Установленный минимальный размер оплаты труда

Значение МРОТ устанавливают на федеральном и региональном уровне.

Региональный МРОТ устанавливают в регионах, он может быть выше федеральной суммы. МРОТ в регионах может быть установлен отдельно для каждой отрасли.

Каждая организация и ИП должны отлеживать изменение МРОТ. Минимальный МРОТ нужно сравнить с уровнем заработной платы (окладом). Если сумма оклада оказалась меньше уровня МРОТ, то следует позаботиться о повышении зарплаты, внести изменения в трудовые договоры и поменять расчет отпускных и пособий. Сумма зарплаты (оклада) не может быть меньше МРОТ.

  • При сравнении зарплаты с минималкой, в расчет не берутся доплаты за сверхурочные, оплата за работу в выходные и праздники.
  • Если организация (ИП) находится в регионах, где установлены региональные и северные надбавки, то Оклад (не менее МРОТ) должен быть увеличен на процент установленных надбавок.

Продвинутый бухгалтер

Узнать подробнее

Какие шаги необходимо сделать при повышении МРОТ:

1 шаг. Повышение оклада должно быть зафиксировано  в штатном расписании. Поэтому следует изменить штатное расписание и утвердить приказом руководителя.  

2 шаг. При повышении окладов следует заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам. Допсоглашение составляется в двух экземплярах — для работодателя  и сотрудника.

В дополнительном соглашении к трудовому договору указать дату, с которой оно действует. По-новому изложить пункт об окладе сотрудника: «Пункт … трудового договора изложить в следующей редакции: “Работнику устанавливается заработная плата — должностной оклад в размере (не менее МРОТ руб.”». 

3 шаг. Сформировать приказы о повышении окладов. В приказах необходимо указать должности сотрудников и новые оклады.

4 шаг. При расчете отпускных после увеличения МРОТ: отпускные нужно сравнить с новой «минималкой». Если они ниже, то следует доплатить разницу.

5 шаг. При расчете больничных: средний заработок для расчета больничных должен быть не ниже МРОТ.  

6 шаг. При расчете декретных: средний заработок для расчета декретных должен быть не ниже МРОТ.

7 шаг: При расчете пособия по уходу за ребенком: если сотрудница берет отпуск по уходу за первым ребенком, то пособие за месяц для сотрудниц, которые работали полный день, не должно быть ниже МРОТ × 40%). На размеры пособий по уходу за вторым или более младшими детьми новый МРОТ не влияет.

Энциклопедия ПрофиРоста, 13.12.2019

Информацию на странице ищут по запросам: Минимальные размер оплаты труда, МРОТ, мрот, минималка, заработная плата, федеральный мрот, региональный мрот, надбавки, Как работать в 1С, как отразить уставный капитал, как сформировать УК, Активный счет, Пассивный счет, как проверить сальдо, как посчитать сальдо, Корпоративная карта, расчетный счет, подотчетник, подотчет, авансовый отчет, Регистрация ООО, Регистрация ИП, налоги, заявление на регистрации ООО, заявление на открытие ИП, открытие ИП, открытие ООО, форма Р21001, освобождение от уплаты госпошлины, Курсы бухгалтеров в Красноярск, Бухгалтерские курсы в Красноярске, Курсы бухгалтеров для начинающих, Курсы 1С:Бухгалтерия, Дистанционное обучение, Обучение бухгалтеров, Обучение курсы Зарплата и кадры, Повышение квалификации бухгалтеров, Бухгалтерский учет для начинающих

Типовые вопросы в части оплаты труда и ответы к ним

  • Повышение оплаты труда в соответствии с Указами Президента Российской Федерации
  • Сроки выплаты заработной платы
  • Индексация заработной платы
  • Минимальный размер оплаты труда
  • Общие вопросы
  • Повышение оплаты труда в соответствии с указами Президента Российской Федерации.
  • Каким категориям работников предусмотрено повышение оплаты труда?
  • Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено:
  • педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования доведение в 2012 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе.
  • педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
  • преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования доведение к 2018 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • работникам учреждений культуры доведение к 2018 году средней заработной платы до средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • преподавателям образовательных учреждений высшего профессионального образования повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • научным сотрудникам повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • врачам и работникам медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) повышение к 2018 году средней заработной платы до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Также предусмотрено повышение к 2018 году:

  • социальным работникам, включая социальных работников медицинских организаций средней заработной платы — до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • младшему медицинскому персоналу (персоналу, обеспечивающему условия для предоставления медицинских услуг) средней заработной платы — до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
  • среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) средней заработной платы — до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» предусмотрено доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г.

