Сословие — что это такое

Сословия – это социальные группы, обладавшие определенными правами и обязанностями, которые были закреплены в обычае или законе.

Когда появились сословия

Сословия в России стали появляться после объединения русских земель в единое государство. При этом происходило ослабление влияния местной удельной феодальной аристократии и рост влияния дворянства в посадской верхушке.

С началом проведения Земских соборов расширяется и круг участников. Здесь вместе с боярско-дворянским сословием и духовенством принимает участие и верхушка посада. На собор 1613 года были приглашены представители черносошного крестьянства. В это время сословное деление отличалось большой пестротой и разнообразием.

Сословие — что это такое

Разрядные списки XVI века и Бархатная книга (1687 год) привели к тому, что дворяне из служилого превратились в наследственное сословие. Некоторые изменения наследственных принципов сословных организаций произошли при Петре I с введением Табели о рангах.

Тем не менее сложившееся сословное деление на дворян, духовенство, городских и сельских обывателей просуществовало до Октябрьской революции 1917 года.

Сословия, их права и обязанности

Сословие Внутрисословные группы Права и привилегии Обязанности
Дворянство Потомственные и личные.
  • – Владение населенными землями.
  • – Освобождение от налогов.
  • – Освобождение от земских повинностей.
  • – Освобождение от телесных наказаний.
  • – Освобождение от обязательной службы.
  • – Сословное самоуправление.
  • – Поступление на госслужбу и получение образования.
  • Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.
Без особых обязанностей.
Духовенство Белое (приходское), черное (монашеское). Духовенство освобождалось от рекрутской повинности и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование. Представители духовенства были обязаны посвятить свою жизнь церкви. Были обязаны проповедовать Слово Божие.
Почетные граждане Потомственные и личные. Свобода от рекрутской повинности, подушного налога и телесных наказаний. Право выбора на общественные должности, но не на государственные. Без особых обязанностей.
Купечество 1-, 2- и 3-й гильдий. Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

  1. Купцы 2-й гильдии были заняты ведением крупной внутренней торговли.
  2. Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю. 
  3. Купечество имело право сословного самоуправления и доступ к приличному образованию.
Купцы 2- и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.
Казачество Казаки владели землей, освобождались от выплаты податей. Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.
Мещанство Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы. Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели право сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию. Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность. К тому же они не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.
Крестьянство Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные). Государственные крестьяне имели права общинного владения землей и сословного самоуправления. Крепостные прав не имели вообще. После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав. Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство до 1861 года и после несло рекрутскую повинность (до 1874 года) и большую часть тягла в пользу государства.

Сословие — это… Что такое Сословие?

Сосло́вие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.

Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников. В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

Первые законодательные собрания Европы базировались на сословном принципе; характерными примерами являлись трёхпалатные Генеральные Штаты во Франции и двухпалатный Парламент Англии.

Сословия Древнего Рима

  • Нобилитет
  • Патриции
  • Плебс

Сословия у Платона

Сословия описаны Платоном в VIII книге «Государства». Все население в таком государстве разделено Платоном на три сословия:

  • правители-философы
  • воины-стражи
  • демиурги.

Франция

Так называемый «Старый режим» во Франции (то есть существовавший до революции) разделял общество на три сословия: первое (священники), второе (аристократы) и третье (общинники).

В обязанности Первого сословия входили: регистрация браков, рождений и смертей, сбор десятины, осуществление духовной цензуры книг, исполнение обязанностей моральной полиции и помощь бедным. Духовенство владело 10-15 % земель во Франции; они не облагались налогом.

Общая численность Первого сословия на 1789 год оценивалась в 100 тыс. чел, из которых около 10 % принадлежали к высшему духовенству. Существовавшая во Франции система наследования старшему сыну приводила к тому, что младшие сыновья зачастую становились священниками.

Второе сословие представляло собой аристократию, и, фактически, королевскую семью, за исключением самого монарха. Нобилитет разделялся на «аристократов плаща», представлявших юстицию и гражданскую службу, и «аристократов меча».

Численность аристократов составляла около 1 % населения; они были освобождены от трудовой повинности на строительство дорог, а также от ряда налогов, в частности, габель (налог на соль), и традиционный налог талья.

К особым привилегиям аристократов относились право ношения меча и право на фамильный герб. Также аристократы собирали налоги с третьего сословия, опираясь на традиционную феодальную систему.

Третье сословие состояло из всех французов, не вошедших в первые два сословия, и представляло собой буржуа, рабочих и крестьян. Представители этого сословия были обязаны платить налоги, и составляли на 1789 год около 96 % населения.

