Защита при проверке: алгоритм действий

Защита при проверке: алгоритм действий

Мне не повезло. Лично я не видел ни одной проверки со стороны сотрудников ОБЭП или ОНП (УЭБ и ПК), которые бы действовали строго по закону. Они его нарушают просто с невероятной последовательностью. В данной статье мы не будем рассматривать причины того, почему проверяющие НЕ СПОСОБНЫ соблюдать закон. Скажу лишь, что по-другому они не могут и не смогут, даже если захотят. Не смогут. Таковы механизмы работы разума (как бы по мягче написать !!!) сильно не честного человека.

Опросы и наведение справок: что это за действия?

Опрос и наведение справок – основная и самая рутинная часть работы полицейских. Сотрудники полиции могут письменно или устно, объяснив причины своего интереса (п.4, 5, 10 ч.1 ст.13 «Закона о полиции»; п.п.1,2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД):

  • Опрашивать руководство и сотрудников компании по интересующим их вопросам. Вовсе не обязательно речь должна идти о вашей компании и сотрудниках. Они могут прийти и с расспросами о ваших контрагентах (поставщиках, покупателях, арендаторах, частных клиентах, банках и т.д.), госслужащих, с которыми вы контактировали;
  • Наводить справки, то есть запрашивать у вашей компании информацию и знакомиться с документами о вашей компании, ваших контрагентах и любых прочих лицах, с которыми контактировала ваша компания.

Какие бумаги должны предъявить полицейские

Для допросов при личном визите полицейским не нужно ничего, кроме служебного удостоверения и, хотя бы, устного объяснения причин своего визита. А для наведения справок вам должны представить письменный мотивированный запрос на бланке ведомства с подписью и печатью (п.4, 5 ч.1 ст.13 «Закона о полиции»).

Предупреждаем руководителя

Если нет уверенности, что перед вами именно полицейский, то это легко проверить. Нужно позвонить в его отделение (отдел, управление) или сразу в ГУВД по региону. Нужные телефонные номера можно найти на интернет-сайтах ГУВД, а ссылки на них – на сайте МВД (mvd.ru/contacts/sites).

Что могут спросить и потребовать показать

Опрос и запрос информации, и ознакомление с документами возможны как по уже возбужденному уголовному или административному делу, так и при проверке заявлений и сообщений о преступлениях, правонарушениях и происшествиях (п.4, 5 ч.1 ст.13 «Закона о полиции»; ст.6, 7 «Закона об ОРД»). И спросить полицейские могут все, что, по их мнению, имеет отношение к делу.

Можно ли отказать полицейским?

Для проведения опросов и наведения справок полицейские могут прибыть на вашу территорию – «беспрепятственно посетить» (п.5 ч.1 ст.13 «Закона о полиции»).

И достаточно принять их, например, в приемной или переговорить с ними на входе в ваше здание.

А вот в свои служебные и иные помещения вы имеете полное право не пускать – ведь это еще не обследование или обыск (Статья 182 УПК РФ).

С расспросами и запросами документов дело обстоит так. Полицейские не могут привлечь вас к ответственности за то, что вы не отвечаете на их вопросы (например, говорите, что вы не помните того, о чем спрашивают). Задержать и доставить вас в отделение «для опроса там» они также, разумеется, не вправе. А значит, на вопросы и запросы полицейских можно отвечать по ситуации:

  • (Если) из их смысла ясно, что вы лично или ваша компания можете стать (или уже стали, например, в запросе есть ссылка на дело по КоАП или УК РФ) фигурантами дела, то решайте сами, в каком объеме делиться с ними информацией.

Но учтите, что если полицейские засомневаются в вашей искренности, то дело может обернуться обследованием, повестками и т.д. Зато, так вы можете выиграть время для консультаций с юристами и адвокатами.

  • Если вы не против представить требуемую информацию или документы (например, эта информация касается действий совсем сторонних лиц), то лучше в полном объеме удовлетворить интерес полицейских. Иначе вы можете потратить лишнее время на дальнейшие визиты к полицейским и ответы на их запросы. К тому же, если полицейские потом докажут, что запрашиваемые документы у вас были, то они могут по суду оштрафовать вас за непредставление сведений (информации) по ст. 19.7 КоАП РФ (Постановление ВС РФ от 17.02.2011г. №51-АД11-1);
  • Если запрашиваемые документы содержат коммерческую тайну, то вы можете с полным правом их не выдавать. Вы можете отказать в выдаче этих документов даже по мотивированному требованию полицейских. И максимум, что вам может грозить, — это штраф (100 — 300 руб. — на гражданина, 300 — 500 руб. — на вас как на должностное лицо, 3 — 5 тыс. руб. — на юридическое лицо) (Статья 19.7 КоАП РФ). Принудительно изъять такие документы полицейские вправе только (Части 1 — 3 ст. 6 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ):

— (или) в рамках возбужденного уголовного дела, то есть когда к вам пришли с постановлением о выемке/обыске;

— (или) через суд, что в нашей ситуации тоже означает наличие возбужденного уголовного дела.