№ 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено доведение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100% от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

  1. Кто отвечает за повышение оплаты труда в федеральных государственных учреждениях, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях?
  2. Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
  3. в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  4. в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  5. в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  6. Таким образом, вопросы о порядке и условиях оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
  7. В федеральных государственных учреждениях вопросы оплаты труда регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583 и нормативным правовыми актами соответствующих федеральных ведомств, являющихся учредителями федеральных государственных учреждений.
  8. Обращаем Ваше внимание, что по вопросам оплаты труда работников
  9. Как определить, распространяются ли на должность работника нормы Указов Президента Российской Федерации о повышении заработной платы отдельных категорий работников?
  10. Педагогические работники

Согласно части 19 статьи 2, частям 20 и 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) педагогический работник — это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

  • Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являются образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение (организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности).
  • Согласно статье 31 Закона, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам на базе создаваемых специализированных структурных подразделений, деятельность которых регулируется положением, разрабатываемым и утвержденным организацией, осуществляющей обучение.
  • В соответствии со статьей 91 закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Таким образом, при отсутствии лицензии на образовательную деятельность организация не может быть признана организацией, осуществляющей обучение, следовательно, ее работники не являются педагогическими работниками.

Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минобрнауки России по адресу: минобрнауки.рф/обратная-связь/правила.

Научные сотрудники

Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью (статья 4, Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Федеральный закон).

Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минобрнауки России по адресу: минобрнауки.рф/обратная-связь/правила.

Для врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг), среднего и младшего медицинского (фармацевтического) персоналанеобходимо соответствие наименования должности работника Номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минздрава России по адресу: http://www.rosminzdrav.ru/reception/appeals/new.

Работники учреждений культуры

Повышение оплаты труда работникам учреждений культуры, предусмотренное Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в первоочередном порядке осуществляется в отношении основного персонала учреждений культуры.

Читайте также:  Нужно ли проходить техосмотр после аварии по закону?

Дополнительные разъяснения по данному вопросу можно получить на официальном сайте Минкультуры России по адресу: http://mkrf.ru/internet-priemnaya/.

  1. Социальные работники
  2. К данной категории работников относятся работники, по основному месту работы занятые на должностях «социальный работник» в соответствии со штатным расписанием учреждения.
  3. Повышение заработной платы отдельным категориям работников, предусмотренным Указами Президента Российской Федерации.
  4. Достижение показателей, определенных Указами Президента Российской Федерации, осуществляется в отношении соответствующей категории работников по региону в целом.
  5. Во всех субъектах Российской Федерации утверждены региональные планы мероприятий («дорожные карты») в сфере культуры, образования и науки, здравоохранения, социального обслуживания, которые устанавливают соотношения по категориям работников до 2018 года.
  6. Целевые показатели для поэтапного повышения заработной платы категорий работников конкретных государственных (муниципальных) учреждений в 2013-2018 годах устанавливаются ведомственными планами мероприятий и планами мероприятий самих учреждений.
  7. Данные показатели конкретизируются в зависимости от типа учреждений, сложности работ, в регионах с районными коэффициентами – от территории.
  8. В отдельных субъектах Российской Федерации при определении средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации, учитываются выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда: по коэффициентам (районным, за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях) и процентным надбавкам к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
  9. При этом в одном субъекте Российской Федерации могут быть различные районные коэффициенты по муниципальным образованиям, что впоследствии влияет на среднюю заработную плату отдельных категорий работников данного муниципального образования.
  10. В зависимости от специфики деятельности учреждения его целевые показатели по учреждениям могут отличаться от показателей, установленных для субъекта Российской Федерации в целом.
  11. Так, совершенствование систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности и установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.
  12. Таким образом, средняя заработная плата отдельной категорий работников может различаться по видам учреждений.
  13. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.
  14. Заработная плата конкретного работника должна зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указами Президента Российской Федерации, для соответствующей категории работников.
  15. Вопросы оплаты труда социальных работников.
  16. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предполагается повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников — до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
  17. К данной категории работников относятся работники по основному месту работы занятые на должностях «социальный работник», в соответствии со штатным расписанием учреждения.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 июля 2014 г.

