Выполнение требований 152-ФЗ, инструкция

Отношение Операторов персональных данных к требованиям законодательства разнообразно. Кто-то предпочитает ничего не делать, не подавать уведомление об обработке ПДн в Роскомнадзор и надеяться, что вопросы контроля обработки ПДн его не коснутся.

Кто-то отдает вопросы защиты информации полностью на откуп сторонним организациям. Кто-то находит шаблонные комплекты организационно-распорядительных документов в общедоступных источниках, корректирует их, распечатывает и на этом останавливается.

Каждый из этих подходов имеет свои недостатки.

Бездействие Оператора не спасает его от плановых или внеплановых (например, организованных по жалобе субъекта ПДн) проверок контролирующих органов. На фоне новостей о постоянно растущих штрафах за нарушения требований обработки ПДн такой подход выглядит малопривлекательным.

При полной передаче вопросов защиты информации на аутсорсинг появляется риск значительно переплатить. Это часто выливается в покупку дорогостоящих средств защиты информации с избыточной и не всегда востребованной функциональностью.

Кроме того, созданная и внедренная система защиты без поддержки пользователей и администраторов Оператора в какой-то момент перестает быть актуальной.

Ведь система защиты — это не только реализация технических мер и средств, а еще и организационные мероприятия, направленные на выработку сотрудниками Оператора норм и правил корректного отношения к защищаемой информации.

Шаблонные комплекты из сети позволяют создать лишь видимость защиты информации, при этом информационные системы фактически остаются уязвимы и подвержены угрозам.

Мы предлагаем синтетическую концепцию, когда уполномоченное лицо Оператора самостоятельно проходит определенные шаги построения системы защиты. А на этапе технической реализации системы защиты возможно привлечение специализированных организаций.

Такой подход позволяет уполномоченным лицам Оператора лучше понять существующие процессы обработки информации, включить в работу всех заинтересованных лиц и в результате получить эффективную систему защиты информации. Рассмотрим подход подробнее.

Нормативная база

Каждый оператор, приступая к работе, задается вопросом — с чего начать? Определимся с нормативной базой, на которую будем опираться.

Мы рекомендуем начинать с идентификации систем, в которых осуществляется обработка ПДн, и их детального изучения. Дальнейшие действия будут зависеть от того, какая перед нами система.

Разберем порядок действий на отдельно взятой информационной системе.

Гис или не гис

Сначала необходимо понять, относится ли рассматриваемая система к государственным информационным системам (ГИС) или нет. От этого будет зависеть подход к защите. Как определить, ГИС перед нами или нет, описано в отдельной статье.

Рекомендации для систем обработки ПДн далее по тексту будем называть «для ИСПДн», рекомендации для государственных систем — «для ГИС».

Актуальные угрозы ИБ

Необходимо определить, какие угрозы ИБ актуальны для рассматриваемой информационной системы. Определение актуальных угроз производится в соответствии с «Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных». В общем случае алгоритм выглядит так:

  1. По совокупности ответов на ряд первичных вопросов делается вывод об исходной защищенности информационной системы.
  2. Формируется перечень рассматриваемых угроз на основании «Базовой модели угроз безопасности персональных данных» и Банка данных угроз безопасности информации (см. выше). Для каждой угрозы экспертным путем определяется вероятность реализации.
  3. На основании вероятности реализации и уровня исходной защищенности определяется коэффициент реализуемости для каждой угрозы.
  4. Для каждой угрозы экспертным путем определяется показатель опасности для ИС и Оператора.
  5. На основании показателей реализуемости и опасности делается вывод об актуальности для каждой угрозы. Формируется перечень актуальных угроз.

Уровень защищенности ИСПДн

Необходимо определить, к какому типу относятся актуальные угрозы. Существуют три типа угроз:

  • связанные с наличием недекларированных возможностей в системном программном обеспечении;
  • связанные с наличием недекларированных возможностей в прикладном программном обеспечении;
  • не связанные с наличием недекларированных возможностей в системном и прикладном программном обеспечении.

Рассматриваем каждую угрозу в отдельности. Определяем, к какому максимальному типу они относятся.

Следующим шагом необходимо определить категорию обрабатываемых данных. Существуют следующие категории персональных данных:

  • специальные;
  • биометрические;
  • общедоступные;
  • иные.

В одной ИС могут обрабатываться несколько категорий персональных данных. Подробное определение категорий дано в № 152-ФЗ.

