Институт семьи в современном обществе теряет свои традиционные позиции и постоянно трансформируется. По данным социологических исследований, проведенных в небольших городах нашей необъятной страны, в 2016 году на 600 официально заключенных браков приходится уже 500 разводов. В каждом втором браке родился ребенок. Пугающая статистика неполных семей, не правда ли?
В нашей статье мы расскажем о воспитании ребенка в неполной семье. Какие проблемы существуют в неполных семьях и в чем особенность воспитания детей в семьях, где нет одного из родителей.
Воспитание ребенка в неполной семье
Мама и папа являются для ребенка первыми учителями и главным жизненным примером.
Мама отвечает за эмоциональное развитие, а папа выполняет в семье не менее важную миссию — обучить малыша правильно расставлять жизненные приоритеты.
В итоге, из семьи во взрослую жизнь выходит подготовленная и гармонично развитая личность. Но как быть, если семья стала неполной? Как воспитать ребенка одному родителю?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять каким образом появилась неполная семья. Предпосылок к ее появлению множество, но основных причин выделяют всего три:
- смерть одного из родителей;
- развод, после которого оба родителя принимают участие в жизни ребенка;
- развод, после которого один из родителей пропадает из жизни ребенка.
Каждый из этих сценариев имеет свои особенности.
Предпосылки к появлению неполной семьи
Смерть одного из родителей
Трагическое происшествие, приведшее к смерти одного из родителей, навсегда разделит жизнь ребенка на два периода — «до» и «после». Но, как, ни странно, психологи считают эту причину появления неполной семьи самой благоприятной для воспитания среди остальных.
У ребенка не возникает предпосылок для формирования комплекса отверженности. Он остается любим бабушками и дедушками, в семье хранят память об отце, говорят о нем, что очень важно для психологического и эмоционального комфорта малыша. Отец становится для него постоянно присутствующим образом, на который нужно равняться.
В процессе воспитания нужно учитывать возраст, в котором произошла потеря отца:
- от 0 до 5 лет. Потеря отца в этом возрасте ощущается менее остро. Основная забота о ребенке лежит на плечах матери, а отец возникает периодически, внося некоторые коррективы в воспитательный процесс. Малышу необходимо будет рассказывать об умершем родителе, показывать фотографии, формировать только положительный образ отца.
- От 5 до 10 лет. В этом возрасте ребенок очень четко ассоциирует себя с одним из родителей. Мальчик понимает, что он, как и отец, мужчина, начинает во всем ему подражать. Девочка становится отражением поведения матери. Отношения, которой с мужем — образец для дальнейшего строительства собственной семьи. Потеря отца в этот период нарушает самоопределение ребенка. Во взрослой жизни ему будет сложнее выбрать нужную линию поведения. Необходимо, как можно чаще, общаться с бабушками и дедушками. Их поведение и отношения тоже могут стать примером для подражания.
- от 10 до 17 лет. Потеря отца в подростковом возрасте может стать тяжелой психологической травмой для подростков обоего пола. Несмотря на кажущееся стремление детей ко всему новому, на самом деле они отчаянно цепляются за все привычное и традиционное. Отец и мать, как раз и представляют собой незыблемость этого мира. Ситуацию может усложнить оставшийся родитель — погружаясь в свое горе, легко не заметить тщательно скрываемые эмоции своего ребенка, который остается один на один с невыносимым грузом. Озвучивайте подростку все свои эмоции. Он должен знать, что вы по-прежнему его очень любите, а молчите и грустите только потому, что вам тяжело и больно. Откровенность поможет подростку пережить ситуацию.
Развод родителей
Проблема воспитания ребенка в неполной семье, образовавшейся в результате развода, стоит в наши дни очень остро. Можно выделить два сценария развития отношений в семье после расставания:
- Отец активно участвует в жизни ребенка.
Если двое сумели сохранить при расставании хорошие отношения, ребенок легче переживет сам факт развода. Достаточно объяснить ему, что родители его любят, но по определенным причинам жить будут отдельно. Некоторое время ему потребуется, чтобы приспособиться к новой ситуации. В дальнейшем, если родители придерживаются одной стратегии воспитания, проблем с ребенком удается избежать.
- Отец исчезает из жизни ребенка
К сожалению, это самый распространенный вариант в современном обществе. Мать, воспитывающая ребенка одна, больше подвержена различным страхам и сомнениям, которые негативно отражаются на его развитии. Она склонна к перегибам в воспитании и часто эмоционально нестабильна.
