Возбуждение административного дела при ДТП

10:48, 21 июля 2015г.

Проведение административного расследования при ДТП с пострадавшими. В настоящее время обращается много людей за юридической помощью, вследствие ДТП, которое повлекло вред здоровью.

Что необходимо знать участникам дорожного движения  для того, чтобы правильно оформить материалы ДТП? Какие действия сотрудников ДПС правильные? – эти вопросы мы задали Александру Животовскому, юрисконсульту.

— Если происходит ДТП с пострадавшими (ранеными), то первоначально на основании п. 2.5. Правил дорожного движения Утвержденных постановлением Совета министров-Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан сделать следующее.

Прежде всего, немедленно остановить (и не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил. Категорически нельзя перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Обязательно надо принять меры для оказания первой помощи пострадавшим — вызвать «Скорую медицинскую помощь». В экстренных случаях допускается эвакуация пострадавших на попутном транспорте.

Если это невозможно, то допускается возможность оставить место происшествие для того, чтобы транспортировать пострадавших собственным транспортным средством (если оно способно передвигаться) в ближайшее лечебное учреждение. Но, после этого необходимо обязательно возвратиться к месту происшествия.

Возбуждение административного дела при ДТП

— Что делать если столкнувшиеся автомобили блокируют движение других транспортных средств?

— Если движение других транспортных средств невозможно — необходимо освободить проезжую часть.

При этом (либо если требуется транспортировка пострадавших на своем транспортном средстве) важно предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия. И, конечно же, надо сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Возбуждение административного дела при ДТП

— Каковы действия сотрудников ДПС?

 — По прибытию на место ДТП сотрудники ДПС в соответствии с п. 214 Приказа МВД РФ № 185 от 02.03.

2009 года «Об утверждении административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 264 и 268 Уголовного кодекса Российской Федерации, и наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 Кодекса, составляют протокол осмотра места ДТП, к которому прилагается схема места совершения административного правонарушения. Дополнительные сведения, имеющие непосредственное значение для выяснения обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и принятия объективного решения по делу, излагаются в рапорте. От участников и свидетелей дорожно-транспортного происшествия берутся объяснения. Вещественные доказательства фиксируются и приобщаются к делу об административном правонарушении производится фото места ДТП. На основании п. 136 Административного регламента водители и (пешеходы) участвовавшие в ДТП направляются на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Участникам дорожно-транспортного происшествия, иным лицам, имуществу которых при этом был причинен вред, выдаются справки о дорожно-транспортном происшествии по форме, утвержденной Приказом МВД России от 1 апреля 2011 г. N 154 «Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии». Копия справки о дорожно-транспортном происшествии с отметкой о вручении справки участникам дорожно-транспортного происшествия приобщается к делу об административном правонарушении.

Возбуждение административного дела при ДТП

— Что делать, если на мете невозможно установить виновника ДТП?

— При оформлении материалов по факту дорожно-транспортного происшествия, в случае, когда на месте его совершения установить состав административного правонарушения не представляется возможным, необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, на основании п. 219 Административного регламента и ст.28.7. КРФоАП выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку, либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Возбуждение административного дела при ДТП

— Тем не менее есть случаи когда этот срок может быть продлен?

— Да. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен  решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца.

Либо решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев (ч. 5 ст.28.7. КРФоАП).

Самое главное, что решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения.

В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования.

Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его руководителем или его заместителем, а копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

Возбуждение административного дела при ДТП

— Какие документы в итоге должны получить участники ДТП?

— По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Так же хочется уточнить, что в соответствии с КРФоАП существуют два вида постановлений это постановление по делу об административном правонарушении ст. 29.10.

КРФоАП и постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7. и ч. 2 ст. 29.4. КРФоАП). Во всех остальных случаях выносится только определение.

Место рассмотрения дела об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (ч. 2 ст. 29.5. КРФоАП).

Автомобильный портал «За рулем Кубань» благодарит за интервью Юрисконсульта ООО «Центр правовой защиты» Животовского Александра Владимировича.

Автомобильный портал Краснодарского края «За рулем Кубань». ТРК «Новый Ракурс».

Сергей Сорокин; Геннадий Дьячук, Центр правовой защиты.

Возбуждение административного дела при ДТП | Автоюристы Москвы

При попадании в аварию очень важно сразу же правильно определить, наступила ли при ДТП административная ответственность одного из участников (или всех). Так как от этого будет зависеть дальнейший ход действий всех участников ДТП и их взаимоотношения как между собой, так и со страховыми и с органами ГИБДД.

