С января 2017 года понятие коммунального ресурса на содержание общего имущества (КРСОИ) прочно вошло в жизнь ЖКХ. Проблемы расчетов по КРСОИ — одни из самых сложных в работе управляющих организаций (УО). Особенно, когда ресурсники совсем не облегчают ее, а часто — наоборот, усложняют. Да и суды по КРСОИ практически всегда на стороне реусурсоснабжающих организаций (РСО). Юристам управляющих организаций невозможно добиться справедливого решения суда, если не разбираться в вопросе досконально и очень дотошно. Да и это не всегда помогает в суде.
Казалось бы, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года (далее — Правила 354), не применяются к отношениям по КРСОИ. Однако никто не отменял аналогию закона при отсутствии норм в иных нормативно-правовых актах (НПА), прямо регулирующих конкретные моменты.
В данном случае речь пойдет о применении тарифа на электроэнергию по социальной и сверхсоциальной норме при оплате КРСОИ. Оказывается, что и по данному вопросу также имеется судебная практика.
В соответствии с пунктом 36 Правил 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Пунктом 38 Правил 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 22а Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.
2012 № 124 (далее — Правила 124), стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен (тарифов) не осуществляется, — по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В случае если в субъекте РФ приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на ОДН в МКД, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Эти особенности предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от 22.07.
2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (вместе с «Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» (далее – Положение 614).
В соответствии с пунктом 1 Положения 614 оно регулирует порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — социальная норма) и ее применения в первый год и последующие годы (периоды) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей.
В соответствии с пунктом 25 Положения 614 исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами № 354, подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее — объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее — объем потребления на общедомовые нужды), и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы):
- в отношении части объема в пределах социальной нормы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйства и типа жилого помещения потребителя, — цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы;
- в отношении части объема сверх социальной нормы — цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.
Таким образом, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.
Однако в Положении 614 конкретно не указано о возможности его применения к КРСОИ. И суды в этом вопросе принимают противоположные решения: как о применении тарифа по социальной норме при расчете КРСОИ (в случае наличия экономии по всей совокупности жилых помещений МКД), так и о неправомерности применения такого тарифа и применения в отношении КРСОИ только тарифа по сверхсоциальной норме.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.11.2018 по делу № А33-20000/2018:
«…При расчете стоимости отпущенной электроэнергии на общедомовые нужды истцом применены тарифы на потребление сверх социальной нормы.
Вместе с тем, при расчете стоимости электроэнергии на общедомовые нужды подлежали применению тарифы с учетом экономии потребления электроэнергии в жилых помещениях в пределах социальной нормы.
…В силу пункта 32 Положения № 614 размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае, если объем потребления в жилом помещении превысил величину социальной нормы, определяется по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность), установленную для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы. Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае, если объем потребления в жилом помещении не превысил величину социальной нормы, определяется по формулам 5 — 8 приложения № 6 к настоящему Положению.
Таким образом, исполнитель коммунальных услуг обязан рассчитать стоимость электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды, в следующем порядке: если объем электроэнергии на общедомовые нужды не превышает установленный для граждан норматив потребления данной услуги, то граждане, не превысившие индивидуальную норму социального потребления, пользуются льготным тарифом и при оплате общедомовых нужд, а граждане, превысившие индивидуальную норму социального потребления, обязаны оплатить общедомовые нужды по сверхсоциальному тарифу; если объем электроэнергии на общедомовые нужды превышает установленный для граждан норматив потребления данной услуги, то оплата сверхнормативного объема возлагается на исполнителя коммунальных услуг и оплачивается по сверхсоциальному тарифу».
Однако имеется и обратная судебная практика, когда суды считают применение тарифа для социальной нормы в расчетах РСО и УО неправомерным, а считают правомерным применения тарифа только для сверхсоциальной нормы.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 № 15АП-19907/2017 по делу № А53-11235/2017:
«…Таким образом, величина социальной нормы установлена для граждан — потребителей в составе платы за индивидуально и общедомовое потребление в пределах норматива, следовательно, на потребление электрической энергии, потребленной управляющей компанией сверх норматива, тариф в пределах социальной нормы — 3,60 и 2,52 руб. /кВт.ч не подлежит применению.
Социальная норма потребления коммунальных ресурсов и социальная норма потребления электроэнергии
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1650-р от 10 сентября 2012 г, предлагаемый порядок расчета за потребленные коммунальные ресур
- 10 сентября 2012 г Дмитрием Медведевым было подписано Распоряжение Правительства РФ №1650-р «Комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации».
- В этом Распоряжении указано, что до 20 сентября Минрегионразвития РФ должно было представить в Правительство перечень пилотных регионов в которых в 2013 г в качестве эксперимента должны быть запущены расчеты за электроэнергию с использованеим социальной нормы электроэнергии.
- Предполагается, что с 2014 г с использованием социальной нормы на электричество будет рассчитываться все регионы РФ.
- Пока обсуждается использование социальной нормы на электроэнергию с 2013 г в следующих пилотных регионах: Ростовская, Кировская области, Алтайский край, Республика Марий Эл, также Архангельская, Владимирская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Курская, Кемеровская, Нижегородская, Самарская области, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, республики Тува, Башкирия и Кабардино-Балкария.
Кроме того, выполняя распоряжение Правительства РФ, Минрегионразвития РФ, Минэнерго РФ, Минэкономразвития РФ, Минфин России и ФСТ России должно до 15 ноября 2012г.
разработать проект порядка проведения расчетов за потребленные коммунальные ресурсы с использованием социальной нормы потребления коммунальных услуг, а также порядок утверждения тарифов на электроэнергию и другие коммунальные ресурсы для расчетов по социальной норме коммунальных услуг.
Итак, что же такое социальная норма коммунальных услуг и, в частности, социальная норма электроэнергии. Давайте разберемся по порядку со всеми вопросами.
Понятие социальной нормы потребления коммунальных ресурсов и производство расчетов за услуги ЖКХ по социальным нормам.
В соответствии с предлагаемым порядком, расчета за потребленные коммунальные ресурсы будут производиться следующим образом: Предлагается установить некую величину потребления коммунального ресурса из расчета на одного человека, зарегистрированного в жилом помещении — так называемая социальная норма потребления коммунальных ресурсов.
