Административное взыскание. Порядок наложения административных взысканий

Административное взыскание. Порядок наложения административных взысканий

  • 16 Сентября, 2018
  • Административное право
  • Анастасия Клименкова

Административные правонарушения – одна из форм незаконных действий. Их могут совершить физические или юридические лица. В России ответственность за такие противоправные деяния регулируется Кодексом об административных правонарушениях. Нормативный правовой акт устанавливает типы незаконных действий и виды ответственности за них.

Что такое административное наказание?

Санкция административного типа – мера наказания, которая устанавливается государством в случаи совершения административного правонарушения. Цель взыскания – предотвращения совершения новых преступлений виновными гражданами, а также теми, кто противозаконных действий ранее не совершал.

Административное взыскание. Порядок наложения административных взысканий

Согласно статье 3.1 КоАП РФ, применение различных видов санкций не преследует своей целью унижение достоинства правонарушителя, причинение ему физических страданий или нанесение ущерба деловой репутации юридического лица.

Виды административных санкций

Административный кодекс выделяет десять видов наказания, основное место среди которых занимает такой вид санкции за административные правонарушения, как штраф. В целом в нормативном правовом акте отражены следующие взыскания:

  1. Предупреждение.
  2. Административный штраф (КоАП отводит ему основное место среди других видов).
  3. Конфискация.
  4. Лишение физических лиц специальных возможностей и прав.
  5. Арест.
  6. Выдворение за пределы РФ.
  7. Приостановление трудовой деятельности.
  8. Дисквалификация.
  9. Запрещение посещения соревнований спортивной направленности.
  10. Работы исправительного характера.

Санкции основного и дополнительного типов

При совершении одного административного правонарушения к лицу может применяться одно (основное) наказание или два (дополнительное вместе с основным). Если нарушителю назначены две меры, при этом какая-то из них не может быть реализована по ряду причин, применяют вторую.

Административное взыскание. Порядок наложения административных взысканий

Например, в качестве основных видов санкций применяются следующие меры: штраф за административное правонарушение, предупреждение, арест, лишение специальных прав, дисквалификация, приостановление трудовой деятельности, работы обязательного характера.

Дополнительными наказаниями являются конфискация, лишение водительского удостоверения с правом управления автотранспортным средством, выдворение за территорию Российской Федерации, запрет посещать спортивные мероприятия.

Санкции за одновременное совершение нескольких преступлений административного характера

Некоторые правонарушители совершают сразу несколько незаконных действий. Для таких случаев законодателем установлен особый порядок применения санкционных мер в отношении преступников.

Согласно нормам КоАП, если гражданин или юридическое лицо совершили от двух и больше правонарушений, наказания применяются в отношении каждого из них.

Если же было совершено одно административно наказуемое деяние (действие или бездействие), в которое входят два и более состава правонарушений, и если санкции за них предусмотрены несколькими статьями, взыскание назначается по нормам наиболее строгой статьи.

При этом санкции административного характера накладываются с применением не только основных, но и дополнительных наказаний.

Основные правила применения взыскания

Наложение административного штрафа и иных санкционных мер за правонарушения, предусмотренные Кодексом, происходит в рамках, которые установлены законом. При установлении конкретного вида и размера наказания учитывается личность правонарушителя, отягчающие или смягчающие ответственность обстоятельства, а также финансовое положение лица.

Иногда возникают исключительные обстоятельства, когда из-за материального положения виновного лица и характера совершенного правонарушения суд назначает административный штраф, размер которого – ниже установленной минимальной суммы.

Административное взыскание. Порядок наложения административных взысканий

Например, для физических лиц самый маленький размер денежного взыскания составляет десять тысяч рублей, для должностных – пятьдесят тысяч рублей, а для юридических – сто тысяч рублей. При этом законодателем установлено, что назначение штрафа не может быть ниже половины нормы, установленной законом.

