Дорогой Тинькофф! Постоянно читаю ваш журнал. Есть один вопрос, не дающий покоя.
Я здоровый работающий мужчина 26 лет с зарплатой за 26 тысяч рублей без НДФЛ. У меня есть жена и несовершеннолетний ребенок. Родители тоже присутствуют, полная семья. Работаю официально с 18 лет, соответственно, плачу налоги. Проживаем в однушке, в которой половина принадлежит мне, а половина — матери. Жена не работает официально — фрилансит.
Смогу ли я подать документы, чтобы нас признали малоимущей семьей, дабы поднять бюджет? Если да, то как это сделать?
Заранее спасибо,Дмитрий
Расскажу, как семье получить статус малоимущей и что она может получить от государства.
Если в семье двое взрослых и ребенок, нужно сложить прожиточные минимумы, которые установлены для каждого из них. Полученная сумма будет порогом, ниже которого находятся малоимущие семьи. Эта величина — прожиточный минимум вашей семьи.
Вы пишете, что ваша официальная зарплата чуть больше 26 тысяч рублей после вычета НДФЛ. Получается, до вычета она составляет примерно 30 тысяч рублей.
Но бюрократию придумали не для того, чтобы все было так просто.
Порядок учета доходов семьи для признания ее малоимущей определяет специальный закон. Основные правила такие:
- Расчет проводится за три последних календарных месяца. Они отсчитываются от даты обращения в орган соцзащиты. Учитывается весь доход семьи за три месяца. Потом эту сумму поделят на три — это средний доход семьи. Его поделят на число членов семьи — это среднедушевой доход.
- Доходы учитываются до вычета налогов и сборов.
- Считают доходы каждого члена семьи. Не только трудовые. Существует специальный перечень видов доходов, которые учитываются при расчете среднедушевого расхода семьи. Проверьте, получаете ли вы что-то из этого перечня. Орган соцзащиты засчитает в общий доход семьи не только зарплату, но и выплаты по гражданско-правовым договорам. Также учитываются: стипендии, пособие по безработице, ежемесячное пособие на ребенка, доходы от сдачи имущества в аренду, оплата по гражданско-правовым договорам, доходы по акциям, проценты по банковским вкладам и др.
Обманывать государство я вам не советую. Если выяснится, что доход семьи реально был выше, чем вы заявили, все излишне выплаченное государство потребует обратно.
Например, в судебной практике было такое дело. Женщине назначили государственную социальную выплату. В сведениях о доходах она указала только одно место работы.
Орган соцзащиты узнал, что дополнительно она работает социальным работником в государственном учреждении. Значит, она предоставила не соответствующие действительности сведения о доходах.
Орган соцзащиты потребовал переплату назад. Пришлось вернуть 255 227 рублей. Суд с этим согласился.
Чтобы учесть доходы семьи, государство должно о них узнать. Для этого органу соцзащиты дано право проверять сведения о доходах. Он может направлять запросы в налоговую, пенсионный фонд и Росреестр, может проверить жилищные условия.
Так, в Санкт-Петербурге суд рассматривал дело семьи, которая обратилась за социальной помощью.
Орган соцзащиты провел проверку и установил, что уровень жизни семьи не соответствует предоставленным сведениям о доходах. Семье принадлежит трехкомнатная квартира стоимостью более 7 млн рублей.
Есть два автомобиля. Раньше соцпомощь уже выплачивали, но уровень официальных доходов не вырос. Новое социальное пособие не дали.
Вы пишете, что у вашей жены есть доход от фриланса. Если она проводит его официально, вам нужно учитывать этот доход при обращении в органы соцзащиты.
У семьи должны быть причины, из-за которых доход семьи ниже прожиточного минимума. Например:
- ребенок в возрасте до полутора лет;
- один из членов семьи — инвалид;
- несколько несовершеннолетних детей;
- официальный статус безработного у одного из взрослых;
- временная нетрудоспособность одного из взрослых и др.
Этот перечень нигде прямо не прописан и не может быть прописан. Насколько уважительна причина, по которой семья оказалась в трудном финансовом положении, оценивает орган соцзащиты. Его объективность проверит суд. Если причин для низкого дохода нет, соцпомощь не дадут.
