Когда детям сиротам дают квартиру по законам россии?

Когда детям сиротам дают квартиру по законам России?

Государство обязано обеспечить детей-сирот после детдома жильём, но регионы не справляются с этой задачей, и очередь ожидающих квартиру растёт.

В Правительстве считают, что решить проблему помогут жилищные сертификаты, на которые можно самим купить квадратные метры. Предполагается, что выплата составит один миллион 487 тысяч рублей.

Соответствующий законопроект, разработанный в Минпросвещения, размещён на портале проектов нормативных правовых актов.

Квартир на всех не хватает

Согласно данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения, по состоянию на 10 января 2020 года в очереди на жильё стоят 279 260 детей-сирот. Из них 191 004 человека старше 18 лет. По словам главы Комитета Совета Федерации по социальной политике Инны Святенко, ежегодно квартиры получают только около 25-26 тысяч человек.

Читайте по теме Когда детям сиротам дают квартиру по законам России?
В очередь на жильё выпускники детдомов, как правило, встают за несколько лет до 18-летия. Сначала им полагается площадь по договору социального найма, в собственность они получают квартиру только через пять лет. Однако даже тех, кто обзавёлся собственной крышей над головой, счастливчиками назвать трудно. По словам главы Комитета Госдумы по труду и соцполитике, замруководителя фракции ЛДПР Ярослава Нилова, часто сиротам дают квартиры в ветхих домах, где невозможно жить.

«Просто ставят галочку, что жильё предоставлено, а там ни условий, ни санитарных норм, квартира непригодна для проживания», — пояснил депутат «Парламентской газете». Он отметил, что в целом наблюдается недофинансирование этого направления, что не позволяет решить вопрос.

Сертификат позволит быстрее обзавестись жильём

Минпросвещения предлагает внести изменения в Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и дать им право на получение жилищного сертификата.

Это именной документ, дающий возможность однократно получить за счёт регионального бюджета выплаты для приобретения жилья. Стоимость документа составит 1,487 миллиона рублей.

Эта сумма рассчитана исходя из того, что средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по России на IV квартал 2019 года равнялась чуть более 45 тысяч рублей, а получатель сертификата имеет право на 33 квадратных метра.

По словам Ярослава Нилова, жилищные сертификаты позволят воспитанникам детских домов купить квартиру, которая им нравится. «Эта мера позволит решать вопрос быстрее. Ребёнок-сирота, выйдя из детдома, сможет быстро заселиться в новую квартиру», — уверен депутат.

Эта мера позволит решать вопрос быстрее. Ребёнок-сирота, выйдя из детдома, сможет быстро заселиться в новую квартиру.

При этом нужно позаботиться, чтобы новой системой не воспользовались мошенники. Ярослав Нилов убеждён: вопросы получения жилья сиротами должны быть под строгим контролем государства.

Регионы будут вести реестр жилья для сирот

В проекте также определены условия, при которых невозможно проживание детей-сирот в жилых помещениях вместе с их родителями, лишёнными родительских прав.

Например, если эти граждане больны алкоголизмом или наркоманией, имеют или имели судимость, подвергались уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и общественной безопасности.

Читайте по теме Когда детям сиротам дают квартиру по законам России?
Согласно документу, раз в полгода дети-сироты должны будут информировать уполномоченный орган власти региона о своём фактическом месте нахождения. Если они не предоставят такие данные, их могут исключить из списка граждан, подлежащих обеспечению жильём. Но при этом можно будет повторно обратиться с заявлением о включении в очередь на получение квартиры.

Что касается тех детей-сирот, которые уже получили квартиры, то срок действия их договора соцнайма жилья предлагают сократить, но не более чем на два года. Это может быть сделано, если бывшему детдомовцу исполнилось 25 лет, у него имеется постоянный доход не ниже величины прожиточного минимума по региону, отсутствует задолженность по налогам и сборам, нет судимости.

В документе также хотят прописать, что уполномоченные органы власти регионов должны будут вести реестры жилых помещений для детей-сирот, чтобы обеспечить сохранность этих квартир.

Ключ от жизни

Когда детям сиротам дают квартиру по законам России?