Также планируется утвердить два тарифа на коммунальный ресурс — для оплаты объемов потребления коммунального ресурса в пределах социальной нормы ЖКХ и для оплаты объемов коммунальных ресурсов, потребленных свыше установленного объема соцнормы. Естественно, тариф для коммунального ресурса сверх соцнормы будет значительно выше, чем тариф для объемов в пределах социальный нормы.
Простой пример расчета социальной нормы:
в квартире зарегистрировано два человека, социальная норма электроэнергии составляет 75 кВт.ч на человека, следовательно, в целом для квартиры величина социальной нормы потребления электроэнергии составит 150 кВт.ч.
Потребление электроэнергии за месяц в квартире составило 190 кВт.ч.
Таким образом, в пределах социальной нормы было потреблено 150 кВт.ч, сверх социальной нормы электроэнергии — 190-150=40 кВт.ч.
Тариф на электроэнергию в пределах соцнормы — 2,80 руб. за кВт.ч., сверх соцнормы электроэнергии — 3,50 руб. за кВт.ч. В результате, за электроэнергию должна быть произведена оплата на следующую сумму: Стоимость электроэнергии за месяц = 150х2,80 + 40х3,50 = 420 + 140 = 560 рублей.
В первую очередь использовать социальную нормы потребления коммунальных ресурсов планируется начать при расчетах за потребленную электроэнергию.
В дальнешем планируется перейти на расчеты по такому способу и по другим коммунальным ресурсам (вода, газ, тепло). Переход на расчеты по социальной норме электроэнергии обусловлен тем, что электросчётчики в квартирах установлены у 96% россиян. В отношении воды и газа этот процент значительно ниже.
На февраль 2014 г в Правительстве РФ обсуждается вопрос о внедрении такой системы оплаты в Ростовской, Кировской области, Алтайском крае, Республике Марий Эл, а также Архангельской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Курской, Кемеровской, Нижегородской, Самарской области, Забайкальском, Приморском, Хабаровском крае, республике Тува, Башкирии и Кабардино-Балкарии. В 2014г. планируется переход на расчеты с использованием социальной нормы электроэнергии уже по всем субъектам РФ.
Кем будет устанавливаться величина социальной нормы потребления электроэнергии и будет ли она одинакова по всей России. Социальная норма на электричество будет устанавливаться местным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для каждого субъекта РФ отдельно.
Зависеть величина социальной нормы будет от величины светового дня в регионе. Также величина социальной нормы потребления электроэнергии будет зависеть различным для сельской или городской местности, оборудован дом электроплитами или нет, есть в доме лифт или отсутствует.
Стоит отметить, что социальная норма на электроэнергию будет устанавливаться с учетом потребления электроэнергии в местах общего пользования.
В настоящее время предполагается, что в случае, если прибор учета отсутствует по необъективным причинам (житель квартиры его не установил), то тогда потребление электроэнергии будет определяться по нормативу потребления электроэнергии, при этом при расчете стоимости потребленной электроэнергии будет использоваться тариф, установленный для потребления сверх социальной нормы потребления электроэнергии.
В России тарифы на коммунальные услуги и в частности государством установлены с учетом перекрестного субсидирования.
Перекрёстное субсидирование это случай, когда для одной группы потребителей тарифы занижены (в данном случае это население), а для другой группы (юридические лица — предприятия и организации) — завышены.
В связи с этим введение социальной нормы должно частично снизить величину перекрестного субсидирования с уменьшить нагрузку оплаты коммунальных ресурсов для бизнеса.
Социальные нормы потребления электроэнергии: что планируют власти и как это скажется на потребителях?
15.10.2018
Свет / Тарифы на электроэнергию
Уже летом будущего года во всех российских регионах планируется ввести социальную норму потребления электроэнергию. План в целом вроде бы как правительством одобрен, конкретные детали профильные министерства должны подготовить к середине января 2019 года. О чем идет речь, и к чему готовится потребителям?
Что такое социальная норма потребления электроэнергии?
Для начала разберемся, что такое «социальная норма потребления» электроэнергии в текущем виде.
В подробностях тема раскрыта постановлением правительства РФ №614 от 22.06.
2013 с длинным зубодробительным названием «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)». Ознакомиться с актуальной и полной версией документа можно по этой ссылке — http://base.garant.ru/70422296/.
Если же говорить коротко, то суть дела заключается в следующем:
— определяется объем ежемесячного потребления электроэнергии, за счет которого могут быть удовлетворены основные потребности жильцов квартиры (частного дома)
— на этот объем устанавливается цена на электроэнергию чуть ниже, чем действующая до введения социальной нормы. А сверх этого объем – заметно выше.
Таким образом, государство надеется стимулировать население к экономии энергоресурсов. А тех, кто потребляет больше соц. нормы и свое потребление сокращать не намерен, заставить платить за свет сильно дороже, на уровне мелких коммерческих потребителей.
Цели при этом декларируются разные – от энергосбережения до сокращения «перекрестного финансирования» (под этим термином понимается дотирование цен на электроэнергию для населения за счет продажи энергии промышленным потребителям по более высокой цене).
В настоящее время такая схема оплаты электроэнергии действует в восьми российских регионах. Вот их список:
- Нижегородская область
- Ростовская область
- Владимирская область
- Орловская область
- Красноярский край
- Забайкальский край
- Республика Крым
- Севастополь
И тут надо сказать о главной проблеме, связанной с введением «социальной нормы» – сложности и запутанности ее реализации.
Дело в том, что сегодня социальная норма рассчитывается не просто на квартиру (частный дом), а с учетом количества проживающих, количества комнат, наличия электрической плиты и еще ряда обстоятельств.
Проясним на примере Нижегородской области. Здесь базовая социальная норма установлена в 103 кВт.ч., она действует для гражданина, проживающего в одиночку в однокомнатной квартире, оборудованной газовой плитой. Если в однокомнатной квартире проживают двое, то соц. норма на двоих составит 169 кВт.ч. А если речь идет о трех жильцах – уже 218 кВт.ч. И так далее.
