Должны ли платить за лифт собственники 1 этажа?

В свете трагедии, случившейся в Сумах, когда из-за неисправности лифта погиб маленький ребенок, регулярные осмотры и ремонты лифтов являются жизненной необходимостью. На основании Постановления Кабмина 01.11.

2011 г №869 тариф на содержание каждого дома калькулируется индивидуально. В типовой перечень услуг включено также содержание лифтов.

Должны ли жители первых этажей платить за лифт  – объяснила главный инженер компании «Місто для людей Запоріжжя» Анна Бабина.

— Важно отметить, что лифт – это такая же составляющая дома, как кровля или подъезд. А значит, он является собственностью владельцев многоквартирного дома. Поэтому они обязаны оплачивать его содержание.

К работам по обслуживанию лифтов относятся: регулярные осмотры, восстановление в случае поломок и аварий, текущий ремонт, замена износившегося оборудования, — рассказала Анна Бабина. — В компании «МДЛ» плата за пользование лифтами и их обслуживание с владельцев квартир первых этажей не взимается.

В квитанциях за услуги нашей компании сумма к оплате для собственников жилья на первом этажей меньше, чем для проживающих на втором этаже и выше.

Несколько иная картина с оплатой лифтов в ОСМД. Собственники квартир ОСМД на общем собрании могут устанавливать плату за пользование лифтом, при этом выполнять за счет этих средств работы по его техническому обслуживанию и переоснащению.

Долевое участие совладельца за содержание квартиры в домах ОСМД также рассчитывается исходя из общей площади квартиры. Если собственник не согласен с тарифом, свое долевое участие в общем объеме платежей он может оспорить в суде.

Должны ли платить за лифт собственники 1 этажа?

Стоит отметить, что ни Законом об ОСМД, ни Законом «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» плата за лифт не регламентируется.

А Постановление Кабмина от 01.06.2011 №869 «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги» освобождает владельцев квартир первых этажей от оплаты за пользование лифтом. При этом в целом данный норматив не обязателен для ОСМД.

Как показывает практика, регулярно пользуются лифтом в основном владельцы квартир, начиная со второго этажа. При формировании и утверждении на общем собрании тарифа на обслуживание лифтов, собственники квартир первых этажей могут освобождаться от оплаты за эксплуатацию лифта. Все споры в данных случаях рассматриваются в судебном порядке.

 Запорожцам на заметку: что должны делать дворники

Вопрос юристу: Должны ли жители первого этажа «платить за лифт»

Жители первых этажей, как правило, не пользуются многим из того, что называется «общим имуществом многоквартирного дома». Теми же лифтами, лифтовыми шахтами, лестницами, лестничными площадками и чердаками. Почему они наравне со всеми платят за их осмотр, уборку, ремонт? Не появляются ли в вашей квитанции «лишние» строки?

От чего зависит размер платежа за содержание общего имущества?Только от доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая, в свою очередь, пропорциональна площади конкретной квартиры. Таким образом, размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме действительно отличается для собственников разных квартир, но дифференцированный порядок платежей вовсе не связан с расположением квартиры на конкретном этаже. В итоге больше платит тот собственник, у которого площадь квартиры больше, а не тот, кто фактически больше пользуется лифтом и лестницей.

То есть если на первом этаже человек живет в трехкомнатной квартире, а на последнем — в однокомнатной, второй будет платить меньше. Хотя куда больше пользуется лифтом и лестницей.

Можно ли изменить порядок определения доли в расходах на содержание общего имущества?Размер платы за содержание жилого помещения, куда входит и плата за содержание общего имущества в многоквартирном доме, устанавливается общим собранием собственников помещений или органами управления ТСЖ (жилищного кооператива и т. д.). Если решения нет — размер оплаты утверждает местный орган государственной власти (например, правительство Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя).

Можно ли заняться изменением порядка определения доли собственников квартир в расходах на их содержание? В теории — да, но судебной практике такие попытки не известны. Зато есть другие интересные случаи: когда жильцы пытались по закону «не платить за лифт» — и проиграли.

Случай из практики №1Многоквартирный дом оборудован лифтами. Актом Правительства г. Севастополя утвержден разный размер платы для жильцов первых этажей и остальных этажей за содержание жилого помещения.Прокурор обратился в суд с иском о признании недействительными положений Акта Правительства в части различного размера платы. Сначала суд отказался удовлетворить требования прокурора и указал, что собственники помещений первого этажа, как правило, не пользуются лифтом в связи с отсутствием необходимости, а потому не обязаны оплачивать содержание лифта наравне с собственниками помещений, расположенных выше.

Верховный суд РФ решение нижестоящего суда отменил и указал, что установление дифференцированных платежей за содержание общего имущества для всех собственников жилых помещений противоречит принципу жилищного законодательства о равенстве обязанностей собственников помещений по содержанию общего имущества дома и ставит в неравное положение собственников помещений.

