Статья 6.10 коап рф и комментарии к ней

Статья 6.10 КоАП РФ и комментарии к ней

  • Вопрос:
  • В каких случаях граждане, должностные лица, лица,
  • осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
  • юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к

административной ответственности по части 1 статьи 20.61 КоАП РФ?

  1. Ответ: Объективная сторона состава административного
  2. правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ,
  3. выражается в невыполнении правил поведения при введении режима
  4. повышенной готовности на территории, на которой существует угроза
  5. возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации,
  6. за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного
  7. кодекса. Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для
  8. исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении
  9. режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «2»
  10. пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря

1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера»). Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской

Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее – Правила).

  • Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима
  • повышенной готовности на территории, на которой существует угроза
  • возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять
  • законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по
  • предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения
  • чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия,
  • создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также
  • осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью,
  • санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на
  • территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной
  • ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
  • принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные
  • нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от
  • чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и
  • обязательные для исполнения гражданами и организациями правила
  • поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной
  • ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на
  • территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во
  • исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом
  • «2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, могут
  • предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами
  • и организациями правила поведения при введении режима повышенной
  • готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 41,
  • пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря

1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и

  1. территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
  2. характера»).
  3. В развитие приведенных выше положений законодательства Российской
  4. Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные
  5. 20 правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
  6. ситуаций, например: Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г.
  7. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции Указа
  8. Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. № 42-УМ), Постановление Губернатора
  9. Московской области от 12 марта 2020 г. № 108-ПГ (в редакции от 12 апреля
  10. 2020 г. № 178-ПГ) «О введении в Московской области режима повышенной
  11. готовности для органов управления и сил Московской областной системы
  12. предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах
  13. по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции
  14. (COVID-2019) на территории Московской области» и др.
  15. Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные
  16. нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные
  17. нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области
  18. защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять
  19. установленные правила поведения при введении режима повышенной
  20. готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от

21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите

  • населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
  • техногенного характера»).
  • Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что
  • граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую
  • деятельность без образования юридического лица, юридические лица
  • подлежат привлечению к административной ответственности по части 1
  • статьи 20.61 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение
  • обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения
  • гражданами и организациями правил поведения при введении на территории
  • субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или
  • чрезвычайной ситуации.
  • Так, по части 1 статьи 20.61 КоАП РФ, например, подлежат
  • квалификации действия физического лица, выразившиеся в нарушении

подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3, пунктов 12.1, 12.3 раздела 12 Указа

  1. Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной
  2. готовности» (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. № 42-УМ),
  3. принятого в развитие положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г.
  4. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
  5. природного и техногенного характера», или индивидуального
  6. предпринимателя, юридического лица, выразившиеся в нарушении

подпунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 названного Указа и др.

  • При этом судам необходимо учитывать, что в случае нарушения
  • подпункта 2.3 пункта 2 постановления Главного государственного
  • санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7
  • «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения
  • COVID-2019» о выполнении требования по изоляции в домашних условиях,

а также подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3 Указа Мэра Москвы от 5 марта

  1. 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции
  2. Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 г. № 42-УМ) о временном
  3. приостановлении посещения гражданами территорий общегородского
  4. значения, допущенное лицом, прибывшим на территорию Российской
  5. Федерации из иностранного государства, необходимо квалифицировать по
  6. части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к

части 1 статьи 20.61 КоАП РФ.

  • При решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется
  • производство по делу об административном правонарушении,
  • предусмотренном частью 1 статьи 20.61 КоАП РФ, административного
  • наказания конкретного вида и размера необходимо руководствоваться
  • положениями главы 4 КоАП РФ и иметь в виду, что такое наказание должно
  • отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и
  • соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а
  • также соответствовать целям предупреждения совершения новых
  • правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Обобщение рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, 6.13, 6.15, 6.16, 10.5.1. коап рф за первое полугодие 2011 года

ОБОБЩЕНИЕ

рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, 6.13, 6.15, 6.16, 10.5.1. КоАП РФ за первое полугодие 2011 года.

город Нижний Новгород 15 августа 2011 года

Нижегородским областным судом изучены дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.8, 6.9, 6.13, 6.15, 6.16, 10.5.1 КоАП РФ, рассмотренные судами и мировыми судьями Нижегородской области в 1 полугодии 2011 г.

