Прокурор как участник уголовного судопроизводства

Прокурор как участник уголовного судопроизводства

Уголовные дела возбуждаются в следствии, расследования проводятся в дознании, утверждаются дела прокуратурой, только после этого поступают в суд. По УПК РФ государственное обвинение представляет прокурор.

Прокурор в уголовном процессе доказывает виновность подсудимого, который по умолчанию признается невиновным до тех пор, пока не будет доказано иное. Этот статус называется презумпцией невиновности.

В чем заключаются основные полномочия прокурора, и в чем заключается его процессуальная роль, расскажем далее.

Прокуратура в действующих лицах

Прокурор как участник уголовного судопроизводства

Это определение содержится в специальном ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1, в котором кроме того прописаны основные задачи деятельности прокурора, условия его службы и структура государственной прокуратуры страны.

Прокурор – это ключевая фигура в уголовном процессе. Он задействован на всех стадиях расследования преступления, за ним всегда остается последнее слово во всех вопросах, кроме вынесения приговора. Этим занимается исключительно судья.

Структура Прокуратуры выглядит следующим образом:

  • Генеральная Прокуратура России;
  • Прокуратуры субъектов РФ;
  • Военные и иные специализированные Прокуратуры;
  • Научные и образовательные организации;
  • Редакции печатных изданий;
  • Прокуратуры городов и районов.

Органы Прокуратуры, не входящие в единую систему Прокуратуры страны, не могут действовать на ее территории.

Генеральный Прокурор страны исполняет следующие функции:

    Прокурор как участник уголовного судопроизводства

  • Издание обязательных для исполнения инструкций, распоряжений и указов, регулирующих деятельность работников Прокуратуры;
  • Устанавливает штатную численность и структуру отделений Прокуратуры;
  • Назначает на должности и освобождает от них ректоров и проректоров организаций науки и образования Прокуратуры;
  • Несет ответственность за исполнение тех задач, которые возложены на сотрудников Прокуратуры.

Внутри отдельной городской или областной Прокуратуры также действует своя иерархия, во главе которой стоят начальники Прокуратуры.

Главный прокурор, прокурор, старший помощник прокурора или младший помощник прокурора – все эти звания приобретаются сотрудниками в процессе опыта их работы. Они имеют погоны, по которым легко можно определить их действующее звание.

Работники прокуратуры обязаны носить служебную форму. Их светло-голубые рубашки, темно-синие брюки, юбки и пиджаки легко узнаваемы.

Работать в Прокуратуре — это значит состоять на государственной службе. К кандидатам на службу предъявляются серьезные требования: высшее юридическое образование, отсутствие судимостей у них самих и их родственников.

Для утверждения на должность необходимо пройти аттестацию в комиссии, созданной областной прокуратурой.

Полномочия прокурора по стадиям уголовного процесса

Круг полномочий и обязанностей прокурора отличается на различных стадиях процесса. Но, в целом, его деятельность должна преследовать следующие функции:

    Прокурор как участник уголовного судопроизводства

  • Реализация уголовного преследования подозреваемых;
  • Контроль за соблюдением защиты и правовых интересов участников процесса;
  • Надзор за исполнением полномочий органов правопорядка и следствия;
  • Соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел и проведения следственных действий;
  • Координация действий органов полиции и дознания;
  • Защита конституционных прав человека;
  • Контроль за правильным толкованием действующего законодательства;
  • Раскрытие противоправных деяний и др.

Прокуратура, в том числе, имеет и свои подразделения по конкретным областям правовой защиты. К примеру, существует природоохранная прокуратура, которая осуществляет контроль за соблюдением предприятиями правил защиты экологии и природоохранных объектов.

Участие прокурора в досудебном производстве

Прокуратура имеет право давать любые поручения в рамках уголовного судопроизводства сотрудникам дознания и следствия. Они, в свою очередь, обязаны их исполнять даже в том случае, если поручения впоследствии будут обжалованы как незаконные.

Полиция, дознание и следствие подчиняются прокуратуре. Прокуроры контролируют всю деятельность органов правопорядка и могут в любой момент вмешаться в производство.

В рамках расследования уголовного дела прокуроры имеют следующие полномочия:

    Прокурор как участник уголовного судопроизводства

  • Прерывать или прекращать расследование по уголовному делу по веским основаниям;
  • Давать указания органам следствия в случае возврата уголовных дел о проведение дополнительные следственных мероприятий;
  • Утверждать обвинительные акты или обвинительные заключения по уголовным делам;
  • Передавать уголовные дела в суды для разбирательства;
  • Контролировать, чтобы подсудимые получали от следователей копии обвинительных актов;
  • Подписывать различные процессуальные документы, прекращающие уголовные дела;
  • Продлевать предварительное расследование;
  • Передавать дела от одного следователя к другому в случае веских оснований;
  • Освобождать должностных лиц от исполнения своих обязанностей, когда ими допущены серьезные нарушения процессуального порядка;
  • Принимать или отвергать самоотводы должностных лиц;
  • Решать вопросы по отводам прокурорам, следователям и дознавателям;
  • Одобрять возбуждение уголовных дел следствием или дознанием;
  • Контролировать соблюдение действующего законодательства в рамках деятельности правоохранителей при поступлении сообщения о преступлении.

