Кто рассчитывает земельный налог физическим лицам?

В соответствии с белорусским законодательством, земельный налог уплачивают физические лица, имеющие земельные участки на следующих основаниях:

  • Участок является пожизненным владением с правом наследования
  • Участок предоставлен в постоянное или временное пользование
  • Участок является частной собственностью

Ключевым моментом для налогообложения земельным налогом является расположенность участка на территории РБ. Независимо от гражданства плательщика, земельный налог должен быть уплачен в белорусскую государственную казну.

Кто рассчитывает земельный налог физическим лицам?

В 2015 году были внесены некоторые правки в Налоговый кодекс Республики Беларусь, и теперь земельный налог с физических лиц может повышаться или снижаться не в два раза, как это было ранее, а в два с половиной раза.

Инициировать увеличение или уменьшение налога вправе местные советы депутатов. Практика фактической работы государственных органов с налоговыми ставками такова, что надеяться на уменьшение налоговой ставки владельцам земельных участков не приходится.

Таким образом, данное изменение законодательства подвергается серьёзной критике со стороны населения.

Объектами налогообложения (налога на землю) являются следующие типы участков:

  • Пожизненные владения с правом наследования
  • Предоставленные в пользование (временное или постоянное)
  • Являющиеся частной собственностью
  • Полученные в качестве наследства

Категории граждан, которые не платят налог на землю для физических лиц

Налоговый кодекс Республике Беларусь предусматривает ряд льгот при оплате земельного налога. Крупнейшей льготой является полное освобождение некоторых физлиц от обязанностей по уплате налога. Освобождаются от земельного налогообложения следующие категории граждан:

  • Военные, несущие срочную военную службу
  • Граждане, принимавшие участие в Великой Отечественной войне
  • Граждане пенсионного возраста
  • Граждане с инвалидностью первой и второй группы
  • Нетрудоспособным гражданам, если они не проживают совместно с трудоспособными гражданами (значение имеет не фактическое проживание, наличие регистрации)
  • Граждане, переселившиеся из зоны эвакуации и зон отселения
  • Члены многодетных семей

В ситуации, когда граждане не имеют права на 100% освобождении от уплаты земельного налога, налоговая ставка для них может быть снижена по причине трудного материального положения

Порядок уплаты налога в 2019 году

Налоговый период, т.е. период, по истечении которого возникает необходимость в уплате земельного налога составляет 1 календарный год.

Обязанность по исчислению налога может возникать у плательщика:

  • на начало текущего налогового периода, когда годовая сумма налога определяется исходя из наличия объектов налогообложения на 1 января текущего года
  • в течение текущего налогового периода, в случае возникновения обстоятельств, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение налогового обязательства
  • Основанием для уплаты земельного налога является извещение налогового органа о необходимости в уплате налога.
  • Данное извещение вручается физическим лицам не позднее 1 августа лично под роспись.
  • Извещение об уплате земельного налога может быть осуществлено электронным способом на указанный вами электронный адрес почты, в случае, если вы дали согласие на это
  • Земельный налог должен быть уплачен в срок не позднее 15 ноября.
  • Однако, если извещение об уплате налога пришло не в установленный срок (1 августа), то оплатить его необходимо не позднее 30 дней со дня вручения вам извещения.
  • В случае неуплаты или неполной уплаты земельного налога, начисляется пеня за каждый день такой просрочки.
  • Пеня определяется следующей формулой:
  • Пеня = (А*В*С):(360:100)
  • A- размер неисполненного обязательства (сумма, которую вы должны заплатить)
  • B- количество дней в течение которых сумма, которую вы не заплатили, а также ставка рефинансирования оставались неизменными
  • C- ставка рефинансирования (на момент неисполнения обязательства по неуплате земельного налога)

Расчет земельного налога

  1. Земельный налог определяется как произведение налоговой базы и соответствующих ставок.
  2. Налоговая база земельного налога определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка.

