Помогать ли налоговикам в проведении инвентаризации в ходе проверки?

В большинстве случаев налоговая проверка заканчивается штрафами и доначислениями. Как можно минимизировать последствия?Задать вопрос специалисту можно через форму обратной связи, эксперт ответит в течение 20 минут. Задать вопрос…Квалифицированные специалисты могут оценить риски внеплановой налоговой проверки, а также дать рекомендации, направленные на минимизацию ущерба. Подробнее…Стоимость услуг по сопровождению налоговых проверок может зависеть от размера компании, оборотов, специфики деятельности, а также сложности ситуации. Узнать стоимость…При выборе компании для сопровождения налоговых проверок стоит отдать предпочтение опытной организации с положительной репутацией. Куда можно обратиться?

Налоговая проверка — это не самое приятное событие для бизнеса. Едва ли в современных условиях есть организации, работающие безупречно с точки зрения НК РФ. Если в результате контрольных мероприятий сотрудники ФНС придут к выводу, что допущенные предпринимателем нарушения достаточно серьезны, доначислений и других неприятных последствий не избежать. Сопровождение налоговых проверок — разновидность правовой поддержки для защиты интересов бизнеса. Расскажем о том, чем может быть полезна эта услуга.

Суть выездных и камеральных проверок

Каждый предприниматель, будь то юридическое лицо или ИП, должен исполнять обязанности налогоплательщика, то есть правильно исчислять суммы налогов, своевременно платить их в бюджет, в установленные сроки сдавать отчетность.

ФНС регулярно следит за этим, осуществляя контрольные мероприятия. В основном они проводятся в форме налоговых проверок.

Суть последних заключается в том, чтобы сравнить сведения из представленной отчетности с реальными данными об экономической деятельности организации.

Налоговые проверки подразделяются в зависимости от объекта контроля, объема проводимых мероприятий и других признаков. Наиболее распространена классификация по месту осуществления. С этой точки зрения различают камеральные и выездные налоговые проверки.

Помогать ли налоговикам в проведении инвентаризации в ходе проверки?

Камеральная проверка проходит в налоговой инспекции. Основным ее предметом служит налоговая декларация за отчетный период, поданная налогоплательщиком.

Содержащиеся в ней сведения сопоставляются с данными из других источников, которыми располагает ИФНС.

Это могут быть декларации за предыдущие периоды, документы, полученные в результате налоговых проверок ранее, сообщения от третьих лиц и другое.

Задачи камеральной проверки — установить, верно ли рассчитаны налогооблагаемая база и суммы налогов, все ли документы представлены, правильно ли они оформлены, есть ли основания для налоговых льгот, заявляемых налогоплательщиком.

Если налоговики обнаружат ошибки в поданной декларации либо расхождения в данных, они потребуют исправлений или пояснений. Например, могут понадобиться:

  • уточненная налоговая декларация;
  • документы, способные доказать достоверность представленных сведений;
  • обоснование суммы убытков, если они указаны в декларации;
  • документы, подтверждающие право на налоговые льготы (освобождение от НДС и так далее);
  • все недостающие документы, которые должны быть поданы вместе с декларацией.

У организации есть пять дней на то, чтобы исполнить требования налоговой[1].

Камеральная проверка длится максимум три месяца с момента подачи декларации[2]. Если у сотрудников ФНС не возникнет никаких вопросов в ходе этих мероприятий, налогоплательщик даже не узнает о том, что они проводились.

Но иногда в результате камеральной проверки обнаруживаются правонарушения. Такое возможно, например, если организация не представила пояснения по требованию налоговой или же последние оказались неудовлетворительными. Тогда в ИФНС подготавливают акт камеральной проверки.

В нем указывают выявленные нарушения и прописывают меры по их устранению.

Выездная проверка, хотя и ставит перед собой те же цели — обнаружить и предотвратить налоговые правонарушения, — пользуется другими методами. Это более масштабное мероприятие, и полномочия налоговиков здесь шире. Выездная проверка проходит по месту нахождения налогоплательщика. Иначе говоря, представители ФНС являются с визитом в офис компании.