Ошибки в воспитании детей в неполной семье
Каждая мать стремится вырастить счастливого ребенка, не зависимо от условий, которые предоставляет жизнь. Все вышеперечисленные сценарии образования неполной семьи приводят к ряду распространенных ошибок в воспитании детей.
Культ самопожертвования
Оставшись одна, мать все нерастраченные силы кидает на воспитание ребенка, «душит» его своей любовью. Она фактически отказывается от права на личную жизнь, проводит с малышом все свободное время, стремится всегда и во всем его контролировать. Свою душевную пустоту она замещает общением с ребенком, транслируя в общество образ идеальной матери.
Материнская гиперопека тормозит психоэмоциональное и в некоторых случаях физическое развитие ребенка. Он становится тревожным, безынициативным, снижается интерес к общению со сверстниками.
Отсутствие системы наказаний приводит к частым проявлениям эгоизма в адрес матери и других людей.
Адаптировавшись к новой системе воспитания, ребенок отказывается от самостоятельного принятия решений, целиком и полностью полагаясь на мать.
Во взрослую жизнь выходит абсолютно не приспособленный человек, склонный обвинять других в своих неудачах. Его связь с матерью приобретает болезненный оттенок — он всеми силами стремится порвать ее, но не знает другой модели сосуществования. Такие люди с трудом добиваются успехов в жизни и очень редко заводят семью.
Тирания
Мать, воспитывающая ребенка без участия отца, стремится полностью его заменить. Она начинает проявлять излишнюю строгость и требовательность, боясь избаловать малыша любовью и заботой. Характерной чертой такого воспитания является некоторая отчужденность, и даже жестокость матери.
Подобное поведение приводит к замкнутости ребенка. Эмоциональная «бедность» матери-одиночки заставляет ребенка искать душевную теплоту на стороне. С ранних лет он учится скрывать свои истинные чувства, лгать и приспосабливаться. Многие дети приобретают комплекс неполноценности, лишая себя возможности на счастливое будущее.
Некачественное общение
Часто мать-одиночка сталкивается с серьезными материальными трудностями. Она вынуждена постоянно работать, чтобы обеспечить своего ребенка всем необходимым. Многие берут работу даже на выходные или ищут способ дополнительного заработка в интернете. Время, проведенное с ребенком сводится к минимуму: здоров, одет, накормлен. Недостаток общения компенсируется деньгами и подарками.
В этой ситуации ребенок начинает бороться за внимание матери. Он становится плаксивым, капризным, и, как отмечают детские психологи, начинает чаще болеть. Болезнь дает ему возможность целиком завладеть матерью на определенный промежуток времени.
Для ребенка важно качества общения, а не его количество. При высокой загруженности на работе можно проводить со своим чадом полностью один день в неделю, превращая его в праздник. А можно уделять малышу полчаса в день, но заниматься только тем, что интересно ему. Как утверждают психологи, этого времени вполне достаточно, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким и отверженным в семье.
Адаптация к новому стилю жизни требует от ребенка большого психического напряжения, с которым ему не под силу справиться самостоятельно.
Задача родителей — дать малышу время для адаптации и создать комфортные условия, способствующие дальнейшему развитию. Трудности воспитания ребенка в неполной семье обуславливаются и его половой принадлежностью.
Мальчики и девочки не только по-разному воспринимают все жизненные изменения, но и требуют абсолютно разного подхода к себе.
Воспитание мальчика в неполной семье
Именно мальчиков в неполных семьях мамы чаще всего «залюбливают», а через несколько лет жалуются знакомым на инфантильность и не самостоятельность отпрыска.
Доминирование женщины в семье может нарушить половую идентификацию ребенка. Получая все блага цивилизации от женщины, мальчик усвоит эту модель, как единственно возможную. Во взрослой жизни он будет тянуться к властным и самоуверенным особам.
С самого начала мама должна откровенно поговорить с сыном, приведя информацию в соответствии с его возрастом. Мальчик должен осознать, что он стал главным и единственным мужчиной в семье, и должен выполнять посильные мужские обязанности.
Не стоит огораживать ребенка от физической нагрузки: он вполне может помочь маме донести продукты, передвинуть мебель или поклеить обои.
Учите его общению с женщинами. Отсутствие перед глазами правильного мужского примера осложнит ему общение с противоположным полом. Старайтесь обращаться к нему за советом. Это научит мальчика анализировать ситуацию и принимать решения самостоятельно.