Особенности применения отдельных видов санкций

Если физическим лицом был нарушен закон в сфере психотропных, наркотических или других веществ опасного типа, суд вправе назначить нарушителю медицинское принудительное обследование, мероприятия профилактического характера либо лечение от соответствующего типа зависимости.

При применении санкционных мер действует правило. Назначить наказание и определить размер административного штрафа или другого взыскания в отношении одного лица за совершение одного и того же незаконного действия.

Если виновнику назначили взыскание административного характера, он не освобождается от выполнения того действия, за совершение которого ему вменили указанное наказание.

Смягчающие вину обстоятельства

Пределы и размеры административного штрафа или другого типа наказания зависят от наличия смягчающих вину обстоятельств. Если их присутствие в тот момент, когда совершалось правонарушение, было установлено правоохранительными органами, они подлежат обязательному учету.

К смягчающим вину обстоятельствам относятся следующие:

Административное взыскание. Порядок наложения административных взысканий

  • явка с повинной;
  • деятельное раскаяние;
  • добровольное прекращение совершения противоправных деяний;
  • содействие правоохранительным органам в выяснении обстоятельств, которые относятся к указанному противоправному действию;
  • возмещение причиненного ущерба, устранение возникшего по вине правонарушителя ущерба, предотвращение возникновения вредных или опасных последствий;
  • нахождение в момент совершения незаконных действий в состоянии аффекта;
  • наличие у правонарушителя тяжелых обстоятельств жизни;
  • несовершеннолетний возраст виновника;
  • наличие маленького ребенка у гражданки или ее беременность.

Размер административного штрафа или срок другого типа наказания может быть снижен при наличии не указанных в Кодексе обстоятельств, если суд сочтет их смягчающими.

Отягчающие вину обстоятельства

Увеличение суммы административного штрафа или срока другого типа наказания возможно судом или иным правомочным органом, если будет установлено наличие отягчающих вину обстоятельств. К ним относятся следующие факты:

  1. Злостное совершение правонарушений, несмотря на запрет уполномоченных органов.
  2. Вовлечение несовершеннолетних лиц в незаконные действия.
  3. Неправомерные деяния однотипного характера, если лицо является в настоящее время подвергнутым санкции за аналогичное действие. Например, нарушение правил дорожного движения при наличии зафиксированных административных штрафов от ГИБДД.
  4. Совершение незаконных действий в составе группы лиц.
  5. Нахождение правонарушителя в состоянии психотропного, наркотического или алкогольного опьянения, а также отказ от медицинского освидетельствования.
  6. Совершение незаконных действий в период чрезвычайной ситуации в регионе или стихийного бедствия.

Если одно из указанных обстоятельств входит в состав правонарушения как квалифицирующий признак, суд или другое уполномоченное лицо не могут признать его отягчающим.

Сроки давности в отношении правонарушений административного характера

КоАП РФ в статьях 4.6, 4.5 и 4.8 указывает сроки наложения взыскания административного характера и сроки давности для привлечения к ответственности.

Например, взыскание административного штрафа с должностного лица, размер которого установлен судом, не может быть совершено позднее чем через три месяца после дня выполнения незаконных действий.

Если дело рассматривается другим органом, максимальный срок сокращается до двух месяцев.

К таким правонарушениям относятся деяния, связанные со следующими сферами:

Административное взыскание. Порядок наложения административных взысканий

  • экспортный контроль, внутренние воды, континентальный шельф, территориальное море, исключительная экономическая зона РФ, картография и геодезия, названия географических объектов;
  • защита окружающего мира, энергосбережение, охрана и санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, энергосбережение;
  • защита несовершеннолетних от вредящей им информации;
  • налоги и сборы;
  • безопасность движения на дороге;
  • авторские права, товарные знаки, защита потребительских прав;
  • использование электроэнергетики или энергии атомного типа;
  • работа кредитных и микрофинансовых учреждений и организаций, ломбардов, рынков ценных бумаг, торгов, сферы клининга, страхования, пенсионных и инвестиционных фондов негосударственного вида;
  • реклама.