Обычно большинство аварий попадает под определение административного нарушения, но это не означает, что при этом происходит автоматическое возбуждение административного дела при ДТП.

Возбуждение административного дела при ДТП происходит только при определённых обстоятельствах, за определённые проступки и при этом должны быть соблюдены определённые правила. Об этом мы сегодня и поговорим.

Варианты развития событий

Варианты развития событий, касающихся наличия или отсутствия административного правонарушения в самой аварии

Итак, при ДТП есть 3 варианта развития событий, касающихся наличия или отсутствия административного правонарушения в самой аварии:

  1. При ДТП административного правонарушения выявлено не было, соответственно, ответственности тоже нет и возбуждение административного дела при ДТП тоже не последует.
  2. Сотрудник ГИБДД точно установил, что произошло административное правонарушение (со всеми вытекающими последствиями – наказаниями).
  3. Точно установить, имеет ли место быть административное правонарушение при ДТП невозможно без проведения дополнительного расследования.

При любом из вышеописанных исходов сотрудник ГИБДД на месте аварии обязан выдать участникам ДТП официальную бумагу, которая подтверждает сам факт ДТП и фиксирует все его обстоятельства (если в дальнейшем возникнут какие-то проблемы).

Самый приемлемый для всех вариант развития ситуации – это, конечно же первый. При этом сотрудник ГИБДД выдаёт участникам аварии официальный документ (отказ в возбуждении административного дела при ДТП).

В этом документе обязательно должны быть указаны причины, по которым возбуждение административного дела при ЖТП не было начато (свидетельские показания и прочие факты, свидетельствующие об отсутствии состава административного нарушения при ДТП).

Инспектор ГИБДД обязан прямо на месте аварии выдать участнику/участникам документ об отказе в возбуждении административного дела.

ГИБДД установило административное правонарушение

При втором варианте развития событий инспектор ГИБДД обычно составляет следующее:

  • Если административное правонарушение было установлено и за него полагается только штраф, либо предупреждение, то выписывается штрафная квитанция.
  • Если за правонарушение полагается что-то кроме штрафа, то инспектор ГИБДД составляет протокол об административном нарушении (дальнейшее наказание определит суд.
  • Если без дальнейшего расследования не обойтись, выписывается протокол о составе административного нарушения и дело передаётся для расследования.
Читайте также:  Как проверить авто на утилизацию, чем грозит покупка утилизированной машины

При первых двух вариантах, опять же, у инспектора ГИБДД для подобного решения (штраф и/или лишение прав) должны быть веские аргументы (показания свидетелей, видеозапись и прочие факты, свидетельствующие об административном правонарушении).

Расследование, было ли административное нарушение

При назначении же расследования времени для определения того, было ли административное нарушение и какое именно, требуется гораздо больше. Ведь не всегда возможно непосредственно на месте аварии определить, что произошло, и кто виноват.

Могут потребоваться дополнительные поиск и опросы свидетелей, поиск видеозаписей, проведение экспертиз.

Но при этом инспектор ГИБДД обязан сразу, на месте ДТП составить и вручить участникам аварии протокол о составе административного нарушения.

Обычно, расследование проводят, когда при ДТП есть пострадавшие или один из участников аварии уехал, не дождавшись прибытия экипажа ГИБДД, а также, когда показания участников аварии и свидетелей расходятся.

Если при ДТП есть погибшие, то автоматически возбуждается уголовное дело.

Кто проводит расследование по делу об административном нарушении

Расследование по делу об административном нарушении проводит подразделение ГИБДД. В ходе него проясняются обстоятельства аварии и решается, необходимо ли возбуждение административного дела при ДТП в отношении одного из участников аварии (или обоих сразу) или можно обойтись штрафом.

Поясним ещё раз – сотрудник ГИБДД в ходе расследования, по сути, делает то же самое, что и на месте ДТП, только более обстоятельно, с привлечением экспертов, с поиском дополнительных свидетелей и видеозаписей момента аварии.

Сотрудник ГИБДД не принимает решения о виновности или невиновности, он лишь устанавливает факт самого административного нарушения и что именно было нарушено. За принятие решения о наказании отвечает только суд.

Также итоги расследования могут быть опротестованы и признаны недействительными, а гражданин, в отношении которого оно проводилось, оправдан.

Расследованием занимается тот отдел ГИБДД, сотрудники которого приехали на место аварии. Создаётся следственная группа, при некоторых действиях понадобится присутствие участников ДТП. Если при ДТП есть пострадавший, то сотрудник ГИБДД, проводящий расследование, запрашивает сведения из больницы, куда обращался потерпевший, о тяжести урона, о медицинском заключении.

