Сдача в аренду земельного участка налогообложение

Как сдать дачу в аренду с соблюдением всех норм законодательства? Этим вопросом задаются многие владельцы дач. Прочитав статью, вы узнаете про все аспекты легального оформления найма загородного дома. Также в данном материале содержатся актуальные советы о том, как избежать непредвиденных рисков при сдаче дома в аренду.

Содержание статьи:

Наём загородного дома – на что нужно обратить внимание перед сдачей дачи в аренду?

Прежде чем сдать дачу в аренду следует хорошо изучить правовую сторону вопроса. Если арендодатель грамотно организует процесс сдачи дачи в наём, правильно оформит договор и включит в него все необходимые условия, то он застрахует себя от подвохов, незаконных манипуляций мошенников.

Сдача в аренду земельного участка налогообложениеНередки случаи, когда хозяевам дач попадаются недобросовестные наниматели. После таких арендаторов остаются поломанные мебель и техника, дорогущие счета за телефонные переговоры, требующая ремонта обстановка интерьера помещения. Чтобы не попасть в такую удручающую ситуацию, собственнику не следует сдавать загородный дом в аренду первому встречному. Перед заключением договора рекомендуется хорошо познакомиться с будущим жильцом.

Лучше всего – изучить паспортные данные и сделать себе копию удостоверяющего личность документа. Именно наличие копии паспорта поможет подать в суд иск о возмещении причиненного ущерба или обратиться в правоохранительные органы для розыска скрывшегося нанимателя-злоумышленника.

Встречаются случаи, когда лица подделывают паспорта и заключают сделки на основании поддельных документов.

Однако специальные правительственные веб-сервисы помогают выявить мошенников и пресечь их неправомерные действия.

В разделе «Проверка документов» на официальном сайте ФМС России можно проверить действительность документа, удостоверяющего личность, всего лишь вбив в форму поиска имеющиеся паспортные данные.

Как правильно оформить договор – советы для легальной и грамотной организации сдачи дачи в аренду

Договорные отношения по сдаче жилья в аренду и наём регулируются гражданским и жилищным законодательством. Законодатель конкретно предопределил, какой договор будут заключать стороны – договор найма или аренды. Право временного владения и пользования загородным участком по договору аренды будет принадлежать юридическому лицу.

Если дача сдаётся физическому лицу, то необходимо будет составить договор найма. Договор найма должен быть заключен в письменной форме. Обязательна гос. регистрация договора найма со сроком более года. Максимальный срок договора составляет 5 лет. Договор найма сроком до года называется краткосрочным наймом.

Краткосрочный наём в отличие от долгосрочного даёт преимущество для наймодателя, который может существенно ограничить права нанимателя. Так, по краткосрочному найму можно запретить нанимателю поселять в дачу временных жильцов сроком до полугода, заключать договор поднайма. Также при краткосрочном найме отсутствует преимущественное право на очередное заключение договора.

Договорам по аренде/найму дачи, как и любым договорам гражданско-правового характера, присущи следующие необходимые условия:

  1. Предмет договора.
  2. Наименование стороны и их реквизиты.
  3. Права и обязанности контрагентов.
  4. Срок и цена договора.
  5. Время вступления договора в силу.

Образец договора аренды дачи

Кому сдавать – юридическому лицу или гражданам?

Договоры найма и аренды имеют существенные различия. При определении заключаемого договора следует принять во внимание, что договор аренды предполагает максимальную свободу для сторон при определении прав и обязанностей, а также обязательных условий сделки. Также при заключении договоров с организациями сводится к минимуму возникновение конфликтов и споров.

Сдача в аренду земельного участка налогообложениеКроме того, практика показывает, что платежеспособность юридических лиц выше нежели граждан. В свою очередь, заключая договор найма собственник точно будет знать, кто будет жить в его доме. В то время как юридические лица предоставляют арендованное жилье лицу, который незнаком собственнику (например, работникам предприятия).

Если владелец загородной дачи желает снизить риски и не тратить лишнее время на поиск подходящего нанимателя, то он может обратиться за профессиональной консультацией в агентство недвижимости.

Сдача в аренду земельного участка налогообложение

Аренда дачи и налоги: какие налоги обязательны для уплаты?