Укороченные сроки давности

Сокращенные сроки давности применяются в следующих сферах:

  • Спорт.
  • Референдумы, выборы, митинги, шествия, демонстрации.
  • Государственное регулирование цен и тарифов.
  • Лотереи и азартные игры.
  • Долевое строительство многоквартирных домов.
  • Кооперативы сельскохозяйственного типа.
  • Деятельность ООО и АО.
  • Банкротство.
  • Финансирование терроризма.
  • Исполнительное производство.
  • Пожарная и промышленная безопасность.
  • Производство алкоголя и спирта (этилового).
  • Сфера закупок.
  • Трудовое и миграционное законодательство.
  • Антимонопольное законодательство – непредоставление необходимых сведений или сообщение ложной информации.

Удлиненные сроки давности

Удлиненный срок давности (один год) применяется в отношении нарушений бюджетного или таможенного законодательства, два года – за неисполнение норм законодательства о партиях, три года – противодействие терроризму, шесть лет – препятствование коррупции.

Читайте также:  Военная ипотека - закон ФЗ 117 о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих

Таким образом, можно установить: сроки давности в отношении финансовых нарушений намного больше, чем в других сферах.

Административное взыскание. Порядок наложения административных взысканий

В отношении лица, совершившего административное правонарушение, срок наказания отсчитывается с момента назначения соответствующей санкции.

Возмещение причиненного правонарушителем ущерба или вреда

Одним из способов, смягчающих размер и вид административного штрафа или другого типа наказания, является возмещение причиненного ущерба. Если правонарушитель добровольно не выполнил это действие, наказание не смягчается, а устранение возникшего вреда становится обязательной мерой.

Согласно статье 4.7 КоАП РФ, судья вправе обязать нарушителя возместить причиненный ущерб, если у сторон отсутствуют разногласия в этом вопросе. Если размер или порядок возмещения вреда является спорным, судебный орган должен при разрешении дела исходить из норм гражданского законодательства.

Контроль за процессом выплаты компенсации за ущерб или за иным процессом возмещения лежит на отделе судебных приставов по взысканию административных штрафов.

Иные особенности применения административных наказаний

Законодательством Российской Федерации определены категории граждан, к которым не могут быть применены те или иные меры наказаний за совершенные административные правонарушения.

Административное взыскание. Порядок наложения административных взысканий

  • Штрафы не могут назначаться солдатам, матросам, сержантам или старшинам, которые находятся на военной службе по призыву, а также курсантам учебных военных заведений до дня заключения контракта с ними.
  • Применение конфискации (боеприпасов, оружия или предметов для охоты или рыбалки) как вида наказания не может быть осуществлено в отношении людей, для которых это является единственным средством или источником дохода.
  • Административный арест не может применяться в отношении беременных или женщин с детьми до четырнадцати лет, несовершеннолетних, военнослужащих, инвалидов первой или второй группы, работников государственной противопожарной службы, граждан со специальными званиями работника органа следствия (органов внутренних дел, учреждений органов исполнения наказаний), работников таможни, сотрудников из отдела по контролю за оборотом наркотических средств и тому подобное.

Указанным категориям лиц также нельзя назначить наказание в виде исправительного труда, за исключением женщин с детьми. От этого вида взыскания освобождаются только женщины с детьми до трех лет.

Административное выдворение как санкционная мера не применяется в отношении военнослужащих-иностранцев.

После рассмотрения вопросов о целях и сущности наказаний административного характера можно сделать вывод о том, что любая из вышеперечисленных мер наказания закреплена в соответствующем Кодексе и описана таким образом, что, несмотря на наложение на гражданина определенных санкций, права и свободы всех граждан соблюдаются в обязательном порядке.

