Должны ли повышать зарплату по законодательству?

Способы расчета размера повышения зарплаты

Должны ли повышать зарплату по законодательству?Статья 134 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя индексировать заработную плату в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Но ни в Трудовом кодексе РФ, ни в других законах не сказано – как эта государственная гарантия, предусмотренная статьей 130 Трудового кодекса РФ, должна реализовываться, как часто работодатель должен пересматривать размер зарплаты работников и на сколько должен повышать ее.

Верховный Суд РФ (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 за 2017 год утв. Президиумом ВС РФ 15.11.2017) считает, что индексацию зарплат можно не проводить, если их рост обеспечен иными способами.

К альтернативным способам Верховный суд относит увеличение окладов и выплату премий (ЛНА работодателя были установлены правила индексации, по которым она зависела от итогов работы компании за год. Так как плановые экономические показатели достигнуты не были, зарплаты не индексировались).

Вывод не касается государственных и муниципальных органов и учреждений.

АиФ предлагает следующий методику расчета повышения зарплат.

Для примера взяли продавца Елену с окладом 20 000 рублей в месяц. Сумма индексации зависит от уровня оклада сотрудника (неизменной части зарплаты) и инфляции.

Прибавку рассчитывают ежегодно в марте (то есть увеличенную зарплату начинают выплачивать с апреля), когда предприятие подводит финансовые итоги прошлого года.

Работодатель ежегодно должен закладывать в бюджете компании сумму на повышение зарплат согласно инфляции.

Вариант 1 – по факту

Для расчёта берётся официальная инфляция (данные Росстата) за прошедший год. К примеру, в марте 2011 г. учитывается инфляция с января по декабрь 2010 г. — 8,8%.
Сумма прибавки, руб. = сумма оклада, руб. х фактическая инфляция, %.
Расчёт: 20 000 х 8,8% = 1760 руб.

Итог: оклад Елены будет составлять 21 760 руб. до следующего перерасчёта в марте 2012 г. Для расчёта берётся прогноз инфляции, заложенный в бюджете на текущий год. К примеру, официальная предварительная оценка повышения цен на 2011 г. — 6,5%.
Сумма прибавки, руб. = сумма оклада, руб. х прогнозная инфляция, %.

Расчёт: 20 000 х 6,5% = 1300 руб.

Итог: оклад Елены будет составлять 21 300 руб. до следующего перерасчёта в марте 2012 г.

Если по итогам года (в нашем примере — 2011 г.) инфляция будет отличаться от предсказанной, то в 2012 г. перед проведением следующей индексации должны произвести перерасчёт зарплаты за прошедшие 12 месяцев.

Вариант 2 – по прогнозу

  1. Если инфляция по факту оказалась выше прогнозируемой.
    К примеру, реальное повышение цен в 2011 г. — 9%. Разница между прогнозами и реальными данными: 2,5%.
    Расчёт: 20 000 х 2,5% х 12 мес. = 6000 руб. — будет выплачено единоразово за март 2012 г.
  2. Если инфляция оказалась ниже прогнозируемой.

    К примеру, реальное повышение цен в 2011 г. — 5%. Разница между прогнозом и реальными данными — 1,5%.

    Расчёт: 20 000 х 1,5% х 12 мес. = 3600 руб. — единоразово отнимут от зарплаты за март 2012 г.

    Но это не будет большим ударом по бюджету работника, потому что в это же время оклад должны увеличить на уровень инфляции по прогнозу бюджета на 2012 г.

Вариант 3 – премиальный

Независимо от уровня инфляции работник, который в течение года не имел выговоров, необоснованных прогулов, получает единоразовую доплату в сумме от 50 до 100% от оклада в зависимости от стажа работы.

К примеру, отработавшим меньше 3 лет — 50%, от 3 до 5 лет — 70%, от 5 лет и более — 100%.
Плюс каждые 3 года фиксированная часть увеличивается на 5%.
Итог: первые 3 года работы Елена будет получать по 20 000 руб. ежемесячно плюс ежегодно разовую выплату 10 000 руб. (20 000 руб. х 50%).

После чего оклад вырастет до 21 000 руб. в месяц, ежегодная выплата составит 14 700 руб.

По мнению Верховного Суда РФ индексация — это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т. п.

При этом отсутствие специального локального нормативного акта о размере и сроках индексации в такой ситуации не является нарушением прав работника (определение Московского городского суда от 20 февраля 2018 г. № 33а-1094/2018, определение Смоленского областного суда от 10 ноября 2015 г. № 33-3972/2015, определение Краснодарского краевого суда от 20 августа 2015 г. № 33-17420/2015).

По мнению Омского областного суда, если работодатель платит премии, можно не проводить даже предусмотренную коллективным договором индексацию, поскольку положением об оплате труда работодателя предусмотрены различного рода стимулирующие выплаты, в частности, надбавки за профмастерство, премии по итогам месяца, доплаты за увеличение объемов производства. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что в спорный период работодателем применялись иные способы повышения реального содержания заработной платы работников (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 27 июня 2018 г. по делу № 33-4045/2018).

В Определении Верховного Суда РФ от 8 апреля 2019 г.

