Стимулирующие выплаты всегда были одной из сильных и влиятельных мотиваций к улучшению трудоспособностей работника. В законодательстве не определен конкретный перечень стимулирующих выплат. Являются ли они обязанностью работодателя или этого его право на поощрение работников? В каких случаях работник может быть лишён стимулирующих выплат? Этим вопросам посвящена данная публикация.
Понятие «стимулирующие выплаты»
В статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ система оплаты труда, включающая в себя размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективным договором или внутренними нормативными актами организации.
В законодательстве не определен конкретный перечень стимулирующих выплат.
Это означает, что в коллективном договоре или внутреннем нормативном документе (например, положении о премировании) могут быть установлены любые выплаты подобного рода.
Их цель — стимулировать работников к повышению профессионального уровня, результатов их деятельности, снизить текучесть кадров, привлечь необходимых специалистов высокой квалификации.
Следует различать выплаты стимулирующего и компенсационного характера. Компенсации выплачиваются за условия труда, отклоняющиеся от нормальных. Выплаты же стимулирующего характера могут быть установлены в образовательной организации:
- за результативность обучения (результаты независимых диагностик, результативность участия в предметных олимпиадах различного уровня и т. д.);
- за результативность участия в профессиональных конкурсах;
- за успешную реализацию какого-либо проекта в рамках образовательной организации, который является приоритетным для данной организации в определённый период времени (например, в рамках реализации «Программы развития образовательной организации).
Для стимулирования заинтересованности работников в повышении качества работы в организациях применяется система премирования. Согласно ст. 191 ТК РФ выплата премий является поощрением за добросовестное исполнение трудовых обязанностей. Логично считать, что такие выплаты являются стимулирующими.
Премии устанавливаются в том же порядке, что и стимулирующие доплаты, надбавки. Стимулирующие выплаты работнику устанавливаются трудовым договором в соответствии с действующими у конкретного работодателя системами оплаты труда.
Работодатель может оговорить все положения, касающиеся системы стимулирующих доплат, в отдельном локальном нормативном акте: в положении об оплате труда работников, отдельном положении о премировании работников, приказе. В этом случае в трудовом договоре должны быть сделаны ссылки на такие внутренние нормативные документы.
В любом случае все работники образовательной организации (как в прочем и любой другой) должны знать о своём праве или возможности получить вознаграждение за качество (результативность) своего труда. Порядок и условия получения стимулирующих выплат должны быть прозрачны и понятны всем работникам организации.
В данной публикации мы не будем останавливаться на критериях, достижение которых позволяет работодателю поощрить работника.
Справедливости ради заметим, что критерии стимулирования, вероятно, должны учитывать специфику работы различных категорий работников образовательной организации (например, нельзя устанавливать для всех критерий успешности сдачи Единого государственного экзамена, т. к. есть предметы, по которым не предусмотрена сдача ЕГЭ, а также есть работники, которые непосредственно не могут влиять на эту результативность). Данный вопрос будет рассмотрен в отдельной публикации.
Стимулирующие выплаты — право или обязанность работодателя?
Законодательством установлено, что заработная плата состоит из трех частей: вознаграждения за труд, компенсационных выплат и стимулирующих выплат (ст.
129 ТК РФ) и в соответствии с трудовым законодательством является обязательной для выплаты. В то же время ст. ст. 22, 191 Трудового кодекса РФ устанавливают, что работодатель имеет право поощрять работников.
Когда же выплата премий является правом, а когда — обязанностью?
В зависимости от формулировок, указанных в трудовом договоре, стимулирующие выплаты (включая премии, надбавки, доплаты) могут быть как обязанностью работодателя, так и его правом. Данный вывод можно сделать, изучив судебную практику.
В разделе «Оплата труда» трудового договора должно быть указано, из каких частей состоит заработная плата. Если будет формулировка «Заработная плата работника, в соответствии с действующей у Работодателя системой оплаты труда, состоит из должностного оклада», далее указывается, что работнику может быть выплачена стимулирующая выплата (премия). Далее в трудовом договоре идет отсылочная норма на положение о стимулировании (премировании) работников, и в нём содержатся обобщенные формулировки, например: «При финансовых возможностях организации премия может быть начислена работнику по решению руководителя организации» — в этом случае выплата премии является правом работодателя. Работодатель может и не выплачивать её.