Традиционным сословно-представительным органом во Франции являлись трёхпалатные Генеральные Штаты, впервые учреждённые Филиппом IV в 1302 году. Постепенное нарастание экономического влияния Третьего сословия привело к тому, что в 1789 власть перешла к однопалатной Национальной Ассамблее (17 июня), затем — к Национальной Конституционной Ассамблее (9 июля).

Фактически, представители Третьего сословия в Генеральных Штатах провозгласили себя Национальной Ассамблеей, которая, по их утверждениям, являлась представительством не сословия, но всего народа.

Несмотря на то, что ряд аристократов, в частности, маркиз де Лафайетт, поддержали отмену традиционной системы, налоговые льготы для привилегированных сословий были отменены.

Англия

В Англии вплоть до настоящего времени сохраняется формальное разделение на дворянство (англ. lord temporal), духовенство (англ. lord spiritual) и общинников (англ. commoners). Низшее духовенство при этом считается входящим в сословие общинников.

Сословия в российском обществе

Московская Русь

Для периода Московской Руси характерно разделение сословий на «тяглые» (обязанные государству повинностями и податями) и «служилые» (обязанные службой).

Привилегированным классом являлась традиционная аристократия, бояре; низшие слои аристократии назывались дворянами и «детьми боярскими». К числу других служилых сословий относились стрельцы.

К тяглым сословиям в Московском царстве относились крестьяне и посадские люди.

Низший слой населения составляли несвободные холопы.

Российская Империя

Основная статья: Сословия в Российской империи

В России со 2-й половины XVIII века утвердилось сословное деление на:

С введением Петром I Великим Табели о рангах стало возможным получение дворянства недворянами; для этого было достаточно получить чин низшего, XIV класса.

С целью сдержать массовый приток недворян, с 1856 года планка повышается до IX класса.

С той же целью в 1832 году вводится сословие почётных граждан, получавших ряд дворянских привилегий (в частности, свобода от телесных наказаний), но, вместе с тем, не получавших даже личного (не говоря уж о потомственном) дворянства.

Русское православное духовенство традиционно разделялось на белое (приходское), и чёрное (монашествующее).

Купечество также пользовалось рядом привилегий, и с конца XVIII века было разделено на три гильдии, членство в которых определялось размером капитала.

Те, кто не относился ни к одному сословию, назывались разночинцы. К ним относились российские подданные, положение которых было неопределённым; в частности, дети личных (не потомственных) дворян.

Русское крестьянство в сословной системе разделялось на ряд категорий: государственные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших государству, монастырские крестьяне, помещичьи крестьяне, удельные крестьяне, проживавшие на землях, принадлежавших императорской фамилии, поссесионные (приписные крестьяне), приписанные к определённым заводам, однодворцы.

10 ноября 1917 года Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» ликвидировал все сословные привилегии и ограничения и провозгласил равенство граждан.

Литература

  • Законы о состояниях (св. зак. т. IX, изд. 1899 г.) с дополнительными узаконениями, разъяснениями Правит. Сената, циркулярами Министерства Внутренних дел и алфавитным указателем. Сост. Палибин М. Н. Санкт-Петербург, 1901]
  • Пайпс, Ричард. Россия при старом режиме / пер. В. Козловского. М.: Независимая газета, 1993.

См. также

  • Класс
  • Служилые люди
  • Социальная иерархия
  • Титул

Ссылки

Что такое сословие в истории

1 января 2021

  1. Сословие — это…
  2. Виды европейских сословий
  3. Сословия в России
  4. В истории

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

  • Если мы вспомним, кем были наши предки несколько поколений назад, то увидим, что они относились к какому-либо сословию – дворянству, крестьянству, купечеству или другим.
  • Это неудивительно, так как даже в XIX веке у людей не было правового равенства, поэтому их права и обязанности определялись принадлежностью к определенной социальной группе.
  • Давайте подробнее разберемся, что такое сословие и как менялась сословная структура в разные исторические периоды.

Сословие — это..

Сословие – это группа людей, которая имеет свои права и обязанности. Их привилегии устанавливаются законом, а принадлежность наследуется.

Сословное деление общества было распространено в период европейского средневековья, а также во времена Древней Руси и Российской империи. Характеризуется существованием иерархии (что это такое?), поэтому положение сословий в социуме было неодинаковым.

