Можно ли получать ежемесячные выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, если работаешь?

В документе уточняется, что такую выплату предлагается платить неработающим трудоспособным людям, ухаживающим за инвалидом первой группы. С 1 февраля каждого года ее предлагают индексировать. А для людей, живущих на Севере, — повышать на размер районного коэффициента. Финансировать выплату предлагают из федерального бюджета.

Можно ли получать ежемесячные выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, если работаешь?

Работодатели смогут откупиться от трудоустройства инвалидов

Как уточняется в пояснительной записке к документу, сейчас законодательство предусматривает выплату ежемесячной компенсации в размере 1,2 тысячи рублей людям, которые ухаживают за инвалидом первой группы (кроме инвалидов с детства этой группы, поскольку тем, кто ухаживает за ними, платят более высокую сумму). 1,2 тысячи также полагается тем, кто помогает престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо людям, достигшим 80 лет.

Такая сумма компенсации была установлена в 2008 году и ни разу с тех пор не индексировалась. Она, надо пояснить, предоставляется только людям неработающим и трудоспособным, то есть способным к труду, но оставившим работу из-за необходимости ухаживать за родными или близкими. По сути, такая выплата — это их заработок.

Впрочем, законодательство не ограничивает число лиц, за которым может ухаживать трудоспособный человек, уточняется в записке. Он может одновременно ухаживать за пятью и десятью людьми.

Сейчас 1,2 тысячи рублей в месяц составляет компенсация тем, кто ухаживает за инвалидами первой группы, за больными стариками и за людьми, которым уже исполнилось восемьдесят лет

Таким образом, его доход может достигнуть уровня прожиточного минимума. При этом государство делает за такого человека взносы в Пенсионный фонд, и у него формируется страховой стаж для последующего получения страховой пенсии.

Можно ли получать ежемесячные выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, если работаешь?

Какие меры господдержки инвалидов появились в России

Это создает предпосылки для многих нуждающихся людей, лишенных ухода со стороны родственников, получить постоянный уход на дому.

Но если человек ухаживает за инвалидом первой группы, то взять на себя уход за кем-то еще он не сможет, так как такой человек требует много внимания и сил.

Получается, что на него одного уходит полноценный рабочий день. И социальные работники не могут обеспечить ему полноценный уход.

Тем временем люди, которые ухаживают за инвалидами детства этой группы, получают выплату в размере 10 тысяч рублей в месяц.

«Следует отметить, что уход за инвалидом первой группы не отличается от ухода за инвалидом с детства первой группы. При этом столь огромная разница в размерах выплат ухаживающим за ними лицам вызывает социальную напряженность и чувство социальной несправедливости», — говорится в пояснительной записке.

В связи с этим и предлагается уравнять размеры компенсаций для тех, кто ухаживает за инвалидами первой группы.

Минтруд решил изменить условия выплаты пособия по уходу за ребенком :: Экономика :: РБК

«Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по продолжительности неполного рабочего времени для застрахованного лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, но право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет сохраняется за ним только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода», — пояснили в ведомстве.

  • Пособие по уходу за ребенком выплачивается ежемесячно застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком со дня начала отпуска и до достижения ребенком возраста полутора лет. Хотя ухаживать за ним могут несколько членов семьи, пособие выплачивается только одному из них.
  • Размер ежемесячного пособия составляет 40% среднего заработка застрахованного лица, но не может быть меньше 3,3 тыс. руб. на первого ребенка и 6,6 тыс. руб. на второго. Максимальный размер пособия — 26,2 тыс. руб.
  • Пособие назначается трудоспособным гражданам, которые берут отпуск по уходу за ребенком (то есть на бабушку старше пенсионного возраста оформить пособие нельзя). Родитель, который находится в трудоспособном возрасте, но, к примеру, никогда не работал, может обратиться за пособием в органы социальной защиты и получать выплаты в минимальном объеме.
  • За 2018 год выплачено 16,5 млн пособий по уходу за ребенком до полутора лет, а за первое полугодие 2019 года — более 7 млн пособий, сообщили РБК в Фонде социального страхования. Расходы фонда на 2019 год на выплату этого пособия запланированы в объеме 167,1 млрд руб.

Борьба со злоупотреблениями

Инициатива направлена против злоупотребления правом на пособие, объяснили в министерстве. Максимальная продолжительность неполного рабочего времени сейчас никак законодательно не регламентирована, отмечают в Минтруде.

Такое время устанавливается по соглашению между работником и работодателем в каждом конкретном случае.

Но если мать или отец, формально работая неполный рабочий день, фактически проводят на работе больше времени, чем это нужно для полноценного ухода, пособие в таком случае они получать не должны, считают в Минтруде.

«Сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 минут в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком и повлекшая утрату заработка», — считают в министерстве.

При незначительном уменьшении рабочего времени, причем в некоторых случаях сокращение рабочего дня имеет только документальное оформление, застрахованное лицо работает практически полный рабочий день и не осуществляет фактически уход за ребенком, эквивалентный тому, который мог бы быть, если бы он не работал, уточнили в Минтруде.

«У застрахованного лица остается право как на получение заработной платы практически в полном объеме, так и на получение пособия», — отмечает ведомство, выступающее против такой практики.

  • «В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом», — считают в Минтруде, отмечая, что аналогичной позиции придерживается Верховный суд.
  • Очевидно, что, если родитель работает почти полный рабочий день, за ребенком в это время должен ухаживать кто-то другой.
  • В ответ на запрос РБК в Минтруде уточнили, что получателя пособия можно менять, если фактический уход за ребенком начинает осуществлять другой родственник вместо того, кто выходит на неполный рабочий день.

Экономия бюджетных средств

Размер пособия сегодня недостаточен для того, чтобы семья могла бы полностью освободить женщину от работы; ее продолжение во время отпуска по уходу за ребенком — это во многом вынужденная мера, утверждает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. «Доказать наличие злоупотребления правом не представляется возможным, в данном случае инициатива связана с экономией бюджетных средств. Если бы власти хотели добиться того, чтобы женщины полноценно воспитывали детей, то нужно было бы повышать пособие», — считает он.

Предложенная Минтрудом мера может снизить расходы государства на выплаты пособий, полагает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

«Такие изменения призваны усложнить пути получения пособия со стороны работающих родителей, однако они не являются панацеей в этом вопросе, поскольку родители и работодатель могут договориться между собой и документарно рабочие отношения не оформлять, а в таком случае по факту поправка бессильна», — заметил РБК эксперт.

Естественная убыль населения признается властями катастрофической, и в 2019 году она продолжает ускоряться: за январь—август текущего года убыль оценивается в 219,2 тыс. человек против 169,1 тыс. человек за аналогичный период 2018 года, следует из данных Росстата. Главная причина — значительное падение рождаемости при низких темпах снижения смертности.

Рождаемость сокращается из-за снижения числа женщин в репродуктивном возрасте, сейчас в основном это представительницы малочисленных поколений 1990-х годов.

Преимущественный возраст первых рождений для матерей сейчас составляет 25–34 года, что сокращает возможности рождения вторых и третьих детей.

«Важно стимулировать первые рождения, чтобы женщины не боялись рожать в молодом возрасте», — заявила вице-премьер Татьяна Голикова.

Юлия Старостина

При участии: Антон Фейнберг

Декретные выплаты и социальные пособия в 2020 году. Что изменится?

С 2020 года в Казахстане повысили величину прожиточного минимума (до 31 183 тенге) и минимального расчётного показателя (до 2 651 тенге). Это базовые показатели, от размера которых зависят различные пособия.

Informburo.kz совместно с Министерством труда и социальной защиты населения рассказывает, как изменятся пенсии, декретные выплаты и социальные пособия в этом году.

Размер пенсионных выплат по возрасту увеличился на 7%:

  • минимальный размер базовой пенсионной выплаты теперь равен 16 839 тенге;
  • минимальная пенсия – 38 636 тенге;
  • максимальная пенсия – 121 946 тенге.

Пенсионный возраст для мужчин остался прежним – 63 года. Для женщин с 2018 года он повышается на полгода, пока к 2027 году не достигнет 63 лет:

  • с 1 января 2020 года – 59,5 лет;
  • с 1 января 2021 года – 60 лет;
  • с 1 января 2022 года – 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года – 61 год;
  • с 1 января 2024 года – 61,5 лет;
  • с 1 января 2025 года – 62 года;
  • с 1 января 2026 года – 62,5 года;
  • с 1 января 2027 года – 63 года.

Государственные социальные пособия по инвалидности, а также социальные выплаты на случай утраты трудоспособности увеличили на 5%.

Пособие по инвалидности от общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания:

  • I группа – 59 872 тенге;
  • II группа – 47 710 тенге;
  • III группа – 32 431 тенге.

Дети-инвалиды до 16 лет будут получать в 2020 году 43 657 тенге. Семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида, – 43 657 тенге.

Инвалиды с детства, а также дети-инвалиды от 16 до 18 лет:

I группа – 59 872 тенге;II группа – 49 581 тенге;

III группа – 37 420 тенге.

С 1 января повышаются пенсии и размер МРП. Утверждён бюджет 2020 года

Размер выплат по случаю потери кормильца зависит от того, сколько иждивенцев было у кормильца:

  • при одном иждивенце – 26 818 тенге;
  • при двух – 46 463 тенге;
  • при трёх – 57 689 тенге;
  • при четырёх – 61 119 тенге;
  • при пяти – 63 302 тенге;
  • при шести и более – 65 797 тенге.

