Можно ли заменить административный штраф другим видом наказания?

По статистике самым распространенным видом административного наказания является административный штраф, который устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Можно ли заменить административный штраф другим видом наказания?

Административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера и имеет денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств. Административный штраф предусмотрен в качестве наказания в большинстве статей Особенной части КоАП РФ.

Субъекты административной ответственности

Субъект административной ответственности, — лицо, совершившее правонарушение и подлежащее на этом основании административному наказанию.

Можно ли заменить административный штраф другим видом наказания?

Действующее административное законодательство устанавливает две группы субъектов административной ответственности: физические лица и юридические лица (организации).

Таком образом, административный штраф может быть наложен на:

  • Гражданина;
  • Должностное лицо;
  • Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП);
  • Юридическое лицо;
  • Иностранного гражданина, лицо без гражданства и иностранное юридическое лицо.

Далее в статье будет рассмотрен каждый из вышеуказанных вариантов.

Возложение административного штрафа на гражданина

Административный штраф может быть наложен на вменяемых граждан, достигших к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. ст. 2.8, 2.3 КоАП РФ).

Можно ли заменить административный штраф другим видом наказания?

Несовершеннолетние от 16 до 18-летнего возраста привлекаются к административной ответственности с некоторыми особенностями в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

При этом КоАП РФ содержит перечень административных правонарушений: (мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах, злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции и некоторые другие), когда вышеупомянутые лица подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Возложение административного штрафа на должностное лицо

Административный штраф на должностное лицо может быть наложен в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4. КоАП РФ).

Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Наравне с должностными лицами за совершение административного правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций так же несут административную ответственность руководители и другие работники иных (частных) организаций, арбитражные управляющие.

Кроме того, указанная статья содержит перечень лиц, чья служебная функция предусматривает административную ответственность как у должностных лиц за совершение определенных видов правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.

К данной категории относятся, в частности, лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы и некоторые другие.

Пример из судебной практики в сфере здравоохранения

Главный врач одного из муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения был оштрафован за эксплуатацию рентгеновского кабинета без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий труда при работе на флюорографе, как того требует п. 2.5 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований».

Суд установил, что согласно трудового контракта, должностной инструкции главного врача, именно в обязанности главного врача входит получение в соответствующих органах санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий труда при работе на рентгенографическом оборудовании.

При назначении административного наказания суд принял во внимание характер совершенного правонарушения, а именно допущенные нарушения санитарного законодательства создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено.

За совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ должностному лицу Иванову Т.Н. назначено наказание в виде штрафа в размере 700 рублей.

Возложение административного штрафа на ИП

Административный штраф может быть наложен на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившее административные правонарушения.

Можно ли заменить административный штраф другим видом наказания?

Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).

Так, например, ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

  • Для граждан за такое правонарушение предусмотрен штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
  • Для должностных лиц штраф уже от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
  • Для юридических лиц — от сорока до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
  • Если по этой статье будет привлекаться к административной ответственности индивидуальный предприниматель, то ему будет назначено наказание, в размерах, которые предусмотрены для должностного лица — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции.

Возложение административного штрафа на юридическое лицо

Статья 2.10. КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц.

Можно ли заменить административный штраф другим видом наказания?

Раздел II (Особенная часть) Кодекса содержит составы административных правонарушений, за совершение которых подлежат ответственности только юридические лица (п.1 ст. 2.10. КоАП РФ).

Например, глава 6, так же относящаяся к разделу II Кодекса, содержит перечень правонарушений, посягающих на здоровье граждан и их санитарно-эпидемиологическое благополучие.

В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (п.2 ст. 2.10. КоАП РФ).

Пример из судебной практики в сфере здравоохранения

Для медицинских организаций вопрос административной ответственности никогда не утратит своей актуальности.

Данный вид юридических лиц в силу специфики своей деятельности реализует свои общественно полезные функции, соблюдая огромное количество законодательных правил и ограничений.

Штрафные санкции могут наступить, в том числе за нарушение установленных требований к документообороту клиники.

Можно ли заменить административный штраф другим видом наказания?

Особенно это касается деятельности, связанной с оборотом наркотических средств.

К примеру, для одной из частных клиник, имевшей соответствующую лицензию, негативные последствия в виде штрафа наступили за нарушение правил ведения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а именно: неверно заполнялась графа в приходной части Журнала «всего», указывалось непосредственно полученное количество наркотического средства, психотропного вещества (необходимо фиксировать количество нарастающим итогом за месяц).

Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Суд счел это нарушением пп. «т» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.

2011 № 1085, а также приложения № 1 «Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» постановления Правительства РФ № 644 от 04.11.2006 г.

Кроме того, в комнате для хранения наркотических средств и психотропных веществ наркотические средства и психотропные вещества хранились в одном помещении с медикаментами разных фармакологических групп.

Суд счел это нарушением требований п. 5, п.п. «е» Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; п.9, п.68 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 706н от 23.08.2010 г.

Более того, вышеупомянутые нарушения признаны грубыми.

Учитывая изложенное, наступила административная ответственность медицинской организации по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Возложение административного штрафа на иностранцев

Административный штраф так же может быть наложен на иностранного гражданина, лицо без гражданства или иностранное юридическое лицо, которые совершили на территории Российской Федерации административные правонарушения. Вышеуказанные лица подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Можно ли заменить административный штраф другим видом наказания?

О назначении административного штрафа ниже минимального размера

С 11 января 2015 года вступила в законную силу норма, согласно которой при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса РФ об АП.

Можно ли заменить административный штраф другим видом наказания?

Но назначение административного штрафа в размере менее минимального размера возможно только в том случае, когда минимальный размер административного штрафа составляет:

  • для граждан — не менее 10 000 рублей,
  • для должностных лиц — не менее 50 000 рублей.

Что касается юридических лиц, то назначение административного штрафа в размере менее минимального размера возможно при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, при условии, что минимальный размер административного штрафа составляет не менее 100 000 рублей.

При этом, штраф в размере менее минимального размера не может составлять менее половины минимального размера.

О замене административного штрафа для субъектов малого и среднего предпринимательства

С 4 июля 2016 года административное наказание в виде административного штрафа для субъектов малого и среднего предпринимательства подлежит замене на предупреждение:

Можно ли заменить административный штраф другим видом наказания?

  • в случае, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях;
  • если административное правонарушение совершено впервые;
  • если административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • замена административного наказания может быть осуществлена при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, ….., а также при отсутствии имущественного ущерба.

Указанное положение распространяется не только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к указанной категории лиц, но и на руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно — распорядительных или административно — хозяйственных функций (часть 3 статьи 1.4 КоАП РФ).

При этом в случае вышеуказанной замены вида административной ответственности дополнительное административное наказание не применяется.

Подобное послабление установлено не для всех составов административных правонарушений, а именно:

  • Статья 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке);
  • Статья 14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция);
  • Статья 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль);
  • Статья 19.6 КоАП РФ (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения);
  • Статья 19.33 КоАП РФ (невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования).

О категориях лиц, которые могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, можно ознакомиться в статьях на нашем сайте, а именно «Изменения в критериях определения субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Об изменении финансовых показателей отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства».

Новые штрафы будут учитывать доход нарушителя

Москва, 10 июня 2019, 16:12 — REGNUM Концепция нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает дифференциацию размера штрафов как по уровню дохода нарушителя, так и по «серьезности» правонарушения, передает корреспондент ИА REGNUM10 июня.

Можно ли заменить административный штраф другим видом наказания?

Штрафы

Александр Горбаруков © ИА REGNUM

При назначении наказания в виде административного штрафа его размер должен определяться с учетом характера противоправного действия (бездействия) и причиненного им вреда, имущественного и финансового положения физического лица, привлекаемого к административной ответственности, и его семьи, наличия у физического лица, привлекаемого к административной ответственности, заработной платы или иного дохода, имущественного и финансового положения юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности, отмечают авторы концепции нового КоАП, опубликованной на сайте правительства РФ.

«При подготовке нового КоАП необходимо также решить вопрос о целесообразности назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом имущественного и финансового положения лица, привлекаемого к административной ответственности», — указано в документе.

При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа должен подлежать уменьшению за каждое такое обстоятельство. В то же время при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа может подлежать увеличению за каждое такое обстоятельство.

Читайте также:  Можно ли получить две пенсии: по потере кормильца и инвалидности?

Размеры уменьшения или увеличения административного штрафа за каждое смягчающее или отягчающее обстоятельство должны устанавливаться КоАП, также полагают авторы.

Должны быть предусмотрены особенности назначения отдельных видов административных наказаний, а также случаи и условия освобождения от наказаний, отсрочки наказания, рассрочки выплаты административных штрафов, порядок и случаи замены одного вида административного наказания другим видом административного наказания.