На заметку Осуществлять выездную проверку имеет смысл лишь тогда, когда предполагаемый результат — сумма взысканий — оправдывает затраченные материальные, временные и трудовые ресурсы. Поэтому данный вид контроля осуществляется выборочно — только в отношении определенных организаций. Список таких кандидатов на ВНП налоговики составляют заранее. В него попадают «подозрительные» компании, соответствующие ряду признаков (например, использование массовых адресов, слишком низкая для отрасли налоговая нагрузка и так далее). Если к вам явились с выездной проверкой, можно не сомневаться: у ФНС есть веские основания подозревать нарушения.

В процессе выездной проверки устанавливают:

  • правильно ли ведется налоговый учет в организации;
  • вовремя ли компания предоставляет отчетность;
  • обоснованно ли выбран режим налогообложения;
  • нет ли ошибок в исчислении сумм налогов, своевременно ли они уплачиваются и так далее.

Для решения этих и других задач контроля представители налоговой службы вправе истребовать любые документы (книгу продаж, учета доходов и расходов, товарные накладные, счета-фактуры, выписки из банковских счетов и прочее), осматривать помещения (офис, торговые залы, склад) и проводить инвентаризацию, заказывать экспертизу и опрашивать свидетелей. Если у компании есть филиалы, могут проверить и их[3].

При выездной проверке налоговики исследуют деятельность организации за последние три года. Сами контрольные мероприятия в общем случае длятся до двух месяцев. Но при необходимости срок выездной проверки могут продлить до четырех месяцев, а в особых случаях — до полугода[4].

Выездная проверка начинается в тот момент, когда инспектор вручает налогоплательщику решение о ее проведении, а заканчивается в день составления справки. После этого все мероприятия прекращаются.

Что же в результате? Раскрытые по итогу проверки нарушения налогового законодательства и предписания по их устранению оформляются в виде акта. ФНС применяет различные меры привлечения к ответственности, чаще всего это штрафы. Обнаруженная недоимка подлежит взысканию: налоговики обяжут организацию заплатить в бюджет всю положенную сумму налогов и сборов.

Если решение налогового органа по итогам проверки не устраивает предпринимателя, он имеет право обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию. Возможно, инспекция откажется от своих требований, но только в том случае, если заявителю удастся доказать, что его права действительно были нарушены.

Зачем нужен представитель во время проверки

Предприниматели не любят налоговых проверок, в особенности мероприятий по выездному контролю. Такое отношение вполне объяснимо.

По статистике, около 98% проверок на территории налогоплательщика заканчиваются взысканием крупных сумм, величина которых исчисляется миллионами[5]. Налоговые органы работают все более эффективно.

У сотрудников ФНС очень широкие полномочия, к тому же в их распоряжении целый арсенал технических средств для получения какой угодно информации о налогоплательщиках. Все это не может радовать бизнесменов.

Но есть и хорошие новости: на результаты контроля можно повлиять. Защитой интересов бизнеса занимается представитель при налоговой проверке. К его услугам желательно обратиться как можно скорее — как только вы узнали о визите налоговиков. При профессиональном юридическом сопровождении налоговой проверки есть все шансы минимизировать сумму доначислений или даже вовсе их избежать.

Функционал представителя налогоплательщика

Сопровождение выездных проверок предполагает присутствие представителя компании во время контрольных мероприятий. Юрист-консультант наблюдает за действиями налоговиков и защищает интересы предпринимателя. Сопровождение выездных налоговых проверок — это целый комплекс услуг.

Помогать ли налоговикам в проведении инвентаризации в ходе проверки?

