Будет ли налог для бездетных по законодательству?

… о налоге на бездетность

Будет ли налог для бездетных по законодательству? Ни аиста, ни «капусты»

Наши соотечественники, а с ними и международная общественность, взбудоражены вестью о предстоящем налоге на бездетность. Его предложил, дабы спасти Россию от вымирания, видный парламентарий Николай Герасименко. «Если не хотите думать о своем долге перед Родиной, нужно платить», — заявил заместитель председателя думского Комитета по охране здоровья.

По его словам, идея такого налога рассматривается депутатами Госдумы. Министр Минздравсоцразвития РФ Михаил Зурабов, тоже не на шутку обеспокоенный судьбой вымирающей России, идею поддержал: «В настоящее время идет поиск устойчивого источника финансирования социальных расходов, и налог на бездетность мог бы быть использован как один из таких источников».

Высказалась в поддержку нововведения и председатель думского Комитета по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова. Любопытно, что когда общественная организация «Деловая Россия» в декабре 2005 г. выступила с таким же предложением, «единороссы» отнеслись к идее скептически.

«Мы не должны наказывать людей за то, что они по каким-либо причинам не хотят или не могут позволить себе содержать детей», — сказал тогда первый зампред Госдумы Олег Морозов. А теперь государственных людей словно осенило идеей первой свежести, дискуссия обрела новое дыхание и с поразительной резвостью набирает витки. С чего бы это? Просто так у нас ничего не говорят.

Если об изъятии денег у населения заявляют высокие чиновники — жди соответствующего закона. Между тем господин Герасименко и его единомышленники ничего нового не придумали. Налог на холостяков в нашей стране уже был. 21 ноября 1941 года его ввели по прямому указанию Сталина.

Мужчины (от 20 до 50 лет) и замужние женщины (от 20 до 45 лет) ежемесячно отдавали государству 6% своей зарплаты, если у них не было детей. Только вот демографических показателей это не улучшило. Согласно статистике, за годы существования налога рождаемость в Советском Союзе упала. Как утверждают социологи, налог ничуть не влиял на решение людей о рождении ребенка.

Ученым ведомо и другое: проблема низкой рождаемости — не в бездетности, а в малодетности. Не в том дело, что много бездетных, а в том, что большинство женщин имеют одного или двух детей, тогда как среди их бабушек, родившихся в начале XX века, одно-двухдетных было не больше четверти — при той же, примерно, доле бездетных, что и сегодня.

Добровольная бездетность — вещь довольно редкая. Перепись населения 2002 года показала, что среди женщин в возрасте 35-39 лет было всего 7,4% бездетных. Эти женщины остались без детей, в основном, вынужденно — либо из-за бесплодия, либо из-за несложившейся судьбы: отсутствие мужа, неудачный брак и т.п.

Для большинства из них бездетность — тяжелый крест, а в советское время их еще и наказывали рублем. В начале 90-х годов сталинский налог отменили как пережиток прошлого. И вот теперь чиновники пытаются вытащить этот реликт на свет божий. Логика простая: вместо того, чтобы изобретать велосипед, лучше покататься на старом. Но велосипед велосипеду рознь.

В развитых странах практикуется куда более современная и вполне цивилизованная форма выравнивания доходов родителей и бездетных, нежели ноу-хау вождя народов — налоговые льготы семьям с детьми. Эта практика существует с конца девяностых и у нас. Когда у россиян рождаются дети, уменьшается их подоходный налог.

И родители, имеющие несовершеннолетних детей, получают большую зарплату, поскольку платят меньше налогов благодаря существующим стандартным налоговым вычетам. Право на вычеты имеют не только родители ребенка, но и супруги родителей, приемные родители, опекуны или попечители, если ребенок находится на их обеспечении.

— Стандартный налоговый вычет (сумма, с которой не берется подоходный 13-процентный налог) составляет 600 рублей. И в итоге папа или мама получает на 78 рублей больше, если у него (у нее) есть ребенок, — разъясняет известный ученый, руководитель Центра по изучению проблем народонаселения МГУ им. М. В. Ломоносова Валерий Елизаров.

— Налоговые скидки — куда лучший путь поправить демографическую ситуацию, чем прямой налог. Это доказывает опыт человечества. Сколько ни было налогов на бездетность со времен Древнего Рима, это не сказывалось на рождаемости.