  3. Получить сведения о кадастровой стоимости участка можно двумя способами:
  • узнать стоимость на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство (http://vl.nca.by/)
  • обратиться с запросом о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в ГУП «Национальное кадастровое агентство» или в территориальные агентства по государственной регистрации и земельному кадастру (на платной основе)
  • Право выбора остается за вами.
  • Местные Советы Депутатов могут увеличить или уменьшить ставки земельного налога
  • Для определения налога необходимо:
  • определить ваш объект налогообложения
  • применить льготу (если есть)
  • определить налоговую базу
  • определить ставку налога
  • определить ваш коэффициент (при наличии)
  • рассчитать налог

Земельный налог можно рассчитать с помощью формулы:

Сумма налога = НБ*С*К1*К2*К3

  • НБ- налоговая база
  • С- ставка налога
  • К1-коэффициент по периоду пользования земельным участком
  • К2- коэффициент, который увеличивает или уменьшает ставку налога, в соответствии с решением местных Советов Депутатов
  • К3- коэффициент, увеличивающий ставку налога

Хотите купить или продать свой участок? Вы можете это сделать на Domovita, одном из самых посещаемых сайтах по недвижимости.

Земельный налог 2018-2019: ставки, льготы, проверка, оплата

Что такое земельный налог, как его узнать и оплатить, ставки налога, кадастровая стоимость земли, льготные категории граждан, есть ли льготы для пенсионеров – информацию по всем этим вопросам вы найдете на этой странице.

Как можно узнать и оплатить земельный налог?

Наш сервис позволяет проверить и оплатить налог на землю онлайн. Для проверки достаточно ввести номер ИНН или Индекс документа (УИН) в форму расположенную ниже.

По ИНН собственника земельного участка можно проверить только задолженности, по номеру УИН — текущие начисления.

Что такое земельный налог для физических лиц?

  • Земельный налог – это налог, взимаемый с физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
  • Налог не взимается с физических лиц в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования или переданных им по договору аренды.
  • Не подлежат налогообложению земельные участки следующих категорий:
  • входящие в состав общего имущества многоквартирного дома
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками

Земельный налог относится к категории местных налогов и как следствие — ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В какой срок необходимо уплатить земельный налог?

Оплатить земельный налог, так же как и другие налоги физических лиц, необходимо до 1-го декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом).

Таким образом, налог на землю за 2017 год надо оплатить не позднее 30-го ноября 2018 года.

В случае неуплаты налога до указанной даты, на сумму налога будет производиться начисление пени в размере 1/300 ключевой ставки Центрального Банка РФ.

Расчет и ставки налога на землю

Рассчитать земельный налог можно по формуле: Земельный налог = КСТ * Д * СТ * КВ КСТ – кадастровая стоимость земельного участка; Д – размер доли в праве на земельный участок; СТ – налоговая ставка;

КВ – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Кадастровую стоимость земельного участка рассчитывает Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).

Налоговая ставка устанавливается нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Таким образом, налоговая ставка отличается в разных населенных пунктах (муниципальных образованиях). К примеру, ставка земельного налога в Москве 0,025% на так называемую «дачную землю», в то время как московской области преобладает ставка 0,3%.

Кроме отличия ставки по муниципальной принадлежности участка, ставка меняется в зависимости от категории земли. Существует верхняя граница налоговой ставки, закрепленная на федеральном уровне. 0,3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации);

1,5% в отношении прочих земельных участков. Подробную информацию об установленных налоговых ставках и льготах можно узнать в любой налоговой инспекции или воспользовавшись следующей ссылкой.

Расчет земельного налога при продаже/покупке участка

В ситуации, когда владение земельным участок было в течение неполного года, к примеру, при продаже или покупке участка, для расчета налога, применяется коэффициент владения.

Коэффициент владения земельный участком это отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде – 12 месяцев. При покупке земельного участка, месяц считается полным, если право собственности возникло до 15-го (включительно) числа месяца покупки. В случае продажи, месяц считается полным, если право собственности было прекращено после 15-го числа соответствующего месяца. В иных случаях месяц считается неполным и не учитывается при определении коэффициента владения.

Как узнать кадастровую стоимость земельного участка?

Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно воспользовавшись онлайн сервисом Росреестра под названием «Публичная кадастровая карта». На этом сайте находится интерактивная карта всех субъектов РФ.

Читайте также:  Вступление в наследство по завещанию на квартиру: сколько стоит и как вступить, а также порядок наследования и документы для оформления, кто может оспорить после смерти завещателя?

После выбора интересующего вас участка земли будет показана подробная информация по нему: тип, кадастровый номер, статус, адрес, категория земель, форма собственности, кадастровая стоимость, площадь и т.п.

Поиск участка возможен по GPS координатам, однако не всегда этот функционал работает корректно.

Вся информация о земельном участке доступна бесплатно и без регистрации.

