V. Признание и правопреемство в международном праве

Основной признак государства как субъекта международного права и его основное качество – государственный суверенитет. Государство становится субъектом международного права с момента его появления на международной арене.

Международная правосубъектность государства не зависит от его признания другими государствами, однако признание является фактом большого юридического и политического значения.

Оно позволяет новому государству эффективно реализовать свою международную правосубъектность.

В международном праве выделяются традиционный (признание государства) и предварительный (признание НБН, восставшей и воюющей стороны, организаций сопротивления, правительства в изгнании) виды признания. Различают две формы признания государств:

официальное, юридическое де-юре и де-факто. Признание де-юре представляет собой признание в полном объеме, сопровождающееся установлением дипломатических отношений. Признание де-факто – особая форма юридического признания. Это

1) неполное признание, имеющее временный и переходный к де-юре характер, сопровождающееся установлением консульских отношений. До уровня дипломатических установленные отношения не доводятся;

2) неофициальное, фактическое. Такое признание предполагает установление контактов на различных уровнях. Официальные отношения не устанавливаются

Международно-правовое преемство, или правопреемство государств, – это переход международных прав и обязанностей от одного государства к другому.

Кодификация института правопреемства в международном праве произведена в Венских конвенциях о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.

) и о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.).

Объектами правопреемства государств являются государственные границы (территория), государственная собственность, государственные архивы, государственные долги, участие в международных договорах, членство в международных организациях. Основу правопреемства составляет юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права.

В случае правопреемства при возникновении нового государства в результате социальной революции к государству-преемнику полностью переходит территория государства-предшественника, а также государственная собственность и государственные архивы.

Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что правопреемство не должно затрагивать интересы кредиторов государства. По общему правилу в случае социальной революции государство-преемник наследует долги государства-предшественника. Венская конвенция 1978 г.

устанавливает общее правило, согласно которому новое государство не обязано участвовать в международных договорах своего предшественника. Участие в международных соглашениях полностью зависит от суверенной воли государства-преемника.

Аналогично решается вопрос о членстве в международных организациях.

В случае возникновения нового государства в результате деколонизации в соответствии с Венской конвенцией 1978 г. действует принцип, по которому новое независимое государство не связано ничем, что от его имени совершено правительством бывшей метрополии.

V. Признание и правопреемство в международном праве

Государственная собственность полностью переходит в распоряжение нового государства.

Государственные архивы – это часть государственной собственности, правила их правопреемства аналогичны правилам правопреемства государственной собственности.

Архивы, касающиеся бывшей колонии, могут принадлежать бывшей метрополии. Разделение архивов должно быть основано на принципе справедливости с учетом равного права всех на информацию.

Бывшая метрополия обязана передать новому независимому государству достоверные архивные сведения.

Государственный долг не переходит на бывшую колонию, так как считается, что это обязательство бывшей метрополии. Поскольку колония по определению не является членом международных организаций и участником международных договоров, то эти проблемы в данной ситуации не возникают.

Правопреемство при объединении государств возникает тогда, когда два или несколько государств объединяются и образуют одно новое. Государственные границы новые, в соответствии с территорией объединившихся государств.

Государственная собственность и государственные архивы переходят новому государству. Венская конвенция 1983 г. устанавливает, что долги всех государств-предшественников переходят к государству-преемнику.

Вопросы участия в международных договорах и членства в международных организациях решаются односторонним волеизъявлением нового государства.

В случае правопреемства при частичных изменениях государственной территории на переданной территории начинают действовать международные договоры того государства, к которому она перешла (то же самое относится к членству в международных организациях).

Государственные долги, как правило, за каждым государством остаются собственные. Если долг касается передаваемой территории, то этот вопрос решается на основе взаимной договоренности государств.

По общему правилу судьба государственной собственности и государственных архивов передаваемой территории решается по взаимной договоренности между двумя государствами.

Для случая правопреемства при разделении государства и образовании на его территории двух и более независимых государств Венская конвенция 1978 г.