№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

В связи с этим, осуществляют работу по подбору, подготовке, повышению квалификации работников указанных учреждений, устанавливают систему оплаты и стимулирования их труда, а также меры социальной поддержки — органы управления социальной защиты субъектов Российской Федерации.

Минимальный закон заработной платы — Minimum wage law

Минимальный закон заработной платы является органом закона , который запрещает работодателям нанимать работников или работников меньше , чем заданная ежечасно, ежедневно или ежемесячно минимальный размер оплаты труда . Более 90% всех стран имеют какое — то законодательство о минимальной заработной плате.

содержание

  • 1 История
  • 2 Минимальный закон заработной платы по стране

    • 2,1 Австралия

      • 2.1.1 Исторические ставки
    • 2,2 Бразилия
    • 2,3 Канада
    • 2.

      4 Китайская Народная Республика

    • 2,5 Европейский союз
    • 2,6 Франция
    • 2,7 Германия
    • 2,8 Гонконг
    • 2,9 Ирландия
    • 2,10 Япония
    • 2,11 Новая Зеландия
    • 2,12 Пакистан
    • 2,13 Румыния
    • 2,14 Тайвань
    • 2,15 Соединенного Королевства
    • 2,16 США
    • 2,17 Международная организация труда
  • 3 Смотри также
  • 4 Ссылки

история

До недавнего времени минимальные законы заработной платы не были , как правило , очень сильно сфокусирован. В США и Великобритании, к примеру, они применяются только к женщинам и детям.

Только после того , как Великая Депрессия сделала многая промышленно развитые страны расширить их общую рабочую силу. Даже тогда, законы часто специфичны для определенных отраслей промышленности.

Во Франции , например, они были продолжением существующего профсоюзного законодательства. В США были проведены неконституционными конкретные отраслевые ограничения заработной платы. Страны Закон о справедливых трудовых стандартах 1938 г.

установлен единый национальный минимальный размер оплаты труда для нефермерской, nonsupervisory работников. Покрытие позже было распространено на большую часть рабочей силы.

  • В 1894 году Новая Зеландия создала такие арбитражные доски с Законом арбитражной промышленной примирении и
  • В 1896 году колония Виктория , Австралия установлены аналогичные платы
  • В 1907 году решением Комбайн был вынесен в Австралии. Она создала «прожиточный минимум» для человека, его жена и двое детей «живут в скромном комфорте»
  • В 1909 году Закон о торговле Boards был принят в Соединенном Королевстве, создание четырех таких плат
  • В 1912 году штат Массачусетс , США, установить минимальную заработную плату для женщин и детей
  • В Соединенных Штатах , установленные законом минимальных размеров оплаты труда впервые были введены на национальном уровне в 1938 году
  • В 1960 году минимальные законы заработной платы были введены в Латинской Америке в рамках Альянса за прогресс ; Однако эти минимальные зарплаты были, и, низко

Минимальный закон заработной платы по стране

Австралия

Австралийская национальные минимальная заработная плата минимальной базовая ставка заработной платы для обычных отработанных любого сотрудника , который не отнесенные к современной премии или соглашению . В 1896 году в штате Виктория , Австралия , поправка к Фабрик Закон предусматривает создание совета заработной платы.

Плата заработной платы не установлена универсальная минимального размера оплаты труда; скорее установить основную заработную плату на 6 отраслей, считавшихся платить низкую заработную плату.

