Изъятие участка, который не используется по целевому назначению

Значительное количество земель не используется по назначению. Это является основанием для изъятия наделов. Зачастую государство игнорирует эту процедуру и участок продолжает пустовать долгие годы. Узнайте, как инициировать изъятие и получить интересующую землю.

Содержание статьи:

Оформление неиспользуемой более 3-х лет земли

Использование земли по назначению является одним из основных условий ее предоставления. Собственники и другие обладатели часто нарушают его и не осваивают выделенный участок. Имеющаяся их земля может заинтересовать тех, кто готов вложить время и средства в использование надела.

Давайте разберемся с процедурой оформления прав на пустующую землю.

Когда стоит прибегать к такой процедуре?

Наиболее простым способом получить права на неиспользуемый участок является его покупка у собственника.

Изъятие участка, который не используется по целевому назначениюПо ряду причин это не всегда удастся осуществить:

  1. Хозяин может отсутствовать по месту нахождения земли годами, а узнать его контакты затруднительно.
  2. Собственник находится на месте, но категорически отказывается продавать участок.

Только в перечисленных ситуациях имеет смысл подключать государство.

Нормативная база

Если гражданин решил получить права на неиспользуемый участок, ему необходимо руководствоваться следующими документами:

  • ст. 284 и 286 ГК РФ;
  • ст. 6 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • ст. 54 и глава V.1 ЗК РФ;
  • постановление Правительства N 369 от 23 апреля 2012 г.

Перечисленные документы содержат правила, касающиеся оснований изъятия, его правил, а также порядка передачи участка новому пользователю.

В каких случаях возникают основания для изъятия?

В общем виде условия для изъятия изложены в ГК. Речь идет о случаях, когда земля не используется по целевому назначению (строительство, сельское хозяйство и другое) на протяжении 3-х лет.

Это правило предусматривает ряд исключений:

  • специальным законом такой период может быть более продолжительным;
  • в срок не засчитывается время, в течение которого собственник обустраивает землю.

Примером служат участки, выделенные для сельского хозяйства. В случае неиспользования земли для аграрной деятельности, исчисляемый 3-летний срок не будет включать периоды, связанные с устранением последствий стихийных бедствий.

Правила изъятия земли, которой не пользуются более трех лет

Наиболее детальная процедура касается земель, выделенных для аграрного производства. В отношении таких участков проверку проводит земельный надзор, входящий в структуру Росреестра.

  • Изъятие участка, который не используется по целевому назначениюМоментом начала течения периода неиспользования служит первая проверка установившая любой из признаков, содержащихся в Постановлении N 369 (отсутствие свидетельств растениеводства, выпаса скота и других видов аграрной деятельности).
  • Гражданину, желающему оформить такой участок необходимо обратиться в земельный надзор с сообщением о факте его неиспользования.
  • По результатам проверки может выясниться следующее:
  • это первое зафиксированное нарушение, поэтому изъятие может состояться не ранее, чем через 3 года.
  • срок неиспользования составляет более 3-х лет.

Второй случай является более перспективным, поскольку власти будут обязаны начать изъятие.

Роль потенциального приобретателя невелика. До проведения торгов он может лишь обращаться с жалобами в органы власти о бездействии ответственных за реализацию процедуры лиц.

Процедура изъятия сельскохозяйственных земель

При выявлении нарушения, собственник получит предписание о его устранении. Если оно будет выполнено в установленный срок, и хозяин начнет использовать землю по назначению, то изъятие не состоится. Основанием для продолжения процедуры станет бездействие собственника.

Само изъятие может осуществляться 2-мя способами:

  • добровольной передачей земли государству (уполномоченной региональной структуре);
  • путем инициирования судебного разбирательства об изъятии и реализации участка с публичных торгов.

В обеих ситуациях собственник получит плату за реализацию надела.

При отсутствии добровольного согласия владельца, органы власти обязаны в течение 2–х месяцев после истечения срока выполнения предписания подать соответствующий иск.

Если суд принял сторону представителей власти, то дальнейшая процедура предполагает следующее:

  • Изъятие участка, который не используется по целевому назначениюожидание вступление решения в силу (1 месяц с момента принятия полного текста или в день рассмотрения апелляционной жалобы);
  • выполнение всех действий, необходимых для постановки земли на кадастровый учет (для этих целей предоставляется полгода);
  • проведение публичных торгов.