Это далеко не полный перечень тех прав, которые закреплены за сотрудниками прокуратуры в рамках досудебного следствия.

Многих интересует, может ли прокурор возбуждать уголовные дела самостоятельно. Такое право он имеет, если им получены существенные основания для уголовного преследования содеянного.

Именно поэтому нередко граждане пишут свои заявления именно в прокуратуру, а не в полицию, пытаясь миновать ту инстанцию, которая может проигнорировать их обращение.

Прокурор как участник уголовного судопроизводства

Может ли прокурор прекратить уголовное преследование – вопрос не однозначный. Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор может только утвердить постановление дознавателя о прекращении дела.

Сам же он это сделать не может. Но при этом он может отказаться от уголовного преследования с мотивировочной расшифровкой такого решения.

По письменному запросу прокурор может получить право на ознакомление с материалами уголовного дела.

Участие прокурора в судебном разбирательстве

Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел допускается даже в рамках частного обвинения. В публичном обвинении именно сотрудник прокуратуры осуществляет государственное обвинение.

Прокурор участвует в судебном разбирательстве на двух стадиях:

  • Судебное следствие;
  • Прения сторон.

Прокурор также имеет право в дальнейшем обжаловать вынесенный судьей приговор, подав апелляционное постановление.

Итак, государственный обвинитель осуществляет следующий набор процессуальных действий в рамках его судебного рассмотрения:

    Прокурор как участник уголовного судопроизводства

  • Излагает позицию обвинения – зачитывает обвинительный акт, рассказывает, кто и в чем обвиняется, и по какой статье преследуется совершенное виновным лицом деяние;
  • Задает уточняющие вопросы участникам процесса, допрашивает свидетелей в ключе обвинения;
  • Представляет доказательства виновности подсудимого по делу;
  • Имеет право заявлять ходатайства (о проведении экспертиз, о приобщении тех или иных документов, о проведении запросов);
  • Зачитывает показания свидетелей, не выступающих в судебном разбирательстве, в рамках изложения позиции обвинения;
  • В прениях высказывает обвинение и требуемое для виновника уголовное наказание – как правило, прокурор просит максимум по действующей правовой норме.

Явка государственного обвинителя является обязательным условием судебного разбирательства. Без прокурора нельзя рассматривать дело, оно должно быть отложено.

Прокурора обязательно должны уведомить о месте и времени рассмотрения уголовного дела, вручив ему повестку под подпись.

Оставшийся корешок повести с подписью прокурора позже подшивается в материалы дела для подтверждения факта уведомления.

Когда потерпевший не является в судебное заседание, прокурор обязан заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела, так как он является непосредственным представителем потерпевшей стороны и обязан соблюдать, и защищать ее интересы.

Прокурор после окончания рассмотрения уголовного дела должен получить копию приговора, который он может обжаловать.

Прокурор как участник уголовного судопроизводства

Прокурор обязан присутствовать на оглашении приговора. На практике, когда последнее слово по делу переносится на другое судебное заседание, прокуроры не приходят на него, и фактически не слушают оглашения приговора. Это нарушение законодательства.

Прокуроры в рамках рассмотрения одного уголовного дела могут меняться. Каждый раз при смене прокурора в зале суда устанавливается его личность и решается вопрос о заявлении ему отводов.

Замена прокурора в уголовном процессе допускается по отводу одного из участников сторон, кто считает государственного обвинителя заинтересованным в исходе дела.

Прокурор имеет право в течение 3 суток после вынесения приговора по заявлению ознакомиться с протоколом судебного заседания. Разрешение на это выдается судьей.

Обжаловать в апелляционной инстанции прокурор не может приговоры со следующими обстоятельствами:

  • Оправдательный приговор;
  • Приговор, не предусматривающий наказания.

Государственный обвинитель может обжаловать приговоры в кассационной и надзорной инстанции.

На практике в 2021 году прокуратура редко обжалует приговоры суда, так как судья дает примерно то наказание, какое требует обвинение, лишь незначительно его смягчая.

Прокурор как участник уголовного судопроизводства

Прокурор – это одна из ключевых фигур в уголовном судопроизводстве. Фактически именно на прокуратуре лежит вся ответственность за обоснованность и законность возбужденных уголовных дел, их расследование и судебное разбирательство.

