Имеет ли право вдова участника вов на получение жилья?

Имеет ли право вдова участника ВОВ на получение жилья?

Установлено, что заявительница является вдовой умершего участника ВОВ, который проходил военную службу в период с декабря 1944 г. по 03.09.1945, в том числе принимал участие в боевых действиях в войне с Японией. Однако приказом министерства социальной политики Красноярского края женщине отказано в предоставлении единовременной меры социальной поддержки по обеспечению жильем как члену семьи умершего участника ВОВ, поскольку, по мнению комиссии, участие в боевых действиях с Японией в августе-сентябре 1945 года не приравниваются к участию в ВОВ.

Вместе с тем в силу п. «а» ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах»  к участникам ВОВ относятся военнослужащие, проходившие военную службу либо временно находившиеся в воинских частях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период ВОВ или период других боевых операций по защите Отечества.

Согласно Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащемуся в Приложении к Федеральному закону «О ветеранах», лица, принимавшие участие в войне с Японией в период с 09 августа по 03 сентября 1945 года, приравниваются к ветеранам Великой Отечественной войны.

Кроме того, к ветеранам ВОВ согласно п. «з» ч. 1 ст.

2 Федерального закона «О ветеранах» относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Умерший ветеран имел право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников ВОВ, награжден медалью «За победу над Японией», юбилейной медалью «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.».

  • Статья 28 Федерального закона «О ветеранах» предусматривает реализацию мер социальной поддержки по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
  • Таким образом, законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества, указанных в разделе I Перечня, в том числе — участников войны с Японией, предоставляя им единый статус участника ВОВ и одинаковый объем мер оказываемой социальной поддержки.
  • Кроме того, в соответствии с позицией Верховного Суда РФ вдовы участников ВОВ имеют самостоятельное право на получение мер социальной поддержки, которые не могут рассматриваться как производные от мер социальной поддержки, которыми обладал бы участник ВОВ.

В связи с незаконным отказом в предоставлении мер поддержки прокуратурой Октябрьского района г. Красноярска в Центральный районный суд г. Красноярска в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах вдовы участника ВОВ направлено исковое заявление.

Помимо этого, учитывая состояние здоровья заявителя, социальную значимость защиты прав участников ВОВ и членов их семей, о данной ситуации прокуратурой края проинформирован председатель Правительства Красноярского края.

Квартиры дадут ветеранам любым

Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, согласно которому обеспечение жильем ветеранов Великий Отечественной войны будет осуществляться независимо от их материального положения.

Документ вносит изменения в федеральный закон «О ветеранах», в статье 15 которого говорится о том, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны войны, а также члены семей погибших и умерших инвалидов и участников ВОВ обеспечиваются жильем за счет федерального бюджета.

Поправкой уточняется, что нуждающиеся в улучшении жилья ветераны имеют право на квартиру от государства, независимо от их имущественного положения.

В 2010 году получили новые квартиры около 20 тыс. российских ветеранов. Еще около 2 тыс. человек должны переехать до Дня Победы. В основном, это те… →

Обещание ликвидировать «ветеранскую» очередь впервые прозвучало от Медведева еще 2 года назад.

7 мая 2008 года он подписал указ, согласно которому нуждающиеся в новом жилье ветераны должны были получить его к 65-летию Победы.

Правда, речь тогда шла только о ветеранах, вставших на очередь до вступления в силу Жилищного кодекса в 2005 году. По официальным данным, на тот момент в очереди стояло 55 тысяч ветеранов.

Осенью 2009 года в ежегодном послании Федеральному собранию Медведев напомнил об обязанности государства до мая 2010 года обеспечить жильем всех ветеранов Великой Отечественной, вставших на учет до 1 марта 2005 года, а также поручил всячески содействовать постановке на учет новых ветеранов и скорейшему обеспечению их жильем. А 12 января 2010 года эта обтекаемая формулировка обрела конкретное содержание: в президентский указ 2008 года были внесены изменения, снимающие ограничения на право получения квартир в зависимости от времени постановки ветерана на очередь.