Система административных взысканий и порядок их наложения

Административное взыскание — реакция на совершение на совершение административного правонарушения. Ст.

24 КоАП предусматривает следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственного объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); и исправительные работы и административный арест. Как видим, система («лестница») административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим характерам санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Имеется и еще одна мера — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 32 КоАП).

Она заключается в принудительном и контролируемым перемещением выдворяемых через Государственную границу за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, — их контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 марта 1995 года «о предупреждении распространении в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ — инфекция)» предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ — инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном ее законодательством.

При определении размера административного штрафа следует руководствоваться не только КоАП, но и Законом от 14 июля 1992 года «о порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных КоАП РСФСР». Те размеры, которые были установлены до 14 июля 1992 года, утратили свое значение в связи с происходящим инфляционным процессом.

Следует также учитывать, что принят ряд законов, предусматривающих наложение административных штрафов на юридических лиц.

Так, согласно Закону от 19 декабря 1991 года «об охране окружающей природной среды», предприятия, учреждения, организации, виновные в совершении экологических правонарушений (загрязнения окружающей среды, не выполнения обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и д.р.,) подвергаются штрафу в размере от 50-ти тысяч до 500 тысяч рублей (в размера действовавших до 14 июля 1992 года).

К числу органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания, КоАП относят: административные комиссии при местной администрации; местную администрацию (в случае если не создано административная комиссия); комиссии по дела о несовершеннолетних при местной администрации; районные (городские) народные суды и судьи по административному и исполнительному производству; органы внутренних дел; органы государственной инспекции; другие органы (должностные лица), уполномоченные на то законодательством Российской Федерации.

При этом законодатель четко определил и круг правонарушений, за которые каждый орган (должностное лицо) правомочен, налагать административные взыскания. Определены также характер и размер санкций, которые могут применять конкретные органы и должностные лица. Например, исправительные работы и административный арест могут применяться только районным, (городским) народным судом (судьей).

В связи с неоднократными реорганизациями федеральных органов исполнительной власти изменилось количество органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также наименований некоторых из них. Так, в соответствии с Указом Президента от 12 ноября 1992 года новые наименования получили федеральные надзоры России, — теперь они именуются Госгортехнадзор, Госатомнадзор.

Учитывая необходимость борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, Указом Президента от 6 сентября !993 года. «о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» образованно Межведомственная комиссия по делам о несовершеннолетних при Правительстве.

Согласно положению о ней от 5 июня 1994 года, Комиссия координирует деятельность министерств и ведомств в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывает организационно-методическую помощь комиссиям по делам о несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов Федерации.

КоАП содержит общие правила наложения взысканий за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться все органы (должностные лица). Взыскания налагаются с учетом характера правонарушения, и его последствий распространенности, личности нарушителя, степени его вины и других обстоятельств, например, смягчающих и отягчающих ответственность (ст. 34, 35).

Взыскания налагаются в пределах, установленных нормативными актами, предусматривающими ответственность за совершенное административное правонарушение.

Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течении года со дня окончания исполнения взыскания оно не совершило нового административного правонарушения. С истечением этого срока совершение этим же лицом аналогичного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного.

Читайте также:  Дополнительный отпуск многодетным родителям в 2021 году

Порядок наложения административных наказаний

  СОДЕРЖАНИЕ 

  Введение …………………………………………………….…………..…… 2

  1. Сущность административного наказания ……………….………….……. 3

  1.1 Понятие административного наказания ……………….………………. 3

  1.2 Цели административного наказания ………………….……………….. 5

  2. Виды административных наказаний ……………………………………. 6

  2.1 Система административных наказаний ……………………..………… 6

  2.2 Виды административных наказаний 
и их применение ……………… 10

  3. Порядок наложения административных наказаний ………………….. 23

  3.1 Принципы назначения административных 
наказаний ……………… 23

  3.2 Обстоятельства, смягчающие и отягчающие 
административную ответственность ………………………………………………….…………… 25

  3.3 Давностные сроки назначения 
административных наказаний и 
срок их погашения ………………………………………………………………..…… 27

  Заключение ………………………………………………………………… 28

  Список 
использованных источников и литературы …………………..… 30   
      
    

  ВВЕДЕНИЕ

  Управление 
обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и административные наказания. Известно, что административные наказания оказывают значительное влияние на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению преступлений.

