Разъяснение правовой основы участия понятых в производстве следственных действий

Участие понятых обязательно при производстве обыска, предъявления для опознания, выемки электронных носителей.

Наложение ареста на имущество, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, прослушивание фонограммы записи телефонных и иных переговоров, осмотр и выемка (в том числе почтово-телеграфных отправлений) производится либо с участием понятых, либо с применением технических средств фиксации хода и результатов следственных действий. Нарушение правил о подборе понятых, участвующих при производстве следственных действий, может повлечь признание полученных по их результатам доказательств недопустимыми.

Для выстраивания адвокатом тактики защиты по уголовным делам важно знать не только положительную, но и отрицательную судебную практику по ходатайствам о признании доказательств недопустимыми из-за подбора понятых.

Это помогает не тратить силы и время на составление и подачу ходатайств с сомнительными перспективами, а сосредоточится на поиске тех нарушений закона, которые действительно способны помочь защититься от уголовного обвинения.

Также важное значение имеет правильно выстроенный перекрёстный допрос понятых.

«Штатные» понятые

Ссылка осужденного Д. в жалобе на то, что в проверках показаний на месте с участием П.

неоднократно участвовали одни и те же понятые, нельзя расценить как нарушение уголовно-процессуального закона, поскольку статья 60 УПК РФ не содержит запрет на возможность повторного привлечения лица для участия в качестве понятого при проведении другого следственного действия по тому же уголовному делу. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 03.03.2014 N 9-АПУ14-4

Доводы жалоб о том, что свидетели Ц. и Ф. заинтересованы в исходе настоящего уголовного дела, а их показания являются недостоверными, так как они «штатные» понятые и на постоянной основе работали в Следственном отделе, обоснованно признаны судом несостоятельными. Свидетели Ц. и Ф.

в судебном заседании пояснили об отсутствии у каждого из них заинтересованности в исходе данного дела, а также о том, что на даты проведения следственных действий с их участием в качестве понятых, никто из них не являлся сотрудником правоохранительных органов, работником органов исполнительной власти, никто из них не был наделен в соответствии с Федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования. С учетом изложенного, оснований для признания недостоверными либо недопустимыми доказательствами показаний свидетелей Ц. и Ф., как и протоколов удостоверенных ими, как понятыми, у суда не имелось. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 58-О12-50

Участие понятых в следственных действиях | Сам себе адвокат

Федеральный закон от 04.03.2013 № 231 внес в ст. 170 УПК РФ значительные изменения, предусматривающие участие понятых в уголовном судопроизводстве.

Условия привлечения понятного для участия в следственном действии

В соответствии с ч. 1 ст.

60 УПК РФ понятым может быть лицо не заинтересованное в исходе уголовного дела, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Часть 2 данной статьи указывает на категории лиц, которых нельзя привлекать в качестве понятых при проведении следственных действий.

В статье 170 УПК РФ законодатель предусмотрел возможность проведения следственных действий с обязательным участием понятых (ч. 1), с возможным участием понятых (ч. 1.1), с участием по усмотрению следователя (ч. 2), либо без их участия (ч. 4).

Участие понятых важно, так как в последующем при судебном рассмотрении за счет их показаний возможно восполнение пробелов следствия. Поэтому следователь перед началом следственного действия должен не только разъяснить понятым цель следственного действия, но и в ходе следственного действия обращать их внимание на определенные значимые моменты, которые в последующем могут заинтересовать суд.

Понятым необходимо иметь полное представление о сути происходящего действия, видеть, что производится следователем, специалистами, экспертом, что изымается и упаковывается, а для этого в процессе следственного действия понятые должны находиться рядом со следователем, а не в стороне, получать соответствующие комментарии от следователя (акцентирование внимания на тех или иных обстоятельствах).

Приискание понятых для участия в следственных действиях на практике вызывает значительную сложность (необходимо оценить физическую реальность, вменяемость, возраст, способность в последующем явиться в суд и адекватно воспроизвести увиденное таким понятым, уговорить человека участвовать в следственном действии в качестве понятого). Внесение изменений в ст.

170 УПК РФ и уменьшение количества следственных действий, которые иначе как с участием понятых произвести нельзя, немного смягчило сложившуюся ситуацию, гарантировало соблюдение процессуальных норм и конституционных прав участников уголовного судопроизводства при производстве вышедших из ч. 1 ст.

170 УПК РФ следственных действий заменой понятых на применение технических средств фиксации хода и результатов следственных действий.

В судебной практике правоприменители частенько сталкиваться с обсуждением вопроса привлечения в качестве понятых заинтересованных, зависимых от следователя лиц ( студентов-практикантов, общественных помощников, пенсионеров МВД, ГГС из числа сотрудников отдела, родственников, друзей, хороших знакомых и даже карманных понятых), то есть речь идет о недопустимости того или иного процессуального документа, составленного с участием таких понятых, как доказательства по уголовному делу. Представляется, что участие такого рода понятых ставит под сомнение достоверность результатов следственного действия, а потому применение технических средств в таких случаях является более предпочтительным.

Показания следователя в судебном заседании

Понятых в некоторых следственных действиях заменит техника — новости Право.ру

В России вводится новый, сокращенный порядок производства дознания по ряду уголовных дел, а также в некоторых следственных действиях участие понятых становится необязательным — вместо них можно будет использовать технику. Соответствующий закон опубликован сегодня на официальном портале правовой информации.