Читайте также:  Когда можно брать отпуск по Трудовому кодексу

Формирование системы происходит длительное время и подразумевает закрепление правового и имущественного неравенства, а также наделение представителей сословий следующими социальными функциями:

  1. религиозные;
  2. военные;
  3. профессиональные.

По сравнению с кастами в сословной системе возможна смена социального положения.

В России это позволял сделать «Табель о рангах», принятый в 1722 году. Согласно этому документу, чиновник, получивший чин XIV разряда получал личное дворянство, а по достижении VIII разряда — потомственное.

Виды европейских сословий

Для государств средневековой Европы было характерно деление на три сословия. К первому относились дворяне, второе составляло духовенство.

В третье входили те, кто не входил в первые два. Среди них:

Состав третьего сословия был достаточно разнообразным, но всех этих людей объединяла обязанность платить налоги.

Во Франции интересы сословных категорий должен был учитывать открывшийся в 1302 году парламент (это как?) Генеральные штаты. Однако право голоса в нем принадлежало каждому сословию по отдельности, поэтому интересы привилегированных подданных короля в нем преобладали.

Сословия в России

В России формирование сословной системы приходится на период завершения складывания централизованного государства.

Процесс происходил на фоне падения авторитета местной феодальной аристократии и увеличения влияния дворян в верхушке посада. При этом юридическое понятие «сословие» в стране до конца XVIII века отсутствовало.

Тем не менее сословия в России в 17 веке были и включали следующие категории:

  1. бояре;
  2. крестьяне;
  3. дворяне;
  4. купцы;
  5. ремесленники;
  6. служилые люди.

Подавляющее большинство в это время составляли крестьяне (около 90% населения), которые по Соборному уложению 1649 года были закрепощены. Численность феодалов (бояр и дворян) была около 5%, а количество представителей духовенства не превышало 120 тысяч.

Сословия в России в 19 веке претерпели изменения.

В начале XVIII века Петром I было ликвидировано боярство, а статус дворян в течение этого столетия серьезно возрос. Их огромные привилегии были закреплены «Жалованной грамотой» 1785 года, которую издала Екатерина II.

Манифест (это что такое?) Николая I от 10 апреля 1832 года учреждал в стране новое сословие – почетные граждане, в которое входила привилегированная прослойка городских жителей.

Также в это время существовали следующие сословия:

  1. дворяне (личные и потомственные);
  2. духовенство;
  3. мещанство (низший разряд городских жителей);
  4. купечество;
  5. крестьянство;
  6. казачество;
  7. разночинство (юридически не оформленная группа, к которой относились люди, не прикрепленные к другим сословиям);
  8. войсковые обыватели (появились в 1765 году, приравнивались к черносошным крестьянам, формировались из потомков тех, кто служил в украинских пограничных слободских полках).

После проведения либеральных реформ Александра II и начавшегося промышленного переворота сказать однозначно, что такое разделение стало затруднительно, так как четкие различия прав и обязанностей социальных групп сохранились лишь применимо к дворянам.

Сословия в России должны были быть ликвидированы после Февральской революции решением Временного правительства. Предполагалось, что оно будет утверждено Учредительным собранием. Однако приход к власти большевиков изменил эти планы и реально их упразднили в ноябре 1917 года декретом «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».

Сословия в истории

  1. Сословия в истории – это группы людей, с помощью которых можно проследить, кто выступает опорой власти.
  2. В Европе и России на вершине социальной иерархии традиционно находились дворяне и духовенство, что подчеркивало их особую политическую роль.

  3. За время существования человеческого общества его социальная структура существенно изменялась.
  4. Касты, сословия и классы – это исторические формы стратификации, которые существовали в разные периоды.

  5. Первая форма доминировала в период древности в Индии, вторая была распространена в традиционном обществе Средневековья, а третья форма возникла в индустриальную эпоху в связи с промышленным переворотом, вызвавшим появление рабочих и капиталистов.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Сословие — это… что такое сословие?

От латинского ORDO — порядок, ряд, сословие, класс.

фото ic.pics.livejournal

До 19 века произносили «сословле».

В слове СОСЛОВИЕ приставка «СО», дает значение соединения и объединения.

Каждую группу, которая отличается от остального населения называли конкретным СЛОВОМ. Также, каждого члена СОСЛОВИЯ можно назвать этим же СЛОВОМ.

фото uchitel.pro

Есть родственное слово СОСЛОВ, имеет значение — синоним или однослов. То есть, одинаковые или близкие по значению.

Первыми появились — сословие дворян и сословие служителей церкви (духовенство).

Священное писание — это божье СЛОВО. Оно объединяет церковное СОСЛОВИЕ.

