Россиян с минимальной зарплатой могут освободить от подоходного налога

Работодателю выгодно устанавливать «минималку» и платить «серые» зарплаты, чтобы экономить на социальных взносах. © СС0 Public Domain

Россиян с минимальной зарплатой могут освободить от подоходного налога

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что выступает за отмену налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для россиян, получающих «маленькую зарплату».

Какую сумму считать маленькой, она еще не определилась.

«Может быть, такой критерий взять: те, кто получает на уровне МРОТ, не должен платить еще с этой небольшой зарплаты налог на доходы физических лиц», — поразмышляла вслух спикер Совфеда.

Идею отменить НДФЛ с минимальной заработной платы поддержал глава Минэкономразвития Максим Орешкин, по словам которого, это может оказать позитивное влияние на экономику. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, заявил, что в Кремле по этому вопросу «никакой позиции нет» — для начала нужно межведомственное согласование и проработка вопроса на экспертном уровне.

Напомним, что в уходящем 2019 году минимум заработной платы в России составлял 11280 рублей. С 1 января 2020 года решено поднять его до 12130 рублей в месяц. С учетом того что единая плоская шкала подоходного налога в России составляет 13%, в случае принятия решения о необлагаемом минимуме выигрыш работника, получающего минимальную зарплату, составит примерно полторы тысячи рублей.

Между тем, по официальным данным Росстата, в России зарплату в 12 тысяч рублей в месяц и ниже сейчас получает 17,6 процента от числа работающих. В абсолютных числах это более 12 млн человек (от 72,7 млн занятых по данным на ноябрь 2019 года).

На первый взгляд, для бедного человека прибавка в 1500 рублей в месяц это неплохо.

С другой стороны, не до конца понятно кому, в случае принятия такого закона, может быть более выгодно введение необлагаемого минимума, поскольку НДФЛ, вместе с другими налоговыми отчислениями, по сложившейся в России традиции, платит не работник, а работодатель. Кроме того, очевидно, что сам уровень минимальной оплаты труда в России крайне низок и, по-хорошему, его давно стоило бы радикально пересмотреть в сторону увеличения.

Вот что по этому поводу говорят эксперты.

Вера Афанасьева, профессор Саратовского государственного университета:

Россиян с минимальной зарплатой могут освободить от подоходного налога

«Раз НДФЛ платит работодатель, то предложение о необлагаемом минимуме заработной платы выгодно, прежде всего, ему.

Если он не будет платить этот налог с маленьких зарплат (на уровне или ниже МРОТ), значит, ему вдвойне выгодно будет платить именно такие, маленькие зарплаты.

То есть, с одной стороны, он выплачивает низкую зарплату, а с другой, не платит с нее налога. Поэтому тут все неоднозначно.

Физическим лицам это, скорее, будет в минус. Плюсы для них здесь очень сомнительны, потому что работодателям будет выгоднее снижать им зарплаты, если даже не номинально, то фактически.

Например, в вузах, да и не только в вузах, можно переводить сотрудников на 0,75 или даже на полставки.

Это такая лазейка для работодателя для того, чтобы не платить подоходный налог и воспользоваться этой ситуацией, чтобы понизить зарплату.

При этом серьезного повышения МРОТ в следующем году не планируется. Да, надо бы, как это принято в мире, довести минимальную зарплату у нас до тысячи долларов или евро.

И возможности для этого есть — профицит бюджета у нас сейчас огромный, есть доходы, которые все еще поступают в него от продажи наших энергоресурсов.

Но поскольку в России об этом речь не идет и идти не может, то это и обсуждать бессмысленно — минимальная зарплата у нас останется такая, какая есть».

Игорь Николаев, экономист, директор Института стратегического анализа:

Россиян с минимальной зарплатой могут освободить от подоходного налога

«В качестве налогового агента налог на доход физических лиц платит работодатель. Если идея о необлагаемом минимуме будет принята, денег у него от этого меньше не станет.

Деньги, которые он, как налоговый агент, перечисляет в бюджет, при этом будет получать низкооплачиваемый работник.

Поэтому в данном случае это выгодно работнику, а потери для бюджета из-за выпадения этих доходов — очень небольшие.

Что касается минимальной зарплаты в 11280 рублей, то по идее, таких зарплат и быть то не должно. Имеет смысл не брать подоходный налог где-то с 15 тысяч рублей, потому что зарплат ниже МРОТ не должно быть.

Сейчас часть (работодателей) для того, чтобы формально соблюсти требования законодательства о МРОТ, устанавливают зарплаты своим работникам на этом уровне. Это делается для того, чтобы минимизировать расходы.

Работодателю выгодно устанавливать „минималку“ и платить „серые“ зарплаты, чтобы экономить на социальных взносах».

Павел Кудюкин, социолог:

Россиян с минимальной зарплатой могут освободить от подоходного налога

«В случае принятия предложения о необлагаемом минимуме, работник будет просто получать МРОТ в полном объеме. Сейчас он получает минимальную зарплату — минус 13% НДФЛ. Вообще, это предложение идет в русле общемировой практики.

В очень многих странах существует система необложения минимальных доходов налогами. Это элемент системы пропорционального налогообложения доходов. Поскольку в ближайшее время у нас вряд ли стоит ожидать перехода к прогрессивному налогообложению, то пусть хотя бы так будет.

Однако, вероятнее всего, думское большинство в лице „Единой России“ такой законопроект отклонит.

Что касается минимума оплаты труда, то его правильнее всего стоило бы поднять его раза эдак в два с половиной — в три. Но, при нынешнем раскладе сил это лишь мечтания».

Александр Желенин

Освободят ли в России бедных от налогов? Официальные оценки и мнения экспертов

Россиян с минимальной зарплатой могут освободить от подоходного налога

Прожиточный минимум в России считается заниженным – прожить на него практически невозможно. А если отнять от него 13% налога, все становится еще сложнее. При этом уже не первый год в официальных кругах обещают рассмотреть вопрос об отмене НДФЛ для самых бедных россиян. Мы расспросили экспертов, возможно ли это, и к чему все приведет.

