Могут ли лишить субсидии за долги по капитальному ремонту?

В конце 2014 года в Москве была принята Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на 2015 — 2044 гг. Согласно требованию федерального закона, собственники квартир за счет ежемесячных взносов будут формировать фонд капитального ремонта своих домов.

Такая система финансирования не только позволит избежать ухудшения состояния дома и значительно больших затрат на его восстановление, но и поможет собственникам жилья стать ответственными хозяевами.

Важно помнить, что своевременный ремонт обеспечивает комфорт проживания, сохраняет и даже увеличивает стоимость имущества, что гарантирует «надежный тыл» нынешним собственникам и передачу будущим поколениям качественной, не падающей в цене собственности.

Введение платы за капремонт не отразится на положении малообеспеченных и льготных категорий граждан.

Все категории граждан, имеющих те или иные льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, будут автоматически получать льготы по взносам на капитальный ремонт своих домов.

Малообеспеченные граждане, получающие субсидии на оплату ЖКУ, вообще не почувствуют введения платы. Их расходы на ремонт будут покрываться через предоставление субсидий за счет средств бюджета.

Могут ли лишить субсидии за долги по капитальному ремонту?

Более того, при такой гарантированной государственной поддержке право на получение субсидии может возникнуть у граждан, которые до введения обязательного взноса на капитальный ремонт не были получателями субсидий, если их расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, включая взнос на капитальный ремонт, превысят установленную в регионе максимально допустимую долю в совокупном доходе семьи, а именно 10%.

Могут ли лишить субсидии за долги по капитальному ремонту?

Одновременно с внесением в Жилищный кодекс норм, связанных с установлением уплаты взноса на капитальный ремонт, внесено специальное дополнение, согласно которому расходы собственников жилых помещений на уплату взноса на капитальный ремонт (исходя из установленного минимального размера взноса) включаются в размер расходов на оплатужилищно-коммунальных услуг, по которым может быть предоставлена субсидия на оплату жилого помещений и коммунальных услуг.

Могут ли лишить субсидии за долги по капитальному ремонту?

Субсидия носит заявительный характер, поэтому для ее получения собственникам необходимо обратиться в отделы жилищных субсидий.

Если получатель субсидии не оплачивает взнос на капитальный ремонт в течение двух месяцев, то выплата приостанавливается до момента полного погашения долга. (ст. 159 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 14.12.

2005 г. № 761, постановление Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. № 710-ПП)

Доплаты льготникам и получателям субсидий за оплату взноса за капитальный ремонт будут осуществляться из бюджета города Москвы. Уточнить перечень и объемы предоставляемых льгот и субсидий на оплату жилищных услуг, а также условия их предоставления можно в Городском центре жилищных субсидий по телефону «горячей линии»: (495) 530-20-81 или на сайте: www.subsident.ru

Субсидия на оплату коммунальных услуг: сколько платят, кто имеет право, как получить

Оплата услуг ЖКХ — больная тема. На кухнях, лавочках перед домом и в интернете все активно обсуждают размер коммунальных платежей, их рост и жадность управляющих компаний, которые ежегодно повышают цены. Однако мало кто обсуждает способы сэкономить на этом.

Даём новую тему для размышлений, обсуждений и руководство к действию — субсидия на оплату ЖКУ. Государство возвращает до 100% от расходов на оплату квитанций за квартиру. Редакция «Выберу.ру» расскажет, кому полагается субсидия на оплату ЖКХ и как её оформить.

 

Могут ли лишить субсидии за долги по капитальному ремонту?Как посчитать субсидию на оплату ЖКХ. yandex.ru

Основные вопросы статьи:

  1. Кому полагается субсидия: как рассчитать критерий нуждаемости и кого учитывать в составе семьи. 
  2. Кому не дадут субсидию, даже если человек в ней нуждается.
  3. Дают или нет субсидию арендаторам.
  4. Какие документы надо собрать на получение субсидии.
  5. Какова формула для расчёта субсидии.
  6. Куда подавать документы на получение субсидии. 
  7. Что делать с продлением субсидии во время карантина по коронавирусу.

Что такое субсидия на оплату ЖКХ

Субсидия — возврат части потраченных на оплату коммунальных услуг средств. Выглядит это так: собственник жилья оплачивает квитанции, а государство перечисляет ему на карточку часть потраченных на это средств.

Субсидия полагается тем, кто тратит на ЖКХ больше определённой законом нормы. Выплаты определяет федеральный закон — он обязателен для исполнения всеми субъектами Российской Федерации. То есть, субсидию платят везде.

Однако местные власти устанавливают свои правила и критерии назначения субсидии. Занимается этим отдел жилищных субсидий или, если называть его полностью, Городской центр жилищных субсидий (ГЦЖС). Впрочем, в некоторых регионах может быть другой уполномоченный орган.

Например, Министерство социального развития.

Могут ли лишить субсидии за долги по капитальному ремонту?Закон федеральный, но местные власти могут внести коррективы. yandex.ua

Не надо путать субсидию и льготу. Льгота — постоянная скидка на оплату коммунальных услуг, которая назначается по определённому критерию. Например, чернобыльцу или ветерану Великой отечественной войны.