Социальная норма в Нижегородской области так же зависит от количества комнат в квартире. В однокомнатной квартире с одним проживающим норма составляет, как уже говорилось 103 кВт.ч, в двухкомнатной с одним жильцом – 133 кВт.ч., в трешке – 150 кВт.ч.
В других регионах, где действует социальная норма условия немного другие. Отличается количество кВт.ч., входящих в социальную норму. Есть разница так же в порядке расчета. Например, не во всех регионах учитывается количество комнат в квартире. Кое-где отдельным образом прописан порядок расчета соц. нормы для частных домов.
В общем, чтобы корректно рассчитать объем потребления в пределах социальной норме и сверх нее, энергетикам приходится использовать массу дополнительной информации о потребителях. О количестве прописанных, о количестве комнат… Зачастую данные эти не являются достоверными и актуальными. И на этой почве возникает масса сложностей.
Запутанным делом все это представляется и со стороны потребителя. Особенно если речь идет о расчетах по двухзонному (день/ночь) или трехзонному (пик/полупик/ночь) тарифах.
Для каждой из этих «зон» суток утверждается своя пара тарифов в пределах и сверх социальной нормы.
И чтобы понять, какая часть, скажем, дневного потребления укладывается в социальную норму, а какая – идет свыше, и как все это правильно посчитать, приходится изрядно поломать голову. И без калькулятора тут точно не обойтись.
Все эти сложности стали очевидны практически сразу после первой попытки введения социальной нормы потребления, которая была предпринята правительством в 2013 году. Тогда было решено «обкатать» новую схему расчета на пилотных регионах.
Опыт «пилотов» оказался не слишком удачным, дело застопорилось. Решение вопроса о введении соц. нормы отдали на откуп региональным властям.
Те, видя проблемы с администрированием расчетов, решили, чтобы не нервировать людей лишний раз, новшества не вводить.
Отдельная история приключилась с Крымом и Севастополем, двумя регионами, вошедшими в состав РФ в 2014 году. Здесь действовала украинская система тарифов на электроэнергию с градацией стоимости электричества в зависимости от объема потребления. «Социальная норма», введенная в этих регионах, по сути, эту практику продолжила.
Таково положение дел к настоящему моменту. Теперь о перспективах.
Социальная норма потребления электроэнергии: что предлагает правительство на этот раз?
Сразу оговоримся, что о планах правительства нам известно лишь из публикаций СМИ, которые ссылаются на некий протокол совещания правительства, в котором обсуждалась возможность внедрения социальной нормы. И вроде бы было принято положительное решение. И хотя в целом информация затем официально подтверждена, текст того самого протокола, так и не был опубликован.
- Как нет до сих пор в отрытом доступе и предложений правительства по изменению в конкретных нормативных документах.
- Тем не менее, основные факты, ставшие к настоящему времени известными, таковы:
- — новую схему оплаты власти просят называть не «социальными нормами», а «градацией потребителей»
- — норма потребления будет рассчитываться не в отношении одного жильца, а относительно «точки присоединения» (квартиры или частного дома)
— объем электроэнергии, который население сможет потреблять по самой льготной цене предлагается установить в 300 кВт.ч.
— планируется так же ввести дополнительную группу потребителей от 300 до 500 кВт.ч в месяц, которые будут платить за электричество по «более высокой цене» и группу потребителей свыше 500 кВт.ч, которых переведут на «экономически обоснованную» цену, близкую к коммерческим потребителям.
Кроме введения нормы потребления, власти так же предполагают сократить количество групп потребителей, приравненных к населению (сейчас это гаражные и садоводческие кооперативы, например). А так же ликвидировать льготы для жителей сельских населенных пунктов и жильцов городских квартир (частных домов) с электроплитами (электроотоплением). Они сейчас платят за свет с 30% скидкой.
Конкретных ставок новых тарифов пока не называют. По словам вице-премьера Дмитрия Жукова, который курирует это направление, цифры должны появиться к 15 января 2019 года. А заработать новые тарифы должны с 1 июля 2019 года.
Планы по социальной норме: чего конкретно ждать потребителю?
Прежде всего, не ясно: все-таки, вступит или не вступит все вышеописанное в силу? В глазах большинства населения введение нормы потребления будет выглядеть лишь очередным повышением платы за коммунальные услуги. Пойдут ли на это власти после истории с повышением пенсионного возраста и другими скандалами последнего времени? Не очевидно.
Но если все предложения по социальной норме все-таки будут введены в действия, важными представляется следующее.
Первое. Прежде всего, от новаций пострадают собственники частных домов с электроотоплением. Их потребление точно превосходит те самые 300 кВт.ч. в месяц, да и 500 кВт.ч. – тоже. Насколько большим будет повышение?
Давайте посмотрим: тариф на электроэнергию в Московской области для сельского населения составляет 3,71 кВт.ч, для городского населения в домах с газовыми плитами – 5,29 руб за кВт.ч. А для мелких коммерческих потребителей (с выделенной электрической мощность до 150 кВ, расчет только за электроэнергию без учета потребляемой мощности, напряжение – 0,4 кВ) – 5,95 руб за кВт.ч (включая НДС).
Это и есть, видимо, потолок возможного повышения цены на электроэнергию для крупных бытовых потребителей. И если сейчас владелец дома площадью в 150 кв. метров платит за электроэнергию на отопление зимой 12-15 тысяч рублей в месяц, то предлагаемые новшества могут эту сумму увеличить до 20 тысяч.
Второе. Большинство потребителей, скорее всего, уложатся в норму потребления в 300 кВт.ч. В крайнем случае, незначительно его превысят.
Можно исходить из того, что на кошельках собственников обычной квартиры без теплых электрических полов и другое энергоемкого оборудования, введение соц. нормативо серьезным образом не скажется.
Другое дело, что новации неизбежно усложняет для частных лиц расчеты за электроэнергию.
Первые 300 кВт.ч. в месяц рассчитывается по одному тарифу, «излишки» — по другом.
А если в квартире стоит счетчик, который раздельно учитывается потребление электроэнергии днем и ночью? Тогда расчет производится уже по четырем тарифам.
И чтобы правильно посчитать сумму к оплате придется еще вычислить какая часть дневного (отдельно) и ночного (отдельно) потребления вошла в социальную норму, а какая – нет.