Разовые выплаты. Малоимущим могут оказывать материальную помощь. В Вологодской области она варьируется от 300 рублей до 10 тысяч рублей. Материальная помощь — это разовый платеж.
Например, в Тверской области размер выплаты по соцконтракту зависит от того, сколько в семье детей. Если детей нет — дадут не больше 40 тысяч рублей, если детей не больше двух — 100 тысяч рублей, а если больше трех — 150 тысяч рублей.
Выплаты могут измеряться в десятках тысяч, но с государством нужно согласовывать все траты и отчитываться по ним. В контракте может быть прописано, что нужно пройти обучение, активно искать работу, пройти лечение от алкоголизма, купить сельскохозяйственную технику. Это обязательное условие получения денег.
Социальные пособия — это регулярные денежные выплаты. Скорее всего, говоря о том, как поднять бюджет семьи, вы имеете в виду именно пособия. Приведу несколько примеров, чтобы вы представляли, о каких суммах идет речь.
В Московской области малоимущим ежемесячно компенсируют сумму, которой не хватает до прожиточного минимума. Размер соцпомощи на одного члена семьи — от 300 рублей до тысячи в месяц. В год на каждого члена семьи дадут не больше 6 тысяч рублей.
- В Псковской области денежные выплаты малоимущим семьям составляют тысячу рублей, если среднедушевой доход семьи ниже МРОТ, и 500 рублей — если выше.
- В Свердловской области социальное пособие малоимущим выплачивают из расчета 387 рублей на одного человека в месяц.
- В Санкт-Петербурге установлено общее правило: социальное пособие малоимущей семье не может быть выше, чем разница между прожиточным минимумом семьи и ее доходом.
Цель выплаты пособия — довести доход семьи до прожиточного минимума. Сильно бюджет на этом, к сожалению, не поднять.
Чтобы получить соцпомощь, нужно обратиться в орган социальной защиты населения по месту постоянной или временной регистрации. Что это за орган, определяет законодательство субъекта РФ, в котором вы живете.
Социальная помощь малоимущим — это государственная услуга, поэтому ее можно получить на портале госуслуг или в МФЦ. Это упрощает задачу. В МФЦ сотрудники подскажут, куда адресовать заявление.
На портале госуслуг последовательно откройте разделы «Услуги», «Пенсия, пособия и льготы»:
Дальше выбирайте раздел «Помощь малоимущим». Страницу надо прокрутить вниз:
Дальше вам расскажут, какие услуги малоимущим оказывают в вашем регионе:
Там же можно узнать, как получить услугу и какие документы нужно собрать. Копии можно отправить через портал госуслуг, но оригиналы будьте готовы отнести в орган соцзащиты лично. Скорее всего, от вас потребуют:
- документы, подтверждающие личности членов семьи;
- справку о составе семьи из паспортного стола;
- справки о доходах 2-НДФЛ;
- трудовые книжки.
Этот перечень отличается от субъекта к субъекту, как и размеры пособий.
Соцпомощь малоимущим — это поддержка для тех, кому тяжело зарабатывать на жизнь. Среди них государство должно выбрать тех, кому тяжелее прочих, и помочь именно им. Это инвалиды, тяжелобольные, безработные, неполные и многодетные семьи. Государство обеспечивает им прожиточный минимум. Все остальные обеспечивают его себе самостоятельно.
Если вы все-таки хотите получить статус малоимущей семьи, вот ваш план действий:
- Посчитайте средний доход вашей семьи. Сложите выплаты от работодателей и заказчиков, проценты по вкладам и доходы от сдачи имущества в аренду.
- Посчитайте прожиточный минимум для вашей семьи в субъекте, где вы живете. Сравните, что получилось.
- Оцените: есть ли обстоятельства, из-за которых вы не можете получать доход в большем размере. Например, если вам нужно ухаживать за маленьким ребенком.
- Напишите в орган соцзащиты по месту жительства заявление о предоставлении соцпомощи. Приложите документы о доходах. Если принесете не все, вам скажут, чего не хватает.
