Имеет ли право ученик записывать учителя на диктофон — Абсолютное право

Ее автор — заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке, доктор педагогических наук, координатор проекта ОНФ «Равные возможности — детям» Любовь Духанина. В книге простым и доступным языком даются ответы на многие вопросы, которые каждый год родители и педагоги задают юристам, депутатам, общественникам.

Имеет ли право ученик записывать учителя на диктофон - Абсолютное правоЛюбовь Духанина: Ученики, учителя и родители должны понять, что прав без обязанностей не бывает. Михаил Синицын

Целый раздел посвящен разбору конфликтных ситуаций.

Из него, например, можно узнать, чем занимается комиссия по урегулированию споров в школе, кто защитит педагога от неадекватных родителей и где искать управу на учеников, которые оскорбляют учителя.

Вот один из самых частых вопросов: «Ученик регулярно сквернословит в адрес одноклассников и учителей. Что можно сделать? Можно ли не пускать на урок или перевести на очно-заочную форму обучения?»

Корреспонденты «РГ» проверили: Ранцы школьников в 2-3 раза тяжелее нормы

К сожалению, здесь у школы связаны руки. Можно вызвать родителей, сделать выговор и замечания. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения — тоже невозможно. И только если обучающийся достиг 15 лет, можно поставить вопрос о его отчислении.

Проблемы современной школы, которые были подняты в книге, стали предметом острого разговора экспертов в «РГ».

— Чего мы ожидаем для наших детей? Доступного, качественного образования. И это право закреплено в Законе «Об образовании в РФ», — говорит Любовь Духанина. — Общероссийский народный фронт, фонд «Национальные ресурсы образования» раз в полгода проводит исследования о том, как это право реализуется на практике.

И вот, что получается: 33% ребят жалуются, что им не хватает глубоких предметных знаний; 24% испытывают на себе неуважительное, необъективное отношение со стороны учителей; 65 процентам учеников элементарно недостает времени, чтобы нормально подготовиться к урокам.

А 60 процентов детей говорят, что учебный процесс негативно влияет на их здоровье.

По словам эксперта, главное, что сегодня требуется от ребенка — учиться. В законе прописано очень много возможностей: индивидуальные образовательные траектории, элективные и факультативные курсы, семейное, дистанционное, смешанное обучение… А что в жизни?

В 10-11-м классах ученик может заниматься самостоятельно, сдавая в школе только контрольные и экзамены

По данным исследования глобальной образовательной конференции EdCrunch, около 100 тысяч российских школьников не сели за парты в новом учебном году, как раз потому, что их родители предпочли альтернативные формы образования.

— Произошел резкий скачок в сферу семейного образования, — замечает омбудсмен в сфере образования при уполномоченном по защите прав предпринимателей Амет Володарский. — Родители бегут от архаичных стандартов в пользу индивидуального подхода.

Имеет ли право ученик записывать учителя на диктофон - Абсолютное право

Что такое семейное обучение? Если совсем просто: родители всю программу дают детям сами. Чаще — с помощью репетиторов. Причины могут быть самыми разными.

Если ребенок с особенностями здоровья и ему тяжело учиться наравне с другими ребятами — это одна история. Если ребенок одаренный, постоянно готовится к международным олимпиадам и соревнованиям — другая.

Но столь массовый крен в сторону «школы на дому», как считают эксперты, произошел из-за подготовки к ЕГЭ. И это очень тревожная ситуация.

Дмитрий Медведев посоветовал регионам менять старые школы на новые

— Закон гарантирует право детей на сочетание форм обучения, индивидуальный образовательный трек. Например, на то, чтобы химию и физику можно было посещать в школе, а все остальное изучать дома. Но где вы такое видели? К сожалению, инструментов для реализации этого права сегодня нет. Ребенок либо в школе, либо вне школы. Все.

А чтобы совместить разные формы — на местах не готовы, — говорит заведующий лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Семен Янкевич. — И здесь же другая большая проблема — компенсации родителям затрат на обучение.

Если ученик идет в школу, государство находит средства на учебники для него, на зарплаты педагогам, оборудование. Если родители занимаются с ребенком дома, они не получают практически ничего.

Сегодня только в Омской области действует достаточно справедливая система — средства передаются родителям, исходя из «полного норматива», за исключением денег на промежуточную аттестацию. То есть почти столько же, сколько бы получала школа.

Имеет ли право ученик записывать учителя на диктофон - Абсолютное право

— По закону, если у ребенка есть особые потребности, он может учиться и 12, и 13 лет. А успешный школьник может закончить обучение за 10 или 9 лет. Но нормативных документов, как это организовать, нет до сих пор.

Хотя с момента принятия Закона «Об образовании в РФ» прошло уже семь лет, — рассуждает заместитель руководителя аппарата Комитета ГД по образованию и науке Алексей Майоров. — Еще один вопрос — учет достижений, полученных учеником за порогом обычной школы.