Результат: проверить те счета, которые приходят от энергосбыта собственнику квартиры будет, мягко говоря, непросто.
И третье. Главный вопрос – зачем все это? Если речь идет о повышении тарифа на электроэнергию для населения с тем, чтобы вывести цены на уровень коммерческих потребителей, то введение социальной нормы (дифференциации потребление) выглядит логично. Это первый этап на пути к тому, чтобы заставить население платить за свет по рыночной цене.
О справедливости такого подхода, конечно же можно поспорить. Но если дело обстоит именно так, то эта цель должна быть официально заявлена. А так же объяснено, в каких объемах и каким группам населения будут выплачиваться пособия на компенсацию непосильных расходов на электроснабжение.
Но ничего такого не говорится. Более того, есть ощущение, что сегодня введение социальной нормы, как и четыре года назад – часть чиновничьей игры, когда важен не результат, а шумное действо. Из той же серии, что отмена зимнего времени или ввод обязательного знака «шипованная резина» на автомобилях. Поговорят, пошумят, да и забудут.
А людям с этими трехэтажными тарифами, выросшими из социальной нормы, придется жить.
Социальная норма энергопотребления
Что такое социальная норма потребления электроэнергии?
Социальная норма — это объём потребления электроэнергии, который оплачивается по сниженному тарифу. Электроэнергия, потреблённая сверх нормы, оплачивается по более высокому тарифу.
Орловская область вошла в число семи пилотных регионов, где введена социальная норма потребления электроэнергии.
С 1 сентября 2013 года она составляет 190 кВт*ч на одного человека, на второго члена семьи 50 кВт*ч, на третьего, четвёртого, пятого — по 20 кВт*ч.
С введением социальной нормы с 1 сентября 2013 года тарифы на электроэнергию на территории Орловской области снижены относительно действующих с 1 июля 2013 года.
Зачем вводится социальная норма потребления электроэнергии?
Решение о введении было инициировано Правительством РФ, оно же определило перечень пилотных регионов. Одна из основных задач социальной нормы — снижение потребления электроэнергии за счёт повышения энергосбережения и энергоэффективности.
Кто и как определил размер социальной нормы в Орловской области?
Каждый регион самостоятельно устанавливает размер социальной нормы, при этом порядок расчёта определён Постановлением Правительства РФ № 614 от 22.07.2013. Размер соцнормы в Орловской области установлен приказом № 1299-т от 24.08.2013 Управления по тарифам Орловской области.
Что влияет на размер социальной нормы?
Социальная норма потребления применяется к объёму потребления электроэнергии в жилых помещениях и на общедомовые нужды (ОДН). Размер социальной нормы зависит от количества человек, зарегистрированных в доме или квартире.
- Социальная норма увеличивается в 1,5 раза для следующих категорий потребителей: одиноко проживающие пенсионеры по старости или инвалидности, а также семьи, состоящие только из пенсионеров (например, супруги-пенсионеры), многодетные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды или дети-инвалиды, замещающие семьи, в которых проживают дети, оставшиеся без попечения родителей.
- Какова социальная норма потребления электроэнергии для домохозяйств?
- Количество зарегистрированных:
- ноль человек — 190 кВт*ч
- один человек — 190 кВт*ч
- два человека — 240 кВт*ч
- три человека — 260 кВт*ч
- четыре человека — 280 кВт*ч
- пять и больше человек — 300 кВт*ч
- Какие предусмотрены надбавки?
- Если жильё официально признано аварийным или ветхим, с износом более 70% — коэффициент 1,2.
- Если жильё официально признано аварийным или ветхим, с износом более 90% — коэффициент 1,5
На домохозяйство в сельской местности + 100 кВт*ч. На домохозяйство с электрокотлом в период отопительного сезона* +3000 кВт*ч. На человека для домохозяйств с электроплитами* +90 кВт*ч.
- На человека для домохозяйств с электроводонагревом* +100 кВт*ч.
- * Только для домов, оборудованных в установленном порядке.
- По каким тарифам производится расчёт за электроэнергию в данный момент?
Для городского населения с газовыми плитами тариф с 1 января 2020 года составил: в пределах соцнормы — 3,84 руб.; сверх соцнормы — 5,19 руб.
Для сельского населения, а также городского населения с электроплитами: в пределах соцнормы — 2,69 руб.; сверх соцнормы — 3,63 руб.
Новую систему оплаты электроэнергии могут ввести в июле
К 1 марта во всех регионах страны будут определены социальные нормы потребления электроэнергии. Причем они должны быть такими, чтобы не менее 70 процентам населения удавалось в них вписываться.
Тарифы в пределах и сверх этих норм местные власти должны будут установить до 1 мая, а еще два месяца спустя будет введена новая система оплаты населением электричества.
Похоже, именно таким будет решение власти по итогам эксперимента в семи пилотных регионах, где с сентября прошлого года «обкатывается» реформа оплаты коммунальных услуг.
Начали с электроэнергии — в пределах социальных норм льготные тарифы, что сверх — дороже. Проект постановления правительства минстрой уже подготовил.
И, похоже, вопрос о том, кто как платит, решен. Граждане, потребляющие много электроэнергии (например, владельцы элитных коттеджей), будут платить больше, остальные — меньше, а бизнес- и бюджетные организации должны постепенно перестать доплачивать и за богатых, и за бедных, и так называемое перекрестное субсидирование в электроэнергетике прекратится.
Министерство строительства и ЖКХ РФ и представители пилотных регионов на слушаниях в Общественной палате РФ признали эксперимент в целом удачным.
Как и предполагала реформа, большинству потребителей хватило установленных местными властями социальных норм, и они платили по льготным тарифам. Люди задумались об экономии — важно, что этого удалось добиться не повышением платы, а ее снижением.
Но перехода к ресурсосберегающим технологиям пока не произошло — для этого было слишком мало времени, а одних только энергосберегающих ламп недостаточно.
Не так страшен лимит
Анализ данных по пилотным регионам, представленный минстроем, доказывает, что реформа — это мера дополнительной социальной поддержки. Но многие опасаются, что она, напротив, выльется в скрытое повышение тарифов, ударит по людям с небольшими доходами, которым придется забыть об использовании многих бытовых приборов, чтобы свести концы с концами.