№ 89-КГ18-14 отмечено, что юридически значимыми являются следующие обстоятельства: какая система оплаты труда (размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, доплаты надбавок стимулирующего характера, система премирования) установлена локальными нормативными актами и какой механизм индексации заработной платы работников установлен этими локальными нормативными актами: периодичность индексации, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации; предусмотрена ли локальными актами обязанность работодателя производить индексацию заработной платы работников путём повышения окладов, выплаты премий и т.п. При этом необходимо определить правовую природу работодателем выплат в виде повышения размеров должностного оклада, персональных надбавок к окладу, ежемесячной премии: осуществлялись ли работодателем указанные выплаты именно в целях повышения уровня реального содержания заработной платы и её покупательной способности, то есть индексации заработной платы, или являлись они выплатами, которые входили в систему оплаты труда.

Мнение эксперта по индексации зарплаты

Роберт Яковлев, эксперт Управления заработной платы и доходов населения НИИ труда и социального страхования:

В законе необходимо закрепить ОБЯЗАННОСТЬ работодателя — частника увеличивать зарплату ежегодно и прописать, как именно он должен это делать.

Добровольно бизнес не лишит себя части сверхприбылей (примеров, когда владельцы крупных компаний ежегодно компенсируют сотрудникам подорожание хотя бы продуктов питания, — единицы).

Когда в Европе инфляция была такой же большой, как сейчас в нашей стране, именно закон обязывал бизнесменов увеличивать зарплаты своим сотрудникам! А когда рост цен в Евросоюзе приблизился к нулю, там оставили правило систематического увеличения минимального размера оплаты труда (МРОТ) для повышения уровня жизни малообеспеченных. В Японии, где инфляция уже много лет не больше 1%, практикуют обязательное повышение заработных плат за выслугу лет. Это позволяет удержать человека на рабочем месте.

Официальное мнение Федеральной службы по труду и занятости

В соответствии с законом коммерческие организации проводят индексацию зарплат в том порядке, который сами установили в коллективном договоре, соглашении. Поскольку индексация — обязанность работодателя, то отсутствие такого документа от её проведения не освобождает.

Если такой порядок до сих пор не прописан в документах организации, то необходимо внести в них соответствующие изменения. В случае нарушения законодательства о труде и охране труда работник имеет право обратиться в Комиссию по труду или прокуратуру.

Они должны рассмотреть дело и наказать компанию и руководителя, если нарушение имело место: если нет нормативного акта о порядке индексации зарплаты или если он есть, но повышение не производится.

На что ссылаться, говоря о повышении зарплаты:

  1. Статья 134 Трудового кодекса РФ.

  2. Письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1, в котором прямо  указано: «В соответствии со статьей 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

    Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

    Действующим законодательством порядок индексации не установлен. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию».

  3. Определение Конституционного суда РФ от 17.06.2010 № 913-О-О.

При отказе работодателя от переговоров обращайтесь в инспекцию по труду, прокуратуру, суд (ст. 353 ТК РФ) с требованием составить внутренний документ с порядком индексации (ссылка работодателя на то, что он не повышает зарплату, потому что нет инициативы работников по подписанию коллективного договора, неправомерна) и исполнять его.

Работодателю грозит: штраф для должностных лиц — от 1000 до 5000 руб., для юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб., для предпринимателей без юрлица — от 1000 до 5000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).

Баталии вокруг ст. 134 ТК РФ: обязан ли работодатель проводить индексацию зарплаты или нет?

Должны ли повышать зарплату по законодательству?

  • Сергей Слесарев
  • Эксперт центра правового содействия законотворчеству «Общественная Дума»
  • специально для ГАРАНТ.РУ

В заботе о работнике законодатель включил в Трудовой кодекс ст. 134, предусматривающую гарантию обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Гарантия включает в себя индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. На первый взгляд, все звучит замечательно. Однако, на деле статья «старая», действующая уже более 15 лет, вокруг которой баталии до сих пор не утихают. И прежде всего по вопросу – обязан ли работодатель проводить индексацию? И если да, то, когда и в каком размере?

Индексировать не обязан, но повысить должен

Даже беглый анализ судебной практики выявляет множество споров между работодателями и работниками по поводу индексации заработной платы. Часто работники обращаются в суд с требованием о понуждении провести индексацию или взыскании с работодателя зарплаты с учетом индексации и т.п. При этом в подавляющем большинстве случаев в удовлетворении требований суды отказывают.

Так, например, С. обратилась в суд с требованием о признании действий работодателя дискриминационными, поскольку с 2014 года им не проводилась индексация зарплаты.

Также истец просила обязать работодателя внести изменения в трудовой договор и установить иной размер зарплаты (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33-37799/2017).

В удовлетворении требований было отказано: работодатель, как указал суд, является коммерческой организацией, и вправе проводить индексацию по своему усмотрению в порядке, установленном ЛНА, коллективным или трудовым договором; вопрос отнесен к исключительной компетенции работодателя, и обязать изменить оклад истца суд не вправе.

В другом деле, работник просил взыскать заработную плату с учетом индексации, но суд отказал и в этом, аргументировав тем, что представленные ответчиком-работодателем ЛНА не предусматривают проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 марта 2017 г. по делу № 33-1455/2017).

Читайте также:  Как снизить налог на недвижимость по законам?