Во- первых , как принято четыре-летнего эксперимента, плата заработная плата была возобновлена в 1900 году и становится постоянным в 1904 году; к тому времени она охватывает 150 различных отраслей промышленности. К 1902 году , другие австралийские государства, такие как Новый Южный Уэльс и Западная Австралия , также формируется заработной плате.

Понятие «основной заработная плата» было создано в 1907 году с Судным Harvester .

В Австралии , на 14 декабря 2005 года австралийской Fair Pay Комиссия была создана в соответствии с поправкой трудовых отношений ( WorkChoices ) Закон 2005 отвечают за корректировку стандартной федеральной минимальной заработной платы, заменяющий роль Комиссии Австралийской промышленных отношений , которые имели представление от разнообразие источников для определения соответствующих минимальных размеров оплаты труда. Австралийская ярмарка Pay комиссия была заменена Fair Work Australia в 2010 году.

Исторические ставки

Дата начала

Федеральная минимальная заработная плата ( AUD )

Заметки

в час

за 38 часовую рабочую неделю

1 октября 2007 $ 13,74 $ 522,12
1 октября 2008 $ 14,31 $ 543,78
1 июля 2009 без изменений без изменений Fair Work Act 2009 началась
1 июля 2010 $ 15.00 $ 569,90
1 июля 2011 $ 15,51 $ 589,30
1 июля 2012 $ 15,96 $ 606,40 Различные ставки применяются к молодым, подмастерьев / стажеров, а также людей с ограниченными возможностями. В зависимости от этих факторов, в том числе географической стоимости жизни расчетов, фактической «минимальной заработной платы» может быть столько, сколько 50% ниже, чем показано на рисунке.
1 июля 2013 $ 16,37 $ 622,20 Различные ставки применяются к молодым, подмастерьев / стажеров, а также людей с ограниченными возможностями. В зависимости от этих факторов, в том числе географической стоимости жизни расчетов, фактической «минимальной заработной платы» может быть столько, сколько 50% ниже, чем показано на рисунке.
1 июля 2014 $ 16,87 $ 640,90 Различные ставки применяются к молодым, подмастерьев / стажеров, а также людей с ограниченными возможностями.
1 июля 2015 $ 17,29 $ 656,90
1 июля 2016 $ 17,70 $ 672,70
1 июля 2017 $ 18,29 $ 694,90
1 июля 2018 $ 18,93 $ 719,20 Ярмарка работы Решение (обнародовано 1 июня 2018)

Australian Fair Work Омбудсман, минимальная заработная плата Fact Sheet

Бразилия

С Plano Real , то бразильская национальная минимальная заработная плата ежегодно корректируется. Исторические данные и грубое приближение в доллары США можно увидеть в таблице ниже.

Дата начала (дд / мм / год)
Значение (R $)
Значение (US $)

01/07/1994 64,79 70,96

Минимальный размер оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда устанавливается в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ).

При рассмотрении положений данной статьи, обязывающих выплачивать заработную плату не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека, возникло большое количество вопросов и разногласий.

В Москве непонимание ситуации усугублялось еще и тем, что 1 января 2002 года вступил в силу Закон города Москвы от 7 декабря 2001 года №69 «О городском минимуме оплаты труда», который определяет понятие городского минимума оплаты труда и устанавливает правовую основу его определения. Можно предположить, что в некоторых субъектах Федерации действуют свои аналогичные региональные нормативные акты.

Обращаем Ваше внимание, что Закон города Москвы №69 признан незаконным (недействующим) и не подлежащим применению решением Московского городского суда от 5 июня 2002 года №3-250/2002 года. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 2 августа 2002 года №5-Г02-101 данное решение оставлено без изменения.

  • Автор изложит свою точку зрения на сложившуюся проблему.
  • Начнем с федерального законодательства и рассмотрим положения статьи 133 ТК РФ более внимательно:
  • «Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
  • Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
  • Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
  • в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета; в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов;
  • в других организациях — за счет собственных средств».
  • Кроме того, на федеральном уровне действуют ряд нормативных актов, в той или иной степени связанных с минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом.
  • В соответствии со статьей 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом.