Допустим, ребенок занимается в спортивной: почему бы не поставить ему оценку за физкультуру «автоматом»? Или, засчитывать занятия в музыкальной школе на уроках музыки? Москва в последние годы начала это делать. В других регионах ничего подобного нет.

А ведь такая простая вещь разгрузит детей. Но подзаконных актов опять же нет.

Кто платит за учебник

А вот цифра, которая удивит многих: по данным мониторинга ОНФ, школьные учебники покупает каждый третий родитель. И это несмотря на то, что на их закупку регионам выделяются огромные деньги.

— В законе закреплена однозначная норма: учебники бесплатны для каждого ребенка. То есть гарантия закона распространилась пока только на две трети наших учеников, — говорит Любовь Духанина.

— Покупают дидактические материалы 75 процентов родителей, рабочие тетради — 91 процент. Фактически 50 процентов семей, где есть ученики, тратят деньги на ремонт школы, на бумагу, закупку картриджей. Словом, на обустройство.

Это говорит о том, что материально-техническую базу российских школ нам еще развивать и развивать.

Практика показывает: о многих правах школьников их родители даже не догадываются.

— Ежегодно в Рособрнадзор приходит около 15 тысяч обращений по вопросам только общего образования. Жалобы, просьбы, предложения, вопросы… На каждое обращение мы отвечаем, даем разъяснение.

Думаю, у министерства просвещения такая же «картина», — говорит начальник Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко.

Дело учителей

— Учительство реально нуждается в колоссальной поддержке. Это и вопрос снижения нагрузки, это и вопрос нехватки кадров, и, конечно, уровень заработной платы. 34 процента учителей отвечают, что они имеют сложности даже с покупкой одежды, — отмечает Любовь Духанина. — 10 процентов учителей работают на две и более ставки. 61 процент — более чем на одну ставку.

Что такое одна ставка? Это 18 уроков в неделю. Но при этом есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, внеклассная работа и работа с родителями… В некоторых регионах базовая оплата за ставку педагога составляет три-четыре тысячи рублей. Все остальное — надбавки и стимулирующие выплаты, которые начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам.

Если школа задает на каникулы 10 параграфов и 33 задачки из учебника, ее должностные лица могут «заработать» реальный штраф — от 10 до 30 тысяч рублей

Педагоги шутят: «На одну ставку есть нечего, на две — некогда».

Пять процентов учителей признаются, что получают надбавки и стимулирующие выплаты крайне редко. Вообще не получают стимулирующие выплаты и надбавки — 13 процентов.

А 49 процентов учителей, участвующих в проведении экзаменов в 9-м и 11-м классах, признались, что не получили за это никаких доплат.

Имеет ли право ученик записывать учителя на диктофон - Абсолютное право Кирилл Каллиников/РИА Новости

— Фактически все, что связано с учителем, со школой, регулируется на уровне региона или муниципалитета, — говорит Любовь Духанина. — В том числе зарплаты педагогов.

Например, в Ульяновской области депутаты приняли решение о введении новых должностей: учитель-наставник, учитель-исследователь, учитель-методист. За эти статусы закреплены размеры добавок.

Будем надеяться, что другие регионы реально возьмут пример.

Школьники-«айтишники» получат гранты более чем на 4,6 млрд рублей

По словам экспертов, также необходима и новая система оценки трудозатрат учителя. В современной школе у него появляются обязанности, которых не было раньше. Например, ведение электронного журнала. Никто не провел серьезное исследование, которое бы показало, что электронный журнал облегчил труд педагога. Наоборот, учителя утверждают, что нагрузки только прибавилось. Почему?

Электронные системы работают неустойчиво, и всю информацию приходится дублировать. Если в классе 30 человек и больше, то на заполнение всех форм и отчетов уходит половина рабочего дня. Риски профессионального выгорания — это не пустые слова. И, к сожалению, уход учителя из профессии — уже не редкость.

Подлость собирает лайки

По данным исследования ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. И что особенно тревожно, учителя с тяжелым материальным положением подвергаются буллингу в два раза чаще. Работать в таких условиях никто в педагогических вузах не учит…

Рособрнадзор оценит качество образования в детских садах

Последний прогремевший случай произошел в Красноярске: школьники вставили фото учительницы в порноролик: педагог обратилась в полицию. Какое наказание могут понести учащиеся и какое наказание может применить школа?

— Организовавшие эту травлю люди опозорили прежде всего себя. Если будет доказано, что видео действительно сделали ученики, их родителей могут оштрафовать. Размер штрафа для физических лиц — от 1 до 3 тысяч рублей. Также учитель вправе подать иск на возмещение морального вреда.