По данным Министерства регионального развития, после 1 марта 2005 года на очередь встали более 46 тыс. человек. Однако значительной части ветеранов в постановке на учет было просто отказано.

Дело в том, что на местах руководствовались не столько законом о ветеранах, сколько Жилищным кодексом, согласно статье 49 которого, чтобы встать на учет в качестве нуждающихся в жилье, гражданам необходимо доказывать, что они являются малоимущими.

Тот факт, что ветеран, получающий пенсию, превышающую прожиточный минимум, и даже имеющий в собственности старенькие «Жигули», ни при каких условиях не сможет приобрести нормальную квартиру, в расчет не брался.

Правда, незначительная часть регионов по отношению к ветеранам руководствовалась собственными нормативными актами. Так, в Москве критерий малоимущности для постановки на жилищный учет к участникам ВОВ и их вдовам не применяется.

Нет ограничений и по времени постановки ветерана на очередь. Нуждающимися в улучшении жилья в Москве признаются все ветераны, проживающие в столице последние 10 лет, имеющие менее 10 кв.

метров площади жилого помещения на человека и не ухудшавшие в последние пять лет своих жилищных условий.

Впрочем, нельзя перекладывать всю ответственность только на региональные власти, говорят эксперты.

По мнению члена комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике Мосгордумы Андрея Клычкова, далеко не у всех регионов имелись такие нормативные обоснования, как у Москвы. И местные власти, для которых, в первую очередь, стоял вопрос об исполнении федерального законодательства, вполне обоснованно опасались обвинений в нецелевом использовании средств.

Кроме того, в соответствии все с той же статьей 49 Жилищного кодекса, на учет в качестве нуждающихся в жилье могут быть поставлены не только неимущие граждане, но и другие категории граждан – признанные федеральным законом, указом президента России или законом субъекта федерации нуждающимися в жилье. Но в касающемся ветеранов указе президента с мая 2008 года по январь 2010 года числились лишь ветераны, вставшие на учет до марта 2005 года, а о малоимущности вообще не было ни слова.

Как бы то ни было, последние полтора года жалобы от ветеранов ВОВ потоком шли в администрацию президента, а сюжеты о нечеловеческих условиях проживания стариков и нарушении их прав при обращении за помощью не сходили с газетных полос и телеэкранов.

В итоге были внесены изменения в указ об обеспечении ветеранов Великой Отечественной войны жильем, а в середине февраля Медведев поручил своей администрации устранить и противоречия в законодательстве, препятствующие его исполнению.

30 марта премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение о выделении 34,5 млрд рублей на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны в год 65-летия Победы.

(Ранее министр регионального развития Виктор Басаргин просил на обеспечение жильем уже стоящих в очереди ветеранов 18,9 млрд рублей.)

Путин потребовал от Министерства регионального развития следить за ходом предоставления жилья ветеранам, а Басаргин сказал, что многие чиновники за срыв программы «могут поплатиться своим рабочим местом».

«Я это впрямую говорю не только относительно чиновников регионального, но и федерального уровня, то есть здесь не будет исключений», — заявил министр.

На этой неделе инспекторы Минрегиона уже посетили несколько проблемных областей.

Параллельно то, как на местах соблюдаются права ветеранов, желающих встать на жилищный учет, проверила и Генпрокуратура. В итоге в адрес региональных и местных органов власти было внесено почти 2 тыс. представлений и принесено 360 протестов на незаконные правовые акты, возбуждено 23 дела об административном правонарушении, и 223 иска было направлено в суды.

Среди основных обнаруженных при проверке нарушений – превышение установленного срока рассмотрения заявлений и требование от ветеранов при подаче ими заявлений о постановке на жилищный учет документов, не предусмотренных законодательством.

На самом деле нарушений гораздо больше. Так, ряд регионов предлагал ветеранам не квартиры, а лишь частичную их оплату. Например, ветерану из Рыбинска Ярославской области, чтобы получить квартиру, год назад пришлось доплачивать 400 тыс. рублей к выделенным бюджетом 600 тыс. рублей.

В июне 2009 года президент подписал изменения в закон «О ветеранах», увеличившие с 22 до 36 кв.

