путем на основании нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения ХМАО-Югры, утвержденных Постановлением Правительства автономного округа от 12.03.2007 г. № 61-п.

Но, электрическая энергия в многоквартирном доме расходуется не только индивидуально собственниками, она необходима и для общего пользования:

  • для освещения лестничных площадок, номерных знаков, входа в подъезд;
  • для освещения подвалов и чердаков, когда там производятся работы;
  • на работу оборудования инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, систем отопления и др.;
  • в качестве технологических потерь во внутридомовых сетях.

Технологические потери во внутридомовых сетях зависят от протяженности сетей, количества распределительных устройств в доме, но главное — от качества сетей, от их фактического износа.

В отсутствие общедомовых приборов учета граждане оплачивают электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды (далее электроэнергия на ОДН) по нормативу потребления, установленному Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 из расчета 7 кВтч на одного проживающего в месяц. Указанный норматив является условно-расчетной величиной, не отражающей реальной картины потребления электрической энергии на ОДН.

Объем электрической энергии, расходуемой на ОДН, при наличии общего счетчика на вводе в дом,  определяется согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, как разница между объемом электроэнергии, учтенным общедомовым прибором учета, и суммарным объемом,  потребленным всеми собственниками и нанимателями многоквартирного дома в занимаемых ими жилых и нежилых помещениях (за исключением помещений общего пользования), и распределяется между всеми собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (как между физическими, так и между юридическими лицами) пропорционально объему их индивидуального потребления.

Следует особо отметить, что при расчете объемов электрической энергии, расходуемой на ОДН при наличии общедомовых счетчиков, не учитываются данные о количестве проживающих, количестве комнат или квадратных метров.

Таким образом, на расчетную величину ОДН оказывают влияние индивидуальный объем потребления электрической энергии , объем электрической энергии, поступившей в многоквартирный жилой дом, учтенный общедомовым прибором учета, и суммарное количество электрической энергии, потребленной во всех помещения дома. В связи с тем, что указанные объемы  по месяцам имеют разные значения, разница, приходящаяся на ОДН, также не может быть постоянной.

На практике возникают ситуации, когда электроэнергия на ОДН достигает 300% от индивидуального потребления электрической энергии. Как правило, такие объемы электроэнергии на ОДН получаются в деревянных двухэтажных жилых домах, что обусловлено следующими причинами:

  • в деревянных двухэтажных жилых домах индивидуальные приборы учета располагаются внутри квартир, и граждане после установки прибора учета ОАО «ТЭК» подключают энергоемкое оборудование до прибора учета. Выявить такие факты крайне сложно из-за отказа в доступе в жилое помещение;
  • новые приборы учета в некоторых домах установлены не в полном объеме из-за отказа собственника помещения в допуске. При этом в таких квартирах, как правило, прибор учета или отсутствует, тогда расчет производится по нормативу, при этом нередко идет повышенное потребление электрической энергии (например, зарегистрирован 1 человек, а проживает 5-10 или  в квартире установлено дополнительное энергоемкое оборудование (сауна, подогрев пола, водонагреватели, дополнительные обогреватели, обогрев автомобиля, освещение и обогрев хозяйственной постройки, находящейся во дворе, и т.д.), или прибор учета имеется, но он имеет истекший срок поверки и, по сути, не может использоваться в качестве коммерческого учета, так как показывает искаженное значение объема электропотребления. Таким образом, возникает конфликт, суть которого заключается в необходимости оплаты всеми собственниками помещений в многоквартирном доме электрической энергии, похищаемой отдельными гражданами. Происходит ущемление законных прав и интересов добросовестных жильцов дома со стороны их соседей.
  • К сожалению, многочисленные обследования жилых домов, проводимые комиссионно обслуживающей и энергоснабжающей организациями, как правило, не дают положительного результата, так как собственники (наниматели) неохотно предоставляют доступ в занимаемые ими жилые помещения для выявления несанкционированных подключений электрооборудования.
  • Выходом из сложившейся ситуации для горожан является в первую очередь изменение отношения к общему имуществу дома, осознание своей личной ответственности за него, осознание недобросовестными гражданами факта хищения электрической энергии не у «богатого дяди», а у своих соседей по дому, у людей, рядом с которыми они живут, которым каждый день смотрят в глаза.
  • Для того, чтобы иметь возможность снизить и контролировать потребление электрической энергии на общедомовые нужды, необходимо соблюдать элементарные нормы и правила пользования электрической энергией всеми жильцами: не допускать подключение энергоемкого электрооборудования внутри жилых помещений помимо индивидуальных приборов учета, исключить возможность несанкционированных подключений к общедомовым электрическим сетям, ежемесячно фиксировать и передавать показания приборов учета ОАО «Тюменская энергосбытовая компания», в случае выхода из строя, повреждения, пропажи приборов учета электрической энергии незамедлительно сообщать в обслуживающую и энергосбытовую организации.