Без государственного обвинителя невозможно соблюдение принципа состязательности сторон, без его помощи права и интересы потерпевшей стороны могут быть ущемлены и не удовлетворены в полной мере.

Прокурор как участник уголовного судопроизводства

Прокурор – это Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделённые соответствующими полномочиями ФЗ «О Прокуратуре РФ» (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор является участником уголовного судопроизводства, который осуществляет свою деятельность во всех стадиях уголовного процесса. Задачи прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве определены в ФЗ «О прокуратуре РФ», а также в ряде норм УПК РФ.

  • Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
  • Полномочия прокурора можно разделить на 3 группы:
  • 1) в ходе досудебного производства по уголовному делу;
  • 2) в ходе судебного производства по уголовному делу;
  • 3) после судебного производства по уголовному делу.
  • В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
  • — проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
  • — выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  • — требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
  • — давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  • — давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  1. — разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  2. — изымать любое уголовное дело у органа дознания и дознавателя и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  3. — отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
  4. — передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
  5. — рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  6. — поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно–розыскных мероприятий;
  7. — продлевать срок предварительного расследования;
  8. — утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  9. — возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
  10. — утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт;
  11. — отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК.
  12. Следует отметить, что прокурор также уполномочен участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов:
  13. а) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;
  14. б) о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения;
  15. в) при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения;
  16. г) при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ.
Читайте также:  Отказ от обязательной доли в наследстве в 2021 году

Прокурор свои указания органу дознания, дознавателю дает в письменной форме, которая обязательна для исполнения. Если прокурор установит, что следователь нарушил требования ч. 5 ст. 109 УПК РФ, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, он отменяет данную меру пресечения (ст. 221 УПК РФ).

Следует также обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 5 июня 2007 г.

«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» многие полномочия, которыми наделялся прокурор, переданы руководителю следственного органа при Прокуратуре РФ (Председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ и нижестоящим руководителям следственных органов).

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Прокурор вправе и обязан отказаться от осуществления уголовного преследования при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 7 ст. 246 УПК РФ, с обязательным указанием мотивов своего решения.

Полномочия прокурора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

  • В случае несогласия прокурора с решением суда первой инстанции, он может обжаловать данное решение, направив представление в апелляционную или кассационную инстанцию.
  • Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда могут быть пересмотрены по ходатайству прокурора в порядке надзора или в порядке возобновления производства по уголовному делу в ввиду новых ил вновь открывшихся обстоятельств.
  • Таковы основные полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве.

23. Следователь в уголовном процессе: полномочия и процессуальная самостоятельность.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Следствие производится следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 151 УПК РФ).

Основные полномочия следователя предусмотрены статьей 38 УПК РФ. Закон наделяет следователя широким кругом полномочий по осуществлению предварительного следствия.

Все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

  1. Следователь вправе:
  2. — возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК;
  3. — принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности.
  4. Следователь по расследуемым им уголовным делам вправе давать органу дознания в случаях и в порядке, установленном УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Следователь вправе осуществлять и иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Так, следователю предоставлено право обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решения прокурора:

  • а) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия;
  • б) об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых;
  • в) о пересоставлении обвинительного заключения и устранении выявленных недостатков со своими письменными указаниями.

Таким образом, ФЗ от 5 июня 2007 г. предоставил следователю возможность обжаловать указанные выше положения только после окончания предварительного следствия и передачи уголовного дела прокурору.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Таковы основные права следователя, предусмотренные ФЗ от 5 июня 2007 г. «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ», обеспечивающие процессуальные гарантии самостоятельности и независимости следователя.

Прокурор как участник судебного производства по уголовным делам

Замечание 1

Прокурор – это должностное лицо, уполномоченное осуществлять от имени государства в пределах своей компетенции уголовное преследование в процессе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания (ст. 37 УПК).

Прокурор в ходе досудебного производства уполномочен:

  • контролировать исполнение требований федерального законодательства при регистрации, приеме и рассмотрении сообщений о правонарушениях;
  • выносить по фактам выявленных нарушений прокурором уголовного закона постановление о направлении материалов в орган дознания или следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании;
  • давать письменные указания дознавателю о производстве процессуальных действий, направлении расследования, согласие на возбуждение ходатайства о производстве процессуального действия перед судом, допущенное на основании соответствующего судебного решения;
  • требовать от следственных органов и органов дознания устранения нарушений федеральных законов, допущенных в процессе предварительного следствия или дознания;
  • отменять необоснованные или незаконные постановления дознавателя и нижестоящего прокурора;
  • разрешать заявленные дознавателю отводы и самоотводы;
  • отстранять от дальнейшего производства расследования дознавателя, допустившего нарушение;
  • изымать у органа дознания любое уголовное дело, передавать его следователю с обоснованием такой передачи;
  • передавать дела от одного органа предварительного расследования другому, изымать дело у федерального органа исполнительной власти, передавать его Следственному комитету при прокуратуре РФ с обоснованием данной передачи;
  • утверждать постановление прекращении производства, утверждать обвинительный акт или обвинительное заключение по уголовному делу;
  • возвращать уголовное дело следователю, дознавателю с сопутствующими письменными указаниями об изменении квалификации действий обвиняемых, о производстве дополнительного расследования, изменении объема обвинения, обвинительного акта или обвинительного заключения, устранения всех выявленных недостатков.