Во-первых, это Федеральный закон от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (далее Закон 82-ФЗ), с изменениями, веденными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года №198-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (далее Закон №198-ФЗ). С 1 октября 2003 года МРОТ был установлен в сумме 600 рублей в месяц. С 1 января 2005 года МРОТ установлен в размере 720 рублей в месяц. С 1 сентября 2005 года МРОТ повысится до суммы 800 рублей в месяц, а с 1 мая 2006 года — до 1 100 рублей в месяц.

  1. Во-вторых, действует Федеральный закон от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который
  2. «…устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов.
  3. При этом:
  4. …величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации».
  5. И действительно, Федеральным законом от 23 декабря 2003 года №186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» (далее Федеральный закон №186-ФЗ) установлено минимальное среднегодовое соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения — 22 %.
  6. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 года №105 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за 4 квартал 2004 года» (далее Постановление №105) установлена величина:
  7. «…прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2004 года в расчете на душу населения 2451 рубль, для трудоспособного населения — 2690 рублей, пенсионеров — 1849 рублей, детей — 2394 рубля».
  8. Обращаем Ваше внимание, что на дату написания данной книги еще не обнародован прожиточный минимум за I квартал 2005 года.
  9. Таким образом, у работодателя при определении размера минимальной заработной платы имеются следующие «исходные данные»:

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на 2005 год — 720 рублей (Закон №82-ФЗ). Прожиточный минимум для трудоспособного населения за IV квартал 2004 года — 2690 рублей (Постановление №105). И минимальное среднегодовое соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом -22 % (Федеральный закон №186-ФЗ).

Возникает вопрос: как оперировать этими величинами при исчислении заработной платы?

  • Допустим, минимальное среднегодовое соотношение отбросим сразу, поскольку эту абстрактную «среднегодовую» величину практически невозможно привязать к заработной плате за конкретный месяц.
  • Остается МРОТ и некий прожиточный минимум за IV квартал 2004 года.
  • Обратите внимание!

Постановление №105, устанавливающее прожиточный минимум за IV квартал 2004 года было принято по прошествии квартала — 2 марта 2005 года, то есть задним числом. И это, вообще говоря, логично, так как прожиточный минимум определяется на основании данных Госкомстата Российской Федерации. А данные Госкомстата Российской Федерации не могут отражать события будущего периода.

В соответствии с положениями статьи 421 ТК РФ на территории Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, соответствующий величине прожиточного минимума, должен вводиться соответствующим Федеральным законом.

Следовательно, до его принятия, при установлении сотрудникам заработной платы, необходимо руководствоваться положениями статьи 2 ТК РФ и Закона №82-ФЗ, то есть заработная плата сотрудников с 1 января 2005 года не должна быть ниже установленных 720 рублей.

Итак, минимальный размер оплаты труда устанавливается только на федеральном уровне, поэтому законы субъектов Российской Федерации, в том числе и Закон города Москвы от 7 декабря 2001 года №69 «О городском минимуме оплаты труда», в части, устанавливающей обязательную величину МРОТ в регионе, не подлежат применению (согласно статьи 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между законом субъекта Российской Федерации и федеральным законом действует федеральный закон). Данная позиция подтверждена решением Московского городского суда от 5 июня 2002 года №3-250/2002 года и Определением Верховного Суда Российской Федерации от 2 августа 2002 года №5-ГО2-101.

Из всего вышесказанного следует: с 1 января 2005 года по 1 сентября 2005 года минимальный размер оплаты труда на всей территории Российской Федерации составляет 720 рублей. С 1 сентября 2005 года МРОТ повысится до суммы 800 рублей в месяц, а с 1 мая 2006 года — до 1 100 рублей в месяц.

Следует отметить, что, по нашему мнению, ограничения минимального размера оплаты труда, установленные статьей 133 ТК РФ, не распространяются на совместителей, поскольку совместители фактически работают на условиях неполного рабочего времени.

