Система «Платон» и транспортный налог в 2021 году — льгота, как платить авансовые платежи

Транспортный налог уплачивается как с легковых, так и с грузовых автомобилей. Владельцы грузовиков не понаслышке знают о системе Платон, через которую осуществляются переводы средств за большегрузные ТС.

С 2016 по 2018 годы использование указанного сервиса предполагало наличие определенных выгод для собственников грузовых транспортных средств. Однако с января 2019 года ситуация изменилась.

Ознакомиться с нововведениями автомобилисты могут в этой статье.

Система

До 1 января текущего года действовали иные правила, связанные с учетом автомобильного налога для владельцев большегрузных автомобилей. Собственники такого транспорта должны были уплачивать два вида взносов:

  1. Перевод средств в систему «Платон», которые перенаправлялись на проведение ремонтных работ дорожного покрытия.
  2. Внесение платежей по региональному ТН, за счет которых дорожное покрытие содержится.

Кроме этого до принятия изменений в законодательство водители, чьи транспортные средства имеют показатель разрешенной максимальной массы «Более 12 тонн», вполне могли экономить на ТН. Причем экономия средств была на законных основаниях: транспортный налог уменьшался на размер суммы, которую налогоплательщик ранее перевел в Платон.

Стоит указать, что к этому методу могли прибегать только водители большегрузов, которые прошли процесс регистрации в системе как официальные налогоплательщики ТН по конкретному авто. Данное требование было зафиксировано в письме НС, принятом 11.07.2018.

До нововведений расчет налога проводился в соответствии со следующими нормами:

  • Транспортный налог начислялся за каждый автомобиль индивидуально. Снизить размер взносов за конкретное грузовое ТС было невозможно за счет размера средств, внесенных за другие грузовые авто.
  • Снижение размера бюджетных взносов было возможно только при условии, что автомобилист в течение отчетного года полностью откатал все внесенные авансы.
  • В случаях, если автомобилист внес недостаточную сумму по налогу за причинение вреда дорожному покрытия, необходимые дополнительные средства поступали из неиспользованных взносов в систему «Платон».
  • Если перевод средств в Платон превышал норму, автомобилист числился освобожденным от обязательств. Также образовавшееся несоответствие между размером внесенных средств и ТН было можно вносить в налоговую базу по прибыли.

Однако с начала 2019 года все облегчающие процесс уплаты налога правила были отменены. В текущем году снизить размер взноса по налогу за транспорт уже не получится. Также новые правила усложнили процесс учета расходов в системе «Платон». Для того, чтобы автомобилист смог внести указанные расходы в перечень затрат, необходимо учитывать переводы в Платон отдельно.

Система

В 2019 году автовладельцы грузового транспорта должны ознакомиться с новыми порядками, связанными с авто налогом. Теперь водители большегрузных транспортных средств должны рассчитывать свои средства без учета возможности пользования налоговыми льготами,  которые были действительны до 31 декабря 2018 года.

Теперь автомобилисты, управляющие грузовиками с массой более 12 тонн не могут претендовать на снижение налога. Платежи в Платон отныне не будут покрывать недостающую сумму отчислений по налогу за ТС. Данные требования были зафиксированы статьей номер 2 ФЗ №249, принятого 03 июля 2016 года.

Указанное положение присутствовало во втором пункте статьи 361.1 НК и действовало в течение двух с половиной лет.

Однако теперь устаревшие правила аннулированы:

  • Имеющие во владении грузовые ТС автомобилисты в 2019 году не могут воспользоваться правом получения освобождения от уплаты налога на транспорт, даже если отчисления на возмещение ущерба дорожному покрытию превышает размер налога за отчетный период.
  • Водители, чьи авто имеют массу более 12 тонн, не могут получить налоговый вычет с использованием системы Платон, даже если налог превосходит размер средств, уплаченных в данный отчетный год.

До 1 января 2019 года водители большегрузов могли пройти регистрацию в Платоне и потребовать в установленном порядке предоставления льгот. Пройти процесс регистрации автомобилисты могли в личном кабинете на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации. При этом необходимо было учитывать, что налогоплательщик является физическим лицом.

После авторизации на сайте необходимо было грамотно оформить текст заявления и собрать установленный пакет документов.

Частные предприниматели и физические лица должны были документацией подтвердить свое право на получение льготных условий.

Зачастую хватало лишь расчетной записи, которую можно было взять в личном кабинете сервиса «Платон». С 1 января 2019 года система льгот по Платону более не подлежит применению.