Для справки

Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства) – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.) (Ст.1465 ГК РФ; п.2 ст.3 Федерального закона от 29.07.2004г. №98-ФЗ «О коммерческой тайне»)

  • — которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность;
  • — к которым отсутствует свободный доступ у третьих лиц на законном основании;
  • — в отношении которых ваша компания ввела режим коммерческой тайны.

Обследование ваших помещений и изъятие документов

Советуем руководителю

Если документы находятся в жилом помещении, то в рамках обследования попасть туда и изъять документы (без согласия проживающих там лиц) нельзя.

Это признают и сами полицейские (Статья 15 «Закона о полиции»). Выемка или обыск в жилище могут производиться только с санкции суда (ч.3 ст.182, ч.2 ст.183 УПК РФабз.2 ст.

8 «Закона об ОРД»).

А вот отказать в изъятии части документов можно на том же основании, что и при их запросе. Если требуемые документы содержат охраняемую законом тайну (например, коммерческую), то они могут изыматься только в рамках расследования уголовного дела (т.е. оно уже должно быть возбуждено) или с санкции суда (ст.5, ч.1-3 ст.6 Федерального закона от 29.07.2004 №98-ФЗ).

7 правил поведения при проверке государственными органами — Офтоп на vc.ru

Несмотря на неоднократные заверения о прекращении нападок на бизнес, на практике количество проверок контролирующими органами не уменьшается. Чаще всего предпринимателям приходится сталкиваться с представителями прокуратуры, налоговой инспекции, Роспотребнадзора, трудовой инспекции, Роскомнадзора и МЧС.

В данной статье я поделюсь советами, которые могут быть полезны предпринимателям, внезапно столкнувшимся с сотрудниками контролирующих органов у себя в офисе или на производстве.

Правило № 1. Не паниковать и вести себя нейтрально-добродушно

Каким бы банальным не казался данный совет, сдержанное и нейтральное поведение в ходе проверки поможет избежать ошибок, вызванных эмоциональным перенапряжением. Нужно понимать, что сотрудники проверяющих органов – простые люди, выполняющие свою работу. Они, разумеется, вам не друзья, но и врагами они также не являются.

Агрессивное поведение лишь отвлечет ваше внимание и не позволит контролировать ситуацию, что зачастую является залогом успеха. Умеренно добродушная беседа позволит вам выяснить прямую, а может быть, и косвенную цель проверки, что даст вам дополнительное время для планирования дальнейших шагов.

Правы вы или нет, но запомните навсегда – никогда не оказывайте сотрудникам проверяющих органов силового противодействия. Ни к чему хорошему это не приведет и может вылиться в ответственность по ст.

318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»), вплоть до лишения свободы сроком в 10 лет.

Если по вашему мнению в ходе проверки допускаются грубые нарушения закона, это может стать основанием для оспаривания результатов такой проверки и привлечения контролеров к ответственности. Смотрите в этой связи правило № 6.

Правило № 2. Проверить полномочия контролера

В самом начале знакомства с представителем контролирующего органа необходимо попросить его предъявить служебное удостоверение, а также сделать для себя запись ФИО и иной информации о проверяющем (№ удостоверения, кем и когда выдано, должность и так далее). Такая информация позволит вам определиться с проверяющим органом (и соответственно, видом проверки), а также пригодится для дальнейшего оспаривания действий контролера.

В большинстве случаев проверка может проводиться только на основании распоряжения или приказа о проведении проверки (например, такое правило установлено для налоговых органов, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, ФАС РФ и МЧС).

Проверьте, чтобы лицо, указанное в таком документе, совпадало с лицом, предъявившем удостоверение.

Такие бдительные действия с вашей стороны не оставят у контролера сомнений в вашей осведомленности о своих правах и зададут правильный тон для проверки.

Правило № 3. Записать ход проверки на видео или аудио

Видео- и аудио-съемка собственных помещений не запрещена, поэтому остановить вас в использовании этого права сотрудники контролирующих органов не вправе.

Более того, зачастую они сами прибегают к таким средствам фиксации — такое правомочие предоставлено, например, налоговым органам (п. 4 ст. 92 НК).

Фиксация хода проведения проверки, вопросов и требований контролеров облегчит процесс доказывания нарушений с их стороны, а также позволит избежать явных и откровенных правонарушений и случаев превышения полномочий.

Правило № 4. Отвечать на вопросы контролеров строго в рамках трудовой функции

Представители контролирующих органов любят задавать наводящие вопросы и выпытывать нужную им информацию. При этом отличным источником такой информации выступают сами сотрудники проверяемой компании, готовые делиться своими мыслями и догадками. Такая сговорчивость усугубляется стрессом и в итоге может дорого обойтись работодателю.