Льготы для пенсионеров по земельному налогу

В 2017 году Президентом РФ был подписан федеральный закон № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с этим законом вводится налоговый вычет, уменьшающий земельный налог на величину кадастровой стоимости 600 кв.

м площади земельного участка. Фактически речь идет о так называемых 6 сотках. Под данную льготу попадают все пенсионеры, а так же следующие категории граждан: Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий и т.

д Налог за 2017 год, оплатить который будет необходимо в 2018 году, будет рассчитан исходя из этой льготы. Налоговый вычет предоставляется только на величину кадастровой стоимости 6 соток. Если площадь земельного участка больше, то налог будет рассчитан за оставшуюся площадь.

К примеру, если площадь земельного участка принадлежащего пенсионеру 20 соток, то налог будет начислен только за 14 соток.

Еще одна особенность данного закона — вычет применятся только по одному земельному участку по выбору «льготника» независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка.

Для того, чтобы самостоятельно выбрать земельный участок, к которому будет применена льгота, необходимо обратиться в любую ИФНС с Уведомлением о выбранном участке.

Если уведомление не поступит от налогоплательщика, то вычет будет автоматически применен в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

О земельном налоге | налогово-таможенный департамент

Государство платит земельный налог с находящейся в его собственности земли, в отношении которой представлено либо ходатайство о возврате, замене или её компенсации; либо земля была компенсирована, но никем не была взята в пользование; либо в отношении земли не было представлено ходатайства о возврате, замене или её компенсации и которая никем не была взята в пользование.  

2. Объект земельного налога

Земельным налогом облагается вся земля, за исключением:

  • земли, на которой законом или в установленном законом порядке запрещена хозяйственная деятельность;
  • земли природных резерватов и зон специального режима заповедников, а также земли зон специального режима постоянных местообитаний;
  • земли, относящейся к зданиям дипломатических и консульских представительств иностpанных госудаpств или к их частям;
  • земли, находящейся в пользовании иностранного государства или международной организации на основании договора, заключенного между Правительством Республики и иностранным государством или международной организацией;
  • земли под церквями и молитвенными домами приходов;
  • муниципальной земли, расположенной на административной территории соответствующей единицы местного самоуправления, за исключением случая, когда эту землю использует лицо, чье землепользование еще не переоформлено в порядке, предусмотренном Законом о земельной реформе, или если эта земля обременена правом застройки или пользовладения;
  • земли под публичными водоемами, водоемами публичного пользования и дорогами публичного пользования;
  • земли, находящейся в пользовании международных военных штаб-квартир;
  • с находящейся в собственности государства земли с целевым назначением земли для общественных строений;
  • земли с целевым назначением земли общего пользования (в т. ч. земли кладбищ).

С земель, установленных Законом об охране природы, таких как зоны с ограниченным режимом природопользования, заказники, земли постоянных местообитаний и земли, относящиеся к зонам с ограниченным режимом природопользования отдельных охраняемых природных объектов, земельный налог уплачивается в размере 50 процентов от ставки земельного налога.  

3. Ставка земельного налога

4. Представление местным самоуправлением данных

В случае изменения ставок налога единица местного самоуправления представляет сведения об измененных ставках земельного налога в информационную систему земельного налога (MAKIS) не позднее 1 февраля года налогообложения. Если к установленному сроку измененные ставки не будут представлены, то Налогово-таможенный департамент исчисляет земельный налог по ставкам предыдущего года.

Единица местного самоуправления представляет помимо налоговых ставок к 1 февраля года налогообложения посредством информационной системы земельного налога (MAKIS) в Налогово-таможенный департамент исходные данные, необходимые для вычисления земельного налога.  

5. Возникновение налоговой обязанности

Для определения величины налоговой обязанности по земельному налогу Налогово-таможенный департамент берет за основу наличие права собственности или пользовладения по состоянию на 1 января налогового года. Налогово-таможенный департамент выставляет налоговое уведомление лицу, являющемуся собственником или пользователем земли по состоянию на 1 января (в пунктах 1.

2–1.5 перечисленные лица). При приобретении земли или возникновении права пользования в середине года, у старого владельца или пользователя сохраняется обязанность по земельному налогу до конца года, и налоговая обязанность нового собственника или пользователя земли возникает с 1 января года, следующего за годом приобретения земли или возникновения пользовладения.

