Неполная семья: определение, причины возникновения и типы, особенности воспитания и развития детей

Неполная семья: определение, причины возникновения и типы, особенности воспитания и развития детей

Институт семьи в современном обществе теряет свои традиционные позиции и постоянно трансформируется. По данным социологических исследований, проведенных в небольших городах нашей необъятной страны, в 2016 году на 600 официально заключенных браков приходится уже 500 разводов. В каждом втором браке родился ребенок. Пугающая статистика неполных семей, не правда ли?
В нашей статье мы расскажем о воспитании ребенка в неполной семье. Какие проблемы существуют в неполных семьях и в чем особенность воспитания детей в семьях, где нет одного из родителей.

Воспитание ребенка в неполной семье

Мама и папа являются для ребенка первыми учителями и главным жизненным примером.

Мама отвечает за эмоциональное развитие, а папа выполняет в семье не менее важную миссию — обучить малыша правильно расставлять жизненные приоритеты.

В итоге, из семьи во взрослую жизнь выходит подготовленная и гармонично развитая личность. Но как быть, если семья стала неполной? Как воспитать ребенка одному родителю?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять каким образом появилась неполная семья. Предпосылок к ее появлению множество, но основных причин выделяют всего три:

  • смерть одного из родителей;
  • развод, после которого оба родителя принимают участие в жизни ребенка;
  • развод, после которого один из родителей пропадает из жизни ребенка.

Каждый из этих сценариев имеет свои особенности.

Предпосылки к появлению неполной семьи

Смерть одного из родителей

Трагическое происшествие, приведшее к смерти одного из родителей, навсегда разделит жизнь ребенка на два периода — «до» и «после». Но, как, ни странно, психологи считают эту причину появления неполной семьи самой благоприятной для воспитания среди остальных.

У ребенка не возникает предпосылок для формирования комплекса отверженности. Он остается любим бабушками и дедушками, в семье хранят память об отце, говорят о нем, что очень важно для психологического и эмоционального комфорта малыша. Отец становится для него постоянно присутствующим образом, на который нужно равняться.

В процессе воспитания нужно учитывать возраст, в котором произошла потеря отца:

  • от 0 до 5 лет. Потеря отца в этом возрасте ощущается менее остро. Основная забота о ребенке лежит на плечах матери, а отец возникает периодически, внося некоторые коррективы в воспитательный процесс. Малышу необходимо будет рассказывать об умершем родителе, показывать фотографии, формировать только положительный образ отца.
  • От 5 до 10 лет. В этом возрасте ребенок очень четко ассоциирует себя с одним из родителей. Мальчик понимает, что он, как и отец, мужчина, начинает во всем ему подражать. Девочка становится отражением поведения матери. Отношения, которой с мужем — образец для дальнейшего строительства собственной семьи. Потеря отца в этот период нарушает самоопределение ребенка. Во взрослой жизни ему будет сложнее выбрать нужную линию поведения. Необходимо, как можно чаще, общаться с бабушками и дедушками. Их поведение и отношения тоже могут стать примером для подражания.
  • от 10 до 17 лет. Потеря отца в подростковом возрасте может стать тяжелой психологической травмой для подростков обоего пола. Несмотря на кажущееся стремление детей ко всему новому, на самом деле они отчаянно цепляются  за все привычное и традиционное. Отец и мать, как раз и представляют собой незыблемость этого мира. Ситуацию может усложнить оставшийся родитель — погружаясь в свое горе, легко не заметить тщательно скрываемые эмоции  своего ребенка, который остается один на один с невыносимым грузом. Озвучивайте подростку все свои эмоции. Он должен знать, что вы по-прежнему его очень любите, а молчите и грустите только потому, что вам тяжело и больно. Откровенность поможет подростку пережить ситуацию.

Развод родителей

Неполная семья: определение, причины возникновения и типы, особенности воспитания и развития детейПроблема воспитания ребенка в неполной семье, образовавшейся в результате развода, стоит в наши дни очень остро. Можно выделить два сценария развития отношений в семье после расставания:

  1. Отец активно участвует в жизни ребенка.

Если двое сумели сохранить при расставании хорошие отношения, ребенок легче переживет сам факт развода. Достаточно объяснить ему, что родители его любят, но по определенным причинам жить будут отдельно. Некоторое время ему потребуется, чтобы приспособиться к новой ситуации. В дальнейшем, если родители придерживаются одной стратегии воспитания, проблем с ребенком удается избежать.

  1. Отец исчезает из жизни ребенка

К сожалению, это самый распространенный вариант в современном обществе. Мать, воспитывающая ребенка одна, больше подвержена различным страхам и сомнениям, которые негативно отражаются на его развитии. Она склонна к перегибам в воспитании и часто эмоционально нестабильна.

Ошибки в воспитании детей в неполной семье

Каждая мать стремится вырастить счастливого ребенка, не зависимо от условий, которые предоставляет жизнь. Все вышеперечисленные сценарии образования неполной семьи приводят к ряду распространенных ошибок в воспитании детей.