Воспитание девочки в неполной семье
В жизни девочки отец является мужчиной с большой буквы. Его уход из семьи, воспринимается, как основная жизненная трагедия. Отношение матери к разводу накладывает на неокрепшую психику ребенка глубокий отпечаток.
Девочка наблюдает за слезами матери, выслушивает ее нелестные комментарии в адрес отца. В детской голове формируется образ предателя, который она будет проецировать на каждого встреченного во взрослой жизни мужчину. Это сводит к минимуму шансы на счастливое замужество.
Несмотря на все трудности и психологическую травму женщины после развода, мать-одиночка должна в глазах дочери по-прежнему оставаться женщиной — красивой, ухоженной и уверенной в себе. Такое поведение будет лучшим примером для подрастающей дочери.
Мама не должна брать на себя роль мужчины и выполнять мужские обязанности по дому. Для того, чтобы вкрутить лампочку или передвинуть мебель лучше воспользоваться помощью соседей, родственников или коллег по работе.
Вырастить счастливого ребенка в неполной семье — трудная психологическая задача, с которой успешно справляется не каждый взрослый. Какие советы можно дать родителям, воспитывающим ребенка в неполной семье?
Воспитание ребенка в неполной семье: советы
- Общайтесь со своим отпрыском. Общение поможет обеим сторонам избежать пустых ссор и недопонимания. Говорите обо всем, говорите откровенно. Будьте готовы не только слушать, но и слышать. Только в этом случае отношения между матерью и ребенком не сломают жизненные неурядицы.
- Доверяйте друг другу. Не считайте свое чадо маленьким и беспомощным существом. Он все видит и замечает.
- Не перекладывайте на ребенка свои жизненные разочарования. Малыш не виноват в разводе родителей, и он не должен нести за это ответственность. Ему, как и раньше требуется любовь, ласка, забота и умеренная строгость.
- Проявите мудрость и не создавайте образ отца-негодяя у своего ребенка. Оставьте ему право на свои хорошие воспоминания.
- Не бойтесь обращаться к психологам в трудных ситуациях. В нашей стране это не самый популярный способ решить проблему, но все-таки достаточно эффективный.
Родители боятся показаться неудачниками, опасаются общественного порицания. В действительности, квалифицированный психолог всегда поможет найти общий язык с ребенком, подскажет пути выхода из проблемной ситуации.
- Обратите внимание на то, что в неполной семье ребенок быстрее взрослеет. Отнеситесь к этому с пониманием и уважением.
Ну и, наконец, главный совет — не бойтесь после развода жить полноценной жизнью! Счастливого ребенка может вырастить только счастливый родитель.
Автор Ольга Пашута
Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях, его влияние на развитие ребёнка
Хохлова, В. А. Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях, его влияние на развитие ребёнка / В. А. Хохлова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/208/11291/ (дата обращения: 10.05.2021).
The article discusses the problem of family education, its characteristics and impact on the child's development in complete and incomplete families.
Keywords: family education, complete and incomplete families, children, personality, development
Семья всегда была важным социальным институтом, целью которого является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Она обязана формировать физически и психически здоровую, интеллектуально развитую, высоконравственную личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.
Первым жизненным опытом ребёнка является его адаптация к системе семейных и родственных отношений, это даётся не всегда легко и может сказаться на отношении с социумом.
Дети приобретают навыки и способности социально-педагогической адаптации к характеру и темпераменту других людей, в данном случае — членов семьи, и если есть какие-либо отрицательные моменты в семье, то они вполне могут отразиться на мировосприятии и самочувствии ребёнка.
Влияние семейного воспитания можно рассмотреть на примере воспитания в полной и неполной семьях. Полная семья — это ячейка общества, состоящая из родителей и ребёнка или нескольких детей.
Неполная семья — семья, состоящая из: женщины, которая родила детей вне брака и в браке не находится; вдов и вдовцов, которые не ступили в новый брак. Также это семья, состоящая из отца и матери, которые проживают отдельно в связи с расторжением брака; одиноких людей, которые усыновили детей.
К сожалению, на сегодняшний день увеличивается тенденция распада семьи, что является острой социальной проблемой.
Жизнь и условия воспитания в полной и неполной семьях чаще всего существенно различаются.
В большинстве случаев специфика жизнедеятельности неполных семей негативно сказывается на воспитании ребёнка, это может проявляться в деформации его морально-эмоционального развития, появлении у детей отрицательных качеств и черт (замкнутость, эгоизм, недисциплинированность, равнодушие), уменьшении круга знаний, интересов, увлечений и умений, сужении сферы и вида взаимоотношений и общения, их многообразия [4, с. 24].