метров норматив общей площади жилья, исходя из которого, определяется объем средств, предусматриваемых в федеральном бюджете для бюджетов субъектов России на реализацию полномочий по обеспечению жильем ветеранов.

После этого планка регионального минимума была поднята до 1 млн рублей — но тем, кто уже использовал свое право на квартиру, доплату не возместили.

По мнению эксперта в области жилищного законодательства, депутата Госдумы Галины Хованской, придать закону обратную силу в таких случаях теперь сможет лишь специальный распорядительный документ губернатора или местных органов законодательной власти. Однако сама проблема от этого никуда не денется.

«Дело в том, что стоимость квадратного метра жилья занижена и нигде не соответствует рыночной стоимости, — объяснила Хованская. – И на выделяемые средства ничего, кроме комнаты в коммуналке, не купишь.

Читайте также:  Что делать с соседями, которые курят на лестничной площадке?

Правильнее было бы пересмотреть именно цену квадратного метра, но тогда это будет работать для всех категорий граждан, имеющих право на господдержку, – военнослужащих, инвалидов, северян, чернобыльцев».

По ее мнению, увеличение норматива жилплощади для ветеранов было предпринято именно для того, чтобы «выкрутиться» в ситуации с ветеранами, не увеличив при этом размеры жилищных сертификатов других льготных категорий.

Кроме того, в стране остается еще множество ветеранов, проживающих на «большой» площади, но в аварийных квартирах или домах безо всяких удобств. Согласно постановлению правительства №47, степень благоустройства жилья определяется межведомственными комиссиями.

(Стандарты благоустройства, несоответствие которым является основанием для постановки на учет, имеются лишь в единицах регионов.) И здесь признание людей нуждающимися в улучшении жилищных условий целиком зависит от практически субъективной оценки местных чиновников.

«Ограниченные в средствах местные чиновники сплошь и рядом отказывают по формальным признакам ветеранам, проживающим зачастую в совершенно непригодном для этого жилье и не имеющим ни малейших условий что-либо изменить, — считает Клычков. – И лишь после того, как на них обращают внимание СМИ, решают проблему в частном порядке. Но проблема эта – не частная, и заниматься ею надо комплексно».

Прокуратура Иркутской области: О праве вдов ветеранов Великой Отечественной войны на получение социальной поддержки на улучшение жилищных условий

Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.

2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (п. 1).

В силу подпункта «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.

1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно пункту 2 статьи 21 указанного Закона супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.

По смыслу данного закона, направленного на укрепление гарантий социальной поддержки семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, право на меры социальной поддержки, дополнительно к указанным ранее, приобрели и супруги умерших участников ВОВ. Указанным законом расширен и уточнен круг членов семей ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, которым предоставляются меры социальной поддержки.

Согласно пункту 3.1 статьи 23.

2 Федерального закона «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан (в том числе, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

Согласно статье 23.2. Федерального закона от 12.01.1995 N5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что необходимым условием реализации права на получение указанной социальной выплаты является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет.

Согласно п.3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Требования к жилому помещению установлены в разделе II, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение).

Вместе с тем, каких-либо условий об обязательности признания жилого помещения непригодным для проживания названная норма (п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ) не содержит.

Из анализа Положения, определяющего требования к жилому помещению и основания, по которым оно признается непригодным для проживания, во взаимосвязи с п.3 ч.1ст.

51 ЖК РФ, следует, что жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и жилое помещение, не отвечающее установленным для жилых помещений требованиям, не являются равнозначными понятиями, последнее понятие более широкое, поскольку несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений, не предполагает обязательного признания жилого помещения непригодным для проживания.

  • В преамбуле ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
  • Вместе с тем в практической деятельности встречаются случая отказа органов государственной власти в предоставлении указанной меры социальной поддержки.
  • Так, прокуратурой Слюдянского района проведена проверка законности отказа ОГКУ «Управления социальной защиты населения по Слюдянскому району» вдове ветерана Великой Отечественной войны в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильём.

