Аграрные миллионы: куда и зачем направляют дотации на сельское хозяйство — 24 Канал

Процесс импортозамещения, начатый после введения санкций в отношении Российской Федерации, продолжается и в 2021 году. Была принята государственная программа на основе Постановления Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717. Она направлена на поддержание фермерской деятельности. Срок проведения программы: 2013 – 2025 гг.

Для того, чтобы стимулировать частные фермерские хозяйства к устойчивому развитию и официальному оформлению, государством были предприняты меры по материальной поддержке. Заключается эта поддержка в выделении грантов на развитие сельского хозяйства. Однако получить дотации могут далеко не все граждане.

Общая информация

  • Аграрные миллионы: куда и зачем направляют дотации на сельское хозяйство - 24 КаналГрант на развитие сельского хозяйства — это определенная сумма, которую государство из федерального бюджета выделяет в пользу фермера на возмещение затрат в рамках региональных программ развития сельского хозяйства и создания новых постоянных рабочих мест в сельской местности.
  • При этом существует несколько видов субсидирования, каждый из которых является целевым.
  • Потратить полученные от государства дотации на что-то, не входящее в целевые рамки, невозможно.
  • Фермеры отчитываются о затратах, тем самым подтверждая, на что именно были израсходованы деньги.

Скачать и распечатать бесплатно

Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717

Виды грантов

Субсидии начинающему фермеру выделяют по многим направлениям. Перечислим некоторые из них:

  • приобретение сельскохозяйственной техники;
  • средства на приобретение сельскохозяйственных животных;
  • компенсация (не в полном объеме) за строительство производственных объектов (например, завод по производству молочных продуктов);
  • средства для модернизации в хозяйстве (например, для приобретения современного оборудования);
  • на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  • компенсация по платежам за лизинг (дословно — аренда за отдельную плату);
  • на приобретение посадочного материала и пр.

Начинающий фермер может рассчитывать сразу на несколько вариантов поддержки от государства, при условии, что будет соответствовать всем существующим требованиям.

Получить субсидию может не только начинающий сельскохозяйственный предприниматель, но и уже действующий, которому необходима помощь в развитии своего дела. Требования предъявляются ко всем кандидатам одинаковые.

Как получить помощь

Аграрные миллионы: куда и зачем направляют дотации на сельское хозяйство - 24 КаналСуществуют определенные требования, которые предъявляются к начинающим фермерам.

Если человек или семья  (ИП или КФХ)не подходят хотя бы по одному из них, то получить грант невозможно. Кроме того, грант может получить образовательная или научная организация в сфере сельского хозяйства, сельскохозяйственные товаропроизводители, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Государство финансирует только тех, кто может принести пользу обществу и внутреннему рынку.

Основные требования

Список требований не слишком велик, однако соответствовать им могут далеко не все фермеры.

К основным критериям относятся:

  1. Профессионализм. Предпочтение отдается тем фермерам, которые имеют высшее образование или опыт ведения хозяйства, сроком не менее 10 лет. То есть если человек вел более 10 лет подсобное хозяйство, и может подтвердить это, но при этом не имеет высшего или специального образования, то получить грант он может.
  2. Наличие собственных средств для начала бизнеса. Государство допускает, что у начинающего фермера может быть не вся сумма на руках. Поэтому минимальный порог был установлен в 30% от всех необходимых средств, этот порог каждый регион устанавливает самостоятельно.
  3. Грамотный бизнес-план. Без планирования будущего развития бизнеса средства из федерального бюджета выделены не будут, поскольку у комиссии не будет представления о том, какую пользу принесет развиваемое сельское хозяйство.
  4. Наличие в собственности хотя бы минимального количества земли и производственных объектов. То есть в собственности у начинающего предпринимателя должен быть участок и строения на нем.
  5. Четкий план о сбыте полученной продукции. Предприниматель должен четко представлять, как и куда он будет сдавать или продавать полученные от сельского хозяйства продукты.
  6. Создание постоянных рабочих мест. Общепринято, что при получении гранта фермер должен создать хотя бы одно рабочее место в сельскохозяйственной сфере, там где это возможно.

Если хотя бы одно из условий не будет выполнено, то в гранте будет отказано до тех пор, пока гражданин не станет подходить под критерии.

В случае если профессионального опыта у начинающего фермера не хватает, то грант может быть одобрен с дозволения муниципальных властей. То есть представители муниципалитета могут дать рекомендации для гражданина, который начинает развивать сельское хозяйство в районе, и рассчитывает получить субсидии.

Требования к кандидатам

Аграрные миллионы: куда и зачем направляют дотации на сельское хозяйство - 24 КаналПомимо описанных выше требований, существует еще ряд обязательных условий. Конечно, региональные власти утверждают свои программы выдачи грантов, но в целом требования к претендентам примерно одинаковы.