  • Анализ документов компании, в том числе отражающих ее хозяйственную деятельность. Консультант определит, нет ли в них ошибок и неточностей, противоречивых данных. Обнаружив такие потенциальные «зацепки» для налоговых органов, специалист поможет их своевременно устранить.
  • Исследование электронных носителей информации. В спектр полномочий инспекторов во время выездной проверки входит осмотр рабочих мест. В компьютерах сотрудников может храниться информация, способная заинтересовать налоговиков и сослужить недобрую службу компании. Опытный консультант поможет найти и удалить компрометирующие данные.
  • Инструктаж сотрудников по общению с проверяющими. Во время опроса свидетелей налоговые инспекторы могут получить массу интересных для себя, но опасных для компании сведений. Специалист по правовому сопровождению налоговых проверок подготовит сотрудников к ответам на неудобные вопросы налоговиков. Важно, чтобы показания свидетелей не были противоречивыми — этот момент тоже будет проработан.
  • Контроль действий проверяющих. Налоговые инспекторы при проведении проверки нередко превышают свои полномочия, пользуясь эффектом внезапности и недостаточной осведомленностью сотрудников организации. Консультант с необходимым знанием налогового права заметит любые нарушения и пресечет незаконные действия инспекторов.
  • Контроль составления акта проверки. Юрист, защищающий интересы предпринимателя, проследит за тем, чтобы документ был оформлен без нарушения прав налогоплательщика и не содержал ничего лишнего.
  • Оспаривание решения налоговой. Если возникнет такая необходимость, консультант поможет грамотно составить возражения на акт проверки, чтобы обжаловать нежелательные выводы ФНС.
  • Представление интересов предпринимателя в налоговых спорах. Помощь при налоговой проверке не ограничивается рамками контрольных мероприятий. Если потребуется, представитель налогоплательщика будет защищать его интересы в арбитражном суде. Такое возможно в ситуации, когда вышестоящий налоговый орган отвечает отказом на жалобу предпринимателя или не рассматривает ее в установленный срок.
Читайте также:  ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА СУПРУГОВ

Если нагрянула налоговая проверка, сопровождение опытного юриста-консультанта — разумный способ минимизировать отрицательные последствия для бизнеса. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем лучше. Правильная подготовка к проверке — реальный шанс уменьшить сумму доначислений или избежать их.

Экспертным мнением по вопросу сопровождения налоговых проверок делится Дмитрий Сидоренко, генеральный директор Fomix Consulting Group:

«От выездной проверки не застрахованы даже добросовестные налогоплательщики. В большинстве случаев ее результатом становятся миллионные доначисления. Чтобы избежать таких последствий, руководители бизнеса обращаются за помощью к юристам. Услугу сопровождения налоговой проверки можно заказать в Fomix Consulting Group.

Наши консультанты выполнят налоговый аудит, выявят существующие риски для вашего бизнеса и дадут рекомендации по их устранению. На основе анализа данных будет построена оптимальная стратегия защиты во время проверки, собрана доказательная база.

Мы проинструктируем руководство и сотрудников перед предстоящим опросом, чтобы их показания были согласованными и не повредили компании.

Во время проверки консультанты Fomix Consulting Group будут следить за действиями налоговиков, чтобы предотвратить возможные нарушения с их стороны и защитить ваших сотрудников от психологического давления.

В услуги сопровождения налоговых проверок от Fomix Consulting Group входит помощь в обжаловании решения ФНС. Наши юристы могут составить возражения на акт проверки, помогают написать жалобу и подать ее в положенные сроки, а при необходимости защищают интересы клиента в суде».

P. S. Юридическая компания Fomix Consulting Group, существующая с 2008 года, оказывает разностороннюю правовую поддержку бизнесу: занимается регистрацией и ликвидацией юридических лиц, налоговым консалтингом, аудитом, помогает в решении корпоративных споров.

Инвентаризация имущества при налоговой проверке

Помогать ли налоговикам в проведении инвентаризации в ходе проверки?

В.Н. Васькин,Управление МНС России по Московской обл.

Во исполнение п. 1 ст. 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации Минфином России и МНС России приказом от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (далее — Положение).

В п. 1.1 уточнено, что настоящее Положение устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной налоговой проверке.

  • Распоряжение об инвентаризации имущества налогоплательщика (организации и индивидуального предпринимателя, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы), порядке и сроках ее проведения, составе комиссии принимает руководитель налогового органа или его заместитель.
  • Основной целью инвентаризации является выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению.
  • Для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика налоговые органы вправе привлекать экспертов и других специалистов.

До начала инвентаризации комиссия получает последние приходные и расходные документы, отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, а председатель комиссии их визирует с указанием «до инвентаризации на “. ” (дата)». Это будет служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально-ответственные лица, в свою очередь, дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы инвентаризационной комиссии и все ценности оприходованы, а выбывшие списаны.

