Нужно ли проходить техосмотр после аварии по закону?

Получить ОСАГО без техосмотра можно только в нескольких случаях. Официально это делается, если возраст автомобиля не более 3 лет с момента выпуска и транспортное средство не используется в качестве такси.

В этом случае страховой компании не потребуется диагностической карты и водителю будет предоставлен страховой полис.

Получить ОСАГО без техосмотра можно только в нескольких случаях. Официально это делается, если возраст автомобиля не более 3 лет с момента выпуска и транспортное средство не используется в качестве такси.

В этом случае страховой компании не потребуется диагностической карты и водителю будет предоставлен страховой полис. В остальных ситуациях технический осмотр обязателен.

Хотя иногда есть возможность обойтись без него.

Многие водители не знают, действует ли ОСАГО, если нет ТО. С точки зрения законодательства, выдать страховку без диагностической карты нельзя. Но некоторые страховые компании обходят это ограничение.

Они дают своим клиентам заполненную карточку, где не хватает только подписи аккредитованного оператора. После этого водителю сообщается, куда он должен проехать для прохождения технического осмотра.

Нужно ли проходить техосмотр после аварии по закону?

Если владелец автомобиля забывал об этом, то страховая компания могла отказать в выплатах при ДТП. Хотя здесь можно было воспользоваться пробелом в законодательстве. В выплатах по факту ДТП нельзя отказать, если отсутствует диагностическая карта.

Полис ОСАГО без ТО в 2020 году

В 2020 году, по крайней мере на данный момент, не произошло каких-либо радикальных изменений в законодательстве. Автовладельцы по-прежнему могут купить ОСАГО без техосмотра.

Страховые компании выдают полисы водителям без опасений, так как к ним не применяется никаких санкций.

Широкое распространение такой практики обусловлено тем, что фирма получает денежные средства за каждый заключенный договор.

Автоюристы отмечают, что страховка без техосмотра может стать источником дополнительных проблем при попадании в ДТП. Чтобы получить выплаты, потребуется заручиться помощью юриста и обратиться в суд.

В большинстве случаев продолжительные разбирательства приводят к тому, что страховую обязывают покрыть ущерб, понесенный автомобилем.

Но до сих пор нередки ситуации, когда суд встает на сторону страховщика.

Следует отметить, что если случится авария и у вас не будет ТО, отказ в выплате может последовать из-за:

  • невозможности доказать техническую исправность транспортного средства. Это связано с тем, что у вас не будет диагностической карты;
  • нарушения закона на этапе заключения договора. Согласно законодательству, страхование возможно только при наличии диагностической карты. Если у вас ее не было на момент заключения договора, то это повод оспорить его законность в суде.

В результате, если на вашей стороне будет выступать не самый выдающийся автоюрист, суд может поставить под сомнение, действителен ли полис ОСАГО без ТО. Нередко такая сделка признается недействительной, договор расторгается и страховая компания больше ничего не должна водителю.

Когда можно получить ОСАГО без ТО

Однако существует возможность получить страховку официально без диагностической карты.

Такое правило действует всего в 3 случаях:

  • автотранспорт, в силу каких-либо причин, освобожден от прохождения технического осмотра;
  • автомобиль был произведен менее 3 лет назад, принадлежит частному лицу и не используется в качестве такси;
  • страхуется прицеп до 3 тонн, который принадлежит частному лицу.

Некоторые водители интересуются, действует ли ОСАГО, если нет ТО уже после заключения договора. Например, срок действия диагностической карты заканчивается через 3 месяца после получения полиса.

В этом случае страховка остается действительной. Но, как и в случае заключения договора без диагностической карты, могут возникнуть проблемы на этапе получения выплат после ДТП.

В некоторых ситуациях можно официально получить страховку без ТО. Исключения распространяются на новые, переправляемые к месту регистрации или прохождения осмотра машины. То есть владелец автомобиля может получить полис, не имея на руках заполненной диагностической карты, но должен обязательно пройти ТО, чтобы получить выплаты в случае ДТП.

Что делать, когда без ТО нельзя получить ОСАГО

Некоторые водители сталкиваются с ситуацией, что без ТО нет ОСАГО, как быть при этом они не знают. Но современные компании готовы предложить несколько полностью законных методов, ускоряющих прохождение осмотра.

Среди таких способов можно отметить:

  • формальное прохождение ТО. Некоторые сервисы предлагают «ускоренный» осмотр, при котором выполняются только формальные операции. В результате вам удается пройти техосмотр для ОСАГО буквально за 10 минут. Все данные оказываются в базе АИС, а водителю на руки выдается диагностическая карта;
  • формальный ТО по документам. Некоторым компаниям не требуется даже видеть автомобиль. Они готовы выдать диагностическую карту на основании документов о регистрации транспортного средства. К недостаткам такой услуги относят высокую стоимость. По сравнению с обычным ТО может потребоваться заплатить в 2 раза больше.

Эти два способа можно использовать, когда без ТО не сделать ОСАГО и вам нужен максимально законный и быстрый метод получения диагностической карты.

Нужно ли проходить техосмотр после аварии по закону?

Почему диагностическая карта важна

Даже если страховая компания выдала вам полис без ТО, не стоит откладывать посещение аккредитованного сервисного центра. Документы будут действительны и к ним не возникнет никаких претензий в ходе плановых проверок. Но если случится аварийная ситуация и автомобиль пострадает в ДТП, то без диагностической карты шансы получить выплаты стремительно снижаются.

Техосмотр возвращается: можно ли покупать для ОСАГО «серые» диагностические карты

Нужно ли проходить техосмотр после аварии по закону?

Нет карты — нет полиса

Оформление диагностической карты стало во многих случаях формальностью, но близятся времена, когда реальный техосмотр не только вернется в нашу жизнь, но и станет более жестким.

Диагностическая карта (ДК) — документ, который подтверждает, что транспортное средство пригодно к эксплуатации. Для получения ДК необходимо обратиться в компанию, аккредитованную Российским союзом автостраховщиков (РСА), и пройти техосмотр.