Общеустановленный порядок налогообложения

Согласно действующему налоговому законодательству при сдаче в наём хоть дачи, хоть городской квартиры, собственнику жилья следует оплатить налог в размере 13 процентов от полученного дохода. При этом срок договора не имеет никакого значения.

Налоги надо платить, даже если жилое помещения сдавалось в аренду всего на пару месяцев. Чтобы не образовалась налоговая задолженность, владельцу дома надо будет подать в государственную налоговую инспекцию по месту своего жительства декларацию о доходах.

Конечная дата сдачи декларации – 30 апреля календарного года, который следует за тем, когда был получен доход от аренды жилья.

Например, собственник сдаёт дачу в аренду в 2017 году. В таком случае, до 30 апреля 2018 года будет обязательно подать декларацию налоговикам.

После сдачи налоговой декларации рассчитанный налог подлежит уплате до 15 июля того же года.

Упрощенное налогообложение при сдаче жилья в аренду

Опытные юристы рекомендуют обратить свое внимание на упрощенную систему налогообложения. В отличие от 13-процентной ставки налога на доход, по УСН размер платежа будет равен 6 процентам от суммы сделки. Однако для получения возможности платить меньше налогов, лицу следует зарегистрироваться в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

Индивидуальные предприниматели имеют ряд дополнительных обязательств:

  1. Регулярно вести отчетность о своей деятельности.
  2. Систематически уплачивать соответствующие взносы в Пенсионный фонд.

Исходя из этого положения, переходить на упрощённый расчет налогов стоит лишь тем лицам, которые сдают загородный дом в аренду постоянно и на длительный срок.

Риски при нелегальной сдаче дачи в аренду

Как уже обсуждалось ранее, сдавать дачу в аренду надо официально с соблюдением всех требований закона – оформление договора, уплата налогов.

При нелегальной сдаче дачи в аренду собственник дачного участка рискует навлечь на себя Сдача в аренду земельного участка налогообложениепроблемы.

Вообще, все риски при незаконной аренде жилья можно разделить на несколько групп:

  1. Ответственность по закону.
  2. Жилищные аферы.
  3. Порча имущества.
  4. Непредвиденные расходы.

Ответственность по закону

В силу гражданско-правового (диспозитивного) характера правоотношений по сдаче дачи в аренду законодательством не установлена ответственность за незаключение или ненадлежащее оформление договора. Ответственность наступает за нарушение норм налогового законодательства. Только надлежаще оформленный договор конкретизирует вид налогов, обязательных для уплаты.

Какова ответственность за неуплату налогов:

  1. Взыскание неуплаченной суммы налоговых выплат.
  2. Штраф за непредставление декларации НДФЛ, предусмотренный по статье 119 НК. Размер штрафа – 5% неуплаченных налогов за 1 просроченный месяц. Общие размер штрафа не может быть менее 1000 рублей и более 30% суммы неуплаты.
  3. Взыскание пени за несвоевременную уплату налога – указано в статье 75 НК. Размер пени – 1/300 часть ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
  4. Штраф за пропуск сроков уплаты налогов – указан в статье 122 НК. Сумма штрафа – 1/5 часть от неуплаченных налогов. Если сокрытие и пропуск срока были преднамеренными, то сумма штрафа увеличивается вдвойне.
  5. Уголовная ответственность по статье 198 УК.

ВАЖНО! Обязательное условие наступления уголовной ответственности – неуплата налогов на сумму более 600.000 рублей за 3 финансовых года.

Если сдача дачи в аренду носит систематический характер, то собственника можно привлечь к уголовной ответственности за противозаконное занятие предпринимательской деятельностью по статье 171 УК и финансовой ответственности за несоблюдение порядка постановки на налоговый учет по статье 116 НК.

Аренда жилого помещения и жилищные аферы

Сделки по недвижимости всегда отличались своей высокой прибыльностью. Именно поэтому остаётся актуальной проблема мошенников и аферистов, которые всяческими путями хотят завладеть чужим доходом и поживиться «благодаря» неопытным арендодателям. Уловки аферистов многочисленны, мошеннические схемы совершенствуются постоянно и перечислись все виды жилищных афер не представляется возможным.