Если в трудовом договоре указано, что заработная плата состоит из должностного оклада, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера, а далее заложены конкретные показатели стимулирования, тем самым закреплено, что стимулирующие выплаты являются составной частью заработной платы. По сути, работодатель в данном случае определил для себя условия, при которых стимулирующие выплаты становится его обязанностью.
Таким образом, если стимулирующая выплата (премия) входит в состав заработной платы, установлена локальным нормативным актом работодателя, соглашением или коллективным договором, связана непосредственно с выполнением трудовых обязанностей, то выплата такой премии не зависит от усмотрения работодателя и является обязательной.
? Руководителю на заметку.
При указании в договоре размера премии необходимо отразить условия премирования и (или) дать ссылки на локальные акты, регулирующие выплату премий работникам. Отсутствие этих сведений и доказательств ознакомления работников с данными локальными актами будет означать, что премии являются составной частью заработной платы и должны быть выплачены в обязательном порядке.
Разовые премии, которые не входят в систему оплаты труда, не установлены локальным нормативным актом, соглашением, коллективным договором, выплачиваются по усмотрению работодателя и не являются обязательной выплатой.
На практике очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда объём финансовых средств для стимулирования работника уменьшен по сравнению с другими, или работник полностью лишён такой выплаты. Может ли работодатель уменьшить размер стимулирующих выплат (или полностью отказать в ней) конкретному работнику в связи с применением дисциплинарного взыскания?
Для сведения. Рассмотрим пример из судебной практики. Согласно ст. 192 ТК РФ работодатель вправе применять к работникам дисциплинарные взыскания только в виде замечания, выговора или увольнения. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены и другие взыскания (ч. 5 ст. 189 ТК РФ).
Таким образом, в случае невыполнения работником порученного ему задания, если это входит в его должностные обязанности, работодатель вправе применить только тот вид дисциплинарного взыскания, который предусмотрен законодательством. Так, В.
обратилась в суд с требованием о признании незаконными приказов о наложении дисциплинарных взысканий в виде замечания и выговора, а также об отмене приказа о лишении премии (депремировании). Вышеуказанные приказы были вынесены в отношении Истицы ОАО «…», с которым В. находится в трудовых отношениях, по причине ненадлежащего исполнения Истицей возложенных на нее трудовых обязанностей.
Суд признал недействительным приказ о лишении Истицы премии, так как, по-мнению суда, Трудовой кодекс РФ четко закрепляет меры дисциплинарного взыскания и лишение работника премии к таким мерам не относится.
Работодателю также необходимо иметь в виду, что трудовое законодательство запрещает лишать работника премии за невыполнение работником порученного задания, связанного с выполнением им трудовых функций. В таких случаях лишение премии будет означать применение к работнику дисциплинарного взыскания.
Таким образом, если в качестве условия получения стимулирующих выплат не будет указано отсутствие дисциплинарных взысканий, а работник был лишён этой выплаты на этом основании, то это становится незаконным!
Не стоит забывать о порядке применения дисциплинарного взыскания. Так, согласно положениям ст. 193 Трудового кодекса РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трёх рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.
- Автор — Звягин Александр Сергеевич
- 15.08.2015
- Все консультации автора
Стимулирующие выплаты в новой системе оплаты труда в образовательных учреждениях
- Стимулирующие выплаты в новой системе оплаты труда в образовательных учреждениях
- Министерство экономического развития РФ приняло приказ от 16 ноября 2009 г. № 470 «О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти»
- Данным приказом установлены требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, к числу которых, разумеется, относятся сайты соответствующих органов управления образованием.
Информация, размещаемая на таких сайтах, должна быть доступна пользователям круглосуточно без каких-либо ограничений (включая взимание платы за ознакомление с ней или иное ее использование). Не допускается размещение информации, для ознакомления с которой пользователь должен установить на свои технические средства программное обеспечение, предоставляемое его правообладателем на платной основе. Запрещается устанавливать такие условия для получения доступа к информации, как регистрация пользователей, предоставление ими персональных данных, заключение пользователями лицензионных или иных соглашений.
Суммарная продолжительность перерывов в работе сайта не должна превышать 4 часов в месяц (за исключением перерывов, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы).
Программное обеспечение и технологические средства обеспечения пользования сайтом, а также форматы размещенной на нем информации должны отвечать ряду требований. В частности, они должны обеспечивать возможность поиска размещенных на сайте документов по их реквизитам, содержанию и фрагментам, предоставлять пользователям возможность определить дату и время размещения информации.