Говоря о семейном воспитании, перечислим и сравним факторы, обуславливающие семейное воспитание в полной и неполной семье. Первый фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность семьи — социально-культурный.
В неполной семье должным образом не реализуется функция социализации, это связано с тем, что осваивая роль семьянина, ребёнок лишён положительного образца. В полной семье дети впитывают в себя образец поведения обоих родителей, что способствует процессу социализации.
В большинстве случаев неполная семья состоит из матери и ребёнка или нескольких детей, то есть является материнской, что сказывается на формировании и развитии личности ребёнка. В. В.
Чечет отмечает, что отсутствие мужчины в семье является важной предпосылкой отклонений в развитии детей [4].
Обязанности по воспитанию детей являются общими как для отцов, так и для матерей, их священный долг заключается в том, чтобы дать детям не только и не столько материальное богатство, сколько воспитать у них добродетель, благопристойность, моральность.
Наблюдения показывают, что положительный аспект отцовского воспитания состоит в том, что у детей развивается ответственность и требовательность к себе и другим, происходит формирование таких положительных качеств, как мужество, упорство, решительность, трудолюбие, инициативность, воспитание чувства ответственности перед семьёй, родными, обществом, уважения к матери, женщине, маленьким детям, готовности защищать их и своё достоинство. Всего этого могут быть лишены дети, воспитывающиеся в материнской семье, и как следствие, у них возникают отклонения в психическом развитии и восприятии семьи как ячейки общества. В сознании девочек может закладываться искажённое представление о мужчинах, это может быть вызвано неприязненным отношением матери к бывшему мужу.
Социально-экономический фактор, то есть занятость родителей на работе, имеет большое значение.
Так в неполной семье материальный заработок зависит только от одного из её членов, следовательно, обеспечивая финансовую независимость, родитель меньше уделяет внимания духовному развитию ребёнка.
Также проявляется тенденция, когда мать или отец оставляет ребёнка на попечении бабушек и дедушек, тем самым лишая его своей заботы. Такая тенденция проявляется и в полных семьях, но влияние родителей здесь значительно больше.
Мать и отец должны принимать равное участие в воспитании своих детей, это является условием для правильной постановки семейного воспитания.
Потому что отсутствие одного или слабое участие другого члена семьи делает воспитание односторонним, обедняет детскую душу, вычёркивает из впечатлений ребёнка много полезной и нужной информации, которая необходима для его развития как личности. В. В.
Чечет отмечает, что отсутствие одного из родителей может привести к изменениям во внутрисемейных отношениях, повлечь за собой существенные нарушения характера жизнедеятельности родственников, трудности и осложнения в воспитании детей [4].
Роль матери и отца в семье большая, но не равноценная. В семейном более значимая, и глубинная роль принадлежит матери.
Это обусловлено присущими только ей функциями: создавать и оберегать семью, пробуждать у мужчины-отца и детей чувства родственной любви и кровных связей, осуществлять неразрывные связи семьи, в основе которых находятся физиологические «контакты» матери с ребёнком, который ещё не родился.
Женщина в отличие от мужчины более остро чувствует эти связи, это связано с тем, что она живёт одной жизнью с ребёнком, организм которого развивается в зависимости от материнского.
Характеризует воспитательный потенциал семьи и технико-гигиенический фактор, который указывает на зависимость воспитания от места и материально-бытовых условий жизнедеятельности семьи.
В неполной семье могут чаще возникать материальные проблемы, отражающиеся на хозяйственно-организаторской функции, но, более опасно то, что возникает дефицит настоящих, полноценных семейных отношений.
Дети не всегда могут получить полноценное общение, в полной мере удовлетворить потребности в совместном проведении досуга, почувствовать психологическую защищённость при отсутствии одного из родителей, это также может основываться на материально-бытовом неблагополучии неполной семьи.
Четвёртый фактор, влияющий на жизнедеятельность семьи — демографический, он связан со структурой и составом семьи. Отсутствие в семье одного из членов, также может сказаться на интеллектуальном развитии ребёнка.
Важно, чтобы в окружении детей с раннего детства присутствовали оба типа мышления: мужской и женский.
Для полноценного интеллектуального развития ребёнку необходимо общение с родителями обоих полов, с целью перенимания у них жизненного опыта.