Между тем в странах, где практикуются скидки (которые являются не главным и единственным, а одним из инструментов поддержки семей с детьми), показатели рождаемости выше.

В ходе недавнего исследования, которое провели ученые МГУ, российским мужчинам и женщинам задавался вопрос: «Какую меру поддержки семьи с детьми предпочли бы лично вы?» На выбор предлагались два ответа: 1) ежемесячное пособие на ребенка в размере 200-250 рублей; 2) налоговая льгота, т.е. освобождение от налогов суммы доходов равной прожиточному минимуму ребенка.

Опрошенные выбрали, в основном, налоговые льготы. Сегодня большинство россиян, желающих завести детей, обречены на нищету. В такие условия их поставило государство. Исследования показывают, что молодые семьи, как правило, хотели бы иметь двух детей, но возможностями их содержать и воспитывать не располагают.

Рождение второго и третьего ребенка у нас практически не стимулируется, несмотря на то, что появление именно этих детей способно изменить ситуацию с рождаемостью.

В 2004 году на все виды материнских пособий в России было потрачено немногим больше 50 миллиардов рублей, меньше 0,3% от валового внутреннего продукта (в развитых европейских странах на эти цели тратится в среднем 2,2% ВВП). По этому поводу вспоминается старый анекдот. В зоопарке висит табличка: «Не пугайте страуса. Пол каменный». Так вот сегодня страуса призывают нести яйца на каменный пол. Призывы плодиться и размножаться в отсутствии реальной государственной поддержки семьи и подрастающих граждан (беспризорных и безнадзорных детей у нас, если верить официальной статистике, 700 тысяч, не меньше, чем было в первые годы после Второй мировой войны) выглядят фарисейством. Россия пока, увы, далека от пригодности для жизни детей. И предстоит еще очень многое сделать, чтобы нашу страну и государственный бюджет к этому приспособить. Профессор Елизаров, например, предлагает увеличить существующие налоговые скидки до размера прожиточного минимума ребенка. Тогда семьи с детьми получат серьезные преимущества перед остальными. Не облагать налогом средства на содержание ребенка — справедливее и эффективнее, чем наказывать рублем бездетных. Дело только за тем, чтобы наши чиновники оставили мечты о сталинском драндулете и подумали о более современной технике.

*** Досье «Трибуны»Налог на бездетность ввели в СССР 21 ноября 1941 года указом Президиума Верховного Совета с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям. Новый налог касался холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

Мужчин облагали с 20-летнего возраста, а с женщин брали деньги лишь в том случае, если они уже вышли замуж, но еще не родили ребенка. Налог составлял 6% от зарплаты. Единственная страна, где также был введен налог на бездетность в XX веке, — Монголия.

В начале 90-х годов этот налог в нашей стране был отменен.

*** БарометрКак скажется на демографической ситуации в России налог на бездетность?

Поможет повысить рождаемость — 16,3% Не скажется на рождаемости — 82,6% Ухудшит ситуацию — 1,1%

Опрос проведен на сайте www.tribuna.ru

Илья МЕДОВОЙ. «Трибуна», 29 сентября 2006 года

Будет ли налог для бездетных по законодательству? Налог на безмозглость

Перед рассмотрением идеи налога на бездетность следует учесть этическую сторону вопроса — сенатор Кусайко

Будет ли налог для бездетных по законодательству?

фото с официального сайта совета федерации / flickr

Инициатива о введении налога на бездетность вряд ли найдёт поддержку со стороны законодателей, рассказала «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по социальной политике Татьяна Кусайко.

Читайте по теме Будет ли налог для бездетных по законодательству?
Парламентарий отметила, что появление так называемого налога на холостяков не является наилучшим инструментом пропаганды многодетности в России, поскольку затрагивает этическую сторону проблемы рождаемости в стране.

«Необходимо взвешенно подходить к подобного рода инициативам, поскольку для того, чтобы взымать подобный налог, необходимо знать причину, по которой россияне не заводят семьи, — отметила сенатор.

— Например, это будет проблемой для молодых людей, которые ещё не женаты, а с них с определённого момента уже предлагают брать пошлину.