Установлено, что в соответствии с удостоверением, выданным ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району», жительница города Слюдянки, является членом семьи погибшего инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий в соответствии с пп.3 п.2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». Вместе с тем 15 августа 2019 ей было отказано в предоставлении меры социальной поддержки по причине прохождения мужем военной службы в воинских частях, не входивших в состав действующей армии.

Вдова ветерана ВОВ не имеет собственного жилья, проживала в доме дочери, который был уничтожен огнём 9 мая 2018 года.

Возникшие между сторонами правоотношения по обеспечению вдовы участника ВОВ жильем за счет средств федерального бюджета, в полном объеме регулируются подпунктом 4 п. 1 и п. 2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Вместе с тем, отказывая в предоставлении меры социальной поддержки органы социальной защиты не учли, что право вдовы ветерана на обеспечение жильем производно от права ее умершего супруга, ветерана Великой Отечественной войны, по причине прохождения военной службы в воинской части, не входившей в состав действующей армии и не может быть больше по объему.

Каких-либо дополнительных условий и ограничений для предоставления предусмотренных данными нормами права мер социальной поддержки супруге умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, ни Указ Президента Российской Федерации N 714 от 7 мая 2008 г., ни Федеральный закон «О ветеранах» не содержат. Данные меры социальной поддержки супруги умерших участников Великой Отечественной войны приобрели дополнительно к ранее установленным.

В целях восстановления прав вдовы ветерана Великой Отечественной войны прокурором района в Слюдянский районный суд направлено исковое заявление.

Удовлетворяя требования прокурора, суд пришёл к выводу, что право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на улучшение жилищных условий, как вдовы участника ВОВ, нарушены и подлежат восстановлению путем признания незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, обязании ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Слюдянскому району» признать право на меру социальной поддержки по обеспечению жильём, обязании министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области произвести вдове ветерана ВОВ социальную выплату за счёт федерального бюджета.

Заместитель прокурора Слюдянского района                           Хамаганов А.И.

Вдовы участников Великой Отечественной войны в Приамурье получат жильё

  • Благовещенск, 11 марта 2020, 06:55 — REGNUM Семь вдов участников войны из Приамурья получат жильё, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе областного правительства.
  • Власти Ростовской области обеспечили жильём 243 ветерана войны
  • На приобретение квартир необходимо порядка 15 млн рублей, средства для этой цели планирует выделить Минстрой России: соответствующие документы представлены региональным министерством социальной защиты.

В 2019 году новое жильё в Приамурье получили два ветерана Великой Отечественной войны и 8 вдов участников войны. В настоящее время в качестве нуждающихся в улучшении условий проживания участников Великой Отечественной войны в Приамурье нет.

«Обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны идёт в рамках реализации Указа президента. В Приамурье с 2008 года улучшить жилищные условия успели 2209 ветеранов и вдов ветеранов», — пояснили в пресс-службе.

Как сообщало ИА REGNUM, в Ростовской области 243 ветерана Великой Отечественной войны получили новое жильё.

Читайте развитие сюжета: Прокуратура потребовала решить жилищный вопрос ветерана в Самарской области

История вопроса

В Российской Федерации установлены льготы для ветеранов Великой Отечественной войны (ВОВ) и для ветеранов боевых действий в других военных конфликтах. К ветеранам ВОВ, кроме участников собственно боевых действий в период 1941-1945 годов, приравниваются также лица, работавшие во время войны в тылу, на транспорте, а также занимавшиеся сбором неразорвавшихся боеприпасов. Ветераны ВОВ имеют льготы при получении жилья и 50% скидку по оплате услуг ЖКХ, льготы по пенсионному обеспечению и медицинскому обслуживанию, внеочередное обслуживание в различных учреждениях, при установке телефона и т.п. Дополнительно – 50% скидку на печное топливо с доставкой к дому, преимущество при приобретении билетов на транспорт, внеочередное обслуживание в магазинах. Жители блокадного Ленинграда имеют право на бесплатную ежегодную путёвку в санаторий. Согласно Федеральному закону № 5 «О ветеранах» ветеранам боевых действий положены бесплатное жильё, 50% скидка на услуги ЖКХ, льготы и компенсации на медицинское обслуживание и транспорт, дополнительные отпуска, льготы при приёме и обучении в ВУЗах, внеочередное получение дачных участков. Также им положены налоговые льготы. Лицам, удостоенным звания «Ветеран труда» предоставляются льготы по оплате услуг ЖКХ и приобретению социально значимых товаров, субсидии на лекарства и бесплатное санаторно-курортное лечение, 50%-ая оплата некоторых видов транспорта.

