Тахограф: что это, принцип работы, виды, применение и штрафы

«Гладко было на бумаге…», — эту слегка видоизмененную фразу Л.Н. Толстого уже давно считают пословицей. Отнести ее можно и к случаям установки тахографов. Изначально благое намерение контролировать рабочий график водителей, чтобы избежать аварий, связанных с переутомлением, при внедрении обросло массой юридических сложностей.

Кто должен ставит тахограф в России, кого оштрафуют за отсутствие прибора, соответствует ли установленное устройство нормам – эти и другие вопросы подробно разберем в данном материале.

Что такое тахограф и для чего нужен?

Тахограф – это прибор, измеряющий ряд параметров автомобиля, конечным результатом чего является хронология рабочего дня водителя: сколько времени он был в пути, на какой скорости передвигался, пройденное расстояние, сколько отдыхал, краткосрочные перерывы, безостановочные отрезки пути и т.п.

На основании полученных данных соответствующие органы могут предъявить нарушение трудового законодательства. Но в данном контексте нам интересна сама необходимость установки тахографа, и, соответственно, наказания за отсутствие прибора.

Далее на фото показано как выглядит тахограф:

Тахограф: что это, принцип работы, виды, применение и штрафы

Закон о тахографах для грузовиков

Начнем с юридических аспектов. «Закон» тут следует взять в кавычки, т.к. кроме действительно норм законов (например, положений КоАП РФ о штрафах за отсутствие тахографа), большинство понятий прописано в Приказе №36 Минтранса, вернее в Приложении № 2 к нему.

С одной стороны, есть документ, в котором указано кому нужно иметь прибор во время движения, и вроде бы не имеет большого значения закон это, распоряжение, приказ или любая другая правовая форма. Но с другой, и это как раз нередко приводит к путанице, изменить федеральный закон долго и трудоемко, а поменять нормы приказа (выпустить новый) – дело нескольких дней, если не часов.

Именно смена норм вышеуказанного приказа и приводит к порождению слухов, мифов, путаниц.

Сплетни, слухи и реальность

Рассмотрим вопросы, чаще других возникающие у читателей по следам различных публикаций в СМИ:

  1. «Тахографы отменили». Попадается и такая информация, однако здесь можно однозначно сказать – это ложь. Изменились типы машин, скорректирован ряд иных положений, но тахограф как инструмент (и повод для штрафа за его отсутствие) никто не отменял.
  2. «Я работаю как частник, нужен ли мне тахограф на личный грузовик?». В одном из последних изменений действие норм распространили на все машины, вне зависимости от форм собственности.
  3. «Существуют различные сроки установки тахографов, и, возможно, на мой автомобиль ставить прибор не нужно?». Если ваше авто в списках обязательных для установки, тахограф должен быть. Некий график внедрения действительно существовал ранее, но на данный момент все его положения уже должны быть исполнены.
  4. «Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?». Нужно! Это уже не миф. Аналогично предыдущему, существовал график замены приборов, но по всем направлениям он уже должен быть исполнен. Новые тахографы устанавливаются исключительно цифровые.

К другим сложностям и нововведениям мы еще вернемся далее, когда будем рассматривать проблематику конкретных типов автомобилей.

На какие транспортные средства ставится?

Напомним, кто должен иметь тахограф. Списки утверждены Приложение №2 к Приказу Минтранса №36. Прямо указаны как ТС обязанные иметь тахограф, так и исключения из общего списка. Ознакомиться с полным перечнем можно непосредственно в этом документе, мы же укажем на основные и самые проблематичные из них.

Тахограф нужно устанавливать на:

  • ТС для перевозки от 8-ми пассажиров (не считая водителя), причем вне зависимости от тоннажа авто (отдельно указаны ТС и до 5 тонн, и более 5 тонн), однако сроки внедрения обязательного наличия тахографа у некоторых машин отличаются – об этом ниже скажем более подробно.
  • Грузовики с массой от 3,5 тонн.

Да, всех кто обязан иметь тахографы можно описать всего двумя пунктами. Однако не спешите радоваться! Все проблемы в исключениях.