Случай из практики №2ТСЖ приняло решение об изменении тарифов, в соответствии с которым жильцы первого и второго этажей были освобождены от платы за содержание и ремонт лифтов. Собственник квартиры, расположенной выше второго этажа, обратился в суд с требованием о признании недействительным решения ТСЖ в части дифференциации платы за содержание общего имущества. Суд иск удовлетворил и указал, что каждый собственник помещений должен вносить плату за содержание общего имущества, исходя из размера своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

ЧИТАЙТЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…

Фотоохота: 50 шведских подъездов — снаружи и изнутриПочему все должны платитьСудебная практика не допускает освобождения собственников квартир, расположенных на первом этаже многоквартирного дома, от несения расходов на содержание лифтов (лестниц, чердаков), поскольку это нарушает права остальных собственников дома. Все владельцы квартир должны нести соразмерные расходы на содержание общего имущества.

Почему? Причина в том, что доля в праве общей собственности на общее имущество не означает, что конкретный собственник обязательно должен пользоваться имуществом. Но он имеет возможность им пользоваться. За это и платит.

Есть ли какая-то дифференциация платежейВ каком-то смысле принцип соразмерности несения расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с единственным объективным критерием, безусловно, справедлив. Но вопросы по-прежнему остаются:Можно ли освободить от обязанности платить за содержание лифтов и лестниц не только собственников квартир на первых этажах, но еще и собственников квартир на вторых? Или может ли собственник квартиры, например, на четвертом этаже требовать освобождения от платежей за содержание лифта, если он всё время ходит пешком по лестнице? Для жильца четвёртого этажа, который действительно ходит к себе домой только пешком, такое требование выглядит равноценным требованию жильца первого этажа.Могут ли жители потребовать установления дифференцированной платы за лифт? Например, собственники квартир на первом этаже не платят за лифт совсем, собственники квартир на втором этаже платят за обслуживание лифта по базовому тарифу, а собственники квартир на более высоких этажах прибавляют к тарифу за пользование лифтом повышающий коэффициент, увеличивающийся для каждого следующего этажа. Думаю, что такая система неизбежно приведёт к конфликту.

ЧИТАЙТЕ О ПРОЕКТЕ С ФОТО…

Проект недели: Московский подъезд образцовой формы и содержания

На фото: пример оформления одного из московских подъездов в спальном микрорайоне. Съемка автора проекта yankovoi.

Право или навязанная обязанность — жить наверхуОсвобождение от платежей и / или уменьшение размера платежей одних собственников квартир означает увеличение бремени содержания общего имущества для остальных, в данном случае — для собственников квартир на верхних этажах.

При том, что проживание на верхнем этаже и «эксклюзивная» возможность пользоваться лифтом на самом деле является не привилегией жителей, а, скорее, вынужденной мерой, связанной с самим фактом расположения квартир в многоквартирном доме.

Должен ли житель платить за лифт, если им не пользуется?

 КТО ТАКИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ?

Региональный оператор по обращению с ТКО (далее – региональный оператор) – это компания, которая обеспечивает весь цикл обращения с отходами, имеющими статус «коммунальные».

Согласно федеральному законодательству теперь работать с ТКО смогут только региональные операторы. Это компании, которые в каждом регионе отобраны через конкурс сроком до 10 лет.

Их обязанность — обеспечивать весь цикл обращения с отходами как физических, так и юридических лиц, на территории их ответственности, согласно процедуре конкурсного отбора.

Региональный оператор не просто будет собирать и вывозить мусор, но еще обеспечивать их обработку (сортировка отходов), обезвреживание, утилизирование и захоронение. 

  • ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМ ПЕРЕХОД НА НОВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЩЕНИЯ С ТКО?
  • Главная цель — повысить качество услуги по обращению с ТКО, предотвратить появление свалок, улучшить экологическую ситуацию.
  • Обязанность региональных операторов — предоставлять полный набор услуг качественно и всем без исключения: жителям и больших городов, и маленьких поселков.

Кроме того, по требованию федерального законодательства, появился новый пункт — обработка ТКО. Просто захоранивать вторичное сырье – лом и отходы металлов, бумагу, картон, шины, полимеры и стекло – теперь нельзя.

Все эти отходы должны сортироваться и отправляться на переработку. Обработка отходов – это не только извлечение полезного, но и отбор опасного, т.е. тех отходов, которые не являются коммунальными, но попадают в обычные контейнеры.

Например, те же батарейки, которые, разлагаясь, серьезно загрязняют окружающую среду.

  1. НА ОСНОВАНИИ ЧЕГО РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР ОСУЩЕСТВЛЯЕТ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?
  2. Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании Соглашения об организации обращения с ТКО с уполномоченным органом (на территории Волгоградской области – это областной комитет ЖКХ и ТЭК), в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Волгоградской области.
  3. КАКОВ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ЖИТЕЛИ МКД, ЖИТЕЛИ ЧАСТНОГО СЕКТОРА, СОБСТВЕННИКИ НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ИНЫЕ ЛИЦА)
  4. Договоры на оказание услуги по обращению с ТКО между региональным оператором и потребителями ТКО заключаются:
  5. — в письменной форме;

— путем совершения потребителем конклюдентных действий (т.е. совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг), в данном случае договор считается заключенным с даты начала предоставления коммунальной услуги.