Для управления общим имуществом своего многоквартирного дома гражданам сегодня предоставлены широкие права, необходимо только самоорганизоваться и выбрать управляющую компанию или создать товарищество собственников жилья. Данные организации создаются для коллективного решения проблем, возникающих у сособственников дома, для оптимизации и контроля затрат на его содержание, для защиты интересов собственников.

Кроме этого, объединение граждан в товарищество собственников жилья позволяет воспользоваться возможностью получения финансирования из федерального бюджета (при выполнении ряда условий, предусмотренных законом) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г.

Читайте также:  Что такое договор поручительства, в каких случаях он заключается, чем грозит поручителю

№ 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в размере 95% от стоимости капитального ремонта жилого многоквартирного дома, в процессе которого можно выполнить и реконструкцию электрических сетей дома, в том числе можно вынести приборы учета за пределы жилых помещений, что значительно снизит возможность хищения электрической энергии. В качестве крайней меры по защите своих законных прав и интересов можно предложить гражданам обратиться в правоохранительные органы по факту хищения имущества (электроэнергии).

Количество показов: 3772 Дата изменения: 21.06.2010 15:41:44

О порядке расчета платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды

В адрес Администрации г. Ижевска поступает большое количество обращений граждан по вопросам, связанным с порядком расчета платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды (ОДН).

Электроснабжение на ОДН — это электроэнергия, потребленная в процессе использования общего имущества многоквартирного дома: на освещение подъездов, подвалов, чердаков, работу противопожарной автоматики, подъездных светильников, антенных усилителей, домофонов, насосов, подкачивающих воду на верхние этажи дома, прочего электрооборудования, необходимого для создания комфортных условий проживания в доме и являющегося обшей собственностью всех жильцов. Технологические потери во внутридомовых сетях, связанные с изношенностью электропроводки, ошибки при снятии показаний индивидуальных счетчиков, либо умышленное искажение записей также оплачиваются в расходах по ОДН.

Потребители (собственники, наниматели, арендаторы жилых или нежилых помещений) обязаны, в соответствии с действующим законодательством, оплачивать фактически потребленные коммунальные ресурсы (в том числе электроэнергию) в соответствии с показаниями общедомового прибора учета (ОДПУ) многоквартирного дома (МКД) при его наличии, либо по нормативу при отсутствии прибора учета. Даже временное отсутствие жителей не освобождает их от оплаты электроснабжения на ОДН.

Объем индивидуального потребления электрической энергии определяется по показаниям индивидуального прибора учета, при отсутствии прибора по нормативу, либо исходя из среднемесячного объема в случаях, предусмотренных п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

При наличии общедомового прибора учета размер платы на ОДН определяется по следующему алгоритму: из объема потребления коммунального ресурса по всему дому (зафиксированного ОДПУ) вычитается суммарный объем индивидуального потребления. Полученная разность делится на общую площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД и умножается на площадь помещения, для которого рассчитывается ОДН, и умножается на установленный тариф.

При отсутствии общедомового прибора учета размер платы на ОДН определяется по следующему алгоритму: объем ОДН в размере установленного норматива умножается на площадь общего имущества МКД, далее делится на общую площадь всех жилых и нежилых помещений и умножается на площадь помещения, для которого рассчитывается ОДН, и умножается на установленный тариф. Нормативы на ОДН и тарифы на электроэнергию устанавливаются актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в МКД для помещений с разной площадью начисление на ОДН будет разным.

Если суммарный объем индивидуального потребления за месяц превысил объем потребленной электроэнергии на ОДН, то разность получится со знаком минус.