Тахограф: что это, принцип работы, виды, применение и штрафы

Сроки установки тахографов на пассажирские микроавтобусы (типа М2 и М3 — от 8 пассажиров)

Данные сроки определены в конце 2020 года специальным Постановлением правительства №1998:

  • С 01.1.2021 года обязаны иметь тахографы все ТС типа М2 и М3, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки в пригородном и междугороднем формате.

Что такое тахограф и для чего он нужен?

Тахограф представляет собой специальный прибор, предназначенный для непрерывной фиксации данных:

  • скорости движения;
  • отслеживания маршрута;
  • времени отдыха и работы водителя.

Особую пользу прибор оказывает владельцам транспортных компаний. С его помощью они могут контролировать скоростной режим движения автомобиля, а также держать под контролем водителей, не допуская их чрезмерной усталости и вольного поведения на дороге.

Ведь даже небольшая ошибка, допущенная водителем, может легко привести к печальным последствиям и убыткам компании. С помощью этого прибора можно легко отследить отклонение от маршрута. Другими словами, тахограф для водителя является дисциплинирующим фактором.

Преимущества прибора

Устройство обладает массой достоинств:

  • обеспечивает точную регистрацию пробега, скорости движения;
  • зафиксированные прибором показания могут стать неопровержимыми доказательствами в спорной ситуации, особенно, когда речь идет о ДТП;
  • данные, полученные в результате контроля, позволяют вести четкий бухгалтерский учет, поскольку прибор отмечает все сведения о работе водителя. Имеется возможность буквально по минутам вычислить время отдыха и рабочего времени водителя;
  • позволяет намного улучшить организацию рабочего процесса компании, повысив его эффективность и продуктивность. Данные просто невозможно подтасовать или сфальсифицировать, в отличие от простого спидометра, на котором легко можно накрутить лишний километраж;
  • возможность фиксировать все повреждения автомобиля и вовремя о них информировать. Такая функция способствует значительному снижению риска попасть автомобилю в аварийную ситуацию;
  • наличие множества дополнительных функций. Прибор можно легко использовать как ограничитель скорости, а также для переключения режимов аппаратуры.

Принцип работы тахографа

Устройство представляет собой блок. По внешнему виду он скорее напоминает штатную магнитолу. Встречаются также круглые модели, которые очень похожи на спидометр.

Основными элементами тахографа являются:

  • панель управления;
  • дисплей;
  • считывающее и печатающее устройство;
  • модем GPRS;
  • криптографический блок с навигационной системой ГЛОНАСС.

Как работает тахограф? Он подключается к бортовой сети автомобиля и активируется при запуске мотора.

На сегодняшний день существует два вида такого оборудования:

Первые отличаются тем, что данные записываются на специальную круговую диаграмму, на которую предварительно заносятся все сведения о водителе. 

Основой второго вида является криптографический модуль, который шифрует полученную информацию. Внутри него имеется приемник, который работает совместно с навигационной системой.

Цифровые тахографы более точные, надежные и позволяют хранить большие объемы информации.

Какие бывают карты?

У каждого водителя, в автомобиле которого установлен тахограф, должна быть специальная карта доступа. Именно она обеспечивает его идентификацию. С помощью карты можно проводить необходимые настройки системы. На карте имеется специальный электронный чип, который оснащен криптографическим микропроцессором.

Всего бывает четыре вида карт:        

  • карта водителя. Ее основная задача идентификация работника. Прежде, чем выехать на маршрут, водитель активирует карту, вставляя ее в специальный слот. Запрещено использовать чужую карту;
  • карта предпринимателя. Она имеет большее количество функций, которые позволяют ему получать всю необходимую информацию. Владелец предприятия вправе самостоятельно настраивать функции прибора по своему усмотрению. Он может заблокировать некоторые данные или же сделать их распечатку;
  • карта контролера. Ею пользуются сотрудники ГИБДД. Основное назначение, считывание необходимых показаний, кроме данных о маршруте передвижения автомобиля, которая контролерам недоступна;
  • карта мастера. Ею пользуются представители сервисных центров, которые производят настройку, установку тахографа, его обслуживание.

Кому надо ставить устройство?

Прежде всего, это касается автотранспортных компаний, которые занимаются коммерческими перевозками. Как гласит закон, необходимость установки определяется количеством посадочных мест, типа содержимого, которое перевозится, а также максимального веса автомобиля.