содержит общее правило: когда часть территории отделяется и возникает новое независимое государство, то международные договоры сохраняют свою силу и для нового государства, и для того, из состава которого оно выделилось. Что касается членства в международных организациях, то этот вопрос в конвенциях не урегулирован.

Международная практика показывает, что старое («материнское») государство продолжает свое членство в организациях, а отделившееся государство вступает в них как новый субъект международного права.

Государственная собственность – и движимое, и недвижимое имущество, находящееся на территории отделившейся части, – поступает в распоряжение нового государства.

Государственные архивы, относящиеся к отделившейся части, должны быть переданы новому государству в соответствии с принципами справедливости и равного права всех на информацию.

Государственный долг должен быть поделен между «материнским» государством и отделившейся частью в соответствующих пропорциях. Государственные границы устанавливаются новые, в соответствии со спецификой разделения государств.

V. Признание и правопреемство в международном праве

Международное правопреемство

Международно-правовое признание

Международно-правовое признание – это акт признающего государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права, с которым признающее государство считает необходимым установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

Признание обычно выражается в том, что государства обращаются к первым лицам нового государства с заявлением о признании данного государства в качестве субъекта международного права и их желании установить с ними дипломатические и иные отношения в полном объеме. Вместе с тем следует отметить, что признание не создает нового субъекта международного права. Существуют три вида международно-правового признания.

Первый среди них — признание de jure,т.е. полное, юридическое, официальное признание, которое влечет за собой установление дипломатических отношений.

Второй вид признания — признание de facto, т.е. фактическое. Оно происходит тогда, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда признаваемое государство считает себя временным образованием.

Третий вид признания – признание ad hoс,т.е. временное или разовое признание, признание для данного случая, для определенной цели.

В науке международного права есть две теории международно-правового признания государств:конститутивная и декларативная. Сторонники конститутивной теории – Л. Оппенгейм, Г. Лаутерпахт, Д. Анцилотти, М. Бастид, Г.

Кельзен и другие — считают, что если нет признания, нет и субъекта международного права.

Эта теория отрицает тот факт, что государство еще до признания его субъектом международного права другими государствами имеет права и пользуется ими, а также выполняет свои международные обязательства, вытекающие из присущего ему суверенитета.

Сутьдекларативной теории, которой придерживается большинство юристов-международников, заключается в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права.

Вновь возникшее государство имеет право на международное признание.

Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважении суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Международное правопреемство – это переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения нового субъекта вместо старого. Правопреемство является одним из древнейших институтов международного права.

Понятие полного правопреемства ввел голландский ученый Гуго Гроций. Его развил швейцарец Э.

Ваттель, который отмечал, в частности, что государство-правопреемник обязано выплачивать долги, оставленные предшественником, другим государствам.

Науке международного права известны такие теории правопреемства государств, как универсальное правопреемство, частичное правопреемство, правопреемственность, неправопреемственность, tabula rasa, теория континуитета.

Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, переходящих к его правопреемнику.

Основное содержание частичного правопреемства сводится к тому, что государство-предшественник сохраняет такие договорные права и обязанности, которые не предполагают сохранения суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией. Государство-преемник не наследует таких прав и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении.

Читайте также:  Как рассчитать транспортный налог в 2021 году?

Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении государственного строя. Новое юридическое лицо принимает на себя права и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.

V. Признание и правопреемство в международном праве

Согласно теории неправопреемственности обязанности государства-предшественника не передаются государству-правопреемнику. Что касается прав, то они переходят в руки лица, вставшего во главе государства.

В соответствии с теорией tabula rasa («чистой доски») новое государство не связано с международными договорами государства-предшественника.

По теории континуитета, наоборот, все существующие договоры остаются в силе. Например, Россия в 1991 г. по договоренности с другими государствами – участниками СНГ провозгласила себя правопродолжателем СССР.

При континуитете нет необходимости признания со стороны иностранного государства и международной организации в качестве субъекта международного права. Достаточно признания факта правопродолжателя государства-предшественника.

Основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Согласно первой Конвенции, новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющийся объектом правопреемства государств. Это требование не применяется, если из договора следует, что применение этого договора в отношении нового независимого государства было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия. Однако если участие в многостороннем договоре любого другого государства требует согласия всех его участников, то новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника этого договора только при наличии этого согласия.

Делая уведомление о правопреемстве, новое независимое государство может, если это допускается договором, выразить свое согласие на обязательность для него лишь части договора или сделать выбор между различными его положениями. Уведомление о правопреемстве в отношении многостороннего договора делается в письменной форме.

  • Если объектом правопреемства государств является двусторонний договор, он считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, когда:
  • 1) они явственно об этом договорились;
  • 2) в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность.

В силу второй Конвенции переход государственной собственности государства-предшественника влечет за собой прекращение прав этого государства и возникновение прав государства-преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику. Как правило, переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации.

В случае передачи части территории другому государству переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними.

Если такого соглашения нет, то данный вопрос может быть решен двумя способами: 1) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику; 2) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику.

Говоря о долгах бывшего СССР, государства – участники СНГ договорились, что все долги бывшего Советского Союза возьмет на себя Российская Федерация.

Тогда же была достигнута договоренность, что все долги иностранных государств бывшему Советскому Союзу будут выплачиваться только Российской Федерации. Имея в виду некредитоспособность многих должников бывшего СССР, думается, это было не самое лучшее решение для России.

Тем не менее, все свои обязательства по выплате долгов другим государствам и коммерческим банкам Россия аккуратно выплачивает, нередко и досрочно, как это было, например, в 2006 году.

В указанной конвенции урегулированы и другие вопросы, связанные с переходом государственной собственности, государственных архивов, а также государственных долгов от государства-предшественника к государству-преемнику.

Признание и правопреемство в международном праве

С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания.

Признание в МП представляет собой международно-правовое действие субъекта МП, которым он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта МП.

Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и (или) международной правосубъектности.

Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания.

Признание означает, что государство признает новое государство как юридическое лицо со всеми правами и обязанностями, вытекающими из МП.

Возникающие на основе акта признания правоотношения существуют независимо от установления между признающим и признаваемым субъектом дипломатических, консульских или иных отношений.

Правоотношения признания и дипломатические, консульские правоотношения вытекают из различных норм МП.

Признание как юридический факт является базой для всех последующих отношений между субъектами МП; дипломатические и консульские отношения устанавливаются после признания.

В настоящее время существуют две теории признания (конститутивная и декларативная) и, соответственно, две формы поведения государств па международной арене.

По мнению сторонников конститутивной теории, признание обладает правообразующим значением; оно (и только оно) конституирует (создает) новых субъектов МП. Без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом МП. Такой позиции придерживаются некоторые западные державы.

С точки зрения представителей декларативной теории, признание лишь подтверждает правомерность каких-то определенных международно-правовых действий или событий.

Иными словами, признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами МП.

Статья 9 Устава Организации Американских Государств гласит: политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости.

Государства, как уже говорилось, обладают международной правосубъектностью в силу самого факта своего существования. Они могут пользоваться (и пользуются) международными правами и несут обязанности, вытекающие, в частности, из Устава ООН, независимо от их признания другими субъектами МП.

Конститутивная теория была широко распространена до Второй мировой войны. Затем большее распространение получила декларативная теория, которой сейчас и придерживается, в основном, значительное число международников, в том числе и российских.

Однако в последнее время в практике международного общения наблюдается возврат к конститутивной теории, когда непризнание новых государств со стороны ведущих держав мира означает фактическое невключение их в круг субъектов МП.

Данное обстоятельство во многом обусловлено распадом СССР и изменением соотношения сил на международной арене в пользу одной сверхдержавы — США.

Нужно сказать, что институт признания не кодифицирован: его образует группа международно-правовых норм, которые регулируют все стадии признания новых государств и правительств, включая юридические последствия признания.

В международных договорах и актах международных организаций содержатся лишь отдельные нормы о признании. Представляет, в частности, интерес решение Совета ЕС от 16 декабря 1991 г., на котором обсуждалось положение в СССР и в некоторых странах Восточной Европы.

