Образец формы технического задания по 44-фз в 2021 году

Техническое задание важная часть документации составленной заказчиком на закупку товара. От детального изложения требований, предъявляемых к поставщику и товару, зависит качество полученных услуг. Количество требований также существенным образом отражается на итоге сотрудничества, поэтому к составлению документа следует отнестись с особым вниманием.

В чем разница технического задания и описания объекта госзакупки

Описание предмета госзакупки – это составная часть техзадания, правила его составления прописаны в пунктах ФЗ-44.

Техническое задание, не регулируемый законодательством момент, такое понятие отсутствует в нормативных документах.

Поэтому при его составлении важно самостоятельно изучить конкретную сферу, предполагаемой для использования при закупке или же привлечь к работе узкопрофильного юриста.

Важно: при составлении технического задания следует опираться на нормы ГОСТа внутригосударственного и международного, а также сопоставить документацию со спецификой деятельности в конкретной области.

ФЗ-44 не обязывает заказчика к формированию техзадания с учетом ГОСТа. Но на практике заказчик на всех этапах закупки/ сотрудничества сталкивается с пунктами технического задания. Поэтому документация нужна для составления и важно знать, как ее составить, и из каких пунктов она состоит.

При составлении описания госзакупки нужно с 2018 года учитывать следующие моменты:

  • использование объективного характера по желанию;
  • использование словосочетания «или эквивалент», если товарный знак обозначается.

Существуют исключения, когда указанных правил не придерживаются:

  • несовместимость продуктов, находящихся под другими логотипами, с используемыми заказчиком;
  • если происходит приобретение запчастей к машинам/оборудованию, эксплуатируемым заказчиком.

Образец формы технического задания по 44-ФЗ в 2021 году

Правила и требования к составлению технического задания по 44 ФЗ

Предназначено техническое задание для четкого и понятного определения требований заказчика относительно условий закупки и признаков товара. Наименование закупки должно устанавливаться согласно данным в Каталоге товаров, работ, услуг, утвержденном Постановлением Правительства № 145 в 2017 году (КТРУ).

Чтобы не было ошибок в составлении задания, лучше взять за образец пример из официального издания Единой системы документации национальных стандартов.

Если будет вноситься описание госзакупки, следует действовать согласно нормативным требованиям и обязательно:

  • составлять описание согласно требованиям КТРУ;
  • при отличии описания от требований обязательно составлять письменное обоснование отличиям.

При изложении требований также важно опираться на пункты КТРУ и учитывать следующие условия:

  • указание на эквивалент;
  • ссылка на нормативные документы;
  • приложение спецификации, планов, эскизов, чертежей и прочих важных документов;
  • указание на новое состояние товара;
  • изложение требований к гарантийным срокам.

Образец формы технического задания по 44-ФЗ в 2021 году

Нормы законодательства на составление ТЗ по 44 ФЗ

Образец формы технического задания по 44-ФЗ в 2021 году

Техническое задание на закупку — пример ТЗ заказчика

Что указать в техническом задании

Важно: при составлении задания нужно опираться на положения ФЗ-44, а также гражданского, антимонопольного и бюджетного законодательств.

Согласно регламенту закона о закупках в техническую документацию следует внести такие разделы:

  1. Общие данные.
  2. Развернутая информация о товарах.
  3. Требование к поставщику.
  4. Условия исполнения задания.
  5. Приложения (по необходимости).

Что запрещено включать в объект закупки

В описание объекта не вносится:

  1. Требование к товарным знакам, фирменным знакам, знакам обслуживания.
  2. Требования к определению мест происхождения товара или названию производителя.
  3. Запрещено устанавливать конкретные требования к поставщикам, товарам, работам, услугам, если это сократит количество участников госзакупки, за исключением случаев, описанных в п. 1, ч. 1, ст. 33 ФЗ-44.

 Указание ГОСТов и техрегламентов

Техрегламенты, как и ГОСТы можно не указывать в техническом задании. Но если они указаны, то являются обязательными к соблюдению.

Заказчик может несколько изменять условия от указанных в ГОСТах, но только в сторону улучшения характеристик.

Согласно положению, п. 2, ч. 1, ст. 33 ФЗ-44 заказчик не обязан абсолютно во всех случаях составления задания руководствоваться ГОСТами и регламентами. Обосновывать отклонения он должен только в случае, когда законодательством установлены параметры национального значения или технические регламенты.