Закон, вносящий изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, предусматривает три группы новелл. В частности, УПК дополнился главой, которая посвящена дознанию в сокращенной форме.

Срок такого производства не должен превышать 15 суток, в исключительных случаях он сможет продлеваться до 20 суток (ранее дознание должно было производиться в течение 30 дней со дня возбуждения уголовного дела, а при необходимости этот срок мог быть продлен прокурором еще на 30 суток).

Ограничиваются и пределы доказывания — доказательства будут собираться в объеме, минимально необходимом для установления события преступления и обстоятельств причастности к нему обвиняемого.

Такая процедура сможет применяться только в случае, если уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица и оно признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда. Кроме того, подозреваемый должен быть согласен с ведением уголовного производства в упрощенном порядке. При этом отказаться от сокращенной процедуры подозреваемый, обвиняемый и потерпевший смогут на любой стадии уголовного производства, подав соответствующее ходатайство.

Постановление приговора по таким делам будет осуществляться в особом порядке, то есть без проведения судебного следствия. Санкции в этом случае не смогут превышать половины максимального наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

Вторая группа поправок касается изменения порядка рассмотрения сообщения о преступлении.

Органы предварительного расследования при проверке сообщения наделяются правом получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, а также изымать их, назначать судебную экспертизу, производить осмотр места происшествия, трупа, предметов и документов, освидетельствование.

Кроме того, предусматривается обязанность органов предварительного расследования назначать повторную экспертизу в том случае, если после возбуждения уголовного дела подозреваемыми и обвиняемыми будет заявлено соответствующее ходатайство.

Участие понятых в следственных действиях перестанет быть обязательным условием. Следователь получил право самостоятельно решать, как удостоверять ход и результаты следственного действия — либо с помощью понятых, либо технических средств.

Такая свобода выбора возможна при наложении ареста на имущество, почтово-телеграфные отправления, осмотре, в том числе трупа, эксгумации, следственном эксперименте, выемке, контроле и записи переговоров, проверке показаний на месте.

Ко второму чтению парламентарии ввели оговорку, позволяющую следователю проводить следственные действия без понятых и без технических средств, если их привлечение и использование невозможно. Ни в тексте закона, ни в пояснительных записках к нему нет определения, чем может быть вызвана такая невозможность.

На нее, впрочем, можно сослаться только при расследовании преступлений по следующим статьям УК: 115 (Умышленное причинение легкого вреда здоровью), 177 (Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), 178 (Недопущение, ограничение или устранение конкуренции), 181 (Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм), 183 (Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну), 185 (Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг), 186 (Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг) и ст. 194 (Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица). При этом следователь обязан сделать в протоколе соответствующую запись. Обязательно понятые должны будут присутствовать только при трех следственных действиях: обыске, личном обыске и опознании.

Ужесточается и наказание за фальсификацию доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником (ч. 2 ст. 303 УК РФ). Срок лишения свободы увеличивается с трех до пяти лет.

С текстом закона 04.03.2013 № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (об уточнении порядка проверки сообщения о преступлении и привлечения понятых к участию в отдельных следственных действиях, а также о сокращенной форме дознания)» можно ознакомиться здесь.

  • УПК РФ, Уголовный кодекс РФ
  • Владимир Путин

Следственные действия: понятие, система, правила производства

В уголовно-процессуальном законе само понятие следственного действия никак не раскрывается. При этом, термин в этой теме используется достаточно часто. Согласно УПК РФ существует производство неотложных следственных действий (по ст.

157), нормы производства следственных действий (по ст.164), порядок составление протокола самого действия (по ст.

166, 167), а также четкое описание процессуальных оснований, особенных моментов, цели и того, в каком порядке совершаются следственные действия, направленные на создание базы доказательств (по ст.176-195, 202).

Научная литература абсолютно по-разному трактует процессы следствия. Многие ученые убеждены, что важнейшее значение следственных действий заключается в том, что конкретно эти действия должны быть базовым способом доведения сути преступления.

Замечание 1

Возможность действовать в рамках следственных операций предоставляется только лицу, которое вовлечено в процесс и отвечает за него. Кроме этого, эта возможность есть и у прокурора, являющегося надзирательной особой. Следователь может дать указание некоторым органам провести следственные действия.

Понятие следственных действий

Опираясь на порядок, цель и содержание действий следствия, которые предусматривает УПК РФ, вытекает следующая терминология.

Определение 1

Следственные действия подразумевают поисковые, познавательные и удостоверительные действия лица, которое уполномочено и, которое осуществляет предварительное правовое расследование.

Это расследование проходит строго в использованием требовательных основ уголовного и процессуального закона. Такие требования направлены на сбор, проверку и оценку доказательств с целью выяснения обстоятельств, которые нужно доказать согласно какому-то конкретному уголовному делу.