Федеральная налоговая служба Российской Федерации утвердила новую форму деклараций по взносам за владение транспортными средствами. Поправки были внесены в действующий приказ государственной налоговой службы, принятый 5 декабря 2016 года. Согласно нововведениям будет проведено обновление штрих-кодов.

Владельцы большегрузного транспорта также должны ознакомиться с новым порядком заполнения данного документа. Изменения нельзя назвать глобальными, однако брать их в расчет необходимо. С 1 января 2019 года автомобилисты должны ставить прочерк в строках, в которых должны содержаться информация о внесении платежей в систему «Платон» (графы 280 и 290).

Это объясняется тем, что на законодательном уровне был отменен вычет по налогу за большегрузы. До 1 января 2019 года платежи, осуществленные через систему «Платон» учитывались в декларации и подлежали фиксации в документе. Данная информация учитывалась за отчетные периоды, в течение которых был применен налоговый вычет.

Этот регламент имеет следующую законодательную базу:

  • второй пункт статьи 362 Налогового кодекса;
  • подпункты 5.26 и 5.27 порядка заполнения декларации по ТН.

Автомобилисты должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве и своевременно на них реагировать.

Система

Разобраться в новой системе можно с помощью конкретного примера. Стоит смоделировать ситуацию: в собственности фирмы находится 6 транспортных средств с разрешенной максимальной массой 12 тонн.

Все большегрузные автомобили используются организацией с целью получения прибыли. По истечению налогового периода фирма должна уплатить 250 тысяч рублей за езду по дорогам общего пользования и ТН в размере 50 тысяч.

Далее для выявления явных различий стоит рассмотреть процесс внесения средств по старым и новым правилам.

Так как транспортные средства используются владельцем в коммерческих целях, организация числится среди участников системы «Платон». Следовательно, отчисления за пользование государственными трассами (большегрузные авто наносят дорожной покрытию существенные повреждения) переводятся в указанную систему.

Если все необходимые платежи за пользование федеральными трассами внесены вовремя и в полном размере, лицо будет освобождено от уплаты средств по транспортному налогу.  Однако при данной системе вести учет необходимо по каждому автомобилю отдельно. Это означает, что платежи в «Платон» по каждому авто должны быть больше, чем размер налога за владение транспортным средством по этому же ТС.

С учетом нововведений фирма не может рассчитывать на льготы при оплате. По этой причине вне зависимости от сопутствующих факторов организация будет обязана в полном размере уплатить налог на транспорт, а также в полном объеме внести средства за пользование федеральными трассами. Таким образом, рассматриваемая организация будет обязана в общей сложности внести 300 тысяч рублей.

Система «Платон» обеспечивает справедливое взимание средств для ремонта дорожного покрытия.

Дело в том, что тяжеловесные транспортные средства массой более 12 т наносят серьезный ущерб государственным трассам.

Чтобы оценить размер ущерба, причиняемого дороге одним тяжеловесом, достаточно обратиться к данным статистики: передвижение одного тяжеловеса сопоставим с движением по трассе 25 тысяч легковых авто.

«Платон» создан для того, чтобы владельцы тяжелых транспортных средств самостоятельно возмещали причиняемый вред. Данные взносы являются своеобразным видом компенсации за разрушительное воздействие на дороги общего пользования.

Собранные с помощью сервиса средства направляются в Федеральный бюджет Российской Федерации. Из бюджета они распределяются на ремонт дорожных покрытий общего пользования, а также развитие придорожной инфраструктуры. По этой причине обсуждаемые участки дорог называются федеральными трассами.

Система позволяет властям собирать точную информацию о передвижении транспортных средств, масса которых более 12 тонн. Также «Платон» обеспечивает надежное хранение полученных сведений и может автоматически передавать их. При этом действие данного алгоритма распространяется на все федеральные дороги.

Значение «Платона» заключается в контроле и улучшении эксплуатационного состояния дорог РФ. Стоит отметить оператора данной системы. Весь процесс создания «Платона» и регуляция его работы является заслугой РТИТС.

«Платон» — это онлайн система, которая позволяет пользователям отслеживать состояние платежей без необходимости посещать офисы и сидеть в очередях. Выполнять операции владелец большегрузного транспорта сможет после регистрации на сайте и получения доступа к личному кабинету.

После этого шага автомобилист также получит данные о реквизитах банка, которые позволят ему переводить средство за езду по находящимся дорогам федерального уровня на авто, чей вес превышает показатель 12 тонн.

Перевод средств основывается на авансах. Схема работает следующим образом: автовладелец вносить в систему некую сумму, после чего оператор постепенно списывает с расчетной записи необходимую к уплате сумму.

Некоторые большегрузные транспортные средства не предполагают внесения платежей за разрушительное воздействие на дорожное покрытие.