- Результат: получите какие-никакие, но дополнительные деньги.
Если вы не получили право на соцпомощь, не расстраивайтесь. Значит, у вас все не так плохо.
Если же ситуация на самом деле тяжелая, а работники соцзащиты необъективны, обращайтесь в суд. Вам могут помочь в бесплатных юридических консультациях, например, при правовых вузах. Граждане, чей доход ниже прожиточного минимума, имеют право на бесплатную юридическую помощь.
Если у вас есть вопрос об инвестициях, личных финансах или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Пособие малоимущим семьям в 2020 году – социальные выплаты для малообеспеченных семей, как оформить и рассчитать размер пособия
В каждом регионе устанавливается свой размер прожиточного минимума – количество средств, которое позволяет приобрести корзину товаров и продуктов, которая позволит обеспечить нужды всех членов семьи.
Однако есть семьи, в которых взрослые получают меньше, чем нужно для жизни. Они могут рассчитывать на пособие малоимущим.
Кому оно положено и каких видов бывает? Как узнать доход семьи и оформить льготы? Обо всем этом расскажет Выберу.ру.
Определение отвечает на этот вопрос так: малоимущей считается семья, в которой средний доход на каждого члена семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленного в регионе. К членам такой семьи относят родителей, родных и усыновленных детей, бабушек и дедушек. Учитываются мачехи, отчимы, падчерицы и пасынки. Также присвоить этот статус могут матери или отцу-одиночке.
Вне очереди его могут получить многодетные семьи или семьи, в которых есть ребенок-инвалид, а также сироты, оставшиеся без попечения родителей.
Существуют дополнительные условия, при которых семья признается малоимущей. Так, члены семьи должны вести совместное хозяйство и жить вместе.
Под совместным хозяйством определение подразумевает покупку продуктов и вещей общего пользования, совместный отдых, оплату счетов – все, что можно подтвердить документально (например, чеками, справками или билетами) или по показаниям свидетелей.
Взрослые в семье также должны быть трудоустроены или стоять на учете по безработице. Однако это правило не касается матерей, находящихся в декретном отпуске.
Как правило, каждый случай рассматривается индивидуально. Существует практика присвоения этого статуса семьям, в которых совместно живут люди, не связанные кровными связями.
Кроме того, законодательство выделяет критерии нуждаемости. Только соответствуя им, семья получит поддержку государства. Во-первых, семье должен быть присвоен официальный статус малоимущей и состоять на учете в муниципалитете. Его необходимо обновлять каждые три месяца, предоставив документацию о доходах всех трудящихся членов семьи.
Во-вторых, и это вытекает из предыдущего критерия, совершеннолетние члены семьи должны работать. В обратном случае, они должны предоставить иметь на то уважительные причины и подтвердить их документально. К уважительным причинам относится беременность, уход за малышом, инвалидность и т.д. Если таковых нет, то пособие семья не получит.
Ну и в-третьих, семья должна быть действительно нуждающейся. Поэтому готовьтесь к проверкам, включающим, кроме расчета доходов семьи, инспекцию по месту прописки для уточнения предоставленных вам данных.
Как рассчитать доход семьи
Многие граждане не знакомы с процедурой подсчета общего дохода, которая необходима для признания семьи малообеспеченной, а потому теряют надежду на государственную поддержку.
Алгоритм очень прост и описан в ст.14 Федерального закона ФЗ-44 от 5 апреля 2003 года.
В нем говорится о порядке расчета доходов как на несколько совместно проживающих лиц, так и на одного гражданина, претендующего на соцподдержку. Схема проста:
- Совокупный квартальный доход (КД) высчитывается из суммы доходов всех работающих членов семьи за три месяца – 1ЗП, 2ЗП… Сюда же прибавляется другой доход, например, со сдачи квартиры в аренду – Д1, Д2, Д3;
- Далее разделите предыдущий результат на 3 – это общий среднемесячный заработок;
- Чтобы узнать, сколько приходится на одного человека, предыдущее число делится на количество членов семьи — ЧС.