  • В многоквартирных домах договоры будут заключаться между региональным оператором и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.
  • Случаи, при которых собственники жилых помещений в многоквартирном доме заключают договоры напрямую с региональным оператором:
  • — непосредственное управление;
  • — не выбран способ управления домом;
  • — способ управления выбран, но управляющая организация (товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив) не приступила к управлению многоквартирным домом;
  • — при сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и их расчетов (договор с перевозчиками заключался напрямую и организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, не выставляла счет в платежных документах);
  • — при расторжении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенного управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • — в случае принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
  • региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами
  • Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме заключают договор на оказание услуги по обращению ТКО непосредственно с региональным оператором, в независимости от способа управления многоквартирным домом.
  • С собственниками частных домовладений договор на обращение с ТКО заключается индивидуально.
  • Бюджетные организации, осуществляющие закупки, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, заключают договор с региональным оператором, как с единственным поставщиком.
  • В отношении помещений (зданий, сооружений), находящихся в аренде, договоры на обращение с ТКО будут заключаться с собственниками соответствующих помещений (зданий, сооружений), исключения составляют случаи, в которых договором аренды предусмотрено, что расходы на оплату услуг по обращению с ТКО несут арендаторы помещений (зданий, сооружений).
  • ГДЕ ОПУБЛИКОВАН ДОГОВОР ОФЕРТЫ?
Читайте также:  Сроки давности по статье 105 УК РФ

Проект договора публичной оферты размещен на официальном сайте регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Управление отходами – Волгоград» — http://uo34.ru/volgogradskaya-oblast.

  1. КАК БУДЕТ НАЧИСЛЯТЬСЯ ОПЛАТА ЗА УСЛУГУ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТКО?
  2. Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории области.
  3. При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения будут учитываться:
  4. – нормативы накопления ТКО, лимиты образования отходов;
  5. – утвержденный единый тариф на услугу регионального оператора;
  6. – количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире / индивидуальном жилом доме.
  7. НА КАКОМ ОСНОВАНИИ ПЛАТА ЗА ОБРАЩЕНИЕ С ТКО ВЫНЕСЕНА В ОТДЕЛЬНУЮ СТРОКУ И ВЗИМАЕТСЯ КАК ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ?

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, твердое топливо, при наличии печного отопления, отведение сточных вод и обращение с ТКО (пункты 4, 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004).

Соответственно, и в квитанции на оплату услуга по обращению с ТКО, являясь с 01 января 2019 г. коммунальной, будет вынесена отдельной строкой. Второй вариант выставления – отдельно сформированная квитанция (АИЕПД).

БУДЕТ ЛИ ВЫЧЕРКНУТА «ПЛАТА ЗА ВЫВОЗ И УТИЛИЗАЦИЮ ТБО» ИЗ СТРОКИ «РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ ЖИЛЬЯ»?

Да, с 01 января 2019 г., когда начнет работать региональный оператор, нагрузка по расходам за вывоз и утилизацию бытовых отходов снимется с управляющих компаний и ТСЖ в многоквартирных домах. Соответственно, на эту сумму должно произойти снижение платы за жилищные услуги и население не будет платить за одну и ту же услугу дважды.

  • КОГДА РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР НАЧНЕТ ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГУ?
  • Региональный оператор начнет оказывать услугу по обращению с ТКО с 01 января 2019 г.
  • В КАКОЙ МОМЕНТ ПОЯВЛЯЕТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА ЗА ТКО?

Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки ТКО в мусоровоз (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и частных жилых домах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

  1. ДОЛЖНЫ ЛИ ЗАКЛЮЧАТЬ ДОГОВОР НА ВЫВОЗ МУСОРА САДОВОДЧЕСКИЕ, ОГОРОДНИЧЕСКИЕ ИЛИ ДАЧНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН, ГАРАЖНЫЕ КООПЕРАТИВЫ?
  2. Договор с региональным оператором обязаны заключить все организации, у которых образуются ТКО, в том числе садоводческие товарищества, гаражные кооперативы.
  3. ЧТО ОТНОСИТСЯ К ТКО?
  4. «Твердые коммунальные отходы» (ТКО) это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
  5. К ТКО также относятся отходы, которые образуются в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и схожи по составу с отходами от жилых помещений.

Основное отличие ТКО от «твердых бытовых отходов» (ТБО) в том, что коммунальные отходы – более расширенное понятие. В него входит не только мусор, который ежедневно образуется в любой квартире, но также и аналогичные отходы различных компаний.

К ТКО также относятся растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.

Понятие ТБО после внесения изменений в законодательство в официальной документации не применяется.

ЧТО ОТНОСИТСЯ К КГО? КУДА ВЫБРАСЫВАТЬ КРУПНОГАБАРИТНЫЕ ОТХОДЫ (КГО)?

Крупногабаритные отходы (КГО) это те же ТКО, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

К КГО относится мебель, бытовая техника, предметы интерьера, сантехника, коляски, велосипеды и другие крупные предметы, размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину. Крупногабаритные отходы должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители.