Система следственных действий

Сама система следственных действий, которую описывает УПК, насчитывает несколько пунктов:

  • предварительный осмотр;
  • осмотр тела, эксгумация;
  • освидетельствование;
  • следственный эксперимент;
  • обыск;
  • выемка;
  • личный обыск;
  • наложение ареста на все связные отправления, а также их детальные осмотр и выемку;
  • абсолютный контроль и запись бесед;
  • сбор информации о абонентах и/или абонентских устройств;
  • взятие информации с лица, которое совершило преступление;
  • личная беседа с лицом, которое подозревают;
  • детальная проверка показаний на самом месте;
  • отработка экспертизы суда;
  • сбор образцов для того, чтоб провести сравнительный анализ.
Читайте также:  Нужно ли платить за капитальный ремонт, если квартира не приватизирована?

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Классификация следственных действий

Рассмотрим критерии, относительно которых можно классифицировать сами следственные действия:

  • по субъектам;
  • по процессуальным основаниям его производства;
  • по участникам;
  • по условиям производства;
  • по познавательным методам, которые используются;
  • по степени применяемого принуждения.

Статья 164 УПК РФ предоставляет общие правила совершения системы следственных действий. Они выглядят как совокупность условий, которые базируются на принципах уголовного суда. К этим видам относятся: процессуальные, организационные, процедурные, нравственные.

Замечание 2

Вышеуказанные правила должны, в обязательном порядке, быть соблюдены во время проведения любого следственного действия. Каждое из них имеет свои четкие особенности проведения.

Эти особенности закреплены в определенных статьях УПК, которые регламентируют совершение того или иного следственного действия.

Только опираясь на нормативные документы можно с четкостью рассмотреть каждое, отдельно взятое, дело.

Общие правила производства следственных действий

Правила процессуального характера

К общим правилам производства следственных действий процессуального характера относятся:

  • наличие открытого уголовного дела (точный осмотр места, где произошло событие, осмотр тела, осмотр предметов и документации, назначение и проведение экспертизы, сбор образцов для сравнительного анализа, а также освидетельствование, могут быть проведены до возбуждения уголовного дела);
  • наличие постановления о производстве следственного действия;
  • недопустимость проведения следственного действия в темное время суток (с 22.00 до 6.00). Исключением здесь являются случаи, которые никак нельзя откладывать.
  • выбор локации проведения следственного действия, которое определяется территориальной подследственностью. Если возникает необходимость, оно может быть проведено в другом месте, с обязательным соблюдением процессуальных требований).

Правила организационного характера

Базисы организационного характера включает в себя:

  • тщательный подбор участников следственного действия. Во время того, когда происходит обыск, сбор электронных носителей информации, личный обыск, предъявление для опознания, обязательно наличие не менее двух понятых. В случае когда в вышеперечисленных действиях понятые не принимают участие, следователь обязательно должен применять технические средства для фиксации проведения и результата следственного действия. Когда применение технических средств является невозможным, следователь должен внести запись об этом в протоколе.

Также, вместе с понятыми в систему следственных действий могут привлекаться подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, представители закона, профессиональный переводчик, специалист и экспертный сотрудник.

Все они могут принимать участие в следствии согласно закону, либо это может быть инициировано самим следователем.

Также, участие вышеуказанных лиц может быть осуществлено по ходатайству участников уголовного судопроизводства:

  • применения технических средств и способов, которые используются для обнаружения, фиксирование и изъятие следов содеянного, а также протекание и результатов самого следственного действия;
  • подключение охраны для обеспечения порядка на месте, где проводится следственное действие, а также для сохранения жизни участников;
  • иногда, к следствию приглашается должностное лицо органа, который занимается оперативной и розыскной деятельностью.

Правила процедурного характера

К базовым критериям совершения следствия процедурного характера относятся:

  • определение личности тех, кто берет участие в следственном эксперименте;
  • толкование участникам производства моментов, которые поясняют, на что они имеют право, и что обязаны делать;
  • донесение информации о том, что необходимо сохранять в тайне информацию, полученную во время следствия
  • потерпевший, свидетель, специалист, эксперт, переводчик должны быть обязательно предупреждены о том, что они несут ответственность согласно ст.307 и 308 УК
  • каждому участнику действия должна быть донесена информация о том, какие обязанности и задачи стоят перед ними для выполнения.

Правила нравственного характера

Что касается следственных действий нравственного характера, то они следующие:

  • психическое и физическое насилие, угрозы категорически не должны быть допущены по отношению к участникам следственного действия;
  • предотвращение моментов, которые несут угрозу жизни, здоровью, безопасности участников следственного действия.

Вывод 1

Протокол это единственный документ, который отображает зафиксированные ход и результаты следствия. Составляется он согласно ст.166, 167 УПК и является обязательным при ведении следствия. Только этот правовой документ имеет вес при рассмотрении каждого, отдельно взятого, дела.

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Участие специалиста, переводчика и понятых

  • В соответствии со ст. 168 УПК РФ к участию в производстве следственного действия может быть привлечен специалист для того, чтобы:
  • а) способствовать обнаружению, закреплению и изъятию предметов и документов;
  • б) содействовать применению технических средств в исследовании материалов уголовного дела;
  • в) оказывать помощь следователю, дознавателю и суду при формулировке вопросов эксперту в постановлении о назначении экспертизы;
  • г) разъяснять стороне и суду вопросы, входящие в его компетенцию.[8]
  • В законе предусмотрено, что участие специалиста при производстве тех или иных следственных действий может быть факультативным (по усмотрению следователя или дознавателя) или обязательным (например, при допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет, обязательно участие педагога).