Правда, наиболее бурная дискуссия разворачивается вовсе не в тех регионах, где реализовали реформу в качестве эксперимента. Напротив, в Ростовской, Орловской, Владимирской и других пилотных областях всплеска жалоб не было, люди «вошли» в новые правила достаточно мягко.
Для подавляющего большинства населения (около 80%), для людей со средними и низкими доходами произошло снижение платежей в среднем на3 %, сообщил заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.
При этом по льготному тарифу, независимо от объема потребляемой электроэнергии, платят одинокие пенсионеры и семьи с детьми-инвалидами. Домохозяйства, превысившие социальные нормы, стали платить на 4% больше.
В абсолютном выражении это совсем немного, тем более что среди таких потребителей преобладают семьи с высоким доходом. К примеру, в Ростовской области семья, превышавшая социальную норму в 3 раза, стала платить на 73 рубля больше.
Были проблемы с информационным взаимодействием, когда муниципалитеты и Федеральная миграционная служба предоставляли неполные сведения о зарегистрированных жителях, а пенсионные фонды — о пенсионерах. Но теперь предоставление таких данных будет упорядочено.
Скидка 40 процентов
Ожидается, что постановление правительства РФ, в соответствии с которым реформа будет распространена на всю Россию, выйдет в течение февраля. Базовая величина социальной нормы будет определяться на основании среднего фактического потребления электроэнергии в регионе.
Если в квартире зарегистрировано более одного человека, то за второго, третьего и т. д. к базовой норме будет прибавляться не более 40%.
К примеру, власти региона могут установить социальную норму в размере 100 кВт/ч в месяц (цифра взята произвольно, для наглядности), и тогда социальная норма для семьи из четырех человек составит не более 220 кВт/ч.
Разница между льготным и «дорогим» тарифом составит, в зависимости от решения региональных властей, до 40%.
Многодетные семьи и одиноко проживающие пенсионеры получат дополнительную защиту. Региональные власти будут наделены правом не вводить социальные нормы в изолированных территориях, не подключенных к единой энергосистеме, — там производители электроэнергии не заинтересованы в ограничении ее потребления.
Кроме этого, сообщил Андрей Чибис, будет учтен фактор сезонности: в южных регионах пиковые нагрузки приходятся на лето, когда многие используют кондиционеры, в северных — на зиму, когда люди включают электрообогреватели.
Регионы будут устанавливать понижающие коэффициенты для села, для домов с электроплитами и с электронагревательными установками для горячего водоснабжения.
А иначе — рост тарифов
Большую дискуссию вызывает вопрос о том, помогают ли социальные нормы бороться с перекрестным субсидированием, что является одной из задач реформы.
Общий объем таких платежей по всей России составил 232 миллиарда рублей в 2013 году, сообщила Светлана Гудкова, замначальника Управления регулирования электроэнергетической отрасли Федеральной службы по тарифам.
Это та дополнительная нагрузка, которую несет бизнес и бюджетные организации, а в конечном итоге — их работники и потребители их продукции.
Иначе говоря, это не проблема одной промышленности, это наша общая головная боль.
И сейчас за сверхпотребление электроэнергии, когда, к примеру, владелец особняка решает проблему уборки снега электроподогревом садовых дорожек, платим все мы.
В пилотных регионах за все время применения социальных норм (а во всех из них, кроме Ростовской области, они были введены за несколько лет до федерального эксперимента) удалось сэкономить для бизнеса почти 3 миллиарда рублей.
Зато возникли проблемы у собственников квартир, в которых жильцы не зарегистрированы, ведь именно данные о регистрации служат основанием для начисления платежей по льготному или повышенному тарифу. В этом смысле реформа будет стимулировать людей соблюдать законодательство по регистрационному учету.
Особое мнение
Свои опасения есть у представителей региональных общественных организаций, у властей регионов, где введение норм еще только предстоит.
Парламентская ассоциация Северо-Запада России, куда входят 11 региональных парламентов, даже направила обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой не вводить социальную норму на электроэнергию по всей стране.
В интервью «РГ» руководитель ассоциации, председатель Калининградской облдумы Марина Оргеева сообщила: есть опасение, что нововведение может привести к скрытому повышению тарифов.
«Для северо-западных регионов это особенно актуально в связи с интенсивным потреблением электроэнергии зимой. С другой стороны, экономический эффект от реформы сомнителен», — считает парламентарий. Как видим, есть и другое мнение по эксперименту, которое тоже предстоит учесть.
- Важно!
- Регионам нужно предоставить право самим на свой страх и риск решать, устанавливать соцнормы или нет, и спешить с введением их по всей стране не следует, считает председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева.
- Тем временем
Не за горами переход на социальные нормы по воде — министерство строительства и ЖКХ обещало заняться деталями новой реформы после подведения итогов эксперимента в сфере электроэнергии. Однако ее осуществление связано с гораздо более значительными трудностями. Хотя бы потому, что далеко не все квартиры обеспечены приборами учета воды.
Повышающий коэффициент для потребителей, не имеющих приборов учета, может быть введен ранее, чем это запланировано, — не с начала будущего года, а уже 1 июля, а сам коэффициент может быть повышен с 1,1 до 1,3. О такой инициативе министерства строительства и ЖКХ сообщил Андрей Чибис. Он подчеркнул, что это направлено на защиту честных граждан, которые не должны платить за своих недобросовестных соседей.
Вячеслав Кравченко рассказал о деталях системы ступенчатых тарифов на электроэнергию | Министерство энергетики
Москва, 16 декабря.
— Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Вячеслав Кравченко и Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, член Комитета по энергетике Юрий Липатов в ходе пресс-конференции на площадке «Российской газеты» рассказали о деталях разрабатываемой «ступенчатой» системы расчета за электроэнергию, которая должна прийти на смену социальной норме.
По словам Вячеслава Кравченко, постановление Правительства о введении социальной нормы для потребителей, которое должно было вступить в силу уже в следующем году, оказалось сложным для применения и не принесло ожидаемого эффекта. «Мы наблюдали, что в ряде «пилотных» регионов социальные нормы были установлены выше среднего объема потребления на человека», — сказал заместитель Министра.
