Можно ли приватизировать участок по законодательству?

Полезное для дачников разъяснение сделала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, когда изучила спор одной дачницы с питерскими чиновниками.

Гражданка владела участком в садовом товариществе, которое существовало еще с советских времен, но тогда частной собственности на землю не было. Теперь гражданка попросила оформить на нее бесплатно сотки, которые по праву считала своими. Районный суд с ее доводами — почему это надо сделать, согласился.

Городской же суд это решение отменил, отказав даме целиком и полностью. Дачница дошла до Верховного суда РФ и там с ее аргументами согласились.

Все началось с иска гражданки к комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга. В иске была просьба о бесплатной передаче в собственность ее же земли в садовом некоммерческом товариществе — СНТ. В суде женщина рассказала, что она член этого товарищества.

А само СНТ — правопреемник некогда существовавшего огороднического товарищества. Оно родилось еще в 1988 году после решения районного совета депутатов тогда еще Ленинграда. Дачникам подыскали участок «для выращивания плодово-ягодных растений без права возведения строений».

Землю работникам крупного предприятия дали в аренду на пять лет под коллективные огороды. Уже в наше время товарищество реорганизовали в СНТ, зарегистрировали новый устав, администрация района заключила с товариществом краткосрочный договор аренды участка.

Этот договор считается продленным на неопределенный срок и действует до сегодняшнего дня.

Можно ли приватизировать участок по законодательству?

Современные СНТ — правопреемники советских огороднических товариществ. Игорь Курашов/ РГ

Истица так объяснила в суде свое требование — передать ей, как члену СНТ, эту землю бесплатно.

Ее товарищество было образовано до вступления в силу в 1998 году Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Поэтому она «обладает правом на приватизацию» своих соток в соответствии с этим законом.

Районный суд ее аргументы признал и иск удовлетворил. Апелляция в городском суде это решение отменила и сама приняла новое — в иске отказать.

Как видно из материалов дела, городской суд заявил, что руководствуется Законом «О садоводческих объединениях». А по нему нет оснований давать дачнице землю бесплатно. По мнению апелляции, ни товариществу, ни его членам земля на праве постоянного и бессрочного пользования не принадлежит.

А это необходимое условие для передачи соток бесплатно. Кроме того, «кадастровый учет в отношении предоставляемого товариществу участка не осуществлялся, , топогеодезические работы по отношению границ участка не проводились».

И вообще, о каких огородах речь, если на этом месте планируется в неопределенном будущем развитие «улично-дорожной сети».

С выводами городского суда Верховный суд РФ не согласился и объяснил почему.

Начал высокий суд с Конституции. В ее 36-й статье сказано, что у граждан и их объединений есть право иметь землю в частной собственности.

По Земельному кодексу (статья 15) собственностью граждан и юридических лиц являются участки, приобретенные людьми и юрлицами на основаниях, предусмотренных законодательством. А еще сказано, что граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению участков земли в собственность.

Участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены гражданам и юрлицам, за исключением той земли, которая по закону не продается.

В законе о садоводческих объединениях от 1998 года (он действовал на момент возникновения нашего спора) сказано, что обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по их месту жительства. В нашем случае все так и было.

Решением исполкома Красногвардейского районного Совета депутатов Ленинграда в 1988 году было создано объединение и ему дали 16 гектаров под огородничество в аренду. Через месяц, судя по документам в деле, был составлен акт об установлении границ выделенного участка. Через год зарегистрировали устав огороднического товарищества.

Через десять лет — в 1999 году зарегистрирована новая редакция устава. Землю в аренду объединению дали на год. В 2002 году администрация города заключила договор аренды участка земли, на котором располагалось товарищество.

В этом договоре есть пункт, в котором сказано, что если до конца срока договора одна из сторон не уведомит другую о прекращении договора, то он считается продленным на неопределенный срок.

В итоге договор оказался продленным на неопределенный срок и к моменту суда не был расторгнут.

Можно ли приватизировать участок по законодательству?

Как изменится процедура «дачной амнистии» после 1 марта

Истица — член товарищества и на момент ее обращения в суд действовал Закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ». По нему граждане, члены садово-огородных товариществ до 31 декабря 2020 года имеют право приобрести свой земельный участок без торгов, в собственность и бесплатно.

Но лишь в том случае, если сотки соответствуют нескольким условиям. Вот список условий: участок должен быть образован из земли, предоставленной товариществу до вступления в силу этого закона. Если по решению собрания членов объединения земля распределена между членами.

Если эта земля не изъята из оборота или ограничена в обороте и если ее не зарезервировали для государственных нужд.

  • В нашем споре, заявил Верховный суд, апелляция ошибочно сослалась на закон о садоводческих объединениях, который применять было нельзя, так как год рождения закона — 2014-й.
  • То есть городской суд не применил закон, который положено, и применил закон, принятый спустя годы после возникновения спорной ситуации.
  • «Вследствие неправильного применения норм материального права суд апелляционной инстанции оставил без выяснения имеющие значение по делу обстоятельства, что является грубым нарушением Гражданского процессуального кодекса и повлияло на исход дела».
  • Решение апелляции отменено и ей велено пересмотреть свое решение.

Приватизация земельных участков

Можно ли приватизировать участок по законодательству?