Читайте также:  Полагается ли отпуск после декретного отпуска?

Из практики адвоката Рожкова В.Ф. Адвокат отстоял в суде жилищные права вдовы ветерана ВОВ

Согласно Указу Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (от 07.05.

08 № 714) квадратными метрами должны быть обеспечены за счет госказны нуждающиеся в жилплощади ветераны (а так же члены семей погибших участников войны и так далее). Но на деле не все так просто.

Одни ветераны получают квартиру без проблем, а другим приходится отстаивать свое право в суде.

Адвокатам регулярно приходится сталкиваться с грубейшим нарушением законодательства в данном вопросе со стороны чиновников и отстаивать интересы ветеранов ВОВ и членов их семей в судебном порядке.

История вдовы ветерана Ч. из с. Знаменское Орловской области, интересы которой представлял адвокат Знаменского филиала Орловской областной коллегии адвокатов Рожков В.Ф.

, не является исключением, но, благодаря грамотной и эффективной работе адвоката, закончилась благополучно.

Знаменский районный суд Орловской области признал право вдовы ветерана ВОВ на получение благоустроенного жилого помещения за счет средств федерального бюджета, согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Публикуем Решение Знаменского районного суда Орловской области от 25 августа 2011 г. № 2-50/2011.

  •                                                                                                                                                           Дело №2-50/2011
  • РЕШЕНИЕ
  • ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • 25 августа 2011 года                                                                с. Знаменское
  • Знаменский районный суд Орловской области в составе:

Председательствующего — и.о. судьи Знаменского районного суда Воропаевой Н.А.

при секретаре Матюхиной Т.В.,

с участием

истицы Ч.,

представителя истицы по доверенности Рожкова В.Ф.,

представителя   ответчика  Администрации   Знаменского   сельского   поселения Знаменского района Орловской области по доверенности Линьковой Е.В., представителя   соответчика  Администрации   Знаменского   района   Орловской области по доверенности Мисюрина В.В.

рассмотрев в открытом  судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому   заявлению       Ч.

   к   Администрации Знаменского    сельского    поселения    Орловской    области,    Администрации Знаменского    района    Орловской    области,    Департаменту    строительства, транспорта  и  ЖКХ   Орловской   области,   Департаменту   здравоохранения   и социального развития Орловской области о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании    права    на    получение    благоустроенного    жилого    помещения, возложении обязанности поставить на учёт ,

УСТАНОВИЛ:

Ч. обратилась в суд с иском к Администрации Знаменского сельского поселения Знаменского района Орловской области о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающейся улучшении жилищных условий, признании права на получение благоустроенного жилого помещения, возложении обязанности поставить на учёт на получение благоустроенного жилого помещения.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 20 августа 2014 г. по делу N 33-4792-2014 (ключевые темы: инвалиды великой отечественной войны

Апелляционное определение СК по гражданским делам Оренбургского областного суда от 20 августа 2014 г. по делу N 33-4792-2014

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Анненковой К.К.,

судей Васякина А.Н., Ухановой Т.М.,

при секретаре Ермакович З.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ягфаровой Н.З. на решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 03 апреля 2014 года по делу по иску Ягфаровой Н.З.

к администрации города Сакмарского района Оренбургской области о признании незаконным решения, включении в районный список участников, инвалидов ВОВ и приравненных к ним лиц, нуждающихся в жилищных условиях,

УСТАНОВИЛА:

Ягфарова Н.З., 00 года рождения, обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что является вдовой участника Великой Отечественной Войны Г. проживает в комнате площадью 10 кв.м., в (адрес) по договору найма комнаты от (дата) года.