К числу таких большегрузов относятся:

  • Авто, перевозящие пассажиров. Правило действует в отношении всех подобных ТС, кроме грузопассажирских фургонов.
  • Автомобили спецслужб: «Скорой», полиции, пожарных, аварийно-спасательные. При этом такие транспортные средства должны быть оборудованы специальными опознавательными знаками: проблесковым маячком и звуковыми устройствами.
  • ТС, предназначенные для перевозки военного оборудования.
Читайте также:  Когда можно расторгнуть договор дарения по закону?

Все прочие авто, не входящие в перечисленные категории должны своевременно пополнять баланс для оплаты проезда по федеральным трассам.

Оплата проезда большегрузов осуществляется с помощью установленного тарифа в размере 1,9 руб/км. Данное значение соответствует требованию Постановления, принятого 24.03.2017. Простые граждане могут ознакомиться с информацией о действующем тарифе на официальном сайте «Платон».

Размерность тарифа прямо указывает на принцип взимания платежей: значение тарифа умножается на число пройденных километров. Отследить движение большегруза для налоговых служб не составляет труда. Информация о количестве километров берется с помощью предназначенного для этого оборудования спутниковой навигации.

Центр информподдержки предоставляется специальное устройство, которое позволяет определить координаты ТС. Обработка и отправка данных с бортового приспособления осуществляется в Центр обработки данных автоматическом режиме.

В автоматическом режиме происходит и списание средств пользователя системы «Платон». При отсутствии рамки стационарного отслеживания, будет произведено мобильное. Владельцы большегрузов вносят средства за проезд по федеральным трассам на справедливых основаниях.

Принципы снятия средств автомобилиста в системе «Платон»:

  • платеж производится только за пройденный путь;
  • средства взимаются непрерывно;
  • мониторинг осуществляется с помощью спутниковых систем (GPS и ГЛОНАСС);
  • контроль над большегрузами регулярен благодаря использованию стационарного и мобильного контроля.

Таким образом, владельцы ТС с массой более 12 тонн освобождены от неудобств при возмещении причиняемого большегрузами вреда дорожному покрытию. Практически весь процесс происходит в автоматическом режиме.

С начала 2019 года владельцы транспортных средств, оказывающих разрушительное воздействие на дорожное покрытие, лишены возможности получения скидок при наличии регистрации в системе «Платон». С 1 января 2019 собственники ТС с массой более 12 тонн обязаны вносить все установленные законом платежи: автомобильный налог и взносы за передвижение по федеральным трассам.

Отмена льготы по транспортному налогу для плательщиков по системе “Платон”

Система “Платон” – это способ сбора платежей с собственников транспортных средств, с весом больше 12 тонн. Эти платежи стали необходимы для возмещения затрат на восстановление дорожного покрытия и поддержания хороших характеристик эксплуатации трассы федерального назначения.

Помимо этого, собственники вносят плату за транспортную пошлину. Однако такая нагрузка в двойном размере приходится только на владельцев автомашин, массой свыше 12 тонн, по причине нанесения вреда покрытию в несколько раз больше, по сравнению с легковыми автомобилями.

Из статьи Вы узнаете:

До этого года собственники большегрузных авто, вносившие платежи в “Платон” имели право на получение послабления в виде льгот на транспортный сбор. Тогда автовладелец имел право снизить объем сбора на сумму налога на транспорт. Если перечисления в систему вышли больше, чем транспортная пошлина, то оплачивать его было не нужно.

С этого года нагрузка идёт полным объемом, то есть платить нужно и налог на автотранспорт и компенсацию в систему “Платон”. Для данной категории граждан каких-либо эээ льгот в этом году больше не предусмотрено.

Система

Те плательщики налога, перешедшие на упрощённый режим, заметят на своей прибыли, новшества больше всего, нежели ИП и иные категории компаний. Все дело в том, что одновременно с откатом льготы по налогу на транспорт пришла возможность учесть платежи за использование дорог в базе при расчете сбора на прибыль.

Такая норма применима только к тем субъектам, которые применяют в своей деятельности ОСНО и к тем, что работает на определенных спецрежимах, среди которых УСН и ЕНВД.

Учтите, что если плательщик сборов работает на режиме УСН с объектом “доходы”, ПСН, ЕНВД, то база по исчислению налога по закону не будет уменьшаться на объем внесённых перечислений по системе для грузовых автомобилей “Платон”.

При оплате налога на транспорт за прошлый период в 2019 году будет действовать законодательство 2018 года, т.е. собственники имеют право на льготу при оплате налога на транспорт.