Кроме того, я застала практику «налога на бездетность» ещё в советский период, он нёс функцию наполнения бюджета государства, но должна сказать, что я очень хорошо помню, что это вызывало недоумение в обществе».

Сенатор отметила, что в настоящий момент приоритетом является создание механизма такой поддержки государства, который позволит развивать семью. «Те люди, которые взвешивают все за и против этой сложной темы, сами усыновляют детей или другими способами участвуют в поддержке детей, от которых по разным причинам отказались родители».

  • «Например, из жизненного опыта могу сказать как врач, что если брать чисто медицинскую сторону, то не имеющие детей люди уже в известной степени дискриминированы, и дополнительные финансовые обременения вряд ли дадут позитивный эффект», — полагает Татьяна Кусайко.
  • Парламентарий также отметила дискуссионность вопроса о том, какую категорию граждан считать обеспеченными.
  • 24 апреля заместитель председателя Мосгордумы Николай Губенко озвучил инициативу «налога на бездетность» и предложил обязать обеспеченных граждан перечислять средства для поддержки многодетных семей.
Читайте также:  Наследников заставят платить проценты по долгам покойных родственников

«Налог для холостяков» появился в Советском Союзе в 1944 году и просуществовал до января 1991 года. Согласно требованиям законодательства, шесть процентов от доходов государству должны были отчислять неженатые мужчины в возрасте от 20 до 50 лет, а также бездетные замужние женщины.

От пошлины освобождались те, кто не мог иметь детей по медицинским показаниям, родители погибших на войне детей, а также граждане, имевшие доход менее 70 рублей в месяц.

Нужен ли России налог на бездетность?

На этой неделе российские СМИ сообщили о том, что в России могут ввести налог на малодетность и бездетность. В администрацию президента направлен проект концепции федерального закона «О статусе многодетных семей», который, в том числе, предусматривает и подобную меру. RFI попросило прокомментировать эту новость ряд экспертов, а также автора проекта.

«Люди сами не рожают»

Документ был направлен в Кремль некоей общественной организацией — Институтом демографии, миграции и регионального развития. Непосредственным разработчиком концепции стал Юрий Крупнов, публицист и общественный деятель.

Юрий Крупнов: Несмотря на эмоциональное отношение к предлагаемой мере и на то, что она является одной из полутора десятка мер, которые содержатся в проекте концепции о статусе многодетных семей в России, она имеет абсолютную перспективу. Мы ее легко можем перетрактовать в меру не налогового характера, а, скажем, в меру субсидирования и прямой поддержки многодетных семей.

Все равно в конечном счете это будет перераспределением средств государственного бюджета — и федерального, и регионального — в пользу многодетных семей. Мы должны исходить из чрезвычайной демографической ситуации, которая сложилась не только в России, но во многих развитых странах мира. Но для России, с ее одной седьмой частью мировой суши, эта ситуация уже сейчас является чрезвычайной.

Если мы не будем предпринимать чрезвычайных мер, где налог на малодетность — одна из самых щадящих, даже стандартных мер, то в России к концу столетия останется 80–90 миллионов человек.

Поэтому вопрос идет не о том, что государство предлагает осуществить отъем части средств у населения, а о том, оно предлагает проинвестировать рост населения, который имеет и экономический, и оборонный, и иной смысл.

RFI: Юрий Васильевич, вы говорите о том, что налог на малодетность — мера стандартная. Где он еще применяется?

Если мы возьмем замечательную социально-демографическую политику Франции, несмотря на то, что прямой налог на бездетность или малодетность отсутствует, те стимулирующие субсидии и льготы, которые осуществляются в отношении рождения детей, по сути, выполняют ту же самую роль.

Люди сами не рожают, и это то, что мы называем чумой 21 века. Это культурная чума! Это связано с установками сознания, поэтому налог на малодетность имеет колоссальный символический смысл демонстрации позиции государства.

Оно не вторгается в частную жизнь, просто оно выражает свою позицию и имеет на это право!

Инструмент Муссолини

Налог на бездетность как инструмент стимулирования рождаемости использовался Муссолини в фашистской Италии и совершенно не соответствует современному состоянию общества, считает директор Института демографии НИУ ВШЭ Анатолий Вишневский.