Размер пособия при рождении ребёнка зависит от его очерёдности:

  • если это первый, второй или третий ребёнок в семье, то пособие выплачивается в размере 100 738 тенге;
  • при рождении четвёртого и более –167 013 тенге.

При рождении двойни, тройни и так далее выплату начисляют на каждого ребёнка.

Пособие начисляют ежемесячно, пока ребёнку не исполнится год. Его выплачивают из двух источников:

  • республиканского бюджета,
  • государственного фонда социального страхования.

Из бюджета его получают все не трудоустроенные до выхода в декрет матери. Размер зависит от количества детей в семье:

  • на первого ребёнка –15 270 тенге;
  • на второго – 18 054 тенге;
  • на третьего – 20 811 тенге
  • на четвёртого и более – 23 594 тенге.

Трудоустроенная женщина, за которую работодатель отчислял деньги в Фонд социального страхования, имеет право на два вида выплат:

  • пособие по уходу за ребёнком до одного года – 40% от среднемесячного дохода матери за последние два года;
  • выплата по беременности и родам, её размер также зависит от среднемесячного дохода женщины за последние 12 месяцев.
Читайте также:  Образец письма: советы правильного оформления

С 1 января дети из малообеспеченных семей будут получать соцпакеты. Что это такое?

С 1 января 2020 года вводят отдельное пособие для семей, имеющих четверых и более несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения до 23 лет. Его будут назначать независимо от доходов семьи в размере:

  • на четверых детей – 42 496 тенге;
  • на пятерых детей – 53 127 тенге;
  • на шестерых детей – 63 757 тенге;
  • на семерых и более детей – 74 388 тенге.

Матери-героини, награждённые подвесками «Алтын алка», «Кумис алка» или же орденом «Материнская слава» будут также получать ежемесячно 16 967 тенге.

Назначать АСП будут ежеквартально тем, у кого доход на каждого члена семьи ниже 70% от прожиточного минимума (ПМ в 2020 году = 31 183 тенге), то есть 31 183 Х 70% = 21 828 тенге. Назначать АСП будут всем семьям с низкими доходами, то есть многодетные смогут рассчитывать и на пособие для детей, и на АСП.

Возьмём для примера семью, где восемь детей и двое взрослых: отец – инвалид третьей группы, мать – награждена орденом за воспитание детей. Дети: пятеро школьников, один из которых инвалид до 16 лет и трое детей дошкольного возраста. Их доходы:

  • пособие по инвалидности III группы – 37 420 тенге;
  • пособие по инвалидности на ребёнка – 43 657 тенге (не учитывается);
  • пособие матери, награждённой подвесками «Алтын Алқа» или «Күміс алқа» – 16 973 тенге (не учитывается);
  • пособие по уходу за ребёнком-инвалидом – 43 657 тенге;
  • пособие многодетной семье – 74 388 тенге.

Если сложить доход, который учитывается, то получается сумма в 155 465 тенге. Доход на каждого члена семьи выходит 15 546 тенге. Размер АСП на каждого члена семьи составит прожиточный минимум минус среднедушевой доход (31 183 – 15 546 = 15 637). Эту сумму умножают на всех членов семьи (15 635 Х 10), получается сумма полагающейся АСП 156 370 тенге.

Подробнее об АСП читайте здесь.

В 2020 году оформление паспорта обойдётся:

  • в течение 15 дней – в 21 208 тенге;
  • в течение суток – 26 191 тенге.

Новое удостоверение личности:

  • в течение 15 дней – 530 тенге;
  • в течение семи дней в районах и областях – 1 116 тенге;
  • в течение пяти дней (в Алматы, Нур-Султане, Шымкенте и Актобе – в течение трёх дней) – 2 752 тенге;
  • в течение трёх дней (в Алматы, Нур-Султане, Шымкенте и Актобе – в течение суток) – 4 983 тенге.

Штраф за несвоевременное обращение за удостоверением личности –18 557 тенге.

Регистрация брака стоит 2 651 тенге, а повторная выдача свидетельства 1 325 тенге. Водительские права можно получить за 3 314 тенге. Свидетельство о рождении выдаётся бесплатно, но повторная выдача стоит уже 1 325 тенге.

Министерство труда и социальной защитыРеспублики Беларусь

Вопрос: Кто имеет право на пособие в связи с осуществлением постоянного ухода за инвалидом 1 группы?