Дети-сироты смогут получать по жилищному сертификату около 1,5 млн рублей после того, как им исполнится 25 лет. Об этом говорится в проекте федерального закона, опубликованного Минпросвещения.

iStock

Напомним, сегодня выпускники детдомов встают в очередь на жилье. Региональные власти обязаны выделить им квартиру из специального жилищного фонда. Но далеко не всегда это происходит вовремя. Порой заветных квадратных метров приходится ждать годами.

— Предлагается выдавать государственный жилищный сертификат, — поясняют авторы законопроекта. — Это именной документ, удостоверяющий право на однократное получение выплаты для приобретения в собственность жилого помещения. Выплата будет составлять примерно 1487,3 тыс. рублей.

Почему именно такая сумма? Расчеты простые: 33 кв. м на одного человека. Примерная средняя стоимость квадратного метра — 45 068 рубля. Это средняя цифра по России за 2019 год.

По информации Общероссийского народного фронта, только в этом году на прямую линию с президентом поступило три тысячи обращений по предоставлению жилья детям-сиротам. Средний возраст обратившихся — 28 лет. При этом 60 процентов говорят, что отстаивать свои права им пришлось в суде. Почти у половины уже есть собственные дети.

«Сертификат могут получить, как мы планируем, не все лица из числа детей-сирот, потому что здесь есть определенные риски, — рассказала на «круглом столе» ОНФ директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Ирина Терехина. — Он выдается лицам от 25 лет, не состоящим на наркологическом учете, и социализированным, то есть обладающим постоянным местом работы, семьей».

О каких рисках идет речь? В 18 лет выпускники детских домов, как правило, не умеют распоряжаться имуществом и могут стать жертвой мошенников. Им нужны механизмы постепенной социализации.

На «круглом столе» ОНФ председатель правления Ульяновского отделения организации содействия реформированию ЖКХ Руслан Хайров поднял еще одну важную проблему: часто детям-сиротам дают жилье в маленьких и далеких населенных пунктах, где нет работы. Дома негазифицированные, жилье стоит 300 тыс.

рублей, а коммунальные услуги за него в год обходятся в 500 тысяч. Очевидно, что обустроившиеся в городах и районных центрах сироты не поедут в такие квартиры. Жилищные сертификаты могут им реально помочь.

Что еще предлагает законопроект? Регионы будут вести реестр жилья для сирот. А сами сироты должны будут информировать власти о своем фактическом месте нахождения. Делать это надо будет раз в полгода. Также законопроект прописывает перечень условий, при которых невозможно проживание детей-сирот в одной квартире с родителями, лишенными родительских прав.Кстати

В Приморском крае с 2019 года уже введены местные жилищные сертификаты. Замминистра образования региона Наталья Василянская сообщила, что в субъекте выдано 133 сертификата, 104 человека по ним получили жилье. В 2020 году планируется выдать более 500 сертификатов.Только цифры

По данным на январь 2020 года, в жилье нуждались 191 004 сироты, которым уже исполнилось 18 лет, то есть квартира нужна «прямо сейчас». Но когда они ее получат, неизвестно. И это при том, что на обеспечение сирот квартирами регионам ежегодно предоставляется федеральная субсидия. Только на 2020 год на эти цели предусмотрено более 7,7 млрд рублей. В 2021-м и 2022 годах будут такие же суммы.

Ремонт жилых помещений, единственными собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами Администрации, государственными гражданскими служащими Администрации, МФЦ, работникам МФЦ в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) МФЦ, работника МФЦ возможно в случае, если на МФЦ, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме;
  • требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего Администрации, МФЦ, работника МФЦ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
  • приостановления предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Санкт‑Петербурга.
Читайте также:  Как вернуть деньги, если товар не нужен, по законам?

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме (с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта Администрации), в Администрацию, МФЦ либо в Комитет по информатизации и связи (далее — КИС), являющийся учредителем МФЦ. Подача жалобы в электронной форме обеспечивается при наличии технической возможности.