Был определен общий подход стран ЕС к вопросу официального признания новых государств на территории СССР и в Восточной Европе и согласован следующие критерии официального признания: соблюдение положений Устава ООН и обязательств, принятых по Заключительному акту СБСЕ и Парижской хартии, особенно в том, что касается верховенства закона, демократии и прав человека; гарантии прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках СБСЕ; уважение нерушимости всех границ, которые не могут быть изменены иначе, как мирными средствами и с общего согласия; принятие всех соответствующих обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия, а также безопасности и региональной стабильности; обязательство разрешать по соглашению, в том числе предусматривая в случае необходимости обращение в арбитраж, все вопросы, касающиеся правопреемства государства и региональных споров. Не будут признаваться государства, возникающие в результате агрессии. Совет заявил, что уважение перечисленных принципов открывает возможности для установления дипломатических отношений, как от имени Сообществ, так и отдельными государствами-членами с оформлением этого факта соответствующими соглашениями.

Институт признания в МП — комплексный. Основной массив его норм содержится в праве международной правосубъектности, однако отдельные нормы зафиксированы в нраве международных договоров, праве международных организаций и др.

Таким образом, с точки зрения МП, акт признания является юридическим фактом, с которым МП связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений.

Читайте также:  Куда можно пожаловаться на черную зарплату у работодателя?

Признание и правопреемство государств

Признание – односторонний акт государства, посредством которого государство принимает (одобряет) определенную ситуацию, спровоцированную изменением в международных отношениях.

Правопреемство государств – это переход определенных прав и обязанностей от одного государства-субъекта международного права к другому.

[adsp-pro-1]

  • Декларативное признание – признание лишь подтверждает правомерность определенной уже возникшей ситуации, которая не требует обязательного признания;
  • Конститутивное признание – признание обладает правообразующим значением, например, без признания ведущих государств новое государство не может быть субъектом международного права.

Формы признания:

  • Де-юре – официально полное и окончательное признание;
  • Де-факто – официальное, но неполное признание.

Виды признания:

  • Признание государств – происходит, когда на международную арену выходит новое независимое государство (возникшее в результате революции, войны, объединения, раздела государств и т.п.) Основной критерий признания — независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти;
  • Признание правительств – происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем (гражданские войны, перевороты и т.п.).Основной критерий признания— эффективность (фактическое обладание государственной властью).

Теории правопреемства государств

  • Универсальная теория – государство-преемник полностью наследует права и обязанности, которые принадлежали государству-предшественнику;
  • Частичное правопреемство – государство-преемник частично наследует права и обязанности, которые принадлежали государству-предшественнику;
  • Негативная теория – государство-преемник начинает новые договорные отношения, все международные договоры государства-предшественника перестают действовать.

Виды правопреемства

  • Правопреемство в отношении международных договоров – новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении государства-предшественника;
  • Правопреемство в отношении государственной собственности – переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсаций (если иное не предусмотрено международными договорами);
  • Правопреемство в отношении государственных архивов – предполагает, что государственные архивы переходят к новому независимому государству от государства-предшественника полностью;
  • Правопреемство в отношении государственных долгов – зависит от вида государства-правопреемника.
    и др.

Правопреемство в международном праве, в том числе в отношении международных договоров

В целях укрепления мира и для осуществления международного сотрудничества главную роль играет последовательность в соблюдении субъектами международного права договоров, членства в международных организациях, обязательств по отношению к территориям. В первую очередь это касается государств, которые заключают международные договора или имеют обязательства.

Определение 1

Институт правопреемства в международном праве характеризуется сменой одного государств другим в процессе несения ответственности за международные отношения определенной территории.

Например, в 1992 году в ходе рассмотрения пограничного спора Гондураса и Сальвадора Международным Судом ООН было определено правопреемство стран в качестве одного из способов перехода территориального суверенитета от одной страны к другой.