Ответ: В соответствии с законодательством право на пособие по уходу за инвалидом 1 группы имеют трудоспособные неработающие, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в учебных заведениях дневной формы получения образования лица, не получающие пенсию, пособие по безработице, ежемесячную страховую выплату, ежемесячное денежное содержание, осуществляющие постоянный уход за инвалидом 1 группы. Размер пособия составляет 100 процентов (при осуществлении ухода за двумя или более нетрудоспособными гражданами – 120 процентов) наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала.

Пособие назначается районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства нетрудоспособного гражданина в рамках осуществления административной процедуры. Лицу, осуществляющему уход, необходимо представить в указанный орган соответствующее заявление, документ, удостоверяющий личность, и трудовую книжку.

Вопрос: Почему пенсионер не имеет права на получение пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном уходе?

Круг лиц, имеющих право на пособие по уходу, определен с учетом требований обеспечения постоянного (ежедневного) ухода и возможности осуществления такого ухода должным образом трудоспособным лицом.

Также право на пособие по уходу увязано с
отсутствием источника средств существования в связи с вынужденным оставлением рынка труда для осуществления постоянного ухода за нетрудоспособным лицом.

Пенсионеру же государство предоставляет такие средства в виде пенсии.

Вопрос: Является ли получатель пособия по уходу работником и какие записи вносятся в его трудовую книжку?

Ответ: Получатель пособия по уходу не является работником, на него не распространяется законодательство о труде и государственном социальном страховании. Пособие по уходу – мера государственной социальной поддержки, а не заработная плата.

  • В трудовую книжку лиц, получающих пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, вносятся записи о назначении пособия по уходу и о прекращении выплаты пособия (а не о приеме на работу и увольнении).
  • Вопрос: Может ли назначаться пособие по уходу индивидуальному предпринимателю, подавшему заявление о прекращении предпринимательской деятельности, но не исключенному из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – регистр)?
  • Ответ: Пособие по уходу назначается гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
  • Деятельность индивидуального предпринимателя считается прекращенной с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в регистр.
  • Пособие по уходу лицу, сохраняющему статус индивидуального предпринимателя в связи с незавершенной процедурой прекращения деятельности (независимо от факта неосуществления предпринимательской деятельности), не назначается.

Вопрос: При каких обстоятельствах прекращается выплата пособия по уходу и известно ли об этом получателю пособия? Правомерно ли взыскание суммы пособия в судебном порядке?

Ответ: Обстоятельства, влекущие прекращение выплаты пособия по уходу, перечислены в пункте 15 Положения.

К ним, в частности, относятся: неосуществление постоянного ухода (независимо от причины); поступление лица, осуществляющего уход, на работу, регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя, поступление на обучение в учреждение образования в дневной форме получения образования; постановка лица, осуществляющего уход, на психиатрический и (или) наркологический учет; назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии (независимо от ее вида), пособия по безработице, других определенных законодательством выплат; помещение в государственную стационарную организацию социального обслуживания, в больницу сестринского ухода либо его зачисление в другую организацию на государственное обеспечение, социальное обслуживание.

При наступлении таких обстоятельств получатель пособия обязан сообщить в течение пяти дней в орган, выплачивающий пособие. Об этой обязанности, а также о наступлении ответственности в случае несообщения, установленной законодательством в виде взыскания излишне выплаченных сумм пособия в судебном порядке, гражданин предупреждается (под подпись) при подаче заявления о назначении пособия.

Вопрос: Может ли получать пособие по уходу лицо, обучающееся в учреждении образования в дневной форме получения образования, которому предоставлен индивидуальный график посещения занятий/ академический отпуск?

Ответ: В круг лиц, которым может назначаться пособие по уходу, не входят лица, обучающиеся в учреждениях образования в дневной форме получения образования. Законодательство о пособии не содержит исключений в отношении обучающихся с индивидуальным графиком посещения занятий.

С учетом положений Кодекса Республики Беларусь об образовании в период нахождения в академическом отпуске (независимо от причины его предоставления) статус обучающегося сохраняется и образовательные отношения не прекращаются. Поэтому лицу, являющемуся обучающимся, в период нахождения в академическом отпуске пособие по уходу не назначается и не выплачивается.

Неоплачиваемый декрет: кого лишат пособия на ребенка

Получать пособия по уходу за ребенком до полутора лет должны лишь те родители, которые уделяют достаточное внимание малышу. Работающие семейные россияне не могут претендовать на данный тип выплат, считают в Минтруде.

Министерство уже подготовило соответствующий законопроект об изменении условий поддержки тем, кто лишь формально ухаживает за своими детьми до полутора лет. С документом можно ознакомиться на портале правовой информации.

По задумке авторов инициативы, выплаты из бюджета должен получать только тот человек, который реально сидит с ребенком на протяжении всего положенного срока.