Важно. Если выяснится, что урон, полученный пострадавшим, оказался тяжёлым, то вместо возбуждения административного дела при ДТП открывают уголовное.

На проведение расследования административного дела при ДТП отводится 30 дней с того момента, как было вынесено определение. Обычно, инспектор ГИБДД, проводящий следственные действия, вполне укладывается в этот срок, но, если возникли непреодолимые обстоятельства, срок расследования может быть продлён.

Если по итогам следственных мероприятий установлено совершение административного нарушения, начинается возбуждение административного дела при ДТП и составляется протокол. Если наличие нарушения не доказано, дело прекращают.

Если выяснится, что за совершённое административное нарушение полагается штраф, то сотрудник ГИБДД, проводивший расследование, сам выписывает его и направляет виновнику. Если кроме штрафа за совершённое нарушение полагается более суровое наказание, то дело передают в суд.

Постановление об административном правонарушении может быть опротестовано как в суде, так и в отделении ГИБДД, проводившем расследование. Отводится на это 10 дней.

Появились вопросы, на которые вы не нашли ответы в наших статьях? Задайте их нашим специалистам в форме обратной связи.

Судебная практика по ДТП: срок подачи заявления, отказ в возбуждении административного правонарушения, обоюдная вина

 Auto.TodayAuto.Today

Срок подачи заявленияКак и когда проходят судыКто платит за причинённый ущербВидео: Как суд классифицирует вред здоровью? Как оценить ущерб?Отказ о возбуждении административного правонарушенияКак доказать свою невиновностьПримеры из судебной практикиБесконтактная аварияДТП по вине дорожных службСо смертельным исходомС животнымиПовреждение грузаОбоюдная винаУтраченный заработокПо суброгацииvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0){var contents=index[0].getElementsByClassName('contents');if (contents.length>0){contents=contents[0]; if (localStorage.getItem('hide-contents') === '1'){contents.className+=' hide-text'}}}

Подача заявления в суд ограничивается сроком исковой давности (СИД) — временем, отведённым для защиты оспариваемого субъективного права. Согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ, общий срок составляет 3 года, а специальные определены конкретными нормативно-правовыми актами.

Отчёт времени начинается с момента фактического нарушения прав человека и установления конкретного ответчика по иску. Таким образом, при выявлении всех необходимых обстоятельств для подачи судебного иска по истечении данного срока и отсутствия уважительной на то причины, ответчик вправе требовать у суда отказа в удовлетворении требований заявления.

В связи с этим необходимо точно знать все специальные СИД. После ДТП виновник может нести не только гражданскую ответственность, но и административную либо даже уголовную.

Знаете ли вы? Иск на возмещение морального ущерба вследствие ДТП не имеет ограничения СИД. При подаче такого заявления лучше обратиться за помощью к юристу, так как суд потребует обоснования нужной суммы компенсации.

Так, обстоятельства на месте происшествия существенно влияют на сроки подачи заявления в суд, если:

Виновники оставили место происшествия. При отсутствии пострадавших СИД составит 3 месяца, при их наличии — 1 год. Если в этот период виновник не был найден либо дело не передали в суд, то водитель избежит административной ответственности.

Подать иск за нанесённый материальный ущерб с момента установления ответчика возможно в течение 3 лет, если только суммарный срок давности не превысит 10 лет с момента ДТП.У виновника отсутствует полис ОСАГО либо ущерб превысил лимит выплат по страховке.

В таком случае иск на возмещение материальных утрат подаётся непосредственно на виновника ДТП в течение 3 лет с момента происшествия.Вследствие автокатастрофы есть тяжело пострадавшие либо погибшие. Срок привлечения виновника к уголовной ответственности не имеет ограничений.

В случае, когда вы не согласны с выплаченной вам страховой компанией суммой либо она совсем отказывается возмещать материальный ущерб, срок подачи иска составляет 2 года с момента ДТП. По требованию истца суд вправе моментом отсчёта признать день выплаты заниженной компенсации (или отказа).

В случае отсутствия возможности подачи заявления в указанные периоды по уважительной причине срок давности можно продлить либо восстановить. Для этого в суд необходимо написать заявление и предоставить подтверждающие документы. Чаще всего во внимание будут приняты обстоятельства, препятствовавшие подаче только последние полгода.