Такая ситуация возможна, если потребители передают показания приборов учета нерегулярно и несвоевременно.

В этом случае «отрицательный ОДН» распределяется между квартирами, но уже пропорционально количеству человек, фактически проживающих, а не площади помещений, как это происходит в обычном случае.

В связи с изменением данных о фактическом потреблении электроэнергии по индивидуальными приборам учета, поступающим в ресурсоснабжающую организацию, производится перерасчет ОДН по всем лицевым счетам. Долги неплательщиков при этом ни на кого не перераспределяются.

Если у жителя или владельца нежилого помещения имеется долг за коммунальную услугу, ему будет выставляться счет за потребленный ресурс в полном объеме с соответствующим распределением его доли ОДН. К каждому должнику ресурсоснабжающей организацией персонально применяются все законные меры воздействия: ограничение подачи электроэнергии и взыскание задолженности в судебном порядке.

  • Для более точного расчета объема электроэнергии на ОДН целесообразно:
  • — отладить систему снятия и передачи показаний индивидуальных приборов учета потребителями: ежемесячно и единовременно снимать и передавать показания обшедомового и индивидуальных приборов учета, перенести индивидуальные приборы учета на лестничные площадки,
  • — осуществлять контроль за своевременностью поверки приборов учета организациями, имеющими соответствующую лицензию.
  • — регулярно проводить проверки коммуникаций МКД для выявления несанкционированных подключений к внутридомовым инженерным местам (хищений электроэнергии).
  • — проводить в МКД мероприятия по энергосбережению: установить энергосберегающие лампы, отключать освещение мест общего пользования в дневное время.

Обращаем Ваше внимание, что при управлении МКД управляющей организацией, именно она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за заключение договоров поставки ресурсов необходимых для предоставления коммунальных услуг и обоснованное начисление платы за них. Собственники вправе требовать от управляющей организации исполнения данной обязанности по договору управления МКД.

Дополнительная информация — по телефону 51-17-70 (МКУ г. Ижевска «Служба технологического обеспечения»).

Как рассчитать объем электроэнергии на общедомовые нужды — Audit-it.ru

Линейкина С.М., эксперт журнала

Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение» № 10/2019

В площадь общедомового имущества при расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ. Узнаем, в чью пользу разрешился спор в рамках рассмотрения судьями дела № А31-1084/2018.

Суть разногласий

Разногласия между РСО и УК возникли относительно включения истцом (РСО) при расчете платы за электрическую энергию в площадь общего имущества в МКД площади чердаков, в которых отсутствует какое-либо электропотребляющее оборудование.

РСО (истец) исходила из того, что площадь любых чердаков МКД, вне зависимости от их оснащенности электроприборами и эксплуатации, подлежит включению в состав общего имущества в МКД и должна учитываться при расчете платы за электроэнергию, поставленную на содержание общего имущества в доме.

УК (ответчик) с таким подходом не согласилась. В отсутствие сведений о площади чердаков в технической документации на МКД эта площадь не учитывается при расчете платы за предоставленный КР на СОИ.

Установленные правила расчета

Как известно, в отсутствие установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета объем электрической энергии, подлежащий оплате на общедомовые нужды, определяется расчетным методом – с использованием норматива потребления.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления) и требования к их формированию предусмотрены Правилами установления и определения нормативов потребления[1].

На основании п. 37 приложения 1 к этим правилам величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в МКД (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в доме) определяется по формуле 34:

W = ∑ Wобщ. i __________ 12 x Sои , где:
  • Wобщ. i – суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в МКД;
  • Sои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (кв. м);
  • 12 – количество месяцев в году.
  • Каким образом следует определять общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, в х к формуле 34 не указано (в отличие, например, от формулы 26, по которой рассчитываются нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, а также норматив потребления горячей воды на общедомовые нужды).
  • В формуле 26 общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в МКД (согласно сведениям, указанным в паспорте дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.

Разъяснения Минстроя

Министерство в Письме от 11.04.

2017 № 12368-АЧ/04 пояснило: при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД по формуле 34 учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, в том числе площадь чердаков и подвалов.

В силу обозначенных норм Жилищного кодекса собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности следующее общее имущество в доме:

  • помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения дома, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование, обслуживающее более одного помещения дома (технические подвалы);
  • иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и других подобных мероприятий.