На собраниях каждого СОСЛОВИЯ их лидер, в своем выступлении говорил, как члены сословия будут решать жизненные проблемы, купцы договаривались о ценах и другие вопросы. Кто-то выходил перед всеми и говорил, это называется — «держать СЛОВО». На собраниях часто хором — СОСЛОВНО (слово 19 века), пели гимны или молитвы.

примеры: Вступительное СЛОВО. Заключительное СЛОВО докладчика.

До 11 века простые люди не входили ни в какое СОСЛОВИЕ. Когда в 12 веке в городах появились ремесленники, население разделилось еще на два СОСЛОВИЯ: сословие крестьян и сословие ремесленников. Из СОСЛОВИЯ ремесленников позже вышло СОСЛОВИЕ буржуев. Оно состояло из производителей, купцов и банкиров.

Император или король — это лидеры дворянского СОСЛОВИЯ. На собраниях во дворце император обращался к окружающим словом «дворяне». Можно написать слово ДВОРЯНЕ на листах и повесить на каждого дворянина. Это СЛОВО будет названием каждого из них. Группа людей под одним общим СЛОВОМ называется СОСЛОВИЕ. Кадое сословие имеет свои СОСЛОВНЫЕ различия.

В некоторых странах существуют сословия по роду деятельности. Это — воинское сословие, сословие юристов, сословие банкиров, сословие самураев, сословие медиков, сословие мелких ремесленников и др.

фото infourok.ru

СОСЛОВИЕ

Сословие

/D/ Stand; /E/Cast; /F / Etat; /Еsр./ Estamento. Элемент социальной структуры общества, представляющий собой общественные группы людей, различающиеся по месту и положению в обществе, располагающие закрепленными юридическими сословными привилегиями, передаваемыми по наследству: право занимать определенные должности или виды занятий, учиться в специальных учебных заведениях и иметь соответствующие знания, носить особые виды одежд и т.д. Сословное деление общества наиболее характерно для рабовладельческой и феодальной социальных структур. В настоящее время в большинстве демократических государств сословные привилегии имеют лишь символическое значение.

Источник: Философия, практическое руководство

СОСЛОВИЕ

(Stand) — группа людей, которые связаны общностью нравов и обычаев и претендуют на официальное признание, выражаемое определенным способом. Сословное сознание — сознание принадлежности к какому-нибудь определенному сословию.

Принадлежность эта осознается преимущественно как «честь сословия», основу которой составляет чувство долга соблюдать обязательства, вытекающие из особых задач, стоящих перед сословием. Сословное сознание, которое было весьма развито во времена сословного государства (с конца средневековья и приблизительно до конца XVIII в.

) у духовенства, дворянства и бюргерства (в вопросах внутренней политики все они были противниками князей), было сильно развито у ремесленников, и поныне еще встречается (правда, в весьма ослабленной форме) у некоторых групп людей, например у дворянства, духовенства, в мире ученых, военных, юристов, врачей, издателей и книготорговцев, журналистов и деятелей сцены.М. Weber. Wirtschaft und Gesellschaft, 1922; F. Lütge. Dt. Sozialund Wirtschaftsgesch., 1956.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СОСЛОВИЕ

понятие для обозначения социальных групп (общностей), главным отличительным признаком которых выступают фиксируемые в обычаях и законах обязанности и права, передаваемые по наследству. С. являлись центральным элементом моделей социальной стратификации обществ доиндустриального типа, атрибутом которых правомерно полагать иерархию определенной совокупности С, базирующуюся на неравенстве их экономического и политического положения, качественно различающихся привилегиях, а также их не одинаковом правовом статусе в государстве. (В отличие от кастовой — с предельно жестким принципом наследственной трансляции принадлежности — сословная может быть приобретена на тех или иных условиях, дарована либо изъята верховной властью и т.д.). Тем не менее С. не являются общественными корпорациями, членство в которых обусловливается в основном итогами личных усилий входящих в них индивидов. Разрушение С. традиционно связывается со становлением социально-экономических структур индустриальной цивилизации, а также формированием гражданского общества. В настоящее время понятием «С.» нередко обозначают группы людей, объединяемых между собой сходными обычаями и нравами, а также ориентированными на определенное общественное признание (аристократия, артисты, ученые, книгоиздатели, журналисты, офицеры, юристы, врачи и т.д.). Сословная самоидентификация — ощущение собственной принадлежности к конкретному С, предполагающее готовность соблюдать соответствующие поведенческие долженствования («честь С»). А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

СОСЛОВИЕ

социальная группа в рабовладельческом и феодальном обществе, отличающаяся закрепленным обычаем, религией или правом общественным положением, обусловленным принадлежностью к тому или иному классу. «Сословия предполагают деление общества на классы, будучи одной из форм классовых различий» (Ленин В. И., Соч., т. 2, с. 431, прим.).