  • Места расположения специальных площадок для сбора и накопления КГО определяются в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, Волгоградской области и санитарными правилами.
  • Вывоз крупногабаритных отходов с мест их сбора и накопления производится региональным оператором по графику, а также по заявкам потребителей — собственников КГО.
  • КТО ЯВЛЯЕТСЯ СОБСТВЕННИКОМ КОНТЕЙНЕРНОЙ ПЛОЩАДКИ И ОТВЕЧАЕТ ЗА ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ?
  • Собственниками контейнерных площадок могут быть собственники помещений в многоквартирных домах, на придомовой территории которых они расположены, ТСЖ (ЖСК), собственники земельных участков, в том числе муниципалитеты.
  • Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за ее содержание и ремонт отвечает управляющая организация (ТСЖ, ЖСК).
  • Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то ее ремонтирует и содержит местная администрация.
  • СОХРАНЯТСЯ ЛИ КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЛОЩАДКИ НА ПРЕЖНЕМ МЕСТЕ?

Да, контейнерные площадки для сбора отходов сохранятся на прежних местах. Решение о переносе или оборудовании новых контейнерных площадок, площадок для сбора и накопления КГО согласовывается региональным оператором с местной администрацией.

  1. ЕСЛИ В НАШЕМ ПОСЕЛКЕ НЕТ КОНТЕЙНЕРНОЙ ПЛОЩАДКИ, КАК БУДЕТ ВЫВОЗИТЬСЯ МУСОР?
  2. На территории Волгоградской области накопление ТКО осуществляется тарным и бестарным способами.
  3. При бестарном способе (в случае отсутствия на территории поселка контейнерных площадок) ТКО накапливают в пакеты, мешки или другие специально предназначенные для накопления ТКО емкости без использования каких-либо дополнительных устройств для предварительного накопления.

По вопросу о графиках вывоза ТКО необходимо обратиться к региональному оператору (адрес: г. Волгоград, ул. Канунникова, д. 23, оф. 2.14., тел. 8-800-350-43-48).

КАК ЖИТЕЛЯМ БУДЕТ НАЧИСЛЯТЬСЯ ОПЛАТА ЗА УСЛУГУ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТКО?

Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире / индивидуальном жилом доме и единого тарифа на услугу регионального оператора:

Обязаны ли жильцы первых этажей платить за лифт?

Вопрос от читателей: «Живу на первом этаже в многоэтажном доме с лифтом. Каждый месяц приходят счета за квартплату, где есть строка «содержание жилья (с лифтом)». Зачем платить, если лифтом не пользуемся?»

Обратимся к Жилищному кодексу РФ и Постановлению правительства РФ. Согласно статье 154 ЖК РФ и ПП №392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» (п. 3) платежи за жилое помещение исчисляются в соответствии с платой за содержание, работу по управлению и ремонт общего имущества в жилом помещении, включая и технические устройства общего имущества.

По статье 36 ЖК РФ к общему имуществу жилого помещения (в частности многоквартирного дома) относятся механическое оборудование, а также лифты и шахты, расположенные в данном помещении.

Месячная стоимость за содержание оборудования (лифтов) начисляется относительно общей площади жилого помещения. Оплата производится жильцами соразмерно занимаемой площади.

И платить за содержание лифта обязаны все без исключения жильцы, в том числе и те, кто лифтом не пользуется (например, жильцы первых этажей).

В противном случае освобождение от платы за содержание лифта нарушает права жильцов верхних этажей.

Однако, многие жильцы первых этажей считают, что не должны нести расходы по содержанию технического оборудования (лифтов) их дома, и в ряде случаев оказываются правыми.

Дело в том, что конечное решение о порядке расчетов платы за содержание технического оборудования (лифтов) принимается местными властями. Иначе говоря, у жильца первого этажа в доме с лифтом есть возможность получить разрешение на освобождение от платы за содержание лифта и его ремонт.

Для этого жильцу (или ответственному лицу) следует обратиться с заявлением в Управляющую компанию либо в местные органы управления для установления порядка расчетов (изменения закона) после согласования данного вопроса с жильцами верхних этажей, которые не будут против освобождения от платы за лифт жильцов первых этажей, на общем домовом собрании.

Основанием изменения закона может служить закон «О защите прав потребителей», согласно которому потребитель — гражданин, который намерен заказать или использовать услугу, товар. Оплата за услугу производиться лишь при фактическом пользовании услугой, что не относится к жильцам первых этажей, поэтому они могут быть освобождены от платы за содержание лифта.

Еще раз повторим, что конечное решение о порядке расчетов платы жильцов за содержание технического оборудования принимают органы властей местного управления и органы управления многоквартирного дома.

Лифты и первый этаж

О правомерности действий ТСЖ по невключению платы за пользование и содержание лифта некоторым собственникам квартир в жилом доме, т.е. об установлении так называемой дифференциации. 

Имеет ли право ТСЖ устанавливать подобную дифференциацию собственникам квартир в многоквартирном доме? Разберем все по порядку.   