Читайте ранее в этом сюжете: Новый КоАП предполагает предупреждение как наказание

Читайте развитие сюжета: Уведомлять, а не штрафовать – эксперт раскритиковал поправки в КоАП РФ

История вопроса

Правительство РФ, его решения и спикеры, федеральный уровень

Прокурор разъясняет: замена уголовного наказания в случае его злостного неисполнения

Можно ли заменить административный штраф другим видом наказания?

Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 22 декабря 2015 г. № 59 дал разъяснения отдельных вопросов, возникающих у судов при замене наказания в случае злостного уклонения от его исполнения.

В частности, Верховный суд обратил внимание, что при разрешении вопроса о замене штрафа следует иметь в виду, что согласно части 5 статьи 46 УК РФ другим наказанием может заменяться только штраф, назначенный в качестве основного наказания.

В случае неуплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, принимаются меры по его принудительному взысканию в соответствии с нормами закона об исполнительном производстве (статья 103 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с частью 1 статьи 32 Уголовно-исполнительного кодекса РФ злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф без рассрочки в течение 60 календарных дней со дня вступления приговора в законную силу или первую часть штрафа с рассрочкой выплаты в этот же срок либо оставшиеся части штрафа не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

Верховный Суд указал, что по смыслу закона, установление других условий, кроме неуплаты штрафа в срок для признания осужденного злостно уклоняющимся от уплаты штрафа не требуется.

В данном случае нет необходимости, например, неоднократно предупреждать осужденного судебными приставами-исполнителями о возможности замены штрафа другим наказанием, получать у него объяснения о причинах неуплаты штрафа, собирать сведения об имущественном положении осужденного и источниках его доходов.

 Однако при рассмотрении вопроса о замене штрафа, назначенного в качестве основного наказания, другим видом наказания суду необходимо проверять доводы о том, что осужденный не уклонялся от уплаты штрафа, а не уплатил его в срок по уважительным причинам.

Сам по себе факт отсутствия у осужденного денежных средств не может признаваться уважительной причиной для неуплаты штрафа в срок.

Уважительными причинами могут считаться такие появившиеся после постановления приговора обстоятельства, вследствие которых осужденный лишен возможности уплатить штраф в срок (например, утрата дееспособности, нахождение на лечении в стационарном лечебном учреждении, утрата заработка или имущества вследствие обстоятельств, которые не зависели от лица).

Штраф, назначенный в определенной сумме либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного, в случае злостного уклонения от его уплаты заменяется любым (в том числе не предусмотренным санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ) иным основным наказанием, предусмотренным статьей 44 УК РФ, за исключением лишения свободы. При этом должны учитываться ограничения, установленные для назначения отдельных видов наказаний статьями Общей части УК РФ (в частности, частью 4 статьи 49 УК РФ, частью 5 статьи 50, частью 6 статьи 53 УК РФ).

 В частности, согласно указанным нормам обязательные и исправительные работы не назначаются инвалидам первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Штраф в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, в случае злостного уклонения от его уплаты заменяется наказанием в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ.

При решении вопроса о виде и сроке наказания, которым заменяется штраф, следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 71 УК РФ штраф не может быть соотнесен с лишением свободы и другими видами основных наказаний. Вид и срок иного наказания в таком случае определяются исходя из размера неуплаченного штрафа.

Срок наказания, которым заменяется штраф, не может превышать верхнего предела соответствующего вида наказания, установленного санкцией статьи Особенной части УК РФ, если такой вид наказания предусмотрен соответствующей нормой. Нижний предел наказания, которым заменяется штраф, в этом случае не может быть ниже низшего предела соответствующего вида наказания, установленного санкцией статьи Особенной части УК РФ.

Если наказание, которым заменяется штраф, не предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК РФ, срок этого наказания не может превышать верхнего предела и не может быть ниже нижнего предела, установленных для него Общей частью УК РФ.

При замене штрафа, назначенного в качестве основного наказания, одновременно с которым было назначено дополнительное наказание (предусмотренное санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ или назначенное в соответствии со статьями 47 или 48 УК РФ), должен решаться вопрос о замене только основного наказания.

Дополнительное наказание, назначенное по приговору суда, исполняется самостоятельно.