Формула выглядит так:
(1ЗП+2ЗП+Д1) х 3 = КД, КД/3 х ЧС = Среднедушевой доход
Рассмотрим на примере. В семье четыре человека – мать, отец, два ребенка. В месяц мать зарабатывает 20000 рублей, отец – 25000 рублей. За три месяца их доход составит 135 тыс. рублей.
Чтобы узнать средний ежемесячный доход, эта сумма делится на три – получаем 45 тыс. в месяц, а это число затем делим на количество членов семьи – на 4. Таким образом, среднемесячный доход семьи составляет 45000/4 = 11250.
Допустим, наша семья проживает в Саратове, где прожиточный минимум трудоспособного человека в 2019 году равен 10276 рублей.
Семья признается малоимущей, если среднедушевой доход в ней меньше ПМ, помноженного на 1,5. Умножив 10276 на 1,5, мы имеем 15414.
Средний доход на одного человека в представленной в примере семье меньше получившейся суммы, а значит они могут рассчитывать на государственную помощь.
Что включается в доходы? Прежде всего, зарплата каждого члена семьи, различные компенсации, выходные пособия, социальные выплаты (пенсии, льготы, стипендии, пособия по безработице, страховые и т.д.
), доходы от имущества в собственности семьи и др. Государственная соцпомощь, а также единовременные страховые компенсации в расчет не включаются.
Полный перечень видов дохода представлен в Постановлении Правительства РФ №512.
Важно уточнить, что при расчете учитывается доход до вычета налогов и сборов. Кроме того, из дохода вычитывается сумма алиментов, которые оплачивает какой-либо из членов семьи.
Помимо этого, в доходах учитывается пособие за раннюю постановку женщины в женскую консультацию, по беременности, а также ежемесячные выплаты не ребенка до 3 лет.
Виды социальных пособий на детей
Материальная поддержка малоимущих семей осуществляется на региональном уровне. Размер назначается в зависимости от субъекта РФ, с учетом состава семьи и пособий, выплаченных ранее.
Малоимущие семьи с детьми до 3 лет
При наличии официального устройства мать в течение 1,5 лет после рождения ребенка может рассчитывать на помощь от работодателя – оно составит 40% от ее зарплаты, — или от государства с учетом МРОТ.
Как только ребенку исполнится 1,5 года, эти выплаты прекращаются. Остается только компенсация в виде 50 рублей, которая выплачивается каждый месяц до того, как ребенку исполнится 3 года. Поэтому в некоторых регионах введена доплата для малообеспеченных семей при наличии детей возрастом от 1,5 до 3 лет. Сроки и размеры материальной помощи отличаются в зависимости от региона.
Так, в Москве для детей матерей-одиночек, военнослужащих по призыву или для тех, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов, выплачивается 15 тыс. рублей. В полных семьях выплачивается 10 тыс. рублей.
Малоимущие семьи с детьми до 18 лет
Многие семьи после достижения ребенком полутора лет могут рассчитывать только на этот вид помощи. Пособие назначается семьям, в которых доход ниже прожиточного минимума в регионе, а размер его пересматривается каждый год. Матпомощь выплачивается на каждого несовершеннолетнего члена семьи.
Каждый регион утверждает величину и срок перечисления этих выплат самостоятельно.
Многодетные семьи
В 62 регионах страны в 2019 году действует программа поддержки малообеспеченных многодетных семей. На третьего маленького члена в семьи в возрасте до 3 лет выплачиваются специальные выплаты, равные прожиточному минимуму на ребенка в регионе.
Каждый год количество регионов, участвующих в той программе, меняется, так как главный критерий финансирования – коэффициент рождаемости в субъекте. Если он меньше 2, то государством выплачиваются адресные пособия. Если же он достигает 2, то регион перестает участвовать в программе.
Кроме того, такие семьи могут рассчитывать на дополнительную матпомощь, выделенную муниципалитетом и государством – например, на второго ребенка, льготная ипотека, различные компенсации и др.
Субсидии на оплату ЖКХ
Также малоимущим доступно возмещение части средств, потраченных на оплату услуг ЖКХ. Так, если на оплату коммуналки уходит больше 22% от дохода семьи, то государство возместит эти расходы. Например, для Москвы действует правило, что размер матпомощи по ЖКХ не должен превышать 10% от ежемесячного дохода семьи.