Вывод

Расчет платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в МКД (по формулам 26 и 34) предусматривает включение разной площади общего имущества для различных коммунальных ресурсов, а именно по ГВС, ХВС и электроснабжению.

В связи с этим, к примеру, судьи согласились с позицией контролирующего органа, исключившего из расчета платы за ГВС и ХВС площадь чердаков и подвалов.

Включение УК в состав общего имущества МКД данных помещений противоречит нормам Правил установления и определения нормативов потребления и приводит к неправильному определению платы за коммунальный ресурс по ГВС и ХВС, использованный для содержания общего имущества МКД. Об этом – Постановление АС ПО от 31.07.2018 № Ф06-34699/2018 по делу № А12-29389/2017[2].

Изыскания судей

В рамках рассмотрения дела № А31-1084/2018 судьи заявили: вопрос о том, относятся ли чердаки к общему имуществу МКД для исчисления платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, должен решаться в соответствии со ст. 36 ЖК РФ. Кроме того, следует выяснить, учтена ли площадь чердаков органом тарифного регулирования при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.

Какие сведения учел орган тарифного регулирования?

Департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области в письме от 30.10.

2018 указал, что при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества в МКД им были направлены в ОМСУ и управляющие компании запросы о предоставлении сведений о площадях помещений МКД, указанных в п. 1, 2 ч. 1 ст.

 36 ЖК РФ. Расчет нормативов коммунальных услуг по электроснабжению выполнен по представленной информации муниципальными образованиями и управляющими компаниями.

Согласно имеющемуся в материалах дела письму от 27.02.2017 общество (ответчик) в целях определения нормативов потребления коммунальной услуги направило в департамент сведения об общих площадях помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (согласно установленной форме), исходя из сведений, указанных в паспорте МКД.

В форме, по которой общество представило в департамент сведения, отраженные в технических паспортах, об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, отсутствуют отдельные графы, содержащие данные о площади чердаков.

Данный факт, по мнению АС ВВО, не свидетельствует об исключении площади чердаков из состава общей площади помещений.

Важно ли освещение чердаков?

Наличие чердаков подтверждается представленными в материалы дела фотоматериалами и актами обследования чердачных помещений в спорных МКД и обществом не оспаривалось. Отсутствие осветительных приборов, как и неэксплуатация указанных мест общего пользования (чердаков), не исключает техническую возможность использования чердаков и установления в них освещения.

Какую информацию УК предоставила РСО?

Общество в письме от 28.06.2017 предоставило РСО (истцу) сведения о площадях мест общего пользования в МКД, в том числе чердаков, которые впоследствии были учтены организацией при расчете стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды.

Читайте также:  Как понизить работника в должности

Вывод судей

Общество, добровольно принявшее на себя обязательства по управлению жилыми домами, обязано обеспечить проведение мероприятий по изготовлению и получению актуальной технической документации на спорные дома, в том числе сведений о площади помещений, входящих в состав общего имущества, и его составе по видам помещений. Невыполнение обществом возложенных на него обязанностей не может служить основанием для освобождения его от оплаты поставленного ресурса.

Следовательно, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадей чердаков для целей определения объема электроэнергии на общедомовые нужды в домах, не оборудованных ОПУ, не имеется (Постановление АС ВВО от 31.05.2019 № Ф01-1362/2019 по делу № А31-1084/2018[3]).

* * *

При расчете объема электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества (общедомовые нужды) домов, не оборудованных ОПУ, должна учитываться площадь общедомового имущества, включающая в себя в том числе площадь чердаков.

Причем при установлении норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды орган тарифного регулирования также должен учесть эту площадь.

Соответствующую информацию он может получить, в частности, от УК, которые должны учитывать, что площадь чердаков включается в общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД (но только в целях определения норматива потребления электрической энергии на ОДН).

Кстати, Минстрой отмечает, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН с нарушениями в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в МКД.

В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам ГЖН в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.

 

[1] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

[2] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 23.11.2018 № 306-КГ18-18936.

[3] В передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.08.2019 № 301-ЭС19-12546.

