Бухгалтерский и налоговый учет расходов на ГСМ

Бухгалтерия организации ведет количественно-суммовой учет ГСМ и специальных жидкостей. Заправка автотранспорта производится на автозаправочных станциях за наличный расчет или в безналичном порядке по талонам или специальным картам.

Не касаясь специфики формирования первоначальной стоимости ГСМ и учета НДС, скажем, что бухгалтер на основании первичных документов (авансовых отчетов, накладных и др.) приходует ГСМ по маркам, количеству и стоимости. ГСМ учитываются на счете 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо». Это предусмотрено Планом счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Рекомендуется в зависимости от местонахождения материалов использовать следующие группировки аналитического учета:

  • «ГСМ на складах (бензин, дизельное топливо, газ, масло и др.)»;
  • «Оплаченные талоны на бензин (дизельное топливо, масло)»;
  • «Бензин, дизельное топливо в баках автомобилей и талоны у водителей» и др.

Поскольку разновидностей ГСМ много, то для их учета открывают субсчета второго, третьего и четвертого порядков, например:

  • счет 10 субсчет «Топливо», субсчет «ГСМ на складах», субсчет «Бензин», субсчет «Бензин АИ-98»;
  • счет 10 субсчет «Топливо», субсчет «ГСМ на складах», субсчет «Бензин», субсчет «Бензин АИ-95».

Кроме того, аналитический учет выданных ГСМ ведется по материально ответственным лицам — водителям автотранспорта.

Бухгалтер записывает поступление ГСМ в карточку учета материалов по форме № М-17. В организации может быть разработана своя форма карточки учета поступления и списания ГСМ, которая утверждается приказом руководителя или является приложением к учетной политике организации.

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на ГСМИсточник фото: exkavator.ruВ организации может быть разработана своя форма карточки учета поступления и списания ГСМ

Расходы на содержание автотранспортных средств организации списывают на себестоимость продукции (работ, услуг).

В бухгалтерском учете затраты, связанные с перевозочным процессом, отражают на балансовом счете 20 «Основное производство» или 44 «Расходы на продажу» (только для торговых организаций).

Затраты на содержание служебного автотранспорта отражаются на балансовом счете 26 «Общехозяйственные расходы». Предприятия, имеющие парк автомобилей, отражают затраты, связанные с их содержанием и эксплуатацией, на балансовом счете 23 «Вспомогательные производства».

Читайте

Учет расходов на горюче-смазочные материалы

Применение конкретного счета учета затрат зависит от направленности использования автомобилей. Например, если грузовой автомобиль перевозил грузы по заказам сторонней организации, то затраты на ГСМ отражаются на счете 20, а если легковой автомобиль использовался для служебных поездок, связанных с управлением организацией, то затраты отражаются на счете 26.

  • Бухгалтерский и налоговый учет расходов на ГСМИсточник фото: exkavator.ruПрименение конкретного счета учета затрат зависит от направленности использования авто
  • В учете списание ГСМ отражается бухгалтерской проводкой
  • Дебет 20 (23, 26, 44) Кредит 10-3 «Топливо» (аналитический учет: «ГСМ в баках транспортных средств» и др. соответствующие субсчета)
  • в фактически израсходованном количестве на основании первичных документов.

При отпуске ГСМ в производство и ином выбытии их оценка в бухгалтерском учете производится одним из следующих способов (п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»):

  • по себестоимости единицы запасов,
  • по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО),
  • по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО),
  • по средней себестоимости.

Последний способ является наиболее распространенным. Выбранный организацией способ должен быть зафиксирован в приказе об учетной политике.

Обращаем внимание бухгалтеров на то, что как правило, в баках автомобилей всегда имеется количество бензина (или иного топлива), которое представляет собой переходящий остаток на следующий месяц (квартал). Этот остаток нужно и далее учитывать на счете отдельном субсчете «Бензин в баках автомобилей» (в аналитическом учете по материально-ответственным лицам (водителям).

Ежемесячно бухгалтер проводит сверку результатов по выдаче, расходу и остатку нефтепродуктов в баках транспортных средств.

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на ГСМИсточник фото: exkavator.ruБухгалтер проводит сверку результатов по выдаче, расходу и остатку нефтепродуктов ежемесячно

Если стоимость принятых к расходу затрат по ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете будет различна (например, в связи с превышением водителем норм, принятых в организации для его автомобиля), то налогоплательщикам, применяющим ПБУ 18/02, придется отражать постоянные налоговые обязательства. Таково требование пункта 7 указанного положения, которое утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

Приведем пример бухгалтерского учета ГСМ на примере учета бензина для конкретного водителя.