Понятие «правопреемство» включает: предшественника (та страна, которая сменяется другой при правопреемстве) и правопреемника (страна, которая меняет предшественника). В основе возникновения правопреемства лежат передача доли территории другой стране, социальная революция, деколонизация, разделение (объединение) государств.

Регулирование правопреемства в МП

Длительный промежуток времени в основе института правопреемства лежали обычные нормы МП, но ближе к концу XX века в Вене были осуществлены международные конференции, касающиеся кодификации норм правопреемства.

В 1978 году была разработана Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, а в 1983 году Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, гос.

архивов и долгов.

Замечание 1

Эти документы так и не вступили в силу, а наша страна в них не участвует. Наряду с этим, нормы поведения, которые нашли отражение в Конвенциях, стали использоваться как международные обычаи.

Вопросы правопреемства также находятся под регулированием соглашений соответствующих стран (Договора ГДР и ФРГ, касающиеся строительства германского единства, Соглашение Республики Молдова и РФ, касающееся регулирования правопреемства по отношению к внешнему государственному долгу и активов бывшего Союза ССР и др.).

Замечание 2

Институт правопреемства в международной правовой системе имеет межотраслевой характер. Это обусловлено тем, что его нормы включены в право международной правосубъектности, международных организаций, нормы международных договоров и прочие источники международного права и др.

Объект правопреемства государств включает договоры, территории, собственность, долги и архивы государств, членство страны в международных организациях.

Правопреемство и международные договора

Правопреемство государств в отношении международных договоров затрагивалось в Венской конвенции 1978 года. Она регулировала правопреемство только по договорам, которые были заключены письменно и только между странами. Если рассматривать устные договоренности и договора между странами и другими международными субъектами, то в их отношении работают обычные нормы МП.

Можно выделить несколько правила правопреемства по отношению к договорам.

Если происходит деколонизация и создается новое независимое государство, то в действие вступает принцип «чистая доска» (tabula rasa), в соответствии с которым страна не связана договорами, которые были заключены бывшими державами в виде метрополий.

Замечание 3

Новая независимая страна не имеет в числе обязанностей сохранение какого-либо договора и не должна становиться его участником только по той причине, что в момент правопреемства договор имел силу.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Новая страна может становиться членом любого многостороннего договора, имевшего силу на территории правопреемства. Это осуществляется с помощью уведомления о правопреемстве.

Если до наступления момента правопреемства страна, которая являлась предшественником подписала договор при условии ратификации, принятия или утверждения, то в этом случае правопреемник может становиться участником договора путем его ратифицирования, принятия или утверждения, за исключением случаев несовместимости нового государства с объектами и целями договора.

В случае, когда часть территории страны становится частью территории другой страны, то в отношении нее происходит:

  • утрата силы договоров государства-предшественника, которые касаются территорий правопреемства;
  • приобретение силы договоров преемника в отношении территорий, которые являются объектом правопреемства (исключением являются случаи, когда из договора ясно или в нем установлено, что использование данного договора к рассматриваемой территории несовместимо с объектом и целями договорных отношений, что коренным образом меняет условия его действия).

Можно считать действующим двусторонний договор, находящийся в силе по отношению к территории — объекту правопреемства, для государства-преемника в случае, когда новое государство договаривается об этом с контрагентом или это следствие его поведения.

Если происходит объединение двух или нескольких стран, то осуществляется переход прав и обязательств по их договорам к правопреемнику. Это предусмотрено для случаев, если сторонами не установлено иного и если это не вступает в противоречие с объектом и целями договора.

Новое независимое государство вправе с помощью уведомления о правопреемстве произвести установку своего статуса в качестве договаривающейся страны в многостороннем договоре, который не вступил в силу.

Это предусмотрено, если в момент правопреемства государств предшественник являлся договаривающимся государством по отношению к территории, которая представляла собой объект правопреемства государства.

Замечание 4

Новая страна также имеет право с помощью уведомления установить статус участника многостороннего договора, вступившего в силу после наступления правопреемства, если в этот момент страна-предшественница являлась договаривающейся стороной в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства.