Прокурор в ходе судебного разбирательства поддерживает государственное обвинение, пользуется одинаковыми правами с иными участниками судебного процесса (ст. 15).

Государственный обвинитель активно участвует в изучении доказательств, предоставляет суду собственное мнение по сути обвинения и иным вопросам, которые появляются в процессе судебного разбирательства, о применении мер наказания и уголовного законодательства в отношении подсудимого.

Прокурор имеет право по основаниям и в порядке, предусмотренным законом, отказаться от уголовного преследования на досудебном производстве, а в суде – привести к прекращению дела.

Основные задачи участия прокурора в уголовном судопроизводстве

В основе уголовного судопроизводства лежит принцип состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции), предусматривающий, что только один участник судопроизводства должен осуществлять одну уголовно-процессуальную функцию. Прокурор, согласно УПК относится к стороне обвинения, реализующей функции уголовного преследования.

На разных этапах уголовного судопроизводства уголовное преследование имеет собственные формы выражения. Уголовное преследование на досудебных стадиях осуществляется в виде предварительного расследования, а в судебных стадиях – в виде поддержания государственного обвинения.

Уголовно-процессуальный кодекс закрепляет основную роль прокурора в уголовном преследовании. Процессуальное мастерство и активность прокурора в представлении и исследовании доказательств играют приоритетное значение в обеспечении неотвратимости наказания за преступление.

Прокуроры, принимающие участие в рассмотрении уголовных дел, решают следующие задачи:

  • совершенствовать работу по поддержанию гособвинения, как действенного средства борьбы с преступностью; первостепенная служебная обязанность прокурорских работников – участие в разбирательстве уголовных дел;
  • участвовать в судебном разбирательстве уголовных дел частно-публичного и публичного обвинения, возбужденных мировым судьей;
  • регулярно и лично поддерживать государственное обвинение;
  • всемерно способствовать установлению судом истины, важной для вынесения справедливого, обоснованного и законного решения;
  • обеспечить участие государственных обвинителей в заседаниях судов апелляционной инстанции по уголовным делам (правом кассационного и апелляционного обжалования судебных решений обладает только прокурор) и др.

Одной из основных задач является совершенствование профессионализма государственных обвинителей, не имеющих большого опыта участия в уголовном судопроизводстве.

Для этого важно сформировать систему профессионального обучения и переподготовки, совершенствовать весь учебно-методический процесс, привлекать к учебному процессу ученых-юристов и опытных практических работников; распространять и изучать положительный опыт их работы и т.д.

Участие прокурора в уголовном судопроизводстве

На стадии подготовки к судебному заседанию решаются задачи законности и обоснованности процессуальных действий, которые были проведены на досудебном этапе судопроизводства.

На стадии подготовки определяется процедура подготовки дела к судебному заседанию, условия принятия соответствующего судебного решения, разрешаются организационно-правовые вопросы, позволяющие вести без волокиты дальнейшее судебное разбирательство, соблюдая требования уголовно-процессуального законодательства.

В законодательстве указано на необходимость участия прокурора на этапе предварительного слушания, так как в дальнейшем именно на прокурора ложится обязанность опровержения доводов защиты.

Судья может по собственной инициативе или по ходатайству стороны вернуть уголовное дело прокурору на доработку, если:

  • обвинительный акт или обвинительное заключение составлены с нарушением требований Уголовно-процессуального кодекса, что не допускает возможности вынесения обвинительного приговора;
  • не была вручена обвиняемому копия обвинительного заключения или акта;
  • необходимо составить обвинительное заключение или акт с постановлением о необходимости применения мер принудительного медицинского характера.
Читайте также:  Жилье для многодетных семей в 2021 году: субсидии, льготы и помощь в получении, программы, законы

Замечание 2

Допущенные нарушения прокурор обязан устранить в течение 5 суток.

Государственных обвинителей назначают заблаговременно, что позволяет обеспечить изучение материалов уголовного дела.

Руководителям прокуратур необходимо учитывать сложность, объем и характер уголовного дела, опыт работы и квалификацию прокурора.