Культ самопожертвования

Оставшись одна, мать все нерастраченные силы кидает на воспитание ребенка, «душит» его своей любовью. Она фактически отказывается от права на личную жизнь, проводит с малышом все свободное время, стремится всегда и во всем его контролировать. Свою душевную пустоту она замещает общением с ребенком, транслируя в общество образ идеальной матери.

Материнская гиперопека тормозит психоэмоциональное и в некоторых случаях физическое развитие ребенка. Он становится тревожным, безынициативным, снижается интерес к общению со сверстниками.

Отсутствие системы наказаний приводит к частым проявлениям эгоизма в адрес матери и других людей.

Адаптировавшись к новой системе воспитания, ребенок отказывается от самостоятельного  принятия решений, целиком и полностью полагаясь на мать.

Во взрослую жизнь выходит абсолютно не приспособленный человек, склонный обвинять других в своих неудачах. Его связь с матерью приобретает болезненный оттенок — он всеми силами стремится порвать ее, но не знает другой модели сосуществования. Такие люди с трудом добиваются успехов в жизни и очень редко заводят семью.

Тирания

Неполная семья: определение, причины возникновения и типы, особенности воспитания и развития детейМать, воспитывающая ребенка без участия отца, стремится полностью его заменить. Она начинает проявлять излишнюю строгость и требовательность, боясь избаловать малыша любовью и заботой. Характерной чертой такого воспитания является некоторая отчужденность, и даже жестокость матери.

Подобное поведение приводит к замкнутости ребенка. Эмоциональная «бедность» матери-одиночки заставляет ребенка искать душевную теплоту на стороне. С ранних лет он учится скрывать свои истинные чувства, лгать и приспосабливаться. Многие дети приобретают комплекс неполноценности, лишая себя возможности на счастливое будущее.

Некачественное общение

Часто мать-одиночка сталкивается с серьезными материальными трудностями. Она вынуждена постоянно работать, чтобы обеспечить своего ребенка всем необходимым. Многие берут работу даже на выходные или ищут способ дополнительного заработка в интернете. Время, проведенное с ребенком сводится к минимуму: здоров, одет, накормлен. Недостаток общения компенсируется деньгами и подарками.

В этой ситуации ребенок начинает бороться за внимание матери. Он становится плаксивым, капризным, и, как отмечают детские психологи, начинает чаще болеть. Болезнь дает ему возможность целиком завладеть матерью на определенный промежуток времени.

Для ребенка важно качества общения, а не его количество. При высокой загруженности на работе можно проводить со своим чадом полностью один день в неделю, превращая его в праздник. А можно уделять малышу полчаса в день, но заниматься только тем, что интересно ему. Как утверждают психологи, этого времени вполне достаточно, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким и отверженным в семье.

Адаптация к новому стилю жизни требует от ребенка большого психического напряжения, с которым ему не под силу справиться самостоятельно.

Задача родителей — дать малышу время для адаптации и создать комфортные условия, способствующие дальнейшему развитию. Трудности воспитания ребенка в неполной семье обуславливаются и его половой принадлежностью.

Мальчики и девочки не только по-разному воспринимают все жизненные изменения, но и требуют абсолютно разного подхода к себе.

Воспитание мальчика в неполной семье

Неполная семья: определение, причины возникновения и типы, особенности воспитания и развития детейИменно мальчиков в неполных семьях мамы чаще всего «залюбливают», а через несколько лет жалуются знакомым на инфантильность и не самостоятельность отпрыска.

Доминирование женщины в семье может нарушить половую идентификацию ребенка. Получая все блага цивилизации от женщины, мальчик усвоит эту модель, как единственно возможную. Во взрослой жизни он будет тянуться к  властным и самоуверенным особам.

С самого начала мама должна откровенно поговорить с сыном, приведя информацию в соответствии с его возрастом. Мальчик должен осознать, что он стал главным и единственным мужчиной в семье, и должен выполнять посильные мужские обязанности.

Читайте также:  Как отразить увольнения в табеле учета рабочего времени

Не стоит огораживать ребенка от физической нагрузки: он вполне может помочь маме донести продукты, передвинуть мебель или поклеить обои.

Учите его общению с женщинами. Отсутствие перед глазами правильного мужского примера осложнит ему общение с противоположным полом. Старайтесь обращаться к нему за советом. Это научит мальчика анализировать ситуацию и принимать решения самостоятельно.

Воспитание девочки в неполной семье

Неполная семья: определение, причины возникновения и типы, особенности воспитания и развития детейВ жизни девочки отец является мужчиной с большой буквы. Его уход из семьи, воспринимается, как основная жизненная трагедия. Отношение матери к разводу накладывает на неокрепшую психику ребенка глубокий отпечаток.

Девочка наблюдает за слезами матери, выслушивает ее нелестные комментарии в адрес отца. В детской голове формируется образ предателя, который она будет проецировать на каждого встреченного во взрослой жизни мужчину. Это сводит к минимуму шансы на счастливое замужество.

Несмотря на все трудности и психологическую травму женщины после развода, мать-одиночка должна в глазах дочери по-прежнему оставаться женщиной — красивой, ухоженной и уверенной в себе. Такое поведение будет лучшим примером для подрастающей дочери.