Рекомендуем для прочтения:

Как правильно написать расписку при ДТП

Порядок проведения экспертизы после ДТП

Обращение в страховую компанию после ДТП

Как и когда проходят суды

Согласно федеральному законодательству, сроки рассмотрения административного дела, так же, как и гражданского (компенсация ущерба), не могут превышать 2 месяцев со дня поступления в суд заявления либо протокола, дополнительных материалов. Отличием является возможность продления административного судопроизводства (но не более чем на 1 месяц) при ходатайстве участников процесса либо необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.

Если же правонарушение влечёт за собой арест, рассмотрение происходит в день получения материалов. Решение по уголовному делу (подсудность, предварительное слушание, судебное заседание) принимается не позднее срока в 1 месяц. Само же рассмотрение должно быть начато не позже 14-дневного срока, а с участием присяжных — 30-дневного.

Уголовно-процессуальным кодексом РФ не указаны ограничения по длительности рассмотрения материалов. На практике оно может продолжаться годами.

Извещение о назначенной дате слушания высылается почтой на указанные сторонами адреса. При предоставлении мобильного номера информация также приходит в виде SMS-оповещения.

Законодательством РФ предусмотрено размещение даты заседания на официальном сайте суда.

Кто платит за причинённый ущерб

Согласно Гражданскому кодексу РФ, лица, причинившие вред в процессе использования транспортного средства — источника повышенной опасности, обязаны компенсировать данный ущерб, если не докажут, что вред нанесён вследствие чрезвычайных обстоятельств и непредотвратимых событий либо умысла потерпевшего.

Важно! В случае наличия у ответчика (виновника ДТП) ОСАГО либо КАСКО необходимо привлекать страховую компанию в качестве соответчика. Это поможет избежать лишних затрат времени и средств на судебные издержки при подаче иска о несогласии с компенсированной суммой.

Значит, требовать компенсацию необходимо с владельца. В данном случае владелец и собственник — совершенно разные понятия. Владеть транспортом можно при устной договорённости (передача свидетельства о регистрации транспортного средства), по доверенности и на правах аренды.

https://www.youtube.com/watch?v=qF2O2fBUcE0

Исключением является водитель, которому собственником выдано транспортное средство для оплачиваемой в установленном трудовым законодательством порядке работы. В этом случае требовать возмещение ущерба необходимо с собственника. Это касается компенсации не только материального, но и морального вреда.

Видео: Как суд классифицирует вред здоровью? Как оценить ущерб?

Отказ о возбуждении административного правонарушения

Иногда сотрудник ГИБДД выдаёт на руки участникам ДТП решение об отказе в возбуждении административного правонарушения.

В основном это аварии при движении задним ходом, самопроизвольном движении автотранспорта, движении со скоростью, не обеспечивающей водителю постоянного контроля за дорогой (с учётом погодных условий либо состояния транспорта), при столкновении движущегося авто и припаркованного.

Всё это является нарушением ПДД, по которым Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) не предусмотрено какой-либо ответственности. В таком случае, при отсутствии наказания, инспектор, даже при полном согласии нарушителя, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ вправе вынести лишь определение об отказе в возбуждении административного правонарушения.

Читайте также:  Как оформить дарственную на квартиру в 2021 году - 2 этапа

Читайте подробнее: примирение сторон при ДТП.

Как доказать свою невиновность

Решение о виновности в ДТП может вынести лишь суд, так как инспектор вправе составить только протокол, подтверждающий нарушение ПДД, которое может и не быть причиной аварии.

В основном, при рассмотрении материалов дела определяется степень вины каждого из участников дорожно-транспортного происшествия. Следовательно, необходимо уделить особое внимание процессу оформления ДТП, чтобы не остаться виновником.

Ни в коем случае не стоит подписывать документы, не ознакомившись с ними.

Если инспекторы ГИБДД по объективным причинам не могут определить виновника, следует провести независимую транспортно-трасологическую экспертизу до окончания оформления всех документов.

При необходимости можно воспользоваться услугами юриста. Постарайтесь сделать качественные фото происшествия со всеми подробностями (следы торможения, дорожная разметка, знаки, состояние дороги и автомобилей).

При наличии видеорегистратора убедитесь, что запись сохранилась.

Важно! Никогда не покидайте место дорожного происшествия, за исключением случаев, когда требуется доставить пострадавших в лечебные учреждения. В иных условиях опровергнуть свою вину будет очень сложно.

Составьте детальную схему ДТП с указанием расстояния по отношению к статичным предметам (столб, бордюр и т. д.). Необходимо постараться найти как можно больше очевидцев произошедшего и попросить их дать пояснения инспектору. Если в постановлении присутствуют неточности, нужно указать на это инспектору.