Вячеслав Кравченко сообщил, что в настоящее время Минэнерго России вынесло на общественное обсуждение проект изменений, предполагающих замену социальной нормы потребления электрической энергии системой дифференцированных тарифов в зависимости от объема потребления электроэнергии.
Согласно проекту постановления, с 1 июля 2016 года социальные нормы на свет, действующие сейчас в некоторых регионах, должны быть отменены.
При этом, по словам заместителя главы ведомства, цель предполагаемых нововведений остается прежней – ликвидация «перекрестного субсидирования» и справедливое соотнесение размера оплаты с объемами потребления.
Согласно предлагаемому постановлению, величина оплаты будет зависеть от количества потребленной электроэнергии в месяц.
Тарифы для бытовых потребителей электроэнергии с объемом потребления до 150 кВт*ч в месяц с 1 июля 2016 года предполагается снизить на 2% относительно действующего уровня, для населения с объемом потребления электроэнергия от 150 до 600 кВт*ч – увеличить на 10%, свыше 600 кВт*ч – на 50%.
Система дифференцированных тарифов также коснется потребителей, которые пользуются двух — трехтарифными счетчиками. При этом для граждан, имеющих право на льготы, все останется без изменения.
«Новая система расчета может также не коснуться регионов, где в настоящее время уже действуют тарифы, максимально близкие к экономически обоснованному уровню», — добавил Вячеслав Кравченко.
Как пояснил заместитель Министра, вопреки распространенному мнению, значительной разницы в потреблении энергии между регионами не прослеживается, она составляет не более 10%.
«В целом по России к категории граждан, потребляющих менее 150 кВт*ч в месяц относятся 73% населения, от 150 до 600 кВт*ч – 25% и более 600 кВт*ч – только 2% граждан. Самое большое количество «энергоемких» граждан проживает в Москве и Московской области», — привел данные Вячеслав Кравченко.
Как сообщил заместитель главы Минэнерго России, в настоящее время также идет обсуждение введения так называемой абонентской платы за электроэнергию. Такая практика существует во многих странах Европы.
Зачастую собственники недвижимости не пользуются жилыми помещениями длительно время, например, это относится к дачным домам в зимний период, при этом средства для поддержания сетей в исправном состоянии должны вкладываться круглогодично вне зависимости от частоты их использования.
«Это будет фиксированный платеж за содержание электрических сетей в составе общего платежа за свет. Мы планируем, что сумма ежемесячного взноса будет составлять от 20 до 100 рублей в месяц, и пока склоняемся к нижнему пределу», — сказал Вячеслав Кравченко.
Информация о предоставлении мер социальной поддержки по оплате электроэнергии
С января 2009 года меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (кроме электроэнергии), установленные для отдельных категорий граждан федеральным и региональным законодательством, предоставляются в виде ежемесячных денежных компенсаций (ЕДК).
Порядок предоставления льгот по оплате электроэнергии до настоящего времени сохранялся прежний, т.е. в виде скидки с оплаты за электроэнергию.
В связи с внесением изменений в законодательство, с апреля 2010 года меры социальной поддержки по оплате электроэнергии также будут переведены в денежную форму. При этом, сохранится ранее установленный объем льгот по оплате электроэнергии.
Денежный эквивалент льготы по оплате электроэнергии будет включен в общую сумму ЕДК за апрель 2010 года. Выплата ЕДК за апрель т.г.
(с учетом компенсации за электроэнергию) будет осуществлена органами социальной защиты населения в обычном режиме с учетом ранее выбранного получателями способа выплаты (путем зачисления на счет в банке – до 10 мая, путем доставки через отделение почтовой связи – согласно графику доставки пенсий).
Гражданам, которым ранее предоставлялись меры социальной поддержки только по оплате электроэнергии и (или) твердого топлива, выплата компенсации по оплате электроэнергии с апреля 2010г. будет осуществляться органами социальной защиты населения с учетом способа выплаты, выбранного ранее для получения компенсации на твердое топливо, а при её отсутствии – для получения ЕДВ.
В связи с переводом в денежную форму льгот по оплате электроэнергии внесение платы за потребленную электроэнергию с апреля 2010г. должно осуществляться без учета скидки с оплаты:
1. Для жилых помещений, оборудованных однотарифным прибором учета электроэнергии:
— по базовому тарифу — в пределах социальной нормы потребления (50 кВт.ч.), умноженной на количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении;
— по экономически обоснованному тарифу — сверх указанного объема электропотребления.
2. Для жилых помещений, оборудованных двухтарифным прибором учета электроэнергии:
— по базовому тарифу в дневной зоне — в пределах ½ социальной нормы потребления (25 кВт.ч.), умноженной на количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении;
- — по экономически обоснованному тарифу в дневной зоне — сверх указанного объема электропотребления;
- — по базовому тарифу в ночной зоне — в пределах ½ социальной нормы потребления (25 кВт.ч), умноженной на количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении;
- — по экономически обоснованному тарифу в ночной зоне — сверх указанного объема электропотребления.
Тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к категории населения, на территории Нижегородской области, установлены решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 18.12.2009 № 53/1.
Для ответов на вопросы граждан о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате электроэнергии в денежной форме и внесении платы за потребленную электроэнергию с апреля 2010 года в органах социальной защиты населения организована работа телефонов «горячей линии»
Автозаводский | 295-16-52; 295-15-80 |
Канавинский | 240-59-11 |
Ленинский | 258-52-44; 252-84-64; 252-09-24 |
Московский | 229-81-02 |
Нижегородский | 419-51-22 |
Приокский | 464-19-86; 464-19-62 |
Советский | 417-27-74 |
Сормовский | 273-77-19; 273-18-15; 273-22-40 |
В министерстве социальной политики Нижегородской области всю необходимую информацию можно уточнить по телефонам: 419-37-78, 411-90-03.
Правительство отложило введение соцнормы на электричество :: Бизнес :: РБК
Правительство вернулось к обсуждению введения социальной нормы на электроэнергию в сентябре прошлого года. Тогда соответствующие предложения на совещании у Дмитрия Козака озвучил представитель Минэкономразвития. К 15 января министерство должно было подготовить предложения для правительства.