Правила организации публичных торгов

Переход земли к новому владельцу осуществляется путем его реализации на аукционе. Для участия в этой процедуре требуется подать заявку.

Наиболее важным моментом служит цена земли.

Ее определение происходит согласно ст. 6 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:

  • Способ установления начальной цены торгов должен содержаться в решении суда. Речь идет о кадастровой стоимости (используются данные не старше 5-ти лет или об отчете оценщика).
  • Если участок требует проведения работ по рекультивации, то начальная цена может снизиться, но не более чем на 20 %.
  • При отсутствии предложений через 2 дня проводится повторный аукцион, на котором стартовая цена снижается на 20 % от начальной стоимости земли на несостоявшихся торгах.
  • Если повторный аукцион не состоялся, то земля реализуется путем публичного предложения. Цена сделки не может быть менее половины от стартовой стоимости участка на повторных торгах.

Если другие претенденты на участок отсутствуют, то целесообразно дождаться максимального снижения стоимости и выгодно приобрести землю.

Действия после торгов

По результатам проведения торгов оформляется договор. Со стороны продавца выступает уполномоченная структура. Она является посредником и передает вырученные средства предыдущему собственнику.

Ни в коем случае нельзя передавать оплату напрямую владельцу. Это не станет надлежащим соблюдением условий аукциона.

Получив на руки документы, следует выполнить ряд действий:

  1. Проверить правильность внесения данных о себе и о земельном участке.
  2. Сдать документы в Росреестр для оформления прав.
  3. Получить подтверждение собственности на приглянувшийся участок.

Изъятие участка, который не используется по целевому назначениюСогласно требованиям закона, новый владелец обязан приступить к использованию надела по назначению в течение года с даты регистрации права собственности на него.

При стечении определенных обстоятельств, оформление неиспользуемой 3 года земли может оказаться более выгодным, чем прямая покупка у собственника. Выгода может заключаться во многих аспектах, не только в финансово.

Для получения всех преимуществ должны совпасть несколько обстоятельств:

  1. Собственник не собирается устранять нарушения.
  2. Оценочная стоимость является посильной.
  3. В покупке участка не заинтересованы другие претенденты.

Отсутствие любого из этих условий поставит инициирование изъятия земли под сомнение.

Как происходит изъятие участка, который не используется по целевому назначению ?! – Правовед Плюс

Изъятие участка, который не используется по целевому назначению

18.04.2018

Положения Земельного кодекса говорят о том, что в отдельных случаях земельный участок может быть изъят в определенных ситуациях, когда он не используется по назначению.

Статья 42 Земельного кодекса России то, что собственник должен использовать свой земельный участок не в ущерб экологии или снижению плодородия.

Если будут установлены существенные нарушения, то тогда могут быть использованы такие методы изъятия, как национализация, реквизия, конфискация.

Как происходит процесс изъятия земли ?!

Собственники земельных участков, и лица, не обладающие правом собственности на земельные участки, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым видом использования, причём способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Кроме того, собственники земельных участков должны своевременно приступать к использованию земельных участков.

В отношении каких лиц может быть использован принудительный порядок изъятия земли ?! В первую очередь это такие лица, как:

  • Собственники земельных участков, владеющие ими на основании свидетельства на право собственности;
  • Лица, обладающие землей на основании постоянного, наследуемого или бессрочного права пользования, положения которого регулируются 45 статьей Земельного кодекса.

Ненадлежащее пользование может быть выявлено по жалобам третьих лиц или в ходе обнаружения правонарушения государственными органами. При этом делается процедура путем подачи искового заявления в гражданский суд общей юрисдикции.

Правовые последствия изъятия земельного участка

В случае выявления компетентными органами факта нарушения пользования землей сначала накладывается административный штраф, а само лицо уведомляется о том, что ему нужно в определенные установленные сроки устранить все нарушения.

При отсутствии устранения нарушений решение об изъятии земли применяет орган государственной власти или местного самоуправления.

Если же собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, то орган, принявший решение об изъятии участка, может реализовать свои полномочия только путём предъявления соответствующего требования о продаже участка в суд.

Также стоит сказать то, что орган местного самоуправления должен не только инициировать взыскание земли, но и следить за тем, чтобы землепользование совершалось в соответствии с установленными законными нормами.