По наиболее сложным делам создаются группы государственных обвинителей с обязательным распределением обязанностей согласно особенностям уголовного дела.

Прокурор при подготовке к поддержанию в суде государственного обвинения, обязан внимательно изучить уголовное дело. Изучение материалов дела включает анализ формальной и содержательной частей обвинения, ознакомлением с постановлением о привлечении обвиняемого.

Методика и характер изучения материалов уголовного дела должны позволить выяснить все обстоятельства фактической доказанности обстоятельств уголовного дела.

Прокурор анализирует показания обвиняемого, восстанавливает доказательные пробелы, изучает все материалы уголовного дела, рассматривает наличие заявленных в ходе предварительного расследования жалоб и ходатайств, проверяет законность и обоснованность следственных и других процессуальных действий и др.

Участие в деле прокурора

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Полезные статьи и выписки по арбитражу » Общие положения » Участие в деле прокурора

Согласно действующему арбитражно-процессуальному законодательству одним из участников арбитражного процесса является прокурор.

Содержание

Согласно действующему арбитражно-процессуальному законодательству одним из участников арбитражного процесса является прокурор. Именно он выступает от лица государственной власти, представляя интересы государства в споре. Примечательно, что интересы государства выражаются в любом арбитражном процессе в законном разрешении спора, независимо от того, кто является сторонами процесса.

Роль прокуратуры в арбитражном процессе

Прокурор выступает в процессе от лица государства и действует исключительно в его интересах, осуществляя при этом одну из форм защиты публично-правовых интересов. Прокурор – независимое лицо в арбитражном процессе, которое не может выступать на чье-либо стороне.

При этом в арбитражном судопроизводстве прокурор не осуществляет обвинительных функций (как в уголовном процессе) и не выступает в качестве надзорного органа.

Роль прокуратуры в арбитражном процессе достаточно высока, поскольку независимое и незаинтересованное лицо в споре может рассмотреть все обстоятельства основательно и подробно с точки зрения закона.

Именно поэтому прокурор в арбитражном судопроизводстве подчиняется строго нормам арбитражно-процессуального права, ими же регламентирует свои действия, выступает от лица государства при рассмотрении споров.

Несмотря на то, что прокурор не выступает в роли надзорного органа, он обязан своевременно реагировать на ошибки и противоречащие законодательным нормам акты и ходатайства, которые рассматриваются или приобщаются к материалам дела.

Обязанность прокурора заключается в том, чтобы уведомлять судебные органы о неправомерных материалах в судопроизводстве, а также оспаривать неправомерные и незаконные решения арбитражных судов первой инстанции и пересматривать в судах высших инстанций. Примечательно, что законодательством предусматривается две формы участия прокурора в процессе: непосредственно с заявлением в адрес арбитражного суд и путем вступления в уже решаемый спор на правах независимого участника по ходатайству любой из сторон, суда или по собственному решению.

Перечень случаев, когда прокурор обращается с заявлением

Все случаи обращения непосредственно прокурора в арбитражный суд с заявлением напрямую связаны с представлением интересов государства. Арбитражно-процессуальным законодательством предусмотрены строго регламентированные виды исковых заявлений, которые представляются на рассмотрение арбитражного суда прокурорами. К таким искам относятся:

  • об оспаривании нормативно-правовых и ненормативно-правовых актов, составленных органами местных органов власти, органов государственной власти РФ и субъектов РФ, которые касаются вопросов предпринимательской или экономической деятельности (оспариванию могут подлежать исключительно те акты, которые нарушают права участников экономических отношений);
  • об изыскании имущества, принадлежащего муниципалитету или государству, находящегося в незаконном пользовании или владении (имеется в виду имущество, которое используется физическими или юридическими лицами, не имеющими никаких документальных и официальных подтверждений на право пользования);
  • о признании совершенных сделок недействительными в случаях, когда одной из сторон сделки выступают государственные органы власти РФ и субъектов РФ, муниципальных органов и местных органов власти, а также юридических лиц, у которых часть уставного капитала принадлежит государству – Российской Федерации (имеются в виду сделки, совершенные с нарушением норм действующего законодательства, а также сделки, заведомо ничтожные или убыточные для государства).

В случаях, когда прокурор самостоятельно обращается в арбитражный суд с исковым заявлением, он же может выступать в роли истца.

При этом за прокурором сохраняются его права и обязанности, которые были предписаны ему законодательством. Более того. при участии в процессе в роли истца прокурор наделяется еще и его правами и обязанностями, определенными арбитражно-процессуальными нормами.

Порядок вступления прокурора в дело, рассматриваемое арбитражным судом

Арбитражно-процессуальное законодательство позволяет прокурорам вступать в арбитражный процесс на любой его стадии. При этом ходатайствовать об участии прокурора в деле может и одна из сторон. Например, когда предмет спора имеет повышенную стоимость, в том числе если речь идет об имуществе государственного или муниципального характера.