  • Письмо Минэкономразвития России от 2016 года № ОГ-Д28-9745 указывает на право заказчика сформировать собственное описание товара и требования к его качеству, опираясь на качественные данные производителей, если нет для такого товара ГОСТов и техрегламентов.
  • Если ГОСТ есть, но устарел следует делать ссылку на него, но в новой редакции.
  • Обозначать товарные знаки можно, если предполагается одновременная закупка товаров, не включенных в условия контракта.
  • Заказчик, составляя описание товара может указывать минимальное/максимальное значение показателей.

Исполнитель, подавая заявку, должен четко определять данные характеристик товара. Расплывчатое определение качества не допускается. Нельзя использовать такие слова как «от» или «до» и прочие.

Для снижения уровня конкуренции заказчик может в технической документации:

  • подать заявку на разнородный товар;
  • установить нереальные сроки исполнения условий контракта;
  • в требованиях продукции указать характеристики присущие только для одного товарного знака.

Этапы составления технического задания

Необходимо:

  • указать перечень терминов, предполагаемых к использованию в документации;
  • внести данные о заказчике;
  • указать какого рода выполняется закупка (централизованная, совместная, при участии экспертов);
  • обозначить как будет определяться поставщик;
  • внести конкретные требования к поставщикам;
  • указать условия исполнения контракта;
  • обозначать пожелания к технологическому и производственному процессу;
  • при необходимости внести местоположение объекта;
  • обозначить ожидаемые результаты;
  • сослаться на источник финансирования;
  • сослаться на законодательство, требуемое к соблюдению;
  • указать правила ограничения объема;
  • внести название госзакупки;
  • подробно описать объект;
  • указать на его экологические особенности;
  • указать на требуемый объем и периодичность поставок;
  • подробно описать упаковку и ее маркирование;
  • сослаться на гарантии и обязать предоставлять информацию о новом товаре;
  • определить условия оплаты, монтажа и запуска, порядок поставки, обучения персонала.

Рекомендации к составлению ТЗ

При составлении задания следует:

  1. Четко указывать на свои пожелания относительно характеристик объекта.
  2. Описывать все требуемые характеристики – технические, функциональные и прочие, ожидаемые к получению на выходе.
  3. Само задание не должно носить характер приоритетности, важно соблюдать нейтралитет.
  4. При желании получить только новый товар, важно указать на эту особенность.

Образцы техзаданий для товаров, работ, услуг

Образец формы технического задания по 44-ФЗ в 2021 году
Образец формы технического задания по 44-ФЗ в 2021 году
Образец формы технического задания по 44-ФЗ в 2021 году
Образец формы технического задания по 44-ФЗ в 2021 году

Выводы

Техническое задание включает в себя описание госзакупки. Оно не регулируется законодательством и не обязательно к составлению. Однако, без документации крайне сложно контролировать весь процесс сотрудничества.

При составлении документа важно придерживаться регламента законодательства в частности ФЗ-44 и учитывать рекомендации к четкому изложению требований.

Не делать приоритет в сторону конкретного исполнителя и придерживаться образцов, предложенных Единой системой документации.

Рекомендуем другие статьи по теме

Типовые формы документов

Уважаемые заказчики!

В данном разделе размещены типовые формы контрактов, разработанные Государственным комитетом Республики Татарстан по закупкам, а также размещена ссылка на библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов, размещенную в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС).

При выборе проекта контракта необходимо обратить внимание на код ОКПД2 и/или код КТРУ, выбранный Вами при проведении закупки.

В случае, если данный код указан в информационной карте типового контракта, типовых условий контракта, размещенной в библиотеке ЕИС, а также выполняются иные условия, указанные в информационной карте, то применение данного типового контракта, типовых условий является обязательным в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

В типовых контрактах, разработанных Государственных комитетом, желтым цветом выделены пункты, которые заказчик редактирует по своему усмотрению.

В случае установления пункта о выплате аванса в контракт включается пункт о запрете выплаты аванса участнику, указанному в части 1 или 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, с которым заключен контракт.

Пункт об обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставить информацию заказчику обо всех соисполнителях (субподрядчиках), заключивших договор (договоры) с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого (общая цена которых) составляет более 10% от цены контракта, включается в проект контракта в случае, если Н(М)ЦК превышает размер, установленный Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 4.09.2013 № 775).

В случае установления требований к гарантии поставляемого товара, результатам выполняемых работ, оказываемых услуг в проект контракта включается раздел об обеспечении гарантийных обязательств (раздел 12 – поставка, услуги, раздел 13 – работы).