Читайте также:  Фактическое принятие наследства 2021 - по истечении установленного срока, судебная практика, у нотариуса

Поэтому важно, чтобы каждый работник отвечал только на те вопросы, которые непосредственно относятся к его трудовой функции, закрепленной в трудовом договоре и должностных инструкциях.

Например, штатный программист по характеру работы не должны знать о том, с какой целью компанией приобретались прокатные станки и сколько они стоили.

Даже если он догадывается, лучше всего ответить «Не уверен, это не входит в круг моих должностных обязанностей».

Разумеется, следует заблаговременно провести беседу с работниками, рассказать им, как стоит себя вести при общении с контролерами, успокоить тем, что ст.

307 УК РФ («Заведомо ложные показания») к ним неприменима и для верности грамотно оформить должностные инструкции работников. Более того, каждый работник компании всегда может воспользоваться ст.

51 Конституции РФ и отказаться свидетельствовать против себя и своих близких.

Правило № 5. Передавать документы только по описи

Все документы компании должны передаваться контролерам строго по акту приема-передачи. Такой акт должен содержать список всех передаваемых документов, с указанием количества страниц, а также обозначением того, передаются оригиналы или копии документов.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями компании и контролирующего органа. Один экземпляр акта остается в компании.

Это необходимо для того, чтобы в случае утери проверяющим органом копий вы смогли доказать, что они были переданы в ходе проверки.

Обратите внимание, что оригиналы документов подлежат изъятию в исключительных случаях.

Например, налоговые органы вправе произвести выемку подлинников лишь в случае, если для осуществления контроля недостаточно копий, и у налогового органа есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ).

При этом при изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. Такое же правило установлено для работников полиции (п. 1 ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Также помните, что документы, в отношении которых в компании установлен режим коммерческой тайны, могут изыматься только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). При правильном оформлении режим коммерческой тайны может «покрывать» значительный объем сведений, как минимум, например, клиентскую базу и внутренние производственные политики.

Правило № 6. Выявить, зафиксировать, обжаловать

Порядок и условия проведения проверок разнятся в зависимости от типа проверок (плановых или внеплановых, выездных или документарных), проверяющего органа и обстоятельств конкретного дела.

Для информации, можете проверить, планируется ли в отношении вашей организации проведение плановой проверки в 2016 году в Едином реестре плановых проверок.

В настоящем пункте затрону только внеплановые выездные проверки, поскольку в силу своей срочности и непредсказуемости к ним сложнее всего подготовиться.

За некоторыми исключениями, требующими незамедлительной реакции со стороны контролирующего органа, внеплановая выездная проверка должна быть согласована с органом прокуратуры. Такое требование распространяется на проверки Роскомнадзора, трудовой инспекции, Роспотребнадзора, МЧС и другие. Убедитесь, что данное согласие на проверку было заранее получено контролером.

Проводимая проверка должна относиться к полномочиям проверяющего органа. При этом сам орган не должен выходить за пределы, установленные специальными правилами для данного вида проверок.

Например, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Иначе говоря, если решение вынесено в 2016 году, то проверка может охватывать только периоды с 2013 по 2016 годы.

При этом налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (пп. 4, 5 ст. 89 НК РФ).

О внеплановой выездной проверке проверяемое лицо должно быть предупреждено не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Неисполнение данного требования является грубым нарушением закона. Однако следует отметить, что данное требование применяется далеко не ко всем видам внеплановых проверок.

Налоговые органы и прокуратура, например, не обязаны предупреждать о выездных проверках.

Большинство проверок заканчивается составлением итогового документа: протокола или акта. Такие документы чрезвычайно важны, поэтому перед их подписанием убедитесь в том, что все изложенное в них соответствует действительности.

Если вы считаете, что в ходе проверки были нарушены требования закона, а зафиксированные в протоколе или акте обстоятельства недостоверны, сделайте об этом запись в итоговом документе — не стесняйтесь.

Помните, отказ от подписания хуже, чем подписание с детальным изложением всех нарушений и несогласий.

После подписания следует безотлагательно обратиться с жалобой в вышестоящие надзорные инстанции, а также в прокуратуру, изложить все обстоятельства, а также приложить заверенные копии подтверждающих доказательств.

Правило № 7. Связаться с юристом

Российское регулирование в области государственных проверок чрезвычайно разнообразно и разобщено – это и отдельный закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)», отраслевые акты (например, глава 14 НК РФ) и многочисленные методические рекомендации, изданные для отдельных видов проверок.

Ошибки, совершенные в самом начале: предоставление лишних документов, разглашение ценной информации, пропуск срока для заявления возражений и прочего, могут быть трудно исправимы в дальнейшем.

Поэтому наличие в вашей команде хорошего юриста необходимо.

Опять же присутствие внутреннего юриста или внешнего консультанта непосредственно во время самой проверки поможет сдержать пыл контролеров и задать правильный тон беседы.