«Если в период работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право застрахованного лица на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается», — значится в пояснительной записке к законопроекту.

В министерстве также уточнили, что если опекун при неполном рабочем дне проводит на работе больше времени, чем с ребенком, то деньги по уходу за малышом не должны поступать ему на карту ежемесячно. При таком раскладе

средства должны поступать на счет того, кто выполняет обязанности родителя, пока тот трудится — например, их родственникам.

Сейчас по закону выплата пособия не прекращается, если его получатель, находясь в отпуске по уходу за ребенком, работает неполный рабочий день. Деньги продолжают поступать даже в том случае, если мать, отец или опекун фактически работают полный день.

Все дело в том, что действующее законодательство никак не регламентирует количество часов, проведенных на работе сотрудником, который официально находится в декретном отпуске. Это показатель устанавливается лично между работником и работодателем.

То есть на практике руководство формально может сократить своему сотруднику рабочий день на час, что обеспечит ему право на пособие.

В итоге россияне получают и зарплату в полном объеме, и выплаты по уходу за ребенком.

Минтруд такую практику расценивает как нарушение трудового законодательства. «В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом»,— указывают в ведомстве.

Между тем в министерстве говорят, что возможное вступление в силу подобных поправок не означает, что лишать пособия будут всех работающих родителей. Получателя пособия можно менять, если фактический уход за ребенком начинает осуществлять другой родственник вместо того, кто выходит трудиться, пояснили принадлежащему Григорию Березкину РБК в ведомстве.

К моменту публикации материала «Газете.Ru» не удалось получить оперативный комментарий от Минтруда.

Плата за рождаемость

В настоящий момент размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет составляет порядка 40% от среднего заработка гражданина до выхода в оплачиваемый декретный отпуск.

Средства выплачиваются только тем сотрудникам, которые официально работали по трудовому договору, а работодатель исправно платил за них страховые взносы. По закону россиянин, находясь в декрете, должен получать не менее 3,3 тыс.

рублей в месяц на первого ребенка и 6,6 тыс. руб. на второго. При этом размер пособия не может быть выше 26,2 тыс. рублей.

Впрочем, и этих средств не всегда хватает на полноценный уход за малышом, жалуются молодые родители.

Читайте также:  Имеет ли право ППС останавливать машину?

По данным свежего опроса ВЦИОМ, лишь 27% россиян считают меры эффективными, в то время как больше половины опрошенных ратуют за повышение количества льгот.

При этом около 52% респондентов отмечают, что только на выплаты от государства без дополнительного заработка прожить матери и малолетнему ребенку крайне сложно.

Впрочем, если на детей до полутора лет государство выплачивает все же более-менее адекватные деньги, то дальше размер выплат драматически падает, признают эксперты. Сейчас родитель, у которого на обеспечении находится ребенок от 1,5 до 3 лет, получает из бюджета всего лишь 50 рублей в месяц.

Правда,

с 2020 года родители детей до трех лет будут ежемесячно получать от государства 12 тыс. рублей, обещает правительство.

Но деньги увидят только малоимущие семьи, чей суммарный доход не превышает двух прожиточных минимумов.То есть с учетом того, что такая семья обычно состоит из матери, отца и ребенка, это означает, что доход отца-кормильца семьи должен быть чуть меньше 45 тыс. рублей в месяц, отметила в разговоре с «Газетой.Ru» председатель молодежного парламента при Госдуме Мария Воропаева.

Но даже если семья подходит под категорию малоимущих, то и это не дает ей право на автоматическое получение денег.

Проблема в том, что часто для того, чтобы получить эти выплаты, женщине надо пройти многочисленные «круги бюрократического ада», так как отделы социального обеспечения трактуют перечень необходимых для назначения выплат документов «кто во что горазд», указала эксперт. Например, даже в Москве эту выплату нельзя оформить через сайт Госуслуг, то есть нельзя понять, какие именно документы нужны.

Даже если родители успешно преодолеют испытания бюрократической машины, пособие выплачивается только на первого ребенка, в то время как и второй, и пятый тоже хотят кушать, отметила председатель Всероссийского общественного движения «Национальный Родительский Комитет» Ирина Волынец. По ее словам, подобные половинчатые меры по-прежнему не выступают для россиян стимулом заводить детей, что в итоге негативно сказывается на уровне рождаемости.

Тем временем естественная убыль населения в 2019 году продолжает ускоряться.

За январь—август текущего года убыль оценивается в 219,2 тыс. человек против 169,1 тыс. человек за аналогичный период 2018 года,

следует из данных Росстата.

Пенсия по инвалидности в Беларуси в 2020. Размер пенсии по инвалидности, 1, 2, 3 группа

Пенсия по инвалидности – это денежное государственное пособие, предназначенное людям с инвалидностью. Согласно Закону РБ «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», инвалид – лицо с устойчивыми физическими или психическими нарушениями, которые мешают полному и эффективному участию его в жизни общества.