Мама не должна брать на себя роль мужчины и выполнять мужские обязанности по дому. Для того, чтобы вкрутить лампочку или передвинуть мебель лучше воспользоваться помощью соседей, родственников или коллег по работе.

Вырастить счастливого ребенка в неполной семье — трудная психологическая задача, с которой успешно справляется не каждый взрослый. Какие советы можно дать родителям, воспитывающим ребенка в неполной семье?

Воспитание ребенка в неполной семье: советы

  1. Общайтесь со своим отпрыском. Общение поможет обеим сторонам избежать пустых ссор и недопонимания. Говорите обо всем, говорите откровенно. Будьте готовы не только слушать, но и слышать. Только в этом случае отношения между матерью и ребенком не сломают жизненные неурядицы.
  1. Доверяйте друг другу.

    Не считайте свое чадо маленьким и беспомощным существом. Он все видит и замечает.

  1. Не перекладывайте на ребенка свои жизненные разочарования. Малыш не виноват в разводе родителей, и он не должен нести за это ответственность. Ему, как и раньше требуется любовь, ласка, забота и умеренная строгость.

  1. Проявите мудрость и не создавайте образ отца-негодяя у своего ребенка. Оставьте ему право на свои хорошие воспоминания.
  1. Не бойтесь обращаться к психологам в трудных ситуациях. В нашей стране это не самый популярный способ решить проблему, но все-таки достаточно эффективный.

    Родители боятся показаться неудачниками, опасаются общественного порицания. В действительности, квалифицированный психолог всегда поможет найти общий язык с ребенком, подскажет пути выхода из проблемной ситуации.

  1. Обратите внимание на то, что в неполной семье ребенок быстрее взрослеет. Отнеситесь к этому с пониманием и уважением.

Ну и, наконец, главный совет — не бойтесь после развода жить полноценной жизнью! Счастливого ребенка может вырастить только счастливый родитель.

Автор Ольга Пашута

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях, его влияние на развитие ребёнка

Хохлова, В. А. Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях, его влияние на развитие ребёнка / В. А. Хохлова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11291/ (дата обращения: 10.05.2021).



The article discusses the problem of family education, its characteristics and impact on the child's development in complete and incomplete families.

Keywords: family education, complete and incomplete families, children, personality, development

Семья всегда была важным социальным институтом, целью которого является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Она обязана формировать физически и психически здоровую, интеллектуально развитую, высоконравственную личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.

Первым жизненным опытом ребёнка является его адаптация к системе семейных и родственных отношений, это даётся не всегда легко и может сказаться на отношении с социумом.

Дети приобретают навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей, в данном случае — членов семьи, и если есть какие-либо отрицательные моменты в семье, то они вполне могут отразиться на мировосприятии и самочувствии ребёнка.

Влияние семейного воспитания можно рассмотреть на примере воспитания в полной и неполной семьях. Полная семья — это ячейка общества, состоящая из родителей и ребёнка или нескольких детей.

Неполная семья — семья, состоящая из: женщины, которая родила детей вне брака и в браке не находится; вдов и вдовцов, которые не ступили в новый брак. Также это семья, состоящая из отца и матери, которые проживают отдельно в связи с расторжением брака; одиноких людей, которые усыновили детей.

К сожалению, на сегодняшний день увеличивается тенденция распада семьи, что является острой социальной проблемой.

Жизнь и условия воспитания в полной и неполной семьях чаще всего существенно различаются.

В большинстве случаев специфика жизнедеятельности неполных семей негативно сказывается на воспитании ребёнка, это может проявляться в деформации его морально-эмоционального развития, появлении у детей отрицательных качеств и черт (замкнутость, эгоизм, недисциплинированность, равнодушие), уменьшении круга знаний, интересов, увлечений и умений, сужении сферы и вида взаимоотношений и общения, их многообразия [4, с. 24].

Говоря о семейном воспитании, перечислим и сравним факторы, обуславливающие семейное воспитание в полной и неполной семье. Первый фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность семьи — социально-культурный.

В неполной семье должным образом не реализуется функция социализации, это связано с тем, что осваивая роль семьянина, ребёнок лишён положительного образца. В полной семье дети впитывают в себя образец поведения обоих родителей, что способствует процессу социализации.

В большинстве случаев неполная семья состоит из матери и ребёнка или нескольких детей, то есть является материнской, что сказывается на формировании и развитии личности ребёнка. В. В.

Чечет отмечает, что отсутствие мужчины в семье является важной предпосылкой отклонений в развитии детей [4].

Обязанности по воспитанию детей являются общими как для отцов, так и для матерей, их священный долг заключается в том, чтобы дать детям не только и не столько материальное богатство, сколько воспитать у них добродетель, благопристойность, моральность.

Наблюдения показывают, что положительный аспект отцовского воспитания состоит в том, что у детей развивается ответственность и требовательность к себе и другим, происходит формирование таких положительных качеств, как мужество, упорство, решительность, трудолюбие, инициативность, воспитание чувства ответственности перед семьёй, родными, обществом, уважения к матери, женщине, маленьким детям, готовности защищать их и своё достоинство. Всего этого могут быть лишены дети, воспитывающиеся в материнской семье, и как следствие, у них возникают отклонения в психическом развитии и восприятии семьи как ячейки общества. В сознании девочек может закладываться искажённое представление о мужчинах, это может быть вызвано неприязненным отношением матери к бывшему мужу.