Подобные решения можно приводить еще очень долго, и работодатели, которые несомненно знают о подобной практике, делают вывод, что вовсе и не обязаны проводить какую-либо индексацию.

Но так ли это?

Для ответа на вопрос посмотрим внимательно на формулировку ст. 134 ТК РФ, особенно первую ее часть:

«Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами».

Если мы вдумчиво вчитаемся в текст, то видно – законодатель сформулировал норму императивно: работодатель должен принимать меры для повышения уровня реального содержания зарплаты. В формулировках не содержится «волшебных» слов «вправе», «может» или т.п., которое бы свидетельствовало о свободном усмотрении работодателя в этом вопросе.

Получается, принимать соответствующие «повышающие» меры работодатель обязан.

Эту же позицию об обязательности нормы для любого работодателя независимо от формы собственности придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации. Так, например, в Определении КC РФ от 19 ноября 2015 г.

№ 2618-О прямо подчеркнуто: предусмотренное ст.

134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации.

Правда, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утв. Президиумом ВC РФ 15 ноября 2017 г.) в п. 10, указано на то, что по смыслу ст.

134 ТК РФ работодатель не обязан проводить именно индексацию, но может выбрать и иной способ повышения уровня реального содержания зарплаты, так как индексация – лишь один из доступных и наиболее очевидных вариантов.

Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п. (Определение СК по гражданским делам ВC РФ от 24 апреля 2017 г. № 18-КГ17-10).

Таким образом, работодатель может выбирать между способами повышения, но вот уклониться от повышения – не может.

Своя рука – владыка?

Между тем выше приводились примеры из судебной практики, когда суды отказали работником в праве на индексацию. Нет ли здесь противоречия с позицией КС РФ и ВС РФ? Отнюдь!

Когда мы говорим об индексации, то невольно всплывает проблема двойственной природы нашего трудового законодательства. С одной стороны, законодатель старается придерживаться заданной Конституцией РФ планки о социальном государстве (ст.

7), в котором должны гарантироваться условия для достойного уровня жизни граждан, с другой, – озадачен проблемой снижения давления на участников «свободного рынка» («частных» организаций и ИП), ограничить степень вмешательства в «свободу» трудового договора, которая и так сильно «сужена».

Как точно обозначил КС РФ: «… федеральный законодатель преследовал цель защитить работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения…» (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 2-П).

Поэтому в ст. 134 ТК РФ, хоть и устанавливается требование к повышению уровня реального содержания зарплаты, но вот требований к порядку (размер, периодичность и т.п.), не содержится. Лишь указано на то, что порядок проведения такого повышения должен быть установлен для:

  1. а) государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений – трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (то есть законом);
  2. б) для других работодателей (считай «частников») – коллективным договором, локальными нормативными актами (ЛНА), соглашениями.
  3. Выходит, обязанность вроде бы как и есть, да в то же время своя рука – владыка, как хочу – так и верчу?
  4. В частности, если в первой категории все более-менее понятно, так как, как правило, принимаются соответствующие НПА (например, Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. № 917-ПП), то вот со второй, «коммерческой» категорией возникает серьезный вопрос, вернее даже два:
  1. обязан ли работодатель самостоятельно разрабатывать порядок индексации, то есть принимать соответствующие ЛНА, или можно обойтись без этого?
  2. должен ли при этом руководствоваться официальными данными об уровне инфляции, индекса цен и т.п. при проведении индексации – то есть на какой уровень обязан повышать?

На первый вопрос ответ очевиден: в ст. 134 ТК РФ, во-первых, устанавливается обязанность проводить индексацию, во-вторых, прямо говорится об установлении такого порядка работодателем или законом.

Работодатель обязан разработать соответствующий ЛНА, если порядка исполнения требований ст. 134 ТК РФ не содержит в себе, например, коллективный договор.

Этой же позиции придерживается и Роструд (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19 апреля 2010 г. № 1073-6-1).

Отсутствие установленного у работодателя порядка индексации (или иной меры повышения) может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП с вынесением предписания об устранении допущенного нарушения (например, Определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 20 августа 2015 г. по делу № 33-7280/2015).

Суды и ГИТ исходят из того, что подобное отсутствие «порядка повышения», приводит к нарушению прав работников, поскольку не обеспечивает долгосрочной определенной перспективы для работников, не разрешает вопросы повышения заработной платы в будущем, как и не дает ответа на то, будет ли осуществлена такая индексация, ее размер и основания (Апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 января 2016 г. по делу № 33а-39/2016).

Кроме того, в отсутствии разработанного порядка работник, по сути, лишается возможности требовать провести индексацию.

Так, например, суд отказал в удовлетворении требования о возложении обязанности на работодателя индексировать заработную плату, так как у работодателя отсутствует коллективный договор, а также ЛНА, которыми предусмотрена обязательная индексация заработной платы работников; в трудовом договоре такая обязанность работодателя также не предусмотрена.

Кроме того, ответчик не относится к организациям, финансируемым за счет средств бюджета, и вопросы индексации заработной платы отнесены к исключительной компетенции работодателя, оснований для обязания ответчика проиндексировать заработную плату истца и взыскания соответствующей задолженности у суда не имеется (Апелляционное определение Московского городского суда от 6 июля 2017 г. по делу № 33-22702/2017).