Конечно, водитель может и не оформлять диагностическую карту, но тогда он не сможет оформить полис ОСАГО. Точнее, сможет, конечно, есть и такие агенты, которые оформляют ДК без осмотра, но при аварии вся финансовая ответственность ляжет на физическое лицо, которое явилось виновником ДТП.

В конце прошлого года появились сообщения, что за отсутствие полиса ОСАГО будут штрафовать не только инспекторы ГИБДД, но и видеокамеры. По данным некоторых СМИ, такая практика должна была начаться в ноябре 2018-го, однако в ГИБДД РФ эту информацию не подтвердили.

Тогда в ведомстве сообщили, что техническая возможность фиксации таких нарушений с помощью камер находится на стадии проработки.

«Ведутся необходимые подготовительные технические работы по синхронизации информационных систем Госавтоинспекции МВД России и Российского союза автостраховщиков», — пояснили в ГИБДД.

В феврале текущего года в РСА сообщили, что интеграция двух информационных систем давно закончена, однако в базах данных имеется ряд расхождений, которые нужно устранить.

«Запуск штрафов в автоматическом режиме мог бы привести к несправедливым штрафам для ряда автовладельцев, которые попали в «несчастливый процент».

По этой причине штрафы в автоматическом режиме решено вводить только после того, как будет достигнута достаточная чистота баз», — сообщил глава РСА Игорь Юргенс. Предполагалось, что расхождения удастся устранить к 1 марта, тем не менее пока камеры не фиксируют отсутствие страховки.

Чем чревата покупка «серой» ДК

Водители, не желающие тратить время на технический осмотр (ТО) и не стремящиеся оплачивать штрафы, нашли выход из положения.

Помогли им в этом многочисленные фирмы, предлагающие провести формальный ТО, и нечистые на руку страховщики, продающие полисы даже при отсутствии диагностической карты. Да и саму карту, если верить рекламным объявлениям, можно приобрести онлайн за пять минут.

Если набрать в поисковике соответствующий запрос, на первой же странице найдется масса советов, как оформить документы быстро и легально (ну или почти легально).

Однако, приобретая «серую» диагностическую карту, автовладелец должен иметь в виду, что такой документ могут просто не внести в единую информационную систему технического осмотра (ЕСТО). Тогда в случае ДТП страховая компания может отказать водителю в выплате компенсации, и возмещать убытки ему придется самому.

Техосмотр возвращается

Вопросом незаконного оформления диагностических карт озадачилось правительство РФ.

РСА вместе с Министерством экономического развития с 2015 года готовил новый законопроект, направленный на то, чтобы путем введения дополнительных мероприятий исключить возможность формального прохождения ТО и непосещения водителями пунктов ТО.

Сейчас этот законопроект прошел первое чтение в Думе, он ожидает второго чтения. В начале марта проект прошел слушания в правительстве, там оценили предусмотренные в нем предложения, которые призваны ужесточить административную ответственность всех участников системы техосмотра, нарушающих законодательство.

На заседании правительства 7 марта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев пояснил, что законопроект вводит перечень требований к месту, где проводятся техосмотры, а также обязательную фиксацию процедуры на фото и видео.

Кроме того, если закон будет принят, функции технического эксперта, проводящего осмотр, сможет выполнять частный предприниматель, аккредитованный как оператор ТО.

Контролирующие органы получат право устраивать проверки операторов в виде контрольных закупок, а техосмотр пассажирских автобусов будет производиться при участии сотрудников ГИБДД.

Также, по словам премьера, изначально в проекте закона предполагалось, что диагностическая карта должна будет оформляться только в электронном виде.

«Мы все поклонники электронного документооборота и всячески его внедряем, но все-таки надо идти людям навстречу в ситуациях, когда электронная форма становится неудобной, недостижимой», — отметил Медведев.

Поэтому бумажный вариант карты никуда не денется — по крайней мере, пока электронная форма не станет доступной для всех.

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов уточнил на встрече с журналистами в середине марта, что в РСА надеются на вступление новых правил техосмотра в силу уже в 2019 году.

Он напомнил, что в конце декабря 2018 года ряд депутатов Государственной думы выступил с предложением полностью отменить ТО.

Однако вскоре произошло серьезное ДТП в Смоленской области, где погибли дети, а при проверке выяснилось, что автобус формально числился прошедшим ТО в Норильске, будучи в эксплуатации в Смоленске.

Законопроектом вводятся дополнительные административные меры по отношению к водителям. С 2012 года и по настоящий момент административных наказаний за отсутствие ТО нет. Новый закон предусматривает штраф за отсутствие ТО в размере 2 тыс. рублей.

Контроль наличия диагностической карты также будет проходить через видеофиксацию с помощью дорожных видеокамер, как и планируется сделать с полисом ОСАГО.

Если камеры зафиксируют это нарушение несколько раз в течение суток, штраф будет приходить один раз за сутки.

На сегодняшний день в России 4 900 операторов ТО, уточнил Ефремов, в среднем один оператор проводит 50—60 диагностических проверок в сутки.

По новому закону будет ограничение: каждому оператору будет предоставляться своя квота, ориентированная на его пропускную способность (в среднем 30—40 проверок в сутки).

Соответственно, количество операторов ТО должно увеличиться, чтобы исключать возможные очереди, резюмировал заместитель исполнительного директора РСА.

Как получить легальную ДК

Законопослушным водителям, которые не собираются связываться с «серыми» картами, напоминаем, как получить документ законным образом. Для этого нужно:

  • обратиться в пункт техосмотра, имеющий соответствующую лицензию (узнать можно на сайте Российского союза автостраховщиков);
  • пройти техосмотр: эксперт оценит исправность автомобиля, проверит государственный номер, наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки на соответствие нормативам, также он измерит уровень технических жидкостей в машине и уровень вредных веществ в выхлопе;
  • получить готовую карту, если нарушений не выявлено. Если есть неполадки, на их устранение дается 20 дней. ДК заверяет технический эксперт, проводивший проверку состояния машины. Электронный вариант карты заносится в единую информационную систему технического осмотра.