Социально-экономический фактор, то есть занятость родителей на работе, имеет большое значение.

Так в неполной семье материальный заработок зависит только от одного из её членов, следовательно, обеспечивая финансовую независимость, родитель меньше уделяет внимания духовному развитию ребёнка.

Также проявляется тенденция, когда мать или отец оставляет ребёнка на попечении бабушек и дедушек, тем самым лишая его своей заботы. Такая тенденция проявляется и в полных семьях, но влияние родителей здесь значительно больше.

Мать и отец должны принимать равное участие в воспитании своих детей, это является условием для правильной постановки семейного воспитания.

Потому что отсутствие одного или слабое участие другого члена семьи делает воспитание односторонним, обедняет детскую душу, вычёркивает из впечатлений ребёнка много полезной и нужной информации, которая необходима для его развития как личности. В. В.

Чечет отмечает, что отсутствие одного из родителей может привести к изменениям во внутрисемейных отношениях, повлечь за собой существенные нарушения характера жизнедеятельности родственников, трудности и осложнения в воспитании детей [4].

Роль матери и отца в семье большая, но не равноценная. В семейном более значимая, и глубинная роль принадлежит матери.

Это обусловлено присущими только ей функциями: создавать и оберегать семью, пробуждать у мужчины-отца и детей чувства родственной любви и кровных связей, осуществлять неразрывные связи семьи, в основе которых находятся физиологические «контакты» матери с ребёнком, который ещё не родился.

Женщина в отличие от мужчины более остро чувствует эти связи, это связано с тем, что она живёт одной жизнью с ребёнком, организм которого развивается в зависимости от материнского.

Характеризует воспитательный потенциал семьи и технико-гигиенический фактор, который указывает на зависимость воспитания от места и материально-бытовых условий жизнедеятельности семьи.

В неполной семье могут чаще возникать материальные проблемы, отражающиеся на хозяйственно-организаторской функции, но, более опасно то, что возникает дефицит настоящих, полноценных семейных отношений.

Дети не всегда могут получить полноценное общение, в полной мере удовлетворить потребности в совместном проведении досуга, почувствовать психологическую защищённость при отсутствии одного из родителей, это также может основываться на материально-бытовом неблагополучии неполной семьи.

Четвёртый фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи — демографический, он связан со структурой и составом семьи. Отсутствие в семье одного из членов, также может сказаться на интеллектуальном развитии ребёнка.

Важно, чтобы в окружении детей с раннего детства присутствовали оба типа мышления: мужской и женский.

Для полноценного интеллектуального развития ребёнку необходимо общение с родителями обоих полов, с целью перенимания у них жизненного опыта.

Проанализировав факторы, обуславливающие жизнедеятельность семьи и, как следствие — семейное воспитание, можно придти к выводу, что дети из неполных семей наиболее проблематичны и уязвимы в социуме.

Если причина неполноты — развод, то они стремятся не быть похожими на своих родителей, в большей степени слушают советы друзей, а не родителей, или же наоборот, принимают важные решения независимо от советчиков.

Таким образом, можно говорить о феномене социального одиночества, следствием которого является низкий уровень общественной активности.

Но следует помнить, что воспитание в неполной семье не всегда способствует появлению каких-либо отклонений в поведении или развитии ребёнка.

Дело в том, что процесс возделывания личности в таких условиях протекает труднее и напряжённее, могут возникнуть проблемы, которые требуют внимания и отклика как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого.

Есть много случаев, когда в неполной семье царит благоприятная психологическая обстановка, которая не затрудняет формирования личности ребёнка.

Безусловно, нельзя считать идеалом воспитание в неполной семье, но если такая необходимость появилась, то следует быть ещё внимательнее и настороженнее, не бояться обращаться за квалифицированной помощью и поддержкой, осознавать особенности сложившейся ситуации и делать всё возможное, чтобы не допустить в воспитании детей негативных последствий.

Литература:

1. Зайцева И. А. // Семья — ценностная основа социальной адаптации // Начальная школа № 1. — 2014.

2. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева; сост. П. А. Лебедев; Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1982. — 703, [1] с. — (Педагогическая библиотека). — Библиогр.: с.682–698 и в примеч. — Указ. имен: с. 699–701.

3. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В. А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. Вып. 1. с.102–120.