Необходимо определить объем обрабатываемых ПДн. Здесь возможны 3 вариации:

  • до 100 тысяч;
  • более 100 тысяч;
  • ПДн сотрудников Оператора (без привязки по объему).

На основании типа угроз, категории ПДн и объема ПДн делается вывод об уровне защищенности системы в соответствии с постановлением Правительства № 1119.

Для Определения УЗ можно воспользоваться специальной таблицей:

Класс ГИС

Если рассматриваемая система относится к ГИС, необходимо определить ее класс в соответствии с приказом ФСТЭК № 17 от 11.02.2013.

Для этого определяются дополнительные к предыдущему разделу показатели:

  1. Масштаб ГИС. Может быть федеральным, региональным и объектовым. Критерии определения зафиксированы в приказе ФСТЭК №17.
  2. Уровень значимости информации — определяется степенью возможного ущерба Оператора от нарушения конфиденциальности, целостности или доступности информации. Имеет три значения по убыванию значимости — УЗ1, УЗ2, УЗ3. Определяется экспертным путем. Критерии определения зафиксированы в приказе ФСТЭК № 17.

На основании уровня значимости и масштаба ИС делается вывод о классе ГИС.

Базовый набор мер

  • После определения уровня защищенности и класса (для ГИС) нужно перейти к формированию общего перечня требований и мер, которые необходимо обеспечить в ИС.
  • Для ИСПДн требования формируются в соответствии с определенным уровнем защищенности на основании № 152-ФЗ, постановления Правительства № 1119, приказа ФСБ РФ № 378 и приказа ФСТЭК № 21.
  • Для ГИС, помимо требований, необходимых для ИСПДн, дополнительно добавляются требования приказа ФСТЭК № 17.

В результате должен быть сформирован общий перечень требований и мер, которые необходимо обеспечить в ИС. Назовем его базовый набор мер.

Адаптированный набор мер

Следующим шагом является анализ полученного базового набора мер и его актуализация. То есть удаление из него всех мер, несвойственных рассматриваемой информационной системе. Например, удаляем меру «Защита беспроводных сетей», если беспроводные технологии в ИС не применяются. В итоге  получаем адаптированный базовый набор мер.

Дополненный набор мер

Исследуем адаптированный базовый набор мер и соотносим его с перечнем актуальных угроз ИБ. В случае если ни одна мера не закрывает отдельную актуальную угрозу, дополняем набор дополнительными мерами. В результате все актуальные угрозы должны быть закрыты мерами ИБ из набора мер. На выходе получаем дополненный адаптированный базовый набор мер.

Система защиты информации

В соответствии с полученным набором мер осуществляется выбор технических средств защиты или организационных мероприятий, направленных на выполнение мер. Происходит формирование проекта системы защиты информации.

Для ИСПДн сертифицированные средства защиты информации применяются для закрытия актуальных угроз ИБ.

Для ГИС применяются только сертифицированные средства защиты информации.

Реализуется внедрение системы защиты по созданному проекту. Внедряются организационные меры и технические средства защиты. Разрабатываются политики, положения, инструкции, которые  внедряются в процессы обработки информации.

Устанавливаются, настраиваются и вводятся в эксплуатацию средства защиты информации. На этом этапе привлекаются специализированные организации, оказывающие соответствующие услуги.

При самостоятельном внедрении ознакомьтесь с типичными ошибками при построении СЗПДН.

Контур-Безопасность: Разработка, внедрение и сопровождение систем защиты ПДн.

Заказать услугу

Аттестация

После введения системы защиты в эксплуатацию проводится оценка соответствия принятых мер требованиям законодательства.

Для ИСПДн оценка соответствия в форме аттестации не обязательна. Достаточным является проведение испытаний на соответствие требованиям безопасности с выдачей заключения. Испытания могут быть проведены оператором как самостоятельно, так и с привлечением специализированных организаций.

Для ГИС оценка соответствия в форме аттестации является обязательной процедурой. Для аттестации по требованиям безопасности информации необходимо привлечение специализированной организации, уполномоченной на данную деятельность.

Контур-Безопасность проводит аттестационные испытания и выдает аттестаты соответствия требованиям по безопасности информации.

Заказать услугу

Что в итоге

В результате данного подхода получаем систему защиты информации. Как видим,  привлечение специализированных организаций происходит только на заключительных этапах. Данный подход позволяет сэкономить организациям значительные средства, так как основную часть работ они выполняют самостоятельно.