Наиболее популярными аферами с арендованным жильём выступают следующие:

  1. Распоряжение жилым домом на основании поддельных документов. Такой уловкой орудуют далеко не все злоумышленники – только профессионалы-мошенники могут успешно подделать документы для продажи или приватизации. Но при этом, в данном случае, будет самый плачевный исход для наймодателя, не оформившего надлежащим образом свои гражданско-правовые отношения с нанимателем.
  2. Поднаём жилья без ведома наймодателя. «Удачно» воспользовавшись невнимательностью собственника жилья или его длительным отсутствием наниматель может пересдавать дом в аренду другим лицам. Цена поднаема в таких случаях всегда превышает первоначальную цену за аренду. Более того, если эти лица нанесут ущерб дому, то без правоустанавливающих документов (договор и приложения к нему) возместить ущерб считается весьма сложной задачей.
Читайте также:  Материнский капитал в 2021 году: возможна ли покупка авто

Конечно же, в сети аферистов может попасть любой человек. Однако можно снизить риски до минимума, если применить универсальный инструмент правовой защиты – договор.

В силу того, что в договоре обязательно следует указать личные данные и реквизиты сторон, риск того, что потенциальный наниматель окажется мошенником сводится практически к нулю.

Кроме того, в договоре можно отразить всевозможные права и обязанности, что позволяет ввести все правоотношения с арендатором в правовое поле и, следовательно, под юрисдикцию закона.

Порча имущества

Даже самые аккуратные, внимательные и бережливые наниматели могут случайным образом сломать или испортить мебель и ремонт в доме.

Сдача в аренду земельного участка налогообложениеЕсли договора нет, то возмещение ущерба будет зависеть только от добросовестности и порядочности съёмщиков жилья. А вот ответственность на этих лиц можно наложить, правильно заключив договор и оформив акт приемки-передачи имущества и страховку. Страхование имущества и жилья требует дополнительных затрат, однако в таком случае наймодатель не останется в убытке, даже если порча имущества возникла в результат стихийного бедствия и иного форс-мажора.

Следует помнить, за естественный износ имущества неправомерно требовать возмещения вреда от нанимателей. Все расходы по естественной амортизации имущества лежат на плечах собственника.

Непредвиденные расходы

Некоторые могут возразить и сказать, что риски не существуют, если наниматель хорошо знакомый человек и нет необходимости заключать официальный договор.

Однако, никто не может дать гарантию, что после устных договорённостей «доверенный наниматель» когда-нибудь не исчезнет бесследно, оставив за собой чеки о немалой задолженности от телефонной компании и коммунальных служб.

В таком случае, закон не может помочь возместить ущерб, нанесённый арендодателю из-за отсутствия договора.

Статья 678 Гражданского кодекса РФ относит обязанность по уплате коммунальных платежей на нанимателя. Указав этот момент непосредственно в договоре лицо застрахует себя от непредвиденных расходов при сдаче дачи в аренду.

Видео сюжет, как правильно, быстро и выгодно сдать загородный дом в аренду

Как оформить землю в аренду – пошаговая инструкция и перечень документов

Земля относится к числу наиболее ценных активов. Для ее эффективного использования совсем необязательно приобретать участок в собственность.

Часто более выгодной альтернативой становится аренда земли физическим или юридическим лицом. Обязательным условием для законного землепользования в подобной ситуации становится грамотное оформление земли в аренду.

Наиболее важные вопросы, связанные с этим, рассматриваются в статье.

Сдача в аренду земельного участка налогообложение

Основные требования к договору аренды

Прежде чем перейти к процедуре непосредственного оформления участка земли в аренду, необходимо перечислить обязательные составляющие арендного договора. Документ должен включать следующие сведения:

  • данные о земельном участке — расположение и площадь;
  • срок действия договора. Может быть не указан, в таком случае считается бессрочным. В ряде случаев, например, для земель сельскохозяйственного назначения, установлен максимальный срок арендного соглашения, составляющий 49 лет;
  • величина платы за аренду земли. Безвозмездное предоставление участка запрещено на законодательном уровне;
  • назначение земли, например, под застройку, ведение сельского хозяйства или огородничество. Арендатор обязан использовать участок в указанных целях;
  • правила использования и требования к сохранности характеристик земли;
  • правила расторжения договора и имеющиеся обременения участка;
  • финансовая ответственность за ухудшение качества земли.

Помимо обязательных, арендный договор может включать дополнительные условия взаимодействия сторон. Например, указание плательщика госпошлины при регистрации соглашения или порядок внесения изменений в текст документа.