Пример расхода на ГСМ

Водитель легкового служебного автомобиля А.А. Сидоров получает из кассы ООО «Зима» под отчет денежные средства для приобретения ГСМ и представляет авансовые отчеты с отражением расходов по их приобретению с приложением первичных документов. Списание бензина происходит по нормам на основании путевых листов, сдаваемых водителем в бухгалтерию.

Количественно-суммовой учет ГСМ ведется с использованием лицевых карточек, форма которой разработана организацией самостоятельно и утверждена приказом руководителя. Карточка открывается на каждого водителя.

Остаток несписанного бензина на начало апреля у водителя составил 18 литров по 10 руб.

3 апреля было приобретено 20 литров бензина по 11 руб. НДС не рассматриваем для простоты.

  1. 1, 2 и 3 апреля водитель израсходовал соответственно 7,10 и 11 литров бензина.
  2. Организация применяет при списании материалов метод скользящей средней себестоимости, которая рассчитывается на дату выполнения операции.
  3. С 1 по 3 апреля бухгалтер произвел следующие записи в карточке водителя:
Дата Приход Расход Остаток
количество цена стоимость количество цена стоимость количество цена стоимость
Остаток на 01.04 18 10 180
01.04 7 10 70 11 10 110
02.04 10 10 100 1 10 10
03.04 20 11 220 11 10,95 120,48 10 10,95 109,52

В бухгалтерском учете организации сделаны следующие проводки:

1 апреля:

Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»

— 70 руб. — списано по нормам 7 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 1 апреля;

2 апреля:

Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»

— 100 руб. — списано по нормам 10 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 2 апреля;

3 апреля:

Дебет 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.» Кредит 71 субсчет «Сидоров»

— 220 руб. — оприходовано 11 литров бензин на основании чека ККМ, приложенного к авансовому отчету водителя;

Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»

-120,48 руб. — списано по нормам 11 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 3 апреля.

Арендованный транспорт

Получить транспортное средство (автомобиль, грузовик, гусеничный экскаватор, фронтальный погрузчик) во временное владение и пользование можно, заключив договор аренды транспортного средства с юридическим или физическим лицом.

По договору аренды арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование.

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов (ст. 646 ГК РФ).

Стороны могут предусмотреть смешанные условия оплаты аренды в виде фиксированной доли (непосредственно арендная плата) и оплаты компенсации на текущее содержание арендованного имущества, которая может меняться в зависимости от внешних факторов.

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на ГСМИсточник фото: exkavator.ruЕсли а расходы на ГСМ несет наниматель транспорта, учет ГСМ идентичен ситуации с эксплуатацией собственного ТС

В случае, когда расходы на ГСМ несет наниматель транспорта, учет ГСМ идентичен ситуации с эксплуатацией собственного транспортного средства. Просто учитывается такой автомобиль не в составе основных средств, а на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, принятой в договоре.

За его использование начисляется арендная плата, а амортизация не начисляется. Арендная плата учитывается в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией вне зависимости от того, у кого арендуется автомобиль — у юридического или физического лица (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В то же время статус арендодателя влияет на налоговые последствия по другим налогам. Так, если автомобиль арендуется у физического лица, у него возникает налогооблагаемый доход. Что касается ЕСН, то нужно различать аренду транспортного средства с экипажем и без него (п. 1 ст. 236 и 3 ст. 238 НК РФ).

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на ГСМИсточник фото: exkavator.ruСтатус арендодателя влияет на налоговые последствия по другим налогам

На арендованную машину выписывается путевой лист на время работы, поскольку распоряжается машиной организация. А пп.2 п.1 ст.

253 НК РФ разрешает включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход, все средства, истраченные на содержание и эксплуатацию основных средств и иного имущества, которое используется в производственной деятельности. Это касается и ГСМ, которые используются на арендованном автомобиле.

Безвозмездное пользование автомобилем

  • Организация может заключить договор безвозмездного пользования автомобилем (ссуды), согласно которому ссудополучатель обязан содержать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, а также несение всех расходов на ее содержание, если иное не предусмотрено договором.
  • Расходы организации по содержанию и эксплуатации автомобиля, полученного по договору безвозмездного пользования, уменьшают налогооблагаемую прибыль в общеустановленном порядке, если договором предусмотрено, что данные расходы несет ссудополучатель.
  • Бухгалтерский и налоговый учет расходов на ГСМИсточник фото: exkavator.ruОрганизация может заключить договор безвозмездного пользования автомобилем
Читайте также:  Как правильно взять землю в аренду у государства?