  • Жалоба на решения и действия (бездействие) исполнительного органа государственной власти Санкт‑Петербурга, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается исполнительным органом государственной власти Санкт‑Петербурга.
  • Жалобы на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подаются руководителю МФЦ.
  • Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ подаются в МФЦ, МФЦ направляет указанные жалобы в течение трех рабочих дней со дня их регистрации на рассмотрение в КИС.
  • Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, должностного лица, государственного гражданского служащего Администрации, руководителя Администрации, рассматривается исполнительным органом государственной власти Санкт‑Петербурга, может быть направлена:
  • по почте;
  • через МФЦ. Жалоба на решение, действия (бездействия) Администрации, его должностных лиц, государственных гражданских служащих при предоставлении государственной услуги может быть подана в МФЦ только в случае предоставления указанной услуги посредством МФЦ;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта Администрации либо Портала. Подача жалобы посредством официального сайта Администрации обеспечивается при наличии технической возможности. Подача жалобы посредством Портала обеспечивается при наличии технической возможности;
  • при личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Администрации, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Жалоба на решения и действия (бездействие) МФЦ, работника МФЦ может быть направлена:

  • по почте;
  • с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством Портала. Подача жалобы Портала и Портала обеспечивается при наличии технической возможности;
  • при личном приеме заявителя в Многофункциональном центре.

При подаче жалобы:

  1. При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется. Заполнение заявления о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА. Возможность подать жалобу посредством Портала обеспечивается для заявителей, которые подавали заявление о предоставлении государственной услуги через Портал или МФЦ.
  1. При подаче жалобы через МФЦ, МФЦ обеспечивает ее передачу в Администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и исполнительным органом государственной власти Санкт‑Петербурга, но не позднее следующее рабочего дня со дня поступления жалобы.
  2. Рассмотрение жалоб
  3. Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации, МФЦ.
  4. Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги рассматривается Администрацией.
  5. Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Администрацией.
  6. Жалоба на решения и действия (бездействие) работника МФЦ рассматривается МФЦ.
  7. Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя МФЦ рассматривается КИС.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, предоставляющего государственную услугу, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации, МФЦ, работника МФЦ, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1 административного регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации, МФЦ, работника МФЦ, Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в Администрацию, МФЦ, КИС либо вышестоящий орган подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Администрацией, МФЦ, КИС.

В случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации, МФЦ, КИС в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Администрация, МФЦ, КИС принимает одно из следующих решений:

  • жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.
  • По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
  • При удовлетворении жалобы Администрация, МФЦ, КИС принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  • Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  • В случае признания жалобы, не подлежащей удовлетворению, в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
  • В случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых Администрацией, МФЦ в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
  • В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
  • наименование Администрации, МФЦ, КИС, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
  1. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лиц по рассмотрению жалоб.
  2. По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы Администрации, КИС, работника МФЦ, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
  3. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо Администрации, КИС, работник МФЦ, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
  4. Администрация, КИС, МФЦ отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • наличие иступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Читайте также:  Можно ли уволить беременную по срочному трудовому договору?

Администрация, КИС, МФЦ вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе. Под отсутствием возможности прочитать понимается случай, при котором часть текста жалобы и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя не поддаются прочтению.
  • В случае оставления жалобы без ответа Администрация, КИС, МФЦ в течение 3 (трех) рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
  • Порядок обжалования решения по жалобе
  • Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации Санкт‑Петербурга (191060, Санкт‑Петербург, Смольный, телефон (812) 576‑70‑42), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
  • Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) исполнительного органа государственной власти Санкт‑Петербурга, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.
  • Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 года №59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон №59‑ФЗ).

Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг МФЦ подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ.

Жилье для сироты

Не у всех московских детей есть семья. Они – сироты. Каким образом город обеспечивает их право на жилье?

Не у всех московских детей есть семья. Они – сироты. Каким образом город обеспечивает их право на жилье – об этом очередной выпуск «Справочного бюро».

Только цифры

Нынешний год объявлен в России «Годом семьи». Увы, не у всех московских детей есть семья. Ежегодно около 4 тысяч детей и подростков остаются без попечения родителей. Из них треть передается на государственное обеспечение.

В учреждениях системы образования (детских домах и школах-интернатах) – около 3 тысяч детей. В системе здравоохранения (домах ребенка) – еще более 1700 детей. И около 1500 в системе Департамента соцзащиты (приютах и домах-интернатах).

Под опекой и попечительством в Москве воспитываются около 9,5 тысячи детей.

В столице работает программа защиты прав таких детей. В том числе – на жилье. Каким образом город обеспечивает их право на жилье – об этом очередной выпуск «Справочного бюро».

