Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

Социальное партнерство в сфере труда является важнейшим институтом трудового права и представляет собой систему взаимодействия основных субъектов трудовых отношений, которая позволяет наиболее эффективно учитывать основные интересы работников, а также их представителей, работодателей (их представителей) и государства при регулировании трудовых отношений.

Социальное партнерство выступает главным способом согласования интересов участников трудовых отношений при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в трудовой сфере.

Легальное определение социального партнерства содержится в ст.

23 ТК РФ, согласно которой социальное партнерство в сфере труда — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК РФ).

Правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами регламентированы Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

В Трудовом кодексе социальному партнерству в сфере труда посвящен раздел II, который помимо общих положений (гл. 3 ТК РФ) содержит следующие главы, детально регламентирующие социальное партнерство в сфере труда:

В настоящее время система социального партнерства — это наиболее эффективный метод достижения и поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников.

05.02.2021

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

Как известно, социальное партнерство в сфере труда имеет свои особенности в каждом государстве с учетом исторических, культурных, социально-экономических и политических условий.

Вместе с тем международная практика исходит из необходимости выработки универсальных стандартов регулирования коллективных трудовых отношений.

В этой связи актуализация трудового законодательства государств ЕАЭС в соответствии с международными трудовыми стандартами представляет собой важнейшую задачу последовательного развития правового механизма социального партнерства.

Подробнее>>

11.12.2020

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

Трудовой кодекс имеет в своей структуре целую часть (вторую), состоящую из раздела «Социальное партнерство в сфере труда» и включающую на сегодня 34 статьи.

Социальное партнерство в сфере труда определяется как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Подробнее>>

23.09.2020

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

Совершенно очевидно, что интересы всех участников отношений, имеющих юридические последствия, в нашем правовом государстве последовательно воплощаются в юридических нормах. В рамках сферы регулирования трудовой деятельности именно государственные нормы прежде всего призваны сбалансировать интересы участников трудовых и непосредственно с ними связанных отношений (ч. 2 ст. 1 ТК РФ).

Подробнее>>

28.09.2016

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

Право профсоюзов на содействие занятости предусмотрено ст.

12 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», где сказано, что профсоюзы имеют право принимать участие в разработке государственных программ занятости, могут предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и за соблюдением законодательства в области занятости. 

Подробнее>>

06.09.2016

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

Право человека на достойную жизнь, которая невозможна без достойной, справедливой заработной платы, обеспечивающей удовлетворительный уровень жизни как для работника, так и для его семьи, закреплено в большинстве важнейших международных актов, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 года (ст. 23), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (ст. 7), Европейская социальная хартия, пересмотренная в 1996 году (ст. 4), и других международных актах, конвенциях и программных документах Международной организации труда (МОТ).

Подробнее>>

18.08.2016

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

Вопрос о допустимости социального партнерства в сфере государственной гражданской службы на сегодняшний день носит весьма дискуссионный характер. Некоторые авторы отрицают любую возможность коллективного проявления и оформления интересов государственных гражданских служащих.

 Другие же ученые, напротив, признают существование социально-партнерских отношений между представителями нанимателей и профсоюзными организациями служащих и отмечают, что само по себе социальное партнерство на гражданской службе находится на стадии становления, обладает определенной спецификой, обусловленной публичным характером самой госслужбы, и требует более детального правового регулирования

Подробнее>>

23.05.2016

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

Сегодня далеко не все работники являются членами каких-либо профсоюзов, тем не менее профсоюзы есть и они действуют, поэтому в первую очередь данный материал предназначен тем работодателям, работники которых являются членами профсоюзов, а также тем, кто хочет стать таковыми.

 В ТК РФ в ряде случаев содержатся положения о необходимости учитывать мнение профсоюза.

В каких случаях требуется учет мнения представительного органа работников? В каком порядке учитывается мнение профсоюза при принятии решения о расторжении трудового договора по инициативе работодателя? Какова судебная практика по вопросам учета мнения профсоюза в кадровом делопроизводстве?

Подробнее>>

20.04.2016

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

Согласно ст.

2 Трудового кодекса РФ, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Эффективным социальное партнерство может быть только в случае его активного развития не только на федеральном, отраслевом, региональном, территориальном, но и на локальном уровне. 

Подробнее>>

28.01.2016

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

Спецификой становления отношений социального партнерства в Российской Федерации является их формирование в условиях отказа от централизации правового регулирования трудовых отношений.

Ослабление вмешательства государства в трудовые отношения, формирование независимых от государственных органов секторов экономики существенно повышают роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют определяющее значение.