Защита при проверке: алгоритм действий

Николай Хахула старший партнер AО «Летрадо» Назад к списку публикаций

Несмотря на реформы последних лет, направленных на сокращение количества контролирующих органов, число последних все еще остается внушительным. По данным Кабинета Министров Украины, 27 центральных исполнительных органов власти в Украине имеют контролирующие функции в различных сферах хозяйственной деятельности (количество которых значительно больше).

Порядок проведения проверок большинством контролирующих органов урегулирован Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

Но в тоже время проверки многих госорганов (в частности, налоговой, АМКУ, Госархстройинспекции, Госфининспекции, Госинспекции труда, НБУ и других) не подпадают под действие указанного закона и регулируются специальными законами и подзаконными актами.

Но, тем не менее, между всеми этими проверками есть много общего, что позволяет создать определенный обобщенный алгоритм действий при появлении проверяющих, и именно такой алгоритм представлен ниже.

Этап первый: знакомство

  1. Все сотрудники предприятия должны быть проинформированы о порядке действий в случае проверки. При появлении проверяющих, работники должны незамедлительно уведомить об этом руководителя предприятия или его заместителя.

    Контролирующие органы обязаны проводить проверки в присутствии директора предприятия, его заместителя или иного уполномоченного ими лица, а потому допускать проверяющих к проверке до пояснения уполномоченного лица предприятия (а тем более, без его уведомления) работникам нужно запретить.

  2. При проведении проверки рекомендуется включить видеокамеры и/или диктофон и проинформировать представителей контролирующего органа о том, что идет съемка. Напр., «Господа проверяющие, это видеокамера (диктофон). Он (она) включен(а)».

    Альтернатива: установить стационарную видеокамеру при входе в офис и в самом офисе. Впрочем, поскольку угол обзора стационарной видеокамеры ограничен и, к тому же, она нечетко фиксируют звук, то дополнительно к ней советуем использовать переносную персональную видеокамеру. Можно использовать даже те, что встроены в мобильный телефон.

  3. Поздоровавшись с проверяющими, необходимо попросить их показать служебные удостоверения, удостоверяющие их личность и правовой статус. Отказ от предоставления удостоверения является основанием для недопуска проверяющих к проверки.

  4. Переписать или иным образом зафиксировать данные служебных удостоверений и изучить их содержание. При этом стоит обратить внимание на название органа, выдавшего служебное удостоверение и срок его действия.

    Бывает так, что на проверку приходят работники органов, юрисдикция которых не распространяется на территорию, где находится предприятие. Или же с просроченными удостоверениями.

    Кроме того, стоит сверить соответствие фото проверяющего на служебном удостоверению с его внешним видом, наличие на удостоверении даты выдачи, печати и подписи руководителя и данных по должности проверяющего.

    Также можно позвонить непосредственно в контролирующий орган, который пришел на проверку и проверить, действительно ли лица, предъявившие служебные удостоверения, являются сотрудниками этого органа.

    Лицам, удостоверения которых не вызывают доверия, являются просроченными или не дают права на осуществление проверок предприятия, следует отказать в допуске к проверке.

  5. Попросить у проверяющих приказ и направление на проверку. Проверяющие обязаны не только предъявить оригинал направления (иногда его называют удостоверением) на проверку, но и предоставить его копию. При налоговой проверке проверяющие обязаны предъявить или направить не только направление на проведение проверки, но и приказ о его назначении.

Этап второй: проверка проверяющих

  1. Проверить наличие в направлении и приказе необходимых реквизитов и их соответствие действительности.

    В направлении на проведение проверки обязательно должно быть указано:

    • дата выдачи направления;
    • орган государственного надзора, который его выдал;
    • наименование предприятия или фамилия, имя, отчество физического лица-предпринимателя, проверка которого осуществляется;
    • местонахождение (при налоговой проверке — также код ЕГРПОУ) предприятия или его обособленного подразделения фамилия, имя, отчество физического лица-предпринимателя, проверка которого осуществляется;
    • номер и дата выдачи приказа, на основании которого осуществляется проверка;
    • перечень должностных лиц, принимающих участие в проверке с указанием их должностей, фамилий, имен и отчество;
    • дата начала и дата окончания проверки (при налоговых проверках — продолжительность проверки);
    • тип проверки (плановая или внеплановая);
    • вид проверки (проверка, ревизия, обследование, осмотр, инспектирования и т.д., при налоговых проверках: документальная или фактическая);
    • основания для проверки (исчерпывающий перечень таких оснований установлено законами Украины);
    • предмет (цель) проверки (за определенный период или по определенных обстоятельствах);
    • информация о проведении предварительной проверки (тип и срок ее осуществления) (не указывается в направлении на налоговую проверку);
    • подпись руководителя (его заместителя) и печать контролирующего органа.