Отношения с другими лицами, проживающими в данном доме, у нее не сложились, совместного хозяйства с ними не ведет, одной семьей не являются. Условия проживания истца тяжелые, помещение небольшое, отсутствует водопровод, горячая вода, туалет находится на улице.

Собственного жилья не имеет возможности приобрести, ввиду отсутствия материальных средств.

Распоряжением N от (дата) администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет Сакмарского района она, как вдова участника ВОВ, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Решением заседания комиссии по учету граждан в предоставлении жилых помещений от (дата) администрации МО Сакмарский район ей отказано во включении в районный список участников ВОВ, инвалидов ВОВ и членов семей погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, нуждающихся в жилых помещениях, а также принято решение не направлять учетное дело в Министерство социального развития Оренбургской области для решения вопроса о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.

Полагает отказ администрации МО Сакмарский район во включении в районный список участников ВОВ, инвалидов ВОВ и членов семей погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, нуждающихся в жилых помещениях, незаконным и необоснованным, поскольку в полномочия администрации Сакмарского района не входит рассмотрение вопроса об обоснованности принятия администрацией Татаро -Каргалинского сельсовета решения о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. Необходимые документы были представлены, ответчик не вправе отказывать во включении ее в список участников, инвалидов ВОВ и приравненных к ним лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Просила признать незаконным решение администрации МО Сакмарский район Оренбургской области от (дата) об отказе во включении в районный список участников ВОВ, инвалидов ВОВ и членов семей погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, нуждающихся в жилых помещениях, и возложить обязанность на администрацию МО Сакмарский район Оренбургской области включить в список участников ВОВ, инвалидов ВОВ и членов семей погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, нуждающихся в жилых помещениях.

Определением судьи от 25.02.2014 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МО Татаро-Каргалинский сельсовет Сакмарского района Оренбургской области.

В судебном заседании Ягфарова Н.З., третье лицо — представитель администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет Сакмарского района не присутствовали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в письменном заявлении Ягфарова Н.З. поддержала исковые требования в полном объеме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца Ягфаровой Н.З. — Кинтаев А.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика — администрации МО Сакмарский район Оренбургской области Старцев И.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что решение жилищной инспекции законное и обоснованное, принятое в пределах полномочий и в соответствии с законом.

Решением суда от 03 апреля 2014 года в удовлетворении исковых требований Ягфаровой Н.З. отказано.

В апелляционной жалобе Ягфарова Н.З., в лице своего представителя Кинтаева А.Б., действующего на основании доверенности, просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В суд апелляционной инстанции Ягфарова Н.З.

, третье лицо — представитель администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет Сакмарского района не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, в письменных заявлениях истец, третье лицо просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель ответчика администрации муниципального образования Сакмарский район Оренбургской области в судебное заседание не явился, о месте и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав доклад судьи Анненковой К.К., пояснения представителя Ягфаровой Н.З. Кинтаева А.Б., действующего на основании доверенности, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе членов семьи погибших участников Великой Отечественной войны, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, без ограничения срока постановки на учет закреплено Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N5 — ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.

Необходимым условием реализации данного права является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет.

В силу ст.

51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пп.2 ч.1).

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с решением Совета депутатов Татаро-Каргалинского сельсовета Сакмарского района Оренбургской области N89 от 05 июля 2012 года, учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 11 кв.м. общей площади на одного человека.

Как следует из материалов дела, Ягфарова Н.З., (дата) года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалидом 0 группы и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года N5 — ФЗ «О ветеранах».

Распоряжением N от (дата) администрации МО Татаро-Каргалинский сельсовет Сакмарского района истец, как вдова инвалида участника ВОВ, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Читайте также:  Как уговорить подписать брачный договор вторую половину?

Решением заседания жилищной комиссии по учету граждан в предоставлении жилых помещений от (дата) администрации МО Сакмарский район Ягфаровой Н.З.

отказано во включении в районный список участников ВОВ, инвалидов ВОВ и членов семей погибших (умерших) участников и инвалидов ВОВ, нуждающихся в жилых помещениях, рекомендовано администрации Татаро-Каргалинский сельсовета снять Ягфарову Н.З.