Если штраф заменяется лишением свободы, а санкция закона, по которому квалифицированы действия осужденного, предусматривает назначение этого вида наказания с обязательным применением дополнительного наказания в виде штрафа (например, части 2 — 6 статьи 290 УК РФ), суд не вправе применить к осужденному данный вид дополнительного наказания.

При разрешении вопроса о замене штрафа иным наказанием суд проверяет, применялись ли при постановлении приговора положения части 5 статьи 72 УК РФ в отношении лица, содержавшегося до судебного разбирательства под стражей. В том случае, когда размер штрафа был назначен с учетом срока содержания осужденного под стражей, этот же срок не может быть зачтен в срок наказания, которым заменяется штраф.

  • При разрешении вопроса о замене штрафа другим видом наказания суд также проверяет соблюдение требований, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», в частности: факт вручения судебным приставом-исполнителем осужденному постановления о возбуждении исполнительного производства (часть 7 статьи 103 Закона), указание в постановлении о возбуждении исполнительного производства срока для добровольного исполнения требования об уплате штрафа (часть 5 статьи 103 Закона), разъяснение в постановлении последствий неуплаты штрафа в указанный срок (часть 6 статьи 103 Закона).
  • Суд возвращает судебному приставу-исполнителю представление о замене штрафа, назначенного в качестве основного наказания, иным видом наказания, если установит наличие обстоятельств, которые повлияли или могли повлиять на принятие решения о внесении представления (например, если осужденный находился на лечении в стационарном лечебном учреждении, о чем не было известно судебному приставу-исполнителю).
  • Если к осужденному, злостно уклоняющемуся от уплаты штрафа, с учетом положений части 4 статьи 49, части 5 статьи 50, части 6 статьи 53 УК РФ либо части 5 статьи 46 УК РФ не может быть применен никакой другой вид основного наказания, суд отказывает в удовлетворении представления судебного пристава-исполнителя о замене штрафа иным наказанием.
  • Суд прекращает производство по представлению, если после его внесения возникли обстоятельства, препятствующие дальнейшему производству по представлению (например, уплата осужденным штрафа, в том числе в ходе рассмотрения судом представления, или смерть осужденного, или отмена обвинительного приговора, или изменение обвинительного приговора в части, касающейся назначения наказания в виде штрафа или размера штрафа).
  • Начальник уголовно-судебного отдела прокуратуры Камчатского края

старший советник юстиции                                                              М.В. Дудин

Штраф нельзя заменить приостановлением деятельности, если на то нет особых причин

Замена административного наказания в виде минимального штрафа на приостановление деятельности усиливает административное наказание и ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности. Такой вывод следует из постановления Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 8658/12.

Суть дела

Управление Федеральной миграционной службы провело внеплановую проверку на пилораме, принадлежащей индивидуальному предпринимателю. В ходе проверки было выявлено административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.

15 КоАП РФ, — на пилораме трудился разнорабочим гражданин Республики Таджикистан, у которого не было разрешения на работу. Проверяющие составили протокол об административном правонарушении, а затем приняли постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч.

1 ст. 18.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб. (то есть в минимальном размере)

Предприниматель сначала обжаловал это постановление в городском суде, который направил жалобу на рассмотрение по подведомственности в арбитражный суд.

Судебное разбирательство

Руководствуясь ст. 49 АПК РФ, предприниматель уточнил заявленное требование и, не оспаривая факт совершения им административного правонарушения, просил арбитражный суд признать незаконным и отменить постановление УФМС в части наложения штрафа в размере 250 000 руб., заменив его на другой вид наказания — административное приостановление деятельности.

Суд первой инстанции предпринимателю отказал. Апелляционный суд оставил это решение без изменения.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, судьи исходили из того, что правонарушение имело место и вина предпринимателя доказана. Руководствуясь положениями п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и разъяснениями, изложенными в п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.

2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», судьи пришли к выводу, что применение административного приостановления деятельности влечет усиление административного наказания и ухудшит положение предпринимателя.

Но ФАС Уральского округа отменил оба вердикта, признав незаконным постановление УФМС. Кассация посчитала, что вина предпринимателя не доказана: причины выявленных нарушений и обстоятельства, подтверждающие вину предпринимателя, не отражены ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении УФМС о назначении наказания.

С таким вердиктом не согласилось управление. Так дело попало в ВАС РФ.

Позиция ВАС РФ

По мнению тройки судей, выраженному в Определении от 21.09.2012 № ВАС-8658/12, суд кассационной инстанции, удовлетворяя требования предпринимателя о замене одного административного наказания другим, не учел несколько важных моментов.