К ним относятся:

  • наличие гражданства РФ у претендента;
  • опыт работы в сфере сельского хозяйства (каждый регион этот критерий устанавливает самостоятельно, но как минимум 2 года по любому из направлений);
  • не получение помощи от государства по данному направлению;
  • проживание в том районе, в котором будет располагаться крестьянское фермерское хозяйство.

Фактически человек может проработать 5 лет трактористом, а затем начать развивать сельское хозяйство в качестве фермера. Опыт работы пойдет в зачет при рассмотрении документов проверяющей комиссией.

Отбор по конкурсу

Рассмотрением документов занимается специальная комиссия в Министерстве сельского хозяйства региона, которая выносит решение о том, будут ли выделены субсидии в помощь предпринимателю или нет. Отбор производится между всеми участниками, которые подали заявку. И предпочтение отдается тому кандидату, который наиболее полезен обществу и соответствует требованиям.

Отказ в одном гранте не означает, что в субсидировании по другому направлению будет так же отказано. Поэтому кандидат вправе подать заявления сразу по нескольким направлениям. Комиссия самостоятельно решает, на что переводить средства федерального бюджета.

Документы

Аграрные миллионы: куда и зачем направляют дотации на сельское хозяйство - 24 КаналСубсидии сельскому хозяйству могут быть выделены только в том случае, если человек представит на комиссию определенный список документов, подтверждающий соответствие требованиям. Список необходимых документов каждый регион утверждает самостоятельно, он будет различаться в зависимости от вида гранта, на который претендует фермер.

К таким документам, в частности, относятся:

  • заявление на участие (заполняется непосредственно при подаче документов);
  • копия паспорта (все заполненные страницы);
  • копия диплома;
  • свидетельство о регистрации в качестве крестьянского фермерского хозяйства (постановка в налоговом органе на учет осуществляется в течение 14 календарных дней);
  • бизнес-план (составить можно самостоятельно или с привлечением сторонних организаций);
  • соглашение на проверку, обработку и хранение персональный данных;
  • рекомендательные письма от муниципалитета при наличии;
  • соглашение о реализации и сбыте готовой продукции.

При отсутствии каких-либо документов комиссия не примет к рассмотрению заявление, участие в конкурсе будет аннулировано.

Повторно подать документы можно в любой момент после открытия приема документов комиссией. Поэтому если с первого раза заявка не прошла отбор, то не запрещается подача в удобное время после коррекции ошибок. Развитие сельского хозяйства имеет приоритетное значение, чем объясняется неограниченное число попыток на участие.

  1. Аграрные миллионы: куда и зачем направляют дотации на сельское хозяйство - 24 КаналВ  2021 году подразумевается не единовременное выделение средств от государства единой суммой, а заключение государственного контракта в рамках программы поддержки.
  2. То есть между фермером и представителями органов власти заключается соглашение, согласно которому в пользу бизнеса выделяются средства в течение всего года.
  3. В контракте прописываются следующие аспекты:
  • сумма субсидирования;
  • сроки отчетности;
  • виды отчетности;
  • целевое назначение субсидирования;
  • порядок возврата средств, которые не были освоены в течение года;
  • ответственность за нарушение пунктов договора.

Если фермер за  2021 год не израсходует выделенные средства в полном объеме, то остаток он будет обязан вернуть в бюджет.

Срок субсидирования составляет ровно год. В течение этого периода государство оказывает материальную поддержку предпринимателю, после чего бизнес или набирает обороты, или показывает свою несостоятельность.

Последние изменения

В 2017 году максимальная сумма гранта составляла 1,5 миллиона рублей. В 2021 году планируется увеличение этой планки с учетом инфляции и роста цен. Программа субсидирования рассчитана на длительный срок.

С 2019 г. реализуется новая программа поддержки агробизнеса. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г.

№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Минсельхоз России разрабатывает федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

  • Федеральный проект предполагает реализацию мероприятий по грантовой поддержке КФХ, предоставлению субсидий СПоК и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров.
  • Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
  • Подписывайтесь на наши обновления!

Как получить грант на развитие сельского хозяйства

Субсидии от Минсельхоза — миллиарды в никуда

Аграрные миллионы: куда и зачем направляют дотации на сельское хозяйство - 24 Канал Фото Сергей Пятаков / РИА Новости

Росстат говорит о двух одновременных процессах: уменьшении числа мелких аграриев и увеличении обрабатываемых земельных площадей. Статистики называют это «укрупнением», но они лукавят — земли мелких разорившихся фермеров захватывают крупные агрохолдинги, создавая видимость развития сектора АПК. Им же достается и большая часть государственных субсидий, которые Минсельхоз раздает практически вслепую, поддерживая хорошо зарекомендовавшие себя хозяйства с растущими площадями посевных и оборотами бизнеса. Ирония судьбы в том, что, во-первых, эти предприятия в поддержке не нуждаются, а во-вторых, случается, что средства не используются на развитие сельхозпредприятий, а выводятся в неизвестном направлении.