Читайте также:  Кто платит госпошлину при разводе и какова сумма оплаты

Предпосылками к подключению тахогрофа является:

  • наличие восьми и больше посадочных мест, без учета водительского;
  • грузоподъемность транспортного средства от 3,5 тонн и выше;
  • перевозка опасных, ядовитых, взрывчатых, химических грузов.

Отсутствие тахогрофа — штраф

С апреля этого года вступили в силу штрафные санкции за отсутствие тахографа. Они относятся к грузовому транспорту, соответствующему второй категории.  Это от 3,5 до 12 тонн. Главным нормативным актом здесь выступает Федеральный закон №196 со всеми последующими изменениями.

Так, например, с апреля 2013 года частные предприниматели, а также юридические лица будут нести ответственность не только за отсутствие данного прибора в автомобиле. Штрафные санкции будут иметь место еще в том случае, если оборудование не соответствует установленным стандартам.  

К ним можно отнести неисправность, просроченное техническое обслуживание, несоблюдение водителем режима отдыха и работы. Размер штрафа для водителей и руководителя компании имеют существенную разницу. В первом случае эта сумма составит от 1 до 3 тыс. руб. Руководитель заплатит гораздо больше, от 5 до 10 тыс. руб.

А вот за сломанный тахограф грозит более существенное наказание. Оно подразумевает снятие государственного номера с автомобиля, а также его отправку на штрафстоянку.

Кто должен устанавливать прибор?

Установкой тахографов на грузовые автомобили занимаются только специализированные сервисы, которые имеют разрешение ФБУ «Росавтотранс». Такое сервисное заведение обязательно должно быть зафиксировано в специальном Реестре Минтранса России.

Обязательно помните, что самостоятельная установка прибора строго запрещена и влечет за собой определенные штрафные санкции и много неприятностей, как для водителя, так и для руководителя транспортной компании.

Да и вряд ли у вас получиться самостоятельно установить оборудование. Сам процесс сложный, тонкий, требует определенных, специфических знаний и квалификации.

Купить тахограф можно в любом специализированном магазине. Прежде, чем обратиться к услугам мастера, следует приобрести:

  • карту водителя, без которой устройство будет считаться недействительным;
  • считыватель данных;
  • расходные материалы, о которых подробнее можно узнать в мастерской.

Что касается цены на тахограф, то она будет зависеть от его модели, производителя. В среднем затраты на покупку, установку и подключение будут такими:

  • стоимость прибора от 34 до 40 тыс.руб.;
  • установка 10-20 тыс.руб.;
  • калибровка от 4 до 8 тыс.руб.;
  • карта водителя примерно 2600 руб.;
  • карта руководителя от 5 000 руб.

Как видно, затраты на подобное новшество вовсе не шуточные, особенно, когда речь идет о целом автопарке машин. Однако штрафы за отсутствие оборудования будут еще больше. Поэтому хорошо подумайте, а стоит ли нарушать закон? 

Принцип работы тахографа

Это удобное и простое электронное оборудование для полного использования CANbus, данных автомобиля и диагностических сигналов.

Популярной электроникой здесь является цифровой тахограф – эффективная электроника современного автомобиля.

Электронное устройство, приспособленное для эксплуатации на современном транспортном средстве, именуется цифровым тахографом.

Современный цифровой тахограф автоматически записывает скорость и расстояние, а также контролирует активность управления.

Прибором поддерживаются два основных функциональных режима:

  1. Контроль движения ТС и активность водителя.
  2. Контроль стоянки ТС и готовности к движению.

Первый режим обычно запускается автоматически по мере начала следования транспортного средства. Второй, кроме автозапуска, поддерживает ручной запуск.

Интерфейсы цифровых тахографов

Все цифровые тахографы оснащаются K-образным соединением на базе 8-контактного разъема D-sub.

Информационные данные передаются через это соединение и описывают текущее состояние прибора, лица, управляющего транспортным средством и бортовой сети автомобиля.

Передача данных не прекращается и тогда, когда автомобиль находится в режиме стоянки. Такая возможность прибора позволяет сохранять в памяти устройства сведения по смене статуса управления.

Конструкция цифрового тахографа обычно включает разъем «K-Line», который используется для подключения к выходу D-sub всех цифровых тахографов «VDO», «Stoneridge», «Actia» и других для считывания текущих данных.