В России минимальный размер оплаты труда составляет 11 280 рублей, со следующего года он вырастет до 12 130 рублей. Но эта сумма – «грязными», а если вычесть из нее 13% налога на доходы физических лиц, получится сумма в 9 813 рублей – именно столько получают на руки те, кто работает за «минималку».

Очевидно, что работающему человеку прожить на эту сумму как минимум затруднительно, как максимум – вообще невозможно (особенно если у него есть семья и дети).

При этом размер прожиточного минимума (к которому с недавних пор приравнивается МРОТ) рассчитывается как стоимость потребительской корзины и других необходимых платежей. Естественно, что налог при этом расчете не учитывается.

Именно из этого противоречия – когда МРОТ, хоть и равен прожиточному минимуму, но в реальности меньше – и началась дискуссия о том, что было бы неплохо отменить НДФЛ для малоимущих.

Изначально об этом заговорили в российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в которую входят представители правительства, работодателей и профсоюзов.

Еще в апреле 2019 года в РТК заявили о том, что 11 миллионов россиян, или 15,2% трудоспособного населения зарабатывают менее 13,8 тысяч рублей – именно эта категория получает на руки меньше прожиточного минимума (данные за 2017 год).

Однако подобные предложения (вместе с инициативами ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения доходов) возникали и за несколько лет до этого, но такого масштабного обсуждения тогда не было.

Новый толчок дискуссии положил глава Банка ВТБ Андрей Костин, который в рамках Московского финансового форума в сентябре 2019-го предложил установить минимальный уровень дохода, с которого НДФЛ не будет взиматься. Костин апеллировал (и весьма справедливо) к тому, что федеральный бюджет-2019 сводится с большим профицитом.

Чуть позднее предложение прокомментировал министр финансов Антон Силуанов, который сказал, что нужно взвесить плюсы и минусы такого решения, особенно в контексте региональных бюджетов.

И совсем недавно по этому поводу высказался премьер-министр Дмитрий Медведев, который также сказал, что идею нужно прорабатывать и просчитывать. А еще он заявил, что таким решением могут быть недовольны те, у кого доход будет чуть выше МРОТ, и которые уже попадут под НДФЛ.

На данный момент определенности в правящих кругах нет – все прекрасно понимают, что даже если отменить НДФЛ только для самых бедных, придется где-то искать компенсацию выпадающих доходов (или расстаться с профицитом бюджета).

Разве для малоимущих нет налоговых льгот?

Малоимущие граждане и семьи в России имеют несколько прав – в некоторых регионах им выплачивают социальные пособия, они могут получать субсидии на оплату услуг ЖКХ, а также они могут встать в очередь на улучшение жилищных условий.

Но что касается налогов – никаких послаблений именно для малоимущих в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено. Что касается НДФЛ, его сумму можно снизить за счет нескольких вычетов:

  • стандартный: предоставляется нескольким категориям льготников, а также тем, у кого есть дети;
  • социальный: позволяет вернуть уплаченную сумму НДФЛ по доходу, который плательщик впоследствии потратил на лечение, образование или некоторые иные цели;
  • имущественный: можно вернуть налог с денег, которые потрачены на покупку недвижимости.

Еще есть инвестиционный вычет, но им явно не пользуются граждане с доходами около МРОТ, а профессиональный вычет используют ИП, работающие на общей системе налогообложения.

Если просуммировать максимальный лимит по стандартным вычетам (если, например, у плательщика 2 детей, это 2 800 рублей в месяц или 33 600 рублей в год), а также максимальную сумму социального вычета в 120 000 рублей, то в расчете на месяц плательщик сможет снизить налогооблагаемый доход на 12 800 рублей – и это больше, чем МРОТ.

Казалось бы, вот он – способ вообще не платить налоги с минимальной зарплаты. Но в этом случае плательщику придется все свои доходы тратить на лечение или обучение, и жить ему будет попросту не на что.

Тем не менее, стандартный вычет позволит снизить сумму налогооблагаемого дохода на четверть, если у работника 2 детей, или наполовину, если у него 3 детей. Но за остальное он будет вынужден все равно платить НДФЛ.

Строго говоря, вычеты – это не льготы, и далеко не у всех малоимущих есть дети. Поэтому можно просто считать, что налоговых льгот для малоимущих в России нет.

Действительно ли стоит отменить НДФЛ для бедных?

Вопрос отмены НДФЛ для бедных остается дискуссионным, и не только в России. Для принятия решения важно понять, насколько снизятся доходы бюджетов (а это бюджеты регионов и местные бюджеты, которым живется не очень хорошо).

Чтобы хотя бы ориентировочно понять масштаб проблемы, можно учесть данные Росстата. Он посчитал, что в 2019 году доходы до 13 800 рублей имеют 6,4% работающих россиян, или 4,8 миллиона человек. Предположим, они не будут платить НДФЛ за сумму МРОТ каждый месяц. Тогда потери бюджетов составят:

4,8 × 11 280 × 0,13 × 12 = 84 464,6 миллионов рублей

То есть, местные бюджеты недополучат всего около 84,5 миллиардов рублей. И это кажется не так много, как пугают некоторые оценки.

Но это лишь один из вариантов льготы. Другой вариант в том, чтобы отнимать из налогооблагаемых доходов каждого работающего сумму МРОТ. Тогда картина будет совсем иная:

75 × 11 280 × 0,13 × 12 = 1 319 760 миллионов рублей

Итак, введение необлагаемой суммы в размере МРОТ приведет к тому, что бюджеты недополучат 1,3 триллиона рублей. Для понимания, консолидированный бюджет российских регионов составил в 2018 году 12,4 триллиона рублей.