с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с отсутствием у нее основания состоять на учете.

Основанием для принятия указанного решения явилось обстоятельство обеспеченности истца более учетной нормы, установленной на территории Татаро-Каргалинского сельсовета. При этом жилищная комиссия исходила из того, что по условиям договора найма от (дата) года, заключенного между Ахметовым Р.П. и Ягфаровой Н.З.

, последняя принимает в пользование одну изолированную комнату площадью 11 кв.м в жилом доме, принадлежащем ее сыну Ахметову Р.П. на праве собственности, общей площадью 00 кв.м.

Заключение указанного договора найма является намеренным ухудшением жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Судом установлено, что на момент рассмотрения спора Ягфарова Н.З. зарегистрирована и проживает в одноэтажном жилом доме (адрес) (ранее до 2005 года принадлежащем ей), совместно с семьей сына Ахметова Р.П. (собственником указанного дома), Г. , Р. , Б.И. , Б.Ю. , Б.А. , Б.В.

Общая площадь жилого дома составляет 00 кв.м., что свидетельствует об обеспеченности истца жилым помещением (16,7 кв.м.) в размере свыше учетной нормы, установленной на территории Татаро-Каргалинского сельсовета Оренбургской области.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Ягфаровой Н.З.

, суд первой инстанции правильно установил правоотношения между участниками спора и применил нормы материального права, подлежащие применению, пришел к обоснованному выводу о том, что истец, являясь членом семьи собственника жилого помещения, в настоящее время обеспечена жилой площадью, превышающей установленную норму общей площади жилого помещения, в связи с чем оснований для включения истца в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по категории «вдова участника Великой Отечественной войны» не имеется.

Суд первой инстанции руководствуясь правилами «Порядка предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны», утвержденными Постановлением Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 N 72-п (далее Порядок) и учитывая отсутствие у истца права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, обосновано признал решение администрации Сакмарского района Оренбургской области об отказе включения Ягфаровой Н.З. в сводный список участников, инвалидов ВОВ и приравненных к ним лиц, нуждающихся в жилых помещениях, претендующих на получение единовременной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета законным, принятым органом местного самоуправления в рамках предоставленных полномочий.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и учитывает, что органом местного самоуправления в рамках вышеуказанного Порядка, вопреки доводам апелляционной жалобы, с учетом п.

7, 15, 16, 19 Порядка является городской округ или муниципальный район, который несет ответственность за обоснованность постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и вправе принимать решения в пределах имеющихся полномочий.

Довод апеллянта в жалобе о несогласии с выводом суда о том, что истец в жилом помещении проживает в качестве члена семьи собственника жилья, судебная коллегия не может принять во внимание при оценке законности обжалуемого решения.

Круг лиц, являющихся членами семьи собственника жилого помещения, определен частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ. К ним относятся супруг собственника жилого помещения, дети и родители данного собственника.

Суд первой инстанции,исходя из указанной нормы Жилищного кодекса РФ, учитывая, что Ягфарова Н.З. является матерью Ахметова Р.П.

— собственника жилого дома, площадь которого, приходящаяся на каждого члена семьи, свыше учетной нормы, установленной на территории Татаро-Каргалинского сельсовета, пришел к правомерному выводу о наличии законных оснований для вынесения МО администрацией Сакмарский район, в пределах своих полномочий, решения о не включении Ягфаровой Н.З.

в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как соответствующее нормам жилищного законодательства, регулирующего вопросы признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановки их на учет для получения жилья.

На основании совокупности представленных доказательств, в том числе показаний свидетелей, суд установил, что при раздельном питании истца с семьей собственника, Ягфарова Н.З.

пользуется местами общего пользования в доме, предметами быта, сын истца (собственник дома) проявляет заботу и оказывает помощь Ягфаровой Н.З.

, которая ей принимается, что не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений.