Так как речь идет о жилищных правоотношениях, то главенствующую роль в их регулировании играет ЖК РФ (после Конституции РФ и международных договоров). Согласно п. 8 ст.

5 ЖК РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления положениям ЖК РФ применяются положения ЖК РФ.   

В силу ст. 36 ЖК РФ лифт входит в состав общего имущества в доме, принадлежащего собственникам на праве общей долевой собственности. Причем обратите внимание на то, что ЖК РФ определяет общее имущество именно в доме, а не в подъезде или этаже.

Таким образом, все лифты в доме будут являться общим имуществом всего дома, а не только того подъезда, где он находится. Следовательно, и право общей долевой собственности на них принадлежит собственникам всех квартир многоквартирного дома.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Это бремя для различных собственников должно быть соразмерно долям в праве общей собственности на общее имущество. 

Отсюда вывод: плата за пользование и за содержание общего имущества должна начисляться всем собственникам жилого дома.   

Теперь перейдем к вопросу о возможности установления ТСЖ дифференциации оплаты за пользование и содержание лифта.   

Позиция ЖК РФ в данном вопросе однозначная. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ ТСЖ должны устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Других оснований для дифференциации участия в содержании общего имущества ЖК РФ не предусматривает. 

Не делает, к примеру, никаких исключений ЖК РФ и применительно к договорам управления многоквартирными домами (п. 4 ст. 162 ЖК РФ), где четко обозначено требование, согласно которому условия договора управления должны быть одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.   

Cоответственно дифференциация, установленная в рассматриваемом случае незаконна, так как противоречит ст. 39, 137, 158 ЖК РФ.

ТСЖ не наделено полномочиями определять, каким жильцам платить за пользование общим имуществом, а каким нет.

Другими словами, каждый собственник должен платить за содержание и пользование общим имуществом только исходя из своей доли в праве общей собственности на общее имущество. 

Читайте также:  Студенческая виза во Францию

Вопрос о возможности освобождения от оплаты за пользование и содержание общего 

Можно ли освободить собственников квартир на первом этаже от платежей за лифты?

1. Лифт — это общее имущество дома, поэтому все собственники помещений в многоквартирном доме обязаны участвовать в содержании общего имущества, в том числе и те собственники, которые не пользуются частью общего имущества (лифтами). Верховный Суд РФ рассматривал данный вопрос.

Решение Верховного Суда РФ о том, что собственники квартир и помещений на первых этажах обязаны также участвовать в расходах по содержанию общего имущества, которым и является лифт.

2. Общее собрание членов ТСЖ (как и общее собрание собственников, членов ЖСК и т.п.), не может изменить императивную (т.е. обязательную и неизменяемую) норму Жилищного кодекса РФ:

Статья 39. Содержание общего имущества в многоквартирном доме

1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

2. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

  • Таким образом, общее собрание членов ТСЖ не имеет права принимать решение о частичном освобождении отдельных собственников (жителей первого этажа) от обязанности нести бремя расходов по содержанию общего имущества.
  • см. решение верх суда рфВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • РЕШЕНИЕ
  • от 26 мая 2005 г. N ГКПИ05-588
  • Именем Российской Федерации
  • Верховный Суд Российской Федерации в составе:
  •     председательствующего — судьи

    Верховного Суда РФ                              Редченко Ю.Д.,

    при секретаре                                    Лариной М.А.,

    с участием прокурора                     Воскобойниковой Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щ. о признании недействующим абз.

3 подпункта «а» пункта 3 раздела 2 «Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г.

N 392, в части возложения платы за техническое содержание лифтов на нанимателей жилых помещений, проживающих на первом этаже дома (далее — Правила),

установил:

Щ. обратилась в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись на то, что оспариваемый в указанной части пункт Правил неправомерно возлагает на нее обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, пользователем которого она не является.

В заявлении также указывает, что данные Правила были приняты Правительством РФ в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», который в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ признан утратившим силу.

Жилищный же кодекс, по ее мнению, не содержит нормы, прямо относящей плату за содержание и обслуживание лифтов к плате за содержание и ремонт жилого помещения. Кроме того, Жилищным кодексом (ст.

156) предусмотрено, что размер платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда устанавливается органами местного самоуправления (в субъектах РФ — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта РФ), и Правительство РФ в настоящее время не вправе решать вопросы о размерах указанных платежей.

Она проживает в квартире на первом этаже дома и общим имуществом в виде лифта никогда не пользуется, а поэтому она не должна нести расходы по его содержанию и ремонту.

В судебном заседании представитель заявительницы Мельникова Г.Ф. заявленное требование поддержала.

Представитель Правительства РФ Дорофеев М.В. с предъявленным требованием не согласился и просил об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый в указанной части пункт 3 Правил действующему законодательству РФ, в том числе и нормам Жилищного кодекса РФ, не противоречит.

Выслушав объяснения представителя заявительницы, представителя Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Как установлено судом, Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 392 были утверждены «Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг», абзацем 3 пп.