В 2013 году российские правоохранительные органы обратили внимание на воронежский бизнес бывшего замминистра сельского хозяйства России Алексея Бажанова. Его группа «Маслопродукт» получала средства от госструктур и банков на строительство маслоэкстракционного завода в Верхнехавском районе Воронежской области.

Бажанова и трех бывших сотрудников подконтрольных «Маслопродукту» структур — Романа Малова, Сергея Дуденкова и Сергея Цветкова сначала обвинили в том, что они вывели через подконтрольное ООО «Вита» 1,125 млрд руб., предоставленные «Росагролизингом» на закупку оборудования для завода.

Затем Бажанову предъявили обвинение в мошенничестве — в хищении около 10 млрд руб. кредитов Россельхозбанка, Московского индустриального банка и Связь-банка, взятых на покупку сырья для того же маслозавода. К весне 2014 года Алексею Бажанову вменили в вину еще и «отмывание денег в особо крупном размере».

Читайте также:  Постановка автомобиля на учет в ГИБДД

Бывший замглавы Минсельхоза девять месяцев провел под стражей, а затем был отпущен под подписку о невыезде и скрылся за границей.

Любопытен тот факт, что Бажанов беспрепятственно пересек границу, что его, якобы, объявили в розыск, но в базе Интерпола его нет, и, наконец, бизнесмен спокойно живет в Швейцарии и летает на суд в Лондон, но его упорно не могут отыскать.

Еще один яркий пример коррупции в Минсельхозе — дело Игоря Коняхина и Сергея Бурдовского, которых обвиняют в хищении свыше 1,5 млрд рублей у Росагролизинга и Россельхозбанка через фиктивные проекты строительства спиртзавода, молочных ферм и элеватора.

К организаторам схемы следствие причисляет находящегося в розыске экс-чиновника Минсельхоза РФ Олега Донских, а свидетелями по делу проходят руководившая Росагролизингом экс-министр Елена Скрынник, губернатор Липецкой области Олег Королев и экс-губернатор Воронежской области, а теперь — полпред президента Алексей Гордеев.

Подобные истории показывают, что сельское хозяйство России — это тот источник, через который можно получать и отмывать деньги почти безнаказанно. Государство предоставляет аграриям суперльготные условия, но этими льготами пользуются крупные бизнесмены и чиновники, создавая своего рода преступные сообщества (в чем, кстати, подозревают и Алексея Бажанова).

Три триллиона для АПК

Почему в российском сельском хозяйстве сложилась такая патовая ситуация? Рассмотрим усилия правительства страны, которое активно пыталось развивать эту самую тяжелую, пожалуй, после здравоохранения и образования, сферу начиная с середины нулевых.

В 2006 году был принят закон о развитии сельского хозяйства РФ, установивший взаимоотношения между товаропроизводителями, потребителями и другими заинтересованными лицами, а также гарантии и направления государственной поддержки.

В частности, в законе было заявлено о «доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги».

Закон стал основой первой Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008—2012 гг.

Объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета составил 551,3 млрд рублей, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — 544,3 млрд рублей, за счет средств внебюджетных источников — 311 млрд рублей.

 Результаты программы изложены в Национальном докладе, и он, в принципе, позитивный: в частности, 66,1% мяса скота и птицы в России к 2013 году были уже отечественными. В целом за этот период было потрачено на развитие сельского хозяйства страны порядка 1,4 трлн рублей.

Следующая программа, на 2013—2020 годы, еще идет, и о результатах пока судить рано. Но есть цифра: объем бюджетных ассигнований на реализацию программы 2013—2020 за счет средств федерального бюджета составляет 1,5 трлн рублей. Таким образом, в сельское хозяйство с 2008 по 2020 года вложено (или планируется вложить) почти 3 трлн рублей. 

К какому эффекту привели бюджетные вливания, мы спросили у самих сельхозпроизводителей.

Фермер из Тюмени Андрей Брандт много лет занимается зерновыми, и коррупционные схемы в сельском хозяйстве ему знакомы не понаслышке.

 «На сельское хозяйство у нас выделяются миллиарды — дотации, субсидии, но до фермеров доходит только 10-15%. „Дербанят“ деньги на большие „показушные“ программы для холдингов.

А в учредителях этих холдингов — замгубернаторы и министры», — говорит предприниматель.