Кто может получать пенсию по инвалидности?

Главное условие получение такой пенсии – наличие официального статуса инвалидности.

Официальный статус инвалидности определяется и присваивается медико-реабилитационной экспертной комиссией. Статус может действовать всю жизнь или до следующей комиссии. Пенсионеры по возрасту повторное переосвидетельствование не проходят.

Признание инвалидности происходит в нескольких случаях:

  • при получении увечья или болезни в процессе трудовой деятельности;
  • тяжелая болезнь, не связанная с трудовой деятельностью;
  • врожденные болезни или приобретенные до 18 лет (пенсии детям-инвалидам).

Для пенсии по инвалидности по общей болезни, не связанной с трудовой деятельностью, необходим трудовой стаж:

  • для людей от 20 лет до 23 лет – хотя бы 1 год;
  • 23-26 лет – 2 года;
  • 26-31 – 3 года;
  • 31-36 – 5 лет и так далее до 15 лет стажа в возрасте от 61 года.

Во всех остальных случаях пенсии назначаются без учета трудового стажа.

Люди, которые не имеют соответствующего стажа, могут получать не трудовую пенсию по инвалидности, а социальную.

Как оформить пенсию по инвалидности?

Оформление пенсии по инвалидности происходит в два этапа:

  1. Прохождение медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК). Там определяются причины, повлекшие болезнь, и степень ее тяжести.
  2. Обращение в органы социальной защиты. Там рассматривают документы, стаж, и другую важную информацию – и рассчитывают и назначают пенсию по группе инвалидности. Если человек с инвалидностью продолжает работу, можно обратиться к работодателю. Он будет посредником между своим работником и органами социальной защиты.

Документы для получения пенсии по инвалидности

Для органов соцзащиты необходимо подготовить:

  • письменное заявление;
  • паспорт, а также его копии (страницы с отметками о детях, муже, регистрации по месту жительства);
  • удостоверение инвалида (или копия удостоверения);
  • документы, подтверждающие стаж (трудовая книжка, военный билет и т.д.);
  • запись из акта освидетельствования медицинской комиссии (МРЭК);
  • свидетельство государственного социального страхования;
  • справка о заработной плате за последние 26 лет;
  • фотография в размере 30х40 мм.

Если есть право на льготы – необходимо прикрепить соответствующие документы. Это касается, например, военнослужащих.

Размер пенсии по инвалидности в Беларуси

Начисление пенсий по инвалидности людям со стажем происходит исходя из среднемесячного заработка:

  • 1 группа – 75%;
  • 2 группа – 65%;
  • 3 группа – 40%.

Трудовая пенсия по инвалидности исключает трудовую пенсию по возрасту.

Если стаж неполный, то пенсионные выплаты определяются пропорционально стажу. При этом они не могут быть меньше минимальной пенсии по инвалидности (для инвалидов 1 и 2  группы – 100% и 50%). Инвалидам 3 группы трудовая пенсия по инвалидности при неполном стаже не назначается.

Социальные пенсии по инвалидности (тем, кто не может получать трудовые) рассчитываются так:

  • 1 группа инвалидности и инвалиды с детства – 150% от минимальной пенсии по возрасту;
  • 2 группа – 100% от этой же величины;
  • 3 группа – 50%.

Конкретные размеры пенсий по инвалидности по группам и по типам мы указали в таблицах ниже.

Регулярные повышения пенсий, указанных в таблице, связаны с ростом бюджета прожиточного минимума (от которого зависит минимальная пенсия по возрасту).

Социальные пенсии

ноябрь 2019 – январь 2020 Инвалиды 1 группы и инвалиды с детства Инвалиды с детства 2 группы Инвалиды 2 группы и дети при потере кормильца

Пенсия детям-инвалидам в 2020

ноябрь 2019 – январь 2020 1 степень утраты здоровья 2 степень утраты здоровья 3 степень утраты здоровья 4 степень утраты здоровья

Выплаты по уходу за инвалидами 1 группы

ноябрь 2019 – январь 2020 Уход за одним человеком с инвалидностью Уход за двумя людьми с инвалидностью

Родители ребенка с инвалидностью получают не пенсию по уходу за ребенком-инвалидом, а ежемесячное пособие. При этом мать и отец такого ребенка имеют право уйти на пенсию на 5 лет раньше (при общем стаже 20 и 25 лет).

Что говорит закон?