Субсидия — возмещение части потраченных средств за счёт бюджета. Это временная выплата, право на которую надо подтверждать каждые 6 месяцев. 

Кому полагается субсидия на оплату ЖКХ

На субсидию может претендовать любой житель России, если его расходы на оплату коммунальных услуг превышают установленную в регионе норму.

Также субсидию выплачивают иностранцам, если право на неё прописано в международных договорах. Например, белорусам и киргизам. Оформить субсидию может не только собственник, но и наниматель жилого помещения. 

В ч. 2 ст 159 Жилищного кодекса РФ сказано, что право на субсидию имеют:

  • пользователи государственных и муниципальных жилых помещений;
  • наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
  • члены жилищных кооперативов;
  • собственники жилых помещений.

Однако на деле всё гораздо сложнее: есть спорные моменты, исключения и бюрократия на местах.

Как определить: дадут или нет субсидию на оплату ЖКХ?

Подробнее остановимся на каждом моменте, который будут рассматривать власти при назначении субсидии.

При назначении субсидии учитывается доля расходов на оплату ЖКУ. То есть, власти смотрят, сколько процентов от всех заработанных и полученных денег было потрачено на оплату квитанций. На федеральном уровне закреплён максимум — 22%, но в регионах она может быть ниже. 

Например, в Москве предельная доля расходов на оплату ЖКУ — 10%. В Санкт-Петербурге — 14%, в Кирове — 15%. Расчёт ведётся от совокупного дохода семьи. 

Могут ли лишить субсидии за долги по капитальному ремонту?Для расчёта надо брать совокупный доход семьи. howmade.ru

Например, семья из двух человек в Кирове. Оба работают. Муж получает 25 000, жена — 15 000. Совокупный доход семьи 40 000. Дополнительного дохода нет. На оплату квартиры тратят 6000 рублей. Это составляет 15%. Напомним, что в Кирове допустимая доля собственных расходов на оплату ЖКУ — 15%. Значит, семья из нашего примера имеет право на субсидию.

Итак, чтобы понять, есть право на субсидию или нет, надо:

  1. Взять весь доход семьи за месяц и сложить его.
  2. Посмотреть, сколько денег было потрачено на оплату коммунальных услуг.
  3. Вычислить, сколько процентов составляют расходы на ЖКУ от совокупного дохода.

Доход семьи, учитывающийся при расчёте нуждаемости

С определением совокупного дохода семьи не всё так просто, как из нашего примера, поскольку учитывается не только зарплата. Во внимание будет приниматься абсолютно весь доход семьи с учётом социальных выплат, пенсии, алиментов.

Капремонт включает обратный отсчет

В Минздраве не согласились с прогнозом роста заболеваемости ракомВ ПНИ №10 вылечились от коронавируса 70 человекТеатр Эстрады запустил акцию поддержки медицинских работниковЧто видно через черный дым Святого ГеоргияДождь провоцирует ДТП.

На Свердловской «Ауди» оседлала «Фольксваген»Путин наградил Шойгу на юбилей орденом с мечамиTurkish Airlines возобновляет полеты с 10 июняВ Финляндии собак тренируют выявлять коронавирусЧемпионат мира по плаванию на короткой воде перенесен на годКоронавирус в Петербурге, стране и мире.

Главное за 21 маяВ Совфеде предложили закрепить в законодательстве понятие самоизоляцииКоличество заболевших коронавирусом в мире превысило пять миллионовВНИИ труда назвал сферы, где вырастет число вакансий на удалёнкеМедики прогнозируют всплеск смертности из-за онкологииНотариусы отметили рост числа брачных договоров в период самоизоляцииСредь бела дня в Петербурге видели бобра – в не похожем на город местеГлава Минздрава Северной Осетии заболел коронавирусомПредыдущие новостиАрхив материалов

Плата за капитальный ремонт домов увеличивается с 4-5 рублей за квадратный метр сразу до 8-9 рублей. Бюджет начинает самоустраняться от общей собственности горожан.

Михаил Огнев/»Фонтанка.ру»/Архив

Сезон поствыборного повышения тарифов в Петербурге в самом разгаре, и транспортный блок Смольного с 60 рублями за проезд может немного передохнуть: на подиуме главных объектов социального возмущения его готовится сменить жилищный. Взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов Смольный хочет поднять почти вдвое.

Собеседники «Фонтанки» в фонде капремонта говорят, что деваться некуда, так как с начала его работы недоремонт по всем видам уже составляет около 3,5 тысяч объектов — это больше, чем годовой план. Но и бюджет помогать не хочет — свое участие в процессе он тоже сокращает примерно в 2 раза.

Проект постановления опубликован на сайте Смольного вечером 8 ноября. Больше всего, как и раньше, заплатят жители дореволюционных домов и тех, что были возведены после 1980-го и имеют наружные многослойные и оштукатуренные ограждающие конструкции: в зависимости от наличия или отсутствия лифта, ставка составляет 8,5 или 9 рублей.