К договорам безвозмездного пользования (ссуды) применяются отдельные правила, предусмотренные для договора аренды. Расходы на ГСМ учитываются аналогично арендованной машине, поскольку распоряжается ею организация.

Передача имущества во временное пользование по договору ссуды — для целей налогообложения есть не что иное, как безвозмездно оказанная услуга. Стоимость такой услуги включается ссудополучателем во внереализационные доходы (п. 8 ст. 250 НК РФ). Эту стоимость нужно определить самостоятельно, основываясь на данных о рыночной стоимости аренды аналогичного автомобиля.

Компенсации работникам

Работникам выплачивается компенсация за износ личного транспорта и возмещаются расходы, если личный транспорт используется с согласия работодателя в служебных целях (ст. 188 ТК РФ). Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Часто по приказу работнику выплачивают компенсацию по норме, установленной Правительством РФ и сверх этого расходы на бензин.

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на ГСМИсточник фото: exkavator.ruРазмер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора

Списание стоимости ГСМ в расходы для целей налогообложения

В составе материальных затрат организаций, имеющих на балансе автотранспорт, большое место занимают расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ), бензина, моторных масел и т.п.

С вступлением в силу главы 25 «Налог на прибыль организаций» возник вопрос о том, как учитывать расходы на топливо и необходимо ли применять Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-97), утвержденных Минтрансом России 29.04.1997г.?

В данной статье мы рассмотрим вопрос, как организовать налоговый учет ГСМ.

Согласно требованиям п.1 ст.252 гл.25 «налог на прибыль организаций» НК РФ в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 Кодекса).

  • Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления налогоплательщиком деятельности, направленной для получения дохода.
  • Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
  • Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.254 гл.25 НК РФ в состав материальных расходов, связанных с производством и реализацией, включаются затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели).

Как видно из формулировки пп.2 п.1 ст.254 гл.25 НК РФ расходы на приобретение всех видов топлива относятся к материальным расходам организации, уменьшающим доходы текущего отчетного (налогового) периода в полном объеме без каких-либо ограничений.

В связи с этим, в настоящее время списание горюче-смазочных материалов на производство осуществляется двумя способами:

1. Списание ГСМ в соответствии с установленными нормами

2. Списание ГСМ на основании данных о фактически выработанном топливе.

Рассмотрим более подробно каждый из возможных вариантов.

1. Списание ГСМ в соответствии с установленными нормами

В настоящее время ни бухгалтерские, ни налоговые документы не устанавливают предельные нормы расходов на ГСМ, которые можно списывать на расходы.

Однако, для того, чтобы иметь возможность осуществлять контроль за расходом горюче-смазочных материалов и доказать экономическую обоснованность осуществленных расходов организация может разработать нормы расхода на ГСМ, которые утверждаются приказом руководителя.

При разработке норм организация может принять за основу Руководящий документ Р3112194-0366-97 утвержденный 29.04.2003г Министерством транспорта России «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Срок действия данного документа до 1 января 2008 года.

В данном документе приведены значения базовых норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, и порядок (методика) их применения, а также нормативы по расходу смазочных материалов.

Кроме того, нормативные материалы предназначены для работников не только автотранспортных предприятий, но и других организаций, эксплуатирующих автомобильную технику на территории Российской Федерации, в целях организации планирования поставки, учета и контроля расхода топлива и масел.

  1. Указанным документом установлены:
  2. 1) нормы расхода топлива для автомобилей общего назначения, к которым относятся:
  3. — легковые автомобили,
  4. — автобусы,
  5. — бортовые грузовые автомобили,
  6. — тягачи,
  7. — самосвалы,
  8. — фургоны;
  9. 2) нормы расхода топлива на легковые автомобили и микроавтобусы зарубежного производства;
  10. 3) нормы расхода топлива для специальных автомобилей;
  11. 4) нормы расхода смазочных материалов и специальных жидкостей.
  12. Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки и модификации автомобилей. При этом можно выделить их следующие виды:
  13. — базовая норма на 100 км пробега автомобиля;
  14. — норма на 100 т-км транспортной работы (учитывается дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом);
  15. — норма на езду с грузом (учитывается увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки).

Базовая норма расхода топлива в зависимости от категории автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.) предполагает различное снаряженное состояние автомобиля и режим движения в эксплуатации.