Система

Система Платон: как работает, что это такое и какие машины под нее попадают

Работы по ремонту дорожного полотна, особенно на тех дорогах, где массово передвигаются большегрузные автомобили, требуют больших денежных вложений.

Именно для покрытия части таких расходов и создавалась Система Платон, т.е. система тарифных сборов с автотранспортных средств.

Что это, с каких автомобилей будут взиматься денежные средства, а также величина тарифных сборов будут приведены в данной статье.

Система По какой причине стал вопрос о введении системы «Платон»?

С каждым годом все возрастает поток автомобилей, передвигающихся по дорогам нашего государства. Чем больше автотранспортных средств – тем больший урон наносится покрытию на дорогах.

По небезосновательному мнению, особый вред целостности дорожного полотна наносят большегрузные автомобили. Именно их шины более всего истирают дорожное покрытие и именно под их весом образуются колеи, в которые потом попадают легковушки.

А учитывая, что фуры часто идут с нарушениями нормы загрузки, то повреждения наносятся еще более серьезные.

Поэтому ремонт на таких шоссе требуется чаще. Бюджетных средств на полное поддержание дорог в нормальном состоянии не хватает, поэтому на региональном уровне происходит взимание транспортного налога. А вот дороги федерального подчинения такого вливания финансов в виде транспортного налога не получают.

ВНИМАНИЕ !!! Ради получения дополнительных денежных средств и создана была по поручению Правительства РФ система сборов «Платон» (название ее было образовано от слов «тонна» и «плата»). За образец были взяты сходные системы, действующие во многих развитых европейских государствах (например, в Австрии, которая первой в Европейском Союзе реализовала подобную идею).

Введение данной системы сборов породило волну акций протестов, среди которых были и крупномасштабные.

Но, тем не менее, «Платон» продолжает действовать, так как с ее запуском уменьшилась нагрузка на федеральный бюджет.

В некоторых городах даже установлены щиты с информацией, предоставленной Федеральным дорожным фондом, о том, какие дороги и в каком объеме отремонтированы на поступления от «Платон».

Сайт Википедия указывает, что поступления от работы «Платон» в 2016 году достигли почти 22 миллиардов рублей. С повышением тарифов и все большим включением в систему автомобильных грузоперевозчиков поступления в бюджет, соответственно, возрастают.

Сущность «Платон»

Основным принципом работы данной системы является взимание платы за каждый километр, который проедет большегрузный автомобиль по федеральной трассе.

Это возможно с помощью установки на борту фуры или другого авто устройства, подключенного к системе ГЛОНАСС либо ГЛОНАСС/GPS (в зависимости от модели).

Бортовое устройство ГЛОНАСС вкупе с введенной в систему полной картой автодорог и базой автомобилей позволяют оперативно отслеживать путь следования большегруза для наиболее точного расчет величины сбора.

У системы есть свой официальный сайт. Указанный интернет-ресурс находится по адресу www.platon.ru. Здесь можно почерпнуть много необходимой информации касательно системы взимания платы, включая последние новости.

Регулирование системы «Платон»

Правовые аспекты существования «Платон» изложены в Постановлении Правительства РФ № 504 от 14 июня 2013 года.  В данном документе изложены основные правила, по которым осуществляется сбор платы за пользование трассами федерального значения, приводятся основные понятия и другие важные вопросы существования данной системы.

Также некоторые вопросы затрагиваются в Федеральном законе № 275-ФЗ от 8 ноября 2007 года и в Распоряжении Правительства № 1662-р от 29 августа 2014 года.

Курируется система Платон Федеральным дорожным агентством (Росавтодором). Полный цикл обслуживания и модернизации, включая сбор денежных средств, выполняется ООО «РТ Инвест Транспортные Системы».

За какие автомобили положено оплачивать пользование федеральными дорогами, а какие освобождены от выплаты сбора?

Любого осуществляющего автомобильные грузовые перевозки и услышавшего о системе «Платон» интересует, какие машины под нее попадают. В категорию плательщиков сбора попадают все владельцы большегрузных авто, у которых максимум разрешенной массы (т.е.

груз, водитель и его возможные попутчики вместе с их багажом плюс вес самого грузовика). Также платить будут грузоперевозчики, чье транспортное средство, хоть и имеет разрешенную массу менее 12 тонн, но идет с заведомым превышением норм загрузки.

Предназначением вышеуказанного транспорта должны быть именно грузоперевозки.

Кого освобождают от оплаты сбора:

  • транспортные средства, занимающиеся исключительно пассажирскими перевозками. Грузопассажирский транспорт также облагается тарифами;
  • военный и военно-вспомогательный транспорт, относящийся к ведению Министерства обороны РФ;
  • транспорт, оборудованный специальными сигналами (кареты скорой помощи, полицейские автомобили, пожарные машины, а также транспорт аварийных служб коммунального хозяйства).