Наименьшие взносы приготовлены для жителей кирпичных домов 1970-х и 1980-х: 8 или 8,5 рублей. За панельки того же периода надо будет платить 8,2 или 8,7 рубля, за дома после 1980 года с вентилируемыми фасадами — 8,25 и 8,75 рубля. Кирпичные хрущевки  обойдутся в 8,12 и 8,62 рубля, панельные — в  8,3 и 8,8.

8,34 и 8,84 — это ставки для сталинок постройки 1931–1956 гг., конструктивистских домов 1918–1930 гг. и «немецких» постройки 1945–1948 гг.».

Ситуация с фондом капремонта в общем повторяет коллизию с тарифами на проезд в общественном транспорте.

Есть региональная программа до 2039 года и годовой ремонтный план (в случае с перевозчиками — объем необходимой транспортной работы), который финансируется из двух источников: взносы с населения (соответственно, оплата в автобусе или метро) и субсидия.

Как нам не устают сообщать власти, коэффициент покрытия для транспортников — то есть доля бюджета в покрытии их затрат — перевалил за 40%, этим объясняют необходимость повышать цену за проезд.

В капремонте ситуация в этом смысле аналогичная.

Согласно отчетности фонда, более или менее заметную роль в исполнении плана взносы горожан стали играть с 2016 года, когда от них получили 3,3 млрд рублей при 5,1 млрд субсидии; на следующий год стороны практически выровнялись — примерно по 6 млрд рублей из бюджета и за счет взносов.

Говоря о 2019 годе, фонд отчитывается, что из казны в этом году получено 4,3 млрд рублей; общий объем работ на 2019-й оценивается примерно в 9,8 млрд, если включить сюда дома со спецсчетами, где конкурсы объявляет не фонд, а жилищные агентства.

Летом жилком в ходе нулевых чтений бюджета 2020 года просил увеличить субсидию фонду капремонта на 4,4 млрд рублей, то есть вдвое. Цифра фантастическая, но и само мероприятие традиционно проходит по девизом «за спрос денег не берут».

Аргументируя заявку, председатель комитета Виктор Борщев отмечал, что такая сумма требуется на проведение работ в 467 домах — раньше включить их в планы не позволял дефицит средств.

Уже тогда финансовый блок, чья работа — жадничать, засомневался, что эту проблему надо решать за счет казны. При этом он в очередной раз упирал на то, что в Петербурге одни из самых низких взносов в стране, 4—5 рублей за метр. В Москве, к примеру, — 18,19 руб., в Ленобласти — 7,2.

Читайте также:  Установленный минимальный размер оплаты труда

Жилком отвечал, что не готов самостоятельно двигать московскую модель и инициировать какой-то радикальный рост ставок, только в пределах рубля.  

Два месяца и одни губернаторские выборы спустя все изменилось: на сайте Смольного появился проект постановления, согласно которому взносы в 2020-м вырастут на 2 рубля, или на 40–49% в зависимости от типа дома.

Жителей дореволюционных домов с лифтами призвали готовиться к 6,5–7 рублям, в зависимости от наличия лифта, хрущевок — к 6,3–6,8 рубля. Кирпичные новостройки попадали в диапазон 6,06–6,56 рубля за квадрат.

Теперь и эти цифры за счастье.

Похоже, бюджет, который в значительной мере наполняют опять же горожане, умывает руки. В проекте на ближайшие три года просматривается подобие обратного отсчета — 3 млрд, 2 млрд, 1 млрд. 0 тоже не за горами. «Здесь у нас логика такая же, какой мы придерживались в предыдущие годы, — говорил ранее глава комитета финансов Алексей Корабельников.

— У нас увеличиваются взносы жителей за капитальный ремонт; соответственно, мы снижаем субсидии для того, чтобы в определенной перспективе выйти на отсутствие субсидий и полное обеспечение работ как раз за счет платежей собственников жилых помещений.

Эта логика закладывалась изначально, но для того, чтобы поддержать фонд на первом этапе, предусматривались субсидии, а в перспективе от них надо отходить».

Взносы и правда периодически повышались, но для того, чтобы минимальный размер вырос с 2 рублей за квадратный метр до 4, потребовалось 5 лет; теперь же двукратный скачок планируется сделать одномоментно.

Если предположить, что собираемость взносов не изменится, выходит, что в следующем году горожане заплатят около 8,5 млрд рублей, а общий объем финансирования в этом случае составит 11,5 млрд. Однако уже сейчас фонд сталкивается с проблемой неплатежей. На начало 2019 года петербуржцы задолжали 1,3 млрд рублей.

Часть этих долгов — мертвый груз, по которым уже и сроки давности вышли. Тем не менее фонд в 2019 году пытается взыскать все, что можно и нельзя, подавая заявления на выдачу fontanka.ru/2019/07/22/106//   судебных приказов. Всего подготовлено уже около 60 тысяч.

Кто-то их спокойно оспаривает, кто-то платит — в итоге на данный момент таким образом добрали 200 млн рублей.

До конца года предполагается взыскать еще 100 млн, однако двукратный рост ставок может привести к резкому увеличению неплатежей, в особенности среди жителей новостроек, которые платят по высшей ставке, но даже не видят себя в региональной программе, так как ремонт их домам потребуется еще не скоро.