«а» пункта 3 которых предусмотрено, что оплата жилья нанимателями жилых помещений по договору социального найма жилого помещения и договору найма жилого помещения включает в себя внесение платы за содержание общего имущества жилого дома, в том числе технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств, лифтов и приборов учета, а также технических помещений жилого дома.

По утверждению представителя Правительства РФ, оспариваемый абзац 3 пп. «а» пункта 3 Правил действующему законодательству не противоречит и не предусмотренных законом обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома на заявительницу не возлагает.

Согласно ст.

156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения. Из этого, по мнению представителя Правительства РФ, следует, что оспариваемая норма Правил полностью соответствует положениям приведенной нормы Жилищного кодекса.

С учетом объяснений представителя заинтересованного лица, анализа положений Жилищного кодекса РФ, регулирующих вопросы содержания общего имущества жилого дома, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для признания оспариваемого в указанной части пункта 3 Правил недействующим не имеется.

Довод заявительницы о том, что Жилищный кодекс не содержит нормы, относящей плату за содержание и обслуживание лифтов к плате за содержание и ремонт жилого помещения, не может быть признан обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ лифты, лифтовые и иные шахты, механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в данном доме, входят в состав общего имущества в многоквартирном доме. Из содержания пункта 2 ч. 1 ст.

154 названного Кодекса следует, что для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, из приведенных норм Жилищного кодекса усматривается, что обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе и лифта, возлагается на всех без исключения нанимателей жилых помещений в этом доме независимо от того, на каком этаже находится занимаемое жилое помещение.

Такое же требование предусмотрено и оспариваемой нормой Правил, что соответствует положениям Жилищного кодекса РФ.

Не противоречит оспариваемый пункт Правил и ст.

156 названного Кодекса, поскольку в последней содержатся положения, регулирующие, в частности, порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, в состав которой, как указывалось выше, входит и плата за содержание и ремонт лифтов. Ссылка заявительницы при этом на то, что Правительство РФ в соответствии с Жилищным кодексом РФ не вправе устанавливать размеры платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, не может быть принята во внимание, поскольку данным пунктом Правил размер платы не устанавливался.

Не может суд согласиться и с утверждением заявительницы о том, что оспариваемый пункт Правил противоречит ст. 7 Конституции РФ, так как указанная норма Конституции РФ не регулирует вопросы содержания общего имущества многоквартирного дома и не устанавливает каких-либо исключений для нанимателей жилых помещений по несению расходов, связанных с его содержанием.

Не противоречит данный пункт Правил и требованиям ст. 235 Гражданского кодекса РФ, поскольку выполнение предусмотренной законом обязанности по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не может расцениваться как принудительное изъятие имущества у собственника.

Ссылка заявительницы на ст. 1 Гражданского кодекса РФ в обоснование заявленного требования также не может быть признана состоятельной, так как данная норма закона не имеет отношения к рассматриваемому вопросу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 — 199 и пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Щ. о признании недействующим абзаца 3 подпункта «а» пункта 3 раздела 2 «Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г.

N 392, в части возложения платы за техническое содержание лифтов на нанимателей жилых помещений, проживающих на первом этаже дома, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Вопрос:  Почему плата за пользование лифтом в домах ТСЖ (ЖСК)  взимается с жильцов первых этажей? Почему плата за пользование лифтом должна взиматься с общей площади?

Ответ: Прежде всего, плата взимается не за «пользование» лифтом, а за его содержание и ремонт, что может и не зависеть от факта пользования. Дело в том, что, в соответствии с жилищным законодательством РФ и  Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 г.

№ 359, в состав здания входят коммуникации необходимые для его эксплуатации: система отопления, внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации, подъемники, вентиляционные устройства, лифты и т. д.

Согласно технической документации лифт является частью дома, так как его стоимость и монтаж входят в балансовую стоимость дома и содержится он за счет платы за содержание и ремонт жилья. При этом обязательные расходы на содержание общего имущества определяются пропорционально размеру общей площади жилого помещения.  В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г.

№392 все платежи, которые ранее осуществлялись по разным тарифам (эксплуатация и ремонт лифтов, мусоропроводов, вывоз ТБО), теперь объединены в платежи за содержание жилья и ремонт жилья, устанавливаемые в расчете на 1 кв.м общей площади жилья.

Обязанность платы за лифт распространяется на всех жильцов дома, вне зависимости от того, пользуется лицо лифтом или нет. По существующей методике определения состава затрат в муниципальном жилищном фонде, расходы по эксплуатации, содержанию жилых домов и встроенных в них инженерных сооружений, куда входит и лифт, включены в статью «эксплуатационное обслуживание».

Ставка оплаты за содержание и ремонт жилья, в которые входит плата за пользование лифтом, рассчитывается независимо от этажности нахождения квартиры.

Должны ли жильцы первого этажа платить за пользование лифтом? — Правовед.RU

732 юриста сейчас на сайте

Добрый день. Живу в ленинградской области в многоквартирном доме. Моя квартира находится на первом этаже.Лифтом я не пользуюсь, но в квитанции на оплату постоянно присутствует этот пункт и с меня снимают определенную сумму.