Фактическое наличие имущества записывается в инвентаризационную опись или акт инвентаризации, составляемые не менее чем в двух экземплярах.

Налогоплательщик должен создать в установленные сроки все необходимые условия, которые должны обеспечить полную проверку наличия имущества. Для перевешивания и перемещения грузов налогоплательщик выделяет рабочую силу, предоставляет исправные весы, измерительные приборы, мерную тару.

  1. Если товары хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, то количество этих ценностей может определяться по документам, но с обязательной выборочной проверкой этих ценностей.
  2. В случае проведения инвентаризации в течение нескольких дней, помещения, где хранятся ценности, при уходе комиссии должны быть опечатаны.
  3. Материалы инвентаризации оформляются по формам первичной учетной документации по инвентаризации имущества, которые приложены к Положению, либо по формам, разработанным министерствами и ведомствами.
  4. В Положении приведены правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества: основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, товарно-материальных ценностей, незавершенного производства и расходов будущих периодов, животных и молодняка животных, денежных средств, денежных документов, бланков документов строгой отчетности, расчетов; а также особенности проведения инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя.
  5. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и технические показатели; проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение недвижимости в собственности налогоплательщика.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи с указанием заводского инвентарного номера по техпаспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

[2]

  • Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится экспертами.
  • При инвентаризации нематериальных активов проверяется наличие документов, подтверждающих права налогоплательщика на их использование, правильность и своевременность отражения активов в балансе.
  • Инвентаризацией финансовых вложений устанавливаются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы.
  • Если ценные бумаги хранятся в организации, то их инвентаризация проводится вместе с инвентаризацией денежных средств; если они сданы на хранение в специальные организации, например в банк, то их инвентаризация заключается в сверке остатков сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок специальных организаций (банка).
  • Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в описи названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.
  • Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, как и займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.

К товарно-материальным ценностям относятся производственные запасы, готовая продукция, товары и прочие запасы. Их фактическое наличие проверяется путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания.

Если товарно-материальные ценности поступили во время проведения инвентаризации, они принимаются материально-ответственным лицом в присутствии комиссии, но приходуются после инвентаризации.

При длительном проведении инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться. Это делается в исключительных случаях с письменного разрешения председателя инвентаризационной комиссии. В этих случаях отпущенные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации».

Инвентаризация товарно-материальных ценностей в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, подтвержденных документами. Инвентаризационные описи на товарно-материальные ценности в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями или находящиеся на складах других организаций составляются отдельно.

Проверка фактического наличия МБП, находящихся в эксплуатации, проводится путем осмотра каждого предмета. Предметы спецодежды и белья, находящиеся в стирке или на ремонте, записываются в инвентаризационную опись на основании накладных или квитанций прачечных и ремонтных мастерских, а предметы, выданные в индивидуальное пользование работникам, — на основании личных карточек.

Инвентаризацией незавершенного производства организаций, занятых промышленным производством, определяется наличие заделов и не законченных изготовлением изделий, находящихся в производстве; комплектность незавершенного производства; а также выявляется остаток незавершенного производства по аннулированным заказам или заказам, выполнение которых приостановлено.

Сырье, материалы и полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, как и забракованные детали в опись незавершенного производства не включаются. По ним составляются отдельные описи.

При инвентаризации незавершенного капитального строительства в описях приводятся наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту. По законсервированным и временно прекращенным строительством объектам выявляются причины и основания для их консервации.

При инвентаризации в кассе организации подсчитываются наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.

Читайте также:  Какой срок давности за нарушение ПДД?

Проверка наличия бланков ценных бумаг и бланков строгой отчетности производится по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров бланков, а также по каждому месту их хранения и материально-ответственным лицам.

В ходе инвентаризации расчетов проверяются расчеты с банками по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами. Суть инвентаризации расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета организаций.

Читайте так же:  После пенсии по выслуге лет работала

Инвентаризация имущества индивидуального предпринимателя проводится в его присутствии.

По результатам инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость, в которой указываются выявленные недостачи и излишки имущества.