Подключение к системе «Платон»

Для внесения автомобиля в базу необходима его регистрация в системе взимания платы.

Тут возможны три способа:

  • когда грузоперевозчик оформляет в Терминалах самообслуживания так называемую маршрутную карту;
  • на портале «Платон»;
  • в Центрах, где осуществляют информационную поддержку пользователей системы.

Для каждого пользователя заводится личный кабинет с неповторимым логином и паролем.

Личный кабинет дает пользователю широкие возможности: это и добавление в базу нового автомобиля, редактирование персональных данных владельца транспортного средства, пополнять счет для оплаты сборов, регистрировать новую маршрутную карту, направлять обращения к управляющей «Платон» компании и т.д.

Читайте также:  Можно ли вернуть телевизор в магазин или обменять на другую модель

Есть и Мобильное приложение «Платон».

Способы возмещения вреда, причиняемого большегрузными автомобилями федеральным трассам

Вышеуказанное возмещение можно внести двумя способами:

  • в виде авансового платежа;
  • как плату по счетчику согласно пройденному километражу.

При авансовом платеже сначала формируется маршрутная карта, где указывается, по каким трассам будет двигаться транспортное средство, а потом уже вносится оплата всего маршрута.

При оплате согласно пройденному расстоянию не требуется вносить оплату всего маршрута сразу, ее можно производить частями. На персональном счете пользователя должна быть сумма, достаточная для проезда до следующей рамки слежения. Вторым способом чаще пользуются представители малого перевозочного бизнеса.

В обоих случаях перед каждой поездкой транспортное средство заново регистрируется в системе. Но разница между двумя способами состоит не только в размере изначально внесенной на счет сумме. Второй способ позволяет оперативно менять маршрут, не опасаясь наложения штрафа. Но и у авансового метода есть свои плюсы: он позволяет оплатить несколько предстоящих поездок на пару месяцев вперед.

Стоимость проезда 12 тонников за 1 км равняется 1 рублю 90 копейкам.

Как осуществляется контроль передвижения большегрузного автомобиля

Контроль передвижения большегрузного автомобиля осуществляется с помощью бортовых устройств. Грузоперевозчики сразу же задаются вопросом: «Что это такое и сколько стоит установка?» Это техническое средство, использующее одну из двух навигационных технологий: либо ГЛОНАСС, либо ГЛОНАСС/GPS.

Получение и дальнейшее пользование устройством абсолютно бесплатны для владельца грузового автомобиля.

Для его установки на борту требуется регистрация в системе и заключение договора об использовании с управляющей системой компанией, т.е. с упомянутой выше «РТ-ИТС».

Для заключения договора и получения навигационного устройства требуется обратиться в Центр, где осуществляется информационная поддержка пользователей.

ВНИМАНИЕ !!! Коротко о том, как работает наблюдение за передвижениями большегрузных авто.

Для слежения за маршрутом автомобилей по всем федеральным трассам устанавливаются специальные рамки с электромагнитным полем (на настоящий момент их почти 500 штук).

При проезде сквозь такую рамку будет происходить считывание данных о километраже. Такие данные оперативно отправляются системой в расчетный центр, и происходит списание денежных средств с персонального счета грузоперевозчика.

Сервисное обслуживание средства навигационного отслеживания также бесплатно, за исключением тех случаев, когда прибор эксплуатировался с нарушением требований инструкции. Замена вышедшего из строя технического средства тоже является безвозмездной. При прекращении деятельности грузоперевозчика или при иных случаях расторжения договора, бортовое устройство подлежит возврату.

Пределы ответственности за попытки обхода системы

Наиболее частыми примерами попыток обхода системы «Платон» и нарушениями, за который установлена административная ответственность, являются:

  • при отсутствии бортового устройства, осуществляющего отслеживание передвижения;
  • при умышленном отключении вышеуказанного устройства, а также при его поломке без уведомления управляющей организации;
  • в случае, если персональный счет пользователя опустел и нет возможности списать денежные средства, а транспортное средство продолжает следовать по федеральной трассе (при оплате по счетчику. При авансовых платежах транспортное средство может и далее следовать по маршруту с условием оставления его без изменения.

Просто пользователь впоследствии внесет на персональный счет недостающую сумму);

  • при сокрытии изменения маршрута от управляющей организации и т.д.

ВАЖНО !!! Все эти нарушения подпадают под действие статьи 12.21.3, которая устанавливает за это ответственность в размере 5 тысяч рублей за первое правонарушение, и до 10 тысяч рублей – за повторное.