Сторона представляет суду ходатайство с требованием рассмотреть спор с привлечением к делу уполномоченного прокурора, суд, рассмотрев ходатайство, составляет определение – документ, в котором указывает свое решение по ходатайству.

Если суд согласен с участием прокурора в процессе, то в определении прописывается этот аспект, а в генеральную прокуратуру направляется копия такого определения.

Уполномоченный прокурор вступает в процесс, изучив материалы дела, которые представляет на рассмотрение суд.

Если ходатайство выдвигается самим арбитражным судом, то суд извещает всех участников процесса о включении в список лиц-участников прокурора.

Копия ходатайства и определения по нему направляется в генеральную прокуратуру, которая, в свою очередь, направляет уполномоченного прокурора на арбитражный процесс для представления интересов государства в рассматриваемом споре.

Прокурор, изъявивший желание участвовать в процессе, может вступать в судопроизводство на любом его этапе, если не присутствовал при рассмотрении спора судом первой инстанции. При этом никаких особых документов он не представляет для этого, опираясь на нормы арбитражно-процессуального права.

Суд составляет определение о вступлении в процесс прокурора, с которым знакомит всех участников арбитражного спора. Заинтересованные стороны могут выдвигать протесты против участия прокурора, однако, как показывает судебная практика, протесты редко удовлетворяются судом, поскольку прокурор выступает в роли независимого и незаинтересованного лица, действующего исключительно в интересах исполнения установленных норм законодательства.

Процессуальные права и обязанности прокурора

В рамках арбитражно-процессуального права прокурор наделяется рядом прав и обязанностей, которые подлежат исполнению, независимо от того, как именно прокурор был включен в процесс – в качестве истца или в качестве независимого самостоятельного уполномоченного лица. К правам прокурора относятся:

  • право на ознакомление и изучение материалов, касающихся спора;
  • право на участие в исследовании и расследовании по делу;
  • право на истребование доказательств по делу.

При этом если прокурор участвует в судопроизводстве по арбитражному спору, то он дополнительно наделяется еще и правами истца, а значит, может высказывать свою позицию в отношении спора открыто и публично в рамках процесса. В рамках арбитражно-процессуального права прокурор наделяется рядом обязанностей, которые обязан исполнять неукоснительно. К этим обязанностям относятся:

  • выражать требования по рассмотрению спора в рамках законодательства при обнаружении нарушений;
  • рассматривать все обращения о привлечении в процесс лиц, ранее не заявленных в судопроизводстве;
  • участвовать во всех стадиях разбирательства по спору, начиная от предварительных слушаний до высших арбитражных судов;
  • направлять в кассационные и апелляционные суды требования о пересмотре решений судов первой инстанции, вынесенных незаконно;
  • отказываться от участия в процессе, если прокурор рассмотрел противоправность или необоснованность иска.

Отказ прокурора от предъявленного им иска

Отказ прокурора от предъявленного им иска позволяет прокурору выйти из процесса, однако не означает, что истец обязан отозвать заявление и прекратить спор. Более того, право истца настаивать на разрешении спора, даже если у этого спора нет никаких оснований. Суд обязан вынести законное решение, которое не будет противоречить действующим нормам.

Примечательно, что прокурор является истцом с особыми правами, поэтому истинный истец по спору не вправе направлять встречный иск прокурору, равно как и сторона-ответчик.

Право прокурора на отказ от иска означает, что спор был начат без наличия на то соответствующих оснований, а, значит, разрешение спора не может быть вынесено с нарушениями норм законодательства, поскольку на это также нет никаких оснований.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Прокурор в уголовном процессе

УДК 347.963::343.163 Харзинова Виолета Мухамединовна

  • кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации Краснодарского университета МВД России
  • ПРОКУРОР
  • В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
  • Kharzinova Violeta Mukhamedinovna
  • PhD in Law, Assistant Professor, Head of the General Legal Disciplines Subdepartment, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
  • PROSECUTOR IN THE CRIMINAL PROCESS
  • Аннотация:

В связи с внесенными изменениями в уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации в статье анализируется правовое положение прокурора в досудебном уголовном процессе. На основании приведенных доводов автор отмечает необходимость в возвращении полномочий прокурора в ходе предварительного расследования.

  1. Ключевые слова:
  2. прокурор, уголовный процесс, следователь, руководитель следственного органа, предварительное следствие, прекращение уголовного дела.
  3. Summary:

The article analyzes the legal status of a prosecutor in the pre-trial criminal proceedings in the context of the introduced amendments in the Criminal Procedure Code of the Russian Federation. On the basis of the arguments the author notes the need for restitution of the prosecutor’s powers during the preliminary investigation.