Читайте также:  Нужно ли платить транспортный налог, если автомобиль не используется?

Прокуратура города Якутска разъясняет: ответственность за неисполнение штрафа как меры административной и уголовной ответственности»

Противоправное поведение человека во все времена преследовалось по закону с разграничением ответственности по степени опасности. Так, за уголовное преступление предусмотрена более строгая ответственность, нежели за административное правонарушение.

И уголовная, и административная ответственность – это воздействие государства за совершение административных правонарушений и преступных деяний. Одним из наиболее используемых видов ответственности является штраф, который выражается в денежном взыскании. И как всякое наказание, штраф должен быть исполнен.

В последнее время, с учетом гуманизации уголовного законодательства, суды все чаще стали назначать штраф в качестве основного вида уголовного наказания.

Однако не все осужденные достаточно серьезно относятся к надлежащему исполнению указанного вида уголовного наказания и уплате штрафа.

Вместе с тем, согласно частям 1, 3 статьи 31 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 60 дней со дня вступления приговора суда в законную силу, а с рассрочкой выплаты – в течение 60 дней со дня вступления приговора в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

В силу положений части 1 статьи 32 УИК РФ осужденный, не уплативший штраф либо его часть в установленные сроки, признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа.

В этом случае законом (ч.5 ст.46 Уголовного кодекса РФ) предусмотрена замена штрафа другими более строгими видами уголовного наказания, за исключением лишения свободы.

  • Кроме неуплаты штрафа в срок, установление других условий (например, неоднократное предупреждение осужденного судебными приставами-исполнителями о возможности замены штрафа другим наказанием, отобрание у него объяснений о причинах неуплаты штрафа, представление сведений об имущественном положении осужденного и источниках его доходов), для признания осужденного злостно уклоняющимся от уплаты штрафа не требуется, а сам по себе факт отсутствия у осужденного денежных средств не может признаваться уважительной причиной для неуплаты штрафа в срок.
  • Если по истечении десяти календарных дней со дня окончания срока уплаты штрафа (части штрафа), назначенного в качестве основного наказания, у судебного пристава-исполнителя отсутствуют сведения об уплате должником соответствующих денежных сумм, то он направляет в суд, вынесший приговор, представление о замене штрафа другим видом наказания.
  • Законом также предусмотрена ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или статьи 32.3 КоАП РФ), либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение 10 суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в установленном порядке.

Также составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.

25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность  виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

  1. Старший помощник прокурора города Якутска
  2. по вопросам контроля исполнения и взаимодействия
  3. со средствами массовой информации

Макарова М.Е.

Последствия неисполнения уголовного наказания в виде штрафа

Оригинал находится здесь
В. СТЕПАШИН

Сфера применения штрафа, являющегося одним из альтернативных лишению свободы видов наказания, неуклонно растет. Штраф активно включается в санкции статей Особенной части УК РФ, сняты ограничения по его применению к несовершеннолетним.

Вместе с тем неразрешенными остаются многие вопросы, касающиеся фактического исполнения этой меры государственного принуждения.
Во-первых, нельзя признать удачным само понятие «злостное уклонение от уплаты штрафа». Серьезные нарекания вызывала уже первоначальная редакция ст.

32 УИК РФ, определявшая злостное уклонение от уплаты штрафа, не учитывавшая возможностей рассрочки и отсрочки его уплаты.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.

N 162-ФЗ этот недостаток был устранен, однако одновременно были внесены существенные коррективы в содержание понятия злостного уклонения от отбывания наказания в виде штрафа, под которым стала пониматься неуплата штрафных сумм в установленный срок.

Тем самым оказались нивелированными причины неисполнения наказания, которые могут существенно разниться. В одном случае неуплата штрафа обусловлена стремлением осужденного избежать наказания, а в другом — объективной невозможностью его уплаты. И.Я.

Фойницкий, например, отмечал, что уголовное право «знает замену наказания как по физической или фактической невозможности применения нормального наказания, так и по невозможности юридической» . В последнем случае (при физической невозможности исполнения наказания осужденным) замена штрафа более строгим наказанием становится явно несправедливой, т.е. фактически «наказанием за бедность» .
———————————
Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М.: Добросвет-2000; Городец, 2000. С. 103.

Уткина С.С. Уголовное наказание в виде штрафа. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2004. С. 157.