В результате изучения дел, рассмотренных судами и мировыми судьями по статьям 6.8, 6.9, 6.13, 6.15, 6.16, 10.5.1 КоАП РФ, установлено следующее (согласно вопросам, содержащимся в примерной программе изучения дел).

Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Изучение дел данной категории показало, что мировые судьи и судьи районных судов области (далее — суды) в процессе рассмотрения дел на основании экспертных заключений устанавливали конкретное наркотическое средство или психотропное вещество, находящееся в незаконном обороте, и указывали об этом в постановлении о привлечении лица к административной ответственности.

В одном случае суд, признав, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, незаконно приобрело наркотическое средство, в постановлении не конкретизировал наркотическое средство, несмотря на то, что в материалах дела имелось заключение эксперта об изъятии у правонарушителя наркотического средства «каннабис».

По всем административным делам, рассмотренным судами в первом полугодии 2011 года по данной статье КоАП РФ, проводилось исследование изъятых веществ.

В материалах дел имеются заключения экспертов, на основании которых судами делался вывод о конкретном наркотическом средстве, психотропном веществе, изъятом из незаконного оборота.

Соответственно, случаев привлечения к административной ответственности без установления конкретного наркотического средства, психотропного вещества, не имелось.

Разрешая вопрос об отнесении конкретного средства, вещества, растения к наркотическим средствам либо психотропным веществам или к их аналогам, к растениям либо их частям, содержащим такие средства, судьи руководствовались результатами экспертизы (исследования), а также Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.1998г. №681, и Перечнем растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2010 года №934.

Читайте также:  Особенности составления иска на развод в мировой суд

При квалификации действий по частям 1 и 2 статьи 6.8 КоАП РФ суды в постановлениях не во всех случаях указывали, совершение каких именно действий из перечисленных в диспозиции части 1 статьи 6.

8 КоАП РФ (приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка) вменяется лицу, привлекаемому к административной ответственности.

При этом в мотивировочной части постановления о привлечении к административной ответственности, как правило, приводилась вся диспозиция части 1 статьи 6.8 КоАП РФ без указания на конкретные инкриминируемые действия.

При изучении дел установлен случай, когда лицо, привлекаемое к административной ответственности по части 1 статьи 6.8 КоАП РФ, указывало как о приобретении им наркотического средства, так и о его хранении.

Данные обстоятельства, кроме объяснений лица, были установлены и указаны в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако, согласно протоколу об административном правонарушении, лицу было вменено только незаконное хранение наркотического средства.

Суд, соответственно, признал лицо виновным только в незаконном хранении наркотического средства (дело № , мировой судья участка №6 Автозаводского района города Нижнего Новгорода).

Как правило, незаконное приобретение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, осуществлялось путем их покупки. В отдельных случаях лица, привлекаемые к административной ответственности, сообщали о том, что нашли указанные средства и вещества. Суды правильно квалифицировали такие действия как приобретение.

  • Под незаконным хранением судами понималось незаконное владение этими средствами или веществами, в том числе для личного потребления, независимо от места хранения.
  • Под перевозкой наркотических средств, психотропных веществ суды понимали перемещение указанных средств с использованием транспортных средств.
  • Под незаконным изготовлением наркотических средств, психотропных веществ суды понимали действия, в результате которых, как правило, из лекарственных средств (таблеток), химических веществ и растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, получались наркотические средства, психотропные вещества.
  • Приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений или их частей, содержащих такие средства или вещества, признавались судом незаконными в случаях, когда вышеуказанные действия были совершены в отношении средств, веществ и растений включенных в соответствующие Перечни, утвержденные постановлениями Правительства РФ, и только если у лица не было права на совершение указанных действий.

Сложностей при разрешении вопроса о том, относится ли лицо, совершившее противоправное действие, к субъектам административной ответственности, а также при назначении вида и размера наказания, у судей не возникало.

При этом суды исходили из личности лица, привлекаемого к административной ответственности, его семейного, материального положения, характера совершенного административного правонарушения, отягчающих либо смягчающих обстоятельств.

Если у лица, совершившего противоправное действие, не имелось постоянного источника дохода, то суды с учетом иных обстоятельств, как правило, назначали наказание в виде административного ареста.

Обобщение дел показало, что судьями в постановлениях не во всех случаях разрешался вопрос в отношении изъятых наркотических средств, психотропных веществ.