Такой же реакции можно было бы ожидать со стороны жителей исторической части города. «Фонтанка» неоднократно писала об их претензиях к качеству работы подрядчиков фонда на сложных фасадах. Последняя история касается Дома Агафонова на Каменноостровском. Однако повышение взносов происходит одновременно с подключением к вопросу КГИОП.

В 2020 году комитет получит 185 млн рублей на разработку 60 проектов для реставрации исторических фасадов высших категорий сложности. Предполагается, что полный список зданий включит в себя 255 адресов, и с 2021 года на них будут выделять по 2 млрд ежегодно.

Источником средств виртуально назван туристический сбор, однако проследить путь конкретного доллара из кармана туриста до исторического фасада невозможно.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

© Фонтанка.Ру

Рассылка «Фонтанки»: главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Могут ли лишить субсидии за долги по капитальному ремонту?Самое главное, что с жильцов всех домов собирают одинаковую сумму за 1м2 жилой площади. И жильцы нормального дома недавней постройки, и жильцы полусгнившего дома платят одинаково. И жильцы пятиэтажек, где нет лифтов, и жильцы многоэтажек, где лифты надо менять, тоже платят за этот капремонт одинаково. Где справедливость? Жильцы нормальных домов без лифтов доплачивают за капремонт жильцам многоэтажек с лифтами, а также жильцам трущоб, потому что все деньги этого фонда собираются в общий котелМогут ли лишить субсидии за долги по капитальному ремонту?Виктор Протонов12 Янв 2020 в 21:29Увеличили с 1-го января 2020 года в два раза платеж в ФКР, хотя весь 2019 год администрация вновь испеченного губернатора жаловалась, что не успевают осваивать собранные с населения деньги на капремонт. Напрашивается вопрос господину губернатору СПб: он вообще в курсе, что людям заработную плату не повышают уже лет пять-шесть (у некоторых вообще наоборот снижается з/плата), при этом цены на товары первой необходимости растут не по дням, а по часам. Ещё одно большое счастье, которое презентовало администрация вновь испеченного губернатора — рост цен на проезд в общественном транспорте. Да ещё на сколько повысили сразу — на десять рублей. Конечно, следуя на служебных автомобилях, губернатор не задумывается о населении, которое, к сожалению, в некоторых случаях, живет бедно и платить такие деньги не может. А может найти деньги в других местах? Может посмотреть на з/платы чиновников администраций от автобусных и трол. парков до администраций районов и города. Короче, опять народ крайний..Могут ли лишить субсидии за долги по капитальному ремонту?iphonedimona09 Ноя 2019 в 14:59«70% домов России изношены»: в Счетной палате раскритиковали программу капремонта В своем докладе счетная палата Российской Федерации перечислила основные проблемы исполнения программы по капитальному ремонту в регионах. Начиная с 2014 г. в России ни один регион не справился с поставленным планом, заявляют аудиторы. Также согласно данным Росстата и Минстроя, объем жилого фонда, имеющего износ от 66 до 70%, только увеличивается. 64% населения страны проживает в домах, которые подлежат ремонту и включены в программу.

Россия стремительно трещит по швам, уходит под землю и разваливается. Миллионы квадратных метров ветхого и аварийного жилья просто топят нашу страну в разрухе, а жизнь людей делают невыносимой. Сверхдержава в руинах.

читать все комментариидобавить комментарий

Вс рф: субсидия на оплату жкх может быть назначена и должникам, если причины долга заслуживают внимания

Могут ли лишить субсидии за долги по капитальному ремонту?

Отказ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из-за имеющихся долгов по оплате ЖКХ возможен только после изучения причин, по которым образовалась эта задолженность, и если эти причины не являются уважительными (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 августа 2018 г. № 48-КГ18-14).

  • К такому выводу пришел ВС РФ, разбирая спор между челябинским управлением соцзащиты и хозяйкой однокомнатной квартиры: дама обратилась в собес за назначением ей субсидии на оплату жилья и ЖКХ, но получила отказ из-за «висевшего» на ней долга по ОДН и установке общедомового счетчика холодной воды.
  • Дама объяснила, что спорная сумма начислена ей незаконно, вопреки нормам Жилищного кодекса, она с этим «долгом» категорически не согласна и оплачивать его, разумеется, не собирается.
  • На управление соцзащиты это не произвело никакого впечатления, и тогда дама обжаловала отказ в суде.
  • Районный, а затем и областной суды встали на сторону собеса:

Дополнительно областной суд коснулся обстоятельств начисления спорной задолженности, и даже пришел к выводу, что спорный платеж начислен верно и согласуется с нормами ЖК РФ, да и в суд с оспариванием этого долга истица не обращалась. А значит, задолженность возникла у истца в связи с несогласием оплачивать долг, а не по каким-либо иным причинам.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ посмотрела на дело иначе:

  • субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг является мерой социальной поддержки граждан, ведь Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Региональные субсидии в Челябинской области также установлены в целях соцподдержки отдельных категорий малоимущих граждан при проведении реформы ЖКХ (постановление Правительства Челябинской области от 12 апреля 2006 г. № 61-П);
  • субсидия предоставляется, если жилищно-коммунальные расходы граждан, рассчитанные с применением региональных стандартов жилплощади и стоимости ЖКУ, превышают максимально допустимый порог расходов в совокупном доходе семьи (п. 1 ст. 159 ЖК РФ);
  • Порядок определения размера субсидий, их предоставления, условия приостановки и прекращения предоставления и т. п. устанавливаются Правительством РФ (п. 7 ст. 159 ЖК РФ). В региональном челябинском нормативном акте о субсидиях указано, что субсидии предоставляются в порядке и на условиях, определенных федеральным Порядком;
  • этим Порядком предусмотрено (п. 56 Правил), что предоставление субсидий может быть приостановлено при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилье или ЖКУ в течение 2 месяцев или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности;
  • но при этом субсидии сначала всего лишь приостанавливают на месяц (п. 57 Правил), с обязательной целью выяснить, каковы причины возникновения (непогашения) указанной задолженности. И если выяснится, что долги появились по причинам уважительным (стационарное лечение, смерть близких, задержка зарплаты и другие), то предоставление субсидий должно быть возобновлено (п. 58 Правил);
  • следовательно, решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии допускается только в случае, если им будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилья и комуслуг. А если эти долги образовались по уважительным причинам, то отказать гражданину в предоставлении субсидии нельзя. Потому что действующее правовое регулирование отношений по предоставлению субсидий на оплату ЖКХ, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом. И само по себе наличие у гражданина «коммунального» долга не может служить безусловным основанием для приостановления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении;
  • указанная правовая позиция изложена также в п. 47 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»;
  • из материалов дела следует, что сам челябинский собес причины задолженности не выяснял, их уважительность не устанавливал,
  • а значит, и у суда не было основания для выводов о том, что у собеса были основания отказать в назначении субсидии.

Дополнительно Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отмела довод апелляционной инстанции о том, что спорный долг возник в связи с несогласием оплачивать водоснабжение на ОДН и установку общедомового счетчика, а не по каким-либо иным причинам: по мнению ВС РФ, довод сделан без установления и исследования обстоятельств, имеющих значение для дела.

Документы по теме:

Верховный суд: долги за ЖКХ не повод отменять льготы

Верховный суд РФ вступился за права социально незащищенных категорий граждан на получение льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт: суд рассмотрел спор инвалида II группы с чиновниками Смоленской области, которые из-за долга всего в 825 рублей лишили ее дотации.

Читайте также:  Может ли сын прописать гражданскую жену и своего ребенка без согласия родителей?

ВС подчеркнул, что программа помощи определенным категориям граждан является федеральной, поэтому местные законы по ограничению в выплате компенсаций не являются главными.

Высшая инстанция также призвала суды более человечно относиться к жильцам, имеющим долги за ЖКХ, и изучать причины, по которым они не платят по счетам. Сама по себе задолженность не может являться основанием для лишения гражданина социальной поддержки, указывает ВС РФ.

Суть дела

Жительнице Смоленской области предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и частично — на капитальный ремонт.

Женщина исправно оплачивала все счета, но отказывалась вносить плату за четыре месяца на капитальный ремонт по принципиальным соображениям.

Из-за этой задолженности местные власти вовсе лишили инвалида II группы компенсации.

Заявительница сочла эти решения незаконными, но поддержки в Ярцевском городском суде, а позднее и в Смоленском областном суде она не нашла.

Отказывая истице в удовлетворении иска, суд в том числе сослался на региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, согласно которому задолженность по оплате ЖКХ уже за два месяца является основанием для прекращения выплаты льготы. У истицы же была пропущена оплата за четыре месяца, значит, чиновники лишили ее компенсаций правомерно, посчитал суд.

  • Он также указал, что раз гражданин не выполняет своих платежных обязательств, то у него отсутствуют соответствующие расходы, значит и компенсировать ему нечего.
  • Позиция ВС
  • Верховный суд подчеркнул, что право определённых категорий граждан, в том числе инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами.
  • Порядок и условия компенсации расходов имеют целевое назначение — уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.
  • По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату ЖКХ предоставляются при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт, а наличие долгов может являться основанием для приостановления или прекращения предоставления льготы, признает ВС РФ.
  • Однако, как указано в пункте 47 постановления пленума Верховного суда от 27 июня 2017 года No 22, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

«Суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении», — говорится в постановлении.

ВС отмечает, что при наличии уважительных причин отсутствия оплаты ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

К таким причинам могут быть отнесены невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др., поясняет ВС.

Нормами смоленского законодательства установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты компенсаций, к которым относится и наличие долгов по оплате коммунальных услуг в течение двух месяцев, а также отсутствие мер по погашению задолженности в течение месяца после приостановки перечисления средств. Если же собственник перестал платить за ЖКХ по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.

Однако приведённый в местном законе перечень уважительных причин исчерпывающим не является, указывает ВС РФ.

Между тем судебные инстанции, решавшие спор по иску инвалида II группы, не учли взаимосвязь регионального и федерального законодательства, которые касаются этого вопроса.