Кроме того, последовательно выполняя шаги, уполномоченные лица Операторов напрямую участвуют в работе по защите ИС, что должно положительно сказаться на эффективности полученной системы защиты информации.

А что потом?

Система защиты информации внедрена и принята в эксплуатацию. Можно ли успокоиться и забыть о ней? Конечно нет. Мир информационных систем и технологий очень изменчив. Технологии развиваются и совершенствуются, изменяются информационные системы.

 Возможно,   через какое-то время угрозы ИБ, которые не были актуальны при проектировании системы защиты, станут актуальны.

Для поддержания системы защиты информации в рабочем состоянии рекомендуем проводить аудит информационной безопасности не реже одного раза в год, привлекая для этого специалистов — либо собственными силами.  

Удачи на пути создания собственной эффективной системы защиты информации.

Станислав Шиляев, руководитель проектов по информационной безопасности компании «СКБ Контур»

Как соблюсти все требования 152-ФЗ и не получить штраф | Блог Mail.Ru Cloud Solutions

Приказ о допуске к обработке персональных данных. В этом документе прописаны все сотрудники, которые имеют доступ к персональным данным. Важно, чтобы это было обосновано — нельзя вписать туда людей, которым по работе не нужны персональные данные, например, уборщицу или программиста.

Инструкция пользователя системы персональных данных. В этой инструкции нужно прописать, как правильно общаться с персональными данными. С ней должны ознакомиться все, кто имеет доступ к данным.

Практически все эти документы стандартные, так что можно взять шаблоны и доработать под нужды своей компании. Или заказать пакет у юристов, чтобы все формулировки точно были правильными.

Можно получить сразу два штрафа:

  1. За обработку данных без модели угроз и прописанных целей: 1 000—3 000 для физлиц, 5 000–10 000 для должностных лиц, 30 000–50 000 для юрлиц.
  2. За отсутствие положения об обработке персональных данных или политики конфиденциальности: 700–1 000 для физлиц, 3 000—6 000 для должностных лиц, 5 000–10 000 для ИП, 15 000–30 000 для юрлиц.

Если вы не назначите ответственного за обработку ПД или не составите список тех, кому разрешен доступ — это тоже нарушение. Получится, что вы просто так передали данные третьим лицам — а это незаконное распространение, за которое положена уголовная ответственность: штраф до 200 000 рублей, принудительные работы до двух лет, арест до четырех месяцев.

Уведомить Роскомнадзор

Если вы собираете персональные данные сотрудников, уведомлять никого не нужно. А вот если работает с персональными данными клиентов, придется отправить уведомление в Роскомнадзор — зарегистрироваться как оператор персональных данных.

Отправить уведомление можно онлайн, на сайте Роскомнадзора.

Что будет, если не отправить уведомление

Вы совершите административное правонарушение — не уведомите контролирующий орган, хотя обязаны были это сделать. За это положен штраф:

  • 100–500 рублей для физлиц
  • 300–500 рублей для должностных лиц.
  • 3 000—5 000 рублей для юрлиц.
Читайте также:  Выселение несовершеннолетних детей из жилого помещения: могут ли выселить ребенка из муниципальной или ипотечной квартиры

Получать согласие на хранение и обработку персональных данных

Когда вы обеспечили защиту данных, собрали пакет документов и уведомили Роскомнадзор, можно, наконец, начать работать с персональными данными.

Чтобы все было по закону, нужно получать согласие от каждого человека, чьи персональные данные вы собираете.

По закону о защите персональных данных 152-ФЗ каждый ваш клиент или сотрудник будет субъектом персональных данных и должен быть в курсе, что вы собираете и храните информацию о нем.

Получить согласие можно двумя способами:

  1. Подписать письменное соглашение. Так обычно делают, если собирают данные в письменном виде — например, при приеме человека на работу или поступлении в ВУЗ.
  2. Получить согласие через интернет. Для этого можно снабдить форму сбора данных галочкой, поставив которую пользователь соглашается на обработку персональных данных. На сайте при этом должна быть размещена Политика конфиденциальности, чтобы человек мог с ней ознакомиться.

Что будет, если не спрашивать разрешения

За это нарушение положен большой штраф:

  • 3 000–5 000 рублей для физлиц.
  • 10 000–20 000 рублей для должностных лиц и ИП.
  • 15 000–75 000 рублей для юрлиц.