Довод жалобы об ином расчете уровня обеспеченности Ягфаровой Н.З. жилой площадью без учета площади веранды и подвала жилого дома, судебная коллегия считает основанным на неверном толковании норм материального права, поскольку в силу п.2 ч.1 ст.

51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях учитывается именно размер общей площади жилого помещения на одного члена семьи при определении уровня обеспеченности жильем. В свидетельстве о государственной регистрации права от (дата) (л.д.83) сведения о полезной площади жилого дома указаны — 00 кв.м.

, поэтому расчет учетной нормы, приходящейся на долю истца, судом произведен правильно.

Судебная коллегия считает несостоятельными доводы апелляционной жалобы о несогласии с оценкой доказательств, в том числе показаний свидетелей.

Судом первой инстанции при разрешении исковых требований учтены все представленные сторонами доказательства, которым дана надлежащая оценка по правилам ст.

67 ГПК РФ, оснований для иной оценки доказательств по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Учитывая требования закона, а также установленные судом обстоятельства, судебная коллегия считает, что суд принял необходимые меры для полного и объективного установления обстоятельств дела, представленных сторонами доказательств было достаточно для правильного определения юридически значимых обстоятельств и разрешения спора.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что в апелляционной жалобе не приводится доводов, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ могут являться поводом для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сакмарского районного суда Оренбургской области от 03 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ягфаровой Н.З. — без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи:

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Социальная защита ветеранов, инвалидов и участников ВОВ

Горячева Валентина Ивановна

Моя мама ветеран ВОВ, инвалид II группы, вдова умершего участника ВОВ, проживает по адресу: Ниж. обл., дер. Журелейка, Ардатовского р-на, Малова Прасковья Ивановна, 1926 г. р.

Живёт в деревянном доме без условий, вдали от районного центра. Я бы хотела спросить, возможно ли бесплатно провести до её дома газовую линию (70м). Или обменять её дом на квартиру.

На платной основе она улучшить жилищные условия себе позволить не может. Заранее спасибо за ответ.

В целях обеспечения социальной поддержки малоимущих граждан и повышения доступности услуг по газификации Правительством Нижегородской области принято постановление от 06.07.2007 № 221 «О мерах социальной поддержки малоимущих граждан при газификации домовладений», которым установлены следующие меры социальной поддержки на газификацию домовладений:

— социальная выплата на газификацию домовладений в размере 15 тыс. руб.;

—  льготный целевой кредит в размере не более 45 тыс. руб. сроком до 5 лет.

Право на получение указанных мер социальной поддержки имеют один из собственников жилых помещений или нанимателей жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде на территории Нижегородской области, зарегистрированных в данных помещениях в установленном порядке по месту жительства и фактически в них проживающих, из числа малоимущих граждан Российской Федерации, имеющих среднедушевой доход семьи, не превышающий величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Нижегородской области на дату обращения за назначением социальной выплаты.

Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за IY квартал 2009 г. установлена Правительством Нижегородской области в размере 5040 руб.

По информации территориального органа министерства социальной политики Нижегородской области (управления социальной защиты населения) Ардатовского района среднедушевой доход Маловой П.И. составляет 13060,03 руб.

Поскольку среднедушевой доход Маловой П.И. превышает величину прожиточного минимума, установленную Правительством Нижегородской области, предоставить ей социальную выплату на газификацию домовладения по данному постановлению не представляется возможным.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями от 21.12.2009 г.) ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение меры государственной поддержки, направленной на улучшение жилищных условий, за счет средств федерального бюджета.

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях производится органами местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (ст. 51 ЖК РФ). При этом учитывается общая площадь жилого помещения, в отношении которого гражданин является нанимателем или собственником. Признание участников Великой Отечественной войны малоимущими, в целях улучшения жилищных условий, не требуется.

Учетная норма площади жилого помещения для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается органом местного самоуправления.

Также сообщаем, что одним из оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий является проживание указанных лиц в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания.

В связи с этим, Маловой П.И. необходимо обратиться в администрацию Ардатовского района Нижегородской области для получения перечня документов, который необходимо будет представить для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В случае признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, Малова П.И. будет иметь право на получение меры государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Ссылка на основную публикацию