На данный момент в законодательстве сложилась интересная ситуация — далеко не все участки документально принадлежат полноправным владельцам домов, построенных на этих участках. В рамках настоящей статьи мы расскажем о том, как исправить эту ситуацию и избежать проблем, связанных с таким положением дел.

Мы расскажем, что такое приватизация земли, какие преимущества и недостатки предполагает эта процедура, а также рассмотрим порядок оформления земельного участка в собственность.

Зачем это нужно: преимущества и недостатки

Приватизация земельного участка представляет собой процедуру оформления в собственность земельного участка, который является недвижимым имуществом.

То есть, владелец земли может проводить со своим имуществом любые сделки – продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в аренду, оформлять в залог по кредиту, открывать на этой земле предприятие, выращивать сельхозпродукцию (конечно, в рамках ограничений, накладываемых законодательством). Собственно, по этой же причине цена дома на приватизированной земле намного выше, чем на не приватизированном участке.

То же самое относится к собственникам квартир в многоэтажных домах – приватизация земли обеспечивает возможность совместного использования придомовой территории (например, можно сдать часть территории в аренду магазину, расположенному на первом этаже, или обустроить платную стоянку для автомобилей).

  • Оформление земли в собственность для владельца дома предполагает, что никто не сможет ее отнять или использовать без разрешения собственника. Например, если земля, на которой возведен дом (или иной объект) принадлежит муниципальному образованию, то этот собственник может изъять землю для своих нужд или построить какой-либо объект (например, провести через участок дорогу). То же самое может произойти, если земля используется на правах аренды.
  • Однако приватизация имеет и некоторые недостатки – за обретенную в собственность недвижимость владельцу придется платить налог, кроме того, земля должна содержаться в надлежащем состоянии, в противном случае муниципальное образование может оштрафовать собственника.

Согласно законодательству, каждый гражданин РФ наделен правом, но не обязан приватизировать какое-либо недвижимое имущество. Если же он решит воспользоваться этим правом, то сделать это он может лишь один раз в жизни.

Способы получения земли во владение

Переход земли в собственность в 2018 году может быть осуществлен в рамках бесплатно-упрощенной приватизации, безвозмездного получения земельной доли по административному регламенту.

Кроме того, можно выкупить земельный надел или добиться его перехода в частное владение в процессе рассмотрения искового заявления в суде.

Самыми востребованными и процессуально наименее сложными остаются бесплатная процедура, а также приобретение участка земли у властей.

Впрочем, с массовой безвозмездной приватизацией по упрощенной процедуре рано или поздно придется попрощаться – разрешенная законодателями «дачная амнистия» должна была закончиться уже в 2018-ом, но в итоге было решено ее продлить еще на два года.

Безвозмездное обретение права владения

Для получения возможности безвозмездно пройти приватизационную процедуру, надо, чтобы объект недвижимости имел «подходящий» статус. Это должно быть частное жилое или дачное имение, либо объект, который используется под подсобное хозяйство или для организации садоводства.

  • На упрощенно-безвозмездную приватизацию могут рассчитывать только граждане, использующие землю абсолютно легально (соответственно статусу и целевому назначению), и законно эксплуатировали строения, на нем расположенные.
  • Если полного пакета документации на всю недвижимость нет, можно рассчитывать лишь на бесплатную приватизацию по административной процедуре, то есть — сначала восстанавливаются все правоустанавливающие бумаги, потом оформляется право собственности на земельное угодье.
  • Как и ранее, приватизировать землю под своими домами (и прилегающую территорию) могут граждане, относящиеся к льготным категориям, в том числе, военные, ветераны, дети-сироты и так далее.

Как выкупить землю?

Если нет шансов приватизировать надел бесплатно, остается только с наименьшими потерями выкупить его у местных властей. При этом за основу принимается кадастровая стоимость участка, которая в большинстве случаев ниже рыночной цены.

Кадастровая цена указана в кадастровом паспорте, если этого документа нет, то владельцу здания придется предпринять усилия для того, чтобы земля была поставлена на кадастровый учет.

Если есть желание добиться максимального содействия муниципальных властей, можно взять на себя расходы, связанные с геодезическими работами и задачами по межеванию.

Саму процедуру межевания может провести любая организация, которая имеет лицензию на осуществлении такой деятельности.

Можно привлечь также сотрудников кадастрового реестра, которые смогут принять заявку и назначить день проведения замеров сразу после оплаты их услуг.

При определении границ участка необходимо согласовать все нюансы с соседями, так как при межевании понадобится их подпись.

Земельный участок вносится в базу Росреестра, после чего можно приступать к решению вопроса о приобретении надела. Без особых проблем можно стать собственником лишь тех земель, которые официально отнесены к разряду «разрешенного пользования». А если, например, на земле находится какой-либо объект, принадлежащий муниципальным органам, приватизировать такую землю практически невозможно.

Земельный надел под частным домом

Больше всего заявок на приватизацию земли поступает от владельцев домов, которые уже построены на этих участках. Стоит напомнить, что в недавнем прошлом разрешение на строительство выдавалось лишь в том случае, когда владелец мог доказать пожизненное наследуемое право на землю.

Читайте также:  Изменения в законе о садоводческих товариществах

Времена изменились, законы тоже, и сейчас наследники или другие новые собственники сооружений, расположенных на неприватизированной земле, обязаны или выкупить ее, или оформить договор аренды. Бесплатная приватизация возможна, если недвижимое имущество получено во владение до 1991 года.