  • Норма на транспортную работу зависит от разновидности двигателя, установленного на автомобиле (бензиновый, дизельный или газовый), и полной массы автомобиля.
  • Норма расхода топлива на ездку с грузом зависит только от полной массы автомобиля.
  • Базовые нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:
  • — для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах;
  • — для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, — в литрах сжиженного газа;
  • — для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, — в нормальных метрах кубических (куб. м);

— для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, а рядом указана норма расхода дизельного топлива в литрах.

Размер указанных норм может меняться — увеличиваться или уменьшаться в зависимости от различных условий, например времени года, при работе в горных местностях, при работе с большой численностью населения и т.д. Для этого применяются специальные поправочные коэффициенты к нормам.

Например, при работе автотранспорта в г. Москве нормы расхода топлива могут повышаться при следующих условиях:

— при работе в зимнее время — на 10% (срок действия зимних надбавок для этого региона — 5 месяцев);

— работе в городах с населением от 1,0 до 3,0 млн. чел. — до 20%;

— при работе, требующей частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров и т.п. (в среднем более чем 1 остановка на 1 км пробега — маршрутные автобусы, автомобили по очистке почтовых ящиков, инкассации денег, обслуживанию пенсионеров, инвалидов, больных и т.п.), — до 10%;

— при перевозке нестандартных крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д.

, движение в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях с пониженными скоростями движения автомобилей до 20 – 30 км/час — до 15%, при пониженных скоростях до 10 км/час — до 35%; — пробеге первой тысячи километров автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, и новыми, а также централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии — до 10%; перегоне в спаренном — до 15% или строенном состоянии — до 20%;

  1. — для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет, — до 5%, более 8 лет — до 10% — почасовой работе грузовых автомобилей или их постоянной работе в качестве технологического транспорта или в качестве грузовых таксомоторов — до 10%;
  2. — работе киносъемочных и аналогичных специальных автомобилей, выполняющих транспортный процесс на пониженных скоростях, частых остановках, многократном движении задним ходом, — до 10%;
  3. — учебной езде — до 20%.

Нормы расхода топлива при работе автотранспорта на территории г. Москвы могут понижаться при эксплуатации заказных и ведомственных автобусов, не работающих на постоянных маршрутах, — до 10%.

В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

В соответствии с вышеуказанным документом, учитывая возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного и природного характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п.

Читайте также:  Сколько времени занимает оформление квартиры в собственность?

, в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива по распоряжению руководителей местных администраций регионов страны, министерств и ведомств — при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России (ФГУП НИИАТ).

Кроме того, для новых моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которые Минтрансом России не утверждены базовые нормы расхода топлива (отсутствующие в Руководящем документе), руководители местных администраций регионов и предприятий вправе вводить в действие разрабатываемые ФГУП НИИАТ в установленном порядке временные нормы, действующие до их утверждения Минтрансом России при переутверждении или дополнении данного Руководящего документа. Однако, по мнению специалистов, если организация приобретает новые модели и модификации автомобильного транспорта, на которые Департамент автомобильного транспорта не установил базовых норм расхода топлива. В этом случае руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму сроком до двух лет. Для этого предприятию следует произвести контрольный замер нормы расхода топлива, результаты которого оформить актом, примерная форма которого приведена ниже, и на основании приказа руководителя предприятия ввести в действие временную норму.

Утверждаю

директор ОАО «Ромашка»

Фурсов К.А.

  • 18 марта 2002 г.
  • АКТ
  • контрольного замера нормы расхода топлива
  • для автомобиля (марка)

Комиссия в составе: инженера по транспорту (Ф.И.О.), водителя (Ф.И.О.) и экономиста (Ф.И.О.), составила настоящий акт в том, что был произведен контрольный замер расхода топлива на автомобиль (марка) ____, городской номер ____, пробегом на расстоянии 100 км.

  1. По маршруту:
  2. __________________________________________________________________
  3. Питание топлива производилось из мерного бачка N____________.
  4. На начало контрольного замера в баке было __________________.
  5. На конец контрольного замера в баке осталось _______________.
  6. Показание счетчика спидометра в начале замера ______________.
  7. Показание счетчика спидометра в конце замера _______________.
  8. Расход топлива ____________________л.
  9. В результате контрольного замера выявилось:
  10. расход топлива на 100 км пробега составил ________________ л.
  11. Подписи членов комиссии:

Таким образом, если организация утвердила нормы расхода на ГСМ, утвердив их приказом руководителя, то в целях налогообложения организация сможет учесть расходы на ГСМ только в пределах норм.