Подскажите есть ли какой нибудь нормативный документ в котором говориться об этом? В СПб жильцы первого этажа за лифт неплатят

Читайте также:  Кто выплачивает декретные – государство или работодатель и что нужно знать беременной об этом

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (4)

Добрый день, такого документа нет

Лифт относится к общему имуществу МКД. Поэтому плата за его содержание распределяется среди всех собственников помещений в доме. Бывают случаи, когда в некоторых подъездах лифта вовсе нет, но жильцы вынуждены за него платить

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), а также с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.

2006 № 491 (далее — Правила), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, чердаки, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, оборудование.

Согласно пункту 28 Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Оплата за содержание лифта всеми собственниками помещений основана также на нормах статей 36, 37, 154, 156 Кодекса, по которым размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в состав которого входят лифты и лифтовые шахты) определяется исходя из занимаемой общей площади, а не исходя из количества проживающих.

Освобождение жителей первых этажей от внесения платы за обслуживание лифта нормами Кодекса не предусмотрено. Это будет равнозначно освободить собственников всех этажей кроме последнего от оплаты за расходы на ремонт крыши, например.

Поэтому пользуемся мы лифтом или нет, он является частью общедомового имущества, а значит обязанность нести расходы на его содержание возникает у собственников всех помещений в жилом доме, не зависимо от этажа проживания согласно общей площади занимаемого помещения. Соответственно, оплата за лифт должна производиться собственниками всех помещений многоквартирного дома.

  • 10,0рейтинг
  • 7810отзывов
  • эксперт

Ольга Ивановна, добрый день! В СПб в состав платы за содержание жилого помещения стоимость расходов за лифт для жителей первых этажей действительно исключена, но только для нанимателей, то есть жильцов не являющихся собственниками жилых помещений.

Для собственников плата не устанавливалась, она в этом случае определяется общим собранием собственников помещений в МКД.

Но как отметили коллеги такое исключение противоречит федеральному законодательству однако прокуратура по очевидным причинам не хочет выступать инициатором отмены такой нормы и принимать на себя гнев жителей первых этаже домов с лифтом

Ольга, по общему правилу платить за лифт должны все, даже жители первых этажей.

Однако ситуацию можно поменять на местном уровне, если этого не сделали местные власти. Для этого жильцу первого этажа необходимо получить письменное согласие жильцов остальных этажей на перерасчет размера платы за лифт, после чего обратиться с заявлением в Управляющую компанию либо в местные органы управления для установления порядка расчетов за общедомовое имущество.

В случае отказа осуществить перерасчет его можно обжаловать в суде. Верховный суд, рассмотрев подобное дело встал на сторону жителей первых этажей:

legalacts.ru/sud/apelliatsionnoe-opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-20042016-n-117-apg16-2/

Желаю благополучного разрешения вопроса! С уважением, Дмитрий.

Оплата лифтов жителями первого этажа

Гражданка Ж.На основании какого документа начисляется плата за лифт жителям первого этажа?

ОТВЕТ

Уважаемая Галина Кузьминична!

По существу  Вашего  обращения в Челябинскую городскую Думу от 16.01.

2013 № Д-13/7-13 поясняем, что начисление платы за «обслуживание и ремонт лифта» жителям первого, второго этажей, так же как и жителям верхних этажей, производится на основании жилищного законодательства – Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме …..» (постановление № 491).

Указанным федеральным законодательством определено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, к которому в том числе относятся лифт и лифтовое оборудование (статья 36 ЖК РФ), соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Эта обязанность возложена на всех собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, не зависимо от этажа, на котором находится данное помещение.

Такие расходы не являются расходами на пользование лифтами как средствами транспортировки граждан и грузов (письмо-разъяснение Министерства регионального развития Российской Федерации от 06.03.

2009 № 6177-АД/14, решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 мая 2005 г. № ГКПИ05-588).

Органы местного самоуправления – городская Дума и Администрация города, не имеют полномочий изменять императивные нормы федерального законодательства, в соответствии с которыми  установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти РФ.

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации неоднократно вносились законодательные инициативы субъектов РФ о корректировке Жилищного кодекса РФ в части изменения расчета платы за содержание и ремонт лифтов, в том числе об освобождении пользователей помещений в многоквартирном доме, расположенных на первых этажах, от платы за лифт.

Все законопроекты были отклонены депутатами Государственной Думы. Последнее рассмотрение Государственной Думой и отклонение двух таких законопроектов было 19 декабря 2012 года.  Таким образом, еще раз Государственная Дума подтвердила положения, заложенные в Жилищном кодексе РФ и принятых в его развитие нормативных документах.

Исходя из того, что органом управления многоквартирным домом является Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (статья 44 ЖК РФ),  собственники помещений могут принять решение об освобождении от платы (уменьшении размера платы) за обслуживание и ремонт лифта собственников жилых помещений, расположенных на первом и втором этажах многоквартирных  домов.

Но при этом следует учитывать, что плата за содержание и ремонт жилого помещения должна устанавливаться в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства в состоянии, обеспечивающем безопасность и надежность (статья 156 ЖК РФ, пункт 10 постановления № 491).