Проанализировав факторы, обуславливающие жизнедеятельность семьи и, как следствие — семейное воспитание, можно придти к выводу, что дети из неполных семей наиболее проблематичны и уязвимы в социуме.
Если причина неполноты — развод, то они стремятся не быть похожими на своих родителей, в большей степени слушают советы друзей, а не родителей, или же наоборот, принимают важные решения независимо от советчиков.
Таким образом, можно говорить о феномене социального одиночества, следствием которого является низкий уровень общественной активности.
Но следует помнить, что воспитание в неполной семье не всегда способствует появлению каких-либо отклонений в поведении или развитии ребёнка.
Дело в том, что процесс возделывания личности в таких условиях протекает труднее и напряжённее, могут возникнуть проблемы, которые требуют внимания и отклика как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого.
Есть много случаев, когда в неполной семье царит благоприятная психологическая обстановка, которая не затрудняет формирования личности ребёнка.
Безусловно, нельзя считать идеалом воспитание в неполной семье, но если такая необходимость появилась, то следует быть ещё внимательнее и настороженнее, не бояться обращаться за квалифицированной помощью и поддержкой, осознавать особенности сложившейся ситуации и делать всё возможное, чтобы не допустить в воспитании детей негативных последствий.
Литература:
1. Зайцева И. А. // Семья — ценностная основа социальной адаптации // Начальная школа № 1. — 2014.
2. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева; сост. П. А. Лебедев; Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1982. — 703, [1] с. — (Педагогическая библиотека). — Библиогр.: с.682–698 и в примеч. — Указ. имен: с. 699–701.
3. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В. А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. Вып. 1. с.102–120.
4. Чечет В. В. Педагогика семьи: учеб. пособие // В. В. Чечет. — Минск: БГПУ, 2015. –176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.
неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.
семья, неполная семья, ребенок, отношение, мать, Кинетический рисунок семьи, родитель, член семьи
Неполная семья: социально-экономические проблемы
Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.
Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи.
Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки.
Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания.
Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует.
Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей.
Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.
Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно.
Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины.
Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот.
Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести, себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная полоролевая социализация.
Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации.
Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком.
Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).
Недавно стала распространенной новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения
Определение, причины неполной семьи
Неполные семьи — это семьи с одним родителем и детьми. В целом по России показатель роста доли неполных семей увеличивается.
- В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет.
- Среди неполных семей есть так называемые прочие семьи, их еще называют неполными расширенными семьями (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки).
- Средний размер таких семей всегда меньше среднего размера семей с брачными парами.
В городах неполных семей больше, чем в сельской местности. Рост числа и доли неполных семей является фактором, снижающим средний размер семьи.
Причины неполных семей
Развод родителей. Уровень разводимости повышается. Примерно 22 % мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились, и, судя по статистике ЗАГСов, уровень компенсации разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60 %.
Внебрачные рождения. На фоне снижения общего коэффициента рождаемости происходит рост доли детей, родившихся вне брака.
Каждый 5‑й ребенок рождается вне брака своих родителей. Около 40 % детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа по совместному заявлению отца и матери.
Это может быть фактический брак с наличием семейных связей, но с общей неустойчивостью отношений. Мужчины не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребенку.
Часто детей вне брака рожают женщины в зрелом возрасте, не имеющие возможности создать семью.
Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин.
Расширенные неполные семьи, число которых растет в последнее время. В результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) внуков берут на воспитание представители старшего поколения, чаще всего пенсионеры.
Проблемы неполных семей
Материально-бытовые (финансовые) проблемы
Если семья имеет один трудовой доход, она считается малообеспеченной. При неработающих родителях семья вынуждена жить на пособие по безработице и на детские пособия.
Детские пособия низкие, несвоевременно выплачиваются, как и пенсия по случаю потери кормильца (СПК), при разводе могут быть проблемы с выплатой алиментов.
Проблема трудоустройства. Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому родителю нужна хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, возможность иметь свободный график, выполнять работу дома, без командировок и ночных смен.
Одинокий родитель берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, часто дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь своим детям.
В расширенных неполных семьях доход низкий, складывается в основном из пенсии воспитывающих внуков стариков пенсионеров.
Жилищная проблема. Может возникать во всех неполных семьях, особенно при невозможности размена жилплощади. Разведенные родители вынуждены проживать совместно, что служит поводом для конфликтов.