Сословное деление общества характерно для социально-экономич. формаций, где эксплуатация основана на внеэкономич. принуждении, к-рое предполагает открытое признание различия обязанностей и прав разных классов (см. тамже, т. 6, с. 97, прим.). Каждый класс в таком обществе неизбежно является и С. Но реальное число С. в рабовладельч. и феод.

обществах превышает число классов и определяется разной степенью внеэкономич. принуждения различных групп угнетенных классов, а также разделением социальных функций между группами господствующего класса. С.

может совпадать с классом – рабы (формально рабы стояли вне общества, однако объективно их положение носило сословный характер), может являться частью его – сервы, дворянство, духовенство. В нек-рых странах одно С. включало низшие социальные группы, отличные друг от друга в условиях многоукладности обществ. строя. С.

Читайте также:  Порча имущества арендатором в квартире: как доказать, последствия?

и сословное право складываются стихийно и постепенно, что находит выражение в обычаях и местном праве. В начале формирования С., как выражения процесса складывания классов, формально не исключался переход из одного С. в другое. Замкнутость С. становится важным их признаком после окончат.

оформления состава господствующего класса и ограничения материальных возможностей его расширения (напр., исчерпание свободных земель). Она более четко выражена в обществе с устойчивым натуральным хозяйством и стабильным имуществ. расслоением. Разделение господствующего класса на С. определялось либо социальным положением и политич.

влиянием каждого из них, связанным с материальным положением (сенаторы, всадники, дворянство), либо выполняемой социальной функцией (духовенство). Сословное право поручает или закрепляет определ. функции как право, предоставляемое только лицам определ. социальной группы, определ. С. В странах Востока деление на С. осложнялось различением их по проф., этнич. и др. признакам, напр. касты.

Одним из средств обеспечения относит. замкнутости С. служила наследственность привилегий и обязанностей. Однако наследственность не является обязат. признаком С. Так, духовенство – высшее С. в ср.-век. Европе – систематически кооптировалось из разных социальных групп, при значит. преимуществах для знати. В данном случае С.

выступало как коллективная корпорация, принадлежность к к-рой определяла социальные функции ее членов. Наследственность прав лица подменялась преемственностью прав корпорации. Сословное право при феодализме было по видимости безразлично к имуществ. положению лиц, входивших в определ. С. Однако при сословном характере прав-привилегий возможно и подразделение привилегий внутри одного С.

в соответствии с материальным положением отд. лиц и групп (высшая знать, рыцари). Борьба между С., принадлежащими к разным классам, была классовой борьбой. Часто шла борьба между С. одного класса (защита сословных материальных интересов). Однако эта борьба отодвигалась на второй план, когда возникала угроза общим классовым интересам. Консолидация С., т.е.

превращение их в социальные группы, осознающие свое единство, закрепленное общегос. правом, – явление относительно позднее и для рабовладельч., и для феод. строя. С разложением обществ. строя, для к-рого характерно сословное деление, происходят изменения в составе каждого С., связанные с изменением имуществ. положения и отношения к средствам произ-ва.

Так, среди рабов появляются торговцы, владельцы мастерских и земельных участков, пользующиеся рядом привилегий. Однако они не составляли новые С., ибо их привилегии имели функциональный характер, т.е. зависели от положения отд. рабов. Сословный строй наиболее ярко выражен в феод. обществе, зарождение в к-ром С.

определялось различием имущественного и социального положения различных слоев населения. С возникновением бурж. отношений происходит разложение сословного строя. Первоначально подрывалась замкнутость как низших, так и высших С. Крепостные крестьяне становились свободными, буржуазия «прорывалась» в ряды дворянства и высшего духовенства, часть феод. дворянства становилась буржуазной.

Однако сословные перегородки, закрепленные правом, консервировали социальную структуру общества. Сословный строй с его исключительностью прав и привилегий в основе своей не приемлем для бурж. общества, где условия конкуренции требуют соответствия социального положения личности ее материальному положению. Бурж.

революция ликвидирует сословный строй и только его пережитки сохраняются в ряде бурж. стран (напр., в Англии). В России они существовали до 1917, т.к. сохранялись «наиболее глубокие корни сословности, именно: остатки феодализма и крепостничества в землевладении…» (там же, т. 33, с. 30–31). Этим же объясняется сохранение каст и С.