Как не утонуть в документах – ваш спасательный круг по 152-ФЗ

В статье обсудим, какие документы должны быть у оператора персональных данных и какими требованиями обусловлено их наличие. Речь пойдет только о внутренних организационно-распорядительных документах (ОРД) по защите информации (152-ФЗ и приказ ФСТЭК № 17).

Кратко: чего требует закон № 152-ФЗ?

Согласно второй статьи 19 закона № 152-ФЗ «О персональных данных», чтобы обеспечить безопасность персональных данных, необходимо:

  • Определить угрозы безопасности.
  • Применить организационные и технические меры по обеспечению безопасности.
  • Применить средств защиты информации, прошедшие в установленном порядке процедуру оценки соответствия.
  • Оценить эффективность принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных (до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных).
  • Провести учет машинных носителей персональных данных.
  • Обнаружить факты несанкционированного доступа к персональным данным и принять меры.

Более подробно меры по обеспечению безопасности информации описаны в приказе ФСТЭК № 21 от 23 марта 2017 г., а также в методическом документе «Меры защиты информации в государственных информационных системах».

Перечень обязательных документов

  • Инструкция администратора информационной безопасности
  • Инструкция пользователей системы персональных данных
  • Инструкция осуществления антивирусного контроля в информационной системе персональных данных
  • Инструкция по организации парольной защиты персональных данных и перечне мероприятий по защите персональных данных
  • Приказ об утверждении мест хранения персональных данных и мест обработки ПД
  • Приказ о перечне лиц, допущенных к обработке персональных данных
  • Приказ о назначении лиц, ответственных за организацию обработки персональных данных
  • Приказ о назначении комиссии по уничтожению персональных данных
  • Приказ о вводе в действие системы персональных данных
  • Журнал учета носителей информации для системы персональных данных
  • Журнал учета мероприятий по контролю обеспечения защиты персональных данных
  • Журнал периодической проверки и тестирования средств защиты информации
  • Журнал учета обращений лиц — субъектов персональных данных о соблюдении их законных прав
  • Журнал учета средств защиты информации
  • Журнал проведения инструктажа по информационной безопасности
  • Правила обработки персональных данных без использования средств автоматизации
  • Порядок резервирования и восстановления работоспособности технических средств и программного обеспечения, баз данных и средств защиты информации
  • Положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным
  • Форма акта классификации информационной системы персональных данных
  • Форма акта уничтожения документов, содержащих персональные данные соглашение о неразглашении персональных данных
  • Положение об обработке и защите персональных данных
  • План мероприятий по обеспечению безопасности персональных данных
  • План внутренних проверок режима защиты персональных данных
  • Листы ознакомления с вышеуказанными документами с подписями лиц, которых данный документ касается.

Список немаленький, и его можно долго продолжать. Однако все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Вы можете обратиться за помощью в подготовке документации по 152-ФЗ в компанию «ГЭНДАЛЬФ».

«ГЭНДАЛЬФ» предлагает вам услугу по разработке организационно-распорядительной документации с учетом специфики вашей организации. Кроме этого, у нас вы можете приобрести средства защиты информации, сертифицированные ФСТЭК.

Сэкономьте время для решения более приоритетных задач!

Оставить заявку

Что будет, если не выполнить требования?

Штраф за несоблюдение требований закона может составить до 75 000 руб. Рассмотрим, за что и в каком объеме штрафуют.

  • Не разместили на сайте политику конфиденциальности?

Физлица (в том числе индивидуальные предприниматели) могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа в размере 10 000 руб., а организации — до 30 000 руб.

  • Обрабатываете личные данные без разрешения клиента?

Штраф на фирму составит до 75 000 руб.

Для физлица, директора организации или индивидуального предпринимателя — до 20 000 руб.

Для вашей организации мы можем произвести:

  • Аудит системы защиты персональных данных
  • Разработку организационно-распорядительной документации
  • Создание системы защиты информации Поставку средств защиты информации
  • Поставку средств защиты информации
  • Аттестацию информационных систем

Закажите услугу по защите персональных данных, заполнив форму ниже.

У вас возник вопрос?

Получите бесплатную консультацию специалиста на сайте.

Ответы Роскомнадзора на вопросы о персональных данных

В сентябре Роскомнадзор дал разъяснения по закону о персональных данных в форме вопросов и ответов. Публикуем их.

Уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в сфере информационных технологий и связи.

В настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства от 16 марта 2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» данная функция возложена на Роскомнадзор.

В соответствии с п. 2 ст.3 Федерального закона от 27.07.

2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор.

В соответствии с ч. 2 ст.7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обеспечения конфиденциальности персональных данных не требуется:

1) в случае обезличивания персональных данных;

2) в отношении общедоступных персональных данных.

Согласно ч. 2 ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» согласия субъекта персональных данных не требуется в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора;

1.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;(п. 1.1 введен Федеральным законом от 25.11.2009 № 266-ФЗ)

  • 2) обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных;
  • 3) обработка персональных данных осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных;
  • 4) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
  • 5) обработка персональных данных необходима для доставки почтовых отправлений организациями почтовой связи, для осуществления операторами электросвязи расчетов с пользователями услуг связи за оказанные услуги связи, а также для рассмотрения претензий пользователей услугами связи;
  • 6) обработка персональных данных осуществляется в целях профессиональной деятельности журналиста либо в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
  • 7) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию в соответствии с федеральными законами, в том числе персональных данных лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы, персональных данных кандидатов на выборные государственные или муниципальные должности.

Получить согласие работника на передачу его персональных данных для обработки другому оператору должна администрация предприятия, на котором работает субъект персональных данных.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 27.07.

2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч.2 комментируемой статьи, при обработке персональных данных:

  1. 1) относящихся к субъектам персональных данных, которых связывают с оператором трудовые отношения;
  2. 2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
  3. 3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации и обрабатываемых соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;
  4. 4) являющихся общедоступными персональными данными;
  5. 5) включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных;
  6. 6) необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях;
  7. 7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
  8. 8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных.Уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано должностным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации
Читайте также:  Что будет с кредитом, если у банка отозвали лицензию: как действовать клиентам и как правильно вносить регулярные платежи, порядок погашения и как узнать новые условия

.Образец формы уведомления об обработке персональных данных и методические рекомендации по его заполнению размещены на официальном сайте Роскомнадзора.

Кроме того, на портале Персональные данные реализована функция по заполнению уведомлений об обработке персональных данных в электронной форме.

Предоставление физическим лицом оператору персональных данных близких родственников возможно только при наличии письменного согласия указанных лиц либо в случаях, установленных федеральными законами.

Вы вправе обратиться в ближайшее территориальное управление Роскомнадзора. Адреса и контактные телефоны указаны на официальном сайте Роскомнадзора.

Ст.24 Федерального закона «О персональных данных» определяет ответственность за нарушение данного Федерального закона, которая выражается в виде уголовной, административной, дисциплинарной и иной предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности.Административная ответственность за нарушение настоящего Федерального закона наступает за:

— неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации (ст.5.39 КоАП РФ);

— нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст.13.11 КоАП РФ);

— разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность) (ст.13.14 КоАП);

— непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст.19.7 КоАП РФ).

Кроме того, за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, и неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ст.137, 272 УК РФ.

Персональные данные субъектов персональных данных, полученные кредитной организацией при рассмотрении заявок на получение кредита, в случае отрицательного решения кредитной организации подлежат уничтожению в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.

Обращаем Ваше внимание, что типовые формы документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, могут храниться в формате цифровых копий при соблюдении требований к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 года № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Получение согласия на обработку персональных данных по телефону, посредством СМС-сообщений действующим законодательством Российской Федерации не установлено.

При заполнении вэб-формы заявки на покупку товара на сайте интернет-магазина в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» критерием, свидетельствующим о получении оператором согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, является файл электронной цифровой подписи.

Кроме того, предложение оператора о продаже товара в отдельных случаях может рассматриваться как публичная оферта. Таким образом, субъект персональных данных, акцентируя указанную оферту, тем самым осуществляет конклюдентные действия, выражающие его волю и согласие на обработку его персональных данных, предоставленных при заполнении заявки на покупку товаров.

В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.

До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор, осуществляющий обработку персональных данных (далее — Оператор) на территории Российской Федерации, обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.

Критериев, определяющих адекватность защиты прав субъектов персональных данных на территории иностранного государства, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Оператору, осуществляющему трансграничную передачу персональных данных, необходимо руководствоваться законодательством иностранного государства, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, законодательством Российской Федерации в области защиты прав субъектов персональных данных, а также международными нормативными актами, в том числе Конвенцией о защите прав физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года ETS № 108 с учетом перечня стран, подписавших и ратифицировавших данную Конвенцию. Это Австрия, Бельгия, Болгария, Дания, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония.