  Административное 
наказание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

  Для более успешной борьбы с правонарушениями, а также для предупреждения совершения новых правонарушений необходимо знать, насколько результативны применяемые административные наказания, какое воздействие они оказывают на сознание и поведение людей.

Все это требует глубоких знаний и дополнительных исследований в области административных наказаний, что позволит получить достоверные данные об эффективности административных наказаний с целью оптимизации практики их применения и совершенствования законодательства об административной ответственности.

  Административные 
наказания в России налагаются на граждан, должностных и юридических лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и административными законами субъектов РФ. Последние в качестве наказаний могут предусматривать только предупреждение и штраф.  
  

  •   1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО 
    НАКАЗАНИЯ
     
  •   1.1 Понятие административного 
    наказания
  •   Кодекс 
    Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ или Кодекс) внес существенные изменения в законодательную 
    регламентацию административного 
    наказания:
  •   во-первых, термин «административное взыскание» заменил термином «административное наказание», что подчеркивает общественную опасность административного правонарушения и карательную сущность административно-правовой санкции как меры государственного принуждения;
  •   во-вторых, указал на место административного наказания в системе карательных санкций, содержащихся в нормах других отраслей права, например, уголовного, предусматривающего условные наказания за совершение преступлений;
  •   в-третьих, конкретизировал воспитательные свойства карательной санкции, сконцентрировав ее потенциальные возможности на решении задач предупреждения административных правонарушений.

  Административное 
наказание является одним из основополагающих институтов административного права 
и как определенная разновидность 
мер юридической (административной) ответственности применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое в соответствии со ст. 2.1 КоАП или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

  Кодекс 
формально не закрепляет понятие 
«административное наказание», но, исходя из содержания ст. 3.1 КоАП РФ, можно 
выделить его характерные признаки, как меры:

  1.   — юридической ответственности, выраженной 
    в санкции нормы административного законодательства;
  2.   — государственного принуждения;
  3.   — предупреждения правонарушений 
    и преступлений;
  4.   — психолого-педагогического воздействия 
    на сознание правонарушителей.
  5.   Таким образом, под административным наказанием понимается мера ответственности, применяемая в установленном порядке к виновному лицу, совершившему административное правонарушение.

  Очень важным является тот момент, что 
по своей правовой природе административными 
наказаниями являются лишь те меры административного принуждения, которые 
предусмотрены в ст. 3.2-3.12 главы 3 раздела I КоАП РФ.

Зафиксированные в других разделах Кодекса иные меры административного принуждения, применяемые в связи с административными правонарушениями, административными наказаниями не являются (например, административное задержание (ст. 27.3), личный досмотр и досмотр вещей (ст. 27.7), изъятие вещей и документов (ст. 27.

10), отстранение от управления транспортным средством (ст. 27.12), задержание и запрещение эксплуатации транспортного средства (ст. 27.13) и другие меры, предусмотренные главой 27 КоАП РФ).

  Таким образом, административное наказание 
может выражаться в моральном 
или материальном воздействии на правонарушителя, либо во временном 
лишении его специального права. Отдельные административные наказания 
могут сочетать в себе все названные элементы.   

  1.2 Цели административного 
наказания

  КоАП 
РФ (ч.1 ст. 3.1) содержит нормы, раскрывающие цели административного наказания:

  1. специальное предупреждение (частная превенция);
  2. общее предупреждение (общая превенция).