Информация, размещенная на сайте, должна быть защищена от уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий. Также должно осуществляться ежедневное копирование всей размещенной на сайте информации на резервный материальный носитель, обеспечивающей возможность ее восстановления.
Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2010 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Согласно статье 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
В этом смысле одним из основных рисков при введении оплаты труда выступает необходимость обеспечения устойчивой зависимости заработной платы от квалификации, сложности, количества и качества затраченного труда.
Новая система оплаты труда должна предполагать внедрение таких механизмов, которые гарантированно обеспечивали бы учет всех вышеперечисленных показателей для каждого конкретного работника образовательного учреждения, одновременно не нарушая принципа справедливости при назначении заработной платы.
Тем самым введение новой системы оплаты труда не должно превратиться в мероприятие ради самого мероприятия, а выступить важным фактором повышения качества деятельности образовательных учреждений. Учитывая крайнюю степень субъективности в определении понятий «сложность», «количество», «качество» труда, любая система оплаты труда, введенная на уровне организации, может породить споры, могущие выражаться в судебных разбирательствах.
Основным способом учета качества затраченного труда работников образовательных учреждений выступают стимулирующие выплаты, и соответственно одним из самых сложных вопросов является установление стимулирующих выплат таким образом, чтобы назначение стимулирующей выплаты действительно отражало качество труда того или иного работника. В связи с этим одним из главных вопросов при введении новой системы оплаты труда является выработка неких понятных, общеупотребительных и одновременно эффективных показателей качества труда работников образовательного учреждения в зависимости от типа, вида и конкретных условий работы образовательного учреждения.
Приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г.
№ 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» утверждает перечень выплат стимулирующего характера. Согласно указанному перечню, в федеральных бюджетных учреждениях устанавливаются следующие стимулирующие выплаты:
- – выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- – выплаты за качество выполняемых работ;
- – выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
- – премиальные выплаты по итогам работы.
Данный перечень устанавливает предельно обобщенные основания для назначения стимулирующих выплат, которые должны быть конкретизированы в трудовых договорах работников. Установленные критерии обладают высокой степенью субъективности и могут варьироваться в зависимости от того или иного образовательного учреждения.
Согласно п. 2 разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденные вышеуказанным приказом выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
В данном случае абсолютно непонятны различия между, например, выплатами за высокие результаты работы и выплатами за качество выполняемых работ.
Премиальные выплаты по итогам работы могут включать как выплаты за качество, так и выплаты за интенсивность и высокие результаты работы.
Вызывает также недоумение включение в число стимулирующих выплат такого показателя, как «выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет».
По-видимому, имелось в виду то, что стаж непрерывной работы или выслуга лет сами по себе свидетельствуют о высоком качестве выполняемых работ, что, однако, не всегда подтверждается практикой. При таком подходе выплаты за стаж непрерывной работы и за выслугу лет, очевидно, должны рассматриваться как один из вариантов выплат за качество выполняемых работ или за высокие результаты работы.
В каком-то смысле способом, исключающим возможности для предъявления претензий, связанные с необъективностью при назначении стимулирующих выплат на уровне образовательного учреждения, выступает максимальное вовлечение общественных организаций, представителей работников, родителей, педагогической общественности при назначении стимулирующих выплат.
В этом отношении в региональных и муниципальных нормативных правовых актах, как правило, содержатся положения, предполагающие необходимость согласования назначения стимулирующих выплат с какими-либо органами или лицами.
Так, например, Примерное положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников государственных учреждений образования, утвержденное приказом Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 31 июля 2009 г.
№ 01-08/11-09-а, предполагает необходимость включения в процесс распределения выплат по результатам труда стимулирующей части фонда оплаты труда управляющих советов, иных органов, обеспечивающих государственно-общественный характер управления учреждением образования, профессиональных союзов, родительских комитетов.
Таким образом, максимально полное вовлечение в процесс назначения стимулирующих выплат представителей работников, родителей обучающихся, других субъектов, равно как и коллегиальный характер принятия решений о назначении стимулирующих выплат конкретным работникам, должны обеспечить защиту от возможных претензий относительно субъективности в принятии соответствующих решений.
Необходимо отметить, что новая система оплаты труда может предполагать установление так называемых повышающих коэффициентов.
Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 № 425н в пункте 7.1. устанавливают возможность назначения так называемого повышающего коэффициента к минимальному окладу (ставке) по соответствующим профессиональным квалификационным группам с учетом уровня профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работником работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов.
Рекомендации по разработке системы оплаты и стимулирования труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, утвержденные приказом Министерства образования Калининградской области от 27 июля 2007 г. № 1037/1, в п.
15 содержат положение о повышающих коэффициентах, которые учитываются при определении должностного оклада педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс.
Данные повышающие коэффициенты устанавливаются в том числе за сложность и (или) приоритетность предмета, которая может выражаться в виде участия предмета в государственной (итоговой) аттестации, осуществляемой в форме Единого государственного экзамена и других формах независимой аттестации, в виде дополнительной нагрузки на педагога, обусловленной большой информативной емкостью предмета, постоянным обновлением содержания, наличием большого количества источников, необходимостью подготовки лабораторного, демонстрационного оборудования, неблагоприятными условиями для здоровья педагога, возрастными особенностями учащихся, в виде специфики образовательной программы учреждения, определяемой концепцией программы развития, и учет вклада в ее реализацию данного предмета.
Повышающий коэффициент устанавливается по отношению к окладу и в этом смысле не является стимулирующей выплатой.
В то же время вышеизложенные примеры свидетельствуют о том, что те или иные повышающие коэффициенты по своему содержанию аналогичны стимулирующим выплатам.
Но при этом повышающий коэффициент назначается к окладу и имеет обязательный характер для работника при занятии им конкретной должности.
Cтимулирующие выплаты по своему характеру могут назначаться, а могут и не назначаться.
Значительной проблемой выступает наличие в образовательных учреждениях работников, прямо не относящихся к системе образования, но тем не менее необходимых для осуществления деятельности учреждения (рабочие, бухгалтеры, водители, сторожа, охранники, инженеры и т.д.). Разнообразие данных категорий работников, а также сложность в определении показателей качества их работы создает значительные затруднения при распространении на них новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях.
- Так или иначе, но основное дальнейшее направление развития новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях связано с совершенствованием оснований и процедуры назначения стимулирующих выплат в зависимости от типа, вида и конкретных условий деятельности образовательного учреждения.
- Cловарь администратора образования
- Общежития – специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.
(п. 6 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением правительства РФ от 26.01.2006 № 42)
Вадим Чеха
Материалы к парламентским слушаниям на тему «Новые системы оплаты труда в бюджетной сфере Томской области»
Надбавки и доплаты: порядок применения
На законодательном уровне порядок применения доплат и надбавок к заработной плате работника регулируется гл. 21 ТК РФ. Однако вопросы о доплатах и надбавках возникают на практике довольно часто. В основном они связаны с тем, что одни из этих выплат являются обязательными, а другие могут устанавливаться на усмотрение работодателя.
Доплаты и надбавки — дополнительные выплаты сотрудникам, которые начисляются им помимо заработной платы и включаются в систему оплаты труда.
Под надбавками, как правило, понимают выплаты стимулирующего характера, которые начисляются за конкретные заслуги или характеристики работника. Назначение таких надбавок — вознаградить сотрудников за высокие профессиональные качества, вызвать у них желание совершенствоваться и дальше.
Тем не менее существуют надбавки, которые не вписываются в указанное определение и носят скорее компенсационный характер. Они призваны сократить текучесть кадров на работах с особыми условиями труда.
Надбавки, как правило, не связаны с возложением на работника дополнительных обязанностей, помимо тех, что предусмотрены трудовым договором.
На законодательном уровне порядок применения доплат и надбавок к заработной плате работника регулируется гл. 21 ТК РФ. Однако вопросы о доплатах и надбавках возникают на практике довольно часто. В основном они связаны с тем, что одни из этих выплат являются обязательными, а другие могут устанавливаться на усмотрение работодателя.
Например, стимулирующие надбавки могут выплачиваться за выслугу лет (стаж работы), за классность водителям, за профессиональное мастерство, за ученую степень или звание, за продолжительность непрерывной работы и т. п.
Примером компенсационной надбавки может быть надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 315–317 ТК РФ), а также надбавка за вахтовый метод работы (ст. 302 ТК РФ).