Читайте также:  Как вернуть ошибочный платёж в «Сбербанке»?

Если до наступления правопреемства предшественница подписывает многосторонний договор с условием ратификации, утверждения или принятия, выражая намерение распространения договора на территорию правопреемства, то новая независимая страна способна утвердить, принять или ратифицировать договор, как если бы подписала его сама. Этим способом она становится договаривающейся стороной или участницей данного договора.

Если из договорных положений, целей или объекта договора следует, что для участия в нем любой другой страны требуется согласие всех сторон, то новая страна вправе стать договаривающейся стороной или участником договора лишь в случае наличия подобного согласия.

Замечание 5

Если происходит отделение части территории и она присоединяется к другой стране, то предшествующие договоры продолжают быть в силе и для государства-правопреемника.

Двусторонний договор, имевший силу на момент правопреемства, можно считать находящимся в силе между новыми странами и другими государствами-участниками, в случаях: а) явной договоренности; или б) в силу своего поведения государства можно считать выразившими ее.

Действующий договор используется в отношениях между новой независимой страной и другой страной-участницей с момента правопреемства, если другое не вытекает из их соглашения или не устанавливается другим образом.

Особенную роль играют договоры о пограничном режиме. В 1969 году была принята Венская конвенция, касающаяся права международных договоров.

Она формирует положение, что коренные изменения обстоятельств не дают права ссылки на него с целью прекратить договор о границе.

Правопреемство не может затрагивать установленных в договорах границ, включая их режим, как не затрагивает и обязательства по отношению к пользованию территорией зарубежного государства.

Замечание 6

В отношении договоров правопреемства необходимы уведомления в письменном виде в адрес депозитария договора (его участникам).

Если нет подписи в уведомлении о правопреемстве со стороны главы государства, правительства или министра иностранных дел, то для представителя страны, который передает это уведомление, предлагается представление полномочий.

Если договор не предусматривает другое, то уведомление должно:

  • направляться новой страной депозитарию, а в случае его отсутствия участнику или договаривающимся государствам;
  • считаться сформированным новой страной с момента получения его депозитарием (участниками, договаривающимися странами).

Уведомление можно считать полученным страной, которой оно предназначено, на момент, когда депозитарий сообщает об этом.

Тема 4.1 Признание и правопреемство в международном праве

Теории соотношения международного права и национального права. Международное и внутригосударственное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы.

Влияние внутригосударственного права на международное право.

Международное право о соотношении с национальным правом. Внутригосударственное право о соотношении с международным правом. Институт исполнения норм международного права во внутреннем праве.

Место и роль норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Источники международного права и источники права Российской Федерации. Соотношение юридической силы норм международного и российского права в правовой системе Российской Федерации.

Юридические условия применения норм международного права во внутригосударственной сфере. Способы осуществления норм международного права на национальном уровне. Инкорпорация, ее признаки. Способ отсылки, его признаки.

Формы выполнения международных обязательств в Российской Федерации. Самоисполнимые и несамоисполнимые нормы международного права.

Понятие и формы реализации норм международного права. Соблюдение. Исполнение. Использование.

Содержание процесса реализации норм. Понятие механизма реализации норм международного права.

Внутригосударственный нормативный механизм реализации. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации.

Международный конвенционный механизм реализации. Международный институционный механизм реализации.

Раздел 5 Основные принципы международного права.

Тема 5.1 Понятие, источники основных принципов международного права.

Суверенное равенство государств. Невмешательство во внутренние дела. Равноправие и самоопределение народов. Неприменение силы или угрозы силой. Мирное урегулирование споров. Нерушимость границ. Территориальная целостность. Уважение прав человека и основных свобод. Добросовестное выполнение международных обязательств. Сотрудничество государств.

Раздел 6 Право международных договоров.

Тема 6.1 Понятие, источники права международных договоров.

Классификация международных договоров. Форма международного договора: язык, структура, наименование.

Стадии заключения международных договоров. Способы выражения согласия государств на обязательность договоров. Ратификация международных договоров. Договоры, подлежащие ратификации. Оговорки к договору. Отличие оговорки от заявления. Вступление договора в силу. Опубликование и регистрация договоров.