Анатолий Вишневский: В Советском Союзе был налог на бездетность, но он был введен в 1941 году после начала войны, поэтому имел роль налога, но никак не инструмента стимулирования рождаемости. А вот как инструмент стимулирования рождаемости — Муссолини в 1920-е годы ввел такой налог. Вообще, сейчас нигде, по-моему, такого нет.

Я думаю, что это очень сильно оторвано от реальности, никак не учитывает условия жизни современной семьи и современных молодых людей, которые не торопятся сейчас рожать детей. Возраст женщин при рождении детей повышается, сейчас он высокий и в России. Поэтому какая-то часть людей до 25–30 лет не имеют детей, но это совсем не значит, что они их не будут иметь.

Что же, они все это время должны платить налог? Моя точка зрения заключается в том, что люди не нуждаются в стимулировании такого рода. Социальная политика должна быть такой, чтобы просто создавать благоприятные условия для семей с детьми, и тогда люди будут иметь столько детей, сколько они хотят. Обычно это два ребенка.

Многодетные семьи никаких проблем не решают, их никогда не бывает много. Правда, у нас многодетными считаются трехдетные семьи, но они есть и так, без всяких стимулов. Их тоже не бывает большинство. В тех предложениях, которые сейчас прозвучали, однодетные тоже должны платить. Такого, по-моему, еще не было нигде. Никаких проблем, я думаю, это не решит.

Трудно себе представить, что человек родил ребенка, чтобы избежать налога. Можно придумать разные способы пополнения бюджета. Например, в средние века налогом облагался дым или количество окон. Поиски разных способов еще пополнить бюджет не имеют никакого отношения к рождению детей. Это противоречит всему тому, что принято и в мировой практике, и в нашей.

Отказались же в свое время от этого налога как ничем не оправданного.

Отношение к многодетным ухудшится

За воспитание нескольких детей родителям надо платить, но не из кармана остальных, это лишь ухудшит отношение к многодетным семьям, уверен заведующий сектором теоретических проблем воспроизводства и политики населения Центра по изучению проблем народонаселения МГУ Владимир Архангельский.

Владимир Архангельский: Все эксперты увидели только налог на малодетность. На самом деле у господина Крупнова, который его предлагал, налог на малодетность занимает сравнительно небольшую часть.

С его идеей о том, что труд по воспитанию по крайней мере нескольких детей — это общественно полезный труд, который должен соответствующим образом оплачиваться, входить в стаж и прочее, я согласен. С тем, что надо брать налог с малодетных, я категорически не согласен. Я считаю, что нужно искать другие источники, не вводя налога на малодетность.

Все-таки люди должны иметь право на свободный выбор репродуктивного поведения, свободный выбор того, сколько детей они хотят иметь. Мы не должны их в этом никак ограничивать. Не должны наказывать тех, кто выбирает тот или иной тип репродуктивного поведения. Другое дело, что, с точки зрения решения демографических проблем страны, тот или иной тип может поддерживаться.

В частности, семьи с несколькими детьми. Но не за счет других семей. Если мы говорим о результативности такого налога, он не предполагает никакой результативности демографической вообще. Это просто способ перераспределения денег от бездетных и семей с одним ребенком в семьи с несколькими детьми, не более того.

Поэтому говорить о какой-то результативности этой меры — социально-экономической, демографической — не приходится совсем. Со стороны большей части населения ухудшится отношение к этим многодетным, потому что будут говорить, что они живут за их счет.

Фейк-ньюз

Подобная концепция не может стать законопроектом, это фейковая новость — таково мнение политолога, доцента Института общественных наук РАНХиГС Екатерины Шульман.

Екатерина Шульман: Во-первых, это не проект закона, и проектом закона он не станет. Это концепция неизвестно какого учреждения, общественной организации без какого-то опыта и успеха в законотворческой деятельности, не сотрудничающей официально ни с какими государственными структурами. Как законодательную идею обсуждать тут нечего, это типичный новостной фейк.

С точки зрения грубой экономической целесообразности, нам необходим не рост рождаемости, а увеличение активного возраста. Для экономики нужны не иждивенцы, а работники, поэтому наш интерес — это, в первую очередь, повышение возраста мужской смертности, которая сейчас у нас постыдно ранняя, и продление активного рабочего возраста.