4. Чечет В. В. Педагогика семьи: учеб. пособие // В. В. Чечет. — Минск: БГПУ, 2015. –176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

семья, неполная семья, ребенок, отношение, мать, Кинетический рисунок семьи, родитель, член семьи

Неполная семья: социально-экономические проблемы

При­чи­ной воз­ник­но­ве­ния соци­аль­ных про­блем в непол­ных семьях явля­ется в первую оче­редь мало­обес­пе­чен­ность, поскольку в семье име­ется всего один тру­до­вой доход (ино­гда тру­до­вого дохода нет вообще, и семья вынуж­дена жить на посо­бие по без­ра­бо­тице либо на дет­ские посо­бия). Доход жен­щины, как пра­вило, зна­чи­тельно ниже дохода муж­чины в силу ее отста­ва­ния на соци­аль­ной лест­нице, вызван­ного выпол­не­нием обя­зан­но­стей по уходу за детьми. Доход от али­мен­тов, если дети имеют на них право и полу­чают их, как пра­вило, покры­вает не более поло­вины сто­и­мо­сти их содер­жа­ния. Соци­ально-эко­но­ми­че­ские про­блемы при­сущи не всем непол­ным семьям; во вся­ком слу­чае, их раз­ре­шить проще, чем соци­ально-пси­хо­ло­ги­че­ские про­блемы, при­сут­ству­ю­щие во внут­ри­лич­ност­ной сфере и меж­лич­ност­ных отно­ше­ниях чле­нов непол­ных семей, прежде всего детей.

Это, во-пер­вых, обида, угне­тен­ность и чув­ство соб­ствен­ной непол­но­цен­но­сти, кото­рые могут испы­ты­вать дети после раз­вода их роди­те­лей. Нередко дети винят себя в рас­паде семьи.

Во-вто­рых, чув­ство вины перед детьми, неред­кое у жен­щин (поскольку в боль­шин­стве слу­чаев непол­ные семьи — это мать, одна вос­пи­ты­ва­ю­щая детей), что явля­ется при­чи­ной их гипе­ро­пеки.

Стре­мясь не допу­стить сни­же­ния жиз­нен­ных стан­дар­тов своих детей по срав­не­нию с детьми из бла­го­по­луч­ных семей, мать берет на себя чрез­мер­ную тру­до­вую нагрузку, но из-за сверх­за­ня­то­сти, в свою оче­редь, не может уде­лять им доста­точно вре­мени и внимания.

Нередки также слу­чаи, когда обиду на быв­шего супруга, винов­ного в рас­паде семьи, жен­щина выме­щает на своих детях, про­яв­ляя жесто­кость. В любом слу­чае бла­го­при­ят­ный пси­хо­ло­ги­че­ский кли­мат в семье отсут­ствует.

Самая же боль­шая слож­ность — затруд­не­ния в пра­виль­ной поло-роле­вой иден­ти­фи­ка­ции и ори­ен­та­ции детей.

Ребе­нок фор­ми­рует сте­рео­типы сво­его вос­при­я­тия и пове­де­ния, руко­вод­ству­ясь образ­цом, кото­рым для него явля­ются взрос­лые, в первую оче­редь родители.

Хотя поло­ро­ле­вое пове­де­ние людей в раз­лич­ных куль­ту­рах изу­чено далеко не полно, в семей­ных вза­и­мо­от­но­ше­ниях оно про­яв­ля­ется наи­бо­лее явно.

Соци­ально-пси­хо­ло­ги­че­ский сте­рео­тип пред­пи­сы­вает соци­аль­ной роли муж­чины такие черты и при­знаки, кото­рые не при­сущи соци­аль­ной роли жен­щины.

Сама по себе жест­кая опре­де­лен­ность этих ролей может ока­зать небла­го­при­ят­ное воз­дей­ствие, если чело­век слаб, а сте­рео­тип тре­бует от него доми­ни­ро­ва­ния, силы, муже­ствен­но­сти или наоборот.

Но в непол­ной семье (тем более, если она стала тако­вой на ран­них ста­диях соци­а­ли­за­ции ребенка или изна­чально была непол­ной) ребе­нок лишен образца того, как должны вести, себя муж­чины и жен­щины в раз­лич­ных роле­вых ситу­а­циях, поэтому в буду­щем, в своей соб­ствен­ной семье чело­век далеко не все­гда смо­жет про­де­мон­стри­ро­вать адек­ват­ное поло­ро­ле­вое пове­де­ние; это при­во­дит к дис­функ­ци­о­наль­но­сти и кон­флик­там и, воз­можно, тоже к рас­паду семьи. Основ­ная при­чина ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мой связи небла­го­по­лу­чия рас­па­да­ю­щейся моло­дой семьи с небла­го­по­лу­чием семьи роди­те­лей одного из моло­дых супру­гов (или обоих супру­гов) — их неадек­ват­ная поло­ро­ле­вая социализация.

Хотя непол­ных семей, в кото­рых отец один вос­пи­ты­вает детей, гораздо меньше, чем непол­ных семей, в кото­рых детей вос­пи­ты­вает одна мать, им при­сущи те же про­блемы поло­ро­ле­вой ори­ен­та­ции.

Кроме того, отец с ребен­ком имеет больше шан­сов создать новую семью, чем мать с ребен­ком.

Поэтому одной из про­блем такой семьи будет фор­ми­ро­ва­ние отно­ше­ний между ребен­ком (детьми) и новой женой отца (воз­можно, с ее детьми).