Два варианта оформления

Действующее законодательство предусматривает два способа оформить земельный участок в аренду. Каждый из них подразделяется еще на два.

Первый вариант — участие в аукционе. Инициатором мероприятия имеет право выступать или орган местной власти, или граждане.

Второй вариант — заключение договора на аренду земли без проведения аукциона. В этом случае оформление происходит либо в порядке льготной очереди, либо по так называемой упрощенной процедуре.

Сдача в аренду земельного участка налогообложение

Имеет смысл рассмотреть, как оформить землю в аренду по каждому из вариантов. Тем более — порядок действий арендатора в обоих случаях существенно разнится. Отдельного внимания заслуживает перечень документов, которые потребуются в каждой из указанных выше ситуаций.

Пошаговая инструкция по аренде земли посредством участия в аукционе

Необходимость проведения торгов для оформления аренды возникает для земель, которые принадлежат государству или муниципалитету, поставлены на кадастровый учет, при необходимости — имеют подведенные к границам участка коммуникации. Другими словами, земля готова к целевому использованию.

Торги ведутся в формате аукциона на повышение с шагом 2% от первоначальной цены аренды. Порядок предпринимаемых потенциальным арендаторов действий выглядит следующим образом.

Шаг № 1. Определить, куда обращаться

Аукционы делятся на два типа — открытые и закрытые. Первые доступны всем, участие во закрытых — по приглашениям. Информация об открытых торгах размещается на официальном интернет-ресурсе и дублируется, как минимум, за месяц до даты проведения в местных СМИ.

Шаг № 2. Выбрать участок

Проще всего подобрать подходящий надел земли с применением указанного выше сайта. Достаточно простой и понятный интерфейс позволяет найти участок по нескольким параметрам, включая регион проведения торгов, площадь, местоположение и т.д. В детальном описании лота указываются условия предстоящего аукциона, в том числе — требования к потенциальным участникам.

Шаг № 3. Подготовить комплект документов

Главным условием участия в торгах становится подготовка и отправка организаторам аукциона пакета документов. В его состав входят:

  • заявка, составленная по форме, указанной в лоте;
  • для ООО — комплект учредительной и регистрационной документации;
  • для ИП — паспорт и регистрационные документы;
  • для иностранцев — аналогичные документы, дополненные обязательным переводом на русский язык, который требуется дополнительно заверить у нотариуса;
  • документы, подтверждающие оплату обеспечения заявки на участие в торгах.

Отсутствие любого из перечисленных документов означает отклонение заявки. Поэтому многие потенциальные арендаторы предпочитают получить помощь в оформлении аренды земли в целом и участии в торгах в частности со стороны профессиональных юристов.

Шаг № 4. Выиграть аукцион

Победителем торгов признается участник, который назвал максимальную цену. По итогам аукциона оформляется протокол. Участникам, не ставшим победителем, в течение 3 дней возвращается задаток. Об отмене торгов, независимо от причины, организаторы обязаны предупредить за 15 суток. В этом случае деньги, уплаченные для обеспечения заявки, также возвращаются.

Шаг № 5. Заключить арендный договор

Победитель аукциона заключает с уполномоченным органом власти арендный договор. Требования к документу приведены выше. Соглашение оформляется в трех экземплярах — по одному получают арендодатель и арендатор.

Шаг № 6. Зарегистрировать договор аренды

Третий экземпляр необходим для государственной регистрации договора. Она предусматривает внесение данных об аренде объекта недвижимости в ЕГРН. Для этого в территориальное подразделение Росреестра или в МФЦ предоставляется следующий комплект документов:

  • заявление на регистрацию — отдельно от арендатора и арендодателя;
  • договор — оригинал и две копии;
  • кадастровая документация на участок;
  • паспорт (для физлица) или учредительные документы (для юрлица);
  • документ об уплате госпошлины.

Срок регистрации договора варьируется от 3 до 5 дней. По их истечении документы возвращаются заявителям с отметкой из Росреестра.

Важные нюансы

К аукциону не допускаются следующие категории потенциальных участников:

  • предоставивших некомплектный пакет документов;
  • не заплативших задаток;
  • имеющие ограничения на получение государственной или муниципальной собственности;
  • попавшие в реестр недобросовестных участников аукционов.

Аукцион признается несостоявшимся по трем причинам. Первая — отказа победителя от заключения договора, вторая — подача заявки двумя участниками, третья — отсутствие повышения в ходе торгов.