Перед началом производства следственных действий следователь должен удостовериться в компетентности лица, приглашенного в качестве специалиста. Компетентность специалиста удостоверяется документами о его образовании, профессии, уровне квалификации, достижениях в той или иной области знаний. Также необходимо выяснить его отношение к подозреваемому, обвиняемому потерпевшему. Это отношение выясняется в результате собеседования с ним самим, руководителями и сослуживцами по месту работы, иными лицами, включая обвиняемого и потерпевшего. Кроме того, специалисту должны быть разъяснены его права и ответственность, предусмотренные ст. 58 УПК РФ. Приглашенный специалист может отказаться от участия в производстве по делу ввиду отсутствия соответствующих специальных знаний.

Об участии специалиста при производстве следственных действий, производимых им манипуляциях, используемых технических средствах, высказанных замечаниях в протоколе следственного действия делаются соответствующие отметки.

Деятельность переводчика обусловлена наличием конституционного принципа равенства граждан независимо от национальности и языка, права пользования родным языком и выбора языка общения (ст. 19, 26 Конституции РФ).

В соответствии с этим УПК РФ устанавливает правила о языке судопроизводства (ст.

18 УПК) и вместе с тем предусматривает право участвующих в деле лиц реализовывать свои права в уголовном судопроизводстве на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться услугами переводчика.

Переводчик назначается лишь лицом, в производстве которого находится уголовное дело.

Прежде чем назначить путем вынесения постановления, переводчика, следователь (дознаватель) должен убедиться в том, что лицо, которое назначается переводчиком, владеет языком, знание которого необходимо для перевода, а также выясняется, нет ли обстоятельств, дающих основания считать, что лицо, которое должно быть назначено переводчиком, прямо или косвенно заинтересовано в исходе дела. Кроме того, выполнение лицом функций переводчика несовместимо с его участием в качестве другого участника уголовного процесса.

Перед началом следственного действия, в котором принимает участие переводчик, последнему разъясняются его права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 59 УПК РФ. По окончанию следственного действия с участием переводчика ему предлагается удостоверить правильность сделанного им перевода своей подписью на каждой странице протокола следственного действия.

Участие понятых необходимо при производстве некоторых следственных действий, предполагающих непосредственное восприятие следователем (дознавателем) обстоятельств, связанных с совершением преступления. Важность участия понятых состоит в том, что они являются лицами, участвующим в собирании доказательств.

Большинство следственных действий, производимых с участием понятых, произвести в тех же условиях невозможно, а потому, в случае нарушений требований УПК РФ, предъявляемых к личности понятых, полученные доказательства будут признаны недопустимыми.

Столь ответственное предназначение определило содержащиеся в законе требования об обеспечении участия в качестве понятых лиц, не заинтересованных в исходе дела (ч. 2 ст. 60 УПК РФ).

Кроме того, следователь (дознаватель) должны учитывать, в состоянии ли эти лица (в силу физических, психических данных или состояния в конкретный момент времени) правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить воспринятое.

Как правило, для участия в следственном действии приглашаются не менее двух понятых. Понятые могут привлекаться и в количестве более двух, например, при возникшей необходимости одновременного осмотра нескольких участков местности, обыска или выемки в ряде помещений и т.п.

Перед началом следственного действия следователь (дознаватель) обязан разъяснить понятым их права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст.

60 УПК РФ (что подлежит обязательной фиксации в протоколе), а также процедуру производства следственного действия. Понятые обязаны присутствовать от начала следственного действия до момента его завершения.

Достоверность данных, отраженных в протоколе следственного действия, может проверяться в судебном заседании путем допроса понятого в качестве свидетеля.

Новацией УПК РФ стали положения о возможности производить следственные действия, перечисленных в ч. 1 ст. 170 УПК РФ, без участия понятых. Для этого законодательно установлены следующие основания:

  1. — труднодоступная местность (проведение следственных действий вдали от населенных пунктов);
  2. — отсутствие надлежащих средств сообщения (дорог, транспорта, пригодного для доставления понятых к месту проведения следственных действий);
  3. — опасность для жизни или здоровья людей.

Каждое из этих оснований на практике упрощает процедуру производства следственных действий, однако является во многом неоднозначным, т.к. факторы, свидетельствующие о наличии вышеперечисленных оснований, являются во многом оценочными.

В случае принятия решения о проведении следственного действия без участия понятых, следователь обязан привести в протоколе следственного действия конкретные данные, указывающие на невозможность участия понятых.

При производстве такого следственного действия необходимо обеспечить максимально возможное использование технических средств, для фиксации его хода и результатов.

Роль понятого в исполнительном производстве

by @pristavy и С.Ю.Гусаков

Несоответствие правовых норм фактическому положению дел, их отставание от развития общественных отношений влечет за собой возникновение противоречий, разрешение которых возможно только путем приведения указанных норм согласно требованиям времени.

Следовательно, и правовые институты, имеющие корни вдалеком прошлом и будучи прогрессивным явлением, должны с годами либо отмирать, либо приводиться в соответствие с требованиями современной реальности.

Одним из таких правовых институтов, использующихся в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов, является институт участия понятых в исполнительном производстве.