  • Закон РБ «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»;
  • Закон РБ «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

Популярные вопросы

Размер пенсии для ребенка-инвалида в Беларуси

Размер выплат зависит от степени утраты здоровья. С февраля 2020 года пенсия для ребенка-инвалида 1 степени утраты здоровья – 191,90. 2 степени утраты здоровья – 203, 89. 3 степени утраты здоровья – 227, 88. 4 степени утраты здоровья – 263,86.

Сколько составляет пенсия по инвалидности?

Трудовая пенсия по инвалидности зависит от заработка пенсионера. Она начисляется тем, кому хватает общего рабочего стажа. Те, кто не имеет стажа, получают социальную пенсию.

Такая пенсия по инвалидности с февраля 2020 года для 1 группы здоровья (и инвалиды с детства) – 191,90. 2 группа (инвалиды с детства) – 227, 88. Инвалиды 2 группы, кроме инвалидов с детства, – 203, 89.

Инвалиды 3 группы – 179,90.

Документы для пенсии по инвалидности

В органы социальной защиты необходимо подать заявление, паспорт, документы, подтверждающий стаж (трудовая книжка, военный билет и т.д.), документы о зарплате за последние 26 лет, удостоверение инвалида, запись из акта освидетельствования МРЭК.

Надбавки к пенсии по инвалидности

Денежные дополнительные выплаты полагаются пенсионерам, достигшим возраста 75 и 80 лет; инвалидам 1 группы; людям, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС.

Краткие выводы

Пенсия по инвалидности – государственное денежное пособие, предназначенное людям с устойчивыми физическими или психическими нарушениями, которые мешают полному и эффективному участию его в жизни общества (инвалидам).

Есть трудовые пенсии по инвалидности и социальные. Для первых необходимо иметь достаточный стаж работы.

За назначением пенсии по инвалидности нужно обращаться в органы соцзащиты.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком для лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию

Заявитель имеет право подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа, его должностных лиц, подразделения Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ), работника МФЦ, а также организаций, осуществляющих функции по предоставлению государственных услуг, их работников при предоставлении государственной услуги (далее — жалоба), а также в досудебном (внесудебном) порядке, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания для отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ уполномоченного органа, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц, МФЦ, его работника, организации, осуществляющей функции по предоставлению государственных услуг, ее работника, в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Предметом жалобы является нарушение прав и законных интересов заявителя, противоправные решения и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа, его должностных лиц, МФЦ, его работников, а также организаций, осуществляющих функции по предоставлению государственных услуг, их работников при предоставлении государственной услуги, нарушение положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в уполномоченный орган, в МФЦ либо в соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления) публично‑правового образования, являющийся учредителем МФЦ (далее — учредитель МФЦ), а также в организации, осуществляющие функции по предоставлению государственных услуг.

Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя уполномоченного органа рассматриваются непосредственно руководителем уполномоченного органа.

Жалобы на решения и действия (бездействие) МФЦ подаются учредителю МФЦ или должностному лицу, уполномоченному на рассмотрение жалоб нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Жалобы на решения и действия (бездействие) работников организаций, осуществляющих функции по предоставлению государственных услуг, подаются руководителям этих организаций.

Читайте также:  Образец требования кредитора при ликвидации - срок предъявления, порядок удовлетворения, как оформить

Жалоба должна содержать:

  • наименование уполномоченного органа, предоставляющего государственную услугу, МФЦ, организации, осуществляющей функции по предоставлению государственных услуг, фамилию, имя, отчество (при наличии) их должностных лиц, предоставляющих государственную услугу, и (или) их руководителей, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя, сведения о месте жительства, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и (или) действиях (бездействии) уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа, МФЦ, его руководителя и (или) работника, организаций, осуществляющих функции по предоставлению государственных услуг, их руководителей и (или) работников;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решениями и (или) действиями (бездействием) уполномоченного органа, должностного лица уполномоченного органа, МФЦ, его руководителя и (или) работника, организаций, осуществляющих функции по предоставлению государственных услуг, их руководителей и (или) работников.
  • Заявителем представляются документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии.
  • МФЦ обеспечивает передачу жалобы в уполномоченный орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии, заключенным между МФЦ и уполномоченным органом, предоставляющим государственную услугу, но не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления жалобы.
  • Прием жалоб в письменной форме осуществляется уполномоченным органом в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель обращался за получением государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги либо отказ в предоставлении государственной услуги).
  • Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, в случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия представителя на осуществление действий от имени заявителя. В случае если жалоба направляется посредством почтовой связи, направляется заверенная копия документа, подтверждающая полномочия представителя.

В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством сайта уполномоченного органа, Единого портала, портала услуг.

При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 106 настоящего Административного регламента, могут быть представлены в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации. При этом документа, удостоверяющего личность заявителя, не требуется.