Читайте также:  Регистрация недвижимости по наследству

Что делать, если вам грозит изъятие земли ?!

Если вам грозит изъятие земельного участка, то в таком случае следует постараться максимально быстро устранить все нарушения в соответствии законодательными требованиями. Также не лишней будет консультация юриста, который сможет определить сложности проблемы. Благодаря правовой помощи можно оптимально грамотно решить вопрос с процессом изъятия земли.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд — новый порядок в 2021 году

Любой участок земли, находящийся в собственности гражданина, может быть конфискован для государственных или муниципальных нужд. Но основанием для изъятия земельного участка у собственника в связи с неиспользованием служит лишь официальный документ, опирающийся на законодательный акт.

Любой надел допустимо конфисковать по соглашению или судебному решению. Но чаще всего это происходит в отношении тех, что имеют разрешенное использование для сельскохозяйственных нужд.

Законодательной базой является:

  1. Гражданский кодекс (статьи 284-286).
  2. Земельный кодекс (статьи 44-47).
  3. Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» (указывается причина изъятия у собственника, как ненадлежащее использование).

Гражданский и Земельный кодексы РФ регулирует три порядка изъятия земельных участков:

  1. Для нужд государства и муниципальных образований. При этом обязательно должны возместить средства за него, которые будут выручены в результате реализации на публичных торгах, или предоставить аналогичный участок земли в другом месте.
  2. Земля изымается у собственника по решению суда, без оплаты средств. Возмещают только в отношении лиц, пострадавших от преступной деятельности владельца участка. Деньги после продажи с торгов будут переданы в качестве материального или морального ущерба. Бывший собственник ничего от конфискации земли не получит. Согласно ст. 243 ГК, ст. 50 ЗК, ст. 104 УК.
  3. Возможно также признание земли бесхозной, если после постановки участка на кадастровый учет права собственности на нее не зарегистрированы за определенным лицом более пяти лет. Такие наделы становятся собственностью муниципального образования и могут быть предоставлены в аренду или владение граждан. Такое основание прописано в Законе № 251-ФЗ.

Отметим, что ранее по поводу процедуры изъятия участков в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм. Федеральным законом № 499-ФЗ внесены поправки, вступившие в силу с 1 апреля 2015 года, которыми в кодексе выделена целая глава (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ), посвященная урегулированию вопросов изъятия земли у собственников.

Причин, по которым собственник может лишиться прав на землю, существует несколько, но эта процедура может происходить только по весомым обстоятельствам. Основаниями по закону служат следующие:

  1. При эксплуатации земли собственником с нарушением разрешенного использования, а также неиспользование.
  2. Для комплексного развития территории официальному решению властей, если участок оказался в границах запланированных работ.
  3. Конфискация для возмещения ущерба, нанесенного собственником иному лицу своим преступным деянием.
  4. Реквизиция вследствие воздействий эпидемий, природных катаклизмов, аварийных и чрезвычайных ситуаций.
  5. Иные обстоятельства, когда в рамках законодательства власти любого уровня вправе истребовать участок.
  6. Для государственных или муниципальных нужд. К ним относятся:
  • строительство на конкретной территории объектов федерального уровня, а также местного или регионального;
  • проведения работ в рамках недропользования;
  • исполнение РФ международных обязательств;
  • в рамках государственных полномочий службой ФСБ;
  • иные основания по законодательству РФ.

Важно знать, что отказаться от исполнения судебного распоряжения по изъятию земли ее хозяин не может. В большинстве случаев он может только рассчитывать на другой аналогичный надел или компенсационные выплаты.

Порядок принудительного изъятия земельного участка

Изъятие земельного участка в рамках законодательства происходит в несколько этапов. Каждый из них обязателен к исполнению. При любом нарушении собственник вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Описать порядок поэтапно можно следующим образом:

  1. Инициализация процесса изъятия. Запустить его могут власти любого уровня. Собственнику отправляется уведомительное письмо о дате проверки целевого назначения земли. Также могут проводиться и внеплановые проверки.
  2. Поиск собственника.
  3. Принятие решения о конфискации. На основании инициативы уполномоченные органы принимают решение об изъятии земли. В постановлении указывается причина конфискации, собственник, у которого участок изымается, а также реквизиты этого надела: площадь, кадастровый номер и иные, дающие возможность инициировать конкретную территорию.
  4. Письменное уведомление собственника о том, что участок будет экспроприирован по основаниям. Параллельно с этим исполнительными органами в СМИ публикуется информация с данными по изымаемому имуществу.
  5. Разрабатывается соглашение. Только, достигнув всех договоренностей, составляется документ, где указываются все особенности проведения процедуры с указанием сроков. Здесь же прописывается условие замены утраченного имущества.
  6. Земельный участок отчуждается и производится переход прав на него. Если конфискация происходит не в результате судебного решения, по которому произойдет возмещение средств пострадавшему лицу, то хозяин земли вправе затребовать компенсацию. Расчет ее происходит по рыночной оценке, действующей на конкретной территории. Вместо денежной компенсации правообладателю, утратившему имущество, может быть предложена замена, равная по площади или цене.

У владельца имущества после уведомления имеется 3 месяца на принятие решения. За это время он может согласиться с условиями изъятия, размером компенсации или заменой на аналогичный участок.

В противном случае — обратиться в судебные органы с иском о нарушенных правах.

Как показывает практика, государственные органы власти имеют все законные основания для конфискации земельного участка и суд принимает решение в пользу государства.

Если земля не была зарегистрирована, владельцу дается всего 2 месяца на доказательство своих прав относительно надела. Он обязан передать в администрацию правоустанавливающие документы и заявление. Иначе земля будет признана бесхозной и передана муниципалитету.

Что касается компенсации за утраченное имущество, то она складывается из нескольких составляющих:

  • рыночной оценки самого участка;
  • недвижимых объектов, расположенных в границах надела. Тут следует отметить, что компенсация за них возможна только в том случае, если разрешенное использование земли предполагает размещение на них таких объектов;
  • упущенной выгоды, которая могла быть получена собственником в связи с использованием земли, опять же в соответствии с разрешением;
  • иных сумм убытков.

Если по стоимости в распоряжении органов власти имеется иное имущество, оно может быть предложено собственнику взамен утраченному при изъятии. Другой вариант – денежные средства, сумма которых сложилась из вышеперечисленных составляющих.

Последние новости в 2021 году

Существенные изменения законодательства коснулись Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Теперь все недвижимые объекты должны пройти кадастровый учет и в регистрационных базах содержаться информация о собственнике. При этом все земли, которые не прошли перерегистрацию и не попали в ЕГРН, рискуют быть изъятыми.

Следует отметить, что органы власти не станут незамедлительно отбирать земли у граждан. Сначала будут предприняты меры по оповещению хозяина и предложено пройти регистрацию в новом формате.

Если этого не произойдет, участок будет признан бесхозным. Основанием для этого является судебное решение, если владелец земли не явился на заседание или добровольно отказался от прав на нее.

Тогда этот участок будет передан муниципалитету для дальнейшего распоряжения им по своему усмотрению.

Участь изъятия земли могла коснуться и дачников, которые построили на своем наделе жилые дома и иные капитальные постройки, но не зарегистрировали их, уже с лета 2020 года.

Дачная амнистия, объявленная для легализации таких строений по упрощенной схеме, была продлена до весны 2021 года. Это дает возможность пройти государственную регистрацию в отношении домов без разрешения на строительство.

Не получив правоустанавливающих документов на землю и строения на ней, хозяин может лишиться этого имущества на законных основаниях.

Читайте также:  Снт, днп, ижс - что это и как расшифровывается и что лучше

В Госдуме в 2019 году приняли ряд поправок в законодательные акты относительно самостроев. Собственнику, на земле которого имеется незаконная постройка, сначала будет предписано ее снести.

При неисполнении этого требования в установленный срок, помимо штрафа, который может доходить до 50 тысяч рублей, участок может быть изъят.

К самострою можно отнести не только жилой дом, но и иные строения на участке земли, которые не зарегистрированы в Росреестре.

Новые правила изъятия земельных участков в 2021 году

Изъятие земли у собственников по новым правилам

Правительственными поправками к законопроекту № 778655-6, о которых я писал ранее (http://zakon.ru/blog/2015/09/11/razvitie_promyshlennyx_zon_prevratitsya_v_razvitie_territorij) предусматривается не только изменение правового регулирования вопросов развития территорий, но и установление новых правил изъятия земельных участков у недобросовестных собственников.