Очевидно, что вводить льготу в первом варианте несправедливо (обидятся те, кто получает чуть больше), а во втором – экономически нецелесообразно, так как это отнимет более 10% доходов регионов.

Читайте также:  Образец уведомления о расторжении договора (письмо) в 2021 году - пример, заполненный, скачать, одностороннем порядке

Вопрос и вправду очень непростой. Определить ту границу доходов, при которой гражданин начинает платить налоги, очень сложно, считают эксперты. Так, юрист Диана Янковец считает, что это введение такой градации фактически будет означать введение прогрессивного налогообложения:

Где та грань, которая будет отделять «бедных» от «небедных»? Даже, если за критерий «бедности» будет браться прожиточный минимум, а минимальная зарплата приравнивается к нему, то граждане, получающие на несколько рублей больше, уже не будут считаются «бедными», и НДФЛ с них будет взыскан (а это 13%)? Ситуация неоднозначная, как и заметил премьер-министр.

В таком случае нужно будет продумывать градацию, при которой размер налога на доходы будет повышаться с учетом разницы между принятым минимумом дохода и фактическим доходом.

А в этом уже явно просматриваются признаки прогрессивного налогообложения. При котором эффективная ставка налога увеличивается с ростом налогооблагаемой базы, как это действует в некоторых странах.

Например, в Канаде, Бельгии, США, Австрии, Франции, Швейцарии, Великобритании и других.

Диана Янковец, юрист, главный редактор издания RedRocketMedia

Другим вариантом могло бы быть введение более адресных льгот – например, для многодетных семей или работающих пенсионеров. Особенно это актуально в контексте ухудшения ситуации с демографией, считает эксперт:

Просто отмена подоходного налога для бедных без перехода на прогрессивную систему лишит государства значительных поступлений в бюджет, что, несомненно, может отразиться на мерах государственной поддержки граждан, в том числе пенсиях, пособиях, налоговых вычетах. Вряд ли идея об освобождении бедных от подоходного налога будет закреплена законодательно.

Другое дело, если правительство примет решение пересмотреть налоговые льготы для определенных слоев населения, например увеличить размер налогового вычета для многодетных родителей или работающих пенсионеров. Такое налоговое послабление более реально в текущей ситуации в стране. Тем более, что демографическая ситуация в России в последние годы ухудшается, а уровень бедности растет.

  • Диана Янковец, юрист, главный редактор издания RedRocketMedia
  • Определение социальных групп, которые могли бы получать адресную помощь, действительно могло бы снизить социальную напряженность в вопросе отмены налогообложения малоимущих в России.
  • При этом правительству стоит более четко определиться с приоритетами, говорит Олег Богданов, ведущий аналитик QBF. Как считает эксперт, о полной отмене НДЛФ для бедных говорить пока не стоит:

Понятно желание помочь неимущим слоям, но в этом случае нужно решить самый сложный вопрос – кого считать бедным и как к этому отнесутся другие слои населения, доходы которых несильно отличаются от доходов беднейших слоев. Может возникнуть социальная напряженность, которая нашему правительству совсем не нужна, особенно в условиях падения доходов населения.

Гораздо проще таргетировать материальную помощь конкретным слоям населения, то есть делать возврат налогов. Правительство должно определить приоритетные группы, которым необходима помощь, например, многодетные семьи, матери одиночки и т.д. Потом финансовую помощь таргетировать в соответствии с этими приоритетами.

В прошлом веке в США был опыт практически полной отмены подоходного налога для малоимущих. С 1925 года по 1932 год ставку налога опустили до 1,5%. В это же время самые богатые американцы платили подоходный налог 25%. Потом ставку для малоимущих подняли до 4%, а во время второй мировой войны до 19%.

Олег Богданов, ведущий аналитик QBF

Кстати, многие аналитики справедливо считают, что с финансовой точки зрения российские власти работают не очень эффективно – собирают больше налогов, чем могут потратить, из-за чего в федеральном бюджете образовался огромный профицит.

Сумма этого профицита за первые 10 месяцев года – более 3 триллионов рублей. То есть, такой суммой можно было бы спокойно компенсировать любые выпадающие доходы региональным бюджетам на несколько лет вперед.

Тем не менее, такое решение будет иметь и свои плюсы, и минусы, считают эксперты.

И льготу по НДФЛ можно рассматривать с точки зрения роста потребительского спроса, считает Вадим Щеглов, управляющий директор компании «Безопасная экономика».

Он считает, что благодаря росту доходов у населения вырастет покупательная способность, что в итоге вернет часть выпадающих доходов обратно в бюджеты:

Каждое решение имеет свои плюсы и свои минусы. При отмене налога по НДФЛ для бедных государство понесет потери, но они будут незначительные для бюджета. Государство сможет в дальнейшем вернуть данные денежные средства за счет получения других налогов.

При отмене НДФЛ для небогатых жителей страны данная группа населения сможет потратить высвободившиеся средства на покупку товаров. необходимых ей для жизни.

Ни для кого не секрет, что многие экономят на всем в том числе на покупке предметов первой необходимости и отказывают себе во многих других необходимых товаров.

Таким образом, потраченные оставшиеся от экономии НДФЛ средства, подтолкнут к увеличению производимой продукции и налоги, полученные от ее реализации, пополнят бюджет.

Государство, недополучая денежные средства от отмены НДФЛ для небогатых граждан, решает ряд других проблем. Увеличивается объем производства на российских предприятиях, создаются новые рабочие места, происходит рост налоговые поступления от других налогов.

Вадим Щеглов, управляющий директор компании «Безопасная экономика»

В любом случае, правительству предстоит очень тщательно изучить вопрос, особенно то, как введение льгот повлияет на бюджеты депрессивных регионов России.

Альтернатива – прогрессивная шкала?

Практически ни одна дискуссия о льготах по подоходному налогу не обходится без упоминания прогрессивной шкалы налогообложения. Прогрессивная шкала предполагает, что ставка налога увеличивается по мере роста доходов заемщика. Ее противоположность – плоская шкала с фиксированной ставкой (как российские 13% НДФЛ).