Между тем, пусть этот пример работодателей не вдохновляет, поскольку, как упоминалось выше, за отсутствие порядка индексации или иной меры повышения реального уровня зарплаты, предусмотрена административная ответственность. Работник вправе пожаловаться на работодателя в ГИТ.

Нет возможности – нет повышения!

В то же время работодателю дана возможность подойти к вопросу установления порядка повышения творчески. В частности, трезво рассчитать свои финансовые возможности, экономическую ситуацию на рынке, и предусмотреть такой порядок, который будет привязан к результатам деятельности организации. Подобное законом не запрещено.

Так, коллективным договором в АО предусматривалось, что рост зарплаты осуществляется, прежде всего, за счет увеличения объемов производства, повышения эффективности труда.

Исходя из этого, суд сделал вывод, что обязанность работодателя по индексации заработной платы не является безусловной, а зависит от различных факторов, в том числе экономических показателей организации.

У организации на момент рассмотрения спора сложилось тяжелое финансовое положение, открыто производство о несостоятельности (банкротстве), а, значит, проведение индексации невозможно и требования об этом подлежат отклонению (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14 сентября 2017 г. по делу № 33-32808/2017).

В другом деле, суд пришел к аналогичному выводу о недостижении условий для проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 30 апреля 2015 г. по делу № 33-917/2015).

И в третьем споре, также отказ в иске был мотивирован тем, что работодатель вправе привязать вопрос о ежегодной индексации заработной платы к определенным условиям, учитывать не только инфляцию, но и результаты своей деятельности (Определение Московского городского суда от 8 августа 2017 г. по делу № 4г-9814/2017).

В принципе из этой судебной практики можно вывести ответ и на вопрос – обязан ли работодатель повышать зарплату именно на уровень официальной инфляции? Или может предусмотреть иной порядок? И должен ли повышать уровень зарплаты в целом, или только какую-то составную часть?

Но все же снова обратимся к содержанию ст. 134 ТК РФ: законодатель связывает необходимость проведения индексации с ростом потребительских цен на товары и услуги, используя при этом предлог «в связи», то есть индексация – следствие такого роста.

Но из этого прямо не следует, что индексация привязана именно к официальным цифрам роста цен (инфляции), поскольку далее работодателю предписывается требование о разработке соответствующего порядка повышения уровня реального содержания зарплаты.

Означает это то, что определение периодичности, размера и т.п. повышения реального содержания зарплаты – исключительная компетенция работодателя. Суды при разрешении споров по индексации обязаны выяснять установлен ли подобный порядок у работодателя, и если да, то руководствоваться им.

Это прямо вытекает из смысла ст. 134 ТК РФ, и подтверждено судебной практикой.

То есть работодатель вправе, учитывая разные обстоятельства, устанавливать «плавающие» варианты индексации, в том числе ниже или напротив выше уровня официальной инфляции, «фрагментарной» постепенной индексации и т.п. Ранее приведенные примеры о возможности учета положения работодателя – подтверждение подобной позиции.

В то же время это не означает, что работодатель может произвольно определять размер индексации: должен быть соблюден баланс интересов работников и работодателя, учтено положение работодателя, финансово-экономические показатели, а также уровень инфляции (роста цен). То есть индексация должна максимально возможно обеспечивать реальное повышение уровня содержания зарплаты.

Так, в судебной практике встречаются случаи, когда суд не соглашался с тем уровнем индексации, который работодатель устанавливал, если он был ниже уровня официальной инфляции (Определение Красноярского краевого суда от 7 августа 2014 г.

по делу № 4г-1541/2014), в то же время есть и решения, когда суд отказывался пересматривать размер повышения оклада, считая это внутренним делом работодателя (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2017 № 33-1934/2017 по делу № 2-10504/2016).

Что касается вопроса о «части» зарплаты, которая подлежит индексации, то тут опять же по смыслу ст. 129, ст.

134 ТК РФ работодатель сам может установить какая часть зарплаты будет повышена – так называемый «оклад» – основная часть или же будет установлена (или повышена) специальная компенсирующая надбавка, выплачена премия и т.п. Это следует и из позиции ВС РФ, озвученной в выше упомянутом Обзоре судебной практики.

Единственно, на мой взгляд, сомнительна позиция о том, что повышение уровня содержания зарплаты может осуществляться через премирование, и вот почему. Премии в соответствии со ст.

Читайте также:  Как оформить выезд за границу ребёнка с бабушкой: какие документы нужны.

129 ТК РФ относятся к выплатам стимулирующего характера, то есть основная функция премии – поощрение, стимулирование к добросовестному и качественному труду.

При этом выплата премий, зачастую, является правом, а не обязанностью работодателя, так как работнику не гарантируется обязательное получение премии.

В то же время повышение уровня реального содержания зарплаты в связи с ростом цен требование обязательное, работнику должна быть гарантирована «компенсация» падения реального уровня дохода, то есть «индексационная». Проще говоря, функция индексации или иной «меры повышения» – в компенсации потерь в зарплате работнику, и это больше соответствует природе компенсационных выплат или «основной» части зарплаты.

Потому логичнее устанавливать либо повышение «основной» части зарплаты, либо установления, в том числе единовременной компенсационной выплаты, направленной на «погашение» потери в доходе. Премия же этой функции, можно сказать, не отвечает. Хотя с учетом озвученной позиции ВС РФ суд может учесть и выплату премии в качестве повышения.