  • Вместо предисловия
  • Таких детей можно условно разделить на три группы.
  • Первая – это дети-сироты до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Вторая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей. У них родители живы, но в силу определенных обстоятельств не выполняют свой родительский долг: или уклоняются от родительских обязанностей, или же оказались, как говорится, в местах, не столь отдаленных.

И третья группа – молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без родительского попечения, когда им еще не исполнилось 18.

Если у ребенка нет родителей или близких родственников, которые могли бы заботиться о нем, его помещают в детский дом, дом малютки или иные подобные учреждения. Но есть и другие возможности устройства ребенка:

1. Усыновление (удочерение). В соответствии с Семейным кодексом РФ такая форма устройства ребенка считается приоритетной.

2. Приемная семья. Образуется на основании договора о передаче в нее ребенка на воспитание. Договор заключается между приемными родителями и органами опеки и попечительства на определенный срок. Приемные родители получают определенный набор льгот, им оплачивается труд по воспитанию ребенка, на его содержание ежемесячно выделяются денежные средства.

3. Опека и попечительство. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет. Попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. На содержание подопечного ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъектов РФ.

Все это отдельные, серьезные темы для разговора. Сегодня же поговорим о праве сирот на жилье.

Твой дом тебя ждет

Жилье, на которое имеет право несовершеннолетний, обязаны сохранить за ним. Чтобы после достижения 18 лет и окончания пребывания в детском доме, приемной семье, прекращения попечительства, а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования либо после службы в армии человеку было куда вернуться.

На время, пока ребенок находится на воспитании, он не платит за сохраненное за ним жилье. Это касается оплаты за пользование квартирой: расходов по содержанию и ремонту жилого помещения, оплаты коммунальных услуг. Но если в это время квартира сдается внаем, а деньги идут, скажем, на его счет, то, естественно, он лишается этих льгот.

Если…

В некоторых случаях, несмотря на то, что квартиру за ребенком сохранили, вернуться в нее невозможно. Такие случаи предусмотрены законом и им детально оговариваются. Возвращение в сохраненную за ребенком квартиру невозможно, если это противоречит его интересам в связи с наличием любого из следующих обстоятельств:

  1. 1) если жилье передано иным лицам, и в нем проживают:
  2. – родители, лишенные родительских прав;
  3. – опекуны или попечители, отстраненные от выполнения своих обязанностей;
  4. – бывшие усыновители, если усыновление отменено;
  5. – лица, не являющиеся членами семьи детей-сирот (детей, оставшихся без попечения родителей);
  6. – больные хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящие на учете в наркологическом диспансере;
  7. – больные психическими заболеваниями и состоящие на учете в психоневрологическом диспансере;
  8. – лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
  9. – лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание невозможно;
  10. 2) если на каждого проживающего в квартире будет приходиться меньше социальной нормы, в том числе в результате вселения в жилое помещение ребенка;
  11. 3) если закрепленное за ребенком жилье подлежит сносу и не отвечает санитарным и техническим требованиям, находится в аварийном состоянии;
  12. 4) если у ребенка тяжелая форма заболевания, при котором невозможно совместное проживание;
  13. 5) если жилое помещение было продано, обменено или совершена иная сделка по отчуждению квартиры и нет судебного решения о возвращении жилья;
  14. 6) если дом идет под снос, квартира не соответствует санитарным и техническим требованиям.
  15. Что делать юному человеку, оказавшемуся в такой ситуации?

Прежде всего, за год до исполнения 18 лет его законный представитель должен письменно обратиться в орган опеки и попечительства с письмом, в котором сообщается о том, что его подопечному возвращаться некуда. Там в течение месяца обязаны рассмотреть ходатайство и вынести мотивированное заключение.

Жилье – вне очереди!

Жилищный кодекс РФ и соответствующие главы законов Москвы гласят, что детям-сиротам (детям, оставшимся без попечения родителей), жилое помещение предоставляется вне очереди.

Рассчитывать на получение квартиры в Москве можно в случае, если возврат на закрепленную за ними московскую жилплощадь невозможен.