Читайте также:  Как выписать бывшего мужа из квартиры - если он не собственник и если владелец: как выселить супруга без согласия после развода (образцы исковых заявлений)

Keywords:

prosecutor, criminal process, investigator, head of investigative body, preliminary investigation, cessation of criminal case.

Согласно ч.1 ст. 37 УПК РФ прокурор — это должностное лицо, которое в соответствии с УПК РФ от имени государства и в пределах своей компетенции осуществляет уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Вместе с тем прокурор сегодня не осуществляет ни функцию органа уголовного преследования, ни реального надзора за ходом предварительного следствия — эти функции выполняет следователь и руководитель следственного органа.

Руководитель следственного органа не только осуществляет уголовное преследование, но, как бы некорректно это не звучало, он осуществляет и надзор за законностью его проведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как уже было отмечено, прокурор, являясь участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, осуществляет надзор за ходом предварительного расследования, но при этом он не имеет права в случае нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства возбуждать уголовное дело, а также прекращать его производство. Вместе с тем в ряде международно-правовых актов и в большинстве современных правовых систем, в том числе в нормах уголовного процесса, прокурор — это лицо которое выявляет преступление, изобличает лиц виновных в совершении преступления и направляет материалы уголовного дела в суд для назначения наказания.

Следует заметить, что уголовное преследование согласно п. 55 ст. 5 УПК осуществляется стороной обвинения. При этом стороной обвинения в соответствии с гл. 6 УПК РФ является, в первую очередь, прокурор. Ст.

37 УПК, которая регламентирует права и обязанности прокурора, предписывает ему право полностью производить уголовное преследование, а другими специальными и общими нормами УПК категорически отмечается, что он не имеет права осуществлять уголовное преследование, выходя за рамки надзорной функции.

Исходя из общих норм УПК РФ, с одной стороны, прокурор не вправе осуществлять уголовное преследование, но с другой, прокурор — это субъект уголовного преследования. В конечном итоге он решает судьбу обвинения при утверждении обвинительного заключения или обвинительного акта и при направлении уголовного дела в суд. Парадокс? Но это имеет место в положениях УПК РФ.

Ограничение правомочий прокурора в ходе предварительного следствия было связано в значительной степени с предоставлением возможности реализации процессуальной самостоятельности следователя. Но такое ограничение не дало того результата, которого ожидали в практической деятельности, поскольку вместо прокурора в уголовном процессе появился руководитель следственного органа.

Возникает резонный вопрос: приобрел ли следователь ту процессуальную самостоятельность, которая планировалась в связи с выведением из системы предварительного следствия прокуратуры? Однозначно нет, поскольку процессуальная самостоятельность следователя в ходе расследования остается закреплена п. 3 ч. 2. ст.

38 УПК РФ, но, на самом деле, он не имеет такой самостоятельности, поскольку следователь полностью зависим от руководителя следственного органа. Руководитель следственного органа вправе направлять ход расследования, а также отменять постановление следователя как незаконное и необоснованное.

При этом если следователь не согласен с решением руководителя следственного органа, то он обязан получить согласие у того руководителя следственного органа, который отменил его постановление.

Поэтому полномочия прокурора по отмене необоснованных и незаконных постановлений следователя или руководителя следственного органа, несомненно, являются необходимыми в уголовнопроцессуальной деятельности.

Данную проблему исследуют многие процессуалисты. Так, А.П. Кругликов, В.М. Быков отмечают необходимость возвращения процессуальных полномочий по осуществлению уголовного преследования прокурору [1; 2].

Заслуживает внимания п. 4 ст. 140 УПК РФ, которая в качестве повода к возбуждению уголовного дела предписывает «постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании».

При этом следователь имеет право не согласиться с «мотивированным» постановлением прокурора, в котором содержится требование решить вопрос о возбуждении уголовного преследования, и для этого достаточно согласия руководителя следственного органа.

А между тем неисполнение постановления прокурора (содержащегося в нем решения) означает фактическую его отмену, на что полномочий у следователя и руководителя следственного органа нет. Кроме того, последнее положение противоречит п. 6 ч. 2 ст.

37 УПК, которая гласит, что в ходе досудебного производства по уголовному делу отменять незаконные и необоснованные постановления прокурора может только вышестоящий прокурор.

В УПК РФ содержатся и другие не соответствующие духу и букве закона положения, фактически дающие полномочия следователю и руководителю следственного органа осуществлять чуть ли не надзорные функции за процессуальной деятельностью прокурора, за законностью и обоснованностью принимаемых им решений, позволяющие следователю и руководителю следственного органа играть фактически главную роль в уголовном преследовании.

Приведем лишь некоторые из них. Например, ч. 6 ст.