А в случае доказательства вины учеников они могут быть поставлены на учет комиссии по делам несовершеннолетних, — говорит Любовь Духанина. — Абсолютно всем: ученикам, родителям, учителям необходимо понимать, что права и ответственность идут бок о бок. Если мы сможем привить это понимание, эту правовую культуру в обществе, тогда мы уйдем от большого количества возникающих конфликтов.

Тогда мы будем понимать и правильно воспитывать наших детей как в стенах школы, так и в наших домах.

Читайте также:  Как проверить действительность завещания по закону?

Инициатива

В рамках проекта «Равные возможности — детям» Общероссийский народный фронт вместе с фондом «Национальные ресурсы образования» создает интерактивную карту льгот, которые может получить семья с ребенком. Предполагается, что родитель будет указывать регион, статус ребенка, ситуацию, в которой он находится. И ему будет показана вся информация о том, какая компенсация и за что ему полагается.

Знает ли ученик, что…?

— С 6 (!) лет он имеет право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок (например, покупку канцтоваров или продуктов), а также распоряжаться карманными деньгами. В этом возрасте он может пойти в школу. С 8 лет — может участвовать в детских общественных объединениях.

— С 10 лет имеет право дать согласие на изменение своего имени, отчества, фамилии, а также на усыновление или передачу в приемную семью.

— В 14 лет ребенок имеет право устроиться на работу. И распоряжаться не только своей зарплатой, но и отпуском — 31 день в году.

«Учителем года России-2019» стала Лариса Арачашвили из Волгограда

— В 10-11-м классах может самостоятельно осваивать школьную образовательную программу. То есть заниматься без учителей, родителей, репетиторов, сдавая в школе только контрольные работы и экзамены.

«Девять из десяти школьников хотят начать работать еще в период обучения, — говорит Любовь Духанина. — Они рассматривают свой первый практический опыт как возможность попробовать себя в той или иной профессии.

40 процентов из детей говорят нам о том, что хотят иметь деньги на карманные расходы. А 12 процентов детей хотят трудиться, чтобы помогать семье. Почти половина московских старшеклассников работают в каникулы.

Но они не очень довольны той работой, которую им предлагают взрослые: курьеры, разносчики пиццы, уборщики… Дети, с моей точки зрения, обоснованно считают, что они готовы к более интеллектуальному труду.

Могут чинить технику, быть системными администраторами компьютерных сетей на 3-5 компьютеров. Ребята хотят от взрослых более внимательного отношения к себе, к своим способностям».

Знает ли родитель, что…?

— Школа не вправе не допустить ребенка до занятий, если он пришел без формы или нарушил другие установленные требования к внешнему виду. Это можно рассматривать лишь как основание для применения мер педагогического воздействия.

— Ребенок имеет право учиться в любой российской школе, а не только в ближайшей от дома. Отказать могут только, если в школе нет свободных мест, которые сначала предоставляются тем, кто живет на закрепленной за школой территории. Информацию о вакантных местах школы должны размещать в открытом доступе.

— При приеме в первый класс ребенку не могут отказать из-за того, что он не умеет читать, считать и т.д.

— Домашнее задание (в рамках основной образовательной программы) на каникулы нарушает права ребенка на отдых. Если школа задает на каникулы 10 параграфов и 33 задачки из учебника, ее должностные лица могут «заработать» реальный штраф — от 10 до 30 тысяч рублей.

Знает ли учитель, что…?

  • — Педагог имеет право на ежегодный удлиненный отпуск и один годичный отпуск раз в десять лет.
  • — Если работодатель отправляет учителя на курсы повышения квалификации, то обучение для него должно быть бесплатным, с сохранением средней зарплаты и возмещением командировочных расходов.
  • — Если школу присоединяют к другой, это считается реорганизацией, и уволить педагога не могут.

— Школа должна создать условия для того, чтобы учитель мог отдохнуть и пообедать — перерыв должен составлять не более двух часов и не менее 30 минут.

Или же у учителя должна быть возможность обедать в течение дня, например, на переменах, вместе с обучающимися.

— В 2019 году педагоги могут выйти на досрочную пенсию при наличии педагогического стажа в учреждениях для детей не менее 26 лет, в 2020 году — 27 лет, в 2021 году — 28 лет.

Имеет ли право ученик записывать учителя на диктофон - Абсолютное право

Стоимость каждого издания — 297 руб. (включая НДС и пересылку), с получением в редакции (Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 4) — 195 руб.

Реквизиты для оплаты: АО «Издательство «Российская газета», ИНН/КПП 7714010896/771401001, ОКПО 35258640, ОГРН 1057714039228, ПАО Сбербанк, г.

Москва, БИК 044525225, к/с 30101810400000000225, р/с 40702810438000015949. Укажите ваш адрес с индексом и название: «Учителя и ученики».