Прогрессивная шкала достаточно широко применялась в разных странах мира, кое-где она осталась и сейчас. Она применялась даже в СССР: все, кто получал менее 70 рублей в месяц, не платили налоги, при доходах от 70 до 90 рублей платили 10%, от 90 до 100 рублей – 12%, а все остальные платили 13%.

Гораздо более радикальная прогрессивная шкала действовала в России с 1998 по 2001 годы. В 2000 году доходы облагались так:

  • до 50 тысяч рублей – 12%
  • от 50 до 150 тысяч – 6 000 рублей плюс 20% от превышения над 50 тысячами рублей;
  • от 150 тысяч рублей – 26 000 рублей плюс 30% за то, что сверху 150 тысяч.

Это достаточно справедливая шкала, так как в ней повышенной ставкой облагалось только превышение доходов над некоторой суммой (тогда как в США в 70-е годы повышенная ставка применялась ко всему доходу).

При этом с 1998 по 2000-й действовала более сложная шкала с 6 ставками. В 2001 году это все было отменено, и ввели единую ставку в 13%, которая используется до настоящего времени.

Прогрессивная шкала имеет свои плюсы и минусы. И хоть есть риски ухода в тень части доходов населения, прогрессивная шкала может оказаться более справедливой в современной России, считает Вадим Щеглов:

Другой альтернативой является введение прогрессивной шкалы налогообложения, которая показала свою эффективность в: США, Германии, Китае, прогрессивная шкала налогообложения будет являться главным инструментом по переносу налогового бремени на налогоплательщиков с большим достатком и соответственно увеличить налоговые поступления в бюджет.

Большая часть населения РФ получает небольшие доходы и при введении прогрессивной шкалы налогообложения налоговая нагрузка на слабо защищенные слои населения сократится и перенесется на более обеспеченные слои населения.

При прогрессивной шкале налогообложения произойдет перераспределение налоговой нагрузки с малообеспеченных слоев населения на налогоплательщиков с большими доходами.

Многие считают, что, если перейти с плоской шкалы налогообложения на прогрессивную большое количество налогоплательщиков уйдут в тень.

С этим можно поспорить, за последние годы наша налоговая служба создала очень грамотную системы по выявлению фактов уклонения от уплаты налогов сделав применение различных схем невыгодными для налогоплательщика.

Количество налогоплательщиков кто работает в белую очень сильно выросло и в ближайшие время желающих уклоняться от налогов практически не останется.

Вадим Щеглов, управляющий директор компании «Безопасная экономика»

И эту концепцию в России поддерживают многие. Например, в партии ЛДПР в 2010 году предлагали ввести прогрессивную систему сразу с 7 ставками – от 2 до 40%. В КПРФ предлагали ставки от 5 до 45%, а в «Справедливой России» хотели просто поднять для самых богатых налоги до 18%.

Россиян с минимальной зарплатой могут освободить от подоходного налога

Практически ровно год назад МРОТ в России впервые достиг прожиточного минимума. С 1 мая 2018 года минимальная зарплата в нашей стране равна прожиточному минимуму трудоспособного гражданина.

Казалось бы, это вполне очевидно – самый маленький заработок должен обеспечивать работника так, чтобы он мог хотя бы удовлетворять минимальные потребности в пище и непродовольственных товарах и услугах.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsen-GB

Более того – эта очевидная логика была закреплена в законе. Что МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума, прописано давно. Но такая норма не работала, государство ввело для себе переходный период и долго шло к повышению минимальной зарплаты до установленного нижнего её предела.

Формально в настоящий момент МРОТ и прожиточный минимум равны. В 2019 году величина прожиточного минимума трудоспособного гражданина в среднем по стране равна 11 280 рублям. Такая же минимальная зарплата установлена с 1 января.

Всё дело в налогах, которые никто не отменял. Неважно, какую по величине зарплату получает россиянин, в любом случае с неё удерживается 13% подоходного налога. Соответственно, после вычета НДФЛ минимальная зарплата “ужимается” до 9 814 рублей или 87% прожиточного минимума.

Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в которую входят государство, профсоюзы и объединение работодателей, наконец обратило внимание на эту проблему. В рамках РТК обсуждается возможность освобождения от подоходного налога тех, кто получает минимальную зарплату или зарплату чуть выше минимума.

Зарплата ниже МРОТ: ответственность и штрафы

Почему важен МРОТ? По многим причинам. Прежде всего, от него зависит заработная плата. Работодатель не имеет права платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ, о чем говорится в ст.

133 ТК РФ: «Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».

Роструд на своем официальном сайте уточняет, что заработная плата может быть меньше МРОТ, если работник работает в режиме неполной занятости или по совместительству. «Оклад может быть меньше МРОТ. Заработная плата включает в себя кроме оклада компенсационные выплаты, различные надбавки и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ).

Работодатель должен понимать, что он сильно рискует, если его работники получают зарплату ниже МРОТ. Трудовая инспекция может оштрафовать его. Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Предлагаем ознакомиться:  Где менять страховое медицинское

За повторное нарушение штраф на должностных лиц составляет от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Эксперты Роструда обращают внимание на то, что при совместительстве оплата труда должна быть не ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени – в зависимости от выработки или на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 285 ТК РФ).

Таким образом, оплата труда совместителю не должна быть ниже МРОТ, исчисленного пропорционально отработанному времени.

Стоит отметить, что на иностранных граждан, так же как и на россиян, распространяются положения трудового законодательства о выплате заработной платы не ниже МРОТ. Об этом свидетельствует ст. 11 ТК РФ.

Более того, Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 № 167 уточняет, что принимающая сторона обязана обеспечить иностранного работника заработной платой в размере не меньше МРОТ. 