Многочисленные подходы к тому, что можно в общих чертах назвать налогом на тунеядство, то есть попытки обложить плохо или мало работающее население каким-то сбором, происходят с разных направлений.

В эту же папку можно сложить идею сенатора Рязанского выцепить самозанятых из их серой зоны — идея, прославившаяся в медийном пространстве как «запрет на выезд», хотя смысл предложения был вовсе не в этом. Понятно, что это все идет от большой экономической нужды: снижение внешнеэкономических ресурсных доходов вынуждает государство искать новые источники.

Читайте также:  Сокращенный предпраздничный день

А новые источники — это только люди, наша новая нефть. Ограничителем на пути этого фискального творчества является только боязнь народного недовольства. Даже в Беларуси, в гораздо более жестком, чем наш, политическом режиме, люди в ответ на налог на тунеядство вышли на улицу. И (властям) пришлось как-то откатывать назад.

В Кремле пока не видели новую концепцию поддержки многодетных семей, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отказавшись в связи с этим комментировать возможность введения налога на бездетность.

Налог на бездетность в 2020 году: назад в будущее?

Налог на бездетность — это одна из форм налогообложения граждан, и ее обсуждение во властных кругах в последние годы почти не стихает. Сторонников и противников введения этого сбора немало.

И обе стороны противостояния приводят весомые аргументы в пользу своего видения вопроса.

Стоит ли российским налогоплательщикам опасаться введения налога на бездетность в ближайшем будущем? Разберемся в этом материале.

Сейчас в России не предусмотрено дополнительное налоговое бремя для тех граждан, что еще не обзавелись потомством. Но в истории страны был период, когда бездетные должны были отчислять дополнительные взносы в бюджет страны.

Как было в СССР

В СССР существовал такой вид сборов, как налог на бездетность. Его ввели в 1941 г., размер его составлял 6% от заработной платы. Естественно, что платили его не все. Но очень многие. Например, существовало возрастное ограничение: для мужчин — старше 20 и младше 50 лет, для женщин верхняя планка составляла 50 лет. Кроме того, освобождались от обязанности делиться с государством:

  • граждане, имевшие проблемы со здоровьем;
  • студенты до 25 лет;
  • лица, проходившие военную службу;
  • Герои Советского Союза и т.д.

С течением времени правила налогообложения менялись, становились более гибкими (например, его отменили для незамужних женщин и отложен на 12 месяцев — для пар, только вступивших в брак). Этот сбор просуществовал до 1992 г. и прекратил свое существование с развалом СССР.

Вернется ли налог

Улучшение демографических показателей — одна из основных задач социальной политики в последние годы. Об этом, например, говорится в указе Президента от 07.05.2012 № 606. И в умах законодателей появилась идея вернуть налог на бездетность в России 2020.

По мнению сторонников введения сбора, он поможет улучшить демографическую ситуацию в стране, а полученные средства предлагалось направить на помощь многодетным семьям и детским домам. Также существует мнение, что в случае введения нового налога платить его должна только мужская половина населения, поскольку законотворцы считают, что мужчины отвечают за продолжение рода.

Противники идеи полагают, что дополнительное налоговое бремя для молодых людей вводить нецелесообразно: это может отодвинуть время готовности завести детей. Тем более что для родителей существует материальное поощрение, которое должно стимулировать их к деторождению.

Альтернатива налогу на бездетность в 2020-м

Речь идет о налоговом вычете, который получают все, кто воспитывает хотя бы одного ребенка. Сумма вычета на первого и второго ребенка — по 1400 рублей, а на третьего и каждого последующего — 3000 рублей. Такие вычеты положены до наступления 18-летнего возраста или до наступления 24 лет, если ребенок продолжил обучение в ВУЗе или другом учебном заведении.

Кроме этого, семьям, в которых появился второй и каждый последующий ребенок, полагается материнский капитал в размере 453 026 рублей, а малообеспеченные семьи могут рассчитывать на получение ежемесячного пособия на первенца до достижения им возраста полутора лет.

Эксперты: предложение ввести налог на бездетность попирает законы этики и логики

МОСКВА, 25 апреля. /ТАСС/. Предложение ввести налог на бездетность в пользу многодетных семей нежизнеспособно, поскольку нарушает законы этики и никак не влияет на демографическую ситуацию.