Электроэнергия на ОДН: расчет и экономия

18.07.2017

Вопрос о порядке начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды (далее — ОДН) является одной из основных причин обращения жителей многоквартирных домов в ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт». Попробуем разобраться, что же такое ОДН и как проводятся расчёты за них.

 ЧТО ТАКОЕ ОДН?

Зачастую жильцы считают, что ОДН – это плата за «две лампочки в подъезде», что по сути своей является мифом. Не стоит забывать, что каждый дом — это сложная инженерная система.

Подъездное освещение, лифты, домофоны, оборудование интернет-провайдеров, усилители антенн, системы видеонаблюдения, сигнализации, автоматика систем водо- и теплоснабжения – всё вышеперечисленное  потребляет электричество, за которое необходимо платить.

ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ И РАСЧЕТА ОДН

С момента введения платежей за ресурсы, потребленные на общедомовые нужды, порядок  их начисления и расчета менялся неоднократно. С апреля 2014 года квитанции на оплату электроэнергии, потребленной на ОДН, выставлялись жителям Верхневолжья обособленным подразделением «ТверьАтомЭнергоСбыт».

В отсутствие заключенного договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией ресурсоснабжающая компания  вправе начислять плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителям, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

С января 2016 года сбор платежей за ОДН стал обязанностью управляющих компаний, которые должны были заключить договор на поставку электроэнергии с ресурсоснабжающей организацией. Согласно последним нововведениям, вступившим в силу с января 2017 г.

, плата за общедомовые нужды в многоквартирных домах перешла из разряда коммунальных услуг в жилищные.

Если ранее все расходы на ОДН распределялись пропорционально между жителями домов, то теперь для жителей на уровне регионов установлен четкий норматив, а все, что израсходовано свыше -должны оплачивать управляющие компании.

Если дом находится в непосредственном управлении, либо форма управления не выбрана, то ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по-прежнему в квитанциях за электроэнергию выставляет абонентам к оплате услугу электроснабжения на ОДН, но не более утвержденных нормативов.

 КАК СНИЗИТЬ СВЕРХНОРМАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА ОДН?

Так как теперь размер платы граждан за ОДН не должен превышать нормативного значения, весь сверхнормативный объем теперь является зоной ответственности управляющих компаний, которые должны быть заинтересованы в проведении мероприятий по энергосбережению.

Однако навести порядок во внутридомовых электрических сетях многоквартирных домов в одиночку для исполнителей коммунальных услуг – задача порой неподъемная, и решить ее можно только совместными действиями участников энергорынка.

 И сбытовые компании, и органы власти и, конечно, потребители, заинтересованы как в снижении потерь электроэнергии, так и в более эффективном её использовании.  Оплачивая электроэнергию, потребленную на ОДН, жильцы платят за работу оборудования, благодаря которому обеспечиваются комфортные условия жизни людей.

Будучи ответственными за энергосбережение в своем доме, потребители будут четко знать слагаемые своих платежей. И как бы ни трансформировался порядок начисления и расчета ОДН, залог успеха неизменен – он состоит в повышении энергоэффективности и снижении сверхнормативного потребления электроэнергии на ОДН!

Стремясь оказать помощь управляющим компания в вопросе снижения сверхнормативного потребления электроэнергии, ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» приступил к реализации пилотного проекта, в рамках которого проводится целый комплекс мероприятий по сокращению расходов на коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.  Энергетики проводят аудит внутридомового электросетевого хозяйства, выявляют несанкционированные подключения, пресекают безучетное потребление электроэнергии, контролируют наличие/отсутствие приборов учета, инициируют замену приборов учета старого образца на новые — более высокого класса точности, единовременно снимают показания индивидуальных и общедомовых счетчиков и т.д. Первые результаты впечатляют: в домах, попавших под комплексное обследование, сверхнормативное потребление на общедомовые нужды удалось снизить более чем в два раза!

 НУЖНО ЛИ ОПЛАЧИВАТЬ ДОЛГИ ПО ОДН?

В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.

2011 N 354, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, т.е. ОДН.

ВАЖНО: начисления за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в период с апреля 2014 до января 2016 года, не всегда оплачивались потребителями в полном объеме, таким образом суммы непогашенных долгов переходят из счета в счет и подлежат незамедлительной оплате.