в ряде колониальных и освободившихся от колониального гнета странах. Лит.: Маркс К и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Аграрная программа рус. социал-демократии, Соч., 4 изд., т. 6; его же, О государстве, там же, т. 29; Ключевский В. О., История С. в России, 3 изд., ?., 1918; Солнцев С. И., Обществ. классы, 2 изд., ?., 1923; Видьяланкар С., Происхождение кастовой системы в Индии, «ВИМК», 1958, No 2, 3; Гahlbeck ?. ?., Die Klassen und die Gesellschaft, Jena, 1922; Zimmermann ?., Die st?ndische Idee in der katholischen Sozialphilosophie, K?ln, 1928, ?intze ?., Typologie der st?ndischen Verfassungen des Abendlandes, «Historische Zeitschrift», 1929, Bd 141, ?. 2, S. 229–48, Lousse ?., La soci?t? d´ancien regime, v. 1 – Organisation et repr?sentation corporatives, [Louvain], 1943 И. Лернер. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Ответы Mail.ru: Что такое сословие?

Наталья Высший разум (281411) 12 лет назад Сословие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.

Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников. В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.ru.wikipedia.

org/wiki/ – stepanov01.narod.ru/history/lect06_2.htm – Анна МатвееваУченик (102) 5 лет назад

Спасибо)

Ironie Высший разум (262599) 12 лет назад

Сословия — Понятие С. по терминологии действующего законодательства весьма неопределенно: в Своде Законов термин этот встречается всего несколько раз и притом употребляется в разных значениях: иногда под С. разумеются юридические лица вообще (Св. Зак. том Л, ч. 1, изд. 1887 г. , Зак. Гражд. , ст.

415: «имущества частные суть все те, кои принадлежат частным дицам и сословиям лиц, как то: компаниям, товариществам и конкурсам»; ср. ст. 406 и 698 Зак. Гражданских и заголовок отделения IV, главы 1, раздела II, книги 1 Законов о состояниях, Св. Зак. том IX); иногда же сословием называются государственные учреждения вообще.

Так, сословием назван государственный совет (Учреждение Госуд.

Совета, ст. 1); в указе 4 апреля 1803 г. (1 Полн. Собр. Зак. , № 20701) С. назван виленский университет; в указе 3 марта 1814 г. — синод и сенат; существовавший при Павле Петровиче государственный совет тоже назывался С. (Арх. Госуд. Сов. , том II, стр. 7). Нередко наименованию государственного совета С.

придают особое значение, видя в этом наименовании стремление императора Александра Павловича придать этому установлению особую важность или даже самостоятельность (гр. Корф, «Жизнь гр. Сперанскаго», 1, стр. 119; Пыпин, «Общественное движение при Александре 1», 146), но, как видно из приведенных примеров, термин С.

едва ли имел в эпоху составления «Образования Государственного Совета» (1810) какой-либо политический оттенок. Обыкновенно термином «сословие» обозначают отдельную группу подданных, своим юридическим положением каким-либо определенным образом отличающихся от остального населения, причем отличия эти передаются по наследству.

В нашем законодательстве этому понятию соответствует термин «cocтояниe»; изредка, впрочем, в законе и в этом смысле тоже употребляется термин «сословие» (Св. Зак. , т. IX, ст. 3). Наука государственного права долгое время не различала С. от классов населения; понятия эти смешиваются еще Р. Молем. Резко обособлены были эти понятия Л.

Штейном, который под различием отдельных классов понимал фактически существующие различия по имущественному положению, а под С. понимал те же имущественные классы, но уже признанные государством и получившие от него различные, по наследству передаваемые права.

Впоследствии в учение Штейна были внесены некоторые поправки: различие классов начали усматривать не только в различии имущественного положения (различие профессий, образования, иногда происхождения) ; было установлено, что роль государства не ограничивается лишь признанием существующих различий отдельных классов и в санкционировании этих различий законодательством, но что государственная власть нередко и сама создавала сословные различия, совершенно произвольно соединяя в одну группу людей; по своим бытовым условиям представляющих весьма мало общего. Из всех европейских государств роль правительства в создании С. была наиболее видною в России: наши С. сложились преимущественно не только под влиянием, но и по инициативе государственной власти. Глубокие сословные различия, составляя отличительную черту средневекового государства, продолжали играть весьма видную, но и весьма печальную роль в строе всех европейских государств вплоть до конца прошлого века (в некоторых государствах, напр. в Швеции, в Австрии и в Венгрии сословное начало не утратило юридического и политического значения и до сих пор) , но в настоящем столетии сознание бесполезности С. в государственном отношении и несомненный вред в социальном отношении устанавливаемых ими наследственных различий распространяется все более и более. Все западноевропейские законодательства стремятся или ослабить значение перегородок между еще существующими С. , или вовсе уничтожить следы бывших сословных различий. Во всех государствах Европы, а также во всех внеевропейских государствах, образовавшихся из европейских колоний, совершенно уничтожены сословные различия духовенства, горожан и крестьян.