Читайте также:  Ответственность за кражу электроэнергии в РФ

Какая схема получения вычета может появиться

Для того, чтобы гарантировать реальную минимальную зарплату на уровне прожиточного минимума, нужно освободить от налога не только тех, кто получает МРОТ. Под вычет должны попасть те, кто получает чуть больше.

Если говорить в общероссийских цифрах, то в 2019 году от НДФЛ нужно освобождать всех, кто получает зарплату до 12 966 рублей в месяц. Отняв именно от этой суммы 13% НДФЛ, мы получим 11 280 рублей прожиточного минимума – искомую минимальную зарплату.

Точных данных о том, какое количество работников могло бы попасть под такой вычет, нет. “Известия” сообщают о самой близкой статистике, которая имеется – о зарплатах ниже 13 800 рублей по итогам 2017 года. Такие доходы в позапрошлом году получало более 15% работников, или 11 миллионов человек.

Мы привели средний по стране пример. В РТК предлагают более справедливое решение – привязать фактическую минимальную зарплату не к общероссийскому прожиточному минимуму, а к региональной величине.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabouten-GB

В каждом отдельно взятом регионе России зарплата должна быть не ниже стоимости минимального набора товаров и услуг конкретно в этом регионе. На средние по стране 11 280 рублей невозможно прожить, например, на севере или Дальнем Востоке, где стоимость жизни может превышать среднюю по стране в два раза.

Предлагаем ознакомиться:  Приказ о повышении заработной платы — образец

Если до вступления в силу такого закона вообще дойдёт дело, есть несколько возможных механизмов предоставления такого вычета по НДФЛ.

Первый – по заявлению самого работника в налоговые органы. Работодатель будет удерживать подоходный налог с зарплаты, а работнику один раз в год можно будет подать заявление о возврате подоходного налога. Так сегодня работают вычеты на лечение, образование, покупку жилья.

Второй вариант – получение вычета через работодателя. Бухгалтерия сама оформит все бумаги и обоснует налоговикам, почему с работника не удерживается налог с зарплаты. Этот вариант более удобный и очевидный.

Наконец, есть вариант законодательно установить, что минимальная зарплата в регионе должна быть на 15% выше уровня прожиточного минимума трудоспособного гражданина. В этом случае и вычет никакой не понадобится – после удержания 13% подоходного налога получится искомая сумма.

Региональный МРОТ

Согласно ст. 133.1 ТК РФ, помимо федерального МРОТ, действующего по всей России, регионы могут устанавливать свой МРОТ. Он определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ.

По закону, размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. При этом региональные власти имеют право приравнивать МРОТ к федеральному стандарту или повышать его.

У работодателей есть срок 30 дней, в течение которого они могут направить в трудовой орган письменный отказ о присоединении к региональному соглашению о минимальном МРОТ в конкретном субъекте. Молчание автоматически означает согласие, то есть если они не направляют отказ, то присоединяются к соглашению.

Размер минимальной заработной платы в субъектах РФ: таблица

МРОТ в Москве в размере 20 195 руб. установлен Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2019 № 1177-ПП и уже действует с 1 октября 2019 год.  

28 ноября 2019 года было заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2020 год, в соответствии с которым размер МРОТ здесь установлен на уровне 12 800 руб.

Из этого следует, что месячная зарплата человека, трудящегося на территории Ленинградской области и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение, не может быть ниже размера МРОТ в Ленинградской области, если этот человек полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда.

В связи с увеличение МРОТ нередко возникает вопрос об индексации зарплаты — является ли она обязательной? Об этом мы ранее писали в статье «Индексация заработной платы: право или обязанность работодателя?».

Предлагаем ознакомиться:  Договор аренды паркинг места

Риски для государства

Эксперты, опрошенные “Известиями”, говорят о том, что появление подобного вычета означает некоторые риски для государства. Дескать, работодателям будет выгодно установить работнику минимальную зарплату, чтобы не уплачивать налоги. Остальное будет выдаваться в конверте.

Такой риск выглядит довольно сомнительно. Для работодателя куда страшнее социальные взносы за работника, который он должен совершать каждый месяц. Взносы на пенсию, медицину и соцстрахование – это треть выплаченного работнику. Источник проблемы “серых” зарплат лежит именно здесь.

Едва ли появление налогового вычета по НДФЛ для получателей минимальных зарплат серьёзно отразится на росте доли “серых” доходов в России. А вот для тех, кто действительно получает минимум, освобождение от налога могло бы стать хорошей новостью.

Вычет из бедности: россиян с низкой зарплатой могут освободить от НДФЛ

В правительстве могут обсудить возможность освободить россиян с низкими зарплатами от подоходного налога. Об этом «Известиям» рассказали в аппарате российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Речь о гражданах, чьи доходы после вычета НДФЛ оказываются ниже прожиточного минимума, в среднем по стране это зарплаты меньше 13 тыс. рублей.

Опрошенные «Известиями» эксперты называют эту меру справедливой, но предупреждают, что она имеет свои риски — в частности, может увеличиться доля «серых» заработков, которые и так получают несколько десятков миллионов человек.

Ниже порога

Консультации о внесении изменений в налоговое законодательство в части установления социального вычета по НДФЛ для малоимущих работников предусмотрены генсоглашением между правительством, объединениями работодателей и профсоюзами на 2018–2020 годы.

Об этом «Известиям» сообщили в аппарате российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), которую возглавляет зампред правительства Татьяна Голикова.

Критерием низкого достатка станут доходы меньше прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе, пояснили в аппарате комиссии.

Согласно Трудовому кодексу, работодатель не может начислять сотруднику сумму меньше минимального размера оплаты труда. Он равен прожиточному минимуму и в среднем по России составляет 11,3 тыс. рублей.

Однако после уплаты НДФЛ на руки сотрудник с такой зарплатой получит 9,8 тыс. рублей. Таким образом, его доход окажется ниже прожиточного минимума. Соответственно, вычет потребуется гражданам с зарплатами до 13 тыс.

рублей.