 

6. Льгота по уплате земельного налога с земли, находящейся под домом  

Для получения льготы по уплате земельного налога с земли, находящейся под домом, необходимо выполнение четырёх условий одновременно по состоянию на 1 января:

  • лицо должно быть землевладельцем или землепользователем по смыслу ст. 10 Закона о земельном налоге (лица, перечисленные в п. 1.1–1.4 этой инструкции);
  • земля должна использоваться с целью жилой застройки на ней или в качестве приусадебного участка, входящего в состав доходной сельскохозяйственной земли;
  • на земле находится здание;
  • постоянное место жительства землевладельца или землепользователя находится в здании, расположенном на земле, соответственно данным об его местожительстве, которые внесены в регистр народонаселения.

Освобождение от уплаты земельного налога можно получить только с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле, на территории (с плотной застройкой, в том числе в городе, внутриволостном городе, поселке городского и сельского типа, а также на территории, которая определена по общей планировке единицей местного самоуправления или по уездной планировке уездным старейшиной в качестве территории с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара, а в других местах размером до 2,0 гектара.

От уплаты земельного налога освобождены собственники земельной единицы, находящейся в их общей долевой или совместной собственности, на вышеуказанных условиях с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле, на территории (с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара, а в других местах размером до 2,0 гектара. Это положение не применяются в отношении собственников квартирной собственности; это обозначает, что в квартирном товариществе рассчитывается освобождение от уплаты налога для каждой квартирной собственности.

Члены товарищества собственников зданий из числа физических лиц также приравнены к землепользователям.

Таким образом, освобождается от уплаты земельного налога земля, используемая под жилую застройку на ней, которая принадлежит товариществу собственников зданий, в пропорциональной части паёв членов товарищества собственников зданий из числа таких физических лиц, место жительства которых соответственно данным об их местожительстве внесено в регистр народонаселения и находится в здании, расположенном на этой земле (с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара, а в других местах размером до 2,0 гектара, в расчёте на каждого члена товарищества собственников зданий, соответствующего названным признакам.

Землевладелец или землепользователь, названный в ст. 10 Закона о земельном налоге, не должен представлять заявление для получения налоговой льготы. Налоговая льгота рассчитывается автоматически.

С отправкой уведомлений о земельном налоге в феврале 2020 года выяснилось, что у многих людей отсутствует налоговая льгота на землю, находящуюся под домом, которая должна была быть передана местным самоуправлением.

Это касается людей, которые продали или купили недвижимое имущество во второй половине 2019 года.

Из запроса, отправленного в Земельный департамент, выяснялось, что причиной этого стал сбой между решением X-tee по обновлению адресов в регистре народонаселения и инфосистемой земельного налога в Земельном департаменте, поэтому не все данные поступили к нам в корректной форме.

Налогово-таможенный департамент в ближайшие недели отправит персональные извещения тем людям, которые получили налоговое уведомление с некорректными данными.

Эти налоговые уведомления будут аннулированы, а взамен будут отправлены новые.

Срок уплаты земельного налога — 31 марта, поэтому мы рекомендует не спешить с уплатой земельного налога, если имеются сомнения, что Вы получили уведомление с некорректными данными.

Если Вы уже уплатили земельный налог, то переплаченная сумма первоначально будет переведена на счёт предоплаты и её можно будет вернуть после того, как будет представлено налоговое уведомление с корректными данными, а также будет произведён перерасчёт.

Приносим извинения за неудобства.

7. Налоговое уведомление о земельном налоге

Налогово-таможенный департамент высылает налогоплательщику налоговое уведомление о подлежащей к уплате сумме земельного налога не позднее 15 февраля.

Пользователю e-MTA, электронный адрес которого известен Налогово-таможенному департаменту, налоговое уведомление о земельном налоге высылается только электронным путем.

Если у Налогово-таможенного департамента нет адреса электронной почты налогоплательщика, то уведомление высылается по СМС на номер мобильного телефона. Налоговое уведомление на бумаге высылается в том случае, если у департамента нет ни номера мобильного телефона, ни адреса электронной почты налогоплательщика.

Налогоплательщик, не получивший налоговое уведомление о земельном налоге к 25 февраля, обязан известить об этом Налогово-таможенный департамент в течение 30 дней. В этом случае налогоплательщику высылается новое налоговое уведомление.

Если налогоплательщик не получил ни одного налогового уведомления о земельном налоге, он обязан сообщить в письменной форме или в электронном виде в волостную или городскую управу по месту нахождения земли о размере и целевом назначении находящейся в его собственности или пользовании земли.