В случае установления обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков) из числа СМП и СОНКО в контракт включаются типовые условия в соответствии с Постановлением Правительства от 23.12.2016 №1466, а также пункт об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае неисполнения данного обязательства.

Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов на сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru/epz/btk/quicksearch/search.html.

(разработаны федеральными министерствами, ведомствами)

Техническое задание: нюансы и советы | Контур.Закупки

Чтобы в результате закупки получить именно то, что необходимо, заказчики составляют техническое задание (ТЗ). Однако порой перед ними стоит нелегкая задача: подробно составить описание объекта закупки, при этом не нарушив антимонопольного законодательства.

Сложности составления ТЗ

Составление технического задания — это процесс трудоемкий и непростой. В результате прочтения ТЗ поставщик должен точно понимать, какой товар нужен заказчику. Поэтому техзадание должно содержать максимальный набор характеристик объекта закупки. В то же время слишком скрупулезный подход может привести к тому, что объект будет подогнан под товар конкретного производителя.

Особенно если сам заказчик прекрасно осознает, какая марка оборудования ему нужна или с кем из поставщиков ему было бы выгоднее работать. И тогда участники закупки обратят внимание на то, что заказчик создает преимущественные условия для какого-то поставщика и ограничивает конкуренцию. В результате ФАС может усмотреть в действиях заказчика нарушение Федерального законодательства.

Конечно, можно не слишком ограничивать характеристики товара в техническом задании. Но тогда есть весьма высокий риск получить вовсе не то, что нужно, либо худший товар на рынке.

Читайте также:  Спорные вопросы увольнения по соглашению сторон - управление персоналом

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Распространенные нарушения при составлении ТЗ

Использование неточных формулировок

Зачастую закачки применяют неоднозначные формулировки, которые вводят поставщиков в заблуждение. Например, термин «не хуже», «не слабее» и подобные. Ведь потенциальный исполнитель контракта не может знать, что для конкретного заказчика означает «не хуже». Поэтому техзадание должно содержать конкретные требования к объекту закупки и описывать его понятным образом.

В случае использования диапазонных значений следует четко установить их границы. Если некоторые фразы используются в определенном смысле или допускают разное толкование, их трактовку нужно расписать в документации. Например, «порядка 100» может означать у заказчика не более 100, а «около 100» — не менее 100.

Наименование технических терминов и единицы их измерения необходимо излагать в соответствии с техническими регламентами.

Иначе придется давать обоснование, почему в документации заказчик применяет какие-то нестандартные термины. Например, мало кто поймет, что речь идет о миллиметрах, если написано «10 м», а не «10 мм».

Однако случаи столь странного применения заказчиками единиц измерения на практике были.

Нарушения, связанные с ГОСТами

Очень часто происходит путаница с разного рода характеристиками, которые заказчики берут из ГОСТов. Зачастую оттуда переписывается все подряд. В результате в техническом задании присутствуют взаимоисключающие характеристики. Понятно, что объекта, соответствующего им, в природе быть не может. Проявляя такую некомпетентность, заказчик нарушает часть 2 статьи 33 закона 44-ФЗ.

Нередко заказчики просто перечисляют в ТЗ номера ГОСТов, при этом не указывая, к каким объектам они относятся. ФАС считает, что это мешает поставщику составить заявку правильно, ведь подобное описание не позволяет идентифицировать товар.

Отсутствие упоминания об эквиваленте

При составлении технического задания зачастую заказчики указывают марку товара, который им необходимо приобрести. При этом забывают добавлять «или эквивалент», чем явно ограничивают конкуренцию и нарушают законодательство. Специалисты советуют описывать объект закупки в ТЗ максимально безлико, то есть не упоминать ни марки, ни производителя, ни даже страны происхождения товара.

Советы специалистов

Грамотно составленное ТЗ отсекает заведомо неподходящее товары, избавляет от необходимости отвечать на множество запросов о разъяснении и, вообще, лишает заказчика массы проблем.

И главное тут — внимательно изучить требования к объектам закупки, оценить свои потребности и строго следовать правилам закона 44-ФЗ Маститые специалисты дают своим коллегам некоторые советы, о которых расскажем далее.

Тщательно проверяйте расшифровку маркировки объекта закупки, если указываете ее в техзадании. Маркировка может содержать основные характеристик товаров. Например, в маркировке тротуарной плитки нередко шифруют ее толщину.

Был случай, когда заказчик указал лишь маркировку плитки, а требование к толщине в ТЗ отсутствовали. На деле оказалось, что требовалась плитка большей толщины, однако выяснилось это уже в процессе исполнения контракта.