В Минтруде оперативно не ответили на запрос «Известий», какого количества россиян могла бы коснуться реформа. В ведомстве сослались на то, что вопросы налогообложения находятся в компетенции Минфина. В этом министерстве не ответили на запрос «Известий» о том, поддерживают ли там это предложение.

Задача на вычитание

В данных Росстата нет информации о количестве граждан с доходами ниже 13 тыс., но есть сведения о тех, чей заработок не превышает 13,8 тыс. По информации ведомства, в 2017 году (за 2018 год сведений еще нет) к ним относились 15,2% работников по стране, то есть примерно 11 млн человек.

Консультации о введении налогового вычета на низкую зарплату пока не проводились, рассказал «Известиям» Олег Соколов, секретарь Федерации независимых профсоюзов (представляет сторону работников в РТК). Организация придерживается позиции, что при фактическом среднедушевом доходе меньше прожиточного минимума сотрудников нужно освободить от уплаты НДФЛ.

— Технически в России сейчас есть два способа сделать налоговый вычет.

По первому — желающий возместить часть определенных расходов (на обучение, лечение или приобретение жилья) гражданин подает заявление в налоговую инспекцию, которая позже возмещает ему эти траты из суммы уплаченного ранее подоходного налога, — рассказывает генеральный директор консалтинговой компании CAF Group Наталья Ионова.

Согласно второму варианту, вычетом занимается работодатель: сотрудник приносит в бухгалтерию документы, подтверждающие льготу (например, свидетельства о рождении детей), и из его зарплаты вычитают налоги в меньшем объеме.

Логичнее использовать второй вариант, поскольку при первом вырастет нагрузка на ФНС и появится недовольство со стороны малообеспеченных работников.

Им придется собирать справки и подавать дополнительную декларацию по итогам года.

Риск из конверта

Если освободить от налогов работников с низким доходом, есть риск, что работодатели начнут оформлять сотрудников на минимальные ставки и выдавать остальную часть зарплаты в «конвертах», пояснила «Известиям» Наталья Ионова. Она отметила, что в последнее время доля «серого» заработка и так достаточно высока.

В 15 млн человек количество россиян «в тени» оценивала в 2017 году вице-премьер Татьяна Голикова (тогда была в должности главы Счетной палаты).

Директор Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС Андрей Покида ранее говорил «Известиям», что частично «в тени» (то есть какую-то часть дохода получают официально, а какую-то в «конверте») — 30 млн человек.

Он рассказывал, что соответствующее исследование проводила РАНХиГС.

Еще один путь — увеличение МРОТ, предполагает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. В этом случае в законодательстве нужно будет закрепить, что минимальная оплата труда должна превышать прожиточный минимум на 13%.

Предлагаемый чиновниками вариант вычета не даст эффекта в виде фактического снижения бедности в стране, поскольку для выживания нужно больше 11,3 тыс. рублей в месяц, уверен профессор департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве Максим Березин. По его мнению, логично рассмотреть переход к прогрессивному налогообложению.

Прогрессивная шкала гораздо более сложная (поразрядная, ступенчатая, комбинированная), однако в любом случае в ней сохраняется принцип увеличения ставки налога с ростом доходов.

Такая система, например, действует в некоторых странах Европы и США.

Консультации на тему целесообразности установления этой шкалы также зафиксированы в генсоглашении между кабмином, объединениями работодателей и профсоюзами.

Госдума отклонила проект об освобождении ряда россиян от НДФЛ

https://ria.ru/20210414/ndfl-1728253915.html

Госдума отклонила проект об освобождении ряда россиян от НДФЛ

Госдума отклонила проект об освобождении ряда россиян от НДФЛ

Госдума отклонила в первом чтении законопроект об освобождении от уплаты подоходного налога граждан с зарплатой ниже двух минимальных размеров оплаты труда… РИА Новости, 14.04.2021

  • 2021-04-14T15:18
  • 2021-04-14T15:18
  • 2021-04-14T15:18
  • россия
  • лдпр
  • госдума рф
  • экономика

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn24.img.ria.ru/images/07e5/02/01/1595541199_0:0:3071:1728_1920x0_80_0_0_3fdc01f19f7ec2e4ba271b64d9d89dba.jpg

МОСКВА, 14 апр — РИА Новости. Госдума отклонила в первом чтении законопроект об освобождении от уплаты подоходного налога граждан с зарплатой ниже двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), внесенный депутатами от ЛДПР.С 1 января 2021 года МРОТ в России был установлен в размере 12 792 рубля в месяц.

Исходя из норм законопроекта, граждане, которые получают зарплату менее 25 584 рубля, могут быть освобождены от уплаты НДФЛ в размере 13%.

Реализация законопроекта могла бы стимулировать потребление в стране, позволила бы сократить социальные расходы государства в связи с увеличением реальных доходов бедных и наиболее уязвимых слоев общества, а также значительно уменьшить расходы на администрирование налогов для такой группы лиц, считают его разработчики.

Однако против принятия проекта выступили комитет Госдумы по бюджету и налогам, правительство и Счетная палата РФ.

Причем бюджетный комитет допускает, что предлагаемое установление необлагаемого налогом размера заработной платы может послужить фактором, стимулирующим работодателей минимизировать реально выплачиваемые доходы в целях снижения налоговой нагрузки.Правительство и Счетная палата в своих заключениях обращают внимание, что реализация законопроекта привела бы к выпадающим доходам региональных и местных бюджетов, однако размер и источники их компенсации не определены.

https://ria.ru/20210414/vychety-1728222842.html

https://ria.ru/20210414/ndfl-1728218974.html

россия

РИА Новости

  1. internet-group@rian.ru
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

  • internet-group@rian.ru
  • 7 495 645-6601
  • ФГУП МИА «Россия сегодня»
  • https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

  1. internet-group@rian.ru
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/07e5/02/01/1595541199_261:0:2992:2048_1920x0_80_0_0_c7a639aff874a420c2306c395a173040.jpg

РИА Новости

  • internet-group@rian.ru
  • 7 495 645-6601
  • ФГУП МИА «Россия сегодня»
  • https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

  1. internet-group@rian.ru
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Читайте также:  Как пресечь злоупотребления работником правом на отгул

россия, лдпр, госдума рф, экономика

МОСКВА, 14 апр — РИА Новости. Госдума отклонила в первом чтении законопроект об освобождении от уплаты подоходного налога граждан с зарплатой ниже двух минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), внесенный депутатами от ЛДПР.С 1 января 2021 года МРОТ в России был установлен в размере 12 792 рубля в месяц. Исходя из норм законопроекта, граждане, которые получают зарплату менее 25 584 рубля, могут быть освобождены от уплаты НДФЛ в размере 13%.