Вторая группа, которые могут претендовать на статус стран, обеспечивающих адекватную защиту персональных данных, это страны, имеющие общенациональные нормативные правовые акты в области защиты персональных данных и уполномоченный надзорный орган по защите прав субъектов персональных данных. Это Андорра, Аргентина, Израиль, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Норвегия, Сербия, Хорватия, Черногория, Швейцария, Южная Корея, Япония.

Требования Федерального закона «О персональных данных» распространяются на представительства юридических лиц иностранных государств, осуществляющих деятельность по обработке персональных данных на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона «О персональных данных» информационная система персональных данных — информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.В случае соответствия веб-сайта указанным требованиям он является информационной системой.

Порядок документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта определяется оператором персональных данных самостоятельно. Уничтожение персональных данных субъекта осуществляется комиссией либо иным должностным лицом, созданной (уполномоченным) на основании приказа Оператора.

Наиболее распространенными способами документальной фиксации уничтожения персональных данных субъекта является оформление соответствующего акта о прекращении обработки персональных данных либо регистрация факта уничтожения персональных данных в специальном журнале.

Типовая форма акта и журнала утверждаются самим Оператором.

  • Да, такие документы, разработанные отдельными представителями операторского сообщества, существуют:
  • — стандарты и рекомендации в области стандартизации Банка России;
  • — концепция защиты персональных данных в информационных системах персональных данных оператора связи;
  • — методические рекомендации для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости.

Источник: Информация Роскомнадзора от 25.09.2015

Образец должностной инструкции ответственного за персональные данные в 2021 и 2021 году

Для компаний, осуществляющих свою деятельность в коммерческом секторе, данный документ не является строго обязательным (в отличие, например, от государственных учреждений), собственно как и организация самой системы действий с персональными данными. Тем не менее, многие фирмы предпочитают назначать ответственных сотрудников за работу с личными сведениями персонала, что позволяет избегать в дальнейшем нарушений при обороте документации, а также предотвращать различные злоупотребления.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ

В перечень обязанностей ответственного за обработку персональных данных сотрудника входит контроль за защитой личной информации работников организации, доведение до них соответствующих нормативно-правовых актов компании, сбор нужных подписей и проч.

Когда нужно ознакомить работника с документом?

При приеме на работу, сотрудник должен быть ознакомлен с должностной инструкцией. В качестве подтверждения действия, ДИ визируется работником в конце. Некоторые предприятия дублируют факт ознакомления в специальном журнале.

Важно! Оформить должностную инструкцию можно как приложение к трудовому договору. О ее наличии упоминается в начале документа, сам акт становится обязательным для сотрудника с момента подписания договора.

Работодатель самостоятельно утверждает структуру должностной инструкции для лиц ответственных за организацию обработки персональных данных.

Она может содержать один раздел, где будут указаны общие положения и все функциональные обязанности сотрудника.

Главное, при оформлении внутреннего документа избегать перегруженности, дублирования текста, основываться на простых понятиях.

Правильно составленный нормативный документ, хоть и является внутренним, может помочь разрешить различные споры, связанные с нарушением обработки персональных данных.

Что относится к персональным данным

Персональными данными считается любая информация о работнике предприятия, касающаяся его лично и задокументированная в каких-либо бумагах. В том числе это сведения из паспорта, ИНН, СНИЛС, трудовой книжки, диплома об образовании и других подобного рода аттестатах и свидетельствах, больничных карт и т.п.

Также сюда относится то, что касается семейного положения работника, его родственных связей, судимостей, финансовых дел и все прочее, что может прямо или косвенно идентифицировать человека.

Распоряжаться всеми этими данными любой гражданин может только лично, но поскольку в современных условиях это возможно далеко не всегда, он передает согласие на обработку персональных сведений другим лицам, в том числе представителю работодателя, который в свою очередь несет полную ответственность за сохранность этой конфиденциальной информации и недоступность к ней посторонних.

Читайте также:  Демократическая система в Швеции

Функции

В этом разделе фиксируются задачи сотрудника. Они закреплены в ст. 22.1 закона № 152-ФЗ и обязывают ответственного:

  • контролировать соблюдение в организации соответствующих законов, в том числе требований к защите информации;
  • доводить до сведения работников положения законодательства, локальных актов по вопросам обработки данных;
  • организовывать прием и обработку обращений и запросов владельцев данных.