  • Предлагается внести изменения в Гражданский кодекс РФ, дополнив статью 284 (изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением) положением о том, что признаки неиспользования земельных участков определяются в соответствии с земельным законодательством.
  • Статья 285 (изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства) излагается в новой редакции:
  • Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка нарушает установленное для данного земельного участка целевое назначение и разрешенное использование и такая деятельность представляет опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, в том числе вызывает значительное ухудшение экологической обстановки или влечет за собой существенное снижение плодородия почв, либо угрожает сохранению особо охраняемых природных территорий, сохранению памятников истории и культуры.
  • Признаки названной в настоящей статье деятельности определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
  • В действующей редакции основанием для изъятия земельного участка является его использование с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.
  • Предусмотренные поправками критерии кажутся более четкими. Для изъятия необходимо будет одновременное соблюдение двух условий:
  • — использование участка нарушает установленное для данного земельного участка целевое назначение и разрешенное использование;
  • — такая деятельность представляет опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, либо угрожает сохранению особо охраняемых природных территорий, сохранению памятников истории и культуры.

Но как быть если деятельность на земельном участке введется в соответствии с его разрешённым использованием (например – строительство), но создает угрозу жизни людей, или сохранению памятникам истории и культуры? Из буквального смысла этой нормы следует, что в таком случае участок изымать нельзя.

Также предлагается признать утратившим силу пункт 3 статьи 286, а пункт 2 изложить в новой редакции, закрепив в нем правило о том, что порядок изъятия ненадлежаще используемого земельного участка, определяется земельным законодательством.

Наиболее существенные нововведения содержатся в части поправок, предусматривающих внесение изменений в Земельный кодекс РФ

 В него авторы поправок хотят внести новую статью 44.1 «Основания для принудительного изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, в связи с его ненадлежащим использованием». Данные основания более подробно воспроизводят рассмотренные выше положения Гражданского кодекса РФ.

Принципиально новой будет являться статья 54.1 «Порядок изъятия земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием у частного собственника».

Согласно ее положениям, изъятие земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием осуществляется у частного собственника по основаниям, определенным в соответствии со статьей 44.

1 настоящего Кодекса после вступления в законную силу постановления об административном наказании в виде административного штрафа, наложенного за правонарушение, содержащее предусмотренные названной статьей признаки, и при условии, что нарушение не устранено.

Одновременно с наложением административного взыскания федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, выносит предписание об устранении допущенного земельного правонарушения, содержащее срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено, лицу, виновному в нарушении земельного законодательства.

  1. Если собственник земельного участка не устранил нарушение в установленный в предупреждении срок орган исполнительной власти направляет копии материалов государственного земельного надзора (постановления о привлечении собственника земельного участка к административной ответственности, предупреждения, акта проверки выполнения такого предупреждения и иных необходимых документов) в уполномоченный орган государственной власти субъекта федерации или орган местного самоуправления, который направляет в суд заявление об изъятии земельного участка.
  2. Заявление об изъятии земельного участка, подаваемое в суд, должно предусматривать следующие требования:
  3. 1) о разделе земельного участка, и продаже одного или нескольких образованных
  4. из него земельных участков, в границах которого (которых) имеются признаки ненадлежащего использования, с публичных торгов (если земельное правонарушение совершено на площади меньшей, чем тридцать процентов площади исходного земельного участка);
  5. 2) о продаже земельного участка с публичных торгов (если земельное правонарушение совершено на площади большей, чем тридцать процентов площади исходного земельного участка или если раздел земельного участка не допускается).
  6. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов, понесенных в связи с подготовкой и проведением публичных торгов и стоимости кадастровых работ в связи с разделом земельного участка (в случае проведения таких работ), а также расходов, связанных с возмещением вреда окружающей среде в случае, если вред окружающей среде не был возмещен бывшим собственником земельного участка.
  7. Если публичные торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене публичных торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.

Очевидно, что это положение нуждается в уточнении, поскольку Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит составов правонарушений, все признаки которых совпадали бы с основаниями для изъятия земельных участков. Например, часть 1 статьи 8.

8 предусматривает ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, но в ней ничего не говорится про признаки такого использования в виде опасности для жизни или здоровья человека, окружающей среды, угрозы сохранению особо охраняемых природных территорий, сохранению памятников истории и культуры. В этом случае необходимо будет либо вносить изменения в КоАП РФ, либо конкретизировать составы правонарушений назначение наказания за совершение которых будет являться основанием для изъятия земли.