Если вопрос судьей был разрешен, то в резолютивной части постановления указывалось об уничтожении наркотического средства, психотропного вещества и к материалам дела приобщался Акт уничтожения наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, инструментов и оборудования.

Случаев добровольной сдачи наркотических средств, психотропных веществ, согласно рассмотренным в 1 полугодии 2011 года делам, не имелось.

В одном случае при осуществлении личного досмотра самим лицом были выданы находящиеся у него на хранении наркотические средства. Суд обоснованно посчитал, что такие действия не подпадают под примечание к статье 6.

8 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности за добровольную сдачу наркотических средств, психотропных веществ, так как признак добровольности в данном случае отсутствовал (дело № и № , мировой судья судебного участка №3 г.Арзамаса).

Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

  1. Изучение дел показало, что в основном суды в постановлениях указывают конкретные наркотические средства, психотропные вещества, потребляемые лицами без назначения врача.
  2. Вместе с тем, по одному из дел конкретное наркотическое средство врачом-наркологом при освидетельствовании установлено не было, при этом в акте медицинского освидетельствования врач-нарколог указал о нахождении лица в состоянии наркотического опьянения (дело №, судебный участок №1 Сергачского района Нижегородской области).
  3. В отдельных случаях в актах медицинского освидетельствования указывалось, что в крови или моче подозреваемого содержится: «наркотическое средство группы опиатов», «наркотическое вещество группы опиатов/группы каннабиноидов/группы амфетаминов», «вещество опиумной группы», «опиаты и бензодиазенин», то есть указывалась группа наркотического средства.

Изучение дел показало, что в медицинских заключениях употребляется, в том числе, понятие «наркотическое вещество» («наркотическое вещество иммунохром-5-мультиэкспресс, т.е. морфин», «наркотическое вещество группы опиатов»), вместе с тем, законодательством установлены понятия «наркотическое средство» и «психотропное вещество».

Из материалов дел, рассмотренных судами по частям 1 и 2 статьи 6.

9 КоАП РФ, следует, что употребление лицами наркотического средства, психотропного вещества устанавливалось на основании актов медицинского освидетельствования, справок о выявленных в биологических пробах веществах, а также объяснений лиц, привлекаемых к административной ответственности. В материалах дел имеются акты (протоколы) медицинского освидетельствования и справки о выявленных в биологических пробах лиц, привлекаемых к административной ответственности, веществах.

Потреблением наркотических средств, психотропных веществ признавалось внутривенные, внутримышечные инъекции без назначения врача, курение и вдыхание (в случае употребление каннабиса (марихуаны)).

Случаев привлечения к административной ответственности на основании части 1 или части 2 статьи 6.9. КоАП РФ за употребление аналогов наркотических средств, психотропных веществ не было.

Сложностей при разрешении вопроса о том, относится ли лицо, совершившее противоправное действие, к субъектам административной ответственности, а также при назначении вида и размера наказания у судей не возникало.

При этом суды исходили из личности лица, привлекаемого к административной ответственности, его семейного, материального положения, характера совершенного административного правонарушения, отягчающих либо смягчающих обстоятельств.

При назначении наказания в виде административного ареста, кроме того учитывалось отсутствие у лица постоянного источника дохода.

Изучение дел также показало, что суды допускали случаи привлечения к административной ответственности по статье 6.9 КоАП РФ без указания части данной статьи.

В одном случае суд ошибочно квалифицировал действия лица по статье 6.9 КоАП РФ за хранение наркотических средств без цели сбыта (постановление не обжаловалось) (де6ло №, судебный участок №6 Канавинского района города Нижнего Новгорода).

По одному делу об административном правонарушении лицо было освобождено от административной ответственности на основании примечания к статье 6.9 КоАП РФ, так как добровольно обратилась в лечебное учреждение (дело №, судебный участок №2 Шахунского района Нижегородской области).

Так как санкция части 1 статьи 6.

9 КоАП РФ предусматривает наказание, в том числе, в виде административного ареста, то в случае неявки лиц, привлекаемых к административной ответственности, судами рассмотрение дел откладывалось для повторного их извещения, выносились определения о приводе. В случае неисполнения органами внутренних дел привода и истечении срока привлечения к административной ответственности, производство по делу прекращалось.

По статьям 6.13, 6.15 КоАП РФ административные дела не рассматривались.