К ответственности по данной статье привлекаются водители транспортных средств иностранных перевозчиков, а также граждане РФ, являющиеся собственниками транспортных средств, с помощью которых совершались данные правонарушения. По данной статье не подлежат ответственности водители автомобилей, принадлежащих российским грузоперевозчикам, если только водитель не является одновременно и собственником авто.

Как рассчитать авансовый платеж по транспортному налогу

Система

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расчеты по транспортному налогу отражайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по транспортному налогу» (Инструкция к плану счетов).

Как правило, транспортный налог относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

Порядок его отражения в бухучете зависит от того, в каком производстве или подразделении организации используется транспортное средство, по которому начислен налог. Также прочтите, как начислять налог на имущество в бухгалтерском учете.

  • При начислении и уплате транспортного налога делайте проводки:
  • Дебет 20 (23, 25, 26, 44. ) Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» – начислен транспортный налог (авансовый платеж по налогу);
  • Дебет 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» Кредит 51 – уплачен транспортный налог (авансовый платеж по налогу).
  • Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации, например передано по договору аренды (при условии, что этот вид деятельности не является основным), транспортный налог учитывайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):
  • Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» – начислен транспортный налог.

Сумму транспортного налога (авансовых платежей по транспортному налогу) рассчитайте в бухгалтерской справке. Этот документ является основанием для включения транспортного налога (авансовых платежей) в состав расходов (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Порядок налогового учета транспортного налога зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО

Расчет и уплата налога

Последний раз обновлено:

Авансовые платежи по транспортному налогу перечисляются в том случае, если они предусмотрены законами субъектов РФ.

Размер авансового платежа по транспортному налогу равен 1/4 годовой суммы налога (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

При расчете авансовых платежей по транспортному налогу нужно учитывать повышающий коэффициент по дорогостоящим автомобилям (п. 2.1 ст. 362 НК РФ, письмо Минфина России от 12 февраля 2015 г. № 03-05-05-04/6188).

Сумму транспортного налога за полный год рассчитайте по формуле:

Годовая сумма транспортного налога = Налоговая база x Ставка налога x Повышающий коэффициент для дорогостоящих автомобилей

Если транспортное средство принадлежит вам меньше года (например, несколько месяцев), то налог платится только за эти месяцы. Рассчитайте транспортный налог за несколько месяцев с учетом коэффициента использования транспорта по формуле:

Сумма транспортного налога за неполный год = Налоговая база x Ставка налога x Повышающий коэффициент для дорогостоящих автомобилей x Количество месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на владельца / 12 месяцев

Если в течение налогового периода компании платят авансы по налогам, они платят их с учетом льгот, на которые имеют право, начиная с первого авансового платежа.

До 2020 года льготу отражали в декларации по налогу. Начиная с отчетности за 2020 год, компаниям представлять декларации по этим налогам не придется (Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ).

Объект налогообложения, базу, налоговый период, налоговую ставку и сумму налога укажут налоговики в сообщении, которое направят компании или ее обособленному подразделению по итогам налогового периода – года.

Но обязанность платить авансы, если они предусмотрены региональными законами, остается. Организации платят их с учетом льгот, на которые имеют право, начиная с первого авансового платежа.

Несмотря на то, что НК РФ не требует в таких случаях от плательщиков до окончания срока уплаты авансовых платежей за первый квартал обязательно представлять заявление о льготе, это заявление все же лучше подать, не дожидаясь окончания года. Заметим, что результатом рассмотрения заявления на льготу может быть и отказ.

Тем не менее сообщения об исчисленных суммах налогов инспекция составляет на основе имеющейся у нее информации, в том числе информации по итогам рассмотрения заявлений на льготу. И если на дату составления сообщения информации о налоговой льготе нет, в сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без ее учета (письмо ФНС от 3 декабря 2019 г. № БС-4-21/24690@).

  • В связи с этим по итогам года может быть выявлена недоимка по налогу.
  • В этом случае компании нужно будет в течение 10 дней со дня получения сообщения представить пояснения или документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, включая заявление о льготе за прошедший налоговый период, если ранее его не направляла.
  • А если этого не сделать, недоимку нужно будет погасить или инспекция примет меры по ее принудительному взысканию.

Система «Платон» — это автоматизированная система сбора дополнительного налога для транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн. Подобные большегрузы не могут передвигаться по дорогам общего пользования федерального значения без внесения «дорожного сбора» в систему «Платон» (Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ).

Таким образом, помимо транспортного налога владельцы больших грузовиков уплачивают еще «дорожный» сбор.