Реализация законопроекта могла бы стимулировать потребление в стране, позволила бы сократить социальные расходы государства в связи с увеличением реальных доходов бедных и наиболее уязвимых слоев общества, а также значительно уменьшить расходы на администрирование налогов для такой группы лиц, считают его разработчики.

Однако против принятия проекта выступили комитет Госдумы по бюджету и налогам, правительство и Счетная палата РФ.

Причем бюджетный комитет допускает, что предлагаемое установление необлагаемого налогом размера заработной платы может послужить фактором, стимулирующим работодателей минимизировать реально выплачиваемые доходы в целях снижения налоговой нагрузки.

Правительство и Счетная палата в своих заключениях обращают внимание, что реализация законопроекта привела бы к выпадающим доходам региональных и местных бюджетов, однако размер и источники их компенсации не определены.

Почему бедные граждане России не могут рассчитывать на обнуление НДФЛ

В правительстве инициатива народных избранников не получила поддержки. Федеральная налоговая служба в качестве аргумента против озвучила потери федерального и региональных бюджетов в случае принятия такого решения. Получилась внушительная сумма – более 1,2 трлн рублей. Компенсировать потери казны с учетом грядущего разрастания социальных расходов в рамках реализации послания президента Федеральному собранию и падения нефтяных доходов нереально. Ситуация, похоже, зашла в тупик. Почему бедным, скорее всего, не отменят НДФЛ, разбирался «Профиль».

Смена правительства нередко порождает в обществе и у бизнеса некие надежды на изменение и либерализацию фискальной системы. И в этом есть логика, так как новый кабинет министров стремится доказать свою эффективность и завоевать популярность. А налоговая политика – ключевой фактор пополнения доходной части консолидированного бюджета. К тому же налоги касаются буквально всех – и работников, и работодателей.

Однако далеко не всегда благие намерения воплощаются в жизнь. Предложение депутатов Госдумы реформировать систему НДФЛ так, чтобы повысить доходы малоимущих россиян, как раз из этой серии.

Новая льгота для бедных предполагает компенсацию выпадающих доходов госбюджета либо путем повышения ставки НДФЛ для более обеспеченных слоев населения, либо введение прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц, как это было до 2001 года.

Экономической целесообразности в этом нет, убеждены аналитики Научно-исследовательского финансового института Минфина. По их данным, в случае отмены НДФЛ для малоимущих уровень бедности в России снизится всего на 1 процентный пункт. К тому же бедность – понятие относительное.

Едва ли можно считать высокой зарплату на уровне 40 тысяч рублей, между тем примерно две трети россиян, согласно статистике, именно столько и получают.

Уместно напомнить, что по действующему законодательству малоимущей признается семья, в которой средний доход на каждого человека не превышает величину прожиточного минимума, установленного в конкретном регионе.

Взрослые при этом должны быть трудоустроены или стоять на учете по безработице в службе занятости.

Тогда семья официально получает статус малоимущей, и ее ставят на учет в местных органах соцзащиты. Статус необходимо подтверждать каждые три месяца, предоставляя справки о доходах. Только в этом случае можно рассчитывать на меры поддержки, например, на частичную компенсацию расходов на оплату услуг ЖКХ.

При этом все работающие граждане платят НДФЛ в размере 13% от зарплаты. Кажется, смысла в перекладывании денег из кармана налогоплательщика в казну и обратно нет.

Разумнее освободить от фискального бремени самых бедных, чем тратить силы и средства на администрирование НДФЛ, загружать работой – выдачей справок – бухгалтерии предприятий и организаций, а также районные подразделения соцзащиты населения, распределяющие материальную помощь. Однако этого не происходит.

Справедливости ради стоит признать, что далеко не везде власти освобождают бедных от налогов.

По этому принципу построены, например, фискальные системы США, Канады, Италии, Испании, Китая, Нидерландов и Польши.

Как минимум половина развитых стран не применяет практику освобождения от уплаты НДФЛ малоимущих. Однако большинство государств использует либо комбинированную, либо ступенчатую шкалу подоходного налога.

Особый интерес представляет опыт Франции. В Пятой республике правила таковы, что при определении налогооблагаемой базы подоходного налога сначала следует определить величину страховых взносов.

Часть платит работодатель, а часть – физическое лицо из своей заработной платы. Страховые взносы, достигающие 20% зарплаты, включают в общий доход сотрудника, работодатель перечисляет их в страховые фонды в качестве налогового агента.

Подоходный налог с них не взимается.

В отличие от России, во Франции обязанности декларирования и уплаты налога целиком возлагаются на физическое лицо. За нарушения и ошибки предусмотрены очень серьезные санкции.

Так, если декларация о доходах подана с опозданием хотя бы на месяц, штраф составит 10% от суммы платежа, более 1 месяца – 40%, а при большей просрочке может вырасти до 250 тысяч.

Умышленное уклонение от уплаты налогов предполагает уголовную ответственность.