Нельзя не согласиться с С.С. Уткиной в том, что как минимум ч. 1 ст. 32 УИК РФ следует дополнить словами: «…без уважительных причин после сделанного судебным приставом-исполнителем письменного предупреждения, а также скрывшийся с целью уклонения от уплаты штрафа» . Пока же подобным образом стоило бы применять закон, толкуя его по смыслу.
———————————

Там же. С. 149.

Кроме того, нельзя не учесть и другое обстоятельство.

Поскольку на практике зачастую исполнительные листы указанной категории по независящим от судебного пристава-исполнителя причинам начинают исполняться по истечении значительного периода времени со дня вступления приговора в законную силу, законодатель предусмотрел, что если исполнительное производство возбуждается через сорок пять и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, то требование о взыскании штрафа за преступление должно быть исполнено судебным приставом-исполнителем в течение пятнадцати календарных дней со дня возбуждения исполнительного производства (ч. 4 ст. 103 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
———————————

Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (постатейный) / Под общей ред. Ю.А. Дмитриева. М.: ООО «Новая правовая культура» // СПС «ГАРАНТ», 2008.

Во-вторых, довольно противоречиво определены последствия неуплаты штрафа. Это обусловлено как наличием очевидных пробелов в уголовном законе, так и многослойностью правовой основы исполнения штрафа.

В настоящее время эти вопросы разрешаются тремя законодательными актами — УК РФ, УИК РФ и Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» .

При этом положения названных законов во многом противоречат друг другу, что приводит к появлению неразрешимых проблем в правоприменительной деятельности. Не исправили ситуацию и рекомендации, данные в Постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г.

N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» и от 29 октября 2009 г. N 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» .
———————————
СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
Российская газета. 24.01.2007.

Штраф

Штраф (от нем. die Strafe) — узаконенное наказание за правонарушение. Обычно в виде денежного взыскания, как правило, в пользу государства, назначаемое за совершение проступка. В законодательстве разных государств наряду с термином «штраф» используется также термин «денежное взыскание». Штраф как вид наказания присущ нескольким отраслям права.

Штраф как уголовное наказание

Штраф широко применяется в уголовном праве многих стран мира: это первое по распространённости уголовное наказание в Англии и США, во Франции он находится на первом месте среди имущественных наказаний, а законодательство ФРГ признаёт его вторым основным видом наказания, применяется он и во многих других странах, в том числе и в Российской Федерации[1].

К числу преимуществ штрафа как вида уголовного наказания относят следующее: уменьшение тюремного населения, исключение контакта осуждённых за преступления небольшой степени опасности с «закоренелыми» преступниками; небольшие накладные расходы, связанные с исполнением данного вида наказания (нет необходимости создавать специальные исполнительные органы); получение доходов в государственный бюджет; возможность индивидуализировать назначенное наказание в зависимости от имущественного благосостояния осуждённого; возможность применения мер, стимулирующих правопослушное поведение (отсрочка и рассрочка выплаты, уменьшение размера штрафа при добропорядочном поведении)[1].

Штраф может применяться как самостоятельная мера наказания.

Перечень деяний, которые могут наказываться одним штрафом, без применения иных мер, как правило, весьма широк: так, во Франции в него входят в том числе такие деяния, как неосторожное причинение смерти; умышленные насильственные действия, повлёкшие увечье или хроническое заболевание потерпевшего; сексуальные агрессии, не относящиеся к изнасилованию; незаконный оборот наркотиков; оставление человека в опасности и др.[1]

Помимо этого, штраф может назначаться в порядке замены наказания менее строгим или одновременно с другим видом наказания: так, в США штраф в большинстве случаев сочетается с назначением наказания в виде лишения свободы или пробацией[1].

В последнее время в практику правоприменительных органов входят новые виды штрафных наказаний: так, во многих странах применяются штрафо-дни (регулярное внесение в государственных бюджет определённых денежных сумм в течение некоторого промежутка времени)[1].

В Германии существует практика назначения имущественных штрафов, суть которых сводится к однократной выплате в доход государства суммы, размер которой определяется определённой долей от общей стоимости имущества осуждённого[1]. Указывается, что такие штрафы по сути выполняют функцию изъятия у осуждённого имущества, которое предположительно получено преступным путём, что сближает их с конфискацией имущества[2].