По его словам, Россия в этом вопросе должна брать пример с Европы, где субсидии выделяются «не на абстрактные программы, а на конкретные гектары». «Я был в Греции — там триста евро на гектар государство выделяет. Дайте мне по три тысячи рублей на гектар, сделайте мне фиксированную цену на пшеницу. Если бы так фермерам сделали, знаете, как бы мы жили!», — отмечает фермер.

Головная боль фермера Андрея Брандта — цена на зерновые. Закупочную стоимость пшеницы снизили с 8 рублей до 5 за килограмм. А себестоимость этой самой пшеницы — 5,5 рубля, то есть фермеры работают себе в убыток: не продать уже собранное зерно они не могут — сгниет.

«Нам бы помогли субсидированные кредиты, но их просто не получить. Никто из тех, кто пытался и кого я знаю — не смог получить, — рассказывает предприниматель.

— Эти кредиты выдают только знакомым людям и аффилированным компаниям, у кого блат есть. Простому фермеру они недоступны.

Нас сейчас захватывают и вытесняют холдинги, так что скоро фермерству в России придет конец: двадцать лет назад разрешили, а сейчас — придушили».

Генеральный директор ООО «Тамбовские фермы» Игорь Поляков, лауреат Тамбовской премии им. Ивана Мичурина 2017 года, придерживается прямо противоположной точки зрения.

«Субсидии сейчас получить несложно, я не понимаю тех, кто говорит, что их нельзя получить. Это совсем ленивые или неграмотные люди должны быть, потому что субсидии сейчас дают всем, даже кому не нужно, — говорит он. — Я еще понимаю, что в тепличном хозяйстве они нужны, молочном скотоводстве, разведении КРС, но не в растениеводстве — точно. И все равно дают. Мы посмеиваемся, но берем».

На вопрос о коррупционных схемах при распределении субсидий аграрий ответил так: «Коррупция? Ничего про коррупцию не знаю, не могу сказать».

Проблему сельского хозяйства России Игорь Поляков видит в другом: «У нас люди просто не знают, где можно получить помощь, деньги, как все оформить. Никто этого не рассказывает.

Еще важнее — новые технологии, о них мы узнаем, только когда кто-то куда-то за границу едет учиться, а это бывает редко. Но если государство возьмется нас обучать, то лучше не надо, все развалится. Это мы сами должны, фермеры, для себя организовать.

А субсидии я бы вообще отменил, хороший хозяин и без субсидий справится, а кто не справится, тому, значит, и не нужно».

Игорь Поляков слегка лукавит: его «Тамбовские фермы» — не мелкое хозяйство, а как раз представитель того самого пула агрохолдингов.

К тому же недавно в интервью порталу «Агроинвестор» он признался, что не смог получить от государства деньги на особых условиях: «Если говорить о субсидированных льготных кредитах по ставке до 5% — мы не смогли получить такой кредит, несмотря на то, что заранее подавали заявку, у нас большой опыт в этих вопросах».

11 декабря 2017 года на заседании в Госдуме директор совхоза им. Ленина Павел Грудинин сказал о том, что министерские чиновники живут, по сути, иллюзиями.

Их дезинформируют региональные чиновники, докладывая о небывалом росте, надоях и урожае, а они — вместо того, чтобы проверить — принимают необдуманные решения. Таким образом, сотни миллиардов бюджетных денег уходят в никуда.

Именно поэтому Россия до сих пор ввозит прикинувшейся белорусской продукцией санкционку, растет цена на молочную продукцию и падает ее объем, а мелкие аграрии бросают свой бизнес.

Итог, к которому приходят, кажется, и крупные холдинги, и мелкие фермеры, и даже сами чиновники — надо пересматривать систему субсидирования. Эффекта она не дает никакого: то, что попадает в сферу АПК, достается крупным игрокам, а все остальное блокируется административными барьерами, что создает условия для масштабной коррупции.

Сообщить о коррупции

Если у вас есть информация о случаях коррупции в АПК, притеснениях бизнеса, создании административных барьеров, пишите в ПАСМИ в рубрику «Сообщить о коррупции».

Аграрные миллионы: куда и зачем направляют дотации на сельское хозяйство

В 2018 году государственный бюджет выделил более 6 миллиардов гривен на поддержку сельхозпроизводителей. Значительные суммы дотаций получили, в частности, крупные агропредприятия. Украина в вопросе субсидирования аграриев не пионер – во всем мире сельское хозяйство активно дотируется из государственных бюджетов.

Украина активно субсидировала национальное сельское хозяйство еще с 1991 года. До 2017 года львиная доля государственной поддержки сельского хозяйства поступала на предприятия в форме налоговых льгот, а не прямых государственных субсидий, говорится в аналитической записке Центра экономической стратегии.