Одинокая мать с ребенком вынуждена жить со своими родителями из-за необеспеченности жильем. Возможность улучшить свое жилье минимальна.
Психологические проблемы
«Проблема родителей» — проблема совмещения ролей, когда в силу обстоятельств одинокий родитель должен выполнять функции другого родителя. В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи.
Отсутствие опыта семейной жизни, особенно у матерей-одиночек, нормальных семейных отношений с противоположным полом.
После развода отношения между родителями могут остаться нормальными (бинуклеарная семья, соучастие родителей в воспитании детей после развода) или находятся в состоянии конфронтации. Чаще мать препятствует общению детей с отцом, участию его в воспитании детей или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально.
Проблема воспитания и социализации детей.
Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семьи — тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех, кто обеспечивает это удовлетворение, поэтому в таких семьях возникает перегрузка у второй активной части. Кроме того, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания (ребенок многого недополучает).
Сверхзанятость родителей на работе, материальные и другие проблемы нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях больше педагогически запущенных детей.
- Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из-за чего возникает гиперопека, приводящая к избалованности детей, умению манипулировать взрослыми в своих интересах (отсутствие самостоятельности).
- В других случаях мать вымещает свою обиду за неудачную жизнь на детях (постоянные отношения конфликтности).
- В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками.
В последнее время можно видеть преобладание женских неполных семей — «бабушка — мать — ребенок», где каждое поколение как бы повторяет судьбу родителя. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно недостаточно подготовлен к семейной жизни и созданию собственной семьи и вероятность распада брака у воспитанных в неполной семье выше, чем у выросших в обычной.
В расширенных семьях нет доминирующей роли родителей, воспитывающие детей старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании, особенно подростков.
Проблема создания новой семьи
Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью: разведенным — боязнь повторить ошибку; овдовевшим — память по умершему супругу; одиноким — отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс. Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит «возвратный» брак, когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга. Но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением.
У детей возникает проблема отношения к отчиму, мачехе. Повторный брак может изменить жизнь детей; вызвать проблему отношений с новым членом семьи, особенно если в семью входит родитель со своим ребенком; создать проблему отношений между родителями — проблему рождения общего ребенка; обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку.
Проблемы детей
Дети часто являются свидетелями и участниками семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера (распад семьи, проживание с отчимом, мачехой, жизнь в конфликтной семье, смерть родителей, проблема приходящих родителей). Все это негативно влияет на ребенка, деформирует его психику, нравственное и эмоциональное развитие. Дети чувствуют обиду, угнетенность, собственную вину за распад семьи, у них может развиться чувство собственной неполноценности.
Чаще всего развод происходит до 8‑летнего возраста ребенка, когда начинается становление психологической идентификации ребенка с родителем того же пола, а представление о противоположном поле деформируется.
Тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворенность личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами.
Все это не способствует четкой полоролевой идентификации ребенка. Отсутствие одного из родителей, а также супружеских отношений существенно влияет на формирующуюся систему ценностей, в которой центральное место, особенно для подростков, занимают любовные переживания.
Они рано начинают половую жизнь, еще до совершеннолетия.
Дети из неполной семьи во что бы то ни стало пытаются преодолеть судьбу родителей, с их несложившейся личной жизнью, что сужает систему ценностей, делая ее однобокой, ведет к неадекватному разрешению любого психологического стресса, например, в виде суицида.
В мотивах суицидентов в 92 % случаев ведущим является неблагополучие в отношениях с противоположным полом и неумение правильно построить эти отношения.
Дети перестают общаться с родителями. Отчим, мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения чаще всего становятся формальными.
Дети из неполных семей нуждаются в психотерапевтической помощи, в помощи социального педагога.
Проблема взаимоотношения детей
В случае рождения в такой семье общего ребенка, может возникнуть проблема отношения пасынков и падчериц к этому ребенку, а также проблема отношения к новой семье родственников с обеих сторон.
Медицинские проблемы.
Неустроенные в семейном положении женщины часто имеют внебрачную беременность, в 2 раза чаще заканчивающуюся рождением недоношенных детей или детей с низкой массой тела.
Каждый 2‑й ребенок рождается с аномалией
развития, с внутричерепной травмой. В большинстве случаев это связано с распространением вредных привычек у одиноких матерей (курение и алкоголь).
В последние годы отмечаются неблагоприятные показатели здоровья, уровень общей заболеваемости увеличился в 2 раза, чем в полных семьях, хроническая патология встречается в 3 — 4 раза чаще.