Помогать ли налоговикам в проведении инвентаризации в ходе проверки? (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 19.03.2016

Выездная налоговая проверка — это всегда испытание для налогоплательщика. Но дополнительные проблемы возникают, когда налоговики в ходе проверки или в других случаях принимают решение об инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества.

В каких случаях налоговики имеют право на проведение данного мероприятия в отношении налогоплательщика? Обязан ли он помогать проверяющим в проведении инвентаризации, в том числе предоставлять работников и соответствующий инвентарь? Ответ на этот вопрос дал Верховный Суд.

Права налоговиков при проверках

Инвентаризация, проводимая налоговым органом

К сведению.

Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок влечет наложение административного штрафа (п. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ):— на граждан — в размере от 500 до 1000 руб.;— на должностных лиц — от 2000 до 4000 руб.;

  1. — на юридические лица — от 5000 до 10 000 руб.
  2. [3]

Порядок проведения инвентаризации налоговиками прописан в Положении . Документ достаточно старый и в него не вносились изменения, при этом он действует. Поговорим о нем подробнее.———————————

Приказ Минфина России N 20н, МНС России N ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.

Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (п. 2 ст. 38 НК РФ).

То есть к имуществу налогоплательщика относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы. В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения.

Таким образом, налоговики проинвентаризируют все имущество, доступ к которому получат. Но конкретный перечень имущества, инвентаризируемого при налоговой проверке, устанавливается руководителем (его заместителем) налогового органа.

Вопрос: Могут ли налоговики привлечь к инвентаризации каких-либо специалистов?

Согласно п. 1 ст.

96 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при выездных налоговых проверках, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.Аналогичная норма содержится в Положении: налоговые органы вправе привлекать для инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов.

  • Таким образом, налогоплательщику не стоит рассчитывать на то, что проверяющие не являются специалистами в конкретной области и не смогут разобраться в конкретной ситуации.
  • Вопрос: На какие особенности инвентаризации, проводимой налоговиками, надо обратить внимание налогоплательщику?

Если внимательно изучить Положение, то можно заметить, что непосредственно порядок проведения инвентаризации напоминает порядок, установленный Приказом Минфина России N 49 : согласно ему инвентаризация проводится на основании ст. 11 Закона N 402-ФЗ .

Конечно, при этом есть особенности — ведь инвентаризацию проводят налоговики, а не сам налогоплательщик для своих нужд.——————————— Приказ от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Инвентаризация имущества при налоговой проверке

^К началу страницы

Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих
налоговую проверку на территорию или в помещение проверяемого лица, в целях
инвентаризации имущества, может быть квалифицировано как воспрепятствование
законной деятельности должностного лица органа государственного контроля
(надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, влекущее
ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц, предусмотренную

ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Права налоговых органов прописаны в ст. 31 НК РФ. Они достаточно широки, и перечень открытый, ограничивается он только рамками Кодекса. Указано и право налоговых органов в порядке, предусмотренном ст.

92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (пп. 6 п. 1).

Прежде чем перейти непосредственно к вопросам проведения инвентаризации налоговыми органами, хотелось бы отметить, что согласно нормам, установленным ст.

92 НК РФ, осмотр территорий и помещений налогоплательщика может быть проведен должностным лицом налогового органа, производящим выездную либо камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по НДС, в случаях, предусмотренных п. п. 8 и 8.

1 ст. 88 НК РФ (возмещение НДС из бюджета и несоответствие, выявленное в декларации по НДС).

Вне рамок выездной налоговой проверки осмотр документов и предметов допускается в двух случаях:

  • если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;
  • при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Заметим, что при проверке налоговой декларации по НДС в установленных случаях речь идет об осмотре территорий и помещений, а в остальных случаях — об осмотре документов и предметов. Проведение осмотра территорий в рамках камеральной налоговой проверки НК РФ не предусмотрено (Письмо ФНС России от 29.12.

Согласно п. 13 ст. 89 НК РФ при выездной налоговой проверке налоговый орган вправе при необходимости провести инвентаризацию имущества налогоплательщика.

Цель проведения инвентаризации

Согласно изложенным выше нормам действующего законодательства налогоплательщик, в отношении которого налоговые органы проводят инвентаризацию, должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой) (п. 2.7 Положения).