Какая отрасль экономики в Украине самая рентабельная

В 2017 году, по требованию МВФ и Всемирного банка, Украина отказалась от специального налогового режима и перешла на прямые дотации. Распределение этой поддержки происходило пропорционально уплаченному НДС.

  • В 2018 году правительство разделило 6,3 миллиарда гривен поддержки на специальные «ресурсные субсидии», направленные на:
  • — развитие фермерских хозяйств – 1 млрд грн; — частичную компенсацию расходов на строительство и реконструкцию животноводческих ферм, в том числе за счет кредитных средств – 2,3 млрд грн; — поддержку и закупку молодняка крупного рогатого скота и дотацию на содержание КРС молочного и молочно-мясного направления – 1,2 млрд грн; — программу кредитной поддержки – 200 млн грн;
  • — частичную компенсацию затрат на покупку сельскохозяйственного оборудования украинского происхождения 26 – 945 млн грн.

В 2018 году компании советника президента Украины Юрия Косюка, который является владельцем «Мироновского хлебопродукта» (бренд «Наша Ряба») получили наибольшую поддержку.

Министерство аграрной политики выделило около 970 миллионов гривен государственной помощи для компаний Косюка.

Это четверть от всей прошлогодней агропомощи, которая была предоставлена по факту, по информации Минагрополитики.

Помощь получил и член аграрного комитета от «Блока Петра Порошенко» Анатолий Кузьменко. Он является бенефициарным владельцем двух компаний – ООО «УкраАгроКом» и ООО «Колос». В 2018 году из государственного бюджета им выделили 3,5 миллиона гривен. ​

2,5 миллиона получила в 2018 году и фирма семьи члена профильного парламентского комитета от БПП Олега Дмитренко – сельскохозяйственное общество «Родина». Это была государственная дотация на содержание крупного рогатого скота.

  1. Дотации животноводству приоритетны для Украины
  2. Украина – одна из тех, кто экспортирует в Евросоюз больше всего агропродукции
Читайте также:  Нюансы договора о коллективной материальной ответственности

Эксперт Украинского клуба аграрного бизнеса Олег Нестеров в комментарии 24 каналу отметил, что больше всего в 2018 году была выполнена программа возмещения средств на строительство и технику – на 95-96%.

По программе компенсации за строительство аграрных комплексов – программой воспользовались около 30 компаний. По поддержке садоводства – более 100 компаний.

По программе компенсации стоимости техники – 7000 получателей.

  • На что государство дает деньги: — 1500 грн за корову; — 50% за покупку племенных ресурсов; — компенсация за строительство животноводческих комплексов; — 40% за технику; — 80% за семена;
  • — 80% за саженцы.

На 2019 год порядки распределения средств еще не опубликованы. Но позиция Министерства – программы и финансирование должны оставаться такими же, для получения стабильного результата.

Больше всего денег закладывается на животноводство. Нужно инвестировать в продукцию с высокой добавленной стоимостью, в переработку. Надо останавливать спад поголовья коров, чтобы увеличивать производство молока. Для этого требуется поддержание содержания молочного стада. Программа такой поддержки дала хорошие результаты, деньги были использованы, – уточнил Нестеров.

Также нужно вкладывать в строительство, считает эксперт. Программа строительства агропромышленных комплексов работает только второй год. И эффект появится на третий год, поскольку это долго окупаемые проекты, на которые открывается или долгосрочная линия кредитования, либо вкладываются большие деньги.

  1. Обязательные требования для фермерских хозяйств-получателей бюджетных средств: — права на собственность и / или пользование земельным участком; — наличие до 500 га с/х угодий в обработке и до 15 млн гривен годового оборота;
  2. — идентификация и регистрация сельскохозяйственных животных.

Фермерское хозяйство на 50-100 гектаров не имеет ресурса для строительства крупных объектов. Они пользуются другими программами.

Программы есть разные – ориентированные на крупные инвестиционные проекты по строительству. Есть – чтобы обновлять материально-технические составляющие предприятий или удерживать поголовье, поддержку наращивания поголовья.

В случае с МХП – это крупнейший производитель не только в Украине, но и в Европе. Он имеет соответствующие возможности для наращивания производства. И, согласно принципу пропорциональности – получает больше дотаций, по сравнению с меньшими производителями, поскольку является крупным налогоплательщиком.

На аграриев государственный бюджет тратят почти все страны

На самом деле взять «аграрные» деньги от государства и воспользоваться ими как угодно так просто нельзя, отметил Олег Нестеров. Участие в каждой программе предусматривает подачу пакета документов. По строительству – по вводу объектов в эксплуатацию. По открытию кредитных линий – банки тщательно проверяют предприятия.

По компенсации стоимости техники – вся техника должна регистрироваться и сертифицироваться. (И отчуждать ее нельзя на протяжении 3 лет. Если же продать – снова нужна перерегистрация. И тогда придут соответствующие органы и спросят).