Пошаговая инструкция оформления аренды участка без торгов

Действующая редакция Земельного кодекса предусматривает несколько ситуаций, когда оформление аренды земли проходит без обязательного в общем случае аукциона. Применительно к физическим лицам речь идет о нескольких категорий граждан:

  • владельцы зданий и строений, возведенных на участке;
  • владельцы объектов, отнесенных к незавершенному строительству;
  • получатели льготы на оформление земли без очереди;
  • собственники земли, изъятой для государственных потребностей;
  • индивидуальные застройщики или лица, планирующие заниматься сельским хозяйством.

Земля передается в аренду юридическому лицу без обязательного проведения торгов в следующих случаях:

  • для ведения сельского хозяйства;
  • для ведения огородно-дачного хозяйства с некоммерческими целями;
  • для размещения объектов определенного функционального назначения — промышленных, энергетических, оборонных, гидротехнических;
  • организация имеет право пользоваться землей бессрочно.

Если потенциальный арендатор подпадает под одну из описанных ситуаций, для оформления участка земли в аренду необходимо предпринять следующие действия.

Шаг № 1. Определить, к кому обращаться

Адресатом обращения арендатора выступает муниципалитет, на территории которого расположен участок. Он должен дать предварительное согласие на заключение договора аренды. Максимальный срок рассмотрения заявки установлен на уровне 30 дней.

Шаг № 2. Выбрать участок

Перечень незанятых участков земли запрашивается либо в региональном подразделении Росреестра, либо в муниципальных органах власти. Альтернативный способ получения информации — более простой и быстрый — предусматривает использование федеральной базы данных в виде Публичной кадастровой карты.

Поиск происходит по следующему алгоритму:

  • загрузка ресурса;
  • указание муниципалитета;
  • выбор одного из участков, где отсутствует разметка.

Шаг № 3. Подготовить и подать документы

На следующем этапе будущий арендатор формирует комплект документов и подает его в местную администрацию. В состав документации входят: схема участка и два заявления — об утверждении схемы и предварительном согласовании аренды.

Далее оформляется кадастровый паспорт земельного участка. В завершении подается еще одно заявление — на предоставление надела в аренду.

Шаг № 4. Заключить договор

После принятия муниципалитетом положительного решения специалисты местного органа власти готовят текст договора и передают его арендатору. Последнему предоставляется 30 дней на подписание документа заключение сделки. Требования к договору, который оформляется в 3-х экземплярах, приведены выше.

Читайте также:  Увольнение в выходной день - Все о кадрах

Шаг № 5. Зарегистрировать договор

Завершающая стадия оформления аренды земли — регистрация договора в Росреестре. Перечень документов, необходимых для этого, не отличается от описанного для аукционов. Срок регистрации аналогичен и составляет 3-5 дней. По их истечении заявителям выдается выписка из ЕГРН, подтверждающая внесение изменений в федеральную базу данных.

Важные нюансы

Получение согласования в муниципалитете занимает не меньше месяца. Дополнительно затягивает процедуру появление спорных моментов. Например, совпадение указанных на схеме границ с данными по другим земельным участкам, уже оформленным или находящимся в стадии оформления.

Юридическая помощь при оформлении земли в аренду

Описанную процедуру оформления земельного участка в аренду — и с проведением аукциона, и без него — сложно назвать простой и быстрой. Крайне важно не только четко понимать последовательность действий, но и грамотно оформлять необходимые документы. Сделать это самостоятельно удается далеко не всегда.

Сдача в аренду земельного участка налогообложение

Поэтому для получения ответа на вопрос, как оформить аренду земельного участка быстро и правильно, многие потенциальные арендаторы обращаются к специалистам.

Сотрудничество с серьезной юридической компанией не только позволяет избежать ненужных ошибок, но и экономит время клиента.

Дополнительным плюсом становится разумный уровень расценок, который сформировался сегодня на высококонкурентном российском рынке юридических услуг.

Категория: Земельное правоДата: 27.12.2020 г.

Об аренде государственной земли и НДС

Сдача в аренду земельного участка налогообложение

Источник: Журнал «НДС проблемы и решения»

Казалось бы, вопросы, связанные с обложением НДС услуг по аренде государственного имущества, давно решены, разъяснены и вообще могут возникнуть лишь у людей, слабо знакомых с российским налоговым законодательством. В самом деле, ведь достаточно прочитать п. 3 ст. 161 НК РФ и сразу же все станет ясно и понятно… Как бы не так.