С 1 января 2019 года владельцы большегрузов не могут уменьшать транспортный налог на взносы в систему «Платон». Этот вычет вводился временно, 1 января 2016 года до 31 декабря 2018 года (п. 2 ст. 362 НК РФ). С 2019 года он отменяется.

То есть, с 2019 года за 12-тонники платят авансы по транспортному налогу и сам налог в общем порядке. Транспортный налог и авансы по налогу, а также платежи в «Платон» с 2019 года полностью учитывают для налога на прибыль (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Базовый размер платы в систему «Платон» составляет 3,73 руб. за 1 км пути.

Читайте также:  Поворот исполнения решения суда: в гражданском процессе, в арбитражном процессе

С 1 июля 2019 платить нужно 2,04 рубля за километр пути (постановление Правительства РФ от 29 июня 2019 г. № 843). Этим же документом установлены тарифы платоновского сбора:

  • с 1 февраля 2020 года — 2,20 руб./км;
  • с 1 февраля 2021 года — 2,34 руб./км.

Далее с 1 февраля каждого календарного года будет проводиться индексация платы на размер годовой инфляции.

Минтранс два раза в год — в середине января и в середине июля — на своем сайте размещает информацию о прогнозируемом изменении размера платы за проезд большегрузов.

По транспортным средствам, имеющим двигатель (например, автомобиль, самолет, катер), налоговой базой будет паспортная мощность двигателя в лошадиных силах.

Налоговая база у несамоходных (буксируемых) судов — валовая вместимость в регистровых тоннах. По остальному водному и воздушному транспорту налоговая база определяется исходя из количества транспортных средств (ст.

359 НК РФ)Налоговая база для расчета транспортного налога определяется на основании нескольких параметров (ст. 359 НК РФ).

Налоговый период по транспортному налогу — год. Отчетные периоды по авансовым платежам для фирм — I, II и III кварталы. Их рассчитывают так: общую сумму транспортного налога (произведение налоговой базы и налоговой ставки с учетом поправочного коэффициента) делят на 4.

По итогам налогового периода (года) в бюджет перечисляют разницу между годовой суммой налога и суммой авансовых платежей, перечисленных в течение года.

Если в вашем регионе введен такой порядок, вы обязаны рассчитывать по итогам каждого квартала авансовые платежи, а по итогам года — сумму транспортного налога к уплате за отчетный год. Формула для расчета транспортного налога к уплате за год будет такой:

Транспортный налог за год к уплате = Годовая сумма транспортного налога Сумма авансовых платежей, перечисленных в течение года

Если в результате расчета сумма налога получилась с копейками, ее надо округлить по правилам арифметики. То есть значения менее 50 копеек отбрасываются, а значения 50 копеек и больше округляются до полного рубля (п. 6 ст. 52 НК РФ).

Региональные власти могут освободить отдельные категории фирм от уплаты авансовых платежей по транспортному налогу. В этом случае «освобожденцы» должны будут перечислять налог только по итогам года.

Уплачивать налог и авансовый платеж нужно по месту регистрации транспортного средства.

Сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему установлены единые для всех регионов: за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, и за квартал — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

Согласно приказу Минфина России от 8 июня 2018 г. № 132н транспортный налог зачисляют в бюджет по следующим кодам:

Наименование платежа КБК для перечисления налога (сбора) КБК для перечисления пени по налогу (сбору) КБК для перечисления штрафа по налогу (сбору)
Транспортный налог с организаций 182 1 06 04011 02 1000 110 182 1 06 04011 02 2100 110 182 1 06 04011 02 3000 110
Транспортный налог с физических лиц 182 1 06 04012 02 1000 110 182 1 06 04012 02 2100 110 182 1 06 04012 02 3000 110

В 2020 году в связи с эпидемией коронавируса Правительство РФ определило меры поддержки для наиболее пострадавших в этой ситуации отраслей и предприятий. Ряд предприятий смогут воспользоваться отсрочкой при уплате налога или авансового платежа. Одним из требований является вхождение фирмы в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года.

Наиболее пострадавшие в результате распространения новой коронавирусной инфекции отрасли экономики утверждены по ОКВЭД постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434, от 10 апреля 2020 г. № 479 и от 18 апреля 2020 г. № 540. Всего их 11 групп.

Для бизнеса из реестра МСП (по состоянию на 1 марта 2020 г.), попадающего в этот перечень отраслей, по транспортному налогу предусмотрено изменение сроков уплаты авансовых платежей (если региональным законодательством не отменена уплата авансовых платежей):

  • за 1 квартал 2020 года нужно заплатить не позднее 30 октября 2020 года;
  • за 2 квартал 2020 года – не позднее 30 декабря 2020 года.



Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Система

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

< Предыдущая страница Следующая страница >

Система Платон и транспортный налог в 2021 году

Начало 2019 года ознаменовалось не только увеличением ставки НДС, изменения затронули и систему «Платон». Среди нововведений — отмена вычета по транспортному налогу на сумму платежей в систему. Рассказываем, как владельцам большегрузов избежать ошибок при расчете необходимых отчислений в бюджет и каким образом вернуть переплату, если она образовалась.

Какой порядок взимания налогов с большегрузов действовал до 2021 года?

До 31.12.2018 за собственниками большегрузного транспорта «закреплялись» два типа платежей:

  • отчисления в систему «Платон», за счет которой ремонтируются дороги;
  • региональный транспортный налог, направляемый на содержание дорог.

Кроме того, владельцы автомобилей с разрешенной max массой более 12 тонн имели возможность снизить ТН на сумму, перечисленную в «Платон».

Важно, что этим правом могли воспользоваться только собственники большегрузов, зарегистрированные в системе в качестве плательщиков ТН по данному транспортному средству (письмо налоговой службы от 11 июля 2018 года № БС-4-21/13355).

Налоговый расчет строился на следующих правилах:

  1. Учет велся по каждому автомобилю отдельно. Нельзя было уменьшить суммы налога за один грузовик на сумму взносов, уплаченных за другое транспортное средство.
  2. Уменьшение бюджетных платежей допускалось только в случае, когда в отчетном году автомобиль «изъездил» авансовые взносы в систему.
  3. При превышении платежей в «Платон» начисленного налога, плательщик полностью освобождался от обязательства. Разницу между суммой взносов и транспортным налогом разрешалось учитывать в налоговой базе по прибыли.
  4. Если оплата сбора за вред дорогам была меньше налога, в бюджет уплачивали сумму, не покрытую за счет средств, израсходованных на «Платон».

С 01 января 2019 года была отменена льгота, с помощью которой автовладельцы снижали сумму транспортного налога. Кроме того, нововведения усложнили учет расходов по «Платону». Чтобы иметь возможность включить их в общие затраты, потребуется отдельно учитывать платежи в систему.

Отмена льготы по транспортному налогу: перспективы нововведения

С 2019 год размер уплаченных платежей в систему «Платон» не имеет значения для целей расчета ТН. По новым правилам, плательщики обязаны уплачивать налоги за весь имеющийся транспорт в полном объеме (письмо ФНС № БС-4-21/5227@ от 22.03.2019).

Таким образом, на всех владельцев большегрузов одновременно ложится обязанность по расчету и уплате авансовых платежей транспортного налога, а также оплата за проезд по федеральным трассам в систему «Платон».

Важно!

Статья 12.21.3 КоАП устанавливает ряд штрафов за неиспользование бортового устройства или за махинации с ним.

Порядок учета платежей в «Платон» в составе расходов по налогу на прибыль

Итак, мы уже сказали, что с 01.01.2019 отменен налоговый вычет, который ранее предоставлялся в размере платы в систему «Платон». Все суммы сейчас могут быть учтены в налогооблагаемой базе по прибыли в полном размере в составе прочих расходов.

Правило касается не только тех, кто находится на общепринятой системе налогообложения, но и всех спецрежимников.

Переплата по транспортному налогу

Факт переплаты может быть обнаружен налоговой инспекцией или самим плательщиком. По результатам сверки с бюджетом издается акт, который фиксирует размер переплаты и источники ее возникновения.

Для возврата денег потребуется предоставить контрольный расчет, первичные документы, доказательства уплаты авансовых платежей. После проверки документов ФНС примет решение о возврате или зачете.

Однако при обнаружении задолженности или штрафов по иным налогам и сборам сумма излишне уплаченного ТН будет направлена на их погашение.

К слову, о нюансах зачета переплаты по налогам мы подробно писали здесь.

Изменение правил налогообложения и введение новых платежей породили путаницу в расчетах многих транспортных организаций. Зачастую бухгалтер не имеет знаний или времени вести раздельный учет.

Кроме того, большинство штатных бухгалтеров всеми силами стараются избегать любого взаимодействия с налоговиками и предпочитают просто «забыть» о налоговой переплате, чтобы не связываться с ее возвратом.

Среди клиентов 1C-WiseAdvice компании различных сфер, поэтому нам приходится рассчитывать не только «популярные» налоги, но и менее распространенные. Переплата тоже не проблема. Общение с налоговиками — ежедневный рутинный процесс, не представляющий для нас сложностей.

Всё дело в организации процесса и особых запатентованных технологиях.

Ссылка на основную публикацию