Недавно стала рас­про­стра­нен­ной новая кате­го­рия непол­ных семей — непол­ные рас­ши­рен­ные семьи, кото­рые обра­зу­ются, как пра­вило, в резуль­тате какой-либо соци­аль­ной ката­строфы: гибель роди­те­лей мало­лет­них детей, нахож­де­ние роди­те­лей в тюрьме, лише­ние их роди­тель­ских прав, пьян­ство — чаще всего именно это вынуж­дает поко­ле­ние пра­ро­ди­те­лей брать вну­ков на содер­жа­ние и вос­пи­та­ние. Такие семьи, разу­ме­ется, имеют низ­кий уро­вень дохо­дов; ряд слож­но­стей вызван пло­хим состо­я­нием здо­ро­вья пожи­лых людей, их более сла­быми адап­та­ци­он­ными спо­соб­но­стями, неуме­нием при­спо­со­биться к реа­лиям совре­мен­но­сти; к сожа­ле­нию, порой они не могут исполь­зо­вать свой авто­ри­тет, спо­соб­но­сти кон­тро­ли­ро­вать ситу­а­цию, поэтому часто дети демон­стри­руют деви­ант­ные формы поведения

Определение, причины неполной семьи

Непол­ные семьи — это семьи с одним роди­те­лем и детьми. В целом по Рос­сии пока­за­тель роста доли непол­ных семей увеличивается.

  • В непол­ных семьях вос­пи­ты­ва­ется каж­дый седь­мой рос­сий­ский ребе­нок, не достиг­ший 18 лет.
  • Среди непол­ных семей есть так назы­ва­е­мые про­чие семьи, их еще назы­вают непол­ными рас­ши­рен­ными семьями (брат и сестра без роди­те­лей, бабушки, дедушки и внуки).
  • Сред­ний раз­мер таких семей все­гда меньше сред­него раз­мера семей с брач­ными парами.

В горо­дах непол­ных семей больше, чем в сель­ской мест­но­сти. Рост числа и доли непол­ных семей явля­ется фак­то­ром, сни­жа­ю­щим сред­ний раз­мер семьи.

Причины неполных семей

Раз­вод роди­те­лей. Уро­вень раз­во­ди­мо­сти повы­ша­ется. При­мерно 22 % муж­чин и жен­щин 1 раз в жизни раз­во­ди­лись, и, судя по ста­ти­стике ЗАГСов, уро­вень ком­пен­са­ции раз­во­дов повтор­ными бра­ками даже у муж­чин не пре­вы­шает 60 %.

Вне­брач­ные рож­де­ния. На фоне сни­же­ния общего коэф­фи­ци­ента рож­да­е­мо­сти про­ис­хо­дит рост доли детей, родив­шихся вне брака.

Каж­дый 5‑й ребе­нок рож­да­ется вне брака своих роди­те­лей. Около 40 % детей, рож­ден­ных вне брака, при­зна­ются отцами и реги­стри­ру­ются орга­нами ЗАГСа по сов­мест­ному заяв­ле­нию отца и матери.

Это может быть фак­ти­че­ский брак с нали­чием семей­ных свя­зей, но с общей неустой­чи­во­стью отно­ше­ний. Муж­чины не счи­тают себя обя­зан­ными свя­зы­вать жизнь с жен­щи­нами и ока­зы­вают только мате­ри­аль­ную помощь ребенку.

Часто детей вне брака рожают жен­щины в зре­лом воз­расте, не име­ю­щие воз­мож­но­сти создать семью.

Смерть одного из роди­те­лей. По ста­ти­стике больше непол­ных мате­рин­ских семей, чем отцов­ских. Воз­можно, этот факт можно объ­яс­нить тем, что смерт­ность муж­чин выше, чем женщин.

Рас­ши­рен­ные непол­ные семьи, число кото­рых рас­тет в послед­нее время. В резуль­тате потери роди­те­лей (смерть, лише­ние роди­тель­ских прав, пьян­ство, отбы­ва­ние роди­те­лями нака­за­ния в местах лише­ния сво­боды) вну­ков берут на вос­пи­та­ние пред­ста­ви­тели стар­шего поко­ле­ния, чаще всего пенсионеры.

Проблемы неполных семей

Мате­ри­ально-быто­вые (финан­со­вые) проблемы

Если семья имеет один тру­до­вой доход, она счи­та­ется мало­обес­пе­чен­ной. При нера­бо­та­ю­щих роди­те­лях семья вынуж­дена жить на посо­бие по без­ра­бо­тице и на дет­ские пособия.

Дет­ские посо­бия низ­кие, несвое­вре­менно выпла­чи­ва­ются, как и пен­сия по слу­чаю потери кор­мильца (СПК), при раз­воде могут быть про­блемы с выпла­той алиментов.

Про­блема тру­до­устрой­ства. Реше­ние этой про­блемы, осо­бенно мате­рью-оди­ноч­кой, затруд­нена из-за того, что оди­но­кому роди­телю нужна хорошо опла­чи­ва­е­мая работа, близко от дома, воз­мож­ность иметь сво­бод­ный гра­фик, выпол­нять работу дома, без коман­ди­ро­вок и ноч­ных смен.

Оди­но­кий роди­тель берет на себя чрез­мер­ную тру­до­вую нагрузку, часто допол­ни­тель­ные зара­ботки, чтобы обес­пе­чить нор­маль­ную жизнь своим детям.

В рас­ши­рен­ных непол­ных семьях доход низ­кий, скла­ды­ва­ется в основ­ном из пен­сии вос­пи­ты­ва­ю­щих вну­ков ста­ри­ков пенсионеров.