Для того, чтобы учесть в составе расходов для целей 25 главы расходы на ГСМ свыше установленных норм, необходимо документально обосновать перерасход с указанием причины произведенного перерасхода топлива.

Списание ГСМ без путевых листов. Порядок, расчет. Образец приказа

Списание ГСМ в затраты невозможно без их документального подтверждения. Основным документом, выполняющим эту функцию, считается путевой лист, однако он не является единственным способом зафиксировать понесенные затраты в учете.

Организации, не являющиеся транспортными, могут использовать иные документы, соответствующие требованиям ФЗ-402 «О бухучете».

О том, в каких случаях возможен учет ГСМ БЕЗ путевых листов и как это сделать правильно, публикуем ниже.

Какие есть обязательные реквизиты путевых листов?

В каких случаях путевой лист не нужен

Бензин и другие ГСМ могут использоваться не только для транспортных нужд. Например, организация использует газонокосилку для ухода за территорией. Агрегат заправляется бензином.

Очевидно, что использование путевого листа для подтверждения его расхода здесь лишено смысла.

В подобных случаях пользуются технической документацией на агрегат, где указаны нормы расхода бензина за час работы, масел (обычно указывается на литр расхода топлива).

Другой вариант — опытным путем в присутствии комиссии устанавливают, сколько фактически сжигается ГСМ за единицу времени. Эти показатели и расчеты вносят в локальный НА, к примеру «Показатели работы газонокосилки». Если обрабатывается одна и та же территория, то ее площадь известна и можно определить количество времени, необходимое для покоса, расход бензина.

После выполнения работы на основании заказа-наряда или иного подтверждающего документа составляется акт на списание ГСМ.

В нем указываются площадь скошенного участка, время работы агрегата, наименование и количество израсходованного бензина, его цена и стоимость, отнесенная в расходы.

В акт вносится информация о том, что установленные нормы расхода ГСМ не превышены, расходы обоснованы и бензин подлежит списанию. Документ подписывается членами комиссии и заверяется руководителем.

Организации, не занимающиеся перевозками, но имеющие служебный, производственный транспорт, могут обходиться в учетной работе без путевых листов (Минфин, документ №03-03-06/1/354 от 16/06/11):

  1. При использовании системы ГЛОНАСС или иных подобных систем контроля. ПО позволяет делать распечатки – отчеты, отражающие все показатели движения машины.
  2. Если маршрут движения не меняется, например, автомобиль предназначен для ежедневного развоза работников. Число поездок, километраж, расход бензина будет постоянным, следовательно, можно применять списание по утвержденным нормам расхода ГСМ. Организация может разработать форму документа, контролирующего поездки и расход бензина, в течение месяца, самостоятельно.

Списание ГСМ осуществляется на основании этих документов актом на списание.

Кстати говоря! Перевозчики могут использовать тахографы, ГЛОНАСС, системы GPS как вспомогательный инструмент контроля расхода горючего.

Нюансы и проблемы

Отказ от использования путевых листов для подтверждения расходов по ГСМ воспринимается неоднозначно контролирующими органами и судьями.

Минфин в письме №03-03-06/1/354 допускает такую возможность, оговаривает, что документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Порядок оформления первички по расходу ГСМ Минфин не устанавливает.

Обязательные реквизиты документов содержит ФЗ-402 «О бухучете». Любой документ, соответствующий его требованиям и утвержденный в учетной политике (ПБУ1/2008 п.4), может использоваться для подтверждения расходов.

Из этого следует, что акты на списание ГСМ и документы, подтверждающие работу нетранспортных агрегатов на бензине, являются достаточным основанием для списания, если они правильно оформлены и утверждены в организации как рабочие.

Что касается перевозок, то мнения судей различны. Так, ФАС ЗСО в постановлении №Ф04-2219/11 по делу №А27-10300/2010 от 17/05/11 г. делает вывод, что путевые листы для подтверждения расходов необходимы в любом случае, поскольку эти документы свидетельствуют о работе автомобиля фактически в производственных целях.

Учёт расхода топлива и списание ГСМ в автопарках

Как выстроить грамотную учётную политику в компании, владеющей транспортом? Рассказываем о ключевых моментах, делимся практическими советами и рекомендациями.

Не лишним будет напомнить, что топливо является основной частью расходов каждого автопарка. Поэтому правильный учёт и корректное списание ГСМ – это первостепенная задача для любой компании, использующей транспорт.

Проработанная учётная политика, включая постоянный анализ фактического расхода топлива, позволяет снижать потери ГСМ и сокращать затраты автопарков на 10-50%.