Доплата — это обычно выплата компенсационного характера. Ее начисляют за повышенную интенсивность труда или работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Например, доплата устанавливается за работу в выходные и праздничные дни (ст. 149, 153 ТК РФ), за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ), за работу в тяжелых, вредных, опасных условиях труда (ст. 147 ТК РФ).
ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ
Не все надбавки и доплаты обладают одинаковым статусом. Некоторые из них должны выплачиваться обязательно, причем в строго установленном законом размере.
Но есть и такие, которые организация вправе вводить самостоятельно и определять их размер на свое усмотрение.
Обязательны, как правило, надбавки и доплаты, которые связаны с особыми условиями труда, неблагоприятными факторами производства.
Согласно ст. 135 ТК РФ стимулирующие выплаты — премии, доплаты и надбавки, не установленные на законодательном уровне, работодатель может устанавливать самостоятельно с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии).
Например, стимулирующие надбавки в процентах от установленного оклада могут быть закреплены как в локальных актах организации (например, в положении о материальном и моральном поощрении), так и в коллективном договоре.
Кроме того, надбавки и доплаты, действующие в компании, должны найти отражение в тексте трудового договора с работником, поскольку размер зарплаты (в том числе размер надбавок, доплат, премий) является обязательным условием трудового договора (абзац 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ) — хотя бы в виде отсылочного условия.
- Таким образом, порядок и условия выплаты надбавок, размер которых установлен в процентах от месячного оклада (месячной тарифной ставки), должны быть зафиксированы вышеперечисленными документами.
- Как правило, размер надбавки, установленной в процентах от оклада, изменяется в случае изменения месячного оклада (месячной тарифной ставки).
- Выплата надбавок и доплат не приостанавливается на время очередного отпуска, командировки и в других случаях, когда за работником сохраняется средний заработок.
- ДОПЛАТЫ И НАДБАВКИ ПРИ СУММИРОВАННОМ УЧЕТЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
Суммированный учет рабочего времени — фактически специальный режим рабочего времени и времени отдыха, основанный на графиках сменности.
При этом учет рабочего времени в отличие от нормального допускает отклонение продолжительности рабочего времени в сутки и в течение недели от той, что установлена для данной категории работников.
То есть выполнение нормы труда обеспечивается не за неделю, а за более длительный период (месяц, квартал, год).
- Введение суммированного учета в организации предполагает установление:
- • продолжительности учетного периода (месяц, квартал, год);
- • нормы рабочих часов за учетный период;
- • графика работы.
- Определение нормы рабочего времени осуществляется на основании производственного календаря (или производственного табеля-календаря).
- Рассмотрим алгоритм начисления надбавки при суммированном учете рабочего времени на конкретном примере.
- Пример
Сотруднику организации установлен месячный оклад в размере 20 000 руб. и надбавка за стаж работы 5 % от оклада при суммированном учете рабочего времени. Учетным периодом является квартал. Допустим, за квартал сотрудником отработано 460 ч при норме по производственному календарю 447 ч за учетный период (квартал).
- Количество сверхурочных часов составит:
- 460 – 447 = 13 ч.
- Иными словами, переработка за квартал определяется разницей между фактически отработанным временем и нормой рабочего времени за учетный период.
- Определим среднечасовую тарифную ставку путем деления суммы окладов с учетом процентной надбавки за все месяцы квартала на нормальное количество рабочих часов в этом учетном периоде:
((20 000 + 20 000 × 5 %) × 3) / 447 ч = 140 руб. 93 коп.
Сверхурочная работа (с учетом соответствующей доплаты) должна оплачиваться за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере часовой тарифной ставки, за последующие часы — не менее чем в двойном (ст. 152 ТК РФ). Конкретные размеры доплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
Доплата (за сверхурочные или переработку) рассчитывается следующим образом:
140,93 руб. × 2 ч × 1,5 + 140,93 руб. × 11 ч Ч 2 = 422,79 руб. + 3 100,46 руб. = 3 523 руб. 25 коп.
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
В ст. 135 ТК РФ сказано, что система заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов и различного вида выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организации, трудовыми договорами. Для работников государственных и муниципальных учреждений необходимо учитывать нормы ст. 144 ТК РФ.
Согласно вышеназванным нормам Трудового кодекса РФ недостаточно указать размеры надбавок и доплат только в штатном расписании и в приказах о приеме на работу. Чтобы данные выплаты были включены в систему оплаты труда, они обязательно должны быть урегулированы на локальном уровне.
Е. Н. Селянина, аудитор