Прогрессивная шкала подоходного налога француза, в отличие от плоской россиянина, имеет 5 ступеней в зависимости от полученного годового дохода. Например, при заработке до 9964 в год человек вообще освобождается от уплаты налога, до 27519 – ставка составляет 14%, до 73779 – 30%, до 156224 – 41%, от 156224 – 45%.

Объектом налогообложения во Франции является не физическое лицо, а семья: супруги и дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо дети-студенты до 25 лет. Налоговая база вычисляется для всей семьи как совокупный годовой доход всех членов семьи за вычетом определенных видов расходов, которые налогом не облагаются.

Далее общий налогооблагаемый доход семьи делится на семейный коэффициент – получается налогооблагаемая доля одного человека, то есть среднедушевой доход, который и определяет величину ставки подоходного налога для этой семьи.

Так, для одинокого холостяка или незамужней женщины без детей семейный коэффициент равен 1; для семьи из двух супругов без несовершеннолетних детей – 2; для полной семьи с одним ребенком – 2,5; для семьи с двумя несовершеннолетними детьми – 3.

Вот классический пример определения подоходного налога среднестатистической французской семьи из двух родителей и одного ребенка. Супруга не работает. Заработная плата супруга – 50 тысяч в год. Из этой суммы работодатель в качестве налогового агента вычитает 20% страховых взносов, то есть 10 тысяч.

Итак, налоговая база составляет 40 тысяч, а семейный коэффициент – 2,5. На каждого члена семьи получается 16 тысяч. Поскольку доход попал в диапазон 9964 – 27519, то по ставке 14% выплата составит 2240. По российскому же налоговому законодательству при ставке НДФЛ 13% государству с 40 тысяч евро причитается 5,2 тысячи.

Как было сказано выше, если ежемесячный доход не превышает 9964, то француз вообще освобождается от подоходного налога. Если взять за основу действующий курс рубля к евро, чтобы понять, кто из россиян при таком раскладе мог бы претендовать на получение статуса малоимущего и освобождение от НДФЛ, то месячный заработок «малоимущего» француза составляет почти 70 тысяч рублей.

При этом зарплату до 40 тысяч рублей в нашей стране сегодня получают более двух третей граждан. Так что стандарты бедности, принятые в России и Франции, разные и сопоставлять их не совсем корректно. По факту прогрессивная шкала французского подоходного налога более гуманна и социально ориентированна, чем российская плоская шкала НДФЛ.

Налог на доходы физических лиц в России федеральный. Однако в случае его обнуления для малоимущих доходов недосчитаются региональные и местные бюджеты. Поступления от НДФЛ распределяются между ними в соотношении 85% и 15% соответственно.

Это правило работает последние 7 лет. Если вспомнить, что во многих краях и областях средняя зарплата не превышает 30 тысяч рублей, то получается, бедные формируют львиную долю доходов, которыми в дальнейшем распоряжаются власти на местах.

Как отражено в материалах Счетной палаты по итогам проверки за период 2016–2018 годов и первого полугодия 2019 года, доля НДФЛ в консолидированном бюджете постепенно снижается: с 21% в 2016 году до 16% в 2019 году. Тенденция характерна и для доходов регионов.

В среднем доля НДФЛ в структуре доходов бюджетов территорий снизилась с 40% в 2016 году до 36% в 2019-м.

Впрочем, в абсолютных цифрах показатели год от года демонстрируют неуклонный рост.

В 2016 м НДФЛ было собрано на сумму 3,017 трлн рублей, в 2017–м – 3,251 трлн рублей и в 2018 м – 3,653 трлн рублей. Причем, что особенно важно, планы по администрированию выполняются на 100%, тогда как в случае введения прогрессивной шкалы статистика ФНС наверняка изменится не в лучшую сторону.

Таким образом, дотационные регионы и муниципалитеты едва ли не главные заинтересанты в том, чтобы существующий порядок уплаты НДФЛ оставался без изменений.

Если гипотетически допустить, что малоимущих все-таки освободят от НДФЛ, то автоматически изменится принцип плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Между тем в России до 2001 года применялась прогрессивная шкала.

Ставка НДФЛ в зависимости от размера зарплаты начиналась с 12% и доходила до 30%. Опыт признали неудачным, когда стало очевидно, что работодателям выгоднее платить, а наемным сотрудникам получать зарплаты в конвертах.

Чтобы вывести НДФЛ из тени, и была введена плоская шкала.

Этот принцип, когда и долларовые миллионеры, и нянечки в детском саду с копеечной зарплатой должны платить одинаковый налог, невольно возвращает нас к притче о том, кто подал нищему у церкви больше – бедняк, отдавший последний гривенник, или богач, положивший в шапку 100 рублей. Понятно, что пожертвование первого несоизмеримо больше, чем второго.

То же самое происходит в России и с НДФЛ – фискальное бремя малоимущих применительно к доходам несоизмеримо с бременем, которое несут богатые. В среднем по России величина, которая в 2019 году была определена как порог бедности (прожиточный минимум) для трудоспособного населения, составляла 11280 рублей.

Однако в разных регионах прожиточный минимум отличается от среднего показателя в большую или меньшую сторону. Согласно данным Росстата, доход ниже прожиточного минимума в середине прошлого года получали 18,6 млн россиян, или 12,7% от всего населения.

Это больше, чем годом ранее, – в 2018 м за чертой бедности жили 12,5% населения России.

Расчеты показывают, что если обнулить НДФЛ тех, у кого доходы ниже прожиточного минимума, то для замещения выпадающих налоговых поступлений в консолидированный бюджет ставку для высокооплачиваемых работников придется поднять на 20% и она составит 33%.

Такое решение было бы чревато ростом социальной напряженности в обществе и возвратом к серым схемам оплаты труда. Бедным эта мера особо не поможет, казна же лишится порядка 1,2 трлн рублей, причем закрывать дыры в региональных бюджетах придется федеральному, который к таким жертвам явно не готов. Получается, что в России плоская шкала НДФЛ в обозримом будущем останется неизменной.

Ссылка на основную публикацию