Такое мнение высказали опрошенные ТАСС эксперты.

Ранее зампредседателя Мосгордумы, актер театра и кино Николай Губенко выступил с инициативой ввести налог на бездетность и перечислять полученные средства для поддержки многодетных семей. Соответствующее предложение он сделал на заседании комиссии столичного парламента по социальной политике и трудовым отношениям.

Вопрос этики

«Налог обычно вводится на наличие чего-то, на доход, на имущество. В данном случае налогом предлагается обложить отсутствие чего-то. Но люди же не обязаны, понимаете? Мало ли по каким причинам у людей нет детей. При этом попираются основы справедливости», — заявил директор института демографии ВШЭ Анатолий Вишневский.

Его мнение разделяет заведующая лабораторией демографии и миграции Российской академии народного хозяйства и госслужбы Алла Макаренцева.

 «С какого возраста считать человека бездетным, если средний возраст перворождения у нас уже перевалил за 25 лет? Как будет учитываться бесплодие, как будет учитываться факт брака? Разделение добровольной и вынужденной бездетности слишком неоднозначно и потому никогда не будет принято обществом», — отметила она.

Директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко полагает, что рассуждать о том, почему люди не заводят детей, неэтично.

 «Ставить на вид людям отсутствие детей, обострять эту ситуацию не стоит, особенно в тех семьях, для которых бездетность представляет трагедию, где люди годами стараются решить эту проблему.

Не нужно указывать им: вот у вас нет детей, а теперь еще и платите за это. Это некрасиво», — сказала она.

По данным Минздрава  в 2016 году диагноз «бесплодие» имели 280,6 тыс. женщин и 42,2 тыс. мужчин.

Не влияет на рождаемость

Вишневский напомнил, что в Советском союзе была такая мера, как налог на бездетность, но «тогда он был ориентирован не на то, чтобы поддерживать семьи с детьми, а просто денег не было в стране».

«При этом, никакого влияния на рождаемость или на многодетных это оказать не может. Многодетность вообще мало зависит от экономических условий. Я уже не говорю о том, какую сумму можно собрать за счет этого налога, он же не будет равняться половине зарплаты. Много раз уже писали, что это очень архаичная и бессмысленная идея», — подчеркнул эксперт.

Развитие инфраструктуры

  • Все опрошенные ТАСС эксперты отметили, что самой верной мерой для улучшения демографии в стране станет развитие детской инфраструктуры: открытие ясельных групп для детей до трех лет, скидки на детские товары, а также снижение налоговой нагрузки на многодетные семьи.
  • «У нас налог 13%, его можно хотя бы символически облегчить для семей с тремя и более детьми, сделать налоговый вычет», — считает Вишневский. 
  • «Если речь идет о законодательстве, то нужно говорить о других мерах поддержки многодетных семей, обустраивать инфраструктуру поддержки многодетных семей, стимулировать рождаемость, поддерживать материально детей, даже первого ребенка», — отметил Шевченко.
  • Эксперты добавили, что дети — сами по себе ценность для матери или отца, и понукать россиян к деторождению не стоит, а нужно «создать нормальный климат для жизни семьи с детьми».

«Это очень трудный период для женщины.

Не потому, что не хватает денег, денег может не хватать и одному человеку, без детей. А потому, что она не может работать сколько хотела бы, потому что не с кем оставить детей, потому что дети болеют, и невозможно найти для них должного лечения. Вот это все необходимо сделать, для этого нужны бюджетные деньги», — убежден Вишневский.

Макаренцева также считает, что наиболее эффективны не финансовые меры поддержки, а сервисные. В частности, по ее словам, в Москве затруднен доступ к услугам детского воспитания до достижения детьми трехлетнего возраста, и сложно найти няню.

Налог на бездетность

Налог на бездетность существовал в СССР как «Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан» с ноября 1941 года на основании Указов Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» и от 8 июля 1944 г. (раздел IV «О налоге на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР») с последующими дополнениями и изменениями.

Читайте также:  Написать жалобу в Роспотребнадзор через интернет

Бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6 % зарплаты государству. Меньшая ставка предусматривалась для тех, кто получал менее 91 рубля в месяц. С заработка менее 70 рублей налог не взимался.