В случае несогласия с виновностью и отказа подписывать постановление дело будет рассмотрено непосредственно в отделении ГИБДД. О времени и месте рассмотрения вам сообщат заранее. К этому моменту необходимо собрать как можно больше дополнительных материалов по делу, свидетельствующих о вашей правоте.

Если и здесь не удалось доказать невиновность, в течение 10 дней стоит подать иск на обжалование в суд, так как постановление является лишь фиксацией нарушения ПДД, а не доказательством виновности.

В ходе судебного разбирательства должно быть вынесено одно из решений:

неудовлетворение требования жалобы;отмена постановления и назначение нового рассмотрения;изменение постановления;закрытие дела;

В случае не согласия с решением суда следует подать апелляцию.

Её нужно составить в соответствии с требованиями закона — в этом случае помощь адвоката становится необходимой. Если вам вменяют уголовную ответственность, процесс доказательства невиновности идентичен. Только в этом случае также потребуется обжаловать постановление о возбуждении уголовного дела в следственных органах.

Скачать образец апелляционной жалобы

Примеры из судебной практики

Обычно после ДТП следует судебное разбирательство. Для каждого из трёх видов судопроизводств (административное, гражданское и уголовное) существует свой процессуальный порядок. Единственное, что объединяет их, — влияние на вынесение решения судебного прецедента, поэтому перед первым слушанием необходимо внимательно ознакомиться с решениями, вынесенными по подобным делам о ДТП.

Водителю «B», проезжавшему по главной дороге, не предоставил преимущество водитель «А», выезжавший со второстепенной. В результате попытки избежать столкновения автомобиль «А» был вынужден выехать с дороги, что привело к опрокидыванию.

Непосредственного контакта между транспортными средствами не было. Несмотря на это, суд признал виновником ДТП водителя «В». При апелляционном рассмотрении судья также встал на сторону пострадавшего, тем самым удовлетворив его требования о полной компенсации ущерба.

ДТП по вине дорожных служб

Нередко «виновником» аварии становится качество дорожного покрытия либо дефекты в его состоянии. В этом случае просто необходимо вызвать инспектора для документального оформления произошедшего.

Гражданка «М» обратилась к администрации предприятия «А» с требованием возместить нанесенный автомобилю вред в процессе столкновения с деревом при движении на участке дороги, принадлежащей этой компании, который был не обработан от гололёда. Суд отказал в удовлетворении требований, обосновав своё решение нарушением водителем «М» правил ПДД, а именно — неправильно подобранный скоростной режим движения по скользкой дороге.

При подаче иска в суд о возмещении ущерба вследствие аварии по вине дорожных служб необходимо точно знать, кто ответственный за участок, на котором возникло происшествие. Указание в заявлении ненадлежащего ответчика может быть причиной отказа в иске.

При смертельном исходе вследствие ДТП виновника, скорее всего, ожидает уголовная ответственность. Хотя многое решают обстоятельства, повлёкшие за собой плачевный результат.

Водитель «Д», двигаясь по дороге в тёмное время суток, сбил гражданина «К», находившегося в состоянии алкогольного опьянения и переходившего дорогу не по «зебре». Участок дороги был не освещён.

Суд вынес решение о закрытии уголовного дела, так как решил, что водитель, двигаясь без нарушений ПДД, не мог избежать наезда в сложившихся обстоятельствах.

Впоследствии Гражданский суд удовлетворил требования по возмещению материального и морального ущербов, полученного родственниками погибшего в процессе захоронения.

Рекомендуем для прочтения:

Как оказывать первую доврачебную помощь при ДТП

Если я виновник ДТП, надо ли обращаться в страховую?

Что делать, если при ДТП у потерпевшего нет страховки

Скорость реакции водителя

Часто при движении на дорогах вдали от населенных пунктов ДТП происходит вследствие столкновения с животными. Такой случай является страховым только при наличии полиса полного КАСКО.

Гражданка «Ю», двигаясь по загородному участку дороги, совершила наезд на внезапно выбежавшего на проезжую часть медведя. В результате аварии автомобилю причинён ущерб на сумму 250000 руб.

Оформив ДТП согласно законодательству, «Ю» подала иск на организацию, которой был вверен указанный участок дороги.

Суд, учитывая отсутствие предупреждающего знака о возможности выхода на дорогу диких животных, постановил взыскать с обслуживающего предприятия средства в полном размере.

Осенью 2019 г автомобиль «А», перевозивший заказы интернет-магазина «Б», пострадал в результате дорожно-транспортного происшествия с мотоциклом «В». В результате предоставления доказательств инспектор ГИБДД признал виновником водителя «В».