Параметры, поддерживаемые K-line, следующие:

  • статус лиц, управляющих ТС,
  • идентификатор лиц, управляющих ТС,
  • мониторинг времени работы,
  • наличие карты,
  • дата и время,
  • скорость движения,
  • одометр,
  • VIN,
  • регистрационный номер автомобиля.

Цифровой тахограф – как работает выгрузка

Цифровой тахограф хранит служебные данные и паспорта водителей внутри встроенной памяти. Работа внутренней памяти предусматривает сохранение данных за период, равный 365 дням (1 год).

Данные, хранящиеся в паспорте водителя, требуется выгружать с периодичностью в 21 день. Сведения, содержащиеся на чипах внутренней памяти, необходимо выгружать каждые 3 месяца.

Собранные данные сохраняются в файлах с расширением «DDD». Эти файлы можно легко читать соответствующим программным обеспечением.

Выгрузка данных допустима с помощью флеш-карты или ноутбука непосредственно в автомобиле. Кроме того, поддерживается функция удаленного считывания информации через интерфейс CANbus с помощью программы «Remote Tacho Download» (RTD).

При помощи интерфейса CANbus можно удобно выполнять требуемые загрузки посредством «Remote Tacho Download» без фактического посещения транспортного средства. Такая реализация предусматривает использование специальной карточки под кард-ридер.

Считыватель карт (карт-ридер) подключается к цифровому тахографу через модем поставщика телематических услуг и, как правило, работает с протоколами типа «Flex» или «SOLID-K».

Посредством такого обеспечения (при условии идентификации) можно читать данные автомобиля из внутренней памяти. Все прочитанные сведения при необходимости сохраняются в файл «DDD».

Тахометр остаточного времени

Функция тахометра остаточного времени поддерживается, к примеру, цифровыми тахографами «Siemens VDO» и «Continental VDO», благодаря опции «VDO Counter».

Опция «VDO Counter» позволяет более эффективно планировать время вождения и отдыха. Достаточно одного взгляда на дисплей цифрового тахографа, чтобы узнать остаточное время вождения и продолжительность следующего периода отдыха.

Доступны различные вариации, например, максимальное время управления транспортом для лица, управляющего ТС, после каждого периода отдыха или остаточное время вождения на день/на неделю.

Остаточное время вождения можно рассчитывать вручную, контролируя выходящие из тахографа данные в реальном времени. Но исследования показали, что даже самые точные процедуры расчёта этого времени дают разницу в несколько минут от идеального сценария.

Когда же устройство мониторинга отключено (выключено питание) или вручную добавляются записи через вход посредством карточки, между расчетными значениями и реальными значениями, отображаемыми на экране цифрового тахографа, могут появляться значительные различия.

Другое дело — системный тахометр. Здесь ошибки исключаются, потому что данные поступают непосредственно из памяти цифрового тахографа.

Тахометр подключается к сети и немедленно извлекает информацию из прибора, не требуя исполнения каких-либо расчётов и дополнительных операций.

Подключение аппарата к бортовой сети авто

Чтобы подключить аппарат к бортовой сети, необходимо соответствующие контакты разъёмов задней панели цифрового тахографа соединить с автомобильными интерфейсами.

Обычно каждую модель аппарата дополняет инструкция по эксплуатации, где есть принципиальная схема подключения. Например, схема подключения модели «VDO Continental» выглядит, примерно так:

При подключении аппарата особое внимание следует уделить подключению общего провода интерфейса питания. Задача заключается в том, чтобы обеспечить контакт общего провода без эффекта разности потенциалов.

Длина питающих проводников имеет значение. Поэтому, если цепь питания имеет значительную длину, желательно применить проводники большего диаметра.

Если конструкция транспорта предусматривает наличие выключателя «массы», не рекомендуется подсоединять общий провод аппарата именно к этому элементу автомобильной схемы. Лучшим вариантом является подключение непосредственно к минусовой клемме АКБ.

Принцип работы и устройство тахографа

Внешний вид устройства напоминает обычную магнитолу в виде компактного блока, монтируемого в транспортное средство. Существует иная разновидность тахографов, и представляет собой круглый прибор, наподобие автомобильного спидометра, но с более широким перечнем функциональных возможностей.