Статья 6.16. Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Изучение дел показало, что юридические лица к административной ответственности по статье 6.16 КоАП РФ привлекались за нарушение:

– Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.06.2010г. №419,

КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях РФ это центральный документ, который устанавливает нормы административного права. Он содержит перечень административных правонарушений и устанавливает меры ответственности за их совершение, состоящий из 5 разделов и 32 глав, имеющий следующую структуру:

Задачей Кодекса об административных правонарушениях является охрана прав и свобод граждан, конституционного строя, собственности, прав и интересов предприятий, учреждений, организаций, установление правопорядка, укрепление законности, предупреждение правонарушений, воспитание у граждан уважения к Конституции и других законов РФ, уважения достоинства и чести других граждан, выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.

Раздел «Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП)» всегда поддерживается в актуальном состоянии, и здесь вы всегда найдете последнюю действующую редакцию Кодекса с изменениями и дополнениями. Кроме этого, КоАП содержит комментарии к статьям.

Юрист-консультант по административным правонарушениям бесплатно ответит на ваши вопросы и предоставит ссылки на нужные статьи Кодекса по телефону в Новосибирске +7 913 202-6394.

Скачать документ целиком можно по ссылке в конце страницы.

  • Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях
  • Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях
  • Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
  • Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
  • Статья 1.4. Принцип равенства перед законом
  • Статья 1.5. Презумпция невиновности
  • Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением
  • Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени
  • Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве
  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 2.2. Формы вины
  • Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность
  • Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц
  • Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания
  • Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц
  • Статья 2.6.1. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств
  • Статья 2.6.2. Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости
  • Статья 2.7. Крайняя необходимость
  • Статья 2.8. Невменяемость
  • Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
  • Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц
  • Статья 3.1. Цели административного наказания
  • Статья 3.2. Виды административных наказаний
  • Статья 3.3. Основные и дополнительные административные наказания
  • Статья 3.4. Предупреждение
  • Статья 3.5. Административный штраф
  • Статья 3.6. Утратила силу. — Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ.
  • Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
  • Статья 3.8. Лишение специального права
  • Статья 3.9. Административный арест
  • Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
  • Статья 3.11. Дисквалификация
  • Статья 3.12. Административное приостановление деятельности
  • Статья 3.13. Обязательные работы
  • Статья 3.14. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения
  • Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
  • Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
  • Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность
  • Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
  • Статья 4.4. Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
  • Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
  • Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию
  • Статья 4.7. Возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением
  • Статья 4.8. Исчисление сроков
  • Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума
  • Статья 5.2. Утратила силу. — Федеральный закон от 04.07.2003 N 94-ФЗ.
  • Статья 5.3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума
  • Статья 5.4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума
Читайте также:  Образец характеристики на сына от матери

COVID-19: введена уголовная и административная ответственность за нарушения в период действия особых правовых режимов

09.04.2020

Примерное время чтения: 10 мин.

Максим Кошкин Леонид Кравчинский

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о включении в УК РФ и КоАП РФ специальных видов ответственности за нарушение режимов, которые введены или могут быть введены в условиях пандемии коронавируса.

Поправки включают административные штрафы[1]:

— до 40 тыс. руб. для граждан, до 150 тыс. руб. для предпринимателей и должностных лиц, до 500 тыс. руб. для юридических лиц,

— до 300 тыс. руб. для граждан, до 500 тыс. руб. для должностных лиц, до 1 млн. руб. для предпринимателей и юридических лиц – при наличии последствий в виде вреда здоровью или смерти;

до 3 млн. руб. – для юридических лиц,

до 5 млн. руб. – для юридических лиц, при наличии последствий в виде вреда здоровью, имуществу, нарушения порядка и безопасности,

до 10 млн. руб. – для юридических лиц при повторном совершении;

— до 30 тыс. руб. для граждан, до 50 тыс. руб. для предпринимателей и должностных лиц, до 300 тыс. руб. – для юридических лиц,

— до 50 тыс. руб. для граждан, до 500 тыс. руб. для должностных лиц, до 1 млн. руб. для предпринимателей и юридических лиц – при наличии последствий в виде вреда здоровью или имуществу;

Поправки предусматривают уголовную ответственность[5]:

  •  за нарушения санитарно-эпидемиологических правил[6]:

— которые повлекли (или создали угрозу повлечь) массовое заболевание или отравление людей – от штрафа от 700 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 2 лет,

— повлекли смерть человека – – от штрафа от 2 млн. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет,

— повлекли смерть двух или более лиц – лишение свободы до 7 лет;

— от штрафа до 700 тыс. руб. до ограничения свободы на срок до 3 лет, если деяние не имело последствий,

— от штрафа до 1 500 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 3 лет, если деяние повлекло причинение вреда здоровью,

— от штрафа до 2 млн. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет, если деяние повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия.