Правом на приватизацию земли под домом обладают все собственники жилья. Если есть необходимость оформить участок на одного из владельцев недвижимости, остальные собственники должны дать письменное разрешение. Собственность может быть оформлена не на весь участок, а лишь на конкретную его часть, но все равно понадобится документальное подтверждение права на его использование.

Когда участок в аренде

Если используемая земля арендуется у местных властей, можно попробовать получить ее в частное владение. Для этого надо обратиться к властям района, на территории которого размещается земельная доля. Только после того, как чиновники его рассмотрят, и будет принято одобрительное решение, можно приступать к оформлению собственности на землю.

Не исключено, что местная администрация не захочет передавать в частные руки имущество, но для отказа должны быть четкие законодательные основания.

Стоит ознакомиться с этими аргументами и, если обнаружатся перспективы, следует повторить попытку через некоторое время, заручившись своими аргументами.

Если результат рассмотрения заявления окажется положительным, все дальнейшие процедуры проходят на общих основаниях.

Как получить землю под гаражами?

Во многих случаях имеет смысл приватизировать не только землю, где размещается домовладение, но и заявить о праве на другие участки, на которых размещаются разные объекты собственности, например, гаражи. Это важно в ситуациях, если есть перспектива сноса гаражного кооператива — если земля приватизирована, можно рассчитывать на адекватную компенсацию.

Надо заметить, сама процедура приватизации земли под гаражом не столь проста, как хотелось бы. Если речь идет об отдельно стоящем строении, оформить землю в собственность можно по обычной, простой процедуре.

Но когда гараж является частью обширного общего бокса, можно сделать попытку приватизации только доли участка. Это невозможно сделать в одиночку – принимать участие в оформлении придется всем хозяевам гаражных помещений, располагающихся в боксе.

Можно попытаться также совместными усилиями выкупить землю у собственника.

Что входит в пакет документов?

Закон о приватизации определяет и тонкости самой процедуры, и требования к пакету документов. Но даже если используется упрощенная приватизация, пакет необходимых бумаг выглядит внушительным — кроме паспорта и заявления, понадобятся:

  • Документы, которыми регламентируется использование надела. Это могут быть арендные бумаги, бессрочные договора с муниципальными органами, решения властей, разрешительные акты и так далее.
  • В органы, занимающиеся приватизационными процедурами, необходимо принести правоустанавливающую документацию на жилые и другие постройки. Это может быть правильно оформленное разрешение на проведение строительства, план выполнения работ, кадастровый документ и технический паспорт.
  • Понадобится также документ об оценочной стоимости дома и прочих строений, который надо получить в Росреестре. Разумеется, нужны документы о площади, налоге на имущество, а также бумага из ЕГРП, подтверждающая наличие права использования конкретного участка, который необходимо приватизировать.

Однако, есть риск не получить такой документ, если сооружение не значится в базе государственного учреждения. Тогда сотрудники ограничиваются справкой о том, что построек на этом участке нет.

Казус заключается в том, что, заявляя о желании приватизировать участок, необходимо предоставить документы о праве владения тем, что на нем есть.

Подобные ситуации нередки после покупки или получения по дарственной дома, размещенного на неприватизированной земле.

Если нет возможности представить документы, которые подтверждают право собственности на дом или другую постройку, сначала надо провести оформление всех строений в собственность по договору дарения или на основании разрешения на проведение строительных работ, и лишь затем приступать к оформлению собственности на землю. В ряде случаев сотрудники уполномоченных регистрирующих структур могут потребовать набор других документов, и лучше это выяснить до подачи пакета.

Собственно, оформление документации потребует затрат и времени, даже бесплатная упрощенная приватизация для многих людей может оказаться недешевым удовольствием.

Сколько времен занимает приватизация?

Как видно уже из перечня нужных документов, сбор полного пакета может потребовать значительных временных затрат. Многие нынешние собственники, которые прошли «жернова бюрократической машины» говорят, что подготовка бумаг заняла около двух месяцев. В целом же сроки, равно как и стоимость приватизационной процедуры, очень зависят от того, где именно располагается земельный объект.

После того, как весь пакет документов подготовлен, необходимо отправить его в ближайшее отделение Росреестра, представители которого имеют нормативно определенное право в течение двух недель тщательно проверять документацию, чтобы принять заключение об удовлетворении или отклонении обращения. Наиболее пристальное внимание они обращают на расположение земли и отсутствие принадлежности этой территории к тем, где приватизация запрещена.

Бывают ситуации, когда не обнаруживается кадастровая карта, и тогда чиновники должны инициировать проведение дополнительных измерительно-оценочных работ. В таком случае, процедура оформления собственности потребует не меньше месяца. После завершения всех согласований решение о передаче земли в собственность передается заказчику.

Если государственный орган приходит к заключению об отказе, он обязан полностью его аргументировать со ссылками на нормативные акты. Несостоявшийся хозяин земли имеет право оспорить отказ.

Заключение

Как видим, приватизация является непростым процессом, требующим денежных вложений, времени и сосредоточенности на важных аспектах, но получение собственности на землю, безусловно, того стоит.

Во время подготовки рекомендуется прибегнуть к помощи специалиста, практикующего в области земельного права, который подскажет, как провести процедуру, избежав лишних затрат, и оформить все быстро, без головной боли.