Размер штрафа определяется судом с учётом имущественного положения осуждённого и не должен приводить к его чрезмерному финансовому обременению. Достаточно часто законодательство предусматривает возможность предоставления льгот, связанных с уплатой штрафов: рассрочки платежей, освобождение от уплаты части штрафа в случае добропорядочного поведения лица и т. д.[1]

В случае, если штраф не уплачивается осуждённым, как правило, он заменяется наказанием, связанным с лишением свободы[1].

Штраф в российском праве

Штраф как вид уголовного наказания

Штраф в истории уголовного законодательства

Впервые штраф как вид наказания упоминался в договорах Олега (911 год) и Игоря (944 год) с греками: наказание в виде штрафа полагалось за применение оружия любым из представителей одной стороны договора в отношении представителя другой стороны[3].

Читайте также:  Можно ли уволить работника по возрасту по закону?

Позже штраф под названиями «вира» и «продажа» широко использовался в качестве наказания даже за такие преступления, как убийство и причинение телесных повреждений. Он использовался как средство возмещения «обиды», под которой подразумевалось совершение преступления[3].

С усилением роли государственно-властных институтов штраф как вид наказания уступил место смертной и торговой казни; он сохранился лишь за такие преступления небольшой тяжести, как упущение по службе, оскорбление, клевета, побои и др. Штраф вновь начал широко применяться, лишь когда распространение получил капиталистический способ хозяйствования[3].

Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года различались:

  • штрафы, поступающие в казну,
  • пени, поступающие в приходы общественного призрения и другие общеполезные учреждения.

Уголовное уложение 1903 года также предусматривало две разновидности штрафа:

  • денежную пеню;
  • денежное взыскание.

Пеня являлась главным видом имущественных взысканий в уголовном праве того времени.

Штраф занимал одно из важнейших мест и в законодательстве РСФСР. Он широко применялся в первые годы советской власти (свыше 50 % осуждённых были оштрафованы)[3]. Официально назначение штрафа в этот период разъяснялось следующим образом:

Налагаемый штраф должен быть таким по величине, чтобы он выполнял одновременно роль операции капитала и лишал бы наших активных противников их главного орудия борьбы с нами — капитала.

— «Правда»[4]

Штрафные санкции были предусмотрены во многих составах преступлений уголовных кодексов 1922, 1926 и 1960 годов, однако штрафы применялись лишь к небольшому числу осуждённых[5].

Штраф в действующем законодательстве

Действующий в настоящее время Уголовный кодекс РФ предусматривает довольно много составов преступлений, за которые возможно назначение штрафа: в общем числе их более 40 %[6].

Несмотря на это, штраф применяется довольно редко: удельный вес всех осуждённых к штрафу в 1994 г. составил 9,8 %, в 1995 г. — 12,0 %, в 1996 г. — 13,1 %, в 1997 г. — 7,9 %, в 1998 г.

 — 5,9 %, в 1999 — 5,5 %, в 2000 — 6,2 %, в 2001 — 6,3 %, в 2002 — 6,3 %[6][7][8] от общего числа осуждённых.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года в статье 46 в качестве одного из видов уголовного наказания называет штраф — это денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.

Штраф может быть назначен как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания.

Но, в отличие от иных дополнительных видов наказания, штраф может быть назначен только в случаях, предусмотренных санкциями соответствующих статей Особенной части УК РФ.

В основном штраф назначается за преступления небольшой и средней тяжести, причём такие, которые носят имущественный характер, а также за неосторожные преступления[9].

Высказывается мнение, что штраф направлен не на исправление (перевоспитание) преступника, а является своего рода «последним предупреждением» виновному лицу о необходимости быть более внимательным и воздержанным, однако данная точка зрения не опирается на законодательство, которое предусматривает исправление преступника как общую цель наказания[10].

Размер штрафа составляет:

  • от пяти тысяч до пяти миллионов рублей;
  • или размер заработной платы или иного дохода осуждённого, подлежащего налогообложению, за период от двух недель до пяти лет;
  • или исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или суммы коммерческого подкупа, взятки или суммы незаконно перемещённых денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов.
  • Вне зависимости от того, какой способ исчисления размера штрафа будет выбран судом, штраф представляет собой денежное взыскание, он не может выплачиваться в виде удержаний с заработка[11].
  • Штраф в размере от 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период свыше 3 лет может назначаться только в случаях, специально предусмотренных в санкциях статей Особенной части Уголовного кодекса, за исключением случаев исчисления размера штрафа исходя из величины, кратной сумме или стоимости предмета преступления.
  • Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа, взятки или суммы незаконно перемещённых денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, устанавливается в размере до стократной величины указанной суммы, но не может быть менее 25 тысяч рублей и более 500 миллионов рублей.
  • При определении размера штрафа должны учитываться:
  • тяжесть совершённого преступления;
  • имущественное положение осуждённого и его семьи;
  • возможность получения осуждённым заработной платы или иного дохода.