  Специальное предупреждение характеризуется тем, что административное наказание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать новых правонарушений.

  Общее предупреждение заключается в том, что наказание конкретному правонарушителю 
назначается также и для того, чтобы другие лица не совершали правонарушений. Общепредупредительный характер имеет само наличие закона, содержащего меру административной ответственности за возможное нарушение установленных государством правил.

  В определенной степени административное наказание, достигая цели частной и общей превенции административных правонарушений, в какой-то мере реализует функции профилактики преступлений.

  В ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ законодатель закрепил международно-правовой принцип гуманизма 
административных наказаний.

Согласно которому административное наказание должно применяться в пределах цивилизованных стандартов в отношении физического лица, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий и в отношении юридического лица, не должно иметь целью нанесение вреда его деловой репутации.

  Административные 
наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения, прежде всего своей функционально-целевой 
направленностью. Только административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

  Административные 
наказания в первую очередь носят наказательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

  Кроме того, административным наказаниям присущ воспитательный характер. Однако суть этих санкций состоит в принудительном воздействии на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.

Добровольное исполнение правонарушителем наложенного наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так как государство всегда оставляет за собой право принудить виновного претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания (например, при уплате штрафа он принудительно взыскивается из заработной платы, стипендии или пенсии нарушителя, либо взыскание обращается на его имущество).

  •   Таким образом, административные наказания 
    осуществляют цели общей и частной 
    превенции, им присущ принцип гуманизма, носят наказательный и воспитательный характер. 
  •   2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ 
  •   2.1 Система административных 
    наказаний

  Статья 3.

2 КоАП РФ содержит систематизированный 
перечень различных по характеру 
и правовым последствиям административных наказаний, что создает правовую основу для реализации принципа индивидуализации в процессе назначения наказания, т.е. учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, степень его вины и имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

  1.   Кодекс 
    устанавливает следующие виды административных наказаний:
  2.   1) предупреждение;
  3.   2) административный штраф;
  4.   3) возмездное 
    изъятие орудия совершения или 
    предмета администра-тивного правонарушения;
  5.   4) конфискация орудия совершения 
    или предмета административного 
    правонарушения;
  6.   5) лишение специального права, предоставленного 
    физическому лицу;
  7.   6) административный арест;
  8.   7) административное выдворение за 
    пределы Российской Федерации 
    иностранного гражданина или 
    лица без гражданства;
  9.   8) дисквалификация;
  10.   9) административное приостановление деятельности.
  11.   Все девять наказаний тесно связаны 
    между собой и образуют единую систему, которая включает разные по содержанию, тяжести и иным признакам 
    карательные санкции.

  В КоАП РФ перечень наказаний дан подобно 
тому, как это сделано в уголовном и трудовом праве, в строго определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Иными словами, законодатель сконструировал «лестницу наказаний».

Эта «лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их применяет.

Ее значение велико, когда нормы содержат альтернативные санкции, что позволяет субъектам административной юрисдикции при определении кары за правонарушение избирать ту, которая наиболее соответствует обстоятельствам дела и личности правонарушителя.

  •   Все административные наказания принято подразделять по различным критериям на виды.
  •   1. По содержанию 
    карательного воздействия 
    выделяют:
  •   а) меры морально-правовые (предупреждение);
  •   б) меры имущественного характера (штраф, конфискация, возмездное изъятие);
  •   в) меры, ограничивающие личные свободы (административный арест, административное выдворение);
  •   г) меры организационного характера (лишение 
    прав, дисквалификация, административное приостановление деятельности).
  •   2. В зависимости 
    от последствий 
    их применения:
  •   а) меры исправительно-воспитательного воздействия (штраф, арест, дисквалификация);

Административное взыскание

10.11.2011 -irina- Рубрика: Лекции»

Читайте также:  Можно ли обучаясь у ип, получить вычет ндфл по закону?