Для прохождения ТО нужно взять с собой документы: права и паспорт транспортного средства. Если на осмотр приезжает не владелец машины, а его доверенное лицо, потребуется доверенность на автомобиль.

Читайте также:  Дадут ли бабушке больничный, если родители работают?

Диагностическую карту нужно своевременно обновлять. Для машин возрастом меньше трех лет карта вообще не нужна, для остальных сроки действия ДК следующие:

  • легковые автомобили возрастом от трех до семи лет — два года;
  • легковые автомобили старше семи лет — один год;
  • грузовики массой больше 3,5 тонны — один год;
  • ТС, предназначенные для перевозки пассажиров, — шесть месяцев.

Фото для МВД: в России изменили порядок техосмотра

Госдума приняла закон, согласно которому автомобили младше четырех лет будут освобождены от необходимости прохождения техосмотра.

Кроме того, парламент внес изменения в федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств» — согласно поправкам, автомобили в возрасте от 4 до 10 лет должны будут проходить техосмотр каждые два года, а более старые — ежегодно.

Как отмечается в пояснительных записках к закону, документ направлен на «противодействие практике массового оформления диагностических карт без реального проведения процедуры техосмотра». Изменения вступят в силу 1 марта будущего года.

Сейчас покупка диагностической карты без предоставления автомобиля в Москве может обойтись в 1–1,2 тыс. руб. и, по оценкам Минэкономики, активно используется 80% нынешних автовладельцев. По новым правилам процесс диагностики будет фиксироваться на фото — причем в три этапа.

Так, автомобиль будут снимать перед процедурой, во время нее и в конце, после чего снимки будут передаваться для хранения в «облако» МВД.

В прошлом месяце стало известно, что Минтранс планирует разрешить сотрудникам ГИБДД аннулировать итоговый документ о техническом осмотре автомобиля в случае обнаружения нарушений. Соответствующий проект изменений, которые будут внесены в правила прохождения техосмотра, был опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Согласно постановлению, «должностные лица» ГИБДД получат право аннулировать диагностическую карту в случае, если машина диагностику не проходила либо технический осмотр проходил с нарушением установленных правил.

После этого автоинспектор должен будет уведомить о случившемся страховую компанию, а также добиться привлечения к ответственности оператора ТО. Нововведения должны вступить в силу вместе с новым законом о техосмотре.

Директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев в этой связи указал, на сегодняшний день зачастую люди получают диагностические карты, не проходя при этом техосмотр.

Специалист считает, что, хотя процент аварий из-за неисправности автомобиля небольшой, принятие должных мер по решению этой проблемы может улучшить ситуацию на дорогах. Однако, как отмечает эксперт, на данный момент ГИБДД не сможет определить подлинность диагностической карты.

«Если мы хотим идти по пути контроля за техническим осмотром, правильно было бы пересмотреть всю методику», — пояснил Канаев RT.

С его точки зрения, эффективными мерами была бы, во-первых, передача ТО в ГИБДД, а во-вторых, отмена обязательной диагностической карты и введение добровольной с соответствующей системой бонусов.

Чуть ранее МВД заявили о возможном переходе на единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО). В ней будут храниться цифровые диагностические карты.

  • По предварительным данным, ведомство планирует создать сервис, который позволит гражданам по VIN (идентификационный номер транспортного средства) в любой момент проверить срок действия диагностической карты, название оператора, проводившего диагностику машины, а также пробег автомобиля, зафиксированный на последней диагностике.
  • С 1 января 2020 года в силу вступит утвержденный Росстандартом ГОСТ для раритетных и классических транспортных средств.
  • Он устанавливает требования к их безопасности при допуске к движению и методы проверки.
  • Раритетными стандарт признает мотоциклы, легковые автомобили и прицепы массой не более 3,5 тонны старше 30 лет, а также прицепы более 3,5 тонны, грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы, использующиеся для некоммерческих целей, старше 50 лет.
  • Чтобы получить статус «классических», транспортные средства должны быть приведены в исходное состояние и получить паспорт о проведении историко-технической экспертизы специалистов, аккредитованных общероссийской спортивной федерацией по автоспорту.
  • Проверяться будут фары, тормозные системы, шины, колеса, внешний вид, интерьер, а также пожарная безопасность.

Как пройти техосмотр — новости Право.ру

Техосмотр – это проверка технического состояния автомобиля (п. 12 ст. 1 закона о техосмотре). Он проводится для обеспечения безопасности, так как вовремя выявленные и устраненные технические неисправности могут спасти жизнь участникам дорожного движения. Помимо этого, техосмотр необходим для заключения полиса ОСАГО.

Страховая компания не права — расторжение договора в одностороннем порядке законом не допускается.

Если вы умышленно или по невнимательности сообщили страховщику неверные сведения при оформлении полиса, в ряде случаев это может быть поводом для предъявления к вам регрессного иска – то есть требования возмещения ущерба, выплаченного вашей страховой компанией владельцу пострадавшего по вашей вине автомобиля.

И то это возможно лишь в случае, если указанные неверные сведения повлекли снижение стразовой премии, то есть суммы, которую вы уплатили при покупке полиса ОСАГО. Поэтому можете обжаловать действия страховой компании у финансового уполномоченного по защите прав потребителей финансовых услуг, который начал работу в нашей стране совсем недавно, а также в суде.

Как часто проходить техосмотр

При покупке нового автомобиля собственник освобождается от прохождения техосмотра на три года, включая год выпуска. Это же правило распространяется на новые (до 3-х лет) грузовики с разрешенной максимальной массой до 3,5 т, а также мотоциклы, прицепы и полуприцепы.

Когда с года выпуска машины прошло от 3 до 7 лет, техосмотр проводится один раз в 24 месяца. На восьмой и последующий годы техосмотр нужно проходить один раз в 12 месяцев.

Если при покупке авто прежний хозяин передал вам диагностическую карту, она действует до истечения срока действия независимо от смены собственника. 

К некоторым машинам предъявляются нестандартные требования:

  • грузовики массой более 3,5 т, учебные автомобили и машины со спецсигналами проходят техосмотр один раз в 12 месяцев;
  • легковые такси, автобусы, машины для перевозки более 8 пассажиров или опасного груза – один раз в 6 месяцев.