Изменения вступили в силу 1 апреля 2020 года. Подробности – ниже.

1. Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

1.1. Введена административная ответственность [8] за допущенные в периоды режима чрезвычайной ситуации или карантина или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания

— нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических правил и противоэпидемических мероприятий),

— невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Зависит от последствий в виде причинения вреда здоровью или смерти человека

При отсутствии последствий При наличии последствий[9]
  • — для юридических лиц – штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • — для должностных лиц и предпринимателей – штраф в размере от 50 000 до 150 000 рублей (для предпринимателей также возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • — для граждан – штраф в размере от 15 000 до 40 000 рублей.
  1. — для юридических лиц и предпринимателей – штраф в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  2. — для должностных лиц – штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  3. — для граждан – штраф в размере от 150 000 до 300 000 рублей.

Статья 6.3 КоАП РФ — штраф за нарушение правил самоизоляции

Статья 6.3. КоАП — «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» (в ред. Федерального закона от 01.04.2020 № 99-ФЗ)

  1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

  2. влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  3. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий —

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  4. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

    влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Читайте также:  Как проверить действительность завещания по закону?

Комментарий к новой редакции ст. 6.3 КоАП

  1. По статье 6.3 КоАП могут привлечь только тех лиц, которым выдано (выдано под роспись, а не брошено в почтовый ящик и не направлено по электронным каналам связи) предписание (постановление).

  2. По статье 6.3 КоАП протокол составят, если человек вышел из дома без достаточных оснований, т.е. не для:

    • обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью;
    • совершения покупок в ближайшем работающем магазине или аптеке;
    • выгула домашних животных на установленном в регионе расстоянии от места проживания (пребывания);
    • выноса бытового мусора.
  3. Соответственно, по ст. 6.3 КоАП привлекут:

    • лиц, контактировавших с заболевшими коронавирусом;
    • лиц с подозрением на наличие коронавируса и тех, кто с ними контактировал;
    • лиц, вернувшихся из-за рубежа;
    • лиц, уклоняющихся от лечения коронавируса.

Разъяснения Верховного Суда РФ по коронавирусу

Обзор судебной практики Верховного суда РФ от 21.04.2020 № 1

Вопрос 22: Какая категория физических лиц подлежит привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)?

Ответ: Частью 2 статьи 6.

3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.

Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г.

№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.

3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 65).

Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.

3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Так, например, по части 2 статьи 6.

3 КоАП РФ подлежат квалификации действия физического лица, прибывшего на территорию Российской Федерации и нарушившего требования по изоляции в домашних условиях (подпункт 2.

3 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019»).

Вместе с тем, при решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.

3 КоАП РФ, административного наказания конкретного вида и размера необходимо руководствоваться положениями главы 4 КоАП РФ и иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Вопрос 23: Должностные лица каких органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ?

Ответ: Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, вправе составлять:

  • должностные лица органов внутренних дел (полиции) (пункт 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ);
  • должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 19 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

Вопрос 24: Каков срок давности привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ?

Ответ: Административные правонарушения, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, являются длящимися.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, составляет 1 год и исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения.

Вопрос 25: Какой субъект административной юрисдикции рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, как определяются место рассмотрения указанных дел и место совершения правонарушения?

Ответ: Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов (часть 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подлежат рассмотрению по месту совершения таких правонарушений. При этом местом совершения административных правонарушений данной категории является место их выявления.

В случае проведения по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, административного расследования такое дело рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (часть 1 статьи 28.7, часть 2 статьи 29.5 КоАП РФ).

Данная категория дел об административных правонарушениях может быть рассмотрена с использованием систем видео-конференц-связи (статья 29.14 КоАП РФ).

Вопрос 15: Как следует разграничивать уголовную ответственность по части 2 статьи 236 УК РФ и административную ответственность по части 3 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)?

Статья написана и размещена 13 апреля 2020 года. Дополнена — 21.04.2020

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2020

Полезные ссылки по теме «Статья 6.3 КоАП РФ штраф за нарушение правил самоизоляции»

Ссылка на основную публикацию