Дети и телефоны, Школьная жизнь

Можно заставить своего ребенка тайком включать в классе диктофон, чтобы узнать, о чем говорит учительница, пока родителей нет рядом. Но надо помнить о последствиях.

Имеет ли право ученик записывать учителя на диктофон - Абсолютное право

Можно заставить своего ребенка тайком включать в классе диктофон, чтобы узнать, о чем говорит учительница, пока родителей нет рядом. Но надо помнить о последствиях.

В Германии Федеральное сетевое агентство запретило детские «умные часы» со встроенным микрофоном. Через приложение эти часы были связаны с телефоном родителей. Взрослые могли включить микрофон в часах своего ребенка и услышать то, что происходит вокруг него.

Однако немецкие семьи использовали приложение не так, как рассчитывали разработчики: например, когда ребенок выходит из зоны видимости и отправляется неизвестно куда. Родители тайком активизировали микрофон «умных часов» в школе.

Им очень хотелось узнать, что говорят их детям учителя.

Имеет ли право ученик записывать учителя на диктофон - Абсолютное право

Многие российские семьи тоже охотно используют мобильные приложения(Life360, MamaBear, Family Locator и т.п.), которые позволяют наблюдать за передвижениями ребенка. В их программу можно внести определенные адреса – и поглядывать на сообщения, добрался ли ребенок до этого места. Можно задать границы безопасной территории и получать сигнал тревоги всякий раз, как только дети пересекли их.

Психологи считают, что слежка за ребенком – распространенное явление в современном обществе. Она свидетельствует не столько об уровне развития новых технологий, сколько о кризисе доверия между родителями и детьми.

Родители, которые слишком заняты на работе, хотят компенсировать это с помощью новых технологий: им надо знать о каждом шаге своих детей.

Почему родители хотят подслушать урок в школе?

Именно школа остается загадочной территорией для родителей из разных стран. Информация из учебного заведения зачастую не внушает им доверия.

Чаще всего это происходит в случаях, когда ребенок учится хуже, чем надеялись мамы и папы.

Психологи давно подметили, что родители, которые учились в школе на «хорошо», требуют от своих детей только пятерок, те, кто получал тройки, уверен, что дети должны стать хорошистами, а бывшие отличники склонны предъявлять своим детям непомерно высокие требования.

Поэтому в неуспехах своих детей большинство родителей склонны винить учителей. И это, как мы видим, общий родительский феномен в разных странах.

Законно или нет?

Вернемся в Россию. Законно ли заставлять ребенка тайком вести запись в школе?

Да, отвечают юристы, если запись велась на уроке, и родители просто хотели прослушать его дома.

Школьный урок не выдает детям никакой секретной информации и не содержит государственных тайн. Это звучит как шутка? В дискуссиях на тему, почему надо запретить запись уроков на диктофон, выдвигаются самые невероятные аргументы.

Не сообщается на уроке и сведений о личной жизни учителя или учеников (которые защищается 24 статьей Конституции РФ). Напротив, желание родителей записать школьный урок поддерживает Закон «Об образовании в РФ». Ст. 44 дает российским семьям право познакомиться с методами обучения и воспитания их детей в школе.

И все же юристы считают, что родителям лучше и безопаснее реализовывать это право в других формах.

Имеет ли право ученик записывать учителя на диктофон - Абсолютное право

Права других

Тот, кто стремится тайно записывать голоса школьной жизни, неизбежно вторгается в частную жизнь учителей и учеников. Даже у первоклассника есть своя частная жизнь, и она, по Конституции РФ, неприкосновенна. Ни аудио, ни видео, ни фото одноклассников нельзя выкладывать в сети без согласия их родителей.

  • А тот, кто не соблюдает это правило, должен принимать последствия, которые из этого вытекают.
  • За последние годы в России стало известно о нескольких громких скандалах, начавшихся с того, что дети или их родители выкладывали подслушанную информацию в Интернет.
  • После этого школьнику гарантированы проблемы с одноклассниками, а его родителям – обещания других родителей подать на них в суд.

«- Иногда родители говорят, что они контролируют действия своего ребенка, и он не выложит запись в Сети без их одобрения. Но он может дать прослушать запись одноклассникам, чтобы вместе посмеяться», — говорит Анна Александровна Вавилова, старший научный сотрудник Лаборатории образовательного права МГПУ.

На самом деле смеяться придется недолго. Даже сам факт, что ребенок тайно записывал слова учителя и разговоры одноклассников, может превратить его школьную жизнь в ад.

Иногда родители возражают: мы настраиваем время записи так, чтобы оно совпало с началом урока. Юристы предупреждают: нет, это не гарантирует, что на запись не попадут личные разговоры.

Учитель может задержаться, урок может начаться позже, перемена может быть передвинута – одним словом, диктофон будет писать разговоры в классе.

А это, по определению, — личные разговоры, не подлежащие записи.