Таким образом, из-за того, что ТЗ было составлено неграмотно, была уложена тротуарная плитка, которая не способна выдержать необходимую нагрузку.

Никогда не копируйте описание объекта закупки с интернет-сайтов — оно может быть неточным. В результате либо вы закупите вовсе не то, что собирались, либо этому описанию не будет соответствовать ни один товар. Еще один вполне возможный исход — под описание попадет конкретная марка/модель, и вас обвинят в нарушении антимонопольного законодательства.

Максимально точно описывайте требования к характеристикам объекта закупки. Используйте фраза, которые исключают двусмысленное толкование. Иначе придется давать очень много пояснений.

Составляйте инструкцию по заполнению заявки после того, когда описаны все требования к характеристикам. Суть инструкции — более конкретно раскрыть требование ТЗ, чтобы участник мог правильно составить заявку. Если инструкция содержит положения, противоречащие техзаданию, и это мешает поставщику заполнить заявку, он может обратиться с жалобой в ФАС.

Не забудьте включить в техзадание требования к гарантийному сроку и объему гарантии, гарантийному обслуживанию, расходам на эксплуатацию, а также требования об обязательном монтаж, пусконаладке объекта закупки и обучению персонала работе с ним.

О чем еще не следует забывать:

  • объекты закупки указывайте в соответствии с классификатором ОКПД2;
  • изучите нормативные документы и стандарты, в которых содержатся требования к объекту закупки (ГОСТ, СНиП, ТУ);
  • при наличии сметной документации следите за тем, чтобы в ТЗ содержались соответствующие ей объекты закупки;
  • обязательно укажите в требованиях, что товар должен быть новым, иначе рискуете приобрести бывший в употреблении, отремонтированный, отреставрированный товар;
  • если закупаете выполнение строительных работ, капремонта, реконструкции, не забудьте приложить смету и проектную документацию.

Некоторые вопросы по составлению техзадания

Имеем ли мы право в ТЗ на закупку запчастей указать, что они должны быть оригинальными?

Это допустимо, если товар стоит на гарантии, если необходимо обеспечить его взаимодействие с товарами, используемыми заказчиком, либо если речь идет о покупке запчастей к машинам и оборудованию.

Нужно ли в техническом задании указывать идентификационный код закупки?

Нет, это не обязательно. Но этот код должен быть указан в плане и плане-графике закупок, извещении о закупке, приглашении на закупку, которая проводится закрытым способом, в закупочной документации, в контракте и иных документах, если это предусмотрено законом 44-ФЗ.

Требуется приобрести прибор для научных исследований. Имеем три прибора одного производителя и необходимо, чтобы новый имел с ними полную совместимость. Техника дорогостоящая и требует тонкой настройки, поэтому покупка эквивалента крайне нежелательна. Можем ли мы указать конкретного производителя без добавления «или эквивалент»?

Вам следует оценить, подходит ли ваш случай под исключение, указанное в пункте 1 части 1 статьи 33 закона 44-ФЗ: «за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком». Если это полностью соответствует вашей ситуации, то можно указать производителя без добавления фразы «или эквивалент».

Составляем ТЗ на капремонт помещения. Допустимо ли приложить шаблон композиции из гипсокартона для потолка, указать конкретный колер для краски и коллекцию плитки, не указывая «или эквивалент»?

Такие характеристики, как цвет краски и форма потолка, в полной мере зависят от предпочтений заказчика и не ограничивают круг поставщиков.

Конкретный цвет стен или форму композиции из гипсокартона по вашему макету может обеспечить любой исполнитель контракта. Поэтому указанные характеристики можно смело описывать в ТЗ.

А вот при указании конкретной коллекции плитки придется добавить «или эквивалент», иначе будет прямое нарушение статьи 33 закона 44-ФЗ.

Памятка для участников по 44 ФЗ (по материалам ФАС России)

Памятка субъектам малого предпринимательства: наиболее часто задаваемые вопросы по применению Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

  1. Вправе ли заказчик при проведении электронного аукциона требовать в составе заявки указать количество товара? // позиция ФАС
  • Участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе на поставку товара должен указать согласие и конкретные показатели товара.
  • При этом Закон о контрактной системе не содержит требования об указании в составе заявки количества товара.
  • Таким образом, количество товара не входит в перечень сведений, которые должна содержать заявка на участие в электронном аукционе, поскольку не является конкретным показателем товара, в связи с чем при установлении указанных условий исполнения контракта в документации об электронном аукционе участники закупки соглашаются на исполнение данных условий контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
  • Таким образом, заказчик не вправе требовать в составе заявки на участие в электронном аукционе указания количества поставляемого товара.
  1. Вправе ли заказчик требовать от участника закупки описать химический состав, из которого будет сделан товар, например, описать химический состав стали, из которой изготовлен корпус двери? / позиция ФАС

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок химических показателей товаров ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе.