Деньги на поддержку поголовья – также животные должны быть идентифицированы (чипированы) и зарегистрированы.

То есть, эти деньги действительно контролируются. При этом государство возлагает на крупных сельхозпроизводителей не только функцию создания продукции в высокой добавленной стоимостью, а еще и социальную. Крупные агропроизводители способны воплощать в жизнь инфраструктурные проекты, которые могут изменить жизнь целых регионов.

Сколько инвестировали в развитие села за последние годы: инфографика

Дотация сельхозпроизводителям – достаточно распространенная практика в странах ЕС. В частности, в Германии действует отдельный федеральный банк – Landwirtschaftliche Rentenbank (Сельскохозяйственный пенсионный банк). Его общие активы – более 90 млрд евро. Занимается банк исключительно поддержкой сельского хозяйства.

  • В целом сельское хозяйство одно из самых субсидируемых видов экономической деятельности во всем мире. Субсидии решают несколько вопросов, помимо обеспечения населения достаточным объемом пищевых продуктов:
  • — предотвращение ценовой нестабильности — устранение внутренних искажений и фиаско рынка
  • — поддержку развития слабо развитых индустрий
  • Эти взгляды разделяет и Всемирная торговая организация.

Однако экономические аналитики констатируют: страны с самым сильным агросектором уже не используют прямое субсидирование. Они или вообще не поддерживают агросектор (Новая Зеландия), либо оказывают помощь в форме страховых платежей (США, Австралия) или удешевление кредитов (Канада), или поддерживают научно-исследовательскую деятельность (Нидерланды).

Вполне возможно, что и Украина пересмотрит свой подход к поддержке аграриев. Но произойдет это явно не в ближайшие годы.

Яйца, орехи и горох: сколько Украина экспортировала в 2018 году

E-mail редакцииnews24@24tv.com.ua

Мы руководствуемся нормами Закона Украины «О рекламе» и собственной коммерческой политикой. Все коммерческие рекламные материалы обозначены словами «Спецпроект», «Партнерский материал», «Эксперт», «Позиция» и отделены от журналистских информационных материалов 24tv.ua. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.

Интернет-изданиям разрешается бесплатно использовать цитаты (короткие отрывки) в объеме не более 25% от объема статьи (информации), размещенной на сайтах Компании, при условии открытой гиперссылки и упоминания первоисточника не ниже первого абзаца.

Для печатных изданий перепечатка материалов Компании разрешается на платной основе и только с письменного согласия редактора. Для мобильных приложений и SmartTV использование материалов разрешается на платной основе и только с письменного согласия Компании.
Все права защищены.

© 2005-2021, ЗАО «Телерадиокомпания» Люкс «», Телеканал новостей «24»
24 Канал – портал для людей, которые стремятся знать все последние новости на сегодня. Здесь вы найдете важные события онлайн, интересные опросы, конструктивную аналитику, мнения экспертов, инфографики и самые свежие новости.

Наши журналисты сделают все, чтобы свежие новости поступали к вам как можно быстрее, и помогут вам разобраться в непонятных ситуациях в стране и мире. Новости 24 – это не только сухая информация, а портал новостей с разумной долей юмора и иронии, которые оказываются в карикатурах, мемах, обзорах соцсетей.

Субсидии для аграриев оседают в региональных бюджетах

Экономика » Аграрный сектор » Земледелие

По данным министерства сельского хозяйства, к 21 мая федеральный бюджет перечислил в регионы субсидии на сумму 124 364 млн рублей. При этом аграрии получили всего 48 531 млн, то есть около 39 процентов от всего объема. Как распределяются государственные дотации? И ощущают ли фермеры поддержку со стороны центра? В этом вопросе разбиралась Pravda.Ru.

  • Еще в декабре 2014 года на большой конференции российский президент Владимир Путин заявил, что на поддержку сельского хозяйства в 2015 году будет выделено из бюджета 200 миллиардов рублей, из которых 20 миллиардов будет выделено правительством.
  • Всего государственная поддержка в виде субсидий выделяется по нескольким направлениям, самыми затратными из которых в этом году стали: приобретение элитных семян (2 787 450,0 тысяч рублей), закладка и уход за виноградниками (1 015 511,2 тысяч рублей), закладка и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями (2 480 500,0 тысяч рублей), несвязанная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (23 225 000,0 тысяч рублей), поддержка племенного животноводства (4 222 750,0 тысяч рублей) и субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока (1 926 193,5 тысяч рублей).
  • Кроме того, федеральный бюджет выделил регионам деньги на возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей (110 078,9 тысяч рублей), на приобретение семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (262 092,6 тысяч рублей), на производство продукции растениеводства на низкопродуктивной пашне в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (445 550,0 тысяч рублей), на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз (738 933,6 тысяч рублей), на возмещение части затрат по наращиванию поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей (380 238,7 тысяч рублей) и на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления (380 000,0 тысяч рублей).