Вот и у одного крымского бухгалтера возник вопрос: а должна ли уплачивать в бюджет НДС организация, арендующая земельный участок, находящийся в государственной собственности? Увы, ответить на него однозначно не представляется возможным, и вот почему…

Итак, одной из ситуаций, в которой у хозяйствующего субъекта могут возникнуть обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС в качестве налогового агента, является аренда или покупка госимущества. В каком случае это происходит?

Что касается аренды, то исходя из положений п. 3 ст.

161 НК РФ арендуемое имущество, во‑первых, должно находиться в федеральной, муниципальной собственности либо в собственности субъектов РФ, а во‑вторых, в качестве арендодателя должен выступать орган государственной власти и управления (орган местного самоуправления) непосредственно либо совместно с балансодержателем сдаваемого в аренду имущества, не являющимся органом госвласти. В последнем случае между собственником имущества в лице органа государственной власти и управления или органа местного самоуправления (арендодателя), балансодержателем имущества (например, унитарным предприятием) и арендатором должен быть заключен трехсторонний договор. Ведь если арендодателем является балансодержатель имущества, который не относится к органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления или казенным учреждениям, то речь уже идет о договоре субаренды. Таким образом, обязанностей налогового агента у арендатора (то есть фактически субарендатора) не возникает: он перечисляет всю сумму арендной платы, включая НДС, арендодателю-балансодержателю, который должен самостоятельно уплатить названный налог в бюджет. Разъяснения по этому поводу содержатся, в частности, в письмах финансистов[1], к подобному выводу пришел КС РФ[2], аналогичного мнения придерживаются и арбитры[3].

Если же в качестве арендодателя выступает казенное учреждение, то в силу пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ оказываемые им услуги, включая услуги по аренде, не создают объекта обложения НДС и, следовательно, у арендатора обязанностей налогового агента не возникает. Данный вывод также подтвержден компетентными органами[4].

Об объекте налогообложения

Вроде бы все понятно, земля ведь тоже имущество, следовательно, к ее аренде должны применяться общие правила налогообложения. Или нет? Ведь, например, операции по реализации земли, независимо от ее собственника, объектом обложения НДС не признаются на основании пп. 6 п. 2 ст.

146 НК РФ, и если орган госвласти решит продать принадлежащий ему земельный участок, у его покупателя обязанностей налогового агента не возникнет, несмотря на положения абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ[5].

А вот прямых норм, выводящих из‑под обложения НДС или освобождающих от обложения им операции по предоставлению земли в аренду, налоговое законодательство не содержит.

Однако существует пп. 4 п. 2 ст.

146, согласно которому не признается объектом обложения НДС оказание услуг органами, входящими в систему органов госвласти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность оказания таких услуг установлена законодательством РФ, субъектов РФ либо актами органов местного самоуправления[6].

Каким образом указанная норма относится к рассматриваемой нами проблеме? Да самым непосредственным. Предоставление имущества в аренду в целях применения налогового законодательства относится к услугам. Это первое. Второе: в соответствии с п. 1 и 2 ст.

125 ГК РФ органы госвласти и органы местного самоуправления могут осуществлять имущественные права в рамках своей компетенции. Согласно п. 3 ст.

3 ЗК РФимущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным… законодательством, а в силу ст.

29 ЗК РФпредоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Чаще всего в качестве арендодателя – органа госвласти выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице своих территориальных органов, а в качестве органа местного самоуправления – соответствующая структура по управлению муниципальным имуществом.

Так, Рос­имущество уполномочено, в частности, приниматьв установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности[7], а также заключать договоры аренды и купли-продажи земельных участков[8], и порядок оказания данной услуги регламентирован приказами Минэкономразвития[9].

То есть именно Росимущество и его территориальные органы, составляя систему органов госвласти, осуществляют свои функции, возложенные на них Земельным кодексом, в части земельных отношений. Ну а дальше – по отработанной схеме: в соответствии со ст.

24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

При отсутствии объекта налогообложения не возникает ни обязанностей налогоплательщика, ни, соответственно, обязанностей налогового агента – полная аналогия с применением положений пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ в трактовке Минфина и ФНС.