Читайте также:  Мошенничество в особо крупном и крупном размере: сколько видов наказания, что считается покушением на это злодеяние, каковы сроки лишения свободы или суммы штрафов по ст. 159 УК РФ?

Устройство прибора для лиц с техническим складом ума, не представляет особой сложности.

  1. Цифровой экран с элементами управления – позволяет пользователю взаимодействовать с устройством.
  2. Портативный встроенный принтер – используется для печати сохранённой информации на бумажный носитель.
  3. Механизм чтения тахографических карт – применяется для распознания личности водителя.
  4. Модуль GPRS – применяется для передачи сохранённой информации для последующего хранения.
  5. Датчик, фиксирующий перемещение транспортного средства.
  6. Блок СКЗИ – криптографический модуль со встроенным приёмником позиционирования.

Электропитание устройства осуществляется из энергосистемы автомобиля и подключается через современную цифровую шину или более простые системы.

Запрещено какое-либо вмешательство в работу устройства, поскольку любой факт будет зафиксирован соответствующими датчиками и модулями.

Разновидности тахографов

На сегодняшний день применяются 2 основных разновидности тахографов:

На практике больше отдают предпочтение второму виду. Фиксация информации осуществляется благодаря криптографическому модулю, имеющему повышенную способность хранения данных, а также систему глобального позиционирования.

Этапы монтажа:

  • активация устройства;
  • монтаж;
  • настройка (калибровка);
  • проведение теста;
  • эксплуатация.

Важно отметить, что установка оборудования проводится в строгом соответствии с установленными ГОСТами, а самостоятельный монтаж — недопустим.

Определение и назначение СКЗИ

  • СКЗИ имеет вид небольшого блока, с интерфейсным разъёмом для подключения антенны, позволяющей принимать и отправлять сигналы глобального позиционирования.
  • Производством выдачи лицензий, контролем работы за такими модулями занимается Федеральная служба безопасности РФ.
  • Основное предназначение СКЗИ – предотвращение вмешательства в фиксируемые данные, а также исключение вероятности корректировки записанной информации.

На какие транспортные средства устанавливается тахограф

Обязанность по установке тахографа возникает в том случае, если транспортное средство эксплуатируется с целью получения прибыли – коммерческой деятельности.

Автотранспорт, подлежащий тахорафическому контролю можно разделить по категориям:

  1. Автобусы, с посадочными местами более 8.
  2. Грузовики, грузоподъёмностью 3,5 — 15 т.

Владельцы автомобилей, осуществляющих транспортировку собственных грузов, не подпадают под вышеуказанное требование, однако те, кто периодически извлекает из поездок коммерческую выгоду, обязуются оборудовать транспорт тахографом с функцией АУТ.

Включение режима необходимо в случае, если транспорт не зарегистрирован в качестве коммерческого.

Карта идентификации и её назначение

Считывание информации, идентификация пользователя, а также контроль за корректностью сохранённых сведений осуществляется с помощью чиповой карты доступа.

Карта оснащена специальным криптографическим микропроцессором, что делает практически невозможной её подделку.

Виды чиповых карт
мастера Применяется при проведении корректировочных работ устройства, его настройки и монтаже
организации Позволяет собственнику транспортного средства получить более обширные сведения, сохранённые в памяти устройства
контроллера Используется уполномоченными сотрудниками органов государственной власти, к компетенции которых относится проведение мероприятий, направленных на контроль и снятие зафиксированных показаний тахографа
водителя Необходима для идентификации лица, которое будет управлять транспортным средством до места назначения в соответствии с утверждённым маршрутом

Карта имеет высокую степень защиты. Законом запрещается использовать карту водителя лицом, которому она не принадлежит и за которым она не закреплена. В противном случае к нарушителю будут применены административные санкции.

Перед началом пути карта устанавливается в соответствующий слот-приёмник устройства, после чего допускается выполнение коммерческого маршрута.

Владельцу транспортного средства или водителю необходимо ежедневно распечатывать сохранённые на память устройства сведения, по результатам пройденного пути или окончания рабочего дня. Исключением являются случаи физического уничтожения или утраты карты идентификации.

Водителю разрешается управлять транспортным средством не более 2 недель без карты доступа. Указанного периода достаточно для изготовления новой карты.