Кроме того, если у семьи имеется задолженность за коммунальные услуги, ее можно реструктуризировать, списав часть долга или заключив договор о рассрочке. Чаще всего применяется именно второй вариант. Чтобы заключить договор о реструктуризации, нужно:
- Обратиться в управляющую компанию с просьбой о рассрочке. В нем должны быть указаны посильные сроки и возможные размеры платежей. Также приложите справки о доходах и составе семьи;
- Далее управляющая компания рассматривает обращение и, в случае одобрения, предлагает подписание договора.
После этого важно соблюдать график платежей и не пропускать их. В ином случае управляющая компания имеет право расторгнуть договор и взыскать долг уже в судебном порядке.
Как оформить пособие в 2019 году
Чтобы получить пособие для семей малоимущих, обратитесь в соцзащиту или МФЦ. Также заявление, как и документы, можно отправить через сайт Госуслуг. Кроме того, есть возможность воспользоваться сервисом «Мои документы», сайтом мэра Москвы для жителей столицы или отправить собранные бумаги по электронной почте.
На сайте Госуслуг пройдите в раздел «Пенсия, пособия и льготы» и выберите пункт «Признание граждан малоимущим». Там найдите услугу подачи обращения. Заполните все необходимые пункты, приложить сканы или хорошие фотографии справок.
Заявки, как правило, рассматриваются в течение 10 дней. За это время проходит проверка всех предоставленных бумаг и их подлинность, рассчитывается среднедушевой доход семьи и, если вы соответствуете всем критериям, назначается соответствующая помощь.
Как только статус семьи изменится, и среднедушевой доход превысит сумму прожиточного минимума, нужно сообщить об этом в соцзащиту самостоятельно.
Необходимый пакет документов
Крайний срок подачи заявки на назначение пособий – до конца сентября. В пакет, который вам потребуется предоставить, входят:
- Заявление;
- Паспорта родителей;
- Свидетельства о рождении детей или их паспорта;
- Справка о составе семьи;
- Справки, подтверждающие доход каждого члена семьи (оформить можно на работе или в ПФР);
- Реквизиты счета для перечисления средств;
- Другие бумаги в зависимости от ситуации – например, свидетельство о разводе, свидетельства об усыновлении или из центра записи.
Возможны сложности тогда, когда один из членов семьи по каким-то причинам пропал и не выходит на связь, и получить нужные бумаги невозможно. В этом случае нужно обратиться в полицию и подать заявление на розыск, а к стандартному пакету документов на пособие приложить справку из правоохранительных органов.
Заключение
К сожалению, в условиях финансового кризиса и глобальных изменений в экономике, многие люди оказываются «за бортом» — средний доход на одного члена семьи не превышает прожиточный минимум, а кто-то и вовсе живет только на пенсию по инвалидности или старости. Пособия малоимущим семьям помогут исправить эту ситуацию. Оформление материальной госпомощи связано с некоторыми трудностями, однако в долгосрочной перспективе они помогут семье удержаться на плаву.
Единый реестр населения и контроль доходов. Чего ждать от премьер-министра Мишустина? | Капитал страны
17 Января 2020 5878 1 Политика
Перед назначением на пост председателя правительства глава Федеральной налоговой службы, по собственному признанию, не спал всю ночь.
Несмотря на то, что предложение президента стало для него неожиданностью, он представил Госдуме в общих чертах свою политическую программу.
В частности, он пообещал, что правительство установит доход каждого домохозяйства, чтобы найти средства на поддержку малоимущих семей и одновременно организовать адресную помощь. Также он отказался списывать долги граждан, потому что это приведет к цепочке банкротств.
- Повторяя тезисы из послания Федеральному собранию Путина, Мишустин отметил, что его правительство будет заботиться о семье и детях, о росте их достатка и повышении качества жизни. Забота ограничится выплатами малоимущим семьям, а также семьям при рождении детей.