Как приватизировать земельный участок — оформление дачного участка в собственность в РБ

Многие владельцы дач и загородных домов в Беларуси желают приватизировать собственный участок и жилье, на нем расположенное. Однако далеко не все знают, как это сделать правильно. Дело в том, что закон о приватизации земли как таковой в Беларуси не существует.

Земельный кодекс страны рассматривает вариант приобретения земельных участков в частную собственность или же их аренды без использования понятия приватизации. Приватизирован же может быть только дом, расположенный на этой земле.Можно ли приватизировать участок по законодательству?

Приватизация земли же часто путается людьми с оформлением права собственности на участок. Оформлено оно может быть по-разному. Если речь идет о покупке земли, то она доступна исключительно гражданам РБ.

Чтобы ее оформить, необходимо обратиться в местный исполком с соответствующим заявлением, где вам предоставят возможность приобрести свободный участок по аукционной цене. После этого необходимо будет явиться в агентство гос.

регистрации и кадастра с правоустановительными документами на участок, а также паспортом или иным документом, подтверждающим личность.

Если же у вас уже имеется участок, на котором вами был построен дом, пошаговая инструкция приобретения права собственности на него будет выглядеть следующим образом:

  1. Вам нужно собрать документы на участок, включая решение исполкома об отведении участка, земельное дело, а также документы на недвижимость, если таковая имеется (технический план).
  2. Если какие-либо документы у вас отсутствуют, вам необходимо обратиться в местные органы для их восстановления.
  3. Далее вам нужно будет обратиться в местное представительство агентства гос. регистрации. Сделать это вы можете по месту расположения участка или же в месте проживания и подать документы на рассмотрение, внеся дополнительный платеж.

Если с документами все будет в порядке, через неделю вы сможете получить на руки свидетельства о праве собственности отдельно на участок и отдельно на строение (если оно имеет место).

Сколько стоит оформление участка в собственность

Стоимость приватизации земельных участков в Беларуси зависит от нескольких факторов, включая расположение самого участка, а также его кадастровую стоимость и наличии специальных льгот на землю. Уточнить последний параметр вы можете, обратившись на официальный портал, где размещена вся информация по земельному кадастру, либо позвонив в местный отдел гос. регистрации.

Какие сложности возникают при приватизации земельных участков

Приватизация земельного участка в РБ может быть сопряжена с рядом сложностей. В 2017 такими могут быть:

  • Отсутствие необходимых документов для регистрации. В таком случае вам придется их восстанавливать в государственном органе по месту регистрации.
  • Принадлежность земли к тем категориям, которые не попадают под право оформления собственности, включая земли сельского назначения и прочие. Узнать о таком статусе участка также можно в гос. органах.
  • Несоответствие реальных параметров участка указанным в документации, наличие на нем незарегистрированных строений.
  • Неправильный раздел участков со строениями. Это касается попыток регистрации участков с домом площадью меньше 15 соток, что не предусмотрено законодательством.

В вышеописанных случаях приватизация земли в городе Минск или других населенных пунктах Республики Беларусь лучше обращаться за помощью к юристам. Они помогут вам определить, подлежит ли участок переходу в частную собственность, и расскажут, что сделать, чтобы оформить его на ваше имя.

Купить дачный участок можно изучив предложения по продаже недвижимости на Domovita.

Приватизация земельных участков

Здесь вы можете ознакомиться с особенностями приватизации земли, а также, при необходимости, узнать, как воспользоваться нашей помощью по приватизации участка.

Приватизация — это переоформление земли из муниципальной собственности в частную. После приватизации она будет принадлежать не городу (поселку), как раньше, а гражданам или организациям, а собственник получит возможность распоряжаться землей по своему усмотрению, например, продавать, передавать по наследству, дарить и т.п.

Порядок приватизации регламентируется Земельным Кодексом, законом № 178-ФЗ и законом № 93-ФЗ.

Приватизация земли в 2015 году

В марте 2015 года бесплатная приватизация земли завершена. Регулирующая этот процесс статья 36 ЗК РФ утратила силу.

Однако, в зависимости от ряда обстоятельств, приватизация земельных участков с 2015 года по-прежнему может проводиться:

  • Безвозмездно.
  • За плату.
  • В административном порядке.
  • В судебном порядке.

Бесплатно можно приватизировать участок согласно статье 39.5. Земельного кодекса:

  • Гражданину, получившему участок для личного или крестьянского хозяйства более чем на 6 лет. Подать заявку можно через 5 лет после оформления на него земли.
  • Гражданину, получившему землю для ИЖС или подсобного хозяйства более чем на 6 лет, если он работает по определенным законом специальностям. Подать заявку можно через 5 лет после оформления на него земли.
  • Гражданам, имеющим 3х детей и больше.
  • И в других случаях, определенных законом.

Также участок можно бесплатно оформить в собственность на основании решения государственного или муниципального органа о предоставлении гражданину земли.

Читайте также:  Могут ли отказать в регистрации брака, если нет прописки?

Основания платной приватизации земельного участка

Сейчас можно приватизировать землю подсобного хозяйства, дачи, садоводства, огорода, индивидуального гаража или ИЖС, полученного до 2001 года на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования.

При приватизации зданий, возведение которых не закончено, но которые признаны автономными объектами недвижимости, одновременно можно оформить на себя землю под ними. А вот владельцы недвижимости (не являющейся самовольной постройкой) находящейся на землях, принадлежащих государству или муниципалитету, не просто могут, а обязаны приватизировать этот участок.