Выводы судебных инстанций сделаны без учёта фактических обстоятельств дела и выяснения причин образования задолженности. Суды даже не стали устанавливать достоверный период образования долга, удивилась высшая инстанция.

Из материалов дела следует, что в течение более полутора лет инвалид оплачивала коммунальные услуги в полном объёме. Женщина столкнулась с трудностями лишь при оплате взносов за капитальный ремонт: региональный оператор составил договор таким образом, что из него вытекала обязанность оплатить эти взносы за уже прошедшие четыре месяца.

Жительница с таким подходом не согласилась и заключать договор не стала, а компании отправила претензию, на которую та так и не ответила. Но при получении первой же квитанции взносы на капремонт заявительница перечислила.

А по оплате предшествующего до рассылки квитанций периода между жительницей и региональным оператором до сих пор имеется судебный спор.

  1. То есть задолженность в 825 рублей у жительницы образовалась по уважительным причинам, к тому же суду следовало учесть состояние здоровья истицы и тот факт, что впоследствии она регулярно и вовремя вносила оплату, отмечает ВС.
  2. Таким образом, у департамента Смоленской области по социальному развитию отсутствовали правовые основания для отказа инвалиду в предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт,отмечает ВС РФ.
  3. Высшая инстанция сочла возможным не только отменить все состоявшиеся по делу решения, но и принять новое: об удовлетворении исковых требований, о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию и о возложении на чиновников обязанности возобновить выплату инвалиду II группы, включая период, на который ее необоснованно лишили льготы.
  4. Неформальный подход

«Я поддерживаю позицию ВС РФ. Считаю её оптимальной и правильной в ситуации, которая разбиралась. Законодательство не терпит формального подхода к разрешению спорных ситуаций, ведь за этими ситуациями стоят люди, их реальные беды и реальные ситуации», — отмечает член Ассоциации юристов России Александр Самарин.

  • На его взгляд, суды нижестоящих инстанций не стали вникать в саму суть проблемы и не устанавливали причину неоплаты, хотя ВС РФ указывал неоднократно на то, что такой подход недопустим.
  • Он напомнил пункт постановления Пленума Верховного суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», в котором ВС указывает, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
  • Как видно из определения Верховного суда РФ, суды нижестоящих инстанций неполно рассмотрели дело, что, в свою очередь, привело к нарушению прав получателя субсидии.

«И такое, к сожалению, не редкость. Вызвано это как загруженностью суда, так и формальным подходом к рассмотрению споров.

Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ, капитального ремонта.

Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт, в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить почему задолженность за ЖКУ образовалась.

  1. В перспективе это поможет получателям субсидии отстоять своё право на получение компенсации за ЖКУ и не допустить формального рассмотрения своего спора с органом, выплачивающим данную субсидию», — подчеркивает Самарин.
  2. Кроме того, на его взгляд, по мере накопления судебной практики, увеличения оспаривания отказов в выплате субсидии, возможно уже на этапе решения социальными органами наличия оснований для выплаты субсидий, чиновники будут самостоятельно учитывать причину возникновения задолженности, что приведет к уменьшению нагрузки на суды за счет снижения числа споров.
  3. Также, возможно, последуют изменения в региональном законодательстве с целью определения какие случаи являются уважительными в качестве основания образования долгов за ЖКУ и в методике определения уважительности причин неоплаты за ЖКУ, выразил надежду член АЮР.
  4. Алиса Фокс

Верховный суд РФ: долги инвалидов за ЖКХ – не повод для отмены льгот

facebook.com/supcourt/

Верховный суд Российской Федерации вступился за права людей с инвалидностью при получении ими льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт, сообщает РАПСИ. В определении ВС РФ указано, что программа помощи инвалидам является федеральной и региональные власти не могут лишать их дотационных выплат без уважительной причины.

Поводом для решения Верховного суда стал спор женщины-инвалида из Смоленска с местными чиновниками из-за ее долга по уплате взносов на капитальный ремонт.

Женщина исправно оплачивала все счета за услуги ЖКХ, но из принципиальных соображений отказалась вносить плату за четыре месяца на капитальный ремонт.

Из-за этой задолженности региональные власти лишили ее дотационных выплат на оплату коммунальных услуг.

Женщина обратилась в суд с требованием отменить решение местных властей о лишении ее льгот, однако в Ярцевском городском суде, а позднее и в Смоленском областном суде поддержки она не нашла. В судах ссылались на региональный закон о мерах социальной поддержки инвалидов, согласно которому задолженность по оплате ЖКХ за два месяца является основанием для лишения льгот.

Высшая судебная инстанция заняла иную позицию.

ВС РФ указал на то, что право людей с инвалидностью на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено не региональными властями, а федеральными законами. При этом ВС сослался на п.

47 постановления пленума Верховного суда №22 от 27.06.2017, где сказано, что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

«Суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении», – говорится в постановлении Верховного суда.

В своем определении Верховный суд отметил, что при наличии уважительных причин при отсутствии оплаты за услуги ЖКХ в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано. Если же собственник перестал платить за коммунальные услуги по уважительным причинам, то выплата компенсации возобновляется.