Административное взыскание

  1. Понятие и виды административных взысканий.
  2. Особенности отдельных видов взысканий.
  3. Порядок и сроки наложения отдельных взысканий.

Административное взыскание – это мера ответственности, предусмотренная государством и закрепленная в законодательстве в виде неблагоприятных последствий, наступающих для виновного лица, за совершение им административного правонарушения.

Целями применения административных взысканий являются:

  1. Воспитание лица, совершившего административное правонарушение;
  2. Предупреждение совершения данным лицом новых аналогичных или подобных правонарушений;
  3. Профилактика правонарушений в отношении иных физических и юридических лиц.

Административные взыскания применяются для того, что бы способствовать восстановлению справедливости. Административное взыскание является основанием для принятия решения о возмещении физическим или юридическим лицом вреда, причиненного им совершением правонарушения, в порядке гражданско-правовой или материальной ответственности.

Иск гражданского характера о возмещении ущерба при рассмотрении административного дела в суде может быть подан и рассмотрен непосредственно в том же судебном заседании, сразу после вынесения постановления о наложении административного взыскания.

В том случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется не в судебной инстанции, то потерпевшая сторона направляет в суд свой гражданский иск, приложив к нему копию постановления о наложении административного взыскания.

Кодекс об административный правонарушениях предусматривает 9 видов административных взысканий, содержание и условия применение которых закреплены в 6 главе КоАП. Все приведенные в законе административные взыскания можно разделить на 3 группы:

  1. Взыскания, которые являются только основными:

  2. Взыскания, которые могут являться как основными, так и дополнительными:

    1. Лишение специального права (ст.6.8);
    2. Лишение права заниматься определенной деятельностью (ст.6.9);
    3. Депортация (ст.6.11);
  3. Взыскания, которые являются только дополнительными:

    1. Конфискация (ст.6.10);
    2. Взыскание стоимости предмета правонарушения (ст.6.12).

Подобное распределение взысканий на группы необходимо для правильного применения взысканий, учитывая возможность или невозможность их сочетания.

В соответствии с законом только в судебном порядке применяются следующие виды взысканий:

  1. Исправительные работы.
  2. Административный арест.
  3. Лишение права заниматься определенной деятельностью.
  4. Конфискация.
  5. Взыскание стоимости предмета правонарушения.

Предупреждение – это самый мягкий вид административного взыскания морального характера, который свидетельствует о негативной оценки обществом поведения виновного лица.

Данное взыскание предназначено для предостережения правонарушителя от совершения им новых правонарушений.

Предупреждение, не смотря на свой моральный характер, в равной степени с иными взысканиями образует у виновного лица состояние административной наказанности, продолжительностью в один год, с момента применения взыскания.

Штраф является денежным взысканием карательного характера, которое не следует смешивать с возмещением причиненного вреда (как конпенсационной меры). Штраф взимается за сам факт совершения противоправного деяния и поступает в доход государства. Штрафы исчисляются в 2 видах:

  1. В базовых величинах, установленных государством, на момент вынесения постановления о наложения взыскания;
  2. В процентном или кратном отношении к размеру причиненного ущерба, величине незаконной сделки или сумме незаконно полученного дохода.
    Минимальное Максимальное
    Физические лица 0,1 50 БВ
    Индивидуальные предприниматели 2 200 БВ
    Юридические лица 10 1000 БВ

    Указанные в таблице минимальные и максимальные для различных категорий лиц соответствует правонарушениям общего характера. Однако, за ряд правонарушений экономического характера, возможно повышение максимального размера штрафа для физических лиц до 200 базовых величин, для индивидуальных предпринимателей до 1000 БВ.

Для юридических лиц применяется кратный (процентный) порядок исчисления штрафа в общем случае равный двукратному превышению, причиненного вреда, суммы сделки или незаконного дохода, а в отдельных случаях экономического характера, верхний предел повышается до петикратной величины.