    В приказе на проведение проверки должно быть указано наименование субъекта хозяйствования или фамилия, имя, отчество физического лица-предпринимателя, проверка которого осуществляется и предмет проверки (перечень вопросов, которые должны быть исследовании в ходе ее проведения). В приказе на проведение налоговой проверки дополнительно указывается дата выдачи; орган, который его выдал; местонахождение предприятия, дата начала и продолжительность проверки; цель и вид проверки; период деятельности, будет проверяться.

    Также советуем сверить данные направления и приказа на проверку, а также сверить данные направления на проверку и данные служебных удостоверений. В случае отсутствия в направлении и/или в приказе на проверку вышеуказанных сведений и/или в случае несоответствия указанных сведений объективным обстоятельствам действительности есть все основания для отказа в допуске проверяющих к проверке.

  2. Проверить соблюдение требований к назначению и проведению проверок.

    В случае проведения плановой проверки следует проверить наличие предприятия в план-графике проверок на текущий год (должен быть размещен на сайте контролирующего органа, а со временем – еще и в интегрированной автоматизированной системе государственного надзора (контроля)). Также стоит проверить получения предупреждения о ее проведении не позднее, чем за 10 дней до дня осуществления проверки.

    Если предупреждения о проведении плановой проверки не поступало и/или если предприятие не включено в план-график проверок, в допуске проверяющих к проверке можно отказать.

    Кроме того, основанием для отказа в допуске к плановой проверке после вступления в силу изменений к Закону о проверках может быть нарушение установленных требований к периодичности такой проверки и/или отсутствие на официальном сайте контролирующего органа данных об унифицированной форме акта, в которой предусматривается перечень вопросов в зависимости от степени риска.

    В случае проведения внеплановой проверки необходимо проверить соответствие оснований, указанным в направлении, требованиям закона. Также в этом случае стоит запросить копии документов, послуживших основанием для проведения проверки (например.

    , копии жалоб, на основании которых был назначен проверку). Копии таких документов проверяющие, как правило, обязаны предоставить (не касается налоговых и других проверок, указанных выше).

    Непредоставление таких документов является основанием для отказа в допуске проверяющих.

    Также в допуске проверяющим можно отказать в случае, если они проводят внеплановую проверку по факту, который уже был предметом проверки.

  3. Проверить соответствие требованиям закона сроков проведения проверки, указанных в направлении.

    Срок проведения плановой проверки, как правило, не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней без права продления. Однако срок проведения плановых налоговых проверок может достигать 30 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 20 рабочих дней, и может быть продлен еще максимум на 10 и 5 рабочих дней соответственно.

    Срок проведения внеплановой проверки, как правило, не может превышать 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней без права продления. Однако срок проведения внеплановых налоговых проверок может достигать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней, и может быть продлен еще максимум на 5 и 2 рабочих дней соответственно.

Читайте также:  Калькулятор расчета среднего дневного заработка

Этап третий: допустить или отказать

  1. При отсутствии у проверяющих вышеуказанных документов, несоответствии указанных в них данных требованиям закона или возникновении других сомнений в законности проведения проверки и достоверности предоставленных проверяющими документов, предприятие имеет полное право отказать в допуске проверяющих к проверке.

    В этом случае представители контролирующих органов должны составить акт об отказе в допуске к проверке. Также они могут составить на должностных лиц предприятия, отказавшим им в проверке, административный протокол по факту невыполнения законных, с точки зрения проверяющих, требований должностных лиц контролирующего органа.

  2. Если проверяющие, несмотря на отказ в допуске к проверке, вместо составления соответствующих актов и протоколов, предпримут попытки силового проникновения на предприятие, стоит немедленно вызывать полицию. Также в этом случае стоит позвонить по номеру горячей линии соответствующего контролирующего органа и рассказать о случившемся.

  3. Если же будет принято решение о допуске проверяющих к проверке, то стоит попросить их расписаться в журнале регистрации проверок (если такой журнал есть). Форма и порядок ведения журнала посещения субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами (Журнал регистрации проверок) утверждены приказом Госпредпринимательства от 10.08.1998 г. № 18.

    Расписаться в каком журнале проверяющие обязаны только в случае его наличия. Отказ представителя контролирующего органа от подписи в журнале регистрации проверок является основанием для недопуска его к проверке. Одновременно, наличие подписей проверяющих в журнале регистрации проверок является дополнительным способом фиксации факта прибытия контролирующих органов.

Этап четвертый: проверка и ее последствия

  1. В ходе проверки следует осторожно показывать документы, которые требуются, но не менее осторожно отвечайте на вопросы. Помните, что проверяющие могут запрашивать только те документы, которые касаются предмета проверки и компетенции конкретного органа.

    Поэтому, например, СЭС не может требовать предоставления налоговой отчетности или пожарных документов, а пожарные — санитарных или трудовых книжек.