Лина Куликова Ученик (116) 5 лет назад

СОСЛОВИЕ, социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классический образец сословной организации — феодальная Франция, где с 14-15 вв.

общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

Читайте также:  Доля в квартире по наследству после смерти: как происходит оформление и наследование в приватизированной квартире и как делится недвижимость по закону

Алексей Обмачевский Знаток (304) 4 года назад Сосло́вие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству [1].Священник, рыцарь и простолюдин (книжная иллюстрация, Франция, XIII век)Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников (простолюдинов). В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян.

Первые законодательные собрания Европы базировались на сословном принципе; характерными примерами являлись трёхпалатные Генеральные штаты во Франции и двухпалатный Парламент Англии.

татьяна тойдонова Ученик (171) 4 года назад

Сословия — Понятие С. по терминологии действующего законодательства весьма неопределенно: в Своде Законов термин этот встречается всего несколько раз и притом употребляется в разных значениях: иногда под С. разумеются юридические лица вообще (Св. Зак. том Л, ч. 1, изд. 1887 г. , Зак. Гражд. , ст.

415: «имущества частные суть все те, кои принадлежат частным дицам и сословиям лиц, как то: компаниям, товариществам и конкурсам»; ср. ст. 406 и 698 Зак. Гражданских и заголовок отделения IV, главы 1, раздела II, книги 1 Законов о состояниях, Св. Зак. том IX); иногда же сословием называются государственные учреждения вообще.

Так, сословием назван государственный совет (Учреждение Госуд.

Совета, ст. 1); в указе 4 апреля 1803 г. (1 Полн. Собр. Зак. , № 20701) С. назван виленский университет; в указе 3 марта 1814 г. — синод и сенат; существовавший при Павле Петровиче государственный совет тоже назывался С. (Арх. Госуд. Сов. , том II, стр. 7). Нередко наименованию государственного совета С.

придают особое значение, видя в этом наименовании стремление императора Александра Павловича придать этому установлению особую важность или даже самостоятельность (гр. Корф, «Жизнь гр. Сперанскаго», 1, стр. 119; Пыпин, «Общественное движение при Александре 1», 146), но, как видно из приведенных примеров, термин С.

едва ли имел в эпоху составления «Образования Государственного Совета» (1810) какой-либо политический оттенок. Обыкновенно термином «сословие» обозначают отдельную группу подданных, своим юридическим положением каким-либо определенным образом отличающихся от остального населения, причем отличия эти передаются по наследству.

В нашем законодательстве этому понятию соответствует термин «cocтояниe»; изредка, впрочем, в законе и в этом смысле тоже употребляется термин «сословие» (Св. Зак. , т. IX, ст. 3). Наука государственного права долгое время не различала С. от классов населения; понятия эти смешиваются еще Р. Молем. Резко обособлены были эти понятия Л.

Штейном, который под различием отдельных классов понимал фактически существующие различия по имущественному положению, а под С. понимал те же имущественные классы, но уже признанные государством и получившие от него различные, по наследству передаваемые права.

Впоследствии в учение Штейна были внесены некоторые поправки: различие классов начали усматривать не только в различии имущественного положения (различие профессий, образования, иногда происхождения) ; было установлено, что роль государства не ограничивается лишь признанием существующих различий отдельных классов и в санкционировании этих различий законодательством, но что государственная власть нередко и сама создавала сословные различия, совершенно произвольно соединяя в одну группу людей; по своим бытовым условиям представляющих весьма мало общего. Из всех европейских государств роль правительства в создании С. была наиболее видною в России: наши С. сложились преимущественно не только под влиянием, но и по инициативе государственной власти. Глубокие сословные различия, составляя отличительную черту средневекового государства, продолжали играть весьма видную, но и весьма печальную роль в строе всех европейских государств вплоть до конца прошлого века (в некоторых государствах, напр. в Швеции, в Австрии и в Венгрии сословное начало не утратило юридического и политического значения и до сих пор) , но в настоящем столетии сознание бесполезности С. в государственном отношении и несомненный вред в социальном отношении устанавливаемых ими наследственных различий распространяется все более и более. Все западноевропейские законодательства стремятся или ослабить значение перегородок между еще существующими С. , или вовсе уничтожить следы бывших сословных различий. Во всех государствах Европы, а также во всех внеевропейских государствах, образовавших