Жилищ­ная про­блема. Может воз­ни­кать во всех непол­ных семьях, осо­бенно при невоз­мож­но­сти раз­мена жил­пло­щади. Раз­ве­ден­ные роди­тели вынуж­дены про­жи­вать сов­местно, что слу­жит пово­дом для конфликтов.

Оди­но­кая мать с ребен­ком вынуж­дена жить со сво­ими роди­те­лями из-за необес­пе­чен­но­сти жильем. Воз­мож­ность улуч­шить свое жилье минимальна.

Психологические проблемы

«Про­блема роди­те­лей» — про­блема сов­ме­ще­ния ролей, когда в силу обсто­я­тельств оди­но­кий роди­тель дол­жен выпол­нять функ­ции дру­гого роди­теля. В отцов­ских непол­ных семьях стра­дает уклад жизни, обще­ство плохо вос­при­ни­мает такие семьи.

Отсут­ствие опыта семей­ной жизни, осо­бенно у мате­рей-оди­но­чек, нор­маль­ных семей­ных отно­ше­ний с про­ти­во­по­лож­ным полом.

После раз­вода отно­ше­ния между роди­те­лями могут остаться нор­маль­ными (бинукле­ар­ная семья, соуча­стие роди­те­лей в вос­пи­та­нии детей после раз­вода) или нахо­дятся в состо­я­нии кон­фрон­та­ции. Чаще мать пре­пят­ствует обще­нию детей с отцом, уча­стию его в вос­пи­та­нии детей или отец вообще не инте­ре­су­ется детьми и только помо­гает материально.

Про­блема вос­пи­та­ния и соци­а­ли­за­ции детей.

Непол­ная семья не имеет целост­ной гар­мо­нич­ной системы отно­ше­ний, воз­ни­кает несба­лан­си­ро­ван­ность между двумя груп­пами чле­нов семьи — тех, кто нуж­да­ется в мате­ри­аль­ной и духов­ной под­держке и тех, кто обес­пе­чи­вает это удо­вле­тво­ре­ние, поэтому в таких семьях воз­ни­кает пере­грузка у вто­рой актив­ной части. Кроме того, отец и мать не вза­и­мо­за­ме­ня­емы для детей в плане вос­пи­та­ния (ребе­нок мно­гого недополучает).

Сверх­за­ня­тость роди­те­лей на работе, мате­ри­аль­ные и дру­гие про­блемы нередко при­во­дят к без­над­зор­но­сти детей со всеми выте­ка­ю­щими отсюда послед­стви­ями. В таких семьях больше педа­го­ги­че­ски запу­щен­ных детей.

  1. Рас­пад семьи создает чув­ство вины у роди­те­лей перед детьми, из-за чего воз­ни­кает гипе­ро­пека, при­во­дя­щая к изба­ло­ван­но­сти детей, уме­нию мани­пу­ли­ро­вать взрос­лыми в своих инте­ре­сах (отсут­ствие самостоятельности).
  2. В дру­гих слу­чаях мать выме­щает свою обиду за неудач­ную жизнь на детях (посто­ян­ные отно­ше­ния конфликтности).
  3. В непол­ной семье зна­чи­тельно чаще воз­ни­кают кон­фликты между мате­рью и детьми-подростками.

В послед­нее время можно видеть пре­об­ла­да­ние жен­ских непол­ных семей — «бабушка — мать — ребе­нок», где каж­дое поко­ле­ние как бы повто­ряет судьбу роди­теля. Ребе­нок, вос­пи­тан­ный в такой семье, обычно недо­ста­точно под­го­тов­лен к семей­ной жизни и созда­нию соб­ствен­ной семьи и веро­ят­ность рас­пада брака у вос­пи­тан­ных в непол­ной семье выше, чем у вырос­ших в обычной.

В рас­ши­рен­ных семьях нет доми­ни­ру­ю­щей роли роди­те­лей, вос­пи­ты­ва­ю­щие детей ста­рики часто больны и плохо адап­ти­ро­ваны к совре­мен­ной жизни. Это нега­тивно ска­зы­ва­ется на вос­пи­та­нии, осо­бенно подростков.

Проблема создания новой семьи

Опыт про­шлой семей­ной жизни мешает создать новую семью: раз­ве­ден­ным — боязнь повто­рить ошибку; овдо­вев­шим — память по умер­шему супругу; оди­но­ким — отсут­ствие опыта семей­ной жизни, кото­рые, как пра­вило, очень само­сто­я­тельны и не готовы идти на ком­про­мисс. Повтор­ный брак при­но­сит душев­ный ком­форт, улуч­шает мате­ри­аль­ную сто­рону жизни, но чаще достиг­ну­тое жела­е­мое бывает крат­ко­вре­мен­ным, мешает срав­не­ние с быв­шим бра­ком. Ино­гда про­ис­хо­дит «воз­врат­ный» брак, когда роди­тели вновь пыта­ются нала­дить свою жизнь. Такой брак сохра­няет инте­ресы детей. Брач­ный союз воз­ни­кает между людьми, хорошо зна­ю­щими досто­ин­ства и недо­статки друг друга. Но он может иметь и нега­тив­ную сто­рону, когда в семью воз­вра­ща­ется отец-алко­го­лик или мать с асо­ци­аль­ным поведением.