Более детальный перечень формулируется в следующем разделе документа.

В каком виде написать приказ

Приказ о назначении ответственного за обработку персональных данных лица можно писать в свободном виде, поскольку на сегодня унифицированная его форма не предусмотрена.

Правда, эта норма не касается государственных учреждений, где обычно применяются стандартные формуляры, а также тех предприятий, руководство которых разработало и утвердило собственный единый шаблон для распорядительных актов.

Информация о формате приказов обязательно должна быть указана в учетной политике компании.

Общие положения

В начальной части должностной инструкции ответственного за персональные данные перечисляются общие параметры профессиональной деятельности специалиста, базовые моменты. В этом разделе, как правило, определяются:

  • наименование должности, основные требования к работнику — наличие у него специального образования, квалификации, стажа, опыта работы;
  • лицо, назначающее на должность и освобождающее от должности;
  • документы, которыми работник обязан руководствоваться в своей деятельности;
  • порядок замещения работника, его субординация.

Особенно важны умения и навыки. Здесь указываются важные требования о знании законодательства в области персональных данных, организации труда, основ делопроизводства с использованием современных информационных технологий.

Образец приказа о назначении ответственного

Если перед вами стоит задача по формированию приказа о назначении ответственного за обработку персональных данных работника, а вы раньше таких документов не делали, вам поможет представленный ниже образец и комментарии к нему.

  1. В самом начале приказа все стандартно: первым делом напишите тут название компании, наименование распоряжения, его номер и дату составления. Затем переходите к основной части.
  2. Обязательно укажите тут, в связи с какими обстоятельствами создается приказ (это будет его обоснование) и поставьте ссылку на норму закона или внутренний документ компании, имеющий непосредственное отношение к формированию распоряжения (это будет основание).
  3. Потом внесите собственно указание о назначении ответственного лица, обозначив его должность и ФИО.
  4. Коротко отметьте его основные функции и обязанности (полный их перечень лучше привести в соответствующей должностной инструкции), а также впишите сведения о работнике (также должность и ФИО), который будет замещать ответственного сотрудника в период его отсутствия на работе по уважительным причинам.
  5. В завершение не забудьте возложить контроль за исполнение данного распоряжение на кого-либо из руководящего состава предприятия (следует отметить, что контролировать выполнение приказа может и сам директор), а также собрать все необходимые подписи.

Содержание

Нормативный акт должен иметь структуру, определяющую его наполнение:

  • Общие положения.
  • Функции.
  • Должностные обязанности.
  • Права.
  • Ответственность.

Документ оформляется на стандартном бланке предприятия, с указанием всех реквизитов в углу.

К реквизитам организации относятся:

  KPI для учителя. Как педагогам зарабатывать больше?

  1. наименование предприятия;
  2. название вида документа (должностная инструкция);
  3. дата подписи документа начальником;
  4. регистрационный номер;
  5. место составления акта.

Права

Нет необходимости вносить в раздел те права работника, которые установлены Трудовым кодексом и трудовым договором. Здесь перечисляются дополнительные права специалиста, его полномочия. Это такие действия, например:

  • знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности;
  • вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с выполнением конкретных обязанностей;
  • подписывать документы в пределах своей компетенции;
  • получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;
  • вести переписку с организациями по вопросам, входящим в его компетенцию;
  • требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав;
  • повышать свою профессиональную квалификацию;
  • другие права и социальные гарантии.

Заполняем уведомление об обработке персональных данных в Роскомнадзор. Как избежать ошибок?

Если неправильно заполнить уведомление об обработке персональных данных, то впоследствии со стороны Роскомнадзора могут последовать штрафы.

Например, бывает, что не указывают все информационные системы персональных данных или не могут предоставить договор с арендуемым дата-центром.

Между тем, Роскомнадзор уделяет уведомлению большое внимание на проверках, сверяя описанный в нем порядок обработки персональных данных с фактическим.

Рассказывает:

Павел Новожилов,

руководитель группы консалтинга Центра информационной безопасности

Компания до начала обработки персональных данных (ПДн) обязана уведомить Роскомнадзор о своем намерении обрабатывать ПДн (кроме некоторых исключительных ситуаций). Это указано в ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (Закон № 152-ФЗ).

Если компания направит уведомление с ошибками, представители регулятора могут не отреагировать сразу на все несоответствия, заметив только наиболее грубые.