Итак, мы рассмотрели основные вопросы, связанные с индексацией зарплаты. Подведем некоторые итоги:

Применять меры по повышению уровня реального содержания заработной платы обязан любой работодатель независимо от формы собственности (индексация).

«Частные» работодатели должны самостоятельно разработать порядок такой индексации: принять соответствующий ЛНА, или прописать порядок в коллективном договоре, и (или) включить положения в трудовой договор. Отсутствие такого порядка – нарушение закона, и влечет за собой привлечение к административной ответственности.

Работодатель, если иное не установлено ТК РФ, иным законом или подзаконным НПА, вправе самостоятельно установить условия проведения индексации, привязав, например, к финансовым показателям деятельности организации; определить форму (вид) повышения: индексация «оклада» или единовременная выплаты и т.п.

Индексация заработной платы в 2020 году

Индексация зарплаты — это ежегодное повышение уровня оплаты труда в зависимости от роста потребительских цен. В этом материале рассмотрим, все ли работодатели обязаны повышать зарплату на уровень инфляции, а также как правильно оформить такое повышение.

Статьи 130 и 134 ТК РФ гарантируют работникам повышение уровня заработной платы. В связи с этим законодательством предусмотрены различные меры. Среди них, в частности, индексация оплаты труда.

Повышение заработной платы — обязанность или добрая воля работодателя?

Каждый год цены на различные товары народного потребления растут — так проявляет себя инфляция. В связи с этим работодатели обязаны повышать оплату труда работников, то есть производить индексацию зарплаты. Эта обязанность актуальна не только для бюджетных организаций, но и для коммерческих, но законодательно не установлена.

Если индексация зарплаты 2020 не прописана в локальных нормативных актах, у надзорных органов и рабочих коллективов нет механизмов для принуждения работодателей к ее осуществлению не раз в год, но и с иной периодичностью. Работники могут сколь угодно часто надоедать администрации с просьбами о повышении, интересоваться планируемыми изменениями оклада, однако это сомнительная практика.

Работодатель вправе игнорировать такие обращения.

И хотя закон об индексации зарплаты в 2020 году не утвержден, депутаты вновь и вновь выступают с инициативами.

Михаил Шмаков, являющийся главой Федерации независимых профсоюзов РФ (ФНПР), выступил с инициативой внести изменения в Трудовой кодекс РФ. Предложение прозвучало на очередном съезде профсоюзов. Поправки должны касаться установления обязательности индексации зарплаты раз в год.

Хотя такая норма уже есть в ТК РФ, статья 134 фактически на практике не работает, так как в ней не предусмотрен механизм ее реализации. Правовая норма устанавливает обязательность повышения ставок, но не вводит никакой существенной ответственности за ее нарушение.

Правительством не принят отдельный подзаконный акт о порядке осуществления индексации зарплат раз в год. Таким образом, работодатели эту норму просто игнорируют, в локальных нормативных актах многих предприятий и организаций о ежегодном повышении окладов нет ни слова. Судебной практике не на что опереться в законодательстве.

Снижения уровня жизни наряду с произволом работодателей в этом вопросе приводит к созданию социальной напряженности в обществе, член ФНПР обратил на это особое внимание.

Шмаков выступил с предложением прописать в ТК конкретно, что индексация зарплат должна производиться раз в год на прогнозную величину индекса потребительских цен для всех работников.

При этом правило должно распространяться на предприятия всех организационно-правовых форм, независимо от формы собственности.

Таким образом, повышение ставок должно носить опережающий характер, а за неисполнение этого требования будет предусмотрено наказание.

Увы, проект поправок в законодательство на основе этой инициативы пока не разработан, а тот законопроект, который был внесен в Госдуму еще в 2017 году, остается без движения.

Рост заработной платы бюджетников в 2020 году

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 13.03.2019 № 415-р индексация зарплаты с 1 октября 2020 года обязательна и должна составить 4,3 %.

Индексация зарплат в 2019 году

Работодатели нередко путают два понятия — индексация зарплаты и повышение зарплаты. В отличие от повышения оклада, которое работодатель осуществляет по своему решению и при наличии финансовых возможностей, индексация является гарантией по оплате труда и должна производиться всем работникам, работающим по трудовому договору (Определение КС РФ № 913-О-О).

Ст. 130 ТК РФ говорит о том, что меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, включаются в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников. Эти меры, согласно ст.

134 ТК РФ, заключаются в индексации зарплаты с учетом роста потребительских цен на товары и услуги.

Величина индексации зарплаты может соответствовать официально установленному по итогам определенного периода индексу потребительских цен на товары и услуги (в целом по стране или в отдельном регионе).

Индекс потребительских цен на товары и услуги можно узнать на официальном сайте Росстата. Также она может соответствовать величине инфляции, которая закреплена в федеральном законе о федеральном бюджете. Кроме того, величина индексации зарплаты может соответствовать росту прожиточного минимума трудоспособного населения. 

Важно учитывать, что госучреждения, муниципальные учреждения индексируют заработную плату в том порядке, который спускается свыше через нормативно-правовые документы. Другие работодатели обязаны прописывать порядок индексации в локальных нормативных актах. В Письме Роструда от 19.04.