Владельцы таких авто не получают бумажные диагностические карты, поскольку вся информация о пройденном техосмотре заносится в единую автоматизированную систему.

При отсутствии техосмотра водитель такси, грузовика для более 8 пассажиров или учебного автомобиля получит штраф от 500 до 800 руб. по ч. 2 ст. 12.1 КоАП.

Действительно, закон не содержит требования о сроке действия диагностической карты, которую необходимо предъявить при заключении договора ОСАГО. Главное — чтобы она была действующая, и вполне возможно оформить новый полис на следующий год за несколько дней до окончания действия карты.

Однако в этом нет никакого смысла — ведь через несколько дней после истечения срока действия диагностической карты использовать автомобиль будет нельзя, поскольку эксплуатация автомобиля, не прошедшего технический осмотр в установленном порядке и сроки, запрещена, и наличие полиса ОСАГО диагностическую карту никак не заменит.

Поэтому необходимо сначала пройти технический осмотр, а затем уже застраховать свою гражданскую ответственность.

Пошаговая процедура прохождения техосмотра

Шаг 1. Выберите оператора техосмотра, у которого вы будете получать диагностическую карту – им может быть любой пункт независимо от места регистрации автомобиля (ч. 1 ст. 17 закона о техосмотре).

Адреса и номера телефонов оператора можно найти на официальном сайте РСА или на страничке оператора. Некоторые из них предусматривают возможность записи на прием онлайн.

Оператором может выступать дилер, но стоит поинтересоваться, проводит ли он техосмотр в отношении автомобиля вашей марки.

Следует обращать внимание на наличие у оператора аттестата аккредитации, выданного Российским союзом автостраховщиков, – проверить его можно на сайте РСА в разделе «Реестр операторов технического осмотра». 

Шаг 2. Предоставьте документы. Для прохождения техосмотра вам потребуются:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (например, заграничный паспорт или военный билет);
  • паспорт авто (ПТС);
  • свидетельство о регистрации авто (СТС).

Предоставьте документы оператору техосмотра лично или через представителя (в этом случае составьте доверенность в простой письменной форме и приложите ее).

Шаг 3. Подпишите договор о проведении техосмотра.

Оператор техосмотра предложит заключить договор об оказании услуг в простой письменной форме. В нем должны быть указаны дата техосмотра и стоимость его проведения. Если договор не был составлен, факт его заключения заменяет чек об оплате.

– предельная стоимость техосмотра для легковых автомобилей.

Предельная стоимость техосмотра в регионах РФ указана в местных нормативных актах, но для легковых автомобилей не может превышать 959 руб. — суммы, вычисляемой по специальной формуле из приказа ФТС. Так, техосмотр в Адыгее в среднем стоит 520 руб., в Дагестане — 304 руб., Краснодаре — 651 руб., Белгороде — 500 руб., Курске — 443 руб., Москве — 710 руб. 

Для автовладельцев-мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, инвалидов, героев СССР и полных кавалеров ордена Славы, зарегистрированных в Москве, техосмотр проводится бесплатно.

Шаг 4. Предоставьте авто на осмотр.

– столько времени занимает техосмотр в зависимости от состояния и категории автомобиля

На техосмотр мопеда или мотоцикла вы потратите  в среднем 10 минут, легкового автомобиля — от 30 до 59 минут, грузовика, предназначенного для перевозки опасных грузов, — 88 минут.

При осмотре машины проверят ее основные агрегаты:

  • тормозную систему на предмет коррозии и трещин;
  • осветительные приборы и фары (особое внимание уделят углу регулировки по ГОСТу, отсутствию пленки);
  • рулевое управление (исправную работу гидроусилителя руля, его люфта и подвески);
  • омыватели и очистители стекол;
  • шины и колеса (одинаковый размер, отсутствие вздутий, трещин и порезов, а также длину протектора: для зимних шин 4 мм, летних — 1,6 мм);
  • двигатель и двигательную систему, в частности, содержание вредных веществ в выхлопных газах.

Кроме этого, проверят наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки, надлежащее состояние ремней безопасности, козырьков против солнца, сидений, зеркала заднего вида, номерного знака и величину тонировки стекол.

Шаг 5. Получите диагностическую карту.

По результатам техосмотра выдается диагностическая карта, в которой указано о надлежащем техническом состоянии автомобиля и сроке действия карты, или о недостатках, которые препятствуют безопасному использованию машины. Проверьте в диагностической карте подпись технического эксперта, который проводил осмотр.

При наличии неисправностей, указанных в диагностической карте, пройдите техосмотр повторно после их устранения.

Чтобы автомобиль не проверяли заново, а осмотрели только по недостаткам из диагностической карты, предоставьте машину тому же оператору и в тот же пункт в течение 20 дней. Такой техосмотр оплачивается по дополнительному соглашению.

Если вы не успеете устранить неполадки за 20 дней или выберите другого оператора, техосмотр надо будет оплатить в полном объеме.

Поскольку полис уже оформлен, управлять автомобилем с этим документом можно только в предусмотренный им период. В ином случае грозит ответственность в виде штрафа в размере 500 руб. Кроме того, в случае совершения в этот период ДТП по вашей вине страховая вправе предъявить к вам регрессное требование и взыскать денежную сумму в размере того вреда, который был возмещён пострадавшему.

*Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.

Правила осмотра — Россия || Интерфакс Россия

Interfax-Russia.ru – Инспекторам ГИБДД могут разрешить аннулировать данные о прохождении техосмотра. По мнению экспертов, это приведет к подорожанию услуг ТО и развитию коррупции.

Минтранс России опубликовал проект изменений в правила проведения технического осмотра (ТО) транспортных средств. Один из пунктов документа предусматривает наделение ГИБДД полномочиями по аннулированию диагностических карт. Данная мера может быть применена должностными лицами в случае, если техосмотр не был пройден, либо это было сделано с нарушением установленных правил.