Минимальный размер оплаты труда

   Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (скачать) 

Срок, с которого установлен минимальный размер оплаты труда Сумма минимального размера оплаты труда (руб. в месяц) Нормативный акт, установивший минимальный размер оплаты труда 
с 1 января 2020 года 12130 ст. 1 Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 463-ФЗ
с 1 января 2019 года 11280 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2018 года № 481-ФЗ
с 1 мая 2018 года 11163 ст. 1 Федерального закона от 7 марта 2018 года № 41-ФЗ
с 1 января 2018 года 9489 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ
с 1 июля 2017 года 7800 ст. 1 Федерального закона от 19 декабря 2016 года № 640-ФЗ
с 1 июля 2016 года 7500 ст. 1 Федерального закона от 2 июня 2016 года № 164-ФЗ
с 1 января 2016 года 6204 ст. 1 Федерального закона от 14 декабря 2015 года № 376-ФЗ
с 1 января 2015 года 5965 ст. 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 408-ФЗ
с 1 января 2014 года 5554 ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 2013 года № 336-ФЗ
с 1 января 2013 года 5205 ст. 1 Федерального закона от 3 декабря 2012 года №232-ФЗ

!!! ВНИМАНИЕ!!! На территории Омской области действует региональное соглашение о минимальной заработной плате (ссылка)

В 2018 году Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлена информация по вопросам, связанным с повышением минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ):

Вопрос 1. В каком порядке учитывается премия за квартал при сравнении заработной платы с МРОТ?
Ответ.

 В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени (выполнившего норму труда), должна быть не ниже МРОТ.

Таким образом, квартальная премия за квартал (год) будет учитываться только в месяце, в котором она начислена. Заработная плата за другие месяцы должна быть не ниже МРОТ с начислением на него «северных выплат» без учета премии, которую работник, возможно, получит по итогам работы за квартал (год).

Вопрос 2. Каким образом оплачивается «не ниже МРОТ» труд работника, если он занят неполное рабочее время?
Ответ.

 При работе в режиме неполного рабочего времени при повременной (повременно-премиальной) системе оплаты труда заработная плата начисляется работнику пропорционально отработанному времени, но не ниже МРОТ в пересчете на полную месячную ставку.

Следует отметить, что, если работодатель формально сократив рабочее время сотрудника будет требовать от него фактически отрабатывать полное рабочее время, то работу за пределами установленной ему продолжительности рабочего времени можно рассматривать как сверхурочную работу, осуществляемую без надлежащего оформления. Такая работа должна быть дополнительно оплачена в повышенном размере в соответствии с нормами ТК РФ.

Вопрос 3. Каким образом обеспечивается заработная плата не ниже МРОТ, если работник занят на условиях внутреннего совместительства?
Ответ.

 Следует учитывать, что трудовые договоры по основному месту работы и при работе на условиях совместительства, в том числе и внутреннего, заключаются отдельно. Соответственно, достижение МРОТ также осуществляется отдельно.

Если работник занят неполное рабочее время, то его заработная плата должна быть не ниже МРОТ в пересчете на полное рабочее время.

Вопрос 4. Необходимо ли пересматривать размеры окладов работников в связи с повышением МРОТ?
Ответ. Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ.

Экспертной рабочей группой федерального уровня была рассмотрена и поддержана идея общественной инициативы «Не включать в МРОТ компенсационные и стимулирующие выплаты».

Принимая это решение, Экспертная рабочая группа федерального уровня признала необходимым установление переходного периода для реализации общественной инициативы и дополнительную проработку предлагаемых общественной инициативой изменений трудового законодательства.

В связи с этим Экспертной рабочей группой федерального уровня материалы общественной инициативы и экспертное заключение, подготовленное по результатам рассмотрения общественной инициативы, направлены в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для проведения дополнительного обсуждения.

Кроме того, консультации по данному вопросу предусмотрены Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018 – 2020 годы.