При приватизации частей зданий, находящихся на неделимом участке, их собственники могут одновременно приобрести в общую долевую собственность землю после приватизации всех частей зданий, построенных на ней.

И, наконец, можно приватизировать арендованные у государства или муниципалитета земли, предварительно выкупив их по кадастровой стоимости. Основанием для этого будут расположение на участке строения.

Порядок приватизации земли

  • Заявление о бесплатной приватизации либо о предварительном согласовании участка (если его только предстоит образовать или его границы следует уточнить).
  • Паспорт заявителя или доверенность представителя, если заявление подает он.
  • Заверенное нотариусом согласие супруга заявителя в том случае, если земля приобретается в браке.
  • Документ, подтверждающий право требования об оформлении участка в собственность.
  • Кадастровый паспорт участка или кадастровую выписку.
  • Выписку из ЕГРП о правах на участок и построенную на нем недвижимость, либо уведомление об отсутствии этих сведений.
  • Трудовой договор или другой подтверждающий трудоустройство документ в случае, если основанием для предоставления участка является факт работы по определенной специальности в муниципальном образовании.
  • Документы, подтверждающие право на получение участка гражданами, имеющими 3х и более детей, если участок запрашивается на этом основании.
  • Прочие документы, предоставляемые отдельными категориями граждан.

Этот список не является исчерпывающим, уточнять его нужно отдельно, в зависимости от оснований получения участка и органа, в который вы намерены обращаться для получения земли в собственность.

  1. Представьте бумаги в уполномоченный орган.

Заявление о приватизации нужно подавать в администрацию муниципалитета или в управление Росимущества, в зависимости от того, кому земля принадлежит. Узнать собственника можно из выписки ЕГРП.

  1. Поставьте участок на кадастровый учет (при необходимости).

Если участок только еще предстоит образовать или надо уточнить его границы, вам нужно будет по договору подряда заказать кадастровые работы у кадастрового инженера, действующего на основании квалификационного аттестата.

После получения межевого дела вам надо будет подать в Росреестр заявление о постановке участка на государственный кадастровый учет.

  1. Получите в государственном или муниципальном органе решение о бесплатном предоставлении участка и на основании этого решения зарегистрируйте право собственности.

Право собственности на землю регистрируется в Росреестре, по месту нахождения участка, однако, подать документы можно и в многофункциональный центр.

Для регистрации вам, помимо решения, понадобится паспорт и квитанция об оплате пошлины. Размер госпошлины за регистрацию права собственности на землю — 350 рублей.

Приватизация земли с помощью специалистов

Если вы не хотите самостоятельно разбираться в особенностях приватизации земли и собирать бумаги, вы можете доверить эти дела нашим экспертам. Вам нужно будет только оплатить услуги и заверить доверенность у нотариуса. На основании доверенности наш специалист соберет все полагающиеся документы и приватизирует на вас участок. Вам при этом ничего делать не придется.

В доверенности будут оговорены права нашего сотрудника, и будет указано, что сам он в приватизации никак не участвует, а только лишь является вашим представителем.

Связаться с нами и уточнить заинтересовавшие вас вопросы можно по телефону или другими указанными на сайте методами.

Как приватизировать землю

Вопрос приватизации земли на сегодняшний день остается достаточно актуальным. Значительное количество земельных участков остаются неприватизированными. Особенно это касается дачных обществ.

О приватизации земли в Украине — содержание:

«Причина кроется в ненадлежащем качестве оформления дачными обществами документов на земли, которые выделялись им в пользование и которые в последующем были распределены между членами таких обществ», — отметил в беседе с UBR.ua адвокат юридической компании Riyako&Partners Николай Максимов.

Рынок земли. Рада хочет изменить лимит на владение участками

Приватизация земли — это перевод определенного участка в собственность частных лиц. Приватизация земли происходит в случае безвозмездного получения гражданином участка из земель государственной и коммунальной собственности.

Сколько можно приватизировать

По закону каждый украинец имеет право на бесплатное получение земельных участков в собственность в пределах норм, определенных Земельным кодексом, но только один раз по каждому из указанных видов использования:

а) для ведения фермерского хозяйства  – в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство.

Если на территории сельского, поселкового, городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли  определяется как средний по этим предприятиям.

В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий размер определяется как средний по району;

  • б) для ведения личного крестьянского хозяйства – не более 2,0 гектара;
  • в) для ведения садоводства – не более 0,12 гектара;
  • г) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах – не более 0,25 гектара, в поселках — не более 0,15 гектара, в городах — не более 0,10 гектара;
  • г) для индивидуального дачного строительства – не более 0,10 гектара;
  • д) для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектара.