Данные об аннулировании диагностических карт будут вносить в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО), но только после решения вопроса о привлечении водителя к административной ответственности.

Кроме того, об аннулировании диагностической карты автоинспектор должен будет проинформировать страховую компанию, в которой был оформлен полис ОСАГО. При этом дальнейшие действия страховщиков в правилах не прописаны.

Читайте также:  Компенсация при задержке зарплаты по закону

  • Также ГИБДД обяжут привлекать к ответственности оператора технического осмотра, выдавшего диагностическую карту с нарушениями требований прохождения ТО.
  • Предполагается, что изменения вступят в силу 8 июля вместе с новым законом о техосмотре.
  • По информации пресс-службы МВД, в проекте нового закона также предусмотрено ведение фотофиксации прохождения ТО и оформление электронной диагностической карты.
  • «Целью данных мероприятий является исключение случаев фальсификации проведения техосмотра и обеспечение качественной проверки технического состояния автомобилей, что позволит снизить процент аварий по причине неисправности транспортных средств», – говорится на сайте МВД.

В настоящее время проекты нормативных правовых актов проходят общественное обсуждение. Новые инициативы уже подвергли критике.

Автоэксперт Игорь Моржаретто считает предложенные изменения формальными.

«Это бессмысленный, чисто формальный документ, который дает право делать то, чего нельзя сделать. Сотрудник ГАИ на трассе может лишь определить, есть в базе ЕАИСТО сведения о том, что человек проходил техосмотр, или нет, потому что диагностическую карту с собой возить на надо, этого правила не требуют», – сказал он Interfax-Russia.ru.

По его словам, при отсутствии в базе информации о наличии у автовладельца диагностической карты, автоинспектор может его оштрафовать, но «отобрать то, чего нет – не может».

Эксперт подчеркнул, что внесение поправок в закон ничего не изменит, только подтолкнет водителей искать обходные пути.

«Закон должен стимулировать людей проходить техосмотр, а не наказывать. Стимулов нет никаких, поэтому люди будут искать обходные пути», – подытожил он.

Директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев в свою очередь отметил Interfax-Russia.ru, что реформа технического осмотра назрела давно, но предлагаемые новые правила трудновыполнимы.

«На сегодняшний момент очень большое количество нелегальных поддельных диагностических карт. Естественно, с этим надо что-то делать. Вопрос выбора формы.

Я считаю, что та форма, которая выбрана с точки зрения контроля ГИБДД, может быть, и правильная, но трудновыполнимая.

Страховые компании вряд ли смогут отозвать страховой полис уже после того, как будет установлено, что диагностическая карта является поддельной. Об этом они говорят открыто», – сказал Канаев.

Он также подчеркнул, что установить контроль за диагностическими картами будет непросто, поскольку водители не обязаны возить их с собой.

«То есть, контроль в данном случае возможен только при дорожно-транспортном происшествии, когда будет признано и отмечено, что та или иная диагностическая карта являются поддельными. В данном случае это на руку страховым компаниям. Они смогут признать полис недействительным и отказать человеку в страховке. В очередной раз это бьет по рядовому потребителю», – отметил эксперт.

Канаев считает, что необходимо найти более эффективную и выполнимую с точки зрения контрольно-надзорных мероприятий форму борьбы с поддельными диагностическими картами.

«Я бы абсолютно спокойно передал ГИБДД функцию контроля за прохождением ТО муниципальным, общественным и грузовым транспортом. Всем остальным частным лицам я бы предоставил возможность добровольного прохождения техосмотра», – отметил Канаев.

Он напомнил, что сейчас виновным в аварии признают водителя авто, попавшего в дтп из-за неисправности.

«Если это разъяснить людям, правильно пропагандировать, то вряд ли кто-то захочет остаться крайним только по этой причине. То есть, водитель в любом случае захочет подстраховаться, тем более цена вопроса не такая уж высокая», – считает эксперт.

Он также подчеркнул, что обсуждаемые сегодня поправки в своих интересах лоббируют представители бизнеса технического осмотра и ГИБДД, и они направлены против рядовых потребителей.

«Сама идея правильная – делать что-то надо, но вопрос в том, что ГИБДД лоббирует вместе с фирмами технического осмотра свои собственные интересы. Это в очередной раз приведет к увеличению стоимости и, конечно, будет немаленькая коррупционная составляющая», – добавил Канаев.

Он также назвал бессмысленным введение видео или фотофиксации прохождения техосмотра.

«Эта система используется во многих странах мира. И в данном случае особой эффективности она не дала. Поэтому идти по уже проторенному неэффективному пути, я считаю, бессмысленно», – сказал эксперт.

Обозреватель Ольга Потапова

Присоединяйтесь

Техосмотр наоборот | Владивосток, 10 января 2012 г

Владивосток, 10 января 2012 г.

Техосмотр наоборот

Как известно, с 1 января 2012 года функции регулятора техосмотра (ТО) перешли из государственных рук в частные – от ГИБДД к автостраховщикам. Новый год встретили, а полной ясности, как будет организован техосмотр автомобильного транспорта и будет ли он организован вообще, до сих пор нет. Дело в том, что нас ждет смутное время, называемое переходным…

Чтобы хоть как-то прояснить ситуацию, в редакции газеты «В» накануне Нового, 2012 года прошла прямая линия с председателем Всероссийского общества автомобилистов Юрием Мутылиным. Вот какие вопросы задавали эксперту наши читатели:

– Здравствуйте, я слышала, что со следующего года госпошлина повысится очень сильно, до 3000 рублей. Это правда?

– Не совсем так. На сегодняшний день госпошлина составляет 300 рублей за проведение государственного технического осмотра плюс стоимость проведения диагностического осмотра автомобиля – в зависимости от категории вы платите от 600 до 1000 рублей. В следующем году собираются убрать госпошлину вообще и сделать только плату за проведение диагностического контроля.

По идее, наоборот, техосмотр должен стать дешевле на 300 рублей, но если взглянуть на регионы, где приняли ценник за проведение диагностики, то сумма варьируется от 300 до 900 рублей. Как мне объяснили, 300 рублей – цена не рентабельная.