Подробнее>>

22.01.2016

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

ТК имеет в своей структуре целую часть (вторую), состоящую из раздела «Социальное партнерство в сфере труда», включающую на сегодня 34 статьи.

Социальное партнерство в сфере труда определяется как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Подробнее>>

Страницы со статьями: [1] [2]

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

  • Основными принципами социального партнерства являются:
  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

  1. полномочность представителей сторон;
  2. свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  3. добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  4. реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  5. обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  6. контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  7. ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

  • Социальное партнерство осуществляется на:
  • федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
  • региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Читайте также:  Для Дачного Строительства И Ижс В Чем Разница 2021 — Прочитать Ответ

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Трудовой Кодекс РФ. Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда | Моспрофспорттур

(наименование в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

Статья 23. Понятие социального партнерства в сфере труда

(наименование дополнено с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ — см. предыдущую редакцию)

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (часть дополнена с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

Часть утратила силу с 6 октября 2006 года — Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (абзац в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (часть дополнительно включена с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).

Статья 26. Уровни социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется на:

  • федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
  • региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
    (Статья в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений (абзац в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (абзац дополнен с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ — см. предыдущую редакцию);
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (абзац в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.
(Статья дополнена с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Глава 4. Представители работников и работодателей в социальном партнерстве

(наименование дополнено с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ — см. предыдущую редакцию)

Статья 29. Представители работников

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (часть дополнена с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ — см. предыдущую редакцию).

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (часть в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов (часть в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Статья 30. Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями

Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
(Статья в редакции, введенной в действие с 6 октября 2006 года Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Читайте также:  Какие счета не могут арестовывать судебные приставы

Статья 31. Иные представители работников

ст. 23 Трудового Кодекса РФ с ми

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений .

Часть утратила силу с 6 октября 2006 года — Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ.

Комментарий к статье 23 ТК РФ

1. В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство».

Данный термин условный, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов.

Однако наряду с конфликтом интересов у работников и работодателей присутствует общность интересов — обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.

2. Социальное партнерство представляет собой совокупность способов, с помощью которых работники и их представители, работодатели и их представители, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Конкретные способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к социально-партнерским, именуются «формы социального партнерства» (см. ст. 27 ТК и комментарий к ней).

3. Универсальными сторонами отношений социального партнерства являются работники и работодатели.

Отношения по договорному регулированию трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в которых не принимают участие работники (их представители) либо работодатели (их представители), нельзя рассматривать в качестве отношений социального партнерства, поскольку не происходит согласование интересов работников и работодателей. К регулированию данных отношений нормы комментируемого раздела ТК не применяются. В качестве примера соответствующих договоренностей можно привести, во-первых, соглашение между несколькими работодателями о проведении единой политики по оплате труда наемных работников, а во-вторых, соглашение между профсоюзами как представителями работников и органом государственной власти о необходимости подготовки какого-либо нормативного правового акта, регулирующего трудовые отношения.

4. О понятии трудовых отношений см. ст. 15 ТК и комментарий к ней. Отношения, непосредственно связанные с трудовыми, перечислены в ст. 1 ТК. Однако отметим, что не все отношения, непосредственно связанные с трудовыми, могут быть предметом регулирования в социально-партнерском порядке.

В силу публично-правового характера не могут регулироваться в договорном порядке отношения по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; отношения по разрешению трудовых споров в суде; отношения по обязательному социальному страхованию, участниками которых являются государственные финансово-кредитные учреждения (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и т.п.). Это не исключает права сторон социального партнерства в договорном порядке подготовить проекты законодательных актов, регулирующих указанные отношения.

В социально-партнерском порядке могут регулироваться также отношения по добровольному социальному страхованию; профсоюзному контролю за соблюдением прав работников; внесудебным процедурам урегулирования трудовых споров.

Другой комментарий к статье 23 Трудового Кодекса РФ

В современной социально-экономической литературе социальное партнерство определяется как «особый тип регуляции социально-трудовых отношений на основе баланса интересов наемных работников, работодателей и государства, направленного на достижение социального согласия в обществе» . Оно выступает как важнейший демократический институт управления в различных сферах деятельности, способствующий выявлению и учету общественного мнения участников партнерских отношений по наиболее важным проблемам труда в жизни общества.

———————————
Башмаков В.И., Санатулов Ш.З. Профсоюзы современной России: социологический аспект. М.: АТиСО, 2007. С. 144.