Они почти не изменились с сентября: министерство предложило сохранить базовый тариф при потреблении домохозяйствами до 300 кВт·ч в месяц.
Потребление сверх этой нормы будет оплачиваться по повышенному тарифу, а если счетчик покажет свыше 500 кВт·ч в месяц, потребители заплатят за электроэнергию по еще более дорогому «экономически обоснованному тарифу». Об этом сообщил «Коммерсантъ» и подтвердил РБК источник в правительстве.
Для некоторых регионов границы соцнормы и повышенного тарифа могут быть увеличены до 500 и 700 кВт·ч, а для домохозяйств, которые не подключены к сетям теплоснабжения и используют электроэнергию для отопления, соцнорма может быть установлена на уровне 3300 кВт·ч, а повышенный тариф будет вводиться от 3500 кВт·ч (для некоторых регионов эти планки предложено увеличить до 3500 и 3700 кВт·ч). Насколько должны были вырасти тарифы для тех, кто не укладывается в соцнорму, не сообщалось.
Зачем нужна тарифная реформа
Правительство уже пыталось ввести соцнорму потребления, но в 2014 году реформа была отложена из-за риска роста социальной напряженности.
Реформа должна была помочь снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике: сейчас население платит по заниженным сетевым тарифам, а промышленные потребители — по более высоким, позволяя таким образом госхолдингу «Россети» содержать и строить новые сетевые объекты.
Летом, по данным «Коммерсанта», Минэнерго оценивало объем переплаты за население в 368 млрд руб. в 2017 году, к 2022 году эта цифра может вырасти до 417 млрд руб.
Почему отложили введение соцнормы?
Минэнерго всегда поддерживало введение соцнормы, это правильное начинание: нужно постепенно снижать перекрестное субсидирование, сказал РБК федеральный чиновник.
Но в декабре замминистра энергетики Алексей Текслер попросил Минэкономразвития направить в правительство доклад о том, что введение соцнормы в России преждевременно (копия письма Текслера от 17 декабря есть у РБК).
С октября 2018 года Минэнерго получило более 120 обращений граждан, которые считают реформу опасной. Инициаторы обращений сетовали на резкий рост расходов граждан, которые используют электроплиты (льготы на электроэнергию в рамках соцнормы для них предполагается постепенно убрать.
Предложение Минэкономразвития практически не имеет смысла: в 300 кВт·ч укладывается почти все население, то есть эффекта для электроэнергетики не будет, зато протестная реакция населения и шум гарантированы, рассуждает источник РБК.
Это подтверждает источник в правительстве: «Перекрестку соцнорма не спасет, а народ возмутит». Кроме того, по его словам, реальной оценки эффекта от изменения тарифов до сих пор нет.
Еще одна проблема — в диспетчеризации дифференцированных тарифов, говорит один из собеседников РБК.
Не факт, что существующие приборы учета смогут фиксировать разницу потребления, а цифровизация займет много времени и дорого обойдется, добавляет он.
Для реформы тарифов на электричество, которая приведет к их росту, сейчас не лучшее время, говорит политолог Алексей Макаркин. Слишком близко пенсионная реформа, недовольство которой стихло, но никуда не делось, с января вырос НДС, рейтинги власти снижаются, напоминает он. По словам Макаркина, теоретически проведение подобной реформы возможно после парламентских выборов в 2021 году.
Алина Фадеева
Арифметика энергетики: тратит один, а платит другой
Перекрестное субсидирование, с которым теперь пытаются бороться власти страны разных уровней, появилось в России в 1990-х годах – эта мера должна была защитить население от скачкообразного роста тарифов на электроэнергию в условиях перехода к рыночной экономике.
Видов реализации этой схемы существует несколько – например, жители одних регионов РФ могут платить по счетам больше, чтобы поддержать менее благополучные (такая практика теперь встречается редко), или промышленные предприятия вынуждены оплачивать поставки электроэнергии по завышенным тарифам, чтобы оставить их заниженными для населения.
- «От перекрёстного субсидирования страдают в первую очередь энергоемкие предприятия — начиная с химпрома и металлургии и заканчивая пекарнями, но опосредованно «перекрёстка» затрагивает всех покупателей энергоемкой продукции, строительство, бюджетную сферу, рядовых граждан.
- По имеющимся расчетам, из-за сохранения «перекрёстки» страна теряет около 3,5% промышленного роста или 1% ВВП», — говорит замдиректора ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко.
- По мнению эксперта, ликвидация перекрёстного субсидирования даст мультипликативный эффект — освободит значимые ресурсы для развития энергоёмких отраслей, активность которых через поставки и закупки будет транслироваться в другие секторы экономики, стабилизируя цены.
«Что такое перекрестное субсидирование? если посмотреть очень упрощенно, то это добавление чего-то сверхлимитного в себестоимость товара, который приобретает потребитель. Это как покупка книг в Советском Союзе – чтобы приобрести «Трех мушкетеров», нужно было купить в нагрузку еще и «Малую землю», — поясняет директор по работе с естественными монополиями «Русала» Максим Балашов.
В результате возникает ситуация, при которой промышленность ежегодно доплачивает за жителей регионов, в которых расположены предприятия.
Необходимость избавления от перекрестного субсидирования фигурирует в массе правительственных программ, приказов и распоряжений, начиная с 1997 года, но добиться значимых успехов в этой области пока не удалось. Хотя этот механизм не только тормозит развитие экономики и бизнеса, но и польза для кошельков россиян от него весьма сомнительна.
«Перекрестное субсидирование не обеспечивает социальной справедливости, поскольку фактически размер субсидии прямо пропорционален потреблению электроэнергии.
То есть наиболее обеспеченное домохозяйство получает значительно больший объем социальной помощи, чем домохозяйство с меньшим уровнем дохода», — констатируют составители «Стратегии», принятой в 2013 году.
Кроме того, большие расходы на электричество оказывают хоть и опосредованное, но заметное влияние на стоимость продукции, сходящей с заводских конвейеров.