Однако почему‑то нормы пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ на отношения по аренде госземель распространять не принято… Есть, правда, старые письма налоговиков, в которых названный подход применялся, но применялся исключительно к услугам по предоставлению права заключения договора аренды земли[10].

Но ведь указанное право приобретается арендатором по результатам торгов (конкурса или аукциона), организуемых органами госвласти или местного самоуправления только в определенных случаях (то есть не всегда), и платой за его предоставление, по сути, можно считать задаток, вносимый на счет организатора торгов для участия в них, который либо возвращается проигравшим участникам, либо засчитывается в счет арендной платы[11]. А согласно административным регламентам об оказании государственных услуг[12] наименование услуги такое: «предоставление земельных участков», оказывается она без взимания каких‑либо платежей и пошлин, правда, результатом ее оказания считается заключение договора купли-продажи, аренды либо безвозмездного срочного пользования земельным участком… Не это ли причина игнорирования положений пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ в рассматриваемом случае? Или возникают сомнения в исключительности полномочий того же территориального органа Росимущества? Или в установлении обязательности оказания такой услуги? У автора нет ответов на эти вопросы…

Об освобождении от обложения

Согласно разъяснениям Минфина, надо признаться достаточно туманным, не облагается НДС арендная плата за пользование земельным участком на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Но финансисты особо подчеркивают, что не подлежит обложению только плата, взимаемая с хозяйствующих субъектов, заключивших с органами государственной власти и управления (органами местного самоуправления) договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности РФ (субъектов РФ, муниципалитетов), которая относится к платежам в бюджет за право пользования указанными земельными участками[13]. Очевидно, это следует понимать так, что в иных случаях (вопрос – в каких?) арендная плата за землю НДС облагается. Попробуем разобраться с применением этой нормы.

В соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, если читать его буквально, освобождаются от обложения НДС пошлины и сборы, взимаемые государственными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав, в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами.

Но позвольте, платежи, пошлины, сборы вообще не являются объектами обложения НДС, если, конечно, принимать во внимание п. 1 ст. 146 НК РФ.

Согласно указанной норме к объектам обложения можно отнести операции по реализации услуг, но не плату за них! Если же допустить, что в формулировке пп. 17 п. 2 ст.

149 НК РФ законодателем допущена неточность и понимать его следует в том смысле, что освобождаются от обложения все‑таки услуги по предоставлению прав пользования природными ресурсами, оплата которых подлежит перечислению в бюджет, то получается, что он в чем‑то дублирует положения вышеприведенного пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ: те же услуги, оказываемые уполномоченными органами, пусть и не обязательно входящими в систему органов госвласти и без исключительности полномочий… Ясности все равно от этого не прибавляется.

Сторонники освобождения от обложения НДС любых операций по аренде госземель на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ приводят в поддержку своей позиции следующие доводы. В российском законодательстве земля определена как природный ресурс (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, п. 3 ст.

129 ГК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским и земельным законодательством (п. 1 ст. 607 ГК РФ, п. 2 ст. 22 ЗК РФ).

Договор аренды подразумевает передачу имущества во временное владение и пользование или временное пользование (ст. 606 ГК РФ). Плата за аренду земельного участка – это платеж за пользование им (п. 1 ст. 614 ГК РФ, п. 1, 3 ст.

65 ЗК РФ). Кроме того, доходы в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества относятся согласно нормам Бюджетного кодекса к неналоговым доходам бюджетов (ст.

42, 51, 57, 62), что, по мнению некоторых чиновников и экспертов, является дополнительным аргументом в пользу того, что оснований для обложения НДС арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не имеется[14], следовательно, у арендатора этих участков не возникает обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и уплате в бюджет налога[15].

Все это здорово, особенно если не принимать во внимание тот факт, что и Земельный и Гражданский кодексы определяют землю не только в качестве природного ресурса, но и одновременно в качестве недвижимого имущества и объекта права собственности и иных прав на него (п. 1 ст. 130 ГК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Более того, в п. 1 ст.

6 ЗК РФ сказано о разделении объектов земельных отношений на землю (природный объект и природный ресурс) и земельные участки и их части. Правда, ст. 607 ГК РФ земельные участки приравниваются к отдельным природным объектам, но все‑таки в соответствии с п. 1 ст.