Если же у них такое жилье вообще отсутствует, при выделении московского жилья учитывается следующее:

  • 1) место выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот или местом рождения является город Москва;
  • 2) учреждения для детей-сирот, в которых они пребывали, находятся в Москве;
  • 3) Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты (дети, оставшиеся без попечения родителей) находились на воспитании (при условии отсутствия закрепленного за ними жилого помещения в другом населенном пункте РФ).
  • Жилое помещение предоставляется однократно по договору безвозмездного пользования.
  • Куда идти?
Читайте также:  Что входит в состав общего имущества жилого дома?

Сама на получение квартиры в Москвепроцедура предоставления квартир подробно прописана в постановлении правительства Москвы от 02.10.2007 года № 854-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа».

Там четко распределено, кто из чиновников за что отвечает, кто собирает пакет документов и т.д. Всей довольно длительной процедурой должны заниматься законные представители ребенка (попечитель, приемный родитель, администрация учреждения, где живет ребенок).

  1. Что нужно?
  2. Перечень документов, необходимых для того, чтобы сироте выделили жилье в столице:
  3. – заявление ребенка с просьбой о предоставлении ему жилого помещения;
  4. – копия его паспорта;
  5. – копия свидетельства о рождении ребенка;
  6. – копии документов, подтверждающих юридический статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  7. – копия распорядительного документа органа опеки и попечительства о направлении ребенка на воспитание и содержание в государственное учреждение (в приемную семью, под опеку или попечительство), о сохранении за ребенком жилого помещения по окончании пребывания на воспитании в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье, у попечителя;
  8. – копия распорядительного документа о внесении соответствующего изменения в ранее изданный распорядительный документ в части сохранения за несовершеннолетним права на жилое помещение;
  9. – ходатайство администрации учреждения, органа опеки и попечительства (заявление попечителя, приемного родителя) о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилого помещения;
  10. – документы о наличии (или отсутствии) у ребенка собственных на получение квартиры в Москвепроцедура предоставления квартиржилых помещений в Москве или другом населенном пункте РФ, где он проживал;
  11. – справка о месте проживания ребенка на момент предоставления документов;
  12. – жилищные документы с последнего места жительства;
  13. – акт обследования жилищно-бытовых условий ребенка по месту закрепленного за ним жилого помещения;
  14. – справка с места работы или учебы ребенка;
  15. – справка о праве на жилищные льготы по состоянию здоровья, выданная ребенку-сироте (ребенку, оставшемуся без попечения родителей) лечебно-профилактическим учреждением.
  16. Кто решает судьбу?
  17. Полный перечень документов, которые необходимо собрать и представить в уполномоченные органы, можно найти в уже упоминавшемся постановлении правительства Москвы «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа».
  18. Начинать марафон по сбору документов нужно за год до окончания пребывания ребенка у законных представителей или в специальном учреждении для таких детей.
  19. Законные представители ребенка или администрация учреждения подают заявление и документы в орган опеки и попечительства, оттуда они поступают в окружные управления Департамента образования, а затем в сам Департамент образования.

После подачи всех необходимых документов и передачи их из одного органа в другой (до 1 августа) формируется централизованный список детей-сирот.

Список передается в государственное унитарное предприятие «Московская социальная гарантия» (ГУП «Моссоцгарантия»), с которым Департамент жилищной политики и жилищного фонда заключил договоры аренды на квартиры, выделяемые выпускникам детских домов и сиротских учреждений.

Там готовятся материалы для рассмотрения Городской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Не позднее 1 октября ГУП «Моссоцгарантия» передает эти списки на рассмотрение городской межведомственной комиссии для включения их в программу обеспечения жилыми помещениями следующего года. Та, в свою очередь, до 1 декабря должна направить заявку на подбор жилых помещений в Департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы.

Именно Городская межведомственная комиссия и решает, дать ли сироте квартиру или отказать.

После того, как межведомственная комиссия приняла решение о предоставлении квартиры определенному ребенку, он вместе с законными представителями должен осмотреть предложенную жилплощадь.

Должна быть предоставлена отдельная квартира, пригодная для проживания, а не комнатушка в коммуналке или в рабочем общежитии. В случае, если жилое помещение не пригодно для проживания, представители ГУП «Моссоцгарантия» составляют и подписывают акт.

Бумага направляется в жилищный департамент для решения вопроса о повторном выделении (замене) жилплощади.