Средства, затраченные на восстановление автомобиля «А», были возмещены страховой компанией. Владелец магазина «Б» подал иск о компенсации виновной стороной 150000 руб. за повреждение перевозимого товара. Суд удовлетворил просьбу пострадавшего.

Знаете ли вы? При оформлении ДТП с участием диких животных необходимо присутствие егеря, отвечающего за охотничье хозяйство территории вблизи места аварии.

https://www.youtube.com/watch?v=1l22xRXeUMQ

Вследствие рассмотрения дела о ДТП была доказана обоюдная вина двух участников. Судебная практика показывает, что при данных обстоятельствах необходимо определить степень вины каждого из них, так как от неё зависит размер компенсации за нанесённый вред.

Владелец транспорта «А» подал заявление в суд с целью установить вину каждого и взыскать с водителя «Б» соответствующую компенсацию.

Суд постановил, что вина каждого водителя составляет 50% и обязал водителя «Б» выплатить половину затраченных средств на ремонт автотранспорта.

После ДТП пострадавший может требовать не только компенсацию нанесённого морального и материального ущербов, а и утраченного заработка.

Так, водитель после лечения в течение 3 месяцев и 2-месячного курса реабилитации, необходимых для восстановления трудоспособности, при помощи суда взыскал с виновника:

248000 руб. — за лечение;120000 руб. — за реабилитацию;250000 руб. — утраченный заработок за 5 месяцев.

Ущерб, принесённый автомобилю, был выплачен согласно полису ОСАГО.

Страховая компания, компенсировавшая ущерб по ОСАГО или КАСКО, вправе потребовать взыскания суммы покрытого ущерба с виновника.

Водитель «А» нарушил ПДД при проезде перекрёстков, что повлекло за собой ДТП. Пострадавшая сторона получила от страховой выплату в размере 320000 руб. После, в ходе расследования обстоятельств аварии выяснилось, что причинитель вреда был пьян. Страховая компания подала иск с просьбой воспользоваться правом суброгации.

В силу открывшихся обстоятельств суд постановил взыскать с водителя «А» выплаченные страховые средства в размере 320000 руб., а также дополнительно 4850 руб. на расследование дела о ДТП, и вернуть их соответствующей компании. В соответствии с п. 1 ст. 12.8 КоАП РФ виновника лишили водительского удостоверения на срок 1,5 года и наложили административный штраф в размере 30000 руб.

При любом исходе ДТП участникам лучше вызвать для оформления инспектора ГИБДД, детально составить схему произошедшего и обеспечить себе как можно больше очевидцев, видео- и фото-доказательства.

В случае, когда обстоятельства затрудняют выявление нарушителя, либо в ситуациях, когда вам начинают вменять сомнительную вину, необходимо воспользоваться услугами независимой экспертизы и помощью юриста.

Если дело о ДТП доходит до судебного разбирательства, следует хорошо подготовиться к слушанию, собрав все необходимые материалы, которые помогут в ходе рассмотрения, и, по возможности, ознакомиться с прецедентами, судебные решения по которым могут повлиять на исход дела.

Дтп без виноватых: если страховая отказывает в выплате по осаго

  • В ближайшее время суды могут завалить исками об установлении виновника дорожно-транспортного происшествия с привлечением в качестве ответчика страховой компании, отказавшей в выплате материального ущерба по договору обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).
  • Речь идет о ДТП, по которым сотрудники Госавтоинспекции выносят определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку нарушенные пункты правил дорожного движения не предусматривают ответственность в Кодексе об административном правонарушении (КоАП).
  • Проезжала мимо, никого не трогала
Читайте также:  Можно ли проверять тонировку ночью

В начале февраля при въезде во двор по улице Немцова в Тюмени произошло столкновение УАЗа «скорой помощи» и «Тойоты Витц».

Водитель УАЗа, совершая поворот с автодороги во двор, не вписался в него с первого раза и, приняв решение повторить попытку, начал движение задним ходом. Не удостоверившись в безопасности своего маневра, он допустил столкновение с проезжавшей мимо «Тойотой Витц» под управлением женщины.

Прибывшие на место ДТП инспекторы ДПС составили схему происшествия и вынесли определение об отказе в возбуждении административного дела, причем без указания того, кто и какой пункт правил дорожного движения нарушил. При этом водитель УАЗа своей вины не отрицал, о чем указал в объяснении.

В страховой компании, куда обратилась потерпевшая, отказались принять заявление, сославшись на то, что в определении ГИБДД нет указания на виновного в совершении аварии. Адвокат водительницы подал в суд заявление об установлении виновника ДТП.