Читайте также:  Отказ от наследства: алгоритм оформления и тонкости в этом деле - Юридическая консультация

Если в налоговом уведомлении представлены неточные данные о налогоплательщике или его налогооблагаемом землепользовании, то ему необходимо обратиться для уточнения земельных данных в волостную или городскую управу по месту нахождения земли.  

8. Уплата земельного налога

Земельный налог за землю, расположенную в единице любого местного самоуправления, в размере до 64 евро следует уплатить одной суммой к 31 марта 2020 года.

Если сумма земельного налога превышает 64 евро, то к 31 марта 2020 года следует уплатить как минимум половину суммы, но не менее 64 евро. Остальную часть земельного налога следует уплатить не позднее чем к 1 октября 2020 года.

Земельный налог следует уплатить на банковский счет Налогово-таможенного департамента. Реквизиты для уплаты налогов »

Контроль за уплатой земельного налога осуществляет Налогово-таможенный департамент.  

9. Освобождение от земельного налога пенсионера или репрессированного

  • Местное самоуправление может дополнительно освободить от уплаты земельного налога как лицо, получающего пенсию на основании Закона о государственном пенсионном страховании; так и лицо, у которого установлена частичная или отсутствующая трудоспособность на основании Закона о пособии на трудоспособность; с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле, на территории (с плотной застройкой) размером до 0,15 гектара.
  • Местное самоуправление может дополнительно освободить от уплаты земельного налога также репрессированного или лицо, приравненного к нему по смыслу Закона о лицах, репрессированных оккупационными режимами; с части земли, используемой под жилую застройку на ней или в качестве приусадебного участка на доходной сельскохозяйственной земле.
  • Лицо, получающее пенсию на основании Закона о государственном пенсионном страховании, лицо, у которого установлена частичная или отсутствующая трудоспособность на основании Закона о пособии на трудоспособность, а также репрессированный или лицо, приравненное к нему, должны представить заявление для получения освобождения от уплаты налога в местное самоуправление.  

10. Поступление земельного налога

Земельный налог поступает в полном объёме в местное самоуправление.

11. Если нуждаетесь в помощи

  • Позвоните
    • +372 880 0811
    • Skype mta.eesti
  • Отправьте письмо на адрес э-почты eraklient@emta.ee или оставьте сообщение в е-MTA в рубрике «Общение» – «Переписка».

Земельный налог в Беларуси. Ставка земельного налога в РБ 2020

Земельный налог – налог уплачиваемый владельцами земельных участков. Обязанность его уплаты может быть законодательно обусловлена самим фактом владения земельным участков или возникать при наличии некоторых дополнительных условий.

Земельным налогом в Республике Беларусь, согласно статье 193 Налогового кодекса, облагаются расположенные на ее территории земли. В том числе:

  • Принадлежащие на правах частной собственности, пожизненного наследуемого владения или временного пользования физическим лицам, а также принятые ими по наследству;
  • Принадлежащие организациям на правах частной собственности, постоянного или временного пользования.

Плательщиками земельного налога признаются физические и юридические лица, перечисленные в статье 192 НК РБ. Там же определены условия, исходя из которых, наступает обязанность уплаты земельного налога, основания для освобождения от него.

Земельный налог собирается с целью регулирования экономическими методами рационального использования земельных ресурсов, накопления средств, для проведения мероприятий по землеустройству, повышению качества и охране земель, территориальному развитию.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регулируется статьями Налогового кодекса Республики Беларусь. В качестве налогового периода для расчета суммы земельного налога принимается календарный год.

Земельный налог начисляется на основании:

  • государственного акта на земельный участок;
  • удостоверения, дающего право временного пользования земельным участком;
  • свидетельства о государственной регистрации прав на земельный участок;
  • решений соответствующих государственных органов о возникновении или переходе прав на земельные участки;
  • сведений о наличии в собственности земельных участков, содержащихся в регистре государственного земельного кадастра, в едином государственном регистре недвижимого имущества;
  • сведений, представляемых землеустроительными службами исполкомов;
  • сведений о предоставленных во временное пользование и не возвращенных в срок, самовольно занятых и/или используемых не по целевому назначению земельных участках;
  • сведений о земельных участках, на которых располагаются объекты сверхнормативного незавершенного строительства.