На основании изложенного, ФАС России считает, что установление в документации о закупке требования о предоставлении участниками закупок в составе заявок информации о химическом составе материалов, из которых изготовлен закупаемый товар, является нарушением части 5 статьи 51, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

  1. У заказчика в документации о закупке не указана ссылка на конкретный ГОСТ, которому должен соответствовать товар (например, должен соответствовать ГОСТу, но не указано какому). При этом, если участник заполнит заявку и показатели не будут соответствовать ГОСТу, то заявка будет отклонена. Правомерно ли это? / позиция ФАС
  1. С 1 июля 2016 года:
  2. 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
  3. Таким образом, при указании в конкурсной документации, документации об аукционе требования о соответствии ГОСТ, заказчиком должна быть обеспечена возможность сопоставить ГОСТ и товар, при описании которого необходимо руководствоваться таким ГОСТом.
  4. Вместе с тем, действия заказчика, установившего в конкурсной документации, документации об аукционе требования о соответствии ГОСТу, но не указавшего конкретное наименование ГОСТа,  а также не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявок, позволяющую сопоставить описываемый товар и ГОСТ, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
  1. Как правильно заполнить заявку в соответствии с документацией об аукционе или открытом конкурсе? Какие показатели необходимо указать конкретно, а какие показатели оставить в диапазоне или неизменяемыми?
Читайте также:  Освидетельствование на алкогольное опьянение: как проходит, ваши действия

Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

  • Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит запрет на использование иных показателей описания объекта закупки.
  • Дополнительно ФАС России сообщает, что при описании объекта закупки заказчик самостоятельно определяет показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
  • При этом, заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к используемым для выполнения работ товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми для качественного выполнения работ (оказания услуг).
  • В соответствии со статьей 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, и должны содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и производителе товара.
  • Таким образом, заказчик вправе установить в конкурсной документации форму заявки, в соответствии с которой участнику закупки необходимо указать показатели объекта закупки товара, работы, услуги и значения таких показателей.
  • Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50, пунктом 2 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны содержать требования к содержанию заявки и требования к составу заявки на участие в закупке, а также инструкцию по ее заполнению.
  • Из изложенного следует, что конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны содержать надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, позволяющую определить порядок заполнения заявки в части указания показателей товара (работы, услуги).

Неустановление заказчиком в документации об аукционе, конкурсной документации надлежащей инструкции, а также установление инструкции, не позволяющей однозначно определить порядок заполнения заявки является нарушением пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дополнительно, ФАС России сообщает, что вопрос о том является ли инструкция по заполнению заявки на участие в закупке надлежащей или ненадлежащей необходимо решать в каждом конкретном случае, исходя из положений документации о закупке, заявки участника закупки и всех обстоятельств дела.

  1. Может ли участник закупки указать в заявке несколько стран происхождения товара?

В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе  первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе,  наименование страны происхождения товара.

Согласно статье 58 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) установлены общие положения о стране происхождения товаров. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии с частью 2 статьи 59 ТК ТС  документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Кроме того, пунктом 2.1 Соглашения Правительств государств — участников стран СНГ от 20 ноября 2009 г.

«О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» (далее — Соглашение) установлено, что страной происхождения товара считается государство – участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров.

Таким образом, сведения о стране происхождения товара устанавливаются в соответствии с положениями ТК ТС, в соответствии с которыми под сведениями о происхождении товара предполагается страна происхождения товара, на территории которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.

На основании изложенного, участник закупки, предлагая к поставке конкретный товар, указывает в первой части заявки на участие в электронном аукционе информацию о стране происхождения товара.

Вместе с тем, в отдельных случаях законодательством Российской Федерации установлена необходимость получения документа, подтверждающего соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством  Российской Федерации. При этом в таких документах может содержаться, в том числе, информация о стране происхождения товара.

В частности, в соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416, сведения о месте производства медицинского изделия указываются в регистрационном удостоверении, выдаваемом Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ: пример и правила

Мы уже указали, какой статьей регламентируется описание объекта закупки – статья 33 Закона о контрактной системе. Данная норма закона содержит требование, согласно которому в описании объекта закупки должны включаться следующие данные:

  • функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (если есть необходимость);

Пример: закупка принтера. Указываем следующие характеристики: максимальный формат печати – А4, максимальное разрешение печати не менее 1200*1200 точек на д., скорость монохромной печати – не менее 38 листов в минуту, емкость лотка – не менее 150 листов, наличие интерфейса USB.