В этом году регионами-лидерами по субсидиям на развитие растениеводства и животноводства стали Краснодарский край (1 470 697,9 тысяч рублей), Алтайский край (1 240 450,2 тысяч рублей), Ставропольский край (1 150 741,7 тысяч рублей), Ростовская область (1 112 923,8 тысяч рублей), Республика Татарстан (886 968,9 тыс. рублей), Воронежская область (885 056 тысяч рублей), Республика Башкортостан (817 234,6 тысяч рублей), Саратовская область (810 058 тысяч рублей), Оренбургская область (более 802 639 тысяч рублей) и Волгоградская область (свыше 713 388,7 тысяч рублей).

Читайте также:  Транспортный налог в Чернобыльской зоне в 2021 году

В течение первой половины 2015 года из бюджета выделялись обещанные средства и направлялись в региональные органы сельского хозяйства.

На 24 марта, по заявлению теперь уже бывшего министра сельского хозяйства Николая Федорова, регионам было перечислено на поддержку аграриев свыше 108,1 млрд рублей, то есть почти половина обещанных средств.

Однако надежды президента, что аграрии почувствуют поддержку бюджета, похоже, не оправдались. С перечислением субсидий конкретно адресатам выходит заминка.

Из вышеназванных 108,1 млрд федеральных субсидий аграрии к концу марта получили всего 18 млрд.

В числе регионов с худшими показателями по перечислению дотаций работникам полей оказались Ставропольский край, Якутия, Бурятия, Приморье, Челябинская, Астраханская и Калининградская области.

Несмотря на то, что именно в марте в разных уголках России начиналась посевная и господдержка становится особенно необходима, федеральные дотации застряли в региональных бюджетах. Судя по всему, по причине каких-то бюрократических препон.

К таким выводам пришла редакция Правды.Ру в результате общения с фермерами из самых разных регионов страны. Несмотря на старания федерального центра, по словам крестьян и фермеров, посевная далась им с трудом. И причина не только в удорожании семян, удобрений, сельхозтехники и так далее, но и в том, что аграриям приходится за собственные деньги покупать семена.

Правда.Ру обзвонила ряд сельскохозяйственных компаний, чтобы узнать, ожидают ли они субсидий в этом году, и получила ответ, что о дотациях и об их размере можно будет говорить только в конце года. То есть аграриям приходится ждать обещанных субсидий весь год. Тогда как время для проведения сельскохозяйственных работ не ждет.

С марта в России начинается сельскохозяйственный год. После весенних посевных работ наступает летняя пора, когда с периодичностью собирается урожай, удобряется и обрабатывается почва, а затем приходит август, пора уборки полей и сбора урожая. И все это время агропромышленные компании вынуждены в ожидании субсидий вкладывать собственные средства. Если таковые есть…

Напомним, что в начале февраля 2015 года Дмитрий Медведев, утверждая Стратегию устойчивого развития сельских территорий, подчеркнул, что путь спасения села — в развитии фермерства. Как заметил премьер, сегодня на селе проживают 38 миллионов человек, а это «практически четверть населения нашей страны», и им нужна федеральная поддержка.

Однако красноречивую речь Медведева, видимо, пропустили мимо ушей и представители региональных минсельхозов, и работники банков. Именно фермеры этой весной оказываются в тупиковой ситуации и за бортом государственной поддержки.

Банки согласны выдавать кредиты только финансово надежным работникам АПК, а к этой категории фермеры и крестьяне, увы, не относятся.

Зато относятся агропромышленные холдинги, крупные бизнесмены, имеющие ничтожно малое влияние на развитие сельских территорий, но, тем не менее, претендующие на государственную поддержку наравне с малыми фермерами.

«Разговоры о малом бизнесе ведутся, но это обман, и, в конце концов, отношение к правительству явно становится не в его пользу. Никакого механизма нет. Ты приходишь в банк на равных условиях, что крупный, что малый бизнес, но они не хотят возиться.

Сейчас проводят большое сокращение собственных затрат, поэтому возиться с какими-то 2-3-10 миллионами им не хочется, — рассказал Правде.Ру председатель Московского крестьянского союза Николай Соин. — Банки сейчас практикуют следующее: хотите кредиты — пожалуйста, приходите. Фермер собирает бумаги, приходит — все, нет проблем, вопросов.

Проходит неделя и приходит ответ — в кредите вам отказано без объяснения причин. Зачем он тратил бензин на эти сборы, чтобы потом получить отказ? Это абсурд».