Но когда в компании будет проверка, от внимания проверяющих не ускользнут даже мелкие ошибки.

Обнаружив, что сведения в уведомлении не соответствуют фактическому порядку обработки ПДн, Роскомнадзор может выдать предписание об устранении нарушений, а в случае невыполнения этих требований в установленный срок и оштрафовать.

Форма для заполнения уведомления об обработке персональных данных

Что не стоит указывать в качестве правового основания для обработки ПДн?

Правовыми основаниями для обработки ПДн могут быть нормативные правовые акты:

  • Гражданский и Трудовой кодексы,
  • Федеральный закон «Об исполнительном производстве»,
  • Приказы Минздравсоцразвития,
  • положения и инструкции Банка России и т.д.

Кроме этого, к основаниям относятся учредительные документы оператора ПДн, договоры с субъектами ПДн и их согласия на обработку. О последних при заполнении уведомления часто забывают.

Многие указывают в качестве правового основания в уведомлениях и во внутренних документах сам Закон № 152-ФЗ. Это ошибка.

Как заполнить раздел об информационных системах персональных данных?

Для начала рекомендуем определиться с перечнем информационных систем персональных данных (ИСПДн). Ими могут быть, например, SAP HR, 1C ЗУП, Siebel и другие. Как правило, организации оформляют такой перечень документально.

Затем следует обратить внимание на группу ИСПДн. Как таковые группы нигде не определены, поэтому каждая компания самостоятельно принимает решение о группировке. На практике группировка выполняется по системам, имеющим схожую архитектуру и единую категорию обработки ПДн.

Хотя Закон № 152-ФЗ и допускает деление ИСПДн на группы, важно учитывать, что указываемые о них данные могут применяться не ко всем информационным системам. Приведем простой пример: трансграничная передача ПДн может осуществляться только в двух информационных системах из восьми, входящих в ИСПДн.

Что указать о месте размещения базы данных?

Не так давно появилось требование вносить в уведомление сведения о местонахождении базы данных ПДн граждан РФ (подп. 10.1 п. 3 ст. 22 Закона № 152-ФЗ). На практике это значит, что организация должна указать, какой использует центр обработки данных (ЦОД, дата-центр): собственный или арендованный.

Если организация арендует ЦОД, то нужно убедиться в наличии договора с арендованным дата-центром, так как в ходе проверки его придется предоставить специалистам Роскомнадзора. Информацией о размещении ЦОД обладают ИТ-специалисты.

  Должностные инструкции оператора котельной на газе

Важно разобраться, где происходит первичный сбор ПДн россиян.

При проверке представители Роскомнадзора будут обращать внимание на зарубежные дата-центры, указанные в уведомлении, и к этому стоит подготовиться заранее.

Напомним, что за первичный сбор ПДн граждан РФ с использованием базы данных за пределами России компаниям грозят штрафы от 1 млн до 6 млн руб. за первое нарушение и от 6 млн до 18 млн руб. за повторное (ч. 8 ст. 13.11 КоАП РФ).

На заметку

Если организация собирает ПДн граждан РФ с использованием базы данных действительно через иностранный ЦОД, то тогда будет штраф по ч. 8 ст. 13.11 КоАП РФ.

Но бывает, что организации собирают ПДн на территории РФ, а потом выполняется их передача в информационные системы, размещенные в зарубежном ЦОД.

То есть нарушения не будет, если актуализация данных и ввод осуществлялся в базах данных на территории РФ, так как дальнейшая передача в иностранные ЦОД не запрещена при соблюдении данного условия.

Как быть с трансграничной передачей ПДн?

В случае трансграничной передачи персональных данных при заполнении уведомления необходимо обратить внимание на два важных нюанса.

Во-первых, нужно убедиться в наличии договора с компанией, куда они передаются, поскольку он может понадобиться представителям Роскомнадзора во время проверки.

Во-вторых, следует проверить, какие именно страны в нем указаны. Дело в том, что в договоре могут быть прописаны как конкретные страны, так и указана их группа, объединенная по какому-либо признаку: СНГ, страны всего мира, страны Европы и т.

д. Если в договоре используется общая формулировка, например, «страны Европы», то в уведомлении их необходимо перечислить. В противном случае проверяющие могут расценить это как нарушение и выписать организации соответствующее предписание.

Что указывать в описании мер и средств обеспечения безопасности?

Ссылка на основную публикацию