Денежная дыра
По оценкам Минэнерго, реальная величина перекрестного субсидирования в российской электроэнергетике на 2017 год составила 368 млрд рублей. При этом правительство намеревалось к 2022 году снизить объемы таких затрат до «оптимального уровня, равного величине субсидирования наименее обеспеченных домохозяйств (в текущих ценах составляет около 45-50 млрд рублей для порядка 30% домохозяйств)».
Статс-секретарь – заместитель министра энергетики Анастасия Бондаренко в середине мая заявляла, что, если не изменить подход к перекрестному субсидированию, то к 2022 году его объем составит 417 млрд рублей.
«Эти деньги собирает промышленность в разных регионах и отдает населению, сокращая, тем самым, платежи. Причем в разных регионах эта цифра, разумеется, неравномерна: кто-то платит больше, кто-то меньше, какие-то регионы сокращают перекрестное субсидирование, какие-то нет», — поясняет Балашов.
Согласно данным исследования, проведенного в 2017 году Институтом проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ, сейчас доля расходов россиян на электроэнергию в общем объеме доходов составляет в среднем 0,5%. Для сравнения, затраты на покупку хлеба и другой выпечки достигают 4,9%, а на приобретение картошки – 0,9%. Разумеется, так обстоят дела не во всех регионах России, но «средняя температура по больнице» именно такова.
Еще один представитель Минэнерго, директор департамента развития электроэнергетики Павел Сниккарс на «круглом столе» в Госдуме в конце мая объяснял, что «тарифы для несубсидируемых категорий потребителей уперлись в потолок, и те активно голосуют ногами, уходя в собственную генерацию и инвестируя в присоединение к магистральным электрическим сетям». В результате сетевые компании теряют деньги, а это неизбежно приведет к росту тарифов на электроэнергию, чего в Минэнерго всеми силами пытаются избежать.
Что делать?
На данный момент существует несколько предложений, направленных на сокращение перекрестного субсидирования.
В прогнозе социально-экономического развития РФ на 2017-2019 годы, составленном МЭР, говорится о необходимости индексации тарифов сетевых компаний на передачу электрической энергии для всех категорий потребителей, кроме населения, на 3% в год. При этом для рядовых россиян индексацию предлагается установить на уровне 5%, чтобы сократить объем перекрестных субсидий.
«Отмена перекрестного субсидирования при условии выполнения комплекса компенсирующих мероприятий не повлечет существенного роста тарифов», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе Минэнерго.
Среди эффектов отмены перекрестного субсидирования Минэнерго выделяет равноценное распределение ценовой нагрузки на всех потребителей, функционирующих на территории одного субъекта Российской Федерации, снижение ценовой нагрузки на потребителей, не относящихся к населению и не присоединенных к сетям ФСК (как правило, снижение ценовой нагрузки на СМП и бюджетозависимые организации).
Представитель Минэнерго на «круглом столе» в Госдуме говорил, что ведомство предлагало произвести равномерное распределение величины перекрестного субсидирования на все категории потребителей (исключая население), дифференциацию тарифа на электроэнергию в зависимости от категории потребителей и изменение условий оплаты услуг по передаче электроэнергии при прямом присоединении к Единой национальной электрической сети. Еще одним механизмом министерство считает принятие решений в части оплаты резервов сетевой мощности. Этот вариант развития событий сразу же получил негативные отклики от представителей комитета Госдумы по энергетике, ФАС, Сообщества потребителей энергии, НП гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.
Еще одно предложение заключается во введении социальной нормы — это некий объем потребления электричества из расчета на одного человека, зарегистрированного в жилом помещении, установленный в конкретном регионе России.
МЭР предлагало ввести такую норму еще в 2012 году, а в октябре 2014 года пресс-служба правительства информировала, что большинство (57 субъектов Федерации) решило ввести социальную норму потребления электроэнергии не позднее 1 июля 2016 года.
На данный момент социальная норма установлена только в 6 российских регионах — Забайкальском и Красноярском краях, а также Владимирской, Нижегородской, Орловской и Ростовской областях. Они были выбраны для тестирования пилотного проекта по введению этой нормы, но, хотя их население уже много лет живет в обновленных условиях, продолжения это начинание не получило.
«Эта норма дается на показания счетчика, и в итоге электроэнергия в рамках нормы должна была стать для населения дешевле на 3-10%, а сверх этого лимита – подорожать (в первый год – не больше, чем на 40%, затем по нормативам, установленным ФАС).
Малообеспеченные группы граждан, во-первых, не тратят большого количества электроэнергии, во-вторых, для них будет по силам платить совсем небольшие деньги. Мы считаем, что правительству следует доработать этот вопрос и ввести социальную норму на всей территории России с 1 января следующего года, как это и предполагалось изначально», — полагает Балашов из «Русала».
Впрочем, как говорила ранее начальник управления по тарифам Орловской области Елена Жукова, в регионе с введением соцнормы снижались и тарифы – как по норме, так и вне ее.
В «Русале» считают, что социальная норма должна быть установлена федеральными властями повсеместно, а не передана на уровень субъектов РФ.
«Мы считаем, что это нужно вводить повсеместно, чтобы реально помогать тем, кто нуждается, а тех, у кого коттеджи, сауны, бани, а также категории, приравненные к гражданам (гаражно-строительные кооперативы, в которых расположены автомойки, автосервисы и так далее), субсидировать не надо, и это очевидно», — подчеркнул Балашов.
Валерий Дзюбенко указывает на более широкий эффект: по его словам для домохозяйств выгоднее платить справедливую цену за электроэнергию, чем затем существенно переплачивать за «фальшивое» льготное электричество в цене продуктов, того же хлеба, и промышленных товаров.
«Но это не означает, что проблема «перекрестки» решается только за счёт роста тарифов для домохозяйств. Существенный потенциал для её сокращения кроется в неэффективных тратах энергокомпаний.
Сокращение этих затрат позволит ликвидировать перекрёстное субсидирование без угрозы для кошельков граждан», — отмечает он и признает: идея правильная, но сложна в исполнении. В числе причин – трудности в типизировании энергозатрат в домах даже в пределах одного региона непросто.
«Более справедливым и продуктивным представляется сокращение избыточных расходов энергокомпаний и, в том числе за счёт этого, дифференциация темпов роста тарифов для промышленных и бытовых потребителей», — полагает эксперт.