За отказ оплачивать ОДН жилищным законодательством предусмотрена такая же ответственность, как и за отказ от оплаты потреблённой в квартире электроэнергии.

И оплата ОДН, и оплата энергии, потреблённой в квартире, относятся в равной степени к услуге энергоснабжения, поэтому Гарантирующий поставщик вправе обратиться с иском в суд, либо ограничить потребление электроэнергии должникам до полного погашения задолженности за общедомовые нужды.

Кроме того, ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» напоминает, что  при задержке платежа более чем на 30 дней за каждый день просрочки начисляются пени. Данная мера предусмотрена Федеральным законом N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».

ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» всегда заинтересовано в конструктивном диалоге со своими клиентами. Сотрудники компании готовы дать исчерпывающие ответы на все вопросы, касающиеся деятельности Гарантирующего поставщика, разъяснить непонятные моменты в начислениях, проконсультировать о способах оплаты и передачи данных, принять заявку на установку индивидуальных и общедомовых приборов учета.

  • Получить консультацию по вопросам начисления платы за ОДН, информацию об имеющейся у вас задолженности и другим вопросам, которые касаются электроснабжения на территории Тверской области, вы можете по телефонам  call-центра 8-800-550-30-69, (4822) 48-30-13.
  • Пресс-служба ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт»
  • Татьяна Богданова

Нормативы по электроэнергии. Официальный портал Администрации города Омска

Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению (кВт.ч на 1 человека в месяц) для многоквартирных домов*:

  • без лифтового оборудования, с газовыми плитами:
Количество комнат в одной квартире Количество человек, проживающих в одной квартире 1 чел. 2 чел. 3 чел. 4 чел. 5 чел. и более
1 комната 95 62 49 42 36
2 комнаты 120 77 62 51 46
3 комнаты 135 87 69 57 51
4 комнаты и более 146 93 73 62 54
  • без лифтового оборудования, с электрическими плитами**:
Количество комнат в одной квартире Количество человек, проживающих в одной квартире 1 чел. 2 чел. 3 чел. 4 чел. 5 чел. и более
1 комната 148 94 74 62 54
2 комнаты 173 110 87 72 64
3 комнаты 188 119 94 77 69
4 комнаты и более 199 127 99 82 72
  • с лифтовым оборудованием и газовыми плитами:
Количество комнат в одной квартире Количество человек, проживающих в одной квартире 1 чел. 2 чел. 3 чел. 4 чел. 5 чел. и более
1 комната 102 69 56 49 43
2 комнаты 127 84 69 58 53
3 комнаты 142 94 76 64 58
4 комнаты и более 153 100 80 69 61
  • с лифтовым оборудованием и электрическими плитами:
Количество комнат в одной квартире Количество человек, проживающих в одной квартире 1 чел. 2 чел. 3 чел. 4 чел. 5 чел. и более
1 комната 155 101 81 69 61
2 комнаты 180 117 94 79 71
3 комнаты 195 126 101 84 76
4 комнаты и более 206 134 106 89 79

Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению (кВт.ч на 1 человека в месяц) для жилых домов, многоквартирных домов при отсутствии мест общего пользования и лифтового оборудования:

  • оборудованных газовыми плитами:
Количество комнат в одной квартире Количество человек, проживающих в одной квартире 1 чел. 2 чел. 3 чел. 4 чел. 5 чел. и более
1 комната 88 55 42 35 29
2 комнаты 113 70 55 44 39
3 комнаты 128 80 62 50 44
4 комнаты и более 139 86 66 55 47
  • оборудованных электрическими плитами:
Количество комнат в одной квартире Количество человек, проживающих в одной квартире 1 чел. 2 чел. 3 чел. 4 чел. 5 чел. и более
1 комната 141 87 67 55 47
2 комнаты 166 103 80 65 57
3 комнаты 181 112 87 70 62
4 комнаты и более 192 120 92 75 65

* — в норматив включен расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит — также для приготовления пищи.

Расход электрической энергии на работу электрообрудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определен, исходя из следующих величин:

  • в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь — 7 кВт.ч в месяц на 1 человека;
  • в отношении лифтового оборудования — 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.

** — без учета величины расхода электрической энергии на работу лифтового оборудования.

Ссылка на основную публикацию