37 УПК предусматривает положение, которое заключается в том, что прокурор, в случае получения отказа руководителя следственного органа либо следователя по поводу требования об устранении нарушения федерального закона, имеет право обращаться к руководителю вышестоящего следственного органа с требованием об устранении этих нарушений.

При этом если руководитель вышестоящего следственного органа не согласен с требованиями прокурора, последний может обратиться к председателю Следственного комитета РФ или руководителю следственного органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).

И только после этого прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным. Таким образом, законность и обоснованность требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства «проверяют», как бы парадоксально это ни звучало, соответствующие руководители следственных органов (и даже следователь!).

В ч. 3 ст. 38 УПК говорится о том, что в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который «информирует об этом прокурора».

Вот так: «информирует» прокурора и только! Сам же руководитель следственного органа согласно ч. 4 ст.

39 УПК РФ при несогласии с требованиями прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства вправе вынести об этом мотивированное постановление, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

УПК содержит и другие положения, позволяющие сделать вывод о том, что в определенных законом случаях именно руководители следственных органов и следователи фактически надзирают за законностью и обоснованностью действий и решений прокурора, а не наоборот.

А между тем, основное назначение прокурора в уголовном судопроизводстве четко определено ч. 1 ст. 37 УПК. Признать незаконными и необоснованными какие-либо действия и постановления прокурора вправе только вышестоящий прокурор (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК).

Руководители следственных органов и следователи обязаны выполнять постановления прокурора, а не отменять их, как это

они фактически могут делать в настоящее время путем их неисполнения в соответствии с приведенными выше отдельными положениями УПК.

Настоящей проблемой альтернативного решения вопросов по защите конституционных прав и процессуальных гарантий, на наш взгляд, для государства и вовлеченных в уголовное судопроизводство граждан является тот факт, что полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве, в том числе по возбуждению уголовных дел и осуществлению уголовного преследования, существенно урезаны. Это отрицательно сказывается на решении всех задач уголовного процесса. Разве может прокурор реализовать в полном объеме, например, содержащееся в ч. 1 ст. 37 УПК полномочие осуществлять от имени государства полноценное уголовное преследование? Конечно, нет.

Рассматривая вопрос о полномочиях прокурора в стадии возбуждения уголовного дела согласно ст. 140 УПК РФ можно предположить, что законодатель отождествляет возбуждение уголовного дела с уголовным преследованием. Но как тогда быть с содержанием п. 55 ст.

5 УПК РФ, где говорится, что «уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления»? Названные участники уголовного судопроизводства, как известно, в соответствии с положениями УПК РФ появляются только после возбуждения уголовного дела. Поэтому вряд ли следует признавать удачным название повода для возбуждения уголовного дела, сформулированное в п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК. Самым правильным было бы со стороны законодателя вернуть прокурору право возбуждать уголовные дела при наличии поводов и оснований, установленных законом.

Разве можно при указанных изменениях УПК говорить об осуществлении прокурором полноценного уголовного преследования от имени государства? Думается, что нет. В лучшем случае можно говорить лишь о вынужденном участии прокурора в уголовном преследовании, поскольку следует придерживаться принципа состязательности в уголовном процессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие процессуалисты отмечают спорный характер норм, регламентирующих полномочия прокурора в уголовном процессе, и отмечают неэффективность применения этих норм в практической деятельности [3; 4].

Прокурор в уголовном судопроизводстве не только должен осуществлять уголовное преследование от имени государства, но и руководить уголовным преследованием, которое осуществляют следователи и органы дознания.

Прокурору необходимо предоставить решающее право «распоряжаться» публичным уголовным преследованием, иначе невозможно обеспечение конституционных прав подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других участников уголовного судопроизводства. Этот вывод исходит из ч. 1 ст.

21 УПК, которая гласит, что «уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляет прокурор, а также следователь и дознаватель».

Буквальное толкование этой нормы означает, что уголовное преследование осуществляет прокурор, а также наряду с ним в определенных законом пределах могут осуществлять также следователь и дознаватель.

Все вышеизложенное, а также другие положения УПК РФ, на наш взгляд, свидетельствуют о необходимости вернуть прокурору те права, которые позволяли бы осуществлять от имени государства уголовное преследование.

Ссылки:

1. Кругликов А.П. Полномочия прокурора по возбуждению уголовного дела и осуществлению уголовного преследования // Законность. 2012. № 1.

2. Быков В.М. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства. Казань, 2008.

3. Божьев В.П. О властных субъектах уголовного процесса в досудебном производстве // Российский следователь. 2009. № 15.

4. Колоколов Н.А. Последние новеллы УПК РФ: баланс обвинительной власти стабилизируется // Уголовное судопроизводство. 2009. № 2.

Ссылка на основную публикацию