Институт понятых

Институт понятых используется не только в законодательстве об исполнительном производстве, но и в иных сферах публичного права, в рамках которых деятельность государственных органов облекается в установленную процессуальную форму (уголовный процесс, производство по делам о административных правонарушениях, налоговый контроль и т.д.).

Впервые участие понятых предусматривалось в уголовном судопроизводстве в Соборном уложении 1649 года, хотя в нем уголовный процесс еще не был отделен от гражданского. Цель введения — противодействие злоупотреблениям должностных лиц.

В тексте уложения сказано, что проигравшая сторона может» соблазниться подправить руку правосудия» путем фальсификации документов при помощи судебных работников.

  • Основная роль участия понятого в процессуальных мероприятиях (будь то мероприятия в рамках исполнительного производства, уголовного процесса или в иной области) связана с обеспечением законности действий со стороны должностного лица государственного органа, совершающего данные действия.
  • То есть фактическая роль понятого связана исключительно с фиксацией событий (действий), происходящих в объективной действительности.
  • Для определения необходимости сохранения данного правового института в рамках исполнительного производства нужно оценить как его положительные, так и отрицательные стороны, а также сравнить правовое регулирование данного
  • института в сфере исполнительного производства и иных отраслях права.
Читайте также:  ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

В настоящее время понятой является одним из участников исполнительного производства, процессуальное положение которого определено нормами ст. ст.

48, 59, 60, 63 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Понятой наряду с иными участниками исполнительного производства имеет процессуальное положение лица, содействующего исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Этимология термина «содействие», подразумевающего под этим буквально «совместные действия», предполагает активные действия нескольких лиц, объединенных единой целью, имеющих единое направление сосредоточения усилий.

Вместе с тем пассивная роль понятого, функции которого сводятся лишь к удостоверению в акте о совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения содержания и результатов указанных действий, никак не согласуется с ролью лица, «содействующего» исполнению исполнительного документа. Никаких активных действий с его стороны, конечно же, не совершается. Уголовное процессуальное законодательство в этом плане отличается большим соответствием юридического статуса понятого его фактическому положению, относя его к иным участникам уголовного судопроизводства, но никак не к содействующим лицам.

Участие понятых обязательно?

Законом определен перечень исполнительных действий и мер принудительного исполнения, участие понятых в которых является обязательным.

К ним, в частности, относятся действия, связанные с вскрытием нежилых помещений, занимаемых должником или другими лицами либо принадлежащих должнику или другим лицам, жилых помещений, занимаемых должником, осмотром имущества должника, наложением на него ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества.

  1. В других случаях понятые приглашаются по усмотрению судебного пристава -исполнителя.
  2. Так ли обязательно участие понятого в обозначенных исполнительных действиях?
  3. Для ответа на этот вопрос следует обратиться к нормам иных отраслей законодательства, в которых используется институт понятых.
  4. Прежде всего речь идет об уголовно-процессуальном законодательстве (так как правовое регулирование положения данного участника в указанной отрасли права
  5. разработано наилучшим образом за многовековую историю развития уголовного процесса) и законодательстве об административных правонарушениях, процессуальные действия в рамках которых наиболее тесно связаны с ограничением прав граждан, участвующих в этих действиях.

В настоящее время обязательное участие понятых необходимо при производстве обыска, личного обыска, опознания. В иных случаях решение об участии понятых в следственных действиях определяется следователем (дознавателем) самостоятельно.

При производстве таких следственных действий, как наложение ареста на имущество, осмотра, выемки и ряда иных следственных действий, при принятии следователем решения о необязательности участия понятых является необходимым применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия.

Технические средства фиксации (видеозапись), применяемые при производстве следственных действий, выполняют ту же функцию.

Между тем следователь обязан производить определенные следственные действия с привлечением не менее двух понятых без учета объективной необходимости их участия в следственном действии, что, с одной стороны, ограничивает процессуальную самостоятельность следователя, а с другой — необоснованно увеличивает процессуальные издержки.

Поэтому из УПК РФ исключен ряд следственных действий, в которых участие понятых является обязательным, и следователю предоставлено право самостоятельно выбирать способ удостоверения хода и результатов следственного действия.

При этом поясняется, что указанный порядок привлечения к производству следственных действий понятых не ограничит права участников уголовного судопроизводства, а будет направлен на повышение их эффективности, снижение расходов из федерального бюджета за счет сокращения процессуальных издержек возмещаемых понятым.

Понятой

Понятой — не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия.

Понятые привлекаются для участия в деле с целью обеспечения объективности проводимых следственных действий.

Функции понятых заключаются в удостоверении факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия.

При производстве следственных действий участвуют не менее двух понятых. Следователь вправе пригласить и большее количество понятых, если этого требуют обстоятельства дела.

Закон предусматривает ряд следственных действий, участие в которых понятых обязательно.

Это осмотр, эксгумация, следственный эксперимент, обыск, выемка, осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений, осмотр и прослушивание фонограммы, записанной в порядке контроля и записи переговоров, предъявление для опознания и проверка показаний на месте. Участие понятых в иных следственных действиях зависит от усмотрения следователя и заявленных об этом участниками процесса ходатайств (ст. 170 УПК).

В ряде случаев, прямо установленных законом, производство следственных действий производится без участия понятых. Это случаи, обусловленные невозможностью участия понятых либо угрозой для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 170 УПК).