Но судья отказал в его удовлетворении, мотивировав тем, что исковое заявление должно быть подано в соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом РФ, с указанием в качестве ответчика страховой компании, которая должна выплатить возмещение по договору ОСАГО.

«В данной ситуации произошел страховой случай — дорожно-транспортное происшествие, в результате которого машине потерпевшей причинен материальный ущерб.

Значит, в действиях одного из водителей есть вина, — говорит защитник водительницы „Тойоты“, автоюрист Алексей Уханов.

— Но в определении Госавтоиснпекции не содержится указаний на лицо, нарушившее правила дорожного движения (ПДД). Получается формально виновных в аварии нет».

Верховный суд поправил гаишников

Жизнь водителям «усложнил» Верховный суд РФ, который 26 января 2010 года вынес постановление по результатам рассмотрения законности определения инспектора ГИБДД об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В определении сотрудник Госавтоинспекции указал, что водитель нарушил пункт 10.1 ПДД, а именно двигался со скоростью, не обеспечивающей постоянного контроля за движением транспортного средства.

Данное определение было обжаловано в Верховный суд, и судьи указали на то, что подобные выводы основаны на ошибочном толкования норм действующего законодательства, поскольку «возможности обсуждения вопросов о нарушении лицом правил дорожного движения при отказе в возбуждении дела об административном правонарушении положениями КоАП РФ не предусмотрено». То есть, если инспектор отказывает в возбуждении дела, то он не имеет права рассуждать о том, кто из водителей нарушил какие-либо пункты правил.

«Это касается тех нарушений, за которые в КоАП не предусмотрена ответственность. Конкретно у нас отсутствует ответственность за нарушение пунктов 10.1 и 8.12 правил дорожного движения. Пункт 10.

1 предписывает водителю „вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения.

Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства“, а пункт 8.12 разрешает движение задним ходом (за исключением отдельно оговоренных случаев: на мостах, эстакадах, переправах; в тоннелях; на перекрестках; остановках маршрутного транспорта; пешеходных переходах и т. д.

) при условии, что маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения», — прокомментировал заместитель начальника — начальник отдела по исполнению административного законодательства отдела ДПС, розыска и исполнения административного законодательства ГИБДД Тюменской области Олег Юдин.

Стоит заметить, что названные пункты правил касаются большинства незначительных ДТП. Допустим, водитель не учел погодные условия — дождь, снег, гололед, туман, и скорость свой машины и допустил столкновение с впереди идущим автомобилем. Или, разворачиваясь на парковке задним ходом, задел стоящую машину. За такое нарушение ответственность не предусмотрена, а значит и дело не возбуждается.

«На сегодняшний день после опубликования постановления Верховного суда вся судебная практика пошла по этому пути. То есть все наши определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, где были указаны пункты ПДД 10.1 и 8.12, были изменены в части исключения указания о их нарушении водителем», — пояснил Олег Юдин.

Кто виноват?

Подобную практику документально закрепили на совещании в конце декабря прошлого года с участием представителей Госавтоинспекции Тюменской области, прокуратуры и судебных органов. В протоколе совещания записали, что в подобных случаях «участникам ДТП необходимо рекомендовать обратиться в суд через исковое производство для определения наличия вины в действиях водителей».

Казалось бы, из определения исчезло лишь указание на виновника и то, какие пункты правил дорожного движения он нарушил. Но на этом основании страховые компании начали отказывать водителям в выплате материального ущерба по договору ОСАГО. Очевидно, руководствуясь принципом: нет виновника — нет страхового случая.

Ранее же они без каких-либо претензий принимали определения с указанием виновного и производили выплаты. По другим пунктам правил дорожного движения, за нарушения которых предусмотрена ответственность, в случае ДТП таких проблем не возникает — выписывается протокол, постановление и гражданин обращается в страховую.

«В принципе, действия страховых компаний объяснить можно.

Приходит человек с со справкой о ДТП, с определением, где никаких указаний на виновника, и на каком основании страховщики должны выплатить возмещение? На основании объяснения второго водителя, который признает свою вину? Но в юридической практике имеется понятие „ложное чувство вины“.

Возможно, человек написал это объяснение, находясь в стрессовом состоянии, или под гнетом непреодолимых обстоятельств, или под чьим-то нажимом, и завтра от своих слов откажется. А что еще хуже, придет в страховую и также потребует выплаты на восстановление своего автомобиля», — рассказывает автоюрист Алексей Уханов.