Тайная запись урока бесполезна в суде

Имеет ли право ученик записывать учителя на диктофон - Абсолютное право

Большинство (52%) родителей готовы подключиться к школьным делам лишь в исключительных ситуациях, «когда, — говорят они социологам, — происходящее в школе несет риски для детей, их благополучия». Поэтому о правах своих детей такие родители вспоминают лишь во время конфликта с учителями.

  1. Сделав тайную запись с урока этого учителя и опубликовав ее в интернете, они надеются заявить о своей правоте и заставить школу уволить этого педагога.
  2. А вот это уже ошибка.
  3. Анна Вавилова объясняет ее причину.
Читайте также:  Срок исковой давности по наследственным делам на недвижимость

«- Экспертная оценка поведению педагога на записанном уроке дается только профессиональным сообществом, — говорит она. — Для такой экспертизы нужна открытая и легально сделанная запись урока в течение его полного времени. Даже если директор школы, прослушав запись, поверит, что на ней действительно был голос педагога, доказательств, что все было именно так, у него нет. Если речь идет о тайной записи (и никто не видел и не слышал, как она проводилась), можно предположить, что она могла быть сделана в другое время и в другом месте. Поэтому к учителю, чей голос был записан на диктофон, нельзя применить меры дисциплинарного взыскания».

Более того: даже если такого учителя уволят, он подаст в суд и, скорее всего, выиграет процесс. Потому что повода для увольнения не было: тайно сделанная запись (а особенно — смонтированная из фрагментов разных уроков, как это уже было проделано недавно в Сети) будет отвергнута экспертами. По ней никто не станет судить о профессиональном мастерстве педагога.

Хорошо, думают некоторые родители, мы не будем ничего требовать от школы.

Мы пойдем с этой записью прямо в суд!

«- Запись, сделанная тайком, не подходит для суда, — объясняет Анна Вавилова. – И уж тем более суд не примет смонтированные фрагменты разных уроков. Суду надо знать точное время, когда были сказаны те или иные фразы, и контекст, в котором они были произнесены».

Если родители хотят доказать, что учительница пристрастна к их ребенку (делает ему замечания там, где другим все прощается, жестче реагирует на его ошибки, требует больше, чем от других), суд потребует от них полную запись многих уроков с этим педагогом. А затем – передаст на профессиональную экспертизу школьным учителям.

Можно ли попросить школу сделать запись урока?

Родители имеют право открыто, по согласованию со школой, организовать запись урока (или уроков). Ее профессиональный анализ выявит многие проблемы учителя и класса.

Этот ход применяют наиболее активные родители, члены коллегиальных органов управления школой, по согласованию с директором и школьной администрацией.

Чтобы сделать запись урока, надо принять соответствующее решение на родительском комитете и согласовать его с администрацией школы.

Перед началом записи следует объявить классу, что урок будет записан. Надо назвать календарную дату и точное время (минуты и часы) начала урока, номер кабинета школы. Для видеозаписи достаточно зафиксировать только день, час и минуту (если в классе нет больших часов и календаря). Урок должен записываться от звонка до звонка. Нельзя прерывать запись на середине.

Только в этом случае запись урока (или уроков) можно проанализировать и обсудить вместе со школой.

Имеет ли право ученик записывать учителя на диктофон - Абсолютное право

  • Более того, администрация хорошо оснащенных школ говорит, что она могла бы организовать для родителей даже он-лайн трансляции уроков.

Что делать, если учитель кричит и занижает оценки? Права учеников

Имеет ли право ученик записывать учителя на диктофон - Абсолютное право

В школу берут, естественно, не каждого. Однако наши представления о том, что детей может учить только человек, получивший педагогическое образование, неверны. Учителем может быть и специалист с образованием по той специальности, которую хочет преподавать.

Перед тем, как устроиться на работу, желающий работать учителем предстает перед комиссией, которая состоит из завучей и учителей. С ним проводят собеседование, могут попросить провести тестовый урок, определяют испытательный срок.

Возьмут ли учителем того, у кого есть судимость? Да, но только того, кто был осужден за мелкие преступления и правонарушения. На практике же даже им путь в школу закрыт, поэтому чаще всего те, кто учит наших детей, чисты перед законом.

Человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией по закону может работать учителем, но опять же, на практике администрация старается не допускать, чтобы в коллективе были подобные педагоги.

Мы привыкли к тому, что учитель достаточно волен в проявлении своих эмоций: он может наорать на ученика, стукнуть кулаком по столу, вывести шалуна за ухо из класса. Так было во времена нашего детства, так регулярно случается и в современной школе.

Но на самом деле учитель не имеет на это никакого права! Закон стоит на страже человеческого достоинства учеников, защищает их от оскорблений и любого вида насилия (физического и морального).