    Кроме того, если, например, проверка проводится в связи с поступлением от конкретного лица обращения о нарушении его прав, то проверка должна касаться именно изложенных в этом обращении обстоятельств, а не деятельности предприятия в целом.

    Перед тем, как давать проверяющим те или иные документы следует несколько раз подумать, прежде чем принять решение об их выдаче. Так же осторожным стоит быть и с ответами на вопросы проверяющих органов.

    Лучше всего, если на случай проверки у предприятия уже есть более или менее похожая на правду история, прикрывающая недостатки в его деятельности, которая может быть подтверждена документально. Если нет – лучше уклонится от ответов на вопрос или игнорировать его. Также можно сослаться на ст. 63 Конституции о праве отказаться от показаний в отношении себя и членом своей семьи.

    Кроме того, изменениями в Закон о проверках предусмотрено, что предприятия и их должностные лица не несут ответственности за отказ от дачи пояснений относительно деятельности предприятия.

  2. Внимательно следите за проверяющими и фиксируйте все их действия.

    Видеокамера и/или диктофон в течение всего времени проверки должны быть включены и неотрывно следовать за проверяющими.

    Рядом с ними постоянно должен быть, как минимум, один из надежных сотрудников, который бы фиксировал их действия, но при этом не отвечал на вопросы проверяющих, направляя их к директору (его заместителя).

    А еще лучше — посадить проверяющих в отдельную комнату (угол комнаты) и самостоятельно приносить им документы, которые ими требуют.

    Осмотр сейфов, ящиков и шкафов без Вашего согласия, а также изъятие оригиналов любых документов может осуществляться только органами досудебного следствия или по их поручению и только на основании решения суда и в присутствии, как минимум, двух понятых, которые не могут быть Вашими сотрудниками или лицами, пришедшие вместе с проверяющими.

  3. Требуйте получения документа, составленного по результатам проверки. Результаты проверки должны быть отражены в акте проверки (при налоговых проверках вместо акта может быть составлена справка об отсутствии нарушений).

    В последний день проверки два экземпляра акта должны быть подписаны представителями контролирующего органа, проводившего проверку, и субъектом хозяйствования или уполномоченным им лицом. Один экземпляр акта проверки должен быть вручен субъекту хозяйствования, а другой остается у контролирующего органа.

  4. Перед тем как подписывать акт, составленный по результатам проверки, следует внимательно ознакомиться с ним. В случае наличия каких-либо замечаний по ходу проверки и ее результатов — отразить их в акте проверки. Такие замечания будут неотъемлемой частью акта проверки и должны учитываться контролирующим органом при вынесении решения по результатам проверки.

  5. После ознакомления с актом и внесение в него своих замечаний, можно смело его подписывать. Отказ от подписания акта проверки не даст субъекту хозяйствования никаких преимуществ. В таком случае контролирующие органы будут иметь возможность проставить отметку об отказе от подписания акта.

  6. В случае несогласия с решением, принятым по результату проверки – обжаловать его в порядке, предусмотренном законом.

Заключение

Конечно, вышеуказанный алгоритм является достаточно общим и нуждается в корректировке в зависимости от того, какой именно контролирующий орган и по какому вопросу пришел.

Кроме того, большая его часть не касается визитов правоохранительных органов, которые осуществляют не проверки, а следственные действия.

Но, тем не менее, надеемся, что этот алгоритм будет полезен для многих предприятий и случаев незаконных проверок в Украине будет меньше.

Николай Хахуластарший партнер, адвокатское объединение «Летрадо»

Материал опубликован в газете «Закон и Бизнес», № 50(1296).

АО «Летрадо». Все права на материалы, опубликованные на сайте letrado.ua, охраняются законодательством Украины.

Цитирование и републикация материалов, размещенных в разделе сайта «Публикации», разрешается Интернет-ресурсам только при наличии прямой, открытой для поисковых систем гиперссылки, размещенной не ниже второго абзаца текста. Подробности: Условия использования/Политика конфиденциальности.

Читайте также:  Можно ли отказаться от счетчика на воду в квартире?

Проверка Роспотребнадзора: все, что нужно знать

Руководителю компании нужно изучить права и обязанности своей организации и права и обязанности проверяющих органов, а также позаботиться о необходимых документах, сертификатах, санитарных книжках, чтобы обеспечить добросовестное проведение проверки со стороны всех участников.

В законодательстве РФ множество нормативных документов и правил, и предприниматель не может держать все в голове. Поэтому руководителю компании следует обратиться к юристам, которые подготовят коллектив.

В противном случае сотрудники проверяемой компании могут по незнанию препятствовать проведению проверки контролирующими органами, из-за чего их могут привлечь к административной ответственности согласно положениям ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.

4.1, ст. 19.7 КоАП РФ и др.