- По словам Мишустина, он уже встретился с и.о. министра финансов Антоном Силуановым и тот подтвердил ему, что в 2020 году в бюджете есть средства на реализацию инициатив Путина. А именно – есть 450 млрд руб. на социальные выплаты. До 2024 года на них потребуется еще 4 трлн руб. Мишустин пообещал не наносить урон региональным бюджетам, а перераспределить средства в рамках принятого федерального бюджета.
- От регионов, по его словам, потребуется наладить систему взаимодействия, чтобы семьи могли своевременно получать полагающиеся им выплаты. В этом смысле необходимо повысить качество управления, а для этого нужно проанализировать ситуацию.
- Одной из целей правительства Мишустина будет рост благосостояния россиян. Для этого новый премьер предлагает создать новые рабочие места и принять закон о защите капиталовложений. В целом Мишустин собирается улучшить ситуацию в предпринимательстве. Он заявил о намерении восстановить утраченное доверие между властью и предпринимательским сообществом. Также новое правительство перезапустит инвестиционный цикл.
- В макроэкономическом плане правительство Мишустина будет ориентироваться на инфляцию в 4% и эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Но вместе с тем новый премьер считает необходимым «аккумулировать дополнительные доходы на выполнение взятых обязательств» по национальным проектам и социальным гарантиям.
- Мишустин рассчитывает совершить прорыв в цифровизации реального сектора экономики. В рамках нацпроекта «Цифровая экономика» он собирается внедрять отечественное программное обеспечение.
- Новый премьер пообещал депутатам Госдумы, что каждый член его правительства будет нести личную ответственность «за достижение национальных целей развития».
Реестр населения
- Мишустин отказался от идеи депутатов Госдумы списать долги россиянам. Он объяснил это тем, что подобная мера вызовет цепочку банкротств, и пострадают те, кто не виноват. Премьер предложил обратить внимание на работу микрофинансовых организаций, которые выдают средства «до зарплаты».
- Новый кабинет министров должен будет разобраться с льготами и наладить адресную помощь, подчеркнул Мишустин. Сейчас, по его словам, «очень тяжело видеть, как эти льготы расходуются». Автоматический принцип распределения льгот, скорее всего, будет заменен на заявительный, чтобы правительство видело «таргетированную аудиторию».
- Правительство Мишустина создаст единый реестр населения, согласно закону, который уже принят в первом чтении. Это позволит лучше распределять социальную помощь и видеть реальные доходы домохозяйств.
- Мишустин считает, что его правительство должно стать «цифровой платформой». В пример он привел свое ведомство – ФНС, которое стало для граждан удобным и «незаметным».
Расскажем о главном: подписывайтесь на «Капитал страны» в Instagram
Ваш комментарий успешно отправлен на модерацию и вскоре будет опубликован в случае отсутствия нарушений правил комментирования.
Благодарим за Ваше мнение.
При отправке произошла ошибка.
Попробуйте повторить позднее.
Обеспечение малоимущих граждан жильем по договорам социального найма: причины отказа
Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.
ВС РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).
Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.
Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма
Одно из главных условий для получения жилья по договору социального найма – признание гражданина малоимущим.
Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).
Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Ознакомиться с судебными решениями по спорам, связанным с предоставлением жилья по договорам социального найма, признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях либо снятием с соответствующего учета, можно в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ).
А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).
Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п.
1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ). Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).
Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье. В Москве эта норма составляет 10 кв.
м на человека, в Санкт-Петербурге – 9 кв. м, в Ярославле – 12 кв. м. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).
При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.
Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):
- подача заявления о снятии с учета;
- утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
- выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
- выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.
Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).
Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов.
Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л.
и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).
Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления.
Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ.
Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).
Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета
Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание ВС РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи.
Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К.
никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К.
неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).
Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания.
Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т.
, причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).
Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш.
Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м.
(то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму.
Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было.
Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).
Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст.
6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими.
ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.
Государственное казённое учреждение "Центр социальной поддержки Сахалинской области"
Малоимущая семья — семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, определенной в соответствии с Законом Сахалинской области от 29 июня 2011 года № 56-ЗО «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Сахалинской области».
Малоимущий одиноко проживающий гражданин — одиноко проживающий гражданин, независимо от наличия родственников, среднедушевой доход которого ниже величины прожиточного минимума, определенной в соответствии с Законом Сахалинской области «О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Сахалинской области».