Исправительные работы. В настоящее время данный вид взыскания отсутствует в санкциях какой либо статьи особенной части кодекса, и применяется только в тех случаях, когда изначально возбужденное уголовное дело было прекращено, а виновное лицо привлекается в порядке административной ответственности.

По своему содержанию исправительные работы заключаются в отбытии взыскания виновным лицом по месту своей основной работы в срок от одного до двух месяцев, который может исчисляться в неделях, с удержанием в доход государству 20% заработка.

Категории лиц, в отношении которых данный вид взыскания не применяется, ИЗУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПО ТЕМЕ «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ».

Административный арест – это самый жесткий вид административного взыскания, которое заключается во временной изоляции виновного лица от общества в местах, предусмотренных ОВД в срок до 15 суток. Данный вид взыскания должен применяться в тех случаях, когда иные взыскания являются не эффективными и рассматриваются как исключительная мера административного воздействия.

Лишение специального права. Данное взыскание применяется при грубом нарушении виновным лицом ранее предоставленных ему государством специальных прав, что причиняет вред как отдельным личностям, так и государства в целом. Под специальными правами обычно понимают:

  1. Право управлять транспортным средством.
  2. Право владеть и распоряжаться огнестрельным и холодным оружием (охотничьим гладкоствольным, газовым, спортивным, табельным, наградным оружием).

В отношении лишения водительских прав исключение составляют инвалиды, которым предоставлено транспортное средство в виду их инвалидности. Исключения составляют управление инвалидом автомобиля в нетрезвом состоянии.

Лишение права заниматься определенной деятельностью. Заключается в невозможности оставить за физическим или юридическим лицом права заниматься деятельностью, которое лицензируется государством (медицинское, финансовое, образовательное, юридическое, отдельные виды предпринимательства).

В РФ существует сходный вид взыскания, называемый дисквалификация. Он предназначен для должностных лиц, которые за совершенное правонарушение лишаются права осуществлять свои должностные полномочия (кадрового порядка, право подписи и т.д.).

Депортация. Взыскание заключается в выдворении виновного лица с территории РБ за правонарушения, совершенные на её территории, в период своего постоянного или временного пребывания. Данное взыскание применяются только к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Депортацию как административное взыскание следует отличать от депортации как меры пресечения.

В последнем случае данная мера применяется к иностранцу, который прибыл на территорию РБ или в зону пограничного, а также таможенного контроля без документов, позволяющих ему находиться на данной территории, или располагающий предметами и товарами ограниченного ввоза или запрещенные к ввозу в РБ. Депортация может осуществляться в добровольном или принудительном порядке. Процедура депортации сопровождается запретом виновному лицу на право въезда в РБ в течение определенного срока (от года до 10 лет).

Конфискация заключается в безвозмездном изъятии и обращении в доход или собственность государства предмета правонарушения, орудия или средства его совершения. Конфискация, как административное взыскание, распространяется только на собственность физических лиц, находящаяся в их личном пользовании и имеющая отношение к правонарушению.

В отношении юридических лиц конфискация может распространяться не только на имущество, находящееся в собственности правонарушителя, но и находящееся в его хозяйственном ведении или оперативном управлении. Конфискацию следует отличать от изъятия как меры пресечения, осуществляемой ОВД и иными административными структурами. Конфискация как взыскание применяется только по решению суда.

Кроме случая общей конфискации, описанной выше, применяется специальная конфискация в отношении предметов и товаров, свободный оборот которых запрещен или ограничен между физическими и юридическими лицами на территории РБ без государственного посредничества (оружие, драгоценные металлы и драгоценности, радиоактивные и таксические вещества, меха без клейма, ценные морепродукты, наркотические вещества, денежные и т.д.). Данные предметы по факту их обнаружения, в том числе в количестве, превышающем допустимое, не зависимо от их причастности к ранее совершенному правонарушению виновным лицом.

Ссылка на основную публикацию