Что делать, если учитель не соблюдает эти требования? Жаловаться! За нарушение норм обращения с учениками к педагогу могут быть применены разные формы дисциплинарных мер, вплоть до увольнения. А если учитель оскорбил ученика в неприличной форме, то на него может быть наложен штраф (ст. 5.61 КоАП РФ).

Как поступить родителям, если ребенок жалуется на то, как ведет себя с ним учитель?

  • Сначала есть смысл попробовать решить проблему миром. Поговорите с учителем, постарайтесь понять, по какой причине он ведет себя подобным образом (и действительно ли все так плохо, как описывает ребенок).
  • Если с учителем договориться не получилось, идите на прием к директору. С собой берите заявление в двух экземплярах (один останется у вас). Директор обязан в течение 30 дней ответить в письменном виде на ваше заявление.
  • Если обращение к директору не возымело действия, обращайтесь в РОНО или УНО (в разных регионах эти организации носят различные названия).

Если же будет доказано обратное — что ученик оскорбляет учителя — нарушителя ждет дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, исключение из школы). Подростка (14-16) лет могут привлечь к гражданско-правовой ответственности (ст. 1074 ГК РФ).

Как выбрать частную школу и не ошибиться

Нередко для поддержания дисциплины учитель изымает на время у учеников различные вещи — сотовые телефоны, игрушки, и так далее. По закону он не имеет права делать это, так как частная собственность неприкосновенна. Учитель должен действовать другими методами: сделать замечание, оставить на разъяснительную беседу, обратиться к родителям, и так далее.

Часто во избежание таких ситуаций школы вводят внутренние правила, например, в принципе запрещают пользоваться мобильными телефонами на уроках. На это они имеют право, и этим правилам придется подчиняться. Если ученик нарушит их, его может ждать дисциплинарное взыскание.

Остается только пожелать, чтобы вас не коснулись описанные в статье проблемы. Но если неприятный инцидент все же случился, помните о своих правах и правах вашего ребенка, отстаивайте их, но, естественно, тоже в рамках закона!

Самые актуальные новости Росконтроля в Telegram. Подписывайтесь!

Мобильник и диктофон в школе: на что имеют право учителя, ученики, родители

Гаджет в каждом кармане. За последние несколько десятков лет информационные технологии стали частью нашей реальности и это надо принимать во внимание.

Уже с начальных классов школьники пользуются устройствами, с помощью которых записывают аудио и видео, но при этом не имеют никакого представления об этической стороне вопроса.

Более того, среди педагогов и родителей много непонимания правовых норм, регулирующих использование гаджетов и диктофонов в стенах школы. Сегодня я рассмотрю проблему мобильников с юридической и этической точки зрения.

https://pixabay.com/

  • Сразу отвечу на спорный вопрос про запись на диктофон – да, ребенок имеет право приносить в школу диктофон или мобильник, и вести запись урока.
  • Это право закреплено сразу двумя законами:
  • ● Конституция РФ, статья 29, п.4 «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»; исключение – сведения, являющиеся государственной тайной, образовательный процесс таковыми, понятное дело, не является;
  • ● Федеральный закон об образовании, статья 29 «Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации» – закон обеспечивает полную открытость учебного процесса, по этой причине запись уроков не может быть запрещена ни уставом школы, ни региональной властью.

Противоречия и разночтения вызывает статья 152.2 Гражданского кодекса РФ «Охрана частной жизни человека», которая говорит о том, что запрещается кого-либо записывать на диктофон и снимать на видео без его согласия.

Но! Часто педагоги апеллируя этой статьей, забывают про продолжение – нарушением не является сбор и использование информации в государственных, общественных или иных публичных интересах.

Образовательный процесс – это несомненно область общественного и государственного интереса.

Так что делать учителям? Как защитить свои права?

  • Не забывать о 43 статье Федерального закона «Об образовании в РФ» – если смартфон школьника мешает учебному процессу, нарушает дисциплину, значит обучающийся нарушает обязанности, предписываемые законом. В этом случае педагог может принять дисциплинарные меры в соответствии с внутренним распорядком школы – провести беседу с родителями, подключить завуча по соц. работе. Но не при каких обстоятельствах учитель не может отбирать у ученика устройство, будь то телефон или диктофон.
  • Учителя забывают, что они также имеют полное право вести собственную запись урока. Это будет единственно правильным решением, когда педагог опасается провокационных ситуаций со стороны школьников, выставление учителя в невыгодном свете, выдергивание из контекста записанных фраз и отрезков видео. Далеко не всегда поведение учителя является причиной враждебности ученика. Часто ребенок приносит в школу личные эмоциональные проблемы и проецирует их на педагогов.

Учитель может отчасти взять на себя ответственность по формированию культуры пользования гаджетами. Дети сегодня начинают взаимодействовать с гаджетами еще прежде чем, научатся говорить, но никто их не учит нормам этики и культуры, связанным с информационными технологиями.