При этом Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обращает внимание, что положениями Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год, утвержденных в соответствии со статьей 135 ТК РФ решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22 декабря 2017 г. (протокол № 11), рекомендуется субъектам Российской Федерации осуществлять перераспределение средств в структуре заработной платы для ее оптимизации с учетом задач кадрового обеспечения учреждений и стимулирования работников к повышению результатов труда.
Так, для работников учреждений образования, культуры, здравоохранения рекомендуется доля должностных окладов в структуре заработной платы соответственно не ниже 70 процентов, 50 – 55 процентов, на уровне 55 – 60 процентов.

Минимальный размер оплаты труда в России

Европейские страны по минимальной почасовой заработной платой (брутто) в 2018 году (ППС)

Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации — законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и иных целей обязательного социального страхования[1][2]. МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда.

Работодатели не имеют право платить работникам месячную заработную плату в размере меньшем, чем МРОТ, однако это не исключает того факта, что с МРОТ будет удержан подоходный налог в 13%.

Также, если сотрудник работает на условиях совместительства или неполного рабочего времени, в месяц он может получать сумму меньшую, чем МРОТ, и законодательных препятствий здесь нет[3].

Индекс Кейтца (процент МРОТа от средней зарплаты по стране) по рекомендациям Международной организации труда должен составлять 50%, а Европейского союза — 60%. Так, Комитет по социальным правам Совета Европы, комментируя ст.

4 Европейской социальной хартии (которую в пересмотренном виде ратифицировала и Россия, приняв на себя, среди прочего, обязательства в отношении положений пунктов 2—5 ст. 4[4]), подчёркивает, что соотношение минимальной и средней заработной платы (за вычетом налогов) не должно быть ниже 60%. Только в отдельных случаях допустимо его понижение до 50%. Индекс Кейтца в России по состоянию на июнь 2019 года составляет около 25,99%.

Величина МРОТ

Изменение среднего, максимального и минимального по регионам России индекса Кейтца (отношение МРОТ к средней зарплате) по годам[5]
Индекс Кейтца (отношение МРОТ к средней зарплате) по регионам России в 2011 году[5]

Используется только для оплаты труда, пособий по временной нетрудоспособности, а также оценки пенсионных прав застрахованных лиц (с 2002 года) и внесения страховых взносов самозанятым населением — индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами (фактически начал использоваться с 2007 года, до этого вносился платёж в установленном минимальном размере 1800 рублей).

В 2014 году Министерство труд России пообещал, что МРОТ будет доведен до уровня официально установленного прожиточного минимума к 1 октября 2017 года[6].

С 1 октября 2015 года планировалось упразднить федеральный МРОТ и заменить его на региональный, который устанавливался бы для каждого субъекта федерации в отдельности и зависел от прожиточного минимума[7], однако от этих планов решено было отказаться[8].

19 апреля 2017 года премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая в Госдуме с отчетом о работе правительства за год, заявил, что МРОТ будет повышен до уровня прожиточного минимума работающего человека в ближайшие несколько лет[9]. 2 мая того же года Медведев поручил подготовить законопроект до 20 мая о повышении МРОТ до 10 466 рублей в месяц[10].

С 1 января 2019 года, согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в актуальной редакции, МРОТ устанавливается в размере не ниже прожиточного минимума.

С 1 января 2020 года МРОТ составляет, согласно ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», 12 130 рублей.

МРОТ в период от 1991 до 2020 гг.
Период действия[11]

МРОТ в RUB

МРОТ в USD

до 30/09/1991 70

Мрот с 1 января 2020 | изменения минимального размера оплаты труда

Заявленная сумма в 12 130 руб. в месяц составит 100 % величины прожиточного минимума за 2-й квартал 2019 года. Таким образом, по отношению к предыдущему размеру, установленному годом ранее (11 280 руб.), МРОТ увеличится на 7,5 %.

Известно, что соответствующий законопроект Госдума уже приняла в третьем, окончательном чтении.

Зарплата ниже МРОТ: ответственность и штрафы

Почему важен МРОТ? По многим причинам. Прежде всего, от него зависит заработная плата. Работодатель не имеет права платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ, о чем говорится в ст.

133 ТК РФ: «Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».