Законность данной нормы стала предметом рассмотрения ВС РФ (Решение от 24.11.2015 N АКПИ15-1111).

Общество обратилось в ВС РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим п. 2.

7 Положения, ссылаясь на то, что оно принято с нарушением законодательства РФ, поскольку вводит дополнительную обязанность налогоплательщика, которая не предусмотрена НК РФ. По мнению истца, ст. ст.

31 и 89 НК РФ не установлена обязанность налогоплательщика по обеспечению налогового органа рабочей силой или необходимым оборудованием для проведения инвентаризации.

Понятно, что представители Минфина и ФНС, а также Генеральной прокуратуры возражали против удовлетворения заявленного требования.

Интересна позиция представителя Минюста в данном случае: было пояснено, что Положение принято уполномоченными органами, однако в оспариваемой норме содержится не предусмотренная законодательством РФ дополнительная обязанность по приобретению весового хозяйства, измерительных и контрольных приборов, мерной тары и обеспечению рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов в целях создания условий, обеспечивающих полную и точную проверку фактического наличия имущества. Представитель Минюста отметил, что норма нуждается в корректировке. Сразу скажем, что суд не услышал это мнение.

Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения заявленного требования. Приведем логику судей — взгляд юристов на проблемы налогового законодательства имеет свои особенности.

Во-первых, налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

Во-вторых, Минфин и ФНС, реализуя предоставленные полномочия, утвердили Положение, которое устанавливает порядок инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной налоговой проверке. (Отметим, что сегодня указанные полномочия переданы Минфину.)

Читайте также:  Что такое земельный участок под ИЖС, минимальные размеры, правила застройки

Из приведенных норм Верховный Суд сделал вывод: не может быть признана состоятельной ссылка административного истца на то, что Положение принято с нарушением законодательства о налогах и сборах.

Затем на основании анализа ст. ст. 89 и 92 НК РФ было отмечено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную проверку, могут инвентаризировать имущество налогоплательщика.

Не забыли судьи и об обязанности проводить инвентаризацию имущества и обязательств в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (ст. 11 Закона N 402-ФЗ).

На этом основании они сделали следующий вывод: закрепляя в оспариваемой норме требование о том, что налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки, Минфин и ФНС не вышли за рамки предоставленных полномочий и не установили требования, не предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Что же касается дополнительных материальных затрат, о которых говорил истец, а именно обязанности приобретать дополнительное имущество (весы, измерительные и контрольные приборы, мерную тару), нанимать рабочую силу для перевешивания и перемещения грузов, это утверждение, по мнению судей ВС РФ, является несостоятельным и основано на неверном толковании норм материального права.

Высшие арбитры указали: поскольку проведение инвентаризации законодателем предусмотрено в организациях независимо от рода их деятельности, то налогоплательщик обязан обеспечить налоговый орган при проведении инвентаризации только той рабочей силой и тем оборудованием, которое имеется у него.

Соответственно, проведение инвентаризации производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, не может быть осуществлено без рабочей силы для перевешивания и перемещения грузов, весов, измерительных и контрольных приборов, в связи с чем требование налогового органа о предоставлении данных средств является обоснованным.

Обществу было отказано в признании п. 2.7 Положения недействующим, и ВС РФ закрепил обязанность налогоплательщика предоставлять работников и соответствующее оборудование налоговому органу для инвентаризации в рамках мероприятий налогового контроля.

В итоге логика судей свелась к следующему: поскольку организация обязана проводить инвентаризацию в соответствии с Законом N 402-ФЗ, у нее должны быть для этого необходимые условия — работники и необходимое оборудование. Значит, налогоплательщик обязан предоставить все это налоговому органу. Большего от него не требуется: нужно обеспечить налоговиков только тем, что есть (или должно быть!) в наличии.

^К началу страницы

Инвентаризация проводится с целью проверки
достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для
выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой
проверки ( пп. 6 п. 1 ст. 31,

п. 13 ст. 89 НК РФ).

Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих
налоговую проверку на территорию или в помещение проверяемого лица, в целях

инвентаризации имущества

Помогать ли налоговикам в проведении инвентаризации в ходе проверки?