По мнению экспертов, решение Верховного суда позволит предотвратить ситуации, когда суды принимают решение по формальным причинам без учета реальных проблем конкретных людей и жизненных ситуаций, в которых они оказываются. «Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ, капитального ремонта.

Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт, в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить, почему задолженность за ЖКУ образовалась», – отметил член Ассоциации юристов России Александр Самарин.

Читайте также:  Обязательная доля ребенка в наследстве при завещании

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос: Я получаю компенсацию 1900 руб. как сельский педагог. Имеют ли право прекратить мне выплату компенсации, если у меня появился долг за свет?

Ответ: В соответствии со статьями 153 и 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане обязаны ежемесячно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Статьей 160 ЖК РФ предусмотрено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Аналогичные условия предоставления компенсации педагогическим работникам предусмотрены Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (далее – компенсация), утвержденных постановлением Администрации края от 30.03.2017 № 103 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 27 Правил наличие задолженности по оплате жилого помещения, отопления или освещения является основанием для приостановления выплаты компенсации.

Выплата компенсации возобновляется после полного погашения задолженности либо заключения соглашений по ее погашению с организациями-поставщиками услуг.

Вопрос: Добрый день! В квитанциях, получаемых мною из почтового отделения, указывается общая сумма компенсации. Как узнать, сколько мне предоставлена компенсация по конкретным услугам: газ, вода и т.д.?

Ответ: Органами социальной защиты населения компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг льготополучателям выплачивается единой суммой.

Предоставление информации о размере компенсации в разрезе услуг законодательством не предусмотрено.

При этом льготополучатель в индивидуальном порядке может получить информацию о размере компенсации по каждой услуге в управлении социальной защиты населения.

За данной информацией льготополучатели могут обращаться либо лично в управление социальной защиты населения по месту жительства, либо по телефону управления. При обращении по телефону необходимо сообщить свои паспортные данные.

Вопрос: Я являюсь ветераном труда, зарегистрирована по месту жительства у дочери в Мамонтовском районе, но фактически проживаю в Заринском районе.

Обратилась в управление социальной защиты населения по Заринскому району за назначением компенсации на твердое топливо, электроснабжение, но мне было отказано. Объяснили, что по месту фактического проживания компенсация не предоставляется.

Объясните, правомерен ли отказ? Я же в Заринском районе оплачиваю электроэнергию, купила топливо.

Ответ:

Официальный сайт Городской Управы города Калуги

Специалисты управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги ответят на главный вопрос, волнующий калужан: надо ли платить взносы на капремонт?

– В чём суть программы капремонта?

– Напомним, всё началось с изменений, внесённых в Жилищный кодекс в конце 2012 года. Отредактированный кодекс предусматривает, что с 2014 года собственники помещений не просто вправе делать капитальный ремонт своего имущества, а обязаны проводить эти работы. Причём на собственные деньги.

Деньги же должны быть собраны путём обязательных ежемесячных взносов. В России появились так называемые региональные фонды капремонта.

До 11 июля 2014 года у владельцев квартир было право выбора – доверить свои деньги фонду, который выстроит дома в очередь на ремонт, либо собрать деньги на счёте своего дома и сделать ремонт тогда, когда захочется жильцам (конечно, при условии, что на это будет хватать собранных средств).

Из 3700 многоквартирных домов Калуги лишь около 10% решили проводить ремонт самостоятельно. Все остальные дома автоматически передадут в ведение созданного правительством области регионального фонда капитального ремонта.

Именно он будет собирать взносы и проводить ремонт. Ремонт же состоится в соответствии с региональной программой капремонта. Дома в этой программе выстроены в очередь, которая растянулась на 30 лет.

Первыми в очереди, естественно, оказались самые старые дома Калуги. Последними – новостройки.

– Какой в Калуге взнос на капитальный ремонт?

– Минимальный размер взноса на капремонт утверждён приказом областного управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.

В 2014 году он составлял 6 рублей 11 копеек без лифта и 6 рублей 95 копеек с лифтом с квадратного метра площади квартиры в месяц.

То есть при площади квартиры в 50 квадратных метров её владелец в многоквартирном доме без лифта будет ежемесячно платить около 305 рублей, владелец квартиры с лифтом заплатит около 347 рублей и т. д.

– Есть ли способ не платить взносы?

– Взносы не платят жильцы аварийных домов. Если жильцы решат собирать средства на счёте дома, у них появится право сделать ремонт в любое удобное им время.

– Что будет с теми, кто не платит?

– В региональном фонде капремонта говорят, что с должниками будут поступать по отработанной другими коммунальными организациями схеме – сначала присылать им уведомления, а затем подавать на них в суд.

Кстати, по закону на сумму долга ежемесячно будут начисляться ещё и проценты. Впрочем, выселение должникам не грозит. Это не та задолженность, за которую неплательщика могут лишить жилья.

А вот описать имущество должника судебные приставы могут вполне.

– Можно ли оформить субсидию на взнос на капремонт?

– Да, такая возможность предусмотрена. Взнос считается платой за услуги ЖКХ.

Поэтому, если с его появлением ваша плата за эти услуги превысит стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на услуги ЖКХ, вы будете вправе обратиться за субсидией.