В 1949 году налог повышен для сельского населения, в результате чего сельчане, не имеющие детей, платили 150 рублей в год, имеющие одного ребёнка — 50 рублей, двух детей — 25 рублей в год, до 1952 года[1]. Освобождались от налога лица, не имевшие возможности завести ребёнка по состоянию здоровья.

От уплаты налога освобождались лица, у которых дети погибли, умерли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны.

Также существовали льготы для учащихся средних специальных и высших учебных заведений (до 25 лет), для Героев Советского Союза, для награждённых тремя степенями ордена Славы, для военнослужащих и членов их семей и т. д.

Указанный налог прекращали взимать в связи с рождением или усыновлением ребёнка и вновь продолжали взимать в случае гибели единственного ребёнка. С конца 1980-х годов льготы по налогу получили молодожёны в течение одного года с момента регистрации брака.

В народе этот налог называли «налогом на яйца»[источник не указан 1290 дней], потому что он ставил женщин и мужчин в неравное положение: последние, не имея детей, облагались налогом независимо от своего матримониального положения, женщины же — только если состояли в зарегистрированном браке и не имели детей.

Освобождение от налога

В 1946 году были освобождены от налога на бездетность монахи, которые были обязаны соблюдать обет безбрачия. Постановление Совета министров СССР № 2584 от 3 декабря 1946 года гласило[2]:

Монахов и монахинь православных монастырей и монастырей других вероисповеданий, обязанных обетом безбрачия, не привлекать к обложению налогом на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР

Отмена налога

  • С 1 июля 1990 года ставка налога была уменьшена для тех, чей заработок составлял менее 150 рублей.
  • С 1 января 1992 года планировалась отмена взимания налога с мужчин, состоящих в браке и не имеющих детей.
  • С 1 января 1993 года планировалось перестать взимать его и с холостяков, то есть налог на бездетность должен был быть полностью отменён. В действительности налог был отменён 1 января 1992 года с распадом СССР.

Высказывания по поводу возможного введения налога в России

В январе 2013 года протоиерей Димитрий Смирнов предложил вернуть налог на бездетность и малодетность[3].

16 мая 2017 года Дмитрий Медведев опроверг планы по введению налога на бездетность[4].

Налог на холостяков в других странах

В 351 г. до н. э. вводился в Древнем Риме цензором Камиллом[5].

В 1909 г. вводился в Болгарии[6].

6 декабря 1926 года Бенито Муссолини ввёл в Италии налог на холостяков.

В 1946—1973 годах налог на бездетность (точнее повышенная ставка подоходного налога) существовал в Польше.

Примечания

  1. ↑ http://ihaefe.org/files/publications/full/Soviet_FE.pdf
  2. ↑ Ислам и мусульмане Южного Урала в историко-правовом пространстве России: Сборник законодательных актов, постановлений и распоряжений центральных и региональных органов власти и управления XX—XXI веках / Автор-составитель А. Б. Юнусова. Археограф Ю. М. Абсалямов. — Уфа: ГУП РБ УПК, 2009. — С. 246.
  3. ↑ В РПЦ предложили вернуть налог на бездетность
  4. ↑ «Тема закрыта»: Медведев опроверг планы по введению налога на бездетность
  5. Моммзен Т. Римская история Т. 1. — С. 566
  6. ↑ Народное собрание в Болгарии приняло законопроект о налоге на холостяк, Брачная Газета, 21.03.1909. // Газетные «старости» (архив)

Ссылки

  • Семейная политика государства: от СССР до наших дней.
  • Закон СССР «О поэтапной отмене налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан» от 23 апреля 1990 г. № 1445-I
  • Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР // MaBiCo. Финансовые рынки

В россии предлагают ввести налог на малодетность

Сегодня 6,5% российских семей — многодетные. При этом они растят почти 20% всех детей в стране.

С целью их поддержки директор Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов направил президенту РФ Владимиру Путину проект концепции федерального закона «О статусе многодетных семей».

Документ предусматривает приравнивание деятельности по воспитанию детей к трудовому стажу, право на бесплатное получение земельного участка с коммуникациями, а также введение в России налога на малодетность.

Проект закона (есть в распоряжении «Известий») формирует целый комплекс мер, направленных на поддержку многодетных семей. Документ был разработан совместно с экспертным сообществом. Юрий Крупнов рассказал «Известиям», что цель законопроекта — принципиально изменить и повысить статус многодетных семей (в России их 1,5 млн), что позволит к 2030 году решить проблемы в демографии.