По словам Николая Соина, фермеры недовольны политикой правительства и тем, что оно позволяет банкам отказывать в кредитовании малого бизнеса, поскольку «львиная доля помощи сельскому хозяйству идет на возмещение кредита, а малый бизнес ее не получает».

«Субсидии по процентным ставкам на 2015 год возросли, на них выделены деньги, но и затраты на кредитные ресурсы возрастают, а правила выделения субсидий остались старые.

Поэтому есть проблема с кредитованием сельхозтоваропроизводителей, что может негативно сказаться на планах регионов», — говорит председатель совета Ассоциации крестьянских и сельскохозяйственных кооперативов России Вячеслав Телегин.

Кстати, в отличие от стран Европы, в России существенная часть господдержки направляется на субсидирование процентных ставок по кредитам.

О необходимости увеличения размера этой ставки в январе заявил Дмитрий Медведев, надеясь, что такая мера поможет фермерам накануне посевной. Однако большинству аграриев мера не помогла, поскольку сам механизм покрытия высокой процентной ставки остался старым.

И те же фермеры на этот вид субсидий даже не надеются, просто потому, что кредитов им банки категорически не дают.

Проблема пытаются решить в минсельхозе, выдвинувшем идею авансирования субсидий процентных ставок. В ведомстве надеются, что в этом случае банки будут охотнее кредитовать сельхозпроизводителей. Об этом решении минсельхоза Правда.Ру подробно писала в статье «Банкиры в посевную не верят».

Сработает ли этот механизм, покажет время. Минсельхоз планирует направить поправки на согласование в федеральные органы исполнительной власти в ближайшее время. Пока же вернемся к проблеме с распределением субсидий в регионах.

Как рассказал Правде.

Ру глава фермерско-крестьянского хозяйства «Люсама» из Московской области Андрей Лысенков, федеральный минсельхоз жалуется на Московскую область, потому что Московская область не может освоить тех денег, которые выделены ей для распределения между фермерами. Из 1 126, 41 тысяч рублей, выделенных из федерального бюджета к 21 мая, агропромышленным компаниям Московской области было перечислено порядка 390,98 тысяч рублей.

Как замечает Андрей Лысенков, работники регионального минсельхоза сообщают в федеральный центр, что виноваты фермеры, которые не спешат подавать заявки на субсидии, и поэтому денег оказалось больше, чем желающих. Очевидно, что это проблема не только Московской области, но и всей России.

«А субсидии государство дает, но для того, чтобы получить субсидии, надо составить 38 документов и подать их ровно в срок.

И если ты, не дай бог, опоздал на два часа или на три минуты, тебе заворачивают все документы и говорят — ты не попал. Это делается, опять же, по одной простой причине.

Деньги, которые поступают в региональный минсельхоз, там прокручивают, своим на депозиты кладут или прочее. Им деньги эти невыгодно отдать фермеру, им выгодно их куда-то запустить.

Если, например, в Эстонии скотоместо стоит, условно говоря, 300-350 тысяч, у нас почему-то скотоместо для коровы доходит 1 миллиона 100.

Что, у нас коровы какие-то другие, — жалуется представитель Всероссийской ассоциации крестьянско-фермерского хозяйства Игорь Черный.

Банкиру просто неинтересно кредитовать мелкого фермера, ему интересно кредитовать крупного олигарха».

Меж тем на 21 мая 2015 года минсельхозом России в регионы перечислены субсидии на общую сумму 124 364 млн рублей, из которых непосредственно получателям направлено 48 531 млн рублей, то есть всего 39,02 процента от всего объема федеральных средств.

Очевидно, что дело движется медленно. При этом региональные министерства сельского хозяйства, в которые Правда.Ру направила письма с просьбой отчитаться о ходе перечисления субсидий фермерам, большей частью предпочли отмалчиваться.

Только аграрные ведомства Ивановской, Калужской и Тамбовской областей открыли пару цифр, которые есть на сайте федерального минсельхоза, и промолчали по поводу того, почему средства не перечисляются фермерам вовремя. Подробный ответ Правда.

Ру получила только от Омской области.

Впрочем, понятную и четкую картину касательно того, дойдут ли в итоге федеральные средства до прямых адресатов, можно будет получить только в конце года.

На данный же момент тем сельскохозяйственникам, которые получили одобрение и ожидают получения субсидий, можно пожелать удачи.

А региональным министрам сельского хозяйства, наверное, надо напомнить слова Медведева о том, что за субсидии для аграриев они будут «отвечать головой».

  1. Сельское хозяйство выживает вопреки всему
  2. Агрохолдинги гробят наше сельское хозяйство

Цены на хлеб. Минсельхоз бессилен?

Ссылка на основную публикацию