У детей воз­ни­кает про­блема отно­ше­ния к отчиму, мачехе. Повтор­ный брак может изме­нить жизнь детей; вызвать про­блему отно­ше­ний с новым чле­ном семьи, осо­бенно если в семью вхо­дит роди­тель со своим ребен­ком; создать про­блему отно­ше­ний между роди­те­лями — про­блему рож­де­ния общего ребенка; обост­рить про­блему отно­ше­ний род­ствен­ни­ков с обеих сто­рон к повтор­ному браку.

Проблемы детей

Дети часто явля­ются сви­де­те­лями и участ­ни­ками семей­ных собы­тий или обсто­я­тельств пси­хо­трав­ми­ру­ю­щего харак­тера (рас­пад семьи, про­жи­ва­ние с отчи­мом, маче­хой, жизнь в кон­фликт­ной семье, смерть роди­те­лей, про­блема при­хо­дя­щих роди­те­лей). Все это нега­тивно вли­яет на ребенка, дефор­ми­рует его пси­хику, нрав­ствен­ное и эмо­ци­о­наль­ное раз­ви­тие. Дети чув­ствуют обиду, угне­тен­ность, соб­ствен­ную вину за рас­пад семьи, у них может раз­виться чув­ство соб­ствен­ной неполноценности.

Чаще всего раз­вод про­ис­хо­дит до 8‑летнего воз­раста ребенка, когда начи­на­ется ста­нов­ле­ние пси­хо­ло­ги­че­ской иден­ти­фи­ка­ции ребенка с роди­те­лем того же пола, а пред­став­ле­ние о про­ти­во­по­лож­ном поле деформируется.

Тес­ные кон­такты с роди­те­лями, остав­ши­мися в оди­но­че­стве, неудо­вле­тво­рен­ность лич­ной жиз­нью, кото­рую роди­тель остро пере­жи­вает, нега­тивно вли­яют на фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти ребенка, нару­шают фор­ми­ро­ва­ние у него адек­ват­ного пред­став­ле­ния о вза­и­мо­от­но­ше­ниях между полами.

Все это не спо­соб­ствует чет­кой поло­ро­ле­вой иден­ти­фи­ка­ции ребенка. Отсут­ствие одного из роди­те­лей, а также супру­же­ских отно­ше­ний суще­ственно вли­яет на фор­ми­ру­ю­щу­юся систему цен­но­стей, в кото­рой цен­траль­ное место, осо­бенно для под­рост­ков, зани­мают любов­ные пере­жи­ва­ния.

Они рано начи­нают поло­вую жизнь, еще до совершеннолетия.

Дети из непол­ной семьи во что бы то ни стало пыта­ются пре­одо­леть судьбу роди­те­лей, с их несло­жив­шейся лич­ной жиз­нью, что сужает систему цен­но­стей, делая ее одно­бо­кой, ведет к неадек­ват­ному раз­ре­ше­нию любого пси­хо­ло­ги­че­ского стресса, напри­мер, в виде суицида.

В моти­вах суи­ци­ден­тов в 92 % слу­чаев веду­щим явля­ется небла­го­по­лу­чие в отно­ше­ниях с про­ти­во­по­лож­ным полом и неуме­ние пра­вильно постро­ить эти отношения.
Дети пере­стают общаться с роди­те­лями. Отчим, мачеха, как пра­вило, не играют суще­ствен­ной роли в вос­пи­та­нии пасын­ков. Отно­ше­ния чаще всего ста­но­вятся формальными.

Дети из непол­ных семей нуж­да­ются в пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской помощи, в помощи соци­аль­ного педагога.

Проблема взаимоотношения детей

В слу­чае рож­де­ния в такой семье общего ребенка, может воз­ник­нуть про­блема отно­ше­ния пасын­ков и пад­че­риц к этому ребенку, а также про­блема отно­ше­ния к новой семье род­ствен­ни­ков с обеих сторон.

Меди­цин­ские про­блемы.

Неустро­ен­ные в семей­ном поло­же­нии жен­щины часто имеют вне­брач­ную бере­мен­ность, в 2 раза чаще закан­чи­ва­ю­щу­юся рож­де­нием недо­но­шен­ных детей или детей с низ­кой мас­сой тела.

Каж­дый 2‑й ребе­нок рож­да­ется с аномалией
раз­ви­тия, с внут­ри­че­реп­ной трав­мой. В боль­шин­стве слу­чаев это свя­зано с рас­про­стра­не­нием вред­ных при­вы­чек у оди­но­ких мате­рей (куре­ние и алкоголь).

В послед­ние годы отме­ча­ются небла­го­при­ят­ные пока­за­тели здо­ро­вья, уро­вень общей забо­ле­ва­е­мо­сти уве­ли­чился в 2 раза, чем в пол­ных семьях, хро­ни­че­ская пато­ло­гия встре­ча­ется в 3 — 4 раза чаще.

Ссылка на основную публикацию