— Концепция федерального закона «О статусе многодетных семей» разрабатывалась во исполнение указа президента от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». Документ мы обсуждали с ассоциациями многодетных семей в различных субъектах. Все его поддержали, — сообщил Юрий Крупнов.

По его словам, ответственными за прохождение закона предлагается сделать Минобороны и Минэкономразвития России, поскольку в перспективе закон призван содействовать решению проблемы трудовых ресурсов и обеспечению обороноспособности страны.

Концепция закона предусматривает разделение многодетных семей на три категории: малоимущие (на обеспечении государства), зажиточные (на частичном гособеспечении) и состоятельные.

Это позволит дифференцировать меры поддержки и сделать их максимально адресными.

 При этом многодетную семью в документе определяют как «полную семью, за исключением случаев смерти одного из супругов, имеющую трех и более детей (младший не должен достигать 18 лет)».

Предлагается установить ежемесячные денежные выплаты в зависимости от количества детей: 25 тыс. для семей с тремя-четырьмя детьми, 45 тыс. — с пятью–семью и 100 тыс. рублей — при наличии восьми и более детей.

Другую часть поддержки предлагается оказывать в виде конкретных вещей или услуг (музыкальный инструмент, абонемент в консерваторию или фитнес-клуб, турпутевка). При этом деятельность по уходу за детьми должна быть включена в общий трудовой стаж. Ведь воспитание — не менее сложный труд, чем работа в офисе, и не менее значимый.

Ряд мер касается квартирного вопроса. Авторы законопроекта предлагают предоставлять многодетным семьям право на расселение в передовых по качеству жизни специализированных поселениях — городках демографического будущего.

— Так будет реализовываться гарантированное право многодетной семьи на бесплатное получение земельного участка, инфраструктурно оборудованного по европейским стандартам, а также системой мер по поддержке строительства дома материалами, проектами, подключениями к сетям, — сказал Юрий Крупнов.

По мнению президента Ассоциации многодетных семей Елены Фоминых, улучшение жилищных условий — фундаментальное направление.

— Сегодня выдача бесплатных земельных участков зачастую только обременяет семью. Территории не оснащаются инженерными коммуникациями, а за свой счет семья обеспечить их не может. В итоге человек платит налоги, но не имеет возможности освоить землю, — пояснила эксперт.

Если же семья не хочет жить в таком городке, планируется компенсировать возврат ипотечного кредита по факту рождения четвертого и каждого следующего ребенка — 20% кредита за каждого.

В целях реализации этих целей должен быть создан Государственный фонд поддержки многодетных семей — Фонд будущего. Он будет формироваться из средств федерального (0,01%) и региональных бюджетов (0,5%), отчислений от продажи сырьевых ресурсов (2%) и «налога в пользу будущего» (1%).

Также предлагается ввести специальный налог на малодетность (для бездетных не по медицинским показателям и для семей с одним ребенком) — его размер пока не определен.

Однако заведующий лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации ВШЭ Андрей Коротаев считает, что налог на малодетность не станет популярной мерой и воплотить такую идею практически невозможно. По его словам, это только настроит против закона бездетных граждан, а не поможет повысить рождаемость.

— Лучше прибегнуть к проверенным методам — например, к решению жилищных вопросов. Это работает. Попробовать ввести налог на малодетность можно лишь в формате пилотного проекта — в одном из субъектов. Если результаты окажутся положительными, можно рассматривать инициативу на федеральном уровне. Вводить такой налог по всей России одномоментно нельзя, — уверен Андрей Коротаев.

Особым направлением поддержки многодетных семей предлагается сделать введение комплексной поддержки многодетных пап: учреждение ордена «Заслуженный отец России» и предоставление льгот и скидок при приобретении автомобиля.

Уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова, комментируя эту инициативу «Известиям», отметила, что законопроекты, направленные на развитие системы государственной поддержки института семьи, — наиболее актуальные и действенные средства для улучшения демографической ситуации в стране. Главное, по ее словам, чтобы предложенные меры работали и оказывали конкретную помощь семьям.

Ссылка на основную публикацию