Максимальная планка будет не выше 1500-2000 рублей, но пока постановления губернатора по Приморскому краю нет, ничего точно сказать нельзя.

– Насколько мне известно, в первоначальных вариантах законопроекта речь шла о том, что ГИБДД вообще уйдет. Полностью она не уходит. Какую роль теперь будет играть МВД?

– МВД ведет базу данных по пройденным техосмотрам, потому что у МВД полная база данных по водителям, автомобилям, это его основная роль в процедуре техосмотра. Полицейского на пунктах техосмотра не будет с нового года, но останется несколько пунктов – они буквально измеряются десятками, – которые являются государственными предприятиями, принадлежат МВД, и там обслуживается техника, принадлежащая в том числе и МВД.

– Добрый день. Техосмотр у меня заканчивается в июле. А страховой полис – в марте. Как я понимаю, мне не дадут новый, так как меньше полугода до техосмотра.

То есть мне нужно будет срочно проходить техосмотр в марте.

Кто и как компенсирует мне эти четыре месяца, на которые у меня уменьшился вдруг техосмотр? Или мне надо сейчас пойти и дозаключить ОСАГО до июня, чтобы они одновременно заканчивались?

– Полис ОСАГО можно получать в том случае, если действие талона техосмотра еще продолжается не менее полугода. В соответствии с изменением закона об ОСАГО для заключения договора об ОСАГО необходимо предъявить талон техосмотра, срок действия которого истекает не более чем за шесть месяцев до окончания действия полиса. Поэтому действительно в этом случае водителю необходимо будет пройти техосмотр в марте. Надеюсь, что в течение этого переходного периода будет синхронизирована система техосмотра и покупки полиса ОСАГО. Но, конечно, тут есть возможная уловка – можно пройти техосмотр до Нового года, несмотря на то что у него действующий техосмотр. Соответственно, срок действия талона будет год, и летом, когда у него будет заканчиваться полис ОСАГО, он может купить полис ОСАГО с ограниченным периодом несколько месяцев, чтобы синхронизировать эту процедуру и не быть ущемленным во времени – 3-4 месяца. Хотя это, в общем, не такое большое ущемление.

Здравствуйте! Будет ли структура, проводящая техосмотр, нести ответственность за аварии, наступившие из-за неисправности транспортного средства? Как быть, если неисправность, приведшая к аварии, наступила после прохождения техосмотра (на момент прохождения техосмотра автомобиль был исправен)?

– Закон предусматривает повышение степени ответственности операторов ТО. Если в ходе проведения ТО не были выявлены технические неисправности либо о них не было сообщено, оператор должен будет возместить в полном объеме вред, причиненный вследствие этих неисправностей, владельцу транспортного средства или третьим лицам. И страховые компании, которые выплатят этот вред, будут вправе предъявлять известные требования операторам ТО, если они смогут доказать, что неисправность, ставшая причиной аварии, не была выявлена в процессе прохождения ТО. Ну да, здесь потребуется определенная экспертиза. Но страховые компании научились делать экспертизу стоимости возмещения ущерба, научатся и эту экспертизу делать.

Все вопросы к РСА

– Добрый день! Поясните, каким образом я смогу аккредитовать свой автосервис для участия в системе технического осмотра. Каков порядок подачи, аттестации специалистов и пр.? – Контактная информация предоставлена на сайте РСА, в будущем там будет список операторов техосмотра. Проект правил аккредитации разработан и размещен на сайте Минэкономразвития. У нас есть Дальневосточное представительство в Хабаровске, можно зайти на сайт и созвониться. Могу сказать, что в Приморье еще ни один диагностический пункт не аккредитован при РСА.

  • – Меня интересует, есть ли льготы для пенсионеров?
  • – А как вы можете прокомментировать ситуацию с новыми талонами? Насколько знаю, их пока нет…
  • – На ваш взгляд, насколько целесообразно было привязывать техосмотр к ОСАГО?

– Этого опять же никто не знает, потому что такие тонкости не прописаны в постановлении. Сейчас, как и в ближайшие два года, будет работать старая схема проведения ТО через ГИБДД. – Поэтому будут действительны старые талоны. Новые, разработанные министерством транспорта талоны с голограммой, госзнаками еще никто не видел, и я сомневаюсь, что их успеют отпечатать, ведь специализированных типографий в стране не так много и график у них уже расписан. Вообще, и у бизнеса, и у правительства ничего нет, инфраструктура не готова. – По большому счету, инициатива хорошая, только надо было ее хорошо продумать. По идее, вы проходите диагностический контроль, берете диагностическую карту, идете с ней в страховую компанию, вам выписывают страховой полис – и все, вопрос закрыт. На деле все намного сложнее. К тому же, как только заходит разговор, никто не смотрит ни на механизм, ни на другие вещи, все смотрят, сколько будет стоить техосмотр, куда пойдут эти деньги и будут ли брать сверх того, что установит региональная комиссия.

– У меня ТО заканчивается через полгода, в мае. Могу ли я заранее перестраховаться, чтобы получить полис ОСАГО?

– Без проблем. Сейчас проходите ТО и спокойно получаете полис в мае.

На Украине вообще отменили техосмотр, и аварий, насколько я знаю, больше не стало…

– Да, на Украине отменили ТО, отменили доверенности, там даже инспекторов полгода на дорогах не было. Если взглянуть на статистику по ДТП, то процент участия неисправного легкового транспорта минимален. Техосмотр в основном нужен для проверки грузового и пассажирского транспорта, потому как у них значительно быстрее изнашивается ходовая часть. Если говорить об опыте других стран, то для нашего человека, привыкшего надеяться на русский авось, он неприемлем. К примеру, если бюргер услышит какие-то посторонние шумы в машине, то он обязательно заедет на станцию техобслуживания и проверит. Русский будет тянуть до последнего. Поэтому нам и нужен четкий механизм, хотя, должен признать, наша система все же излишне жесткая.

Читайте также:  Может ли пристав наложить арест на кредитный счет?