В материальное обеспечение, учитываемое при установлении региональной социальной доплаты пенсионерам (Закон Сахалинской области от 07.12.2009 № 108-ЗО «О региональной социальной доплате к пенсии пенсионерам, проживающим на территории Сахалинской области») учитываются:
- — пенсии, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
- — дополнительное материальное (социальное) обеспечение;
- — ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг);
- — иные меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством Сахалинской области в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Мера социальной поддержки | Размер выплаты в 2018 году (руб.) | Основание для предоставления |
Малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину государственная социальная помощь без социального контракта назначается в виде единовременной денежной выплаты в следующих размерах: | ||
при утрате или повреждении имущества вследствие стихийных бедствий, катастроф, аварии, пожара либо иных обстоятельств чрезвычайного характера, а также хищения имущества | 30000,0 | Закон Сахалинской области от 27.12.2013 № 133-ЗО «О государственной социальной помощи в Сахалинской области» |
при получении платных медицинских услуг, не предусмотренных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Сахалинской области, а также в случае зубопротезирования (штампованные и цельнолитые ортопедические конструкции из кобальто-хромового сплава, частично съемные и полные съемные конструкции) | в размере фактически понесенных расходов, но не более 15000,0 | |
при выезде на лечение за пределы Сахалинской области по направлению министерства здравоохранения Сахалинской области | 15000,0 | |
при приобретении топлива (для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления), теплой одежды и обуви, предметов домашней обстановки и обихода | в размере фактически понесенных расходов, но не более 10000,0 | |
единовременная денежная выплата на приобретение одежды обучающихся | в размере фактически понесенных расходов, но не более 10000,0 | |
|
|
Закон Сахалинской области от 06.12.2010 № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области» |
Пособие одинокой матери |
|
|
Пособие на детей, родители (один из родителей) которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву |
|
Как получить помощь для малообеспеченных семей
На получение адресной вещевой помощи (в первую очередь речь идет об одежде и обуви) могут претендовать граждане пожилого возраста и инвалиды, семьи с детьми, а также другие граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающиеся в социальной поддержке. Если вы хотите получать адресную вещевую социальную помощь, вам потребуются:
- заявление об оказании адресной социальной помощи;
- документ, удостоверяющий личность заявителя, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве.
- социальная карта москвича (если вы претендуете на получение товаров длительного пользования);
- документ, содержащий сведения об обстоятельствах, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, для признания его нуждающимся в социальном обслуживании;
- сведения о доходах гражданина и членов его семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих обращению о предоставлении социального обслуживания (за исключением сведений о размерах пенсий по инвалидности и (или) по старости, которые выплачиваются государственным учреждением — отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области).
- документ, подтверждающий личность представителя (в случае обращения представителя);
- документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае обращения представителя).
Подать документы можно:
Если вы подавали заявление о получении вещевой помощи в виде товаров длительного пользования, на вашей карте москвича будет активирован социальный сертификат, то есть на карту будут зачислены условные баллы (из расчета 1 балл — 1 рубль), которые можно потратить на приобретение холодильника, стиральной машины или телевизора в некоторых московских магазинах.
Семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, также может быть оказана адресная социальная помощь в виде предоставления детских товаров (с использованием электронного социального сертификата). На социальную карту москвича будут перечислены 2000 баллов (эквивалент 2000 рублей), которыми можно расплатиться в некоторых магазинах.
Узнать, в каких магазинах принимают социальный сертификат, можно по телефону горячей линии: 8 (495) 539-55-55 (ежедневно с 08:00 до 20:00).
Тем, у кого социальной карты нет, адресная социальная помощь оказывается в натуральной форме. Вещевую помощь (одежду и обувь) вы сможете получить в центрах социального обслуживания.
Новые критерии малообеспеченности
Размещено 14:51h в Новости автор steff 37 комментариев
По решению Правительства Москвы, с 1 января 2017 года введены новые критерии для признания семьи малообеспеченной. Действовавшие ранее правила остаются, но к ним добавляются дополнительные условия.