Мы проводим тренинги для сотрудников некоторых заводов и компаний, а также составляем должностные инструкции и памятки, как должен вести себя каждый сотрудник во время проверки. В итоге при появлении на пороге офиса сотрудников Роспотребнадзора сотрудники не теряются и не паникуют, а следуют регламенту.

Хотя бы один представитель компании обязан присутствовать при проверке

Собственнику компании следует выбрать человека, который будет общаться с инспекторами. Это может быть он сам, руководитель или его заместитель.

У собственника проверяемой компании есть право вызвать своего адвоката, который будет следить за выполнением проверки контролирующими органами, привлечь к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ. Мы рекомендуем обязательное присутствие юриста на проверках.

Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора

  • В случае выездной проверки сотрудники Роспотребнадзора должны предъявить служебные удостоверения и распоряжение (приказ) о проведении проверки.
  • Распоряжение должно содержать данные инспекторов, которые проводят проверку, цели и задачи проверки, основания для проведения проверки, срок проверки, адрес и лица, в отношении которых она будет проводиться, условия проверки, состав экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проверке.
  • Важно, чтобы данные инспекторов, которые пришли в компанию с проверкой, соответствовали указанным в распоряжении.
  • Предприниматель вправе отказать в проведении проверки, указав на ее незаконность, если, например, вас проверяет один инспектор, а в распоряжении указаны данные другого человека.
  • После того, как предприниматель проверил документы контролеров и убедился, что с ними все в порядке, лучше не препятствовать им, а, наоборот, содействовать.
  • Если сотрудник Роспотребнадзора инициирует полную «ревизию» всех документов компании, запрашивает документы, не относящиеся к предмету проверки, указанному в распоряжении, это считается превышением полномочий.

Следует всю проверку фиксировать на видеокамеру, а также записывать все нарушения, выявленные в ходе проверки. Это необходимо для того, чтобы обжаловать действия инспекторов и законность подобной проверки. В большинстве случаев суд встает на сторону бизнесменов.

Что обычно проверяют сотрудники Роспотребнадзора

Роспотребнадзор осуществляет широкий спектр полномочий, в том числе санитарно-эпидемиологический надзор, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, проведение социально-гигиенического мониторинга, контроль над соблюдением закона о защите прав потребителей, аттестацию работников, занятых в производстве, транспортировке, хранении, реализации пищевых продуктов и питьевой воды, ведение учета.

Инспекторы могут производить отбор образцов и проб продукции для исследований, испытаний и измерений, если это прописано в распоряжении (приказе).

Возможные итоги проверки

По итогам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором обязательно ставится отметка о том, что проверяемый с ним ознакомлен или отказался ознакомиться. Предприниматель имеет право указать в акте проверки о своем согласии или несогласии с результатами проверки и с отдельными действиями сотрудников Роспотребнадзора.

Если по итогам проверки инспектор выявил в вашей компании нарушения, он может:

  • привлечь к административной ответственности за выявленные нарушения в виде предупреждения;
  • наложить штраф;
  • приостановить деятельность предприятия до устранения нарушений на определенный срок;
  • при угрозе жизни или здоровью людей передать дело в суд. Такие случаи грозят лишением свободы.

Сроки проверки

По срокам проверка не должна длиться более 20 дней, выездная проверка малых предприятий не более 50 часов в год, а микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — не более 15.

Инспекторы не имеют права

  • проводить проверку в отсутствие представителей проверяемого юридического лица (исключение составляют случаи угрозы здоровью людей, животных или государственной безопасности);
  • проводить проверку без предупреждения собственника бизнеса (даже о внеплановых проверках органы обязаны предупреждать за сутки до проверки);
  • нарушать сроки проверки;
  • забирать оригиналы документов проверяемой компании;
  • требовать информацию, документы или продукты, не относящиеся к предмету проверки;
  • разглашать результаты проверки третьим лицам;
  • предписывать проведение каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемой компании или требовать деньги за проведенную проверку.

Деятельность Роспотребнадзора регламентируется положением, утвержденным постановлением Правительства от 30.06.2005 РФ № 322.

Илья Савельев, старший партнер юридической компании «АВТ Консалтинг»

Какие компании проверяют чаще всего

Чаще всего с проверками Роспотребнадзора сталкиваются организации, осуществляющие производство и продажу продуктов питания, лекарств, товаров промышленного назначения. Это магазины, аптеки, молочные, комбикормовые заводы.

Также Роспотребнадзор часто проверяет школы, детские сады, дома-интернаты. Не удастся избежать проверок и компаниям, оказывающим населению бытовые услуги.

Это гостиницы, медицинские центры, диагностические лаборатории, кафе и рестораны.

Зачем нужны плановые проверки и план проверок

От проведения плановых проверок в 2017-2018 годах освобожден малый бизнес.

Цель плановых проверок — санитарный и эпидемиологический надзор, контроль соблюдения компанией прав потребителей.

По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года (ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Чаще плановые проверки могут проводиться в организациях в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, а также в социальной сфере.