Впрочем, по его мнению, возможно и другое объяснение. Страховые компании не очень-то хотят расставаться со своими средствами и нести убытки. Давая отказ в выплате страховки, они надеются, что человек не станет обращаться в суд, поскольку это долгая и затратная процедура.

Что делать?

Теперь в подобных ситуациях Госавтоинспекция действует следующим образом: при ДТП, где нарушены пункты 10.1 или 8.12, выносится определении об отказе в возбуждении дела без указания нарушенных пунктов правил.

В определении только описывается ситуация произошедшего.

Водителю, чей автомобиль пострадал в аварии, выдается на руки справка о ДТП, определение и, по его просьбе, объяснение другого водителя, в котором он признает свою вину.

«В дальнейшем в соответствии с правилами ОСАГО рекомендуем обратиться в страховую компанию за получением возмещения на ремонт автомобиля. Если страховая компания, ссылаясь на то, что дело об административном правонарушении не возбуждалось, пункты правил нарушены не были и т. д., не выплачивает деньги, то это вопрос уже к страховой компании», — сказал Олег Юдин.

Он порекомендовал взять со страховой компании письменный ответ, на основании чего она отказывает в выплате возмещения.

В дальнейшем водитель должен обратиться в суд с иском к страховой о возмещении материального ущерба, причиненного в результате ДТП.

«Ошибкой является судебное заявление только об установлении виновного лица, — продолжает Олег Юдин. —  Суд даже не будет по существу рассматривать подобное заявление».

Автоюрист Алексей Уханов советует, если страховая компания не проведет экспертизу поврежденного автомобиля в течение пяти дней с момента подачи заявления, провести независимую оценку, куда пригласить второго участника ДТП и представителей страховщиков. Далее подавать исковое заявление об установлении в действиях второго участника аварии вины, о наступлении страхового случая и привлечении страховой компании в качестве ответчика.

«Если суд встанет на сторону потерпевшего, а как показывает практика, чаще всего так и бывает, страховщики понесут более значительные потери, чем если бы они сразу согласились и выплатили возмещение ущерба, — считает Алексей Уханов. — Поскольку независимая оценка минимум на 30% дороже, чем оценка ущерба в страховой.

Плюс к этому страховщикам придется оплатить расходы истца — на адвоката, на проведение оценки, на госпошлину, иные расходы, а также моральный вред, неустойку за каждый день просрочки выплаты (с момента подачи заявления на возмещение ущерба по ОСАГО страховой компании отводится 30 дней, чтобы выплатить средства либо отказать в этом)».

Поможет европротокол?

Как сообщили «Вслух.ру» в отделе маркетинга филиала ООО «Росгосстрах» в Тюменской области, страховщики вынуждены отказывать в выплате, если в документах компетентных органов не указано виновное лицо и пункт правил дорожного движения, который был нарушен.

Поскольку в Законе об ОСАГО предельно ясно сформулировано понятие «страховой случай» — это наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой обязанность страховщика осуществить страховую выплату.

Потерпевшим признается лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом.

«Гражданская ответственность страхователя перед третьими лицами наступает только в случае причинения застрахованным лицом материального ущерба при использовании автомобиля с нарушением ПДД.

То есть признать заявленное событие страховым случаем и осуществить выплату потерпевшему можно лишь в том случае, если установлен факт вины страхователя в ДТП и факт причинения вреда (материального ущерба) потерпевшему. А признание вины — исключительно прерогатива судов», — пояснили специалисты тюменского «Росгосстраха».

Они сослались на то, что любая страховая компания подконтрольна Федеральной налоговой службе, Федеральной службе страхового надзора. Осуществление страховой выплаты при отсутствии соответствующих документов, подтверждающих правомерность произведенной выплаты, грозит страховой компании штрафными санкциями, вплоть до отзыва лицензии.

В свою очередь страховщики указали на то, что не всем участникам ДТП следует обращаться в суд. Водители могут воспользоваться «европротоколом», который действует в нашей стране с 1 марта 2009 года.

«Европротокол» позволяет оформить ДТП без представителей ГИБДД (и соответственно без последующего обращения в суд) при соблюдении следующих условий: в результате ДТП не был причинен вред жизни и здоровью, поврежден лишь автомобиль; в ДТП — двое участников; оба участника ДТП согласны с тем, кто является виновником происшествия; сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей. В этом случае водители должны самостоятельно составить схему аварии и приехать в страховую компанию. Однако закон об урегулировании дорожно-транспортных происшествий без участия дорожной инспекции практически не работает. По словам Олега Юдина, в 99% ДТП водители предпочитают ждать инспекторов. Замкнутый круг?

Ссылка на основную публикацию