В Калужской области этот стандарт сегодня составляет 19% от совокупного дохода семьи. Напомним, плата за жилищно-коммунальные услуги – это плата за содержание жилого фонда, отопление, горячее и холодное водоснабжение, электричество и газ.

– Что будет, если жильцы платили взносы на ремонт, а затем их дом признают аварийным?

– Если дом признают аварийным, деньги собственникам вернут.

Красноярцы могут лишиться субсидий из-за неуплаты взносов на капремонт

С сентября красноярских должников по взносам за капитальный ремонт могут начать лишать субсидий и льгот на оплату услуг ЖКХ.

Отметим, что субсидии на оплату услуг ЖКХ получают малообеспеченные граждане, а льготы — ветераны войны и труда, многодетные семьи, инвалиды. Первая категория в крае насчитывает 92 тыс. человек, вторая — около 685 тыс. человек, но при этом не все они проживают в многоквартирных домах, не являющихся муниципальным жилым фондом.

Материалы по теме

В сфере ЖКХ красноярцев больше всего волнует капремонт

Такая мера стимулирования погашения долгов действует в отношении неплательщиков и по «классическим» видам услуг ЖКХ. Распространение ее на должников по оплате взносов за капремонт обсуждалось с момента введения новой услуги, однако до 1 июля в Красноярском крае действовал специальный мораторий, запрещающий приостанавливать выплаты социальных льгот и субсидий неплательщикам за капремонт.

«Был мораторий до 1 июля — в связи с обкаткой системы, в связи с различными рисками. С июля мораторий закончился. Если кто-то не платит в течение двух месяцев, в сентябре уже начнут отменять субсидии», — рассказал пресс-секретарь Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вячеслав Чанчиков.

В министерстве социальной политики Красноярского края добавили, что всех неплательщиков будут заранее уведомлять о необходимости оплаты взносов и о грозящей им ответственности.

При этом если должник сумеет документально подтвердить, что у него была уважительная причина не платить за капитальный ремонт, он продолжит получать субсидию.

Кроме того, Региональный фонд капитального ремонта предлагает красноярцам, у которых накопилась большая сумма долга, заключить договор реструктуризации — долг будет распределен для оплаты частями в течение шести месяцев, при этом должнику не грозит лишение субсидий.

Добавим, что в соседнем Новосибирске Фонд модернизации ЖКХ недавно приступил к взысканию долгов за капитальный ремонт через суд. В Красноярском крае такая практика пока широко не применяется.

«Сейчас обкатывается судебная практика. Еще весной в Ачинске у нас был один суд: человек отказывался платить, и суд ему объяснил, что платить надо, что это федеральное законодательство», — сообщил Вячеслав Чанчиков.

По данным сайта «Реформа ЖКХ», собираемость взносов на капремонт в Красноярском крае находится на уровне 66%. В 2015 году запланировано отремонтировать 142 многоквартирных дома, работы на них в настоящее время ведутся.

Поделиться 0

Лишать льгот из-за долгов по ЖКХ запретил Верховный суд, призвав к человечности | Милосердие.ru

Верховный суд России защитил права социально незащищенных категорий граждан на получение льгот по оплате коммунальных услуг и взносов за капремонт при наличии долгов по ЖКХ, возникших по уважительным причинам. Поводом стало рассмотрение спора женщины-инвалида с чиновниками, лишившими ее дотаций из-за задолженности в 825 рублей.

«Высшая инстанция также призвала суды более человечно относиться к жильцам, имеющим долги за ЖКХ, и изучать причины, по которым они не платят по счетам. Сама по себе задолженность не может являться основанием для лишения гражданина социальной поддержки», — заявили в ВС РФ.

Как сообщил официальный сайт Верховного суда, жительница Смоленска получала компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и частично — на капитальный ремонт.

При этом при составлении договора с нее потребовали задним числом оплатить взносы на капремонт за четыре месяца. Сделать это она отказалась, начав уплату с даты заключения договора. Из-за этого местные власти лишили ее компенсации.

Суды низших инстанций подтвердили их решения, ссылаясь на местное законодательство.

Между тем, право ряда категорий льготников, включая инвалидов, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установлено не региональными властями, а федеральными законами, подчеркнули в Верховном суде. И хотя по общему правилу льготы предоставляются при отсутствии долгов, сама по себе задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

«Суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении», — говорится в постановлении ВС РФ.

Среди уважительных причин, при наличии которых в мерах соцподдержки отказывать нельзя, там упомянуты: невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение жильца и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, болезнь, нахождение на стационарном лечении собственника или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.

«Данное определение полезно в первую очередь получателями субсидий на оплату ЖКХ, капитального ремонта.

Теперь при наличии уважительных причин, по которым образовалась задолженность за жилищно-коммунальные услуги или капитальный ремонт, в суде можно ссылаться на данное определение для того, чтобы напомнить суду, что нужно не просто учесть наличие задолженности, но и выяснить почему задолженность за ЖКУ образовалась», — пояснил член Ассоциации юристов России Александр Самарин.

Ссылка на основную публикацию