614 ГК РФ арендная плата является платежом за пользование имуществом

Что касается ссылок на положения БК РФ, то ведь к неналоговым доходам бюджетов относятся и поступления от сдачи в аренду иных объектов имущества, кроме земли, и от реализации этих объектов, в том числе земли… Почему же тогда в одних случаях арендатор (покупатель) может признаваться налоговым агентом по НДС, а в других – нет?

Попробуем подойти к решению вопроса об отнесении арендной платы к платежам за пользование природными ресурсами с другой стороны.

Платежи за пользование федеральным и муниципальным имуществом направляются арендатором напрямую в соответствующий бюджет. На основании ст.

18 БК РФдля составления и исполнения бюджетов, а также для группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления используется бюджетная классификация и ее составным частям присваиваются коды (КБК).

Одной из составных частей классификации доходов бюджета является код вида доходов, включающий в себя, в частности, группу и подгруппу дохода[16].

Так вот, группа 100 «Налоговые и неналоговые доходы» содержит, в частности, подгруппы 111 «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» и 112 «Платежи при пользовании природными ресурсами».

И хотя доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, группируются отдельно от доходов, получаемых от аренды иного госимущества, относятся они все же к подгруппе 111. К платежам же за использование природных ресурсов (из арендных платежей) относятся лишь плата за использование лесов, плата за пользование водными объектами да доходы в виде платы за предоставление рыбопромыслового участка[17]. То есть, если пользоваться бюджетной классификацией, арендную плату за пользование земельными участками к платежам за право пользования природными ресурсами отнести нельзя, формулировки же «платеж за право пользования земельным участком» бюджетная классификация вообще не содержит.

Как можно видеть, сомнения в правомерности применения положений пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ к отношениям по аренде государственной земли имеются.

Обоснованы ли они? Ведь еще в методичке по применению норм НК РФ[18] налоговикам на местах и налогоплательщикам было рекомендовано учитывать, что не подлежат налогообложению услуги, оказываемые уполномоченными на то органами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав(в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами, включая земельные участки). Правда, о том, что указанной преференцией может пользоваться налоговый агент, в приведенном документе не было сказано, но ведь это само собой разумеется. Или нет?

Арбитражная практика

Обратимся к арбитражной практике. Она не столь объемна, но все же существует, и, следовательно, споры по рассматриваемому нами вопросу возникают.

Например, самарские налоговики в далеком уже 2003 году доначислили НДС организации, арендующей земельные участки, принадлежащие муниципальному образованию, и уплачивающей арендные платежи в бюджет последнего, указав, что, будучи налоговым агентом, она была обязана исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

ФАС ПО в Постановлении от 03.06.

2004 по делу № А55-12122/03-6 не поддержал контролеров, обосновав свою позицию следующим образом: арендные платежи за право пользования землей, уплачиваемые непосредственно в муниципальный бюджет, размер которых устанавливается не по договоренности сторон в ее гражданско-правовом смысле, а в публично-правовом порядке уполномоченным на то органом, следует относить к разряду обязательных платежей, которые согласно пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС. Что касается точки зрения налоговиков относительно возникновения у хозяйствующего субъекта обязанностей налогового агента, арендующего муниципальное имущество, то, по мнению арбитров, она является ошибочной, ибо правовой анализ законодательных актов в их совокупности позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что понятие «имущество», приведенное в диспозиции п. 3 ст. 161 НК РФ, не содержит в себе таких понятий, как «природные ресурсы», а следовательно, и «земля».

Оригинальное суждение: обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм НДС у арендатора не возникает не потому, что операция освобождена от налогообложения, а потому, что земля не имущество…

Аналогичным образом поступили и челябинские контролеры с предпринимателем, арендовавшим муниципальную землю. Только вот решение судьями (Постановление ФАС УО от 22.01.2007 № Ф09-11365/06‑С2 по делу № А76-8016/06) было принято прямо противоположное.

Причем арбитрами был отклонен довод налогоплательщика о том, что операции по аренде земельных участков у органов местного самоуправления освобождены от обложения НДС в силу пп. 17 п. 2 ст.

149 НК РФ, так как основан он, по мнению уральских служителей Фемиды, на ошибочном толковании указанной нормы права.

А вот в спорах, ставших предметом разбирательства ФАС СЗО (Постановление от 02.11.2005 по делу № А56-11276/2005

Ссылка на основную публикацию