  • при описании объекта закупки должны использоваться показатели, условные обозначения, требования, терминология в отношении характеристик объекта закупки, которые отражены в соответствующих технических регламентах, документах, применяемых в рамках национальной системы стандартизации;

Пример: при закупке детской мебели стоит руководствоваться Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 025/2012.

Обратите внимание! Если заказчик не использовал терминологию, отраженную в технических регламентах или документах национальной системы стандартизации, то применение иной терминологии должно быть обосновано в документации о закупке.

  • изображение объекта закупки, которое позволит поставщику его идентифицировать и оформить заявку. Данное требование обязательно для тех случаев, когда в документации о закупке есть требование о том, что поставляемый товар должен соответствовать изображению;
  • информацию о месте и времени, когда участник закупки сможет ознакомиться и осмотреть образец или макет объекта закупки, а также порядок и график такого осмотра. Данное требование обязательно, если заказчик включает в документацию о закупке условие о том, что поставляемый товар должен соответствовать образцу или макету;
  • при закупке лекарств – необходимо включить международное непатентованное наименование лекарственных средств. Если же такие наименования отсутствуют, то указываются группировочные наименования;
  • если заказчик допускает поставку не нового товара, то об этом также необходимо указать в описании объекта закупки;
  • в описании объекта закупки указываются максимальные и (или) минимальные показатели товара, значения, которые не могут изменяться. Данные показатели должны позволить участнику закупки определить, соответствует ли его товар требуемым характеристикам;

Пример: закупка стола детского; указываем следующие показатели: высота – 460 мм, глубина – 550 мм, высота – 1030 мм.

  Дополнение к апелляционной жалобе по гражданскому делу

  • требования к гарантийному сроку объекта закупки (при необходимости).

Какие источники используют для описания предмета закупки по 44-ФЗ

Руководствуясь статьей 33 закона о госзакупках, приобретаемый продукт (или услугу) описывают с помощью характеристик, требований и специальных символов, указывающих на технические свойства ОЗ.

Если в описании предмета договора заказчик не пользовался принятыми госстандартами (ГОСТ) в части терминов, технической регламентации, условных знаков, то документы о закупке должны иметь обоснование употребления непривычных символов, параметров, условий и терминологии. То есть заказчик все же должен опираться на официально признанные нормативы.

Чтобы контролировать риски, возникающие в процессе размещения и исполнения государственных (муниципальных) заказов, необходимо соблюдать баланс своих запросов и нормативных требований законодателя.

Описывая предмет закупки по 44-ФЗ, заказчик может руководствоваться:

  • госстандартами и нормативами;
  • рекламными продуктами, каталогами;
  • исполненными договорами;
  • статистическими данными и официальной информацией;
  • аналитическими исследованиями рынка и результатами торговых предложений;
  • содержанием статей, экспертных обозрений, профильных форумов;
  • нормативно-технической и административно-производственной документацией, справочными материалами и др.

Описание объекта закупки может содержать:

  • ссылку на товарные знаки товара, но только для тех случаев, когда при выполнении работ или оказании услуг необходимо будет использовать товар, который не является предметом контракта;

Обратите внимание! При использовании товарного знака в данном случае обязательно необходимо указывать слова «или эквивалент». Исключение составляют случаи, когда закупаются запчасти и расходные материалы к оборудованию или машинам, которые уже используются заказчиком, а также в случае, когда требуется обеспечить совместимость уже имеющихся товаров с вновь приобретаемым.

  • спецификации, планы, эскизы, тестирования, фото, чертежи, результаты работ и т.д.
Читайте также:  Ответственность за незаконное отключение электроэнергии

описания объекта закупки можно в конце статьи.

Обратите внимание! Для стандартизации в области описания объекта закупки по 44-ФЗ в 2020 году был разработан Каталог товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данный каталог размещен в ЕИС.

Каталог предназначен, в том числе для единообразного описания объекта закупки.

На официальном сайте госзакупок 07 октября 2020 года была размещена новость о формировании каталога, а также отмечено, что о возможности использования заказчиками данного каталога непосредственно при формировании информации и документов в ЕИС заказчики будут уведомлены дополнительно.