Права, обязанности и ответственность понятого разъясняются ему следователем перед началом следственного действия, в котором участвует понятой.

Понятой, привлекаемый к участию в следственном действии, должен присутствовать в течение всего производства этого действия.

Понятой должен быть лицом, не заинтересованным в исходе уголовного дела, и не имеющим в деле прямого либо косвенного интереса.

Беспристрастность этих участников процесса обеспечивается запретом на привлечение в качестве понятых участников уголовного судопроизводства и их родственников; а также работников органов исполнительной власти, наделенных в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД и (или) предварительного расследования.

Понятой должен быть лицом, в полной мере осознающим характер производимых следственных действий, поэтому в качестве понятых не могут привлекаться несовершеннолетние и лица, страдающие недостатками, лишающими их возможность выступать в качестве понятых по уголовному делу.

Понятые наделены рядом процессуальных прав, которые позволяют им определять правильность фиксации результатов проведенного следственного действия и выражать свою позицию по этому поводу.

Понятой вправе: участвовать в следственном действии и делать по поводу следственного действия заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол; знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, ограничивающие его права (ч. Зет. 60 УПК).

Понятой не несет ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей, он не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, и подлежит уголовной ответственности лишь за разглашение данных предварительного расследования, если был заранее об этом предупрежден.

Специалист — лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УПК, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию (ст. 58 УПК).

Случаи обязательного участия специалиста в следственных действиях указаны в законе.

  • 1. Обязательным является участие специалиста (педагога) при допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет (ч. 1 ст. 191). Присутствие педагога при допросе несовершеннолетних от 14 до 18 лет целесообразно, если у них имеются признаки отставания в развитии.
  • 2. Обязательно участие судебного медика, а при невозможности его участия — другого специалиста, в наружном осмотре трупа (ст. 178 УПК).
  • 3. Обязательно участие врача в освидетельствовании в необходимых случаях, указанных в ч. 4 ст. 179 и ч. 2 ст. 290 УПК.

Участие специалиста в следственных и судебных действиях необходимо и в ряде других случаев (при отборе образцов для сравнительного исследования (крови, отпечатков пальцев рук, голоса и др.

); для выемки в банках, обслуживающих заподозренных лиц, информации о проводимых данными лицами финансовых операций; для обнаружения и предварительного исследования наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме перечисленного выше важной функцией специалиста является и сопровождение технического обеспечения проведения различных следственных и судебных действий и ОРМ.

В действующем УПК функции специалиста в раскрытии и расследовании преступлений значительно расширены.

Если раньше деятельность специалиста не была связана с прямым получением доказательств, то с введением «заключения и показания специалиста» как доказательства в ч. 2 ст. 74 УПК, а затем и установление в ч. 3,4 ст. 58 и ст.

270 УПК его прав и ответственности, появляется и новый процессуальный аспект деятельности специалиста. Кроме того, специалист, как участник уголовного судопроизводства имеет соответствующий процессуальный статус.

Так, специалист имеет следующие процессуальные права:

  • 1) отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;
  • 2) задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения дознавателя, следователя и суда;
  • 3) знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол;
  • 4) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.

К процессуальным обязанностям специалиста относятся:

  • — не уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд;
  • — разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК.

За разглашение данных предварительного расследования специалист несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК.

К вопросу о проблемах участия понятых в уголовном судопроизводстве рф



Как среди учёных-теоретиков, так и среди практикующих юристов нет единодушия по вопросу необходимости и обоснованности привлечения понятых при производстве следственных действий.

Прежде чем рассмотреть и проанализировать существующие в научной среде и практической деятельности юристов мнения по этому вопросу, представляется обоснованным обратиться к законодательному определению понятого и выделить его основные функции в уголовном судопроизводстве.

Согласно ч.1 статьи 60 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации «понятой — не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов» [1].

Из определения следует, что основная функция понятого сводится к удостоверению, т. е. к подтверждению самого факта проведения следственного действия и других связанных с ним элементов.

По сути, понятой является своего рода свидетелем, но свидетелем не совершённого преступления, а проводимого должностным лицом того или иного следственного действия.

Большинство учёных выступают за сохранение института понятых, приводя следующие аргументы: во-первых, понятые обеспечивают процессуальные гарантии прав личности и интересов правосудия, во-вторых, пресекается возможность фальсификации доказательств и, в-третьих, участие понятых в следственном действии гарантирует получение достоверных и допустимых доказательств [5; с. 353].

Что касается аргументов в пользу сохранения института понятых, связывающих участие понятых с более высоким качеством полученных доказательств, то в данном случае трудно не согласиться с тем, что действительно, понятые, выступая своего рода свидетелями проводимых действий, в результате которых дознаватель, следователь обнаруживает и получает различные доказательства, своим участием обеспечивают соответствие доказательств признаку допустимости (получение доказательств с соблюдением порядка, предусмотренного законом) и признаку достоверности.

Читайте также:  Способы и сроки принятия наследства

Допустимость характеризует то или иное доказательство с формальной стороны и предполагает, что доказательство должно быть получено из надлежащего источника, надлежащим участником уголовного процесса и в ходе проведения предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации следственных или иных процессуальных действий (с соблюдением порядка их проведения) [1]. Одним словом, допустимым признаётся доказательство, полученное в соответствии с законом. Так, участие понятых при производстве некоторых следственных действий является императивным правилом, и отступление от него влечёт нарушение установленного законом порядка проведения следственного действия — а равно, порядка получения доказательства. В конечном счёте, такое доказательство будет признано недопустимым, и как следствие, не будет иметь юридической силы.