О решении, касательно возникновения или изменения прав на земельный участок, соответствующий государственный орган информирует налоговые органы по месту постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя, в отношении физического лица – по месту нахождения земельного участка.  Сообщение содержит сведения о площади, кадастровой стоимости, целевом назначении и использовании земельного участка. Расчет подлежащей уплате суммы производится умножением налоговой базы на ставку налога.

Ставки земельного налога в 2019 году для жилой усадебной зоны установлены для физических лиц за год:

  • 20,72 белорусских рублей за гектар – если кадастровая стоимость земельного участка меньше 20 720 бел.руб. за гектар;
  • 0,1% от кадастровой стоимости участка – если кадастровая стоимость земельного участка 20 720 бел.руб. за гектар и больше.
  • Расчет земельного налога для юридических лиц сложнее, в нем учитываются многие факторы, в том числе стоимость участка, вид производимой на нем деятельности и пр.
  • Местные Советы депутатов вправе увеличивать или уменьшать ставки земельного налога некоторым категориям плательщиков.
  • В статье 193 Налогового кодекса перечислены виды земельных участков облагаемых налогом и освобожденных от него. Так обложению земельным налогом не полежат:
  • земли общего пользования на территории населенных пунктов;
  • территории кладбищ;
  • территории лесного фонда, на которых ведется лесное хозяйство;
  • территории водного фонда, кроме земель занятых посторонней деятельностью;
  • земли запаса;
  • земли общего пользования на территории дачных кооперативов садоводческих товариществ;
  • участки зарегистрированных религиозных организаций;
  • заповедники, национальные парки, ботанические сады;
  • земельная полоса, предназначенная для обеспечения Государственной границы;
  • земли сельскохозяйственного назначения занятые древесно-кустарниковой растительностью, но не включенные в лесной фонд;
  • территории болот;
  • участки, занятые историко-культурными ценностями, при соблюдении определенных государственным законодательством условий;
  • используемые для научной деятельности поля;
  • территории, занятые автодорогами и железнодорожными путями общего пользования, а также обслуживающими их сооружениями;
  • прибрежные полосы и природоохранные территории;
  • земельные участки организаций, занимающихся социальной и культурной деятельностью;
  • территории оздоровительных и санаторно-курортных организаций, детско-юношеских спортивных школ, используемые в основной деятельности;
  • земельные участки содержащихся за счет бюджета аэроклубов, аэродромов, аэропортов и объектов системы организации воздушного движения;
  • земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • земельные участки спортивных баз национальных и сборных команд Республики Беларусь;
  • участки производственных предприятий исправительных учреждений и лечебно-трудовых профилакториев;
  • земельные участки в пользовании учреждений образования, Национального банка Академии управления при Президенте Республики Беларусь;
  • земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов организациям, на период их строительства;
  • территории, занятые установками по использованию возобновляемых источников энергии;
  • участки общественных объединений инвалидов;
  • другие земельные участки, принадлежащие лицам, имеющим право на льготу при уплате земельного налога согласно статье 193 НК РБ.
  1. Льготы по земельному налогу не распространяются на земельные участки, используемые для предпринимательства или ведения фермерского хозяйства.
  2. Местные государственные органы вправе предоставлять отдельным плательщикам льготы по земельному налогу, исходя из их имущественного положения.
  3. Налог на земельные участки, находящиеся в пользовании или долевой собственности нескольких лиц начисляется  каждому плательщику отдельно пропорционально площади находящегося в пользовании недвижимого имущества или доле в совместном имуществе.

Следует заметить, что отсутствие у физических лиц документов на земельные участки не освобождает от уплаты налога. С другой стороны – уплата налога за земельный участок не является подтверждением прав на него.

Организации уплачивают земельный налог ежеквартально равными частями до 22-го числа второго месяца каждого квартала, в течение налогового периода, а за земли сельскохозяйственного назначения не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября – в размере одной четверти годовой суммы; cадоводческие товарищества – раз в год до 22 августа; налог подлежит уплате физлицами на основании извещения налогового органа,  вручаемого или переданного по почте заказным письмом до 1 августа текущего года.

Физические лица уплачивают налог в срок не позже 15 ноября текущего года. В случае получения извещения от налоговых органов после указанного срока, налог уплачивается не позднее тридцати дней со дня вручения извещения.