Поэтому сумму, недополученную за содержание и ремонт части общего имущества многоквартирного дома – лифта с собственников первых этажей, собственники, проживающие на верхних этажах, должны перераспределить между собой либо найти иные источники покрытия недополученных средств на содержание лифта и лифтового оборудования (например, использовать на эти цели средства от передачи в пользование общего имущества в многоквартирном доме).

  • Хотелось бы еще раз напомнить, что максимальная доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) не должна превышать 22 процентов совокупного дохода, а для отдельных категорий граждан, в семьях которых доход не превышает или превышает не более чем на 20 процентов прожиточный минимум и в состав которых входят:
  • — только граждане, достигшие возраста, дающего право на получение пенсии по старости, или одиноко проживающие граждане, достигшие возраста, дающего право на получение пенсии по старости;
  • — трое и более несовершеннолетних детей;
  • — одинокие матери с одним или более несовершеннолетними детьми, – 11 процентов.
  • В случае если плата за жилищно-коммунальные услуги превышает указанные пределы, — необходимо обратиться в районные органы социальной защиты для оформления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Жильцам первых этажей разрешат не платить за пользование лифтом

Жителей первых  этажей многоквартирных домов могут освободить от платы за обслуживание лифтов.

С таким предложением выступил председатель Российской партии пенсионеров за справедливость, член независимой группы депутатов Госдумы Игорь Зотов.

Парламентарий подготовил поправки в Жилищный кодекс РФ, в которых предлагает пересмотреть принципы расчета тарифов по уходу за общедомовой территорией. 

— Несправедливо, что люди, не пользующиеся лифтом, вынуждены платить за его обслуживание.

Если мы платим в магазине за колбасу и не берем ее — это же странно? Ко мне часто поступают жалобы из регионов, и я подготовил поправки в законопроект, которые исправят сложившуюся ситуацию, — пояснил депутат.

— Там четко прописано, что «собственники жилых помещений на первых этажах вправе отказаться от оплаты обслуживания лифтового хозяйства».

Кроме того, парламентарий отметил, что нынешняя норма ЖК фактически нарушает закон «О защите прав потребителей», согласно которому оплата за ту или иную услугу может взиматься только в случае реального получения этой услуги.

В настоящий момент, согласно ст. 154 действующего Жилищного кодекса РФ, в сумму платежа за жилое помещение включается плата за содержание и ремонт общего имущества, включая технику.

Статья же 36 оговаривает, что этот вид имущества, к которому относятся лифты и шахты, принадлежит собственникам квартир на праве общей долевой собственности.

То есть все без исключения жители дома обязаны в равной степени оплачивать услуги по ее содержанию, вне зависимости от того, насколько часто они пользуются чердаками, подвалами, лестницами и лифтами.

Эта норма закона неоднократно вызывала бурное негодование со стороны жителей первых и вторых этажей многоквартирных домов, которые уверены, что подобная уравниловка несправедлива, ведь им приходится платить за лифт, которым они не пользуются.

Фактически конечное решение о порядке расчетов платы за содержание лифтов остается за местными властями.

Однако далеко не у всех жильцов первых этажей хватает терпения для того, чтобы добиться от управляющей компании или местных органов самоуправления перерасчета платы.

Кроме того, им нужно получить согласие на это от жителей верхних этажей, которые, соответственно, должны будут платить пусть незначительно, но больше.

Пока добиться справедливости удалось лишь жителям отдельных регионов. Так, в 2007 году занимавшая тогда пост губернатора Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко освободила жителей первых этажей от расходов на содержание лифтового оборудования.

Инициатор обращения жителей Тульской области к депутату Зотову Любовь Коваленко рассказала «Известиям», что далеко не в каждом регионе можно получить согласие на перерасчет платежей.

— Мы писали и в управляющую компанию, и местному представителю уполномоченного по правам человека, и губернатору, но всё бесполезно. Пришлось выходить на более высокий уровень, только так появилась надежда, что ситуация изменится, — пояснила она.

Зампредседателя думского комитета по ЖКХ Павел Качкаев также сомневается, что предложенный Зотовым законопроект может получить одобрение большинства депутатов.

— Такие инициативы уже были, но когда мы начинаем разбираться, выясняется, что сделать исключение не получится. Ведь наличие лифта закладывается даже в первоначальную стоимость жилья. Так что, скорее всего, такие вопросы придется решать в частном порядке на общедомовых собраниях, — предположил единоросс. 

С его аргументами согласны и эксперты. Председатель комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков заверил «Известия», что для решения проблемы с оплатой лифта не обязательно вносить поправки в федеральный закон.

— В целом в этой инициативе есть здравое зерно, но собственники могут договориться на общедомовом собрании и направить письмо в управляющую компанию с просьбой пересмотреть распределение платы за обслуживание лифтов, — уверен эксперт. — А если закон будет принят — что, нужно будет запереть лифт для тех, кто за него не платит?

Широков предположил, что подобное законодательное предложение может быть наследием советских времен, когда жители первого этажа «были освобождены от этой платы или же имели пониженную ставку».

Ссылка на основную публикацию