Возникновение и развитие законодательства о социальном партнерстве связано с необходимостью установления правовых мер, с помощью которых можно в известной мере преодолевать негативные последствия существующей противоположности интересов наемных работников и работодателей в сфере труда, добиваться оптимального согласования их интересов и социально-экономических возможностей при определении условий труда и его оплаты и тем самим предупреждать серьезные трудовые конфликты сторон трудового правоотношения. Известно, что в сфере труда интересы работников и работодателей часто не совпадают. Наемные работники как наименее экономически защищенная сторона социально-трудовых отношений заинтересованы прежде всего в получении более высокого вознаграждения за продажу своей рабочей силы и обеспечении безопасных и благоприятных условий для своей трудовой деятельности.

Главный интерес работодателя — постоянное увеличение прибыли, которое достигается не только техническим усовершенствованием производственной базы, созданной на основе собственности работодателя, но и путем установления размеров оплаты труда работников ниже уровня, обеспечивающего достойные условия существования работника и членов его семьи. Кроме того, работодатель стремится увеличить свою прибыль за счет экономии материальных затрат на осуществление мер по улучшению условий охраны труда работников.

Понятие «партнерство» возникло на Западе как антипод классовой борьбе между трудом и капиталом, получившей отражение в многочисленных забастовках и других формах трудовых конфликтов, определявших высокий уровень социальной напряженности в сфере трудовых отношений.

Основным способом ее снижения в начальный период развития капиталистических трудовых отношений стало создание комиссий из представителей работодателя и работников для ведения совместных переговоров и достижения компромисса по важнейшим условиям труда.

Их решения обязывали работодателя обеспечивать работникам соответствующие условия труда, установленные в договоре, а работников — не участвовать в забастовках.

Но такой первоначально сложившийся механизм коллективно-договорного достижения компромисса в последующие годы под влиянием существенных изменений в сфере социально-экономических условий жизни, а также в содержании коллективных договоров, в которые начали включаться условия повышения заинтересованности работников в развитии предприятия, оказал влияние на оценку роли коллективного договора. Он стал рассматриваться прежде всего как способ предупреждения силового противоборства работодателей и работников, содействующий улаживанию конфликтов в сфере труда. Тем самым были созданы идеологические предпосылки для отказа от традиционной характеристики коллективных договоров как договоров тред-юнионистского (соглашательского) типа и преобразования их в существенно новые — договоры социально-партнерского характера. Таким образом, западная система гибко приспособилась к изменяющимся условиям в сфере трудовых отношений с помощью различных форм и механизмов их регулирования и нового идеологического обоснования роли и значения коллективных договоров.

Исследователи трудового права на Западе отмечают, что в странах с развитой рыночной экономикой термин «социальное партнерство» в настоящее время практически не используется. Отсутствует он и в официальных документах МОТ.

Ему предпочитают термины «социальный диалог», «двух- или трехдоговорные консультации».

Вместе с тем в западных публикациях на тему трудовых отношений наряду с «социальным диалогом» стал использоваться термин «механизм социального партнерства», под которым Международное бюро труда понимает совокупность мероприятий, связанных:

  • — с согласованием на национальном уровне социально-экономической политики, касающейся распределения доходов, разработки критериев социальной справедливости и мер по защите интересов заинтересованных сторон;
  • — коллективно-договорным регулированием условий труда;
  • — участием работников и их представителей на постоянной основе в управлении предприятием и корпорациями.

В России первым нормативным правовым актом, направленным на создание системы социального партнерства в сфере регулирования социально-трудовых отношений, был Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 N 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» .

В нем предусматривалось ежегодное заключение на республиканском уровне генеральных соглашений по социально-экономическим вопросам между Правительством РСФСР, полномочными представителями общереспубликанских объединений профсоюзов и предпринимателей. Было также признано целесообразным начиная с 1992 г.

заключать трехсторонние отраслевые тарифные соглашения между органами государственного управления, профсоюзами и представителями работодателей, предусмотрев в них взаимные обязательства сторон, регулирующие социально-трудовые отношения в области организации оплаты труда, установления социальных гарантий, порядка найма и увольнения работников. Предусматривалось также включение в них обязательств, обеспечивающих повышение эффективности производства, укрепление трудовой дисциплины, предотвращение трудовых конфликтов, а также соблюдение интересов трудящихся при проведении приватизации. В настоящее время этот Указ признан утратившим силу.

Читайте также:  Входит ли площадь лоджии и балкона в отапливаемую площадь?

———————————
ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 47. Ст. 1611.