Нужно объяснять когда и в каких ситуациях уместно использование записывающих устройств и смартфонов, что такое уважение чести и достоинства, что означает охрана частной жизни, почему бывает не приятно, когда тебя скрыто записывают, даже если ты не делаешь ничего плохого.

Читайте также:  Благодарственное письмо учителю от родителей - образцы текстов.

Почему важно предупреждать, если собираешься сделать запись и обязательно демонстрировать информационную культуру своим поведением, избегать «двойных стандартов», когда учитель сам пользуется на уроке телефоном, но запрещает ученикам.

https://pixabay.com/

  1. Напоследок, лайфхак для учителей: если перед началом занятия предупредить учеников, что вы планируете вести запись урока, то:
  2. ● во-первых, это отобьет желание у проблемных учеников создавать провокации и конфликтные ситуации;
  3. ● во-вторых, своим примером покажите правильное поведение с точки зрения этики;
  4. ● в третьих, прослушивание собственной записи поможет проанализировать и отрефлексировать профессиональные задачи, которые не удалось решить на уроке.

Отмечу, что демонизация гаджетов не всегда оправдана. Было немало случаев, когда аудио и видео запись помогали школьникам прекратить нарушение их прав, унизительные и психотравмирующие ситуации.

Кроме того, смартфоны, планшеты и диктофоны можно привлечь «на светлую сторону», использовать для учебных целей, формируя тем самым у детей информационную культуру.

Подписывайтесь на мой канал, если статья вам помогла разобраться в вопросе.

Сталкивались с проблемными и спорными ситуациями из-за гаджетов и диктофонов? Предлагаю обсудить в х.

Имеет ли право ученик записывать урок на диктофон | Гарантия права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Имеет ли право ученик записывать урок на диктофон». Кроме того, ниже Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную онлайн консультацию юриста.

В статье 5 ФЗ «О государственной тайне» установлен исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну. Указ Президента РФ от 24.01.

1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» дополнительно конкретизирует данные сведения.

Уважаемые коллеги, у вас в классе есть такие часы-прослушки и разрешены ли они администрацией? Мне сказали, что это законно. Родитель имеет право знать , что происходит на уроке.

Но ведь она слушает не только меня и своего ребенка, но и ответы других ребят. Прошу высказать свои мнения..
Новые технологии изменили лицо школы.

Сегодня первокласснику достаточно нажать кнопку, чтобы записать урок на диктофон, а затем выложить запись в социальную сеть.

Можно ли записывать учителя на диктофон? правовые рекомендации

Так, предложение вручить каждому учащемуся школы диктофон не все восприняли с энтузиазмом.

Сторонники классических методов обучения заявили, что электронное чудо техники лишь расслабит учеников, давая им хорошую возможность списывать и использовать его на экзаменах и контрольных в качестве шпаргалки.

Другие считают предложение чиновников вполне приемлемым для современной школы, а также для родителей, которые будут в курсе, чему и, главное, как обучают их детей.

Возникает вопрос: «Я хочу фиксировать и записывать свою жизнь различными способами, в том числе учебные занятия на диктофон. А другие этого не хотят. Кто же нарушает чьи права?

Директор школы совместно с администрацией несколько лет подряд организовывали обязательные платные дополнительные уроки — репетиторства по четырем предметам.

Вышеуказанные нормативные правовые акты я привожу только для того, чтобы лишний раз показать, что образовательный процесс в обычных школах, университетах и т.д. — это не секретная информация. Все почему-то делают упор на положения ст.ст.

Могут ли ученики записывать нас на диктофоны? Сразу скажу, что ответ — да, во время урока могут. И подчеркиваю, что желание записать урок должно принадлежать именно ученику, а не родителю. В данном ликбезе рассматриваются правовые основы аудиофиксации исключительно в образовательном процессе.

Примите в своем образовательном учреждении локальный акт о применении электронных устройств. Будучи заместителем я внесла такое предложение — получила одобрение от педагогов — разработала — ознакомили родителей и на ПЕДСОВЕТЕ приняли.

Подстраховались.
В соцсетях бурлит очередной «школьный скандал».

В публичный доступ выложена аудиозапись, на которой учитель начальной школы в течение 25 минут в грубой и авторитарной форме отчитывает детей за то, что их родители не поздравили ее с 8 марта.

Законно ли записывать учителя на диктофон, без его согласия?

Уважаемые коллеги! В прошлом учебном году я случайно узнала, что одна из мам прослушивает все мои уроки. У девочки на руке часы. Мама сидит на работе и слушает…(так потом она мне сказала). Сначала родительница мотивировала тем, что просто «следит» за ребенком , слушает, как ее дочь отвечает на уроках.