Замкнутый круг

– Если купить новое авто в салоне, нужно ли проходить техосмотр? – Нет, не нужно, на новые автомобили дается техталон сразу на три года. Когда же вы покупаете б/у авто, для его регистрации необходимо наличие ОСАГО. Чтобы его получить, нужен техосмотр, а вы не имеете права ездить на машине без полиса ОСАГО. Замкнутый круг получается. В РСА советуют в таких случаях грузить автомобиль на эвакуатор и доставлять в пункт техосмотра.

– Будет ли потолок операторов?

– По большому счету, не должно быть. Изначально в законопроекте предполагали сделать ограничение – аккредитовывать только определенные фирмы. Но это противоречит закону о защите конкуренции. Если у нас будет слишком мало ПТО, то на услуги будут завышены цены, возникнут очереди, опять нервотрепка. Если пунктов будет очень много – начнется разрушение бизнеса, так как люди в погоне за деньгами начнут сбрасывать ценники либо выдавать диагностические карты на не совсем хорошие машины. Поэтому-то и нужен регулятор, и кто им будет – пока неизвестно.

– Подскажите, сколько будет стоить аккредитация?

– Мы все знаем, что аккредитация у нас платная. А никто не задумывался почему. Вообще должна быть бесплатная. Если человек создает пункт техобслуживания, специалисты должны проверить, соответствует ли он всем нормам, и внести этот пункт в реестр.

В дальнейшем, если возникают нюансы, такие как ДТП или еще что-то, в реестре будет значиться, где автомобиль проходил техобслуживание или получал ОСАГО, к примеру. Аккредитация нужна, чтобы быстро вычислить фирму и вести с ней диалог.

Если вы аккредитованы, это значит, что страховые компании обязаны принимать ваши диагностические карты.

Вообще, существует огромная проблема в создании единой базы, нет программ, которые работали бы по отдельности – страховщики, ПТО, гаишники, и программы, которая могла бы объединить их в единую базу. Без этого получается бардак, а в мутной воде всегда можно что-то выловить…

Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»

Осаго станет делом техники

ГИБДД получит право аннулировать диагностические карты, если выяснится, что машина на пункт ТО не приезжала, следует из проекта постановления правительства. Сведения будут передаваться страховщикам.

Компании должны аннулировать полис, считают эксперты, но страховщики говорят, что пока этого сделать невозможно из-за особенностей законодательства.

МВД, по данным “Ъ”, также готовит новый общедоступный сервис, который позволит гражданам по VIN-номеру выяснить, где автомобиль проходил ТО и когда закончится диагностическая карта.

Минтранс опубликовал на regulation.gov.ru проект изменений в правила прохождения техосмотра (утверждены постановлением правительства №1008).

Документ предусматривает возможность для «должностного лица» ГИБДД аннулировать диагностическую карту (выдается по итогам ТО) в случаях, если машина диагностику не проходила либо технический осмотр проходит с нарушением установленных правил.

Автоинспектор, следует из постановления, должен будет «информировать» страховую компанию об аннулировании, а также «решить вопрос» о привлечении к ответственности оператора ТО, совершившего подобное нарушение.

Разработанный Минтрансом документ вступит в силу 8 июня 2020 года вместе с новым законом о техосмотре (обновленная редакция 170-ФЗ).

Документ призвал провести реформу в области ТО, исключив возможность для граждан покупать диагностические карты без предоставления автомобилей (в Москве это стоит 1–1,2 тыс. руб.).

По оценкам Минэкономики и независимых экспертов, так поступают около 80% автовладельцев сегодня.

По новому закону процесс диагностики будет фиксироваться на фото — три снимка (перед, во время и в конце процедуры) будут передаваться для хранения в «облако» МВД.

27 июля заработают и поправки к КоАП: будет введен штраф 2 тыс. руб. за управление автомобилем без ТО (нарушение будет фиксироваться с помощью камер не чаще раза в сутки), введут наказание для операторов, торгующих диагностическими картами без фактических проверок автомобилей.

Действия страховщиков после получения информации об аннулировании карты в документе не описаны. По закону об ОСАГО компания не может расторгнуть договор страхования в одностороннем порядке, пояснил “Ъ” заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов.

«Единственное, что сможет сделать страховщик — обратиться в суд для прекращения договора,— говорит он.— Для таких случаев нужно вводить отдельную процедуру».

Страховые компании обязаны в таких случаях отзывать полис, уверен гендиректор союза операторов ТО «Техэксперт» Сергей Зайцев: «По закону об ОСАГО полис выдается только при наличии диагностической карты. Если нет карты, то нет и полиса».

Нужно вводить систему информирования автовладельцев об аннулировании карт, считает гендиректор компании «Услугиавто» Юрий Пархоменко: «Водитель будет ездить, ничего не зная, насобирает штрафов или попадет в ДТП и получит регрессный иск со стороны страховщика за управление автомобилем, не прошедшим ТО».

Правительство, судя по проекту постановления, намерено также серьезно усилить контроль за транспортными средствами, использующими газовое топливо.

По данным ГИБДД на начало 2019 года, из 60 млн зарегистрированных транспортных средств 1,42 млн используют природный газ в качестве топлива (из них 1,24 млн — сжиженный газ, 181 тыс.— компримированный). Еще 327 тыс. транспортных средств используют пропан-бутан.

В ходе ТО эксперт-техник обязан проверить газобаллонное оборудование на предмет «механических повреждений», а также сверить год выпуска баллона, серийный номер и дату освидетельствования. «Контроль за ГБО практически не осуществляется,— поясняют в Минтрансе.

— По экспертным оценкам, надлежащий контроль проходит не более 10% транспортных средств». «Особую обеспокоенность» у ведомства вызывает отсутствие контроля за баллонами для компримированного природного газа (метана) объемом менее 100 л.

Минтранс также ссылается на «постановленную правительством задачу» по развитию рынка природного газа как «популярного моторного топлива», что в свою очередь требует создания «механизма контроля за соблюдением требований безопасности».

Владимир Путин ранее неоднократно поручал правительству стимулировать переход транспорта на газомоторное топливо. В 2013 году правительство в рамках поручения президента планировало, что к 2020 году в городах-миллионниках 50% всего общественного транспорта и коммунальной техники будут использовать газ.