Итак, логическим продолжением осмотра территории и помещений налогоплательщика является проведение инвентаризации его имущества. В каких же случаях налоговики могут принять решение об инвентаризации?

Это достаточно трудоемкое мероприятие. Главная его цель — проверка достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация: взгляд налогового инспектора

Во время выездной проверки инспекторы могут провести инвентаризацию имущества компании. Существует ли разница между инвентаризацией, проводимой сотрудниками организации и налоговым работником? Что может послужить поводом для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика?

Налоговые инспекторы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (подп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Причинами для проведения инвентаризации обычно являются следующие случаи:

  • результаты проверки учетной документации налогоплательщика, анализа информации, полученной из других источников, или осмотра его территорий и помещений дают основания предполагать наличие материально-производственных запасов, основных средств или иного имущества, не отраженных в учете компании;
  • в ходе иных контрольных мероприятий выявлены данные, являющиеся основанием предполагать отсутствие указанных ценностей или имущества при наличии соответствующих данных в документах бухгалтерского и налогового учета.

Инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества проводится только во время выездной проверки (ст. 92 НК РФ). При этом в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля инвентаризация проводиться не может.

На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки и предъявлении служебных удостоверений инспекторами, непосредственно проводящими проверку, осуществляется их доступ на территорию или в помещение проверяемой компании.

Порядок проведения инвентаризации имущества в рамках проверки регламентируется Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (утв. приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 № 20н, № ГБ-3-04/39) (далее — Положение об инвентаризации).

Данным Положением об инвентаризации определены:

  1. общие правила проведения инвентаризации;
  2. правила инвентаризации отдельных видов имущества;
  3. особенности проведения инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя;
  4. порядок оформления результатов инвентаризации.

Основными целями инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация имущества производится по месту нахождения налогоплательщика. В перечень может быть включено любое имущество налогоплательщика, подлежащее инвентаризации, независимо от его местонахождения. Так, инспекторы вправе провести инвентаризацию (п. 1.3 Положения об инвентаризации):

  • основных средств;
  • нематериальных активов;
  • финансовых вложений;
  • производственных запасов;
  • готовой продукции;
  • товаров;
  • прочих запасов;
  • денежных средств;
  • кредиторской задолженности;
  • иных финансовых активов.

Инвентаризация проводится на основании распоряжения руководителя налоговой инспекции (его заместителя). Причем это может быть руководитель (заместитель руководителя) инспекции как по месту нахождения проверяемого налогоплательщика, так и по месту нахождения его недвижимого имущества или транспортных средств (п. 1.2 Положения об инвентаризации).

Форма распоряжения обязательна для использования налоговыми инспекторами. Само же распоряжение регистрируется в специальном журнале, предназначенном именно для регистрации распоряжений о проведении инвентаризации.

Проверку фактического наличия имущества инспекторы вправе производить только при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика (п. 2.2 Положения об инвентаризации).

В ходе инвентаризации в двух экземплярах составляются инвентаризационные описи или акты инвентаризации имущества. При этом используются формы, приведенные в Приложениях № 4-13 к Положению об инвентаризации. Так, могут быть составлены:

  • инвентаризационная опись основных средств;
  • инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей;
  • инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение;
  • акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути;
  • акт инвентаризации наличных денежных средств.

По результатам проведенной инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которая подписывается председателем инвентаризационной комиссии. Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте выездной проверки и учитываются при рассмотрении ее материалов.

Основные принципы инвентаризации, проводимой инспекторами при проверке, хорошо знакомы налогоплательщикам.

По своей структуре и содержанию Положение по инвентаризации очень напоминает Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49), а зачастую просто их дублирует.

Все различия связаны с тем, что инвентаризацию проводят представители инспекции. Описи, например, подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи последние дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

В конце хочется отметить, что инвентаризация имущества в ходе выездной проверки хотя и вызывает у налогоплательщиков много вопросов, зачастую не приносит необходимого результата, поскольку выездной проверкой охватываются прошедшие периоды, а инвентаризация проводится по факту и имущество, подвергшееся инвентаризации, осматривается на дату проводимого контрольного мероприятия.

Ссылка на основную публикацию