Заявка по неэквивалентному товару

Существует два исключения из правила про аналоги, которые изложены в п.1 ч.1 ст.33 44-ФЗ:

  1. Когда закупаются запчасти и расходные материалы к товару, который уже использует заказчик. Например, к многофункциональному устройству HP, согласно руководству по эксплуатации, подходят только оригинальные картриджи НР и никакие другие.
  2. Когда заключаете контракт на поставку (использование) товаров, совместимых с продукцией покупателя. Например, заказчик приобретает лицензию и дистрибутив исключительно программы Kaspersky, т.к. другие программы конфликтуют с корпоративной системой безопасности.

Вот пример технического задания на поставку оригинального товарного знака:

№ п/п Наименование и технические характеристики Кол-во(шт)
1 Оригинальный картридж Canon С-EXV 40 для КМА Canon IR 1133А. Цвет печати — черный. Ресурс (количество качественных отпечатков) не менее 6000 копий на офисной бумаге формата А4. 8
2 Оригинальный Картридж Canon 728 для КМА Canon i-SENSYS MF4890dw. Цвет печати — черный. Ресурс (количество качественных отпечатков) не менее 2100 копий на офисной бумаге формата А4. 15

Какие данные не должны включаться в описание объекта закупки?

Правила описания объекта закупки по 44-ФЗ не допускают включение в данное описание указаний на:

  • товарные знаки;
  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • место происхождения товара;
  • название производителя;
  • иные требования к объекту закупки, если такие требования приведут к ограничению количества участников закупки. Исключение – у заказчика отсутствует иной способ, который позволил бы ему более точно и четко описать требования к объекту закупки.

Также будет ошибкой, если в документации о закупке будут отражены следующие требования:

  • к производителю товара;
  • к участнику закупки;
  • к деловой репутации участника закупки;
  • к наличию производственных мощностей, трудовых и финансовых ресурсов, технологического оборудования у участника закупки, необходимых для исполнения обязательств по контракту. Исключение – случаи, когда Закон о контрактной системе допускает установление таких требований.

Что изменилось в 2020 году

Собрали в таблицу основные изменения в правилах описания объекта закупки по 44 ФЗ 2020 года:

Когда вступило в силуЧто изменилосьСодержание изменений

  Задаток при покупке квартиры возвращается или нет

01.07.2020 Добавили п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ Закупочная документация в тендерах на строительные работы, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, которая утверждена по градостроительному законодательству.Исключение:

  1. Проектная документация по этому законодательству не готовится.
  2. Закупка проводится по ч. 16 и 16.1 ст. 34 44-ФЗ, в которых предмет контракта — проектирование объекта капстроительства.

Если включили проектную документации в закупочную документацию, это означает, что выполнили требования п. 1-3 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.

01.07.2020 Новая редакция ч. 4 ст. 33 44-ФЗ Сформулировали понятие гарантийных обязательств — это требования к гарантии качества товара, работы, услуги и требования к гарантийному сроку или объему предоставления гарантий.

Мнение ФАС по закупке продуктов детского питания

Антимонопольное ведомство указало, что зачастую при формировании закупочной документации заказчики делают крупные лоты – как по номенклатуре, так и по количеству закупаемых товаров.

Однако, большинство поставщиков детского питания не в состоянии поставить такое количество товара, которое бы полностью соответствовало техническому заданию.

А большая часть поставщиков могут поставить часть запрашиваемого товара.

Учитывая вышеизложенное, ФАС сделала вывод о том, что в целях сохранения конкуренции заказчикам целесообразно разделять крупные лоты на несколько. В этом случае количество потенциальных участников закупки увеличится.

Также у непосредственных производителей продуктов детского питания появится возможность напрямую участвовать в закупке (Методические рекомендации ФАС России для субъектов РФ по организации закупок продуктов детского питания).

Судебная практика по вопросу требований к описанию объекта закупки

Нередко заказчикам приходится в суде доказывать объективность описания объекта закупки, его соответствие требованиям закона. Рассмотрим несколько примеров, когда суд подтвердил правоту заказчика, а также примеры описания объекта закупки, где суды указали на нарушения.

Примеры из судебной практики с ошибками при описании объекта закупки

Пример 1. Детская городская больница проводила закупку детских каш. Антимонопольное ведомство выдало предписание заказчику об устранении нарушений в связи с тем, что описание объекта закупки ограничивало количество участников, а точнее, было сформулировано таким образом, что под него подходили каши только одного производителя.

Антимонопольный орган отметил, что заказчик незаконно уменьшил максимальные значения витаминно-минерального состава товара, который установлен Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции. Что, в свою очередь, привело к сужению круга участников закупки.