Карта предприятия позволяет работодателю получать детализированную информацию и проводить ряд корректировок. Уровень доступа и функциональные возможности позволяют распечатывать итоговые данные, сохранённые на устройство, а также блокировать сведения во избежание несанкционированного доступа посторонних лиц.

В отличие от идентификационной карты водителя, карта предприятия не персонифицирована, и не закрепляется за конкретным уполномоченным лицом организации. Также нет ограничений по количеству средств доступа к информации тахографа.

Правила эксплуатации тахографа

Перед началом движения, лицо управляющее ТС, должно вставить личную карту в соответствующий приёмник. Таким образом осуществляется контроль над всеми действиями лица, управляющим транспортным средством на протяжении маршрута.

Срок действия карты водителя составляет 3 года, по истечении указанного периода её необходимо переоформить заново.

Каждое лицо, управляющее транспортным средством, оснащённым тахографом, обязано пройти инструктаж по трудовой дисциплине, режиму работы и знанию инструкции по эксплуатации.

Алгоритм действий водителя несложен:

  1. В начале смены необходимо вставить личную карту в слот приёмника чипом вверх.
  2. После считывания информации на дисплее отобразятся сведения о водителе.
  3. При отказе устройства принимать карту следует незамедлительно сообщить о неполадке непосредственному руководителю и передать карту на диагностику и ремонт, в случае возникновения такой необходимости в специализированном сервисном центре обслуживания.
  4. После начала движения тахограф начинает фиксировать считанную информацию, касающуюся скорости, времени в пути, местоположения и прочие данные, касающиеся режима вождения. «
  5. После остановки и выключения зажигания тахограф автоматически переходит в режим ожидания.
  6. В конце смены водитель обязан изъять свою карту путём нажатия соответствующей клавиши на устройстве, после чего устройство зафиксирует окончание работы.

Запрещено движение на транспортном средстве без активной личной карты, а также недопустимо использование чужой.

Как производить печать?

Иногда требуется вывести нужную информацию с устройства. Как пользоваться тахографом в данном случае? При работе устройства используется термобумага. Чтобы вывести данные, выполняется вход в головное меню устройства. Далее выбирают нужное действие (Печать).

Данный режим находится в начале главного меню. Отметим, что печать можно вывести по карте водителя либо по самому автомобилю. В чем разница? Она заключается в объеме содержащей информации.

Так, если выбрать печать данных по автомобилю, будут показаны все действия, связанные с грузовиком на протяжении определенного периода времени.

Если вы выбираете печать по карте, на бумаге будет отображена только информация по действиям конкретного водителя. Основные запрашиваемые параметры:

  • Техническая информация о ТС.
  • Соблюдение режимов труда и отдыха.
  • График скорости транспортного средства.
  • Вождение без вставленной карты.
  • Тахограмма.
  • Превышение времени вождения.

Устройство хранит информацию на протяжении 28 дней.

Типы термобумаги

Существует несколько ее разновидностей:

  • Российского типа. Не имеет общих требований и устанавливается заводом-производителем.
  • Европейского типа. Отличается общей стандартизацией и имеет определённые требования (стойкость к влажности, высвечиванию и температуре).

Обязательным условием для обеспечения правильной работы контролирующего устройства является наличие термобумаги в самом тахографе и двух запасных рулонов в кабине грузовика. Водитель должен уметь правильно распечатывать данные и управлять работой тахографа. Проверка данных осуществляется транспортными службами, которые могут выписать штраф за несоблюдение режимов.

Зачем нужен тахограф и как он появился

Что такое тахограф: принцип его работы и для чего нужен в автомобиле

С 1 ноября 2020 года водители автобусов и грузовых автомобилей, имеющих максимальную массу выше трех с половиной тонн, должны устанавливать тахографы. Также в силу вступают штрафы за нарушение этого требования.

Зачем нужны тахографы?

Изначально введение тахографа в практику связывалось с улучшением условий отдыха и труда водителей. Но главная его задача заключалась в том, чтобы свести к минимуму статистику ДТП с участием водителей, которые нарушают установленный режим. Но это не единственное назначение прибора.

С его помощью можно отслеживать важные эксплуатационные показатели. Прибор отслеживает:

  Как убрать царапины с авто?