Признак достоверности означает соответствие содержащихся в источнике доказательства сведений действительности. Достоверность устанавливается в ходе проверки полученных доказательств.

Понятые участвуют в различных категориях следственных действий: во-первых, в ходе которых происходит получение доказательств (например, выемка электронных носителей информации), а во-вторых, в ходе которых происходит проверка сведений, содержащихся в доказательстве (например, проверка показаний на месте). Таким образом, участие понятых обеспечивает достоверность доказательств только в том случае, если понятые привлекались к следственным действиям, в ходе которых устанавливалось соответствие содержащихся в доказательстве сведений действительности, участие понятых в иных категориях следственных действиях подтверждает лишь сам факт получения того или иного доказательства, а не его достоверность.

В пользу сохранения института понятых также высказывается аргумент о том, что участие понятых якобы исключает возможность фальсификации доказательств.

Понятые в данном случае выполняют контрольную функцию, не позволяя своим присутствием следователю или дознавателю совершить противоправное действие, подменив, к примеру, полученное доказательство. Так, А.

Михайлов полагает, что сохранение института понятых в российском уголовном процессе обусловлено в первую очередь недоверием к следователю, постоянной необходимостью контроля за ним, в том числе со стороны посторонних лиц — понятых [4; с. 170].

Также интерес представляет позиция О. П. Глущенко, мотивирующего сохранение института понятых в современном уголовном процессе России провозглашённым в Конституции РФ принципом участия граждан в управлении государством: в исполнительной, законодательной и судебной власти.

Однако сам же исследователь отмечает, что фигурирование неквалифицированных лиц в уголовном судопроизводстве приводит к обратному эффекту и отнюдь не способствует правозащитной деятельности, ограничивая и нарушая права участников уголовно-процессуальных отношений. Поэтому О. П.

Глущенко предлагает передать удостоверительную функцию понятых защитнику обвиняемого, судебно-медицинскому эксперту при осмотре трупа, статистам при опознании и техническим средствам фиксации информации [2; с. 253].

Против сохранения института понятых в большинстве своём выступают юристы-практики, приводя следующие аргументы: во-первых, процедура привлечения понятых к участию в тех или иных следственных действиях часто вызывает определённые сложности и, как следствие, тормозит деятельность дознавателя/следователя; во-вторых, сохранение данного института свидетельствует о недоверии государства, общества, суда к органам, осуществляющим уголовное преследование; в-третьих, участие понятых в уголовном судопроизводстве лишено какого-либо смысла, поскольку понятые в лице обычных граждан, не являющихся профессиональными субъектами, объективно не могут выполнять функцию контроля за деятельностью должностных лиц — дознавателя и следователя; в-четвёртых, бурное развитие научно-технического прогресса, которое позволяет с высокой достоверностью и полнотой фиксировать любые действия органов уголовного преследования путём использования технических средств фото и видео фиксации без участия понятых [4; с. 172].

Проанализируем первый аргумент, связанный со сложностью процедуры привлечения понятых к участию в следственных действиях. Прежде всего, это связано с приглашением понятых.

Не все граждане соглашаются принять участия в следственных действиях, к производству которых они привлекаются.

Нередко на поиски понятых дознаватель или следователь затрачивает много времени, тем самым тормозя свой рабочий процесс и затягивая расследование того или иного уголовного дела.

Низкая активность участия граждан в следственных действиях в качестве понятых является серьёзной проблемой. Ведь, как правило, незаинтересованный человек, лишённый мотивации, будет формально относиться к своим обязанностям.

Очевидно, такой понятой не сможет объективно и точно удостоверить содержание и результаты следственного действия, ограничившись лишь подтверждением факта своего присутствия при производстве следственного действия.

При этом, даже вполне ответственный понятой в большинстве случае будет стремиться держаться подальше от осматриваемого трупа, пролежавшего несколько дней в запертом помещении [4; с. 172].

Запрет привлечения в качестве понятых сотрудников правоохранительных органов, сотрудников, наделённых полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования и других категорий граждан, является причиной приглашения в качестве понятых случайных лиц. Нередко встречаются случаи, когда понятыми становятся лица в нетрезвом состоянии, весьма преклонного возраста, имеющие недостатки, связанные с ограничением слуха и зрения. Очевидно, что такие лица в силу своего физического состояния не могут качественно исполнять обязанности понятого. На практике, когда дознаватель или следователь сталкивается с проблемой отыскания потенциальных понятых, он вынужден идти на различные ухищрения, привлекая в качестве понятых студентов, работников обслуживающего персонала аппарата УВД и своих знакомых.

Проблема привлечения понятых более последовательно решалась в Уставе уголовного судопроизводства 1864 года. В качестве таковых приглашались граждане определённого статуса, как правило, уважаемые и пользующиеся общественным доверием: церковные старосты, волостные и сельские должностные лица, управляющие, поверенные и т. д. [6; с.