2010 № 1073-6-1 говорится, что «если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагаем, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты».

То есть Роструд напрямую говорит о том, что работодатель обязан прописывать порядок индексации заработной платы.   

Периодичность и порядок индексации зарплаты

Если проверяющий из госинспекции труда при проверке выявит, что ни в одном из локальных нормативных актов компании не прописаны условия и порядок индексации зарплаты, это будет являться основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП.

Нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Что необходимо прописать в локальных нормативных актах:

  • периодичность индексации зарплаты;
  • величину индексации зарплаты (компания может ориентироваться на индекс потребительских цен на товары и услуги, опубликованный на сайте Росстата, или на уровень инфляции, публикуемый в федеральном законе о бюджете РФ);
  • часть заработной платы, которая будет индексироваться. 

Периодичность во многом зависит как от добросовестности работодателя, так и от его финансовых возможностей. В зависимости от того, какой коэффициент повышения работодатель выбирает, индексацию можно проводить раз в месяц, раз в квартал или раз в год. При этом для ежеквартальной индексации лучше выбирать показатель прожиточного минимума, а для ежегодной — показатель инфляции.

Порядок индексации зарплаты, выбранный работодателем, закрепляется в коллективном договоре или локальном нормативном акте. 

Поскольку в действующем законодательстве не установлен конкретный порядок индексации зарплаты, то работодатель, впервые производящий ее, должен внести положение об обязанности работодателя периодически повышать оплату труда в локальный нормативный акт или коллективный договор. Можно для этого предусмотреть отдельную главу в одном из этих документов либо принять новый локальный нормативный акт. После этого все работники должны ознакомиться с правилами индексации под роспись.

Индексация заплаты производится по приказу руководителя. Приказ является основанием, по которому вносятся изменения в штатное расписание, заключают дополнительные соглашения к трудовым договорам об индексации окладов. Он регистрируется в журнале регистрации приказов или распоряжений. 

Далее нужно ознакомить работников с приказом об индексации зарплаты. В трудовых договорах указаны непроиндексированные оклады и надбавки, поэтому с работниками нужно заключить дополнительные соглашения об изменении условий трудовых договоров и указать новые проиндексированные надбавки и оклады. 

Индексация касается всех работников организации, поэтому при расчете среднего заработка при расчете отпускных это повышение надо тоже учитывать. При этом предусмотрено два варианта расчета повышающего коэффициента:

  1. Если проиндексированы только оклады, то используется формула: Новый размер оклада / оклад до повышения
  2. Если индексация затрагивает всю систему оплаты труда, то используется формула:  Новый размер оклада + новые ежемесячные выплаты / оклад до повышения + прежние ежемесячные выплаты    

В Письме Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305 ведомство в очередной раз напомнило о содержании ст. 134 ТК РФ и о том, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Обычные работодатели, в отличие от госорганов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, индексируют зарплату в том порядке, который установлен коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Госорганы и муниципальные учреждения делают это в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Поскольку трудовое законодательство не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы, правила определяются на основании определенных факторов:

  • в зависимости от источника финансирования организаций;
  • законами и подзаконными нормативными актами — для госорганов;
  • коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом — для других организаций.

Индексация — это увеличение заработной платы работников на уровень инфляции, при этом работодатель вправе дополнительно увеличить размер заработной платы отдельным категориям работников, уточняется в Письме Минтруда.

Специалисты отмечают, что повышение зарплаты может осуществляться разными способами:

  • путем пропорционального увеличения всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда организации и, соответственно, трудовым договором работников;
  • путем увеличения отдельных выплат, входящих в зарплату (например, увеличение оклада (доли тарифа в структуре заработной платы)).

Работодатель выбирает наиболее приемлемый способ с учетом мнения представительного органа работников. Но самое главное, на что обращает внимание Минтруд: обеспечение повышения реального содержания заработной платы — обязанность работодателя.

Суд не указ: почему россиянам не индексируют зарплату

Минюст в докладе «О результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2018 год» обнародовал итоги мониторинга о том, как правительство и частные компании выполняют нормы Трудового кодекса. В том числе, по оплате труда, а еще конкретнее — по индексации заработной платы на уровень не ниже ежегодной инфляции (в этом году — 4%).

В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса госорганы и органы местного самоуправления обязаны производить индексацию заработной платы. Частые компании тоже должны это делать, ориентируясь на тот же ТК и в соответствии с коллективным договором между правительством, работодателями и профсоюзами.

  • «Практика применения данной нормы является противоречивой», — отмечают эксперты доклада в мониторинге судебной практики за 2014-2018 годы.
  • Еще 17 июня 2010 года (в определении КС № 913) было сказано, что индексация заработной платы «по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников, и такая гарантия должна исполняться в отношении всех работников независимо от организационно-правовой формы работодателя».
  • То есть эта статья ТК об индексации касается и чиновников, и работников муниципальных служб и частных компаний.
  • Если работодатель — это правительство, министерство или ведомство, то он «обязан повышать уровень реального содержания заработной платы своих работников в силу прямого указания закона», отмечают эксперты, которые проанализировали судебную практику.
Читайте также:  Что будет за разглашение тайны усыновления (удочерения), согласно УК РФ?