Пока в открытых источниках нет информации о том, были ли эти поправки внесены в Государственную Думу, но очень вероятно, что если подобные идеи обнародовались для публичного обсуждения, в скором времени в той или иной форме будут предприняты попытки совершенствования правового регулирования процедуры изъятия земельных участков у недобросовестных собственников.

Вс напомнил порядок привлечения к ответственности за нецелевое использование земли

8 февраля Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС20-15754 по делу № А40-258644/2019 об оспаривании обществом – владельцем гостиницы привлечения к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка, предназначенного для размещения бани.

В июле 2019 г. Управление Росреестра по Москве оштрафовало АО «Воронцовский БПК» на 700 тыс. руб. по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Основанием послужило то обстоятельство, что на переданном в аренду ООО «Яхонт» земельном участке с видом разрешенного использования «для эксплуатации зданий под бани» расположено арендуемое обществом «Воронцовский БПК» здание, используемое для размещения гостиницы.

По мнению административного органа, это не соответствует сведениям о виде разрешенного использования земельного участка, внесенным в ЕГРН, и нарушает требования ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Решение было оспорено АО «Воронцовский БПК» в Арбитражный суд г. Москвы.

В ходе судебного разбирательства общество ссылалось на то, что спорный участок находится в аренде у общества «Яхонт» на основании договора, заключенного с Московским земельным комитетом, правопреемником которого является Департамент имущества г. Москвы.

Читайте также:  Можно ли получить налоговый вычет при покупке или продаже гаража

На этом участке расположено здание, находящееся в столичной собственности и переданное в аренду АО «Воронцовский БПК» до 22 июля 2022 г. По мнению общества, использование здания под гостиницу было согласовано с собственником – столичным Департаментом городского имущества.

Организация добавила, что она не является ни собственником, ни арендатором этого земельного участка, а лишь арендует спорные помещения в здании, принадлежащем Москве, и использует их в разрешенных собственником целях.

Соответственно, общество как лицо, ограниченное в возможности инициировать изменение вида разрешенного использования земельного участка, нельзя привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Кроме того, совместное использование земельного участка в целях «для эксплуатации зданий под бани» и «для размещения гостиницы» не противоречит требованиям Правил землепользования и застройки г. Москвы.

Три судебные инстанции отказались удовлетворять требования заявителя со ссылкой на то, что использование спорного здания под размещение гостиницы противоречит виду разрешенного использования земельного участка, внесенному в ЕГРН. Тем самым суды выявили наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и сочли правомерным постановление Росреестра.

Рассмотрев кассационную жалобу АО «Воронцовский БПК», Судебная коллегия по экономическим спорам ВС согласилась с ее доводами.

Высшая судебная инстанция напомнила, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капстроительства выбираются самостоятельно их правообладателями (за исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий) без дополнительных разрешений и согласования в силу п. 4 ст. 37 ГрК РФ.

Как пояснил Суд, использование земельного участка не только в соответствии с основным видом разрешенного использования, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, допустимым в качестве дополнительного по отношению к основному, не свидетельствует о нецелевом использовании такого объекта.

В свою очередь, диспозиция ч. 1 ст. 8.

8 КоАП РФ не предусматривает наступление административной ответственности за отсутствие в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, допустимых в качестве дополнительных по отношению к основному виду, а отсутствие в ЕГРН таковых сведений не образует состав вышеуказанного правонарушения.

КС выявил противоречия в практике привлечения к ответственности за нецелевое использование землиКак пояснил Суд, законодательство РФ не обязывает лицо, одновременно использующее земельный участок в соответствии с основным и вспомогательными видами его разрешенного использования, уведомлять органы власти о своем решении

Со ссылкой на Постановление КС РФ от 16 октября 2020 г.

№ 42-П Верховный Суд напомнил, что собственник земельного участка вправе самостоятельно выбрать для себя как основной, так и – в дополнение к основному – вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны. При этом ни Земельный кодекс, ни Градостроительный кодекс РФ непосредственно не обязывают лицо, использующее земельный участок не только в соответствии с основным видом его разрешенного использования, указанным в ЕГРН, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, который предусмотрен правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, уведомлять о своем решении те или иные органы публичной власти.