257]. Безусловно, такие понятые с большей ответственностью и внимательностью относились к своим процессуальным обязанностям. При этом, довольно трудно представить, чтобы в настоящее время в качестве понятых привлекались лица высокого социального статуса: должностные лица органов власти, руководители предприятий, почётные горожане.

В этой связи представляется рациональным предложение, которое высказал профессор Б. Ф. Багаутдинов о необходимости формирования банка сведений о потенциальных понятых [2; с. 253].

Поскольку органы следствия и дознания не должны полагаться в своей работе на случайных людей и тратить время на поиски понятых.

При современном уровне развития средств связи и систем оповещения, банк данных сведений о потенциальных понятых позволит оперативно вызвать понятого в нужный час и нужное место.

Аналогичные предложения, направленные на обеспечение качественного состава понятых, высказываются и другими исследователями. М.

Селезнёв полагает, что институт понятых должен существовать на постоянной основе, как например, институт присяжных заседателей. Список понятых должен формироваться путём случайной выборки из числа граждан соответствующего населённого пункта. В.

М. Быков предлагает ввести институт дежурных понятых в каждом органе дознания и следственном аппарате [3; с. 34].

Рассмотрим позицию некоторых исследователей, полагающих, что сохранение института понятых в уголовно-процессуальном законодательстве и современной правовой действительности как таковой свидетельствует о низком уровне доверия общественности к деятельности должностных лиц правоохранительных органов. Граждане, наделённые государством публично-правовыми, властными полномочиями для осуществления производства по уголовному делу априори должны быть профессионалами своего дела, воплощать в себе идеалы справедливости, честности, беспристрастности. Институт понятых, напротив, вызывает недоверие, ставит под сомнение объективность, компетентность должностных лиц: поскольку, когда следователь или дознаватель надлежащим образом, в соответствии с УПК исполняет свои обязанности, нет необходимости в дополнительном удостоверении, проводимых им действий, посредством привлечения понятых.

Практические трудности и теоретические проблемы рассматриваемого явления рождают почву для поиска наиболее оптимальных путей реформирования данного института.

При этом всё более популярной становится идея о замене понятых техническими средствами фиксации. Обратим внимание на тот факт, что институт понятых сложился в то время, когда отсутствовали иные способы фиксации доказательств.

С учётом прошлого и мирового опыта он объективно нуждается в корректировке.

Очевидно, что использование технических средств фиксации хода и результатов следственных действий значительно сократит время и издержки в процессе расследования уголовных дел.

Кроме того осуществление видео/звуко- записи всего процесса следственного действия не только позволит документально зафиксировать особенности предметов, повреждения, поведения участвующих в следственном действии лиц, другие данные, которые едва ли возможно отразить в протоколе, но также исключит возможность манипуляции с доказательствами [3; с. 35].

Вместе с тем использование технических средств фиксации как альтернативы понятым требует не только детальной проработки, но и решения ряда технических проблем, а именно: создания такой технологии фиксации данных, на режим работы которой не могли бы повлиять сотрудники правоохранительных органов. К примеру, необходимо запрограммировать процесс видеозаписи таким образом, чтобы она моментально сохранялась в базе данных, тем самым, исключая возможность удаления или изменения первоначально зафиксированной информации. Помимо этого, замена понятых техническими средствами фиксации потребует значительного расширения (если не создания с нуля) материальной базы органов дознания и следствия — необходимо будет обеспечить названные структуры оборудованием — средствами фиксации, подготовить соответствующих технических специалистов, решить методологические вопросы.

Таким образом, институт понятых в уголовном судопроизводстве России является достаточно проблемным и объективно нуждается в реформировании.

Представляется, что отказываться от данного института на современном этапе будет преждевременно, поскольку понятые всё-таки выполняют ряд значимых функций и выступают дополнительным гарантом прав личности в уголовном судопроизводстве.

Однако в дальнейшем, не исключается возможность замены понятых техническими средствами фиксации, которые, по сути, обладают тем же функционалом, но при этом, обеспечивают большее удобство и процессуальную экономию в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: по сост. на 19 февраля 2018 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 52. — Ст. 4921.
  2. Глущенко О. П. Условия участия общественности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства (на примере института понятых)/ О. П. Глущенко // Вестник Адыгейского государственного университета: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2015 г. — № 2. — С. 251–256.
  3. Максименко А. В. Шевцов Р. М. Понятые в уголовном судопроизводстве /А. В. Максименко Р. М. Шевцов // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2013 г. — № 1. — С. 33–37.
  4. Семенцов В. А. О проблемах участия понятых в уголовном судопроизводстве России/ В. А. Семенцов // Общество и право. — 2014 г. — № 2. — С. 170–174.
  5. Соболь А. В. Понятые как участники уголовного судопроизводства, не имеющие юридического интереса к результатам расследования преступления /А. В. Соболь // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2011 г. — С. 351–358.
  6. Чистяков О. И. Хрестоматия по истории отечественного государства и права: учебное пособие для академического бакалавриата / О. И. Чистяков. — М.: Издательство Юрайт. — 2015 г. — 520 с.

Основные термины (генерируются автоматически): следственное действие, понятой, участие понятых, действие, доказательство, институт понятых, сохранение института понятых, техническое средство фиксации, уголовное судопроизводство, качество понятых.

Ссылка на основную публикацию