Этапы приватизации

Процедура приватизации земли состоит из нескольких стадий, а именно:

  1. Обращение гражданина в орган местного самоуправления (если земельный участок находится в границах населенного пункта), или территориальный орган госгеокадастра (если земельный участок находится вне границ населенного пункта) с заявлением о предоставлении разрешения на разработку технической документации на земельный участок и графическими материалами, которые подтверждают место расположения земли.
  2. Принятие органом местного самоуправления/территориальным органом госгеокадастра решения о предоставлении согласия на разработку технической документации на земельный участок.
  3. Разработка технической документации на земельный участок, присвоение кадастрового номера и согласование технической документации на земельный участок в соответствующих органах (в случае приватизации особо ценных земель).
  4. Принятие органом местного самоуправления/территориальным органом госгеокадастра решения об утверждении технической документации и передаче земельного участка в собственность гражданина.
  1. Кроме вышеуказанных стадий у органа, который передает земельный участок в собственность граждан, имеются полномочия по контролю отсутствия на земельном участке самовольно построенных объектов.
  2. В случае, если на земельном участке самовольно построены капитальные строения, то в приватизации земли может быть отказано до момента узаконения таких построек и присвоения им почтового адреса.
  3. «Если постройка не является капитальной (отсутствует фундамент), то гражданин должен предоставить справку или техническое заключение о временном характере постройки», — говорит Николай Максимов.
  4. Минэкономики выяснило, в каких областях больше всего незарегистрированной земли

Когда нужно доплатить

По общему правилу приватизация земли является бесплатной. Однако в случае, если человек хочет приватизировать несколько участков одного целевого назначения или выйти за рамки бесплатной приватизации (земельный участок более установленных норм), то за такую приватизацию придется заплатить.

Стоимость приватизации земельного участка в Украине на сегодняшний день составляет от 5 000 грн.

Нормы бесплатной приватизации земельных участков следующие:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — не более 2,0 гектар;
  • для ведения садоводства — не более 0,12 гектар;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах — не более 0,25 гектар, в поселках — не более 0,15 гектар, в городах — не более 0,10 гектар;
  • для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 гектар;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 гектар.

«В случае, если гражданин хочет приватизировать земельный участок большей площадью, то за такую приватизацию нужно будет доплатить денежные средства исходя из экспертной оценки земельного участка по состоянию на время приватизации», — резюмировал Николай Максимов.

Примерная стоимость проведения оценки земельного участка составляет 1 тыс. грн., срок выполнения — 1-2 дня.

Цену работ по оценке нетипичных земельных участков, а также земельных участков коммерческого назначения зачастую определяется индивидуально.

Документы, которые потребуются для приватизации земельного участка:

  • Решение сельскогопоселковогогородского совета о предоставлении разрешения на изготовление проекта землеустройства по отводу земельного участка;
  • Схема размещения земельного участка (предоставляет сельский землеустроитель или управления Госземагентства);
  • Справка с места жительства о том, что лицо приобрело право собственности в пределах норм приватизации;
  • Копия паспорта (1,2,11 ст.) и идентификационного номера.

Президент подписал закон о приватизации земельных участков

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 13 августа подписал закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения», принятый Законодательной палатой 26 апреля и одобренный Сенатом 3 мая.

В январе президент подписал указ о совершенствованию процессов урбанизации в стране. Документом с 1 июля была разрешена приватизация земельных участков несельскохозяйственного назначения юридическими и физическими лицами.

Новый закон, который регламентирует порядок приватизации земельных участков и правовой статус приватизированных участков, вступит в силу с 1 марта 2020 года.

Согласно указу президента, до 1 февраля 2020 года в Сырдарьинской области будет проводиться правовой эксперимент по апробации процедуры приватизации земельных участков.

Под приватизацией понимается отчуждение земельного участка, находящегося в публичной собственности, в собственность физических лиц — граждан Узбекистана или юридических лиц — резидентов Узбекистана.

Основные принципами приватизации земельных участков определены законность, добровольность, возмездность, единство приватизируемых земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, а также открытость и прозрачность.

Какие земли можно приватизировать

Объектами приватизации земельных участков, согласно закону, могут быть:

  • земельные участки, на которых расположены принадлежащие юридическим лицам на праве собственности или приватизируемые ими здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры, а также
  • прилегающие к ним земельные участки в размерах, необходимых для осуществления производственной деятельности;
  • земельные участки, предоставленные гражданам Узбекистана для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома;
  • свободные земельные участки;
  • земельные участки, предоставленные Фонду развития урбанизации при Министерстве экономики и промышленности.

Приватизации не подлежат земельные участки:

  • расположенные на территориях, не имеющих утвержденных и опубликованных схем планировки;
  • на которых расположены месторождения полезных ископаемых, стратегические объекты государственной собственности, не подлежащие приватизации (их перечень определяется согласно законодательству);
  • входящие в состав земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также земли лесного и водного фондов, общего пользования городов и поселков (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, скверы, бульвары);
  • зараженные опасными веществами и подверженные биогенному заражению;
  • предоставленные участникам свободных экономических и малых промышленных зон.

Иностранные граждане и юридические лица — нерезиденты Узбекистана, а также лица без гражданства не могут быть субъектами приватизации земельных участков.

Приватизация земельных участков может производиться в следующих формах:

  • выкуп юридическими и физическими лицами земельных участков, находящихся на правах постоянного пользования (владения) либо пожизненного наследуемого владения;
  • продажа земельных участков через электронный онлайн-аукцион.
Читайте также:  Могут ли претендовать на наследство дети от первого брака мужа?

Средства, поступающие от приватизации земельных участков, направляются в Фонд развития урбанизации.

Решение о приватизации

Решение о приватизации земельных участков принимают органы государственной власти на местах, которые определяют свободные участки для приватизации через онлайн-аукцион, а также участки, предоставляемые Фонду развития урбанизации.