Основные изменения, на которые стоит обратить внимание, выглядят следующим образом.
Теперь не смогут претендовать на льготы для малоимущих семьи, в чьей собственности находится более двух жилых помещений, либо долей в жилой собственности, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.
Например, для многодетной семьи из 5 человек, это будет означать, что для признания малоимущими суммарная площадь их жилой собственности должна быть не больше 90 квадратных метров.
Если такая семья проживает в трех- или четырех-комнатной квартире площадью до 90 квадратных метров, то основания для получения статуса малоимущей у нее есть.
Не будут признаны малоимущими семьи, в собственности которых оказалось больше одного гаража или машино-места, семьи, владеющие 3 и более автомобилями, либо 2 автомобилями, один из которых не старше трех лет. Например, если в собственности семьи есть два автомобиля – Skoda Octavia 2012 года выпуска и Suzuki Grand Vitara 2009 года, то такая семья может быть признана малоимущей.
Другим важным критерием будет оценка банковских счетов. При наличии у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей в банковских вкладах и счетах семья не будет признана малоимущей.
Во внимание также будут приниматься банковские счета в валюте, но не будет учитывая материнский капитал, а также страховые выплаты по обязательному страхованию.
Например, если член семьи получил от государства страховую выплату 400 000 рублей, а семейные накопления составляли 900 000 рублей, то такая семья подходит под критерии малоимущей.
Не будет признана малоимущей семья, в собственности которой есть жилой дачный дом, площадь которого в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров. Владение нежилым помещением, зданием, строением, сооружением (кроме располженных на садовых участках и участках ИЖС) также сделает невозможным получение статуса малоимущей семьи.
При решении вопросов о предоставлении бесплатного питания в период обучения и безвозмездных физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям уровень имущественной обеспеченности учитываться не будет. То есть если семья подходит под критерии малоимущей по старым правилам, а по новым правилам не подходит, дети также будут получать бесплатное питание в школах и бесплатные занятия в секциях.
Под семьей понимаются родители, в том числе раздельно проживающие родители и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети. Собственность бабушек, дедушек, других родственников в оценке имущественной обеспеченности семьи не принимается во внимание.
Полный текст постановления опубликован в журнале «Вестник мэра и Правительства Москвы» за декабрь 2016 года (стр. 21-27). http://vestnik.mos.ru/pdf/2016/12dec/spec47.pdf
Государственная социальная помощь малоимущим гражданам
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего.
Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:
- нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- отказ органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу.
Жалобы на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, подаются Губернатору Санкт‑Петербурга, либо Правительству Санкт‑Петербурга, либо вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Жилищного комитета, либо председателю Жилищного комитета.
В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:
- 191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга;
- E‑mail: ukog@gov.spb.ru;
- Телефон: 576‑70‑42.
В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия оператора Портала, жалоба (претензия) направляется в адрес Комитета по информатизации и связи:
- 191060, Смольный, Комитет по информатизации и связи;
- E‑mail: kis@gov.spb.ru;
- Телефон: 576‑71‑23.
Жалоба может быть направлена по почте, через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ), с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, Портала «Государственные услуги в Санкт‑Петербурге», а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Жалоба должна содержать:
- наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего.
Заявители имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Орган, предоставляющий государственную услугу, и его должностные лица обязаны предоставлять заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если не имеется установленных федеральным законодательством ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах, материалах. При этом документы, ранее поданные заявителями в орган, предоставляющий государственную услугу, и организации, участвующие в предоставлении государственных услуг, выдаются по их просьбе в виде выписок или копий.
Жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.
По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, принимает одно из следующих решений:
- удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в иных формах;
- отказывает в удовлетворении жалобы.
- При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
- При удовлетворении жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
- Орган, предоставляющий государственную услугу, отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
- наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
- подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Орган, предоставляющий государственную услугу, вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
- наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
- Мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия решения.
- В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
- Решение, принятое органом, предоставляющим государственную услугу, по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке.
- Информация о порядке подачи и рассмотрения жалоб размещается на стендах в местах предоставления государственной услуги и на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услугу.
- Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.