Между тем вчера в ряде СМИ со ссылкой на МВД появилась информация о планах ввести видеофиксацию техосмотра. На самом деле, по данным “Ъ”, таких планов у министерства нет.

Подобная идея действительно обсуждалась при подготовке реформы в 2018–2019 годах, но в итоге власти от нее отказались, поскольку нужны значительные мощности для хранения данных.

Вчера же в МВД заявили о планах разработать постановление правительства об эксплуатации единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО), также необходимой для запуска реформы ТО — в ней будут храниться цифровые диагностические карты. Содержательная часть документа пока неизвестна.

По данным “Ъ”, ведомство планирует создать сервис, который позволит гражданам (например, при покупке автомобиля) по VIN проверить срок действия диагностической карты, название оператора, проводившего диагностику машины, и, возможно, пробег автомобиля, зафиксированный на последней диагностике.

Иван Буранов

Диагностическая карта для ОСАГО в 2020 году

Чаще всего при оформлении автогражданки агенты и менеджеры требуют у клиента действующую диагностическую карту. Отсутствие этого документа является законным основанием для отказа в заключении договора.

В пункте первом статьи пятнадцать закона «Об ОСАГО » прямо сказано о необходимости предъявления диагностической карты при оформлении обязательной автостраховки. Однако в законе не упомянут перечень транспортных средств, при страховании которых возникает данная обязанность.

Периодичность проведения техосмотра установлена не правилами ОСАГО и соответствующим законом, а другим законодательным актом – ФЗ-170. В этом документе приводится исчерпывающая информация о всех случаях, когда автовладелец обязан получить заключение технического эксперта.

Нельзя эксплуатировать транспортное средство без действующего талона техосмотра.

Во-первых, такой подход снижает безопасность эксплуатации транспорта. Во-вторых, в некоторых случаях страховая компания вправе предъявить регресс, если водитель машины стал виновником дорожной аварии, а диагностическая карта на момент ДТП уже не действовала.

Подробная информация по основаниям для регресса приведена в четырнадцатой статье закона «Об ОСАГО». В случае с техосмотром нужно обратить внимание на первый пункт данной статьи.

Однако сперва нужно выяснить, нужно ли показывать эксперту конкретное транспортное средство. Нужна информация приведена в статье пятнадцать закона «О техосмотре». Выдержки из статьи содержатся в следующей таблице.

таблица скроллится вправо

Тип транспортаДо трех летОт трехдо семиОт семи лет
Грузовой (до 3,5 тонны) Не требуется Раз в двагода Ежегодно
Легковой
Мотоциклы
Полуприцепы, прицепы

Если прохождение техосмотра не требуется, например, в случае с легковым транспортом до трех лет, то менеджеры и агенты страховщика не вправе требовать диагностическую карту.

Есть в законе «О техосмотре» и другие типы транспорта. В частности, грузовики (более 3,5 тонны), транспорт со спецсигналами и учебный транспорт нужно показывать техническим экспертам раз в год вне зависимости от года производства.

Транспортные средства, которые перевозят опасные грузы, нужно проверять раз в полгода.

Пассажирский транспорт, а именно автобусы, такси и грузовики (от восьми пассажирских мест), проверяют опять же раз в полгода.

Если для эксплуатации транспортного средства требуется диагностическая карта, но ее действие закончилось, страховая компания не будет оформлять автогражданку до момента прохождения техосмотра.

Исключение составляют полисы с укороченным сроком действия – до двадцати дней. Они предназначены как раз на случай, если страховка просрочена, а диагностическая карта кончилась. Заключив такой договор, собственник авто сможет добраться до оператора ТО без риска стать виновником дорожного происшествия без действующего полиса ОСАГО .

Осматривать транспорт в рамках закона «О техосмотре» может исключительно аккредитованные организации. Их допуском на рынок занимается Российский Союз Автостраховщиков. На сайте союза приведен соответствующий реестр .

Пользователю нужно указать индивидуальный номер оператора, его название, ФИО руководителя или адрес.

В дополнение стоит проставить чекбокс «Аннулированные», так как часто после исключения из реестра РСА организации продолжают оказывать услуги по техосмотру, хотя это и запрещается.

В результатах проверки система покажет пользователю, имеет ли оператор ТО действующую аккредитацию. Если организация не прошла проверку в реестре союза автостраховщиком, то стоит обратиться в другую компанию.

После передачи страховщикам полномочий по проверке техосмотра на рынке появились агенты, посредники и прочие граждане, предлагающие оформить диагностическую карту без осмотра машины. И если пару лет назад с такими документами не возникало особых проблем, то теперь покупатель такого документа рискует остаться без полиса ОСАГО.

Среди посредников много аферистов, продающих недействительные диагностические карты.

Проверить полномочия такого посредника не представляется возможным. Нередко автовладельцам впоследствии отказывают в продаже автогражданки. Им приходится повторно оформлять карту, но только уже с реальным прохождением осмотра у технического эксперта.

Так что, оформление ТО без осмотра машины может обернуться дополнительными временными и денежными затратами.

Приобрести автогражданку без ТО в 2020 году могут только владельцы транспорта, который в соответствии с ФЗ-170 не должен проходить проверку. То есть диагностическая карта не потребуется собственникам легковушек, мотоциклов, прицепов, а также грузовиков до 3,5 тонны.

Хозяева перечисленных видов транспорта освобождены от обязанности по оформлению диагностической карты в течение трех лет с начала эксплуатации ТС. Других исключений нет.

Если представитель автостраховщика предлагает заключить договор ОСАГО без ТО, хотя по закону и требуется диагностическая карта, то высока вероятность обмана. Только мошенник может продать автогражданку в таких обстоятельствах.

При оформлении полиса через Интернет опять же нужна диагностическая карта, если того требует ФЗ-170. После ввода номера документа система автоматически проверит его ликвидность. Если данные о карте есть в базе АИС РСА, то проблем с оформлением е-ОСАГО не возникнет.

Ссылка на основную публикацию