«Собственники (правообладатели) земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае, когда они в дополнение к основному виду разрешенного использования принадлежащих им земельных участков самостоятельно выбирают вспомогательный вид их разрешенного использования.

Кроме того, как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 12 ноября 2020 г.

№ 46-П, если в статусе собственника земельного участка лицо не лишено законной возможности инициировать изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой, то арендующее землю лицо в такой возможности ограничено», – отмечено в определении.

КС высказался против обложения производственных объектов повышенным имущественным налогомКак пояснил Суд, если здания используются в производственных и образовательных целях, а не для размещения офисов или торговых объектов, то они не могут облагаться налогом на имущество организаций с учетом кадастровой стоимости

Верховный Суд добавил, что в рассматриваемом деле, признавая правомерным привлечение общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.

8 КоАП РФ, суды исходили исключительно из использования обществом земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования, внесенным в ЕГРН, не проверив указанные доводы заявителя и не устанавливая обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела. Таким образом, ВС отменил судебные акты нижестоящих судов и вернул дело на новое рассмотрение в АС г. Москвы.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян поддержала выводы Верховного Суда: «Нижестоящие суды, действительно, не учли различия между основными, вспомогательными, дополнительными видами использования земельного участка.

Для того чтобы установить все виды использования, необходимо обратиться к градостроительному плану земельного участка, так как в ЕГРН по вполне разумным причинам полный перечень видов использования, в частности список вспомогательных видов, не отражен».

По словам адвоката, текущим законодательством РФ не предусмотрена обязанность собственника земельного участка вносить изменения в ЕГРН, если принято решение воспользоваться вспомогательным видом разрешенного использования.

«Кроме этого, нижестоящими судами не произведено разграничение в правовом статусе общества, непосредственно пользующегося землей, которое в данном случае не являлось собственником. В связи с чем возможность, даже в случае необходимости, изменения каких-либо характеристик фактически отсутствовала.

Таким образом, нижестоящие суды допустили формальный подход к рассматриваемому спору, не учли положения нормативных актов, которые подлежат применению в данном конкретном случае», – резюмировала Нарине Айрапетян.

ВС напомнил порядок выбора вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорийКак пояснил Суд, размещение кондитерской фабрикой на земельном участке наряду с объектами пищевой промышленности магазина по продаже своих изделий и иной продукции не свидетельствует о нецелевом использовании земли

Старший юрист АБ «Инфралекс» Родион Макин отметил, что определение продолжает серию судебных актов, в которых ВС обращает внимание нижестоящих инстанций на то, что диспозиция ст. 8.8 КоАП не предполагает ответственность правообладателя земельного участка за невнесение сведений в ЕГРН о вспомогательных видах разрешенного использования участка.

«В этом плане Верховный Суд следует высказанной им же недавно позиции о том, что отсутствие в реестре сведений о виде разрешенного использования не свидетельствует об использовании участка не по целевому назначению и не представляет собой административное правонарушение в соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ (см. Определение ВС РФ от 1 октября 2020 г.

№ 310-ЭС20-8733)», – пояснил он.

По словам эксперта, выводы Суда логичны и справедливы с учетом того, что они находятся в полном соответствии с правовой позицией ВС и КС РФ.

«Радует также тот факт, что Верховный Суд в этом и ряде других дел стал отменять решения судов нижестоящих инстанций, которые соглашались с привлечением к ответственности правообладателей, осуществлявших фактическое землепользование в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки, но не в соответствии с видами разрешенного использования, указанными в реестре. Напомним, что данная весьма сомнительная практика стала повсеместной, и многие суды решали дела не в пользу правообладателей», – подчеркнул Родион Макин.

Юрист также задался вопросом, как законодатель выполнит поручение Конституционного Суда обеспечить ясность в вопросе того, должен ли правообладатель самостоятельно обеспечить соответствие реестра, ПЗЗ и фактического пользования.

«По сути, в рассматриваемом случае снова поднимается вопрос публичной достоверности реестра, однако, в отличие от проблематики внесения сведений о правах и их обременениях, необходимость приведения в соответствие реестра, ПЗЗ и фактического пользования силами самого правообладателя не выглядит самоочевидной», – резюмировал он.

Ссылка на основную публикацию