Сформулированные в названном Указе Президента РСФСР организационно-правовые меры по обеспечению социального партнерства в сфере труда получили значительное развитие в федеральных законах и иных нормативных правовых актах федеральных органов власти, а также в законодательстве субъектов РФ. В их числе Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Законы о социальном партнерстве, коллективных договорах и соглашениях, о разрешении коллективных трудовых споров были приняты также во многих субъектах РФ (например, Закон города Москвы от 11.11.2009 N 4 «О социальном партнерстве в городе Москве» ). Аналогичные законы имеются в Республике Татарстан, в Свердловской области, Алтайском крае и др.

———————————
Вестник мэра и правительства Москвы. 2009. N 67.

После введения в действие ТК (1 февраля 2002 г.) ранее изданные законы и иные нормативные акты в области социального партнерства могут применяться постольку, поскольку они не противоречат ТК (см. ст. 423 ТК).

Включение в ТК разд. II «Социальное партнерство в сфере труда», содержащего более 30 статей, существенно расширило правовую базу науки трудового права для более глубокого теоретического исследования многих вопросов: об основных принципах и методах правового регулирования трудовых отношений, о сторонах социального партнерства, его уровнях и формах.

В неразрывной связи с организационно-теоретическими положениями в разд. II ТК сформулированы также нормы, имеющие важное практическое значение для правоприменительной деятельности: о представительстве сторон социального партнерства, его органах, порядке ведения коллективных переговоров при заключении коллективных договоров и соглашений, структуре и содержании и др.

Таким образом, установленный в ТК комплекс норм, всесторонне раскрывающих понятие, содержание и значение социального партнерства как важнейшей правовой базы регулирования трудовых отношений в договорном порядке (ст.

9 ТК), является достаточным обоснованием для признания его в науке трудового права в качестве самостоятельного правового института.

Его становление и развитие происходят в непосредственной взаимосвязи с особенностями социально-экономического развития общества и задачами государства в тот или иной исторический период, а также организацией хозяйственно-управленческой деятельности в сфере экономики и организации труда.

В условиях глобализации экономики социальное партнерство получает все более широкое распространение, выступая как взаимодействие государства, бизнеса и общества.

Специфика развития социально-экономических отношений в современной России выдвинула необходимость более эффективного использования возможностей социального партнерства в сфере дальнейшего совершенствования регулирования социально-трудовых отношений и дальнейшего развития соответствующих правовых актов. Среди них, принятых в последние годы, важно обратить внимание на письмо Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 05.05.2009 N П27-14932-РТК «О направлении Рекомендаций по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса».

Они рассчитаны прежде всего на повышение роли социального диалога между работодателями и профсоюзами, представляющими интересы работников в организации на локальном уровне. В ст.

4 Рекомендации подчеркнуто, что реализация комплекса антикризисных мер должна идти при участии широкого круга работников и их представителей.

При этом для предупреждения социальных конфликтов следует максимально учитывать социальные интересы работников.

В этом документе сформулированы 11 принципов оказания содействия экономическому подъему и развитию, определяющих содержание практических мер по их реализации. Среди них особо обращается внимание на участие в социальном диалоге на основе принципов трипартизма и ведения коллективных переговоров между работодателями и работниками.

В числе сравнительно новых законодательных актов по вопросам социального партнерства следует иметь в виду Закон города Москвы «О социальном партнерстве в городе Москве», принятый Московской городской Думой 11 ноября 2009 г. Закон опирается на установленные в федеральных законах основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений.

В нем большое внимание уделено совершенствованию системы социального партнерства, конкретизации его основных принципов, которые способствуют эффективной реализации предусмотренных в нем различных мероприятий и особенно расширению и укреплению практики договорного установления социально-трудовых стандартов и социально-трудовых нормативов в коллективных договорах и соглашениях.

Таким образом, суть правового понятия социального партнерства заключается в законодательном определении такой системы взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, которая обеспечивает достижение согласия и сотрудничества между сторонами социального партнерства по вопросам регулирования трудовых и иных тесно связанных с ними отношений. Социальное партнерство содействует пониманию и укреплению общей заинтересованности его сторон в достижении высокой эффективности труда, обеспечивающей повышение жизненного уровня всего населения, снижению социальной напряженности в обществе, предупреждению коллективных трудовых споров и забастовок.

Общие положения социального партнерства в сфере труда

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Статья 26. Уровни социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется на:

  • федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
  • региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
  • отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
  • взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • участия работников, их представителей в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

Источник

Ссылка на основную публикацию