В уполномоченном органе определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностного лица уполномоченного органа рассматриваются руководителем уполномоченного органа или должностным лицом уполномоченного органа, уполномоченным на рассмотрение жалоб. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя уполномоченного органа рассматриваются должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на рассмотрение жалоб.

В случае, если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

Уполномоченный орган обеспечивает:

  • оснащение мест приема жалоб;
  • информирование заявителей о порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа, должностных лиц уполномоченного органа посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственной услуги, на сайте уполномоченного органа, на Едином портале, портале услуг;
  • консультирование заявителей о порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия) уполномоченного органа, должностных лиц уполномоченного органа при личном приеме, в том числе по телефону, с использованием сайта уполномоченного органа;
  • заключение соглашений о взаимодействии между МФЦ и уполномоченным органом в части осуществления МФЦ приема жалоб и выдачи заявителю результатов рассмотрения жалоб;
  • формирование и представление ежеквартально в Федеральную службу по труду и занятости отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).
  1. Жалоба, поступившая в уполномоченный орган, МФЦ, учредителю МФЦ, в организации, осуществляющие функции по предоставлению государственных услуг, подлежит регистрации не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее поступления.
  2. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа уполномоченного органа, МФЦ, организаций, осуществляющих функции по предоставлению государственных услуг, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
  3. Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.
  4. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
  • удовлетворить жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
  • отказать в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы уполномоченный орган, МФЦ, организации, осуществляющие функции по предоставлению государственных услуг, принимают исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении жалобы может быть отказано в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственных корпораций, которые в соответствии с федеральным законом наделены полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840, в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Жалоба может быть оставлена без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решения и (или) действия (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
  • В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо уполномоченного органа, работник МФЦ, организации, осуществляющей функции по предоставлению государственных услуг, уполномоченные на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
  • Мотивированный ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом и направляется заявителю в письменной форме или по желанию заявителя в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица, вид которой установлен законодательством Российской Федерации, не позднее дня, следующего за днем принятия решения по результатам рассмотрения жалобы.
  • Заявитель вправе обжаловать решение, принятое по жалобе, направив его в Федеральную службу по труду и занятости.
  • Заявитель имеет право на получение исчерпывающей информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
  • Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы размещается на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги, на сайте уполномоченного органа, на Едином портале, портале услуг, а также может быть сообщена заявителю в устной и (или) в письменной форме.

Как получить помощь для семей с детьми-инвалидами

Ежемесячную компенсационную выплату по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет могут получить родитель, опекун или попечитель, при условии, что они не работают, не служат и не обучаются по очной форме.

В некоторых случаях выплату могут оформить и работающие законные представители ребенка, для этого они должны относиться к одной из категорий: 

  • одинокая мать (отец);
  • вдова (вдовец);
  • родитель, расторгнувший брак с отцом (матерью) ребенка;
  • родитель, в отношении ребенка которого установлено отцовство;
  • один из многодетных родителей.

Независимо от наличия работы, выплату могут оформить: 

  • бывший попечитель инвалида с детства в возрасте до 23 лет, оставшегося без попечения родителя, осуществлявший уход за ним до совершеннолетия;
  • один из приемных родителей ребенка-инвалида;
  • патронатный воспитатель ребенка-инвалида.

Если ребенок-инвалид или инвалид с детства в возрасте до 23 лет вступит в брак, получать выплату он будет лично, при условии, что у его законного представителя сохранится право на получение этой выплаты. 

Если в семье двое таких детей, выплата назначается на каждого ребенка.

Заявитель и ребенок должны проживать совместно и иметь постоянную регистрацию в Москве. Гражданство при этом значения не имеет.

Для оформления выплаты понадобятся:

  • заявление о назначении пособия;
  • документ, удостоверяющий личность и подтверждающий место жительства в Москве;
  • реквизиты кредитного учреждения и расчетного счета, куда будет перечисляться выплата;
  • документ, удостоверяющий личность второго родителя (при наличии), с отметкой о регистрации (паспорт);
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • документ жилищной организации о месте жительства ребенка в Москве;
  • выписка из акта освидетельствования в Федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы о признании ребенка, с учетом ухода за которым предоставляется государственная услуга, ребенком-инвалидом или инвалидом с детства;
  • дополнительные документы потребуются для незанятых граждан, а также для отдельных категорий работающих граждан.

Оформить выплату можно:

Заявление должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней после предоставления заявления со всеми документами. Выплата предоставляется с месяца освидетельствования ребенка в бюро медико-социальной экспертизы и выплачивается по месяц истечения срока инвалидности (но не более чем до достижения 23 лет).

Актуальный размер выплаты можно узнать на сайте Департамента труда и социальной защиты населения Москвы.

Ссылка на основную публикацию