  • нарушения ПДД;
  • следование установленному маршруту;
  • скорость передвижения ТС;
  • режим труда и отдыха водителя.

Наличие тахографа гарантирует безопасность водителям и пассажирам.

Согласно установленным правилам прибора, водитель не имеет права управлять транспортным средством больше 4-х часов. По прошествии этого времени ему необходимо отдохнуть 40 минут.

Читайте также:  Пропустил срок вступления в наследство: порядок действий, судебная практика, причины отказа

Поэтому, если ТС оборудовано тахографом, то водитель не станет нарушать установленные нормы и подвергать пассажиров опасности.

Также прибор отслеживает скорость ТС, за счет чего повышается степень контроля и выявление злостных нарушителей скоростного режима.

Справка: Тахограф — специализированный прибор для измерения, который позволяет проводить контроль ТС во время движения.

Виды тахографов

По мере появления приборов, они претерпевали разные изменения. Если раньше большая их часть относилась к аналоговому типу, то сегодня на смену им пришли цифровые модели.

Тахографы бывают:

  • Электронно-механические. Они записывают информацию на специальные бумажные диски при помощи иглы, которая царапает бумагу и вскрывает нижний слой черной краски. Все данные в виде царапин показывают полную картину движения водителя от установки диска до его изъятия.
  • Цифровые. Такие виды устройств записывают всю информацию в блоке памяти. Чтобы получить данные, нужно запросить распечатку записей, которые после процедуры удаляются. Такое устройство отличается от первого тем, что при его использовании водителю нужно контролировать режим труда и отдыха вручную, меняя носители информации.

Цифровые приборы делятся на типы и подвиды. Что касается типов, то к ним относятся приборы учета, это оцифрованный вариант электро-механических тахографов. В нем записанная информация хранится 28 дней. Далее ее нужно перенести на электронную карту.

Второй тип цифровых приборов оснащен блоком криптографической записи СКЗИ. Они хранят информацию до 3 лет, но выгружать данные необходимо один раз в год.

Важно: установка тахографа проводится в строгом соответствии с нормативами ГОСТа, самостоятельный монтаж прибора недопустим.

Какие тахографы разрешены к установке в России?

Ответ на этот вопрос находится в приказе Минтранса № 273. В этом акте приводятся требования о разрешенных тахографах для определенных категорий транспортных средств.

Справка: согласно приказу, все ТС, оснащенные тахографами старого образца, должны перейти на устройства с блоком СКЗИ до 2018 года.

Так, на сегодняшний день разрешены любые из вышеперечисленных видов устройств. Но в 2020 году были введены штрафы за то, что установленный в автомобиле тахограф, не соответствует требованиям закона. Такой приказ не касается ТС тех организаций, которые занимаются международными перевозками.

Справка. Другими словами, если ваше ТС оснащено прибором ЕСТР, то переходить на прибор СКЗИ не нужно. Для этого у компании должна быть лицензия на право проведения международных перевозок.

В России популярны следующие виды приборов:

  • «Атол Drive 5»;
  • «Меркурий ТА-001»;
  • «Касби DT-20М»;
  • «Штрих-ТахоRUS».

Что такое карта тахографа

Для цифрового тахографа используется личная карта водителя, выдаваемая строго индивидуально и оснащенная микрочипом. Срок действия карты – 3 года со дня выдачи, после чего ее переоформляют. Личная карта для тахографа представляет собой универсальный инструмент контроля и учета всех действий водителя, совершаемых ими на пути следования.

  Как проверить датчик температуры стиральной машины

Приступив к работе, водитель должен вставить свою личную карту чипом кверху в специальный слот тахографа.

После считывания информации происходит идентификация — данные водителя появляются на экране (если карта вставлена правильно). Если тахограф не читает карту, следует обратиться в мастерскую, где прибор обслуживается, чтобы восстановить его работоспособность.

Если тахограф принят карту, после вывода данных на экран водитель имеет право приступать к работе.

Режим движения транспортного средства в пути автоматически регистрируется прибором. Остановив машину, водителю следует проверить, какой режим регистрирует тахограф. Если зажигание будет выключено, прибор автоматически переключится на режим отдыха. Когда рабочий день окончен, водитель должен вытащить свою карту из слота тахографа (для ее извлечения предусмотрена соответствующая кнопка).