Заявление о приватизации подается через центры государственных услуг или Единый портал интерактивных госуслуг на имя хокима района (города) по месту расположения земельного участка.

Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков в течение 10 рабочих дней должна рассмотреть заявление и составить положительное или отрицательное заключение.

Заключение является основанием для принятия решения хокима о приватизации или об отказе.

Законом определен список конкретных оснований для отказа в приватизации (по другим основаниям отказ не допускается):

  • отсутствие оснований для приватизации;
  • наличие незавершенных судебных разбирательств в отношении приватизируемых участков;
  • наличие запрета или ареста, наложенного на объекты недвижимости, расположенные на приватизируемых участках;
  • наличие утвержденных генеральных планов населенных пунктов, а также актов уполномоченных государственных органов об изъятии участков для государственных и общественных нужд, строительстве инфраструктурных объектов, принятых до подачи заявления и непосредственно препятствующих приватизации;
  • обнаружение в заявлении недостоверных, противоречивых или искаженных сведений;
  • неосуществление или неполное осуществление оплаты за приватизируемый участок в установленный срок.

После получения письменного или электронного уведомления о положительном заключении комиссии плата за участок должна быть внесена в течение 10 рабочих дней. Размер платы, на котором расположены объекты недвижимости, определяется Кабинетом Министров в кратных размерах ставки земельного налога с юридических лиц и физических лиц.

При определении размера платы за приватизируемый участок Кабинет Министров вправе устанавливать дифференцированные коэффициенты в отношении отдельных категорий участков, юридических и физических лиц, в том числе освобожденных от уплаты земельного налога.

Решение о приватизации принимается в течение 3 рабочих дней после проведения оплаты за приватизируемый участок. Решение о приватизации участков не подлежит пересмотру во внесудебном порядке.

Решение об отказе в приватизации принимается в день составления отрицательного заключения и может быть обжаловано в административный суд.

Приватизация свободных участков

Свободные земельные участки определяются органами государственной власти на местах в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и территорий.

Они могут продаваться в собственность юридических и физических лиц через электронный онлайн-аукцион по согласованию с Агентством урбанизации.

Свободные участки могут быть проданы через электронный онлайн-аукцион с инвестиционными обязательствами.

Заявка на участие в онлайн-аукционе может подаваться юридическим лицом — резидентом Узбекистана — для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности, а физическим лицом — гражданином Узбекистана — для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома, а также для осуществления предпринимательской и градостроительной деятельности.

Стоимость приватизируемого свободного участка определяется по результатам проведенного онлайн-аукциона. Стартовая цена устанавливается равной рыночной стоимости участка на момент выставления на аукцион.

Право собственности

Приватизированные земельные участки являются частной собственностью и объектами гражданского оборота. «Право частной собственности на приватизированные земельные участки неприкосновенно», — гласит закон.

Собственники приватизированных участков имеют право:

  • свободно владеть, пользоваться и распоряжаться участком по своему усмотрению и в своих интересах, в том числе использовать его в качестве предмета залога, вносить в качестве вклада в уставный капитал (уставный фонд) юридического лица, предоставлять в аренду, не нарушая права и охраняемые законом интересы юридических и физических лиц и государства;
  • требовать устранения всяких нарушений права собственности на приватизированный земельный участок;
  • самостоятельно хозяйствовать на приватизированном участке;
  • возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, осуществлять их перестройку и снос.

Изъятие приватизированного участка допускается только при обращении взыскания на этот участок по обязательствам собственника в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами, а также в порядке национализации, реквизиции и конфискации. Закон подробно описывает каждый из таких случаев.

Процедура приватизации земли — PRAVO.UA

  • Согласно постановлению Кабинета Министров Украины (КМУ) «Некоторые вопросы реализации права собственнос­ти на землю гражданами Украины» № 844 от 5 августа 2009 года, граждане Украины в 2009 году имеют право на бесплатное оформление и получение государственных актов на право собственности на земельные участки:
  • 1) для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек: в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га;
  • 2) для личного сельского хозяйства в пределах населенных пунктов — не более 2 га;
  • 3) для садоводства — не более 0,12 га.
  • Таким образом, следует обратить внимание на то, что указанное постановление не распространяется на земельные участки:
  • 1) для ведения фермерского хозяйства — в размере земельного пая (части), выделенной членам сельскохозяйственных организаций, которые находятся на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство;
  • 2) для ведения личного сельского хозяйства за пределами населенного пункта;
  • 3) для индивидуального дачного строительства;
  • 4) для строительства индивидуальных гаражей.

Кроме того, законодатель решил урегулировать порядок согласования документации по землеустройству, узаконив принцип «единого окна». Теперь при каждой райгосадминистрации или в городе областного значения должна быть создана комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству (Комиссия), в составе которой будут представители всех органов, уполномоченных согласовывать указанную документацию.

К полномочиям Комиссии относится обеспечение согласования документации по землеустройству с соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Для рассмотрения поданной документации законодатель установил трехнедельный срок.

Деятельность Комиссии должна осуществляться в форме заседаний, которые будут проводиться не реже одного раза в неделю (статья 1861 Земельного кодекса Украины (ЗК)). Кроме того, дополнительной гарантией прав граждан на земельный участок является четкое нормативное закрепление оснований для отказа в согласовании документации.