С учётом этих же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определёнными частями на срок до пяти лет. Если такой рассрочки нет, то осуждённый обязан выплатить всю сумму штрафа в течение 60 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.

Однако, если вынесен приговор без рассрочки выплаты штрафа, а осуждённый не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд, по его ходатайству и заключению судебного пристава-исполнителя, может рассрочить уплату штрафа на срок до трёх лет.

И осуждённый к штрафу с рассрочкой выплаты, и осуждённый, в отношении которого суд впоследствии принял решение о рассрочке уплаты штрафа в силу невозможности осуждённого единовременно уплатить штраф, обязаны в течение 60 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осуждённый обязан уплачивать ежемесячно.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы.

Данное положение не распространяется на осуждённых за коммерческий подкуп, дачу и получение взятки, посредничество во взяточничестве, а также иные преступления, за которые предусмотрен штраф в размере, кратном стоимости предмета преступления.

В этом случае штраф заменяется наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьёй Особенной части Уголовного кодекса. Назначенное наказание не может быть условным.

В отношении осуждённого, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке.

Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признаётся осуждённый, не уплативший штраф либо часть штрафа в установленный законодательством срок.

Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осуждённый, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлён судом до 30 суток.

Принудительное взыскание не может быть обращено на следующие виды имущества: жилой дом, квартиру или отдельные их части, если осуждённый и его семья постоянно в них проживают (не более одного дома или одной квартиры на семью); одежду, обувь, бельё, постельные принадлежности, кухонную и столовую утварь, находившиеся в употреблении; транспортные средства, специально предназначенные для передвижения инвалидов, и др. (ст. 446 ГПК РФ).

В случае, если штраф назначается как основное наказание осуждённому, к которому в ходе расследования и рассмотрения уголовного дела была применена мера пресечения в виде заключения под стражу, суд, учитывая срок содержания под стражей, либо снижает размер штрафа, либо полностью освобождает его от этого наказания (ч. 5 ст. 72 УК РФ).

Несовершеннолетним штраф может быть назначен как при наличии у несовершеннолетнего осуждённого самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Несовершеннолетним штраф может быть назначен в следующих размерах:

  • от 1000 до 50 000 рублей;
  • в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух недель до шести месяцев.

Штраф, назначенный несовершеннолетнему осуждённому, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Данная норма вызывает значительные споры в уголовно-правовой теории, так как, по мнению многих учёных, таким образом нарушается принцип личной ответственности, присущий уголовному праву.

Штраф не может быть назначен условно.

Административный штраф

Согласно статье 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается:

  • для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей (в случаях, предусмотренных статьёй 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года, — пятидесяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьями 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18, частью 4 статьи 20.25 — трёхсот тысяч рублей);
  • для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей (в случаях, предусмотренных статьёй 14.1.2 — ста тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьями 5.38, частями 1-4 статьи 20.2, статьями 20.2.2, 20.18 — шестисот тысяч рублей);
  • для юридических лиц — одного миллиона рублей (в случаях, предусмотренных статьями 14.40, 14.42 — пяти миллионов рублей).

Административный штраф также может выражаться в величине, кратной:

  1. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  2. сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин;
  3. сумме незаконной валютной операции;
  4. сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании;
  5. сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке;
  6. сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках;
  7. сумме денежных средств, не возвращённых в установленный срок в Российскую Федерацию;
  8. сумме неуплаченного административного штрафа;
  9. сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из оснований, предусмотренных пунктами 1—7, не может превышать трёхкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из основания, предусмотренного пунктом 9, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

См. также

  • Судебный штраф

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 Архипенко, Т. В. Уголовное наказание в виде штрафа в законодательстве зарубежных стран // Российский следователь. — 2008. — № 21.
  2. Липатов, Д. В. Штраф как вид уголовного наказания в законодательстве зарубежных стран // Международное публичное и частное право. — 2006. — № 2.
  3. 1 2 3 4
Ссылка на основную публикацию