Судом было установлено, что требованиям технического задания соответствовали каши только трех производителей. В то время как каши еще 4 производителей не соответствовали по отдельным показателям.

В тоже время, начальная максимальная цена была сформирована таким образом, что предложить к поставке возможно было каши только одного производителя.

Учитывая данные обстоятельства, суд отметил, что характеристики, указанные заказчиком, были направлены не на определение поставляемого объекта закупки его потребностям, а на закупку товара конкретного производителя.

Суд учел тот факт, что заказчик не смог обосновать необходимость снижения максимальных значений витаминно-минерального каш, которые установлены в Единых санитарных требованиях (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.09.2016 года по делу №А58-5295/2015).

Пример 2. Заказчик закупал лекарственные препараты, указав при этом в документации по закупке требования к форме таблеток, способу их деления, фасовке.

Вместе с тем, суд отметил, что данные характеристики не относятся к фармакологическим свойствам лекарственных препаратов, ни связаны с их терапевтической эффективностью. Также был выявлен факт того, что данным требованиям соответствует лекарственный препарат только одного производителя.

В действиях заказчика были выявлены нарушения норм Закона о контрактной системе (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утв. Президиумом ВС РФ от 28.06.2017 года).

Примеры из судебной практики, когда суды подтвердили законность описания объекта закупки

Пример 1. Медицинское учреждение объявило закупку лекарственного препарата. В документации было отражено требование к упаковке – флакон или иной эквивалент, который позволит обеспечить герметичность упаковки после вскрытия. Антимонопольное ведомство посчитало, что подобное требование ограничивает количество участников закупки и выдало предписание заказчику.

Верховный Суд РФ отметил, что в данном случае предъявленные заказчиком требования о поставке лекарственных препаратов во флаконе обусловлено спецификой назначения и способа его применения.

А именно, вскрытая ампула не даст возможности в течение требуемого времени сохранить лекарство.

Учитывая данное обстоятельство, закупка лекарственных препаратов в ампулах приведет к тому, что бюджетные средства будут расходоваться неэффективно.

Также суд отметил, что зафиксировано несколько производителей, которые выпускают необходимый лекарственный препарат во флаконах, в самой закупке участвовали 7 компаний, который предлагали товар от двух разных производителей (Обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утв. Президиумом ВС РФ от 28.06.2017 года).

Пример 2. Заказчик проводил закупку камер наблюдения. Антимонопольный орган выявил нарушение в описании объекта закупки – отсутствие конкретных показателей.

Ведомство посчитало нарушением указание в описании товара следующих фраз заказчика (выделено курсивом): «камера видеонаблюдения должна поставляться в сборе с солнцезащитным козырьком и кронштейном со сквозной проводкой кабеля, который обеспечивает защиту кабеля от механических повреждений и воздействия атмосферных осадков; камера должна быть антивандальной и иметь корпус усиленного класса надежности, что позволяет использовать ее на неспокойных объектах, там, где отмечается не только неблагоприятное воздействие среды, но и, так называемый, человеческий фактор».

Суд отметил, что такие фразы заказчика нельзя определить как конкретные показатели объекта закупки, потому что они описывают назначение товара.

При этом в решении суда отмечено, что само по себе использование таких фраз, которые поясняют необходимость отмеченных ранее характеристик товара (солнцезащитный козырек, кронштейн, антивандальная функция, корпус усиленного класса надежности), в разделе «Характеристика товара» не дает оснований для того, чтобы отнести их к характеристикам товара. Суд отметил, что спорные словосочетания носили характер пояснений, а не требований к показателям объекта закупки (Постановление АС Волго-Вятского округа от 16.02.2017 года по делу №А17-4579/2016).

Пример 3. Дошкольное учреждение проводило закупку работ по выполнению капитального ремонта отопления. В вину ДОУ вменялось отсутствие названия ГОСТов в описании объекта закупки, которым должен соответствовать товар, используемый при проведении работ.

Вместе с тем, суд указал, что само по себе указание на необходимость соответствия товаров, используемых при проведении работ, требованиям ГОСТ без указания, какого именно ГОСТ, не может расцениваться как нарушение, так как участники закупки могут самостоятельно ознакомиться с требованиями государственных стандартов и сопоставить ГОСТ к товару (Постановление АС Московского округа от 16.08.2017 года по делу №А40-172144/2016).

Приложение:

Пример описания объекта закупки.docx

Автор статьи: Ирина Добрынина, юрист

Ссылка на основную публикацию