Карта цифрового тахографа.

Нужно отметить, что использование личной карты тахографа другого водителя недопустимо. Также запрещено без личной карты садиться за руль транспортного средства, если на нем установлен цифровой тахограф.

Карты для цифровых тахографов, как и сами эти устройства, бывают трех видов:

  • карты для тахографов ЕСТР
  • карты для тахографов без блока СКЗИ 720 приказ
  • карты для тахографов с блоком НКМ (СКЗИ)

Каждый из водителей имеет право получить по одной карте каждого из вышеперечисленных типов. На любой из них нанесены водяные знаки, логотипы и уникальная информация, делающие их использование в тахографах другого вида невозможным.

Отличительной особенностью карт для тахографов с СКЗИ является добавочный уровень защиты в виде PIN-кода, которого нет у карты ЕСТР.

На какие авто не нужен тахограф?

Есть категории автомобилей, на которые не нужно устанавливать прибор:

  • специализированные транспортные средства для перевозки молока, мяса и других продуктов питания;
  • транспортные средства, применяемые лицами государственных органов;
  • автомобили, проходящие дорожные испытания;
  • автобетононасосы;
  • автокраны;
  • автоэвакуаторы;
  • бронированные ТС;
  • медицинские комплексы на шасси ТС;
  • автомобили для обслуживания газовых и нефтяных скважин;
  • транспорт для коммунального хозяйства.

Карта тахографа и ее назначение

Доступ к функционалу системы и хранящимся в памяти данных невозможен без применения электронной ключ-карты. Она имеет специальный чип и ограниченный срок использования, так как периодически ее нужно перевыпускать.

Самый распространенный вид карт — карта водителя. Она персонализированная и выпускается на имя человека, который будет проводить управление ТС с бортовым самописцем. Главная задача карты — идентифицировать лицо, которое управляло автомобилем в определенное время. Кроме этого вида, также применяют:

  • Карта мастерских — для монтажа и калибровки;
  • Карту предприятия — для доступа к данным, которые хранятся в памяти прибора и их анализа;
  • Карты контроллеров — для доступа к хранящейся в памяти информации.

Справка. Использовать прибор без карты недопустимо и при обнаружении этого факта последуют штрафы. То же самое касается попытки эксплуатации прибора с просроченной картой водителя, поэтому о ее замене нужно думать заранее.

Проверка тахографов

Единого закона о проверке тахографов сегодня в РФ нет. Но такая процедура для многих бортовых самописцев обязательна, что отражают несколько правовых актов.

Справка. Проверка должна подтвердить исправность работы прибора, а именно соответствие его характеристик фактическому назначению. Проверку проводят специализированные организации, обладающие необходимым оборудованием для осуществления метрологического контроля.

Специалисты:

  • проверяют правильность подключения самописца;
  • производят калибровку прибора;
  • выполняют метрологическую проверку;
  • заносят информацию в протокол.

На его основании выдается свидетельство о проверке, а тахограф пломбируется для защиты от вмешательств извне.

  Предохранители и реле Ford Mondeo 1, 1992 — 1996

Суть СКЗИ

Данный модуль расшифровывается, как «средство криптографической защиты информации». Его основная задача – защита записанной блоком информации от постороннего вмешательства (корректировки).

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Карты Вся Россия для Навител 3.2

Внешне СКЗИ – небольшой корпусной элемент. В нем предусмотрен специальный разъем для подключения антенны и интерфейсный выход.

К преимуществам модуля можно отнести весьма мощный криптографический процессор и энергонезависимую память. Работа блоков СКЗИ регулируется исключительно работниками служб безопасности.

Таким образом, блок СКЗИ выполняет три основные задачи:

  • защищает данные от корректировки;
  • работает с цифровой подписью;
  • производит согласование уже зафиксированной информации с существующим временным штампом. Это необходимо, чтобы предотвратить попытки вмешательства извне и корректировки временных параметров.

Почему все так строго?

Контроль бортовых самописцев обязателен. Необходимость проведения процедуры содержится в нормативах:

  • № 1658 ФА приказ по техническому регулированию и метрологии.
  • «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на ТС» Приказ МинТранса РФ № 36 от 13.02.13.
Ссылка на основную публикацию