Ежегодно составляется сводный график плановых проверок. Это перечень организаций, которые в этом году будут проверять, и сведения о дате начала проверки и сроках ее проведения. План проверок размещается в открытом доступе на официальном сайте Роспотребнадзора и на сайте Генпрокуратуры РФ.

Зачем нужны внеплановые проверки

  1. Внеплановые проверки проводятся по жалобам о нарушениях прав потребителей, если человек уже обращался в компанию, нарушившую его права, и такое обращение было оставлено без рассмотрения или не было удовлетворено.

  2. Если проверка нужна для предоставления правового статуса, лицензии или выдачи разрешения, то она будет проведена после поступления заявления компании.

  3. Другие причины — истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Какие документы нужно предоставить контролерам?

  • Это правоустанавливающие документы организации (устав, свидетельства ИНН, ОГРН) и наличие необходимых лицензий и разрешений (например, при торговле алкогольной продукцией).
  • Компаниям также стоит позаботиться о наличии уголков потребителя с информационными стендами, правильно оформленных ценников и прейскурантов цен на товары и услуги с подписью руководителя, сертификатов на товар, информации о производителе и поставщике товара.
  • Не лишними будут свидетельства о праве собственности на помещение или договоры на аренду, договоры на вывоз мусора и иных отходов, договоры на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений.

Контролеры могут проверить наличие журналов учета санитарных проверок, журнала учета дезинфицирующих средств, программ производственного контроля, инструкций по обращению с медицинскими отходами. Замерить метраж помещений, высоту окон, размер дверных проемов. Осмотреть вентиляцию и освещение.

Следует помнить, что все запрошенные документы при проверке предоставляются в виде копий, заверенных подписью и печатью компании. Проверяющие не имеют права требовать нотариально заверенные копии и оригиналы документов.

Как и когда контролеры должны предупредить предпринимателя о проверке?

  1. О проведении плановой проверки контролеры обязаны уведомить предпринимателя за 3 рабочих дня до начала проверки.

  2. О проведении внеплановой выездной проверки организацию уведомляют не менее чем за 24 часа до начала проверки любым доступным способом.

  3. Предварительное уведомление организации не требуется при причинении вреда жизни и здоровью граждан, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при нарушении прав потребителей.

Зиннур Зиннятуллин, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»

Если вы не согласны с результатами проверки

Существует несколько способов обжалования действий органа государственной власти в досудебном и судебном порядке, также обжалованию подлежит акт проверки или постановление о привлечении к административной ответственности.

Досудебный порядок обжалования

Если предприниматель не согласен с результатами проверки, указанными в акте проверки, или с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки он может отправить письменные возражения в Роспотребнадзор. К возражениям можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.

Жалоба рассматривается не дольше 30 дней, с дополнительными документами — не дольше 60 дней.

По результатам рассмотрения жалобы в досудебном порядке действия проверяющего могут признать незаконными, результаты проверки могут отменить, если она проводилась с грубыми решениями, либо в удовлетворении жалобы могут отказать, если закон не нарушался.

Судебный порядок обжалования

  • Предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий Роспотребнадзора, если он считает, что его права  в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, на него были незаконно возложены обязанности или были созданы иные препятствия для осуществления предпринимательства.
  • Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье или должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение 3-х суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
  • Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления и подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами.

Если Роспотребнадзор вынес предписание об устранении нарушений, затем постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей, но именно постановление о привлечении лица к ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителей было обжаловано и отменено по ст. 2.

9 КоАП РФ (малозначительность), то предписание об устранении нарушений остается в силе и все еще требуется его исполнение.

Акт проверки или предписание об устранении нарушений должны быть обжалованы отдельно в досудебном или судебном порядке. Только в таком случае они становятся необязательными для выполнения.

Что такое контрольные закупки и по каких правилам они проводятся?

Контрольная закупка позволяет смоделировать ситуацию, при которой контролер проверяет, как продаются товары и оказываются услуги потребителям.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления предпринимателя по согласованию с органами прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена предпринимателю сразу после ее завершения. Должностное лицо должно предъявить служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.

Зачем с октября 2017 года вводятся проверочные листы

С 1 октября 2017 года при плановых проверках используются проверочные листы — это списки контрольных вопросов с перечнем требований к предпринимателю. Соблюдение этих требований позволяет сохранить жизнь и здоровье граждан.

Проверочные листы должны будут упростить жизнь проверяемым компаниям, так как будут установлены конкретные требования по проверке юридических лиц в зависимости от их вида деятельности, что должно дать возможность компаниям более детально подготовиться к проверке и знать непосредственные требования, предъявляемые во время проверки. Сейчас такие конкретные требования отсутствуют.

Чтобы узнавать о самых важных изменениях, касающихся бизнеса, присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram!

Ссылка на основную публикацию