Дарья Шульц Ученик (120) 4 года назад

Сословие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников. В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

Юля Афанасьева Ученик (135) 4 года назад

Сословие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников. В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

Лариса Жаркова Ученик (181) 4 года назад

Разделение людей по роду занятий.

Матвей Фёдоров Ученик (70) 3 года назад

Сосло́вие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

тима волков Ученик (107) 3 года назад

сословие это сравнение кого либо

Lenk Ученик (198) 3 года назад

Сословие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.

Hay Channel Ученик (105) 3 года назад В процессе формирования централизованного Московского государства с начала 16 столетия складывается особая, присущая именно российской государственности социально-политическая система военно-служилых сословий, на которые опиралась власть. В 17 веке завершилось складывание социальной структуры российского общества, а Соборное Уложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию.К первой категории относились служилые люди, которые делились на служилых «по отечеству» и «по прибору». Служилые «по отечеству» получали землю за службу. Развитие служилого сословия характеризовалось усиливавшейся консолидацией и более четкой организацией. Положение бояр и дворян все более зависело не от знатности и богатств, а от занимаемой должности в структуре государственных чинов. Кроме того, служилое сословие ограждалось государством от проникновения в его состав представителей других сословий. Служилые «по прибору» — стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные ремесленники — получали небольшое денежное жалование, часто нерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Но по сравнению с посадскими людьми у них были привилегии — они не платили налоги. Привилегированное купечество составляло верхушку «лучших» горожан, выделяясь среди богатых торговцев своим правовым положением.Основную массу податного населения составляли крестьяне и посадские люди. Посадские люди (средние и мелкие торговцы и ремесленники — «средние» и «молодшие» горожане) страдали от непомерного налогового бремени фактически были закрепощены государством. Соборное Уложение по требованию посада ликвидировало в городах так называемые «белые слободы», население которых принадлежало боярам и церкви и не платило налогов. Частным лицам и монастырям впредь было запрещено иметь в городах лавки и посадские дворы. Включение «белопомесцев» в тягло несколько облегчило положение «черных» слобожан, но теперь все посадские прикреплялись к своим местам проживания, им запрещалось «закладываться в холопы», переселяться в другие города. Согласно закону 1658 года за бегство из посада следовало суровое наказание в виде смертной казни.Крестьянство составляло основную часть населения страны (9.6 млн. человек) и делилось на 4 основных группы: частновладельческие, жившие в вотчинах и поместьях (67%), дворцовые (9%), черносошные или государственные (11%), монастырские (13%).Соборное Уложение, отвечая требованиям служилых людей, отменило урочные годы» и тем самым закрепостило крестьян. Имущество крестьянина признавалось собственностью помещика, который постепенно обрел право распоряжаться и его личностью. Если по Соборному уложению помещик не мог продавать крестьянина без земли, то по закону 1675 года такая продажа, практиковавшаяся и раннее, стала узаконенной. Крепостное состояние передавалось по наследству, а государство все менее и мене вмешивалось во взаимоотношения между крестьянином и землевладельцем, заботясь только о поступлении налогов.Черносошные крестьяне являлись лично свободными. Располагаясь на государственных землях, они имели право свободно распоряжаться землей при одном ограничении-после продажи или передачи в наследство, новый владелец должен был платить налоги государству в том же объеме. Однако в 17 веке активно практиковалась передача черносошных земель в руки служилого сословия, поэтому к концу века они сохранились только в Поморье и Сибири.Некоторые историки называют Россию этого времени «служилым государством»:- закрепощение крестьян ещё в большей степени привязало землевладельцев к государству, так как только оно могло обеспечить сохранение и послушание этой даровой рабочей силы, выполнение крестьянской общиной барских и государственных повинностей;

— горожане так же оказались закрепощенными государством, а не платившие тягла верхи

Nastya Life Ученик (147) 2 года назад

Сложившаяся на основе феодальных отношений общественная группа со своими наследственными правами и обязанностями закреплёнными обычаями и законами.

Ссылка на основную публикацию