А вот норма Трудового кодекса в отношении частных компаний размыта. Работодатели, как правило, не проводят индексацию. Если сотрудник идет с жалобой в суд, то они в большинстве случаев принимают сторону работодателя.

Хочу повышаю, хочу нет

Обоснования для отказа типичные. Во-первых, в законе нет «единого порядка осуществления индексации», делается вывод экспертами. Это право работодателя — индексировать зарплату или нет.

Второй распространенный мотив отказа — финансовое положение компании — работодателя. Нет прибыли или мало прибыли — нет и и прибавки к зарплате.

  1. Производить индексацию заработной платы в строго определенные сроки закон также не обязывает.
  2. При этом отмечается, что факт отсутствия индексации в течение длительного времени — при росте потребительских цен – «никак не изучается судами и не расценивается ими как нарушающее статью 134 Трудового кодекса».
  3. «Такой подход можно признать дискриминирующим», — заключил Минюст.

Проблема в том, что Трудовой кодекс не устанавливает требований к механизму индексации заработной платы. Суды считают, что обязанность по индексации заработной платы не является безусловной, а зависит от различных факторов, в том числе экономических.

«Во многих случаях это позволяет работодателю действовать недобросовестно, поскольку исполнение обязанности фактически ставится в зависимость от его усмотрения», — отмечается в мониторинге.

«Не хотят терять прибыль»

Даже в том случае, если суд при рассмотрении иска встал на сторону работника, не понятно, на какую величину индексировать зарплату. Как выясняется, в законодательстве нет единых критериев, насколько и за какой период работодатель обязан выполнить решение суда.

Это подтвердил и глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. «Закон, к сожалению, не обязывает производить индексацию заработка на уровень инфляции», — сообщил «Газете.Ru» лидер профсоюзов.

Авторы мониторинга указал на этот недочет Верховному суду РФ. Как сказано в мониторинге, даже в определениях Верховного суда, которыми руководствуются региональные суды, выражаются противоречивые и дифференцированные позиции в отношении практики применения трудового законодательства.

Глава российских профсоюзов Шмаков говорит, что не первый год ставит перед правительством вопрос об индексации зарплат, но безуспешно. Ни один субъект законодательной инициативы не хочет менять законодательство, ни депутаты Госдумы, ни сам кабмин.

«А позиция работодателей понятна. Не хотят терять прибыль», — отмечает Шмаков.

Эксперты говорят, что в трудовом договоре с работником обычно отсутствует норма об индексации зарплаты. Но даже если такой пункт и включен в контракт, то индексация все равно не производится годами.

  • «В случае возникновения конфликтной ситуации работодатель убеждает суд в том, что он производит индексацию, регулярно выплачивая премию и производя иные выплаты», — говорит Елена Проскурова, руководитель практики частного права юридической компании «Амулекс».
  • Но, как следует из разъяснений судов, премия не может быть заменой индексации, так как она «выплачивается на усмотрение работодателя и является переменной частью зарплаты».
  • Кроме того, судам следует выяснять «для какой цели осуществляются выплаты: для повышения уровня реальной зарплаты и ее покупательной способности или являются частью системы оплаты труда», говорит Проскурова.

Индексация обойдется дешевле

По словам юриста, работнику действительно трудно взыскать индексацию в судебном порядке. Но если Конституционный суд РФ говорит о том, что правила повышения зарплат должны быть закреплены во взаимоотношениях работника и работодателя, то последний из них не должен игнорировать это требование.

Необходимо разработать положение об индексации, в котором предусмотреть ситуации, когда индексация не производится. Например, в случае тяжелого финансового положения организации, отмечает Проскурова.

В противном случае работодатель может быть привлечен к административной ответственности по статье 5.27. КоАП РФ за нарушение требований трудового законодательства, что предусматривает наложение штрафа от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб.

Сервис для поиска персонала «Работа.ру» провел в ноябре исследование среди сотрудников российских компаний на тему их зарплатных ожиданий. Повышения оклада в новом году ожидают лишь 19% опрошенных. 45% затруднились с ответом, а 36% респондентов уверены, что их работодатель не будет увеличивать фонд оплаты труда в 2020 году.

«Количество работодателей, которые не готовы увеличивать зарплаты работников, в этом году резко снизилось. Эта позитивная динамика лишний раз иллюстрирует конкуренцию среди российских компаний за лучшие кадры», — отметил замгендиректора сервиса «Работа.ру» Александр Ветерков.

По словам Натальи Даниной, руководителя проекта «Банк данных заработных плат» компании HeadHunter, в 2020 году около 43,7% компаний планируют увеличивать численность сотрудников, 53,5% сохранят ее на уровне 2019 года, а 2,8% уменьшат.

«У 58% компаний с иностранным участием входит пересмотр зарплат один раз в год, 4% — два раза в год, 27% сделают это по решению руководства. На него будут ориентироваться и большинство российских компаний — 43,5%», — говорит она.

Эксперт считает, что для многих работодателей стало очевидно, что найм новых сотрудников оказывается намного дороже, чем материальная мотивация и удержание существующего ключевого персонала.

Условия оплаты труда работников должны быть определены в контракте

Алексей Пархимович, ведущий экономист по труду

Специалисты по кадрам часто сталкиваются с вопросами формирования условий оплаты труда в контрактах, заключаемых с работниками организации.