В соцсетях те, кто прослушал запись, разделились: одни считают, что такого учителя нельзя подпускать к детям, и родители совершенно правы, сделав запись достоянием общественности, другие обвиняют родителей в том, что они заставили своих детей тайно записывать слова учителя на телефон и это непедагогично, и незаконно.

Она сводила его к неврологу, и ему поставили диагноз «нервный тик». Психолог, исследовав его рисунки, сказала нам, что ребенок боится именно школы.

В статье 5 ФЗ «О государственной тайне» установлен исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну. Указ Президента РФ от 24.01.

1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» дополнительно конкретизирует данные сведения.

Вышеуказанные нормативные правовые акты я привожу только для того, чтобы лишний раз показать, что образовательный процесс в обычных школах, университетах и т.д. — это не секретная информация.

Hq адвокат

Права педагогов ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Что нового в учебном процессе, сдаче ЕГЭ и ОГЭ в 2018 году, программы для учителей Единственная ситуация, когда педагог вправе поднять вопрос о недопустимости аудио- или видеофиксации урока, — это когда указанные действия мешают образовательному процессу. В такой ситуации уже учащийся нарушает свои обязанности, указанные в ст.

По поводу этики и правомерности использования диктофонов в школе, в частности, во время уроков также ведутся споры.

Современные школьники стали гораздо требовательнее к учителям, чем ученики прошлых лет, для которых авторитет педагога был непререкаем.

Сегодня в общеобразовательных школах никого не удивишь использованием современных технических помощников в виде компьютеров, интерактивных досок и многого другого.

Запись на диктофон: шпионаж за учителем или право обучающихся?

Пришлось написать заявление на имя директора с указанием, что оставляю за собой право обратиться в РОНО и со всеми скопированными тетрадями-работами и пр ( оно, РОНО, по другому сейчас называется, но не суть).

А теперь правовое обоснование Согласно ч.4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Управление образования Алматы официально запретило на ее территории видео- или аудиозапись без разрешения, ссылаясь на положения Гражданского кодекса РК. Громкий скандал в школе-гимназии №68 разразился в самом начале учебного года.

Я на перемене поинтересовалась у девочки-действительно ли мама «слушает» все уроки? Тут же раздался звонок. Мама меня строго спросила: » По какому праву вы допрашиваете моего ребенка?» И я поняла, что все это так и есть.

Две недели второклассник одной из столичных школ во время уроков записывал на диктофон свою учительницу по просьбе родителей. Мужчина, который рассказал об этом журналистам TUT.BY, — Максим, гражданский муж матери второклассника.

Вавилова считает, что родители были правы, позволив своим детям сделать запись: «Да, возможно, кто-то возразит: публикация записи в социальных сетях без разрешения частных лиц, которые на ней узнаваемы, — это нарушение. Но, по сути, родители имеют право знакомиться с методами обучения и воспитания в школе. Они имеют право защищать права своих детей».

Конфликт произошел пару месяцев назад, когда первоклассники школы №6 стали жаловаться на свою «вторую маму» Эллу Новик. Судя по рассказам детей, на уроках классный руководитель могла оскорбить малышей, унизить их честь и достоинство, непристойно выразиться в адрес родителей и даже применить физическую силу.

Конечно же, далеко не каждая школа может похвастаться интерактивной доской, зато компьютеры имеются практически везде. Модернизация в образовательной сфере иногда вызывает горячие споры между педагогами, чиновниками и родителями школьников о том или ином нововведении.

Родители обвиняют педагога в грубости и жестокости по отношению к школьникам и требуют лишить ее права преподавания в общеобразовательных учреждениях.

Однако ученики школ, похоже, не особо нуждаются в диктофонах, имея встроенные записывающие устройства в мобильных телефонах.

При этом многие учителя допускают использование мобильников на своих уроках для фотографирования чертежей или формул, а также записи лекций и домашнего задания. Единственным требованием педагогов является выключенный звук телефона.

В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Имеет ли право родитель записать на диктофон разговор с учителем

Знаете, как-то не очень приятно знать, что тебя ежеминутно слушают . Но после прошла информация, что родители имеют право «слушать» то, что происходит на уроке.

Вот интересно, слушала ли мама , что происходит у нас на переменах?::smile0:: Но уточнять не стала… Хотя такая «прослушка» будет стимулировать учителя …да еще как!
Согласно ч.4 ст.

29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Юрист утверждает, что никакие законы такой записью не были нарушены. Школа – это общественное место, а не личная квартира педагога. В ответ учитель вправе сделать замечание, провести профилактическую беседу, вызвать родителей и т.д.

Если же несмотря на запись урока нарушения дисциплины нет, учащийся выполняет все требования образовательного процесса (осваивает программу, выполняет задания педагога и т.п.), то повода для запрета нет.

Фиксация урока неудобна педагогам, злоупотребляющим разговорами на посторонние темы, допускающими некорректное обращение с учениками.

Ссылка на основную публикацию