Роструд на своем официальном сайте уточняет, что заработная плата может быть меньше МРОТ, если работник работает в режиме неполной занятости или по совместительству. «Оклад может быть меньше МРОТ.

Заработная плата включает в себя кроме оклада компенсационные выплаты, различные надбавки и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ). Таким образом, с учетом всех надбавок к окладу или поощрений работник получает сумму, большую или равную МРОТ.

Если зарплата работника все-таки меньше установленного минимального размера оплаты труда, работодателю необходимо произвести доплату до величины МРОТ».

Работодатель должен понимать, что он сильно рискует, если его работники получают зарплату ниже МРОТ. Трудовая инспекция может оштрафовать его. Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.

За повторное нарушение штраф на должностных лиц составляет от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Зарплата меньше МРОТ у совместителя, работающего неполный рабочий день

Эксперты Роструда обращают внимание на то, что при совместительстве оплата труда должна быть не ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному временив зависимости от выработки или на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 285 ТК РФ).

Таким образом, оплата труда совместителю не должна быть ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени.

Региональный МРОТ

Согласно ст. 133.1 ТК РФ, помимо федерального МРОТ, действующего по всей России, регионы могут устанавливать свой МРОТ. Он определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

По закону, размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. При этом региональные власти имеют право приравнивать МРОТ к федеральному стандарту или повышать его.

У работодателей есть срок 30 дней, в течение которого они могут направить в трудовой орган письменный отказ о присоединении к региональному соглашению о минимальном МРОТ в конкретном субъекте. Молчание автоматически означает согласие, то есть если они не направляют отказ, то присоединяются к соглашению.

Размер минимальной заработной платы в субъектах РФ: таблица

МРОТ в Москве на 2020 год

МРОТ в Москве в размере 20 195 руб. установлен Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2019 № 1177-ПП и уже действует с 1 октября 2019 год.  

МРОТ в Ленинградской области с 1 января 2020 года

28 ноября 2019 года было заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2020 год, в соответствии с которым размер МРОТ здесь установлен на уровне 12 800 руб.

Из этого следует, что месячная зарплата человека, трудящегося на территории Ленинградской области и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение, не может быть ниже размера МРОТ в Ленинградской области, если этот человек полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда.

В связи с увеличение МРОТ нередко возникает вопрос об индексации зарплаты — является ли она обязательной? Об этом мы ранее писали в статье «Индексация заработной платы: право или обязанность работодателя?».

Мрот при установлении зарплаты для работников филиала ооо

Нередки ситуации, когда ООО зарегистрировано в одном субъекте РФ, а его работники трудятся в филиале ООО в другом субъекте. На какой МРОТ в данном случае ориентироваться при установлении зарплаты филиальным сотрудникам?

Законно в этом случае устанавливать зарплату с учетом МРОТ, установленного в субъекте, где находится филиал ООО.

Вы ИП и не разбираетесь в бухгалтерии? Электронный бухгалтер подготовит за вас отчётность и посчитает налоги, поможет с выставлением счетов и других документов.

Узнать больше

Как было указано выше, в субъектах МРОТ может устанавливаться региональным соглашением. В соответствии с ч. 2 ст. 133.1. ТК РФ размер МРОТ в субъекте РФ может устанавливаться для работников, осуществляющих деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Иностранцы и зарплата не ниже МРОТ

Стоит отметить, что на иностранных граждан, так же как и на россиян, распространяются положения трудового законодательства о выплате заработной платы не ниже МРОТ. Об этом свидетельствует ст. 11 ТК РФ.

Более того, Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 № 167 уточняет, что принимающая сторона обязана обеспечить иностранного работника заработной платой в размере не меньше МРОТ. 

Мрот и северные надбавки, районные коэффициенты

В МРОТ, установленный федеральным законом, северные надбавки и районные коэффициенты не включаются. Они начисляются сверх МРОТ.

В частности, о том, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, указывает ч. 2 ст. 146 ТК РФ.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате (ст. 315 ТК РФ).

Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса. 

Ссылка на основную публикацию