Скрепляем договор

Все устраивает, согласие получено – после этого с будущим новоселом заключается договор безвозмездного пользования жилплощадью.

Договор безвозмездного пользования заключается между ребенком и ГУП «Моссоцгарантия». И он является основанием для вселения.

  • Срок, на который заключается договор, составляет 5 лет.
  • По договору жилец обязан:
  • – использовать жилое помещение только для личного проживания;
  • – содержать квартиру в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии и нести расходы по его содержанию.
  • В период действия договора безвозмездного пользования жильцом оплачиваются:
  • 1) услуги по содержанию и ремонту на получение квартиры в Москвепроцедура предоставления квартиржилых помещений в Москвжилого помещения по ценам и на условиях, установленных для расчетов с нанимателями жилых помещений, находящихся в государственной собственности Москвы и предоставленных по договору социального найма;
  • 2) коммунальные услуги на условиях и по тарифам, установленным для расчетов с населением в зависимости от применяемой схемы расчетов;
  • 3) прочие услуги, включая услуги по действующим тарифам и ценам.

Но при этом плата за пользование жилым помещением не взимается. Именно поэтому договор и получил название – договор безвозмездного пользования.

Что будет через 5 лет?

Заключение договора сроком на 5 лет не означает, что по истечении этого срока жильца попросят на улицу.

На вопрос: «А что делать дальше?» – должна ответить специальная комиссия.

  1. По результатам рассмотрения может быть принято одно из следующих решений:
  2. – расторгнуть договор безвозмездного пользования и заключить договор социального найма;
  3. – заключить договор безвозмездного пользования на новый срок;
  4. – расторгнуть договор безвозмездного пользования.
  5. Но это решение носит лишь рекомендательный характер.
  6. Окончательное слово – опять же за Городской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей, оставшихся без родителей.
  7. Где об этом сказано

Закон РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Принят новый порядок обеспечения жильем детей-сирот

После принятия
закона Правительство подготовит и утвердит для всех регионов единый
порядок учета детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Нередки ситуации, когда
дети-сироты не состоят на учете и только в судебном порядке могут решить вопрос
получения жилья. Потому принятым документом устанавливается возможность
законным представителям детей-сирот самостоятельно подавать заявления о включении детей в список.

Как пояснила Первый
заместитель Председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга
Окунева, законные представители детей-сирот смогут обращаться в соответствующие
органы власти для постановки на учет ребенка, нуждающегося в жилье.

«Если в течение трех
месяцев после исполнения ребенку четырнадцати лет законный представитель не ставит его на учет, органы опеки будут принимать меры к тому, чтобы ребенок был
поставлен на учет», — пояснила парламентарий.

Депутат также обратила
внимание на еще одну важную норму, согласно которой общее количество жилых
помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, в одном многоквартирном доме, устанавливается
законодательством субъекта РФ и при этом не может превышать 25% от общего количества
квартир в этом многоквартирном доме.

«В практике есть случаи,
когда органы власти субъектов РФ заселяют полностью дом детьми-сиротами. Это
дети, которые были в трудной жизненной ситуации, они не полностью
социализированы, и рядом с ними нет тех людей, которые могли бы им подсказать в той или иной жизненной ситуации», — отметила Ольга Окунева.

Кроме того, вносятся
изменения в законодательство, которые сократят сроки
приобретения жилья у физлиц путем проведения запроса предложений (в том числе в электронной форме).

 Парламентарий сказала, что сроки приобретения жилья сократятся
примерно в три раза.

«В то время, пока идут различные процедуры, физическое
лицо может принять решение, и квартира будет на каких‑то других условиях
продана.

В муниципальных образованиях не такой большой рынок жилья, и сокращение сроков при покупке жилья на вторичном рынке позволит более быстро
продвигаться очереди», — отметила она.

«Также в законе есть
норма – в случае непредвиденной ситуации с ребенком-сиротой, когда
ребенок-сирота в случае болезни, иных сложных обстоятельств уходит из жизни, а в его квартире проживает его семья, его семья будет иметь право на проживание в этой квартире, и никто не сможет их выселить», — рассказала Ольга Окунева.

Нормы закона вступят в силу с 1 января 2019 года.

Ссылка на основную публикацию