Действие договора во времени и пространстве. Договор и не участвующие в нем государства. Условия распространения прав и обязательств по договору на третьи государства.

Тема 6.2 Международный договор: понятие, признаки.

Юридические основания недействительности международных договоров. Процедура признания недействительности. Последствия недействительности.

Прекращение и приостановление действия договоров. Основания прекращения и приостановления, предусмотренные и непредусмотренные в договорах.

Толкование договоров. Заключение и исполнение международных договоров Российской Федерации. Заключение и исполнение международных соглашений Челябинской области.

Раздел 7 Международные организации и конференции.

Тема 7.1 Право международных организаций.

Понятие, источники права международных организаций. Виды международных организаций. Юридическая природа международных организаций. Функции международных организаций.

ООН: Устав, принципы, система органов. Генеральная Ассамблея ООН: состав, полномочия, место в системе органов, юридическая сила актов. Совет Безопасности ООН: состав, порядок принятия решений, юридическая сила актов, полномочия по мирному разрешению споров и по поддержанию международного мира. Разграничение компетенции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.

Специализированные учреждения ООН: понятие, виды и статус.

Региональные международные организации (общая характеристика). Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Европейский Союз. Совет Европы. Содружество Независимых Государств.

Раздел 8 Ответственность в международном праве.

2. Проблема признания и правопреемства в международном праве

  Изменения, непрерывно происходящие в мире воздействуют на состав субъектов международных отношений, в т.ч. субъектов международного права, а это вызывает, по крайней мере, два юридических вопроса:  — о признании новых субъектов международного права;  — о правопреемстве.

  Международно-правовое признание — это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной.  Такой стороной может быть:  — вновь возникшее государство;  — новое правительство;  — нация или НОД, борющиеся за независимость;  — восставшая или воюющая сторона;  — международная организация.

  Можно говорить о двух доктринах признания:   — конститутивная — признание рассматривается как конституирование нового субъекта МП;   — декларативная — признание есть констатация факта появления нового субъекта международного права.  Российское международное право всегда стояло и стоит на позициях декларативной доктрины признания.  Формы признания:  1.

Юридическое, которое выступает в двух видах:  — Де-юре — признание в полном объеме, когда устанавливаются официальные отношения, признается право государства распоряжаться своим имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, иммунитет от юрисдикции иностранных судов.

  — Де-факто — когда по соглашению устанавливаются отношения в одной из областей международных связей государств (консульские, торгово-экономические). Носит временный, переходный характер.  2. Фактическое, или признание a d hoc — признание в каждом конкретном случае и только для него. Эта форма признания не создает юридической базы для будущих отношений.

  Способы признания:  1. Явно выраженное.  2. Молчаливое (подразумеваемое).

  Юридические последствия признания:  — создание правовых условий для сотрудничества;  — возможность установления дипломатических отношений и заключения международных договоров;  — признание национального законодательства друг друга;  — наступление судебного иммунитета;  — решение вопросов правопреемства.

  Межгосударственным правопреемством называется переход международных прав и обязанностей одного государства к другому. Это может затрагивать и других субъектов МП, в частности, международные организации.  Вопросы преемства урегулированы в двух международных договорах:  1) Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г.

  2) Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.  Объектом правопреемства выступают:  — международные договоры;  — государственная собственность, долг, архивы;  — границы;  — членство в международных организациях.  Вопрос о правопреемстве возникает:  1. при появлении нового государства в результате социальной революции;  2. при деколонизации;  3. при разделении или отделении частей государства;  4. при объединении нескольких государств в единое;

  5. при частичных территориальных изменениях государства.

Вопросы:

  1. Дайте характеристику государству как основному субъекту международного права.  2. Покажите особенности международной правосубъектности международных организаций.  3. Международно-правовое признание и его формы.

  4. Правопреемство и его специфика.

  • Литература:
  •   № 1, 3, 34, 42, 47, 55, 60, 73, 82, 84.
Ссылка на основную публикацию