Также вводится свободное определение направления использования земельного участка в рамках категории земель, за исключением земель сельскохозяйственного и оборонного назначения.

  1. 21 октября 2009 года КМУ принял постановление «О дополнительных мерах по безвозмездному оформлению и выдаче гражданам Украины государственных актов, подтверждающих право собственнос­ти на земельные участки» № 1112, которым определил ряд новых положений. В частности, продлен срок действия вышеуказанного постановления КМУ № 844 на 2010 год и далее, а также указано, что данное постановление распространяется на:
  2. — лиц, получивших в пользование земельный участок до дня вступления в силу ЗК (до 1 января 2002 года), но решение о передаче в собственность такого земельного участка этим гражданам органами местного самоуправления не принималось;
  3. — лиц, получивших в пользование земельный участок до дня вступления в силу ЗК (до 1 января 2002 года), но решение о передаче в собственность такого земельного участка этим гражданам принято органами местного самоуправления без технической документации.

К указанному нормативному документу прилагается Порядок бесплатного оформления и выдачи гражданам Украины соответствующих государственных актов.

Данный Порядок определяет упрощенную процедуру бесплатного оформления и выдачи гражданам Украины, начиная с 2009 года и последующих годах, госактов на право собственности на земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома и хозпостроек, ведения личного сельского хозяйства в пределах населенных пунктов и садоводства в размерах, определенных статьей 121 ЗК, после принятия решения о передаче гражданам бесплатно в личную собственность соответствующих земельных участков.

Таким образом, действующий порядок приватизации земли выглядит следующим образом.

Гражданин, заинтересованный в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для вышеуказанных нужд, должен подать заявление (ходатайство) о выборе места расположения земельного участка в соответствующую районную администрацию либо сельский, поселковый, городской совет по месту нахождения земельного участка.

При этом в соответствии с новой редакцией статьи 118 ЗК гражданин, желающий «бесплатно» получить в собственность земельный участок, должен будет кроме ходатайства предоставить в местный совет или госадминистрацию графический материал, на котором должно быть указано желаемое место расположения земельного участка.

К заявлению прилагаются и другие материалы, предусмотренные законодательством, а также заключение конкурсной комиссии (в случае отвода земельного участка для ведения фермерского хозяйства), копия паспорта. А человеку, уполномоченному владельцем земли, потребуется нотариально удостоверенная копия доверенности.

Кроме того, всем нужно предоставлять копию документа о присвоении идентификационного номера в Государственном реестре физических лиц — налогоплательщиков.

Местные власти обязаны в течение месяца рассмотреть такую просьбу и либо удовлетворить ее, либо дать мотивированный отказ. Причем сельское, поселковое, городское руководство должно обеспечить организацию приема таких ходатайств в каждом населенном пункте.

К сожалению, пунктом 34 части 1 статьи 26 Закона Украины «О местном само­управлении на Украине» от 21 мая 1997 года установлено, что исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета решаются вопросы регулирования земельных отношений.

Так что с 12 июня 1997 года (Закон вступил в силу) вопрос о безвозмездной передаче в частную собственность гражданам земельных участков должен был решаться исключительно на пленарных заседаниях.

Однако на практике нередки случаи принятия исполкомами советов и после 12 июня 1997 года решений о безвозмездной передаче в частную собственность гражданам земельных участков.

Для того чтобы граждане действительно имели возможность бесплатно оформить и получить государственные акты на право собственности на земельные участки по таким решениям, необходимо принятие на внеочередных сессиях решений об утверждении решений исполнительных комитетов соответствующих советов.

Согласно пункту 4 статьи 118 ЗК, в положительном случае чиновники дают разрешение предприятиям, учреждениям и организациям на разработку проекта приватизации земель. Далее разработанный проект землеустройства по поводу отвода земельного участка подается Комиссии, о которой речь шла выше.

Напомню, что для рассмотрения поданной документации законодатель установил трехнедельный срок.

Это, безусловно, является дополнительной гарантией прав граждан на земельный участок, так как установлено четкое нормативное закрепление оснований для отказа Комиссии в согласовании документации, среди которых может быть исключительно несоответствие указанной документации требованиям закона.

  • В случае если проект землеустройства по отведению земельного участка подлежит обязательной государственной экспертизе землеустроительной документации, согласованный проект подается Комиссией в соответствующий орган земельных ресурсов для осуществления такой экспертизы.
  • Районная, Киевская или Севасто­польская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка (а в случае необходимости, осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации по закону — после получения положительного заключения такой экспертизы) принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставлению его в собственность.
  • Далее процедура приватизации осталась без значительных изменений.
  • Согласно статье 10 ЗК, отказ органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суд.
  • В соответствии с частью 1 статьи 126 ЗК право собственности на земельный участок удостоверятся государственным актом, кроме случаев, определенных частью 2 этой статьи.

Следует также отметить, что право собственности на земельный участок возникает в момент прекращения приватизационных правоотношений, а именно тогда, когда государственный акт на земельный участок будет зарегистрирован в надлежащем порядке. Закон отводит регистратору 14 дней на проставление вышеуказанной отметки на государственном акте. И если эти сроки будут нарушены, будущий владелец земельного участка может обращаться с жалобой в суд.

ЗЕНКИН Дмитрий — руководящий партнер юридической фирмы «СПРАВЕДЛИВОСТЬ», г. Киев

Ссылка на основную публикацию