Данная статья поможет правильно определить порядок формирования заработной платы работника и не допустить ошибок при оформлении контракта с сотрудником организации.

Условия оплаты труда должны содержаться в трудовом договоре (контракте) в качестве обязательных, т.е. запрещается не указывать их при заключении трудового договора (контракта) с работником (ст. 19 Трудового кодекса РБ).

Заработная плата представляет собой совокупность выплат, включающих в себя тарифную (часовые и (или) месячные тарифные ставки (оклады)) и нетарифную (дополнительную) часть (доплаты, надбавки, премии и др.).

Таким образом, фактически заработная плата состоит из 2 частей: основной заработной платы, которая включает в себя оплату по окладам, тарифным ставкам, сдельным расценкам, и дополнительной заработной платы, к которой относятся выплаты стимулирующего и компенсирующего характера.

Из этого следует, что тарифная ставка (оклад) является лишь частью заработной платы (хоть и важной, но не единственной).

Законодательством установлены условия оплаты труда работника, включающие как тарифную ставку (оклад) на день подписания контракта, так и надбавки, доплаты, премии, единовременную выплату на оздоровление, другие выплаты, установленные законодательством, коллективным договором, соглашением или контрактом (п. 8 Примерной формы контракта нанимателя с работником, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 02.08.1999 № 1180).

В контракте с работником необходимо определить не только размеры тарифной ставки (оклада) работника, но и прописать порядок установления выплат надтарифного характера, т.е. надбавок, доплат и премий, а также иных мер материального стимулирования.

  • Порядок определения тарифных ставок (окладов) для включения в контракт работника
  • С учетом последних изменений в законодательство существенно изменен порядок определения размера тарифной части заработной платы в контрактах с работником.
  • Так, тарифные ставки (оклады) работника могут устанавливаться по одному из 3 вариантов:

1) на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее – ЕТС); 2) на основе тарифной сетки, определенной тарифным (местным) соглашением либо разработанной и утвержденной в организации;

3) без применения ЕТС или иных тарифных сеток.

Вариант 1

Тарифная часть заработной платы будет состоять из 3 частей:

– тарифной ставки 1-го разряда; – тарифного коэффициента, соответствующего тарифному разряду работника;

– повышения тарифной ставки (оклада).

  1. Тарифные ставки (оклады) работников нужно определять путем последовательного умножения тарифной ставки 1-го разряда, действующей у нанимателя, на тарифный коэффициент соответствующего тарифного разряда или кратный размер тарифной ставки 1-го разряда, установленный работнику по его профессии (должности), и на коэффициент повышения.
  2. Также необходимо:
  3. – осуществлять распределение работников организаций по тарифным разрядам ЕТС;
  4. – применять при необходимости коэффициент повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям.
  5. В данном случае следует определить конкретный перечень профессий (должностей) или категорий работников, работ, по которым может предусматриваться применение коэффициентов повышения, а также при необходимости порядок и условия их применения;
  6. – устанавливать при необходимости работникам с учетом финансового состояния организации повышения их тарифных ставок (окладов) или сдельных расценок до 300 % включительно.
  7. Определим порядок, размеры и условия установления указанного повышения, например: 
  8. – тарифных ставок (окладов) – в зависимости от наличия присвоенной в установленном порядке квалификационной категории, применения производной профессии (должности) «старший», сложности и характера выполняемых работ и трудовых функций, участия в разработке и реализации инвестиционных и инновационных проектов, способствующих модернизации производства, внедрению новейших технологий, внесенного вклада в эффективность работы организации и по другим основаниям;
  9. – сдельных расценок – в зависимости от уровня выполнения норм труда, их напряженности и прогрессивности, сложности и характера выполняемых работ, отсутствия брака и других факторов.
  10. Вариант 2
  11. Структура тарифной части заработной платы аналогична тарифной части, сформированной на основе ЕТС.
  12. При формировании тарифной части заработной платы устанавливаем:

– распределение работников по тарифным разрядам тарифной сетки либо ЕТС; – размеры повышения тарифных ставок (окладов) либо сдельных расценок работников; – порядок исчисления тарифных ставок (окладов);

– порядок тарификации отдельных должностей руководителей и специалистов.

  • Вариант 3
  • Размер тарифной части заработной платы определяем исходя из соглашения между работником и нанимателем с учетом экономической целесообразности.
  • Размеры тарифных ставок (окладов) могут определяться:

– в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг); – в процентном отношении от суммы заключенной внешнеэкономической сделки (договора) в зависимости от эффективности ее (его) реализации;

– путем установления фиксированных либо плавающих тарифных ставок (окладов).

Обращаем внимание на то, что персональный подход к определению тарифной части заработной оплаты осуществляют при использовании предусмотренных законодательством повышений тарифной ставки (оклада).

Повышение тарифной ставки (оклада) в соответствии с иными актами законодательства

Несмотря на проведенное упрощение порядка формирования заработной платы в организациях республики, не забудьте о том, что контрактной системой оплаты труда предусмотрена необходимость повышения тарифной ставки (не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством) (подп. 2.5 п. 2 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»).

Данная норма должна быть в обязательном порядке отражена в контракте работника.

ЭТО ВАЖНО!

Ссылка на основную публикацию