  •  Участники гаражных кооперативов и садоводческих товариществ могут производить оплату земельного налога через управляющие органы этих организаций.
  • В сельской местности оплата земельного налога часто происходит через сельсоветы.
  • В 2015 году произошли некоторые изменения законодательства, касающиеся начисления земельного налога:
  • организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, вменено в обязанность платить земельный налог вне зависимости от площади земельных участков. В 2014 году за участки площадью менее 0,5 гектара налог не начислялся.
  • местные советы депутатов получили право увеличивать ставки земельного налога и в 2,5 раза (в 2014 – только в 2 раза).
Читайте также:  Договор на вывоз и утилизацию мусора - образец 2021

Как видно из вышеизложенного, правильное начисление земельного налога процесс довольно трудоемкий, сопряженный с множеством оговорок, ограничений и исключений. Однако большая часть работы в этом направлении ложится на государственные органы, потому риск ошибок и ответственности за них для плательщиков сравнительно не велик.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Глава 31 НК РФ. Земельный налог

Во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).

Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе.

Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе.

 Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.

Кто платит земельный налог

Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларации по земельному, транспортному и «имущественному» налогам

Кто не платит земельный налог

Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.

Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога.

В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.

Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.

На что начисляется налог

На сформированные земельные участки. Участок является сформированным, если он имеет кадастровый номер и занесен в Единый государственный реестр земель с указанием категории, границ, площади и т д. По еще не сформированным участкам земельный налог платить не нужно.

На что не начисляется налог

На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни.

Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами.

Также с 1 января 2015 года предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая ставка

Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли.

Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства  предельно допустимая ставка равна 0,3%.

Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5%.

К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.

Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно

До 2020 года налогоплательщики-организации вычисляли сумму земельного налога самостоятельно. Налог за 2020 год и более поздние периоды рассчитывают как организации, так и инспекторы.

ИФНС направляет в адрес компании сообщение, где указана ставка, сумма к уплате и другие сведения.

В случае несогласия компания вправе оформить пояснения и приложить к ним документы (например, о льготе), а налоговики обязаны их рассмотреть.  

Индивидуальные предприниматели и физлица без статуса ИП уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция.

 При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление.

Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.

На практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается.

Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог.

Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

  Физлиц, не исполнивших указанную обязанность,  могут оштрафовать в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.

Как рассчитать земельный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли.

Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов.

Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.

Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.

В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму. Она равна кадастровой стоимости 600 кв. м. площади участка.

В число лиц, которые вправе воспользоваться данной льготой, вхдят,  в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды и пенсионеры.

 Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.

Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году.

В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента.

Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав.

Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав. Этот же алгоритм следует применять в ситуации, когда  в середине года поменялся вид разрешенного использования участка, либо участок был переведен из одной категории земель в другую.

Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля, и продала 20 сентября. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

Где узнать кадастровую стоимость

В документах на участок, а также в территориальном Управлении Росреестра или на его официальном сайте. Предоставление информации о кадастровой стоимости для налогоплательщиков бесплатно.

Когда перечислять деньги

Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Автоматически сформировать платежку на уплату налога по данным из декларации и сдать отчетность через интернет

Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи.

Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку. Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года.

Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.

ВНИМАНИЕ.

  В 2020 году продлен срок перечисления авансовых платежей (в муниципалитетах, где они установлены) для организаций и ИП, которые включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года и которые относятся к отраслям, наиболее пострадавшим из-за коронавируса (список таких отраслей утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.20 № 434; применяется с учетом дополнения, внесенного постановлением от 10.04.20 № 479). В частности, налогоплательщикам из числа МСП нужно перечислить:

— авансовый платеж за I квартал 2020 года — не позднее 30 октября 2020 года;

— авансовый платеж за II квартал 2020 года — не позднее 30 декабря 2020 года (см. «Перенесены сроки уплаты налогов и взносов»).

Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).  

Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства.

Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе земельного налога.

Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки. 

Как отчитываться по земельному налогу

По земельному налогу за 2019 год и более ранние периоды налогоплательщики-организации  сдают декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

  • По земельному налогу за 2020 год и более поздние периоды налогоплательщики-организации  деклараций не сдают.
  • Расчеты по авансовым платежам не предусмотрены.
  • Организации, не владеющие участками земли, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по земельному налогу.
  • Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.

До 2015 года в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели были обязаны  не только самостоятельно рассчитать земельный налог, но и представить налоговую декларацию. Однако с 2015 года ИП представлять налоговую декларацию не обязаны.

Ссылка на основную публикацию