С точки зрения бухгалтерской работы и налоговой отчётности тут есть масса нюансов. Конечно, охватить все аспекты в рамках одной статьи не получится. Постараемся остановиться на главном и понять, как сделать учёт топлива максимально точным и удобным для компаний.

Нормы расхода, в качестве экономически обоснованных показателей, применяются как в бухгалтерском, так и в налоговом учёте. Несмотря на то, что НК РФ формально не требует нормировать списание ГСМ, налоговики вправе затребовать обоснование топливных затрат.

Самим компаниям бывает тоже выгоднее опираться на установленные нормы с целью снижения налогооблагаемой базы (зависит о формы собственности и налоговой нагрузки). А вот с позиций бухучёта предпочтительнее учитывать топливо по факту, что лучше сказывается на финансовых показателях. Поэтому многие автопарки практикуют комбинированный подход.

Но в любом случае для точного учёта ГСМ необходимо понимать, насколько утвержденные нормы действительно соответствуют реальной ситуации.

Рассмотрим два основных варианта расчёта норм топлива:

В большинстве случаев автопарки ориентируются на уже разработанные нормы — в первую очередь, это документы Минтранса РФ. Рекомендованные нормативы для различных марок ТС закреплены в распоряжении N АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Документ постоянно обновляется — последняя редакция вышла 20.09.2018.

В актуальной версии распоряжения указаны отдельные типы ТС и спецтехники, формулы расчета норм и поправочные коэффициенты. Эти коэффициенты учитывают особенности дорог, время года, срок службы машин, численность населения пунктов, в границах которого передвигается транспорт, и т.д.

Также в случае с каждым типом ТС есть коэффициенты с поправкой на вид топлива и объем цилиндра.

Используя нормативы Минтранса, расход топлива двумя можно вычислить двумя способами:
Простейший способ: разделить литры топлива на километры, умножить на 100 и применить поправочные коэффициенты.

Не такой легкий, но более точный способ: использовать формулы с учетом норм расхода, которые указаны в распоряжении N АМ-23-р по отношению к конкретным маркам ТС.

Если это легковой автомобиль, то формула выглядит так:

Читайте также:  Уведомление о расторжении срочного трудового договора: образец заполнения 2021

Дополнительно при расчётах можно опираться на нормы, заявленные в технической документации производителей автомобилей. И применять по отношению к ним коэффициенты Минтранса.

ПЛЮСЫ. Нормы Минтранса достаточно тщательно проработаны и постоянно актуализируются.

МИНУСЫ. Нормы Минтранса, так же как и «паспортные» нормы производителей, носят обобщенный характер. В реальности на расход топлива влияет совокупность факторов, которая отражается на каждом автомобиле абсолютно индивидуально.

Так, по мере увеличения срока службы и пробега, нормированные значения будут всё меньше совпадать с фактическими показателями.

При разных обстоятельствах нормы расхода топлива одних и тех же марок ТС и с теми же поправочными коэффициентами могут очень сильно отличаться.

Второй вариант нормирования заключается в собственной разработке норм с учётом реальных условий и параметров эксплуатации транспортных средств.

Ещё раз подчеркнём, что нормы Минтранса носят методический или сравнительно-сопоставимый характер. Они не являются неукоснительными. И каждая компания вправе самостоятельно произвести замеры и определить поправочные коэффициенты. При этом, ничего не мешает в дальнейшем применять по отношению к собственным нормам ведомственные коэффициенты.

Для выработки своих норм в автопарке создается комиссия, состоящая из руководства, технических специалистов и – обязательно – водителей ТС конкретных марок. На основании соответствующего приказа комиссия производит контрольные замеры расхода топлива, исходя из характеристик транспортного средства, условий эксплуатации, времени года и т.д. Кстати, для зимнего и летнего периодов дозволено утверждать разные лимиты.

Полученные нормы оформляются в виде отдельного приказа и используются для списания ГСМ. Эти внутренние локальные акты можно изменять, если, например, возникают сомнения в показаниях или когда в автопарк поступают новые ТС. Только нужно, чтобы всё было непременно задокументировано. Шаблоны приказов и актов вы можете скачать по этим ссылкам:

На самом деле, далеко не все автопарки самостоятельно разрабатывают собственные нормы. Либо нет рвения, либо не хватает знаний и опыта. Хотя, не сложно найти тех, кто готов помочь. На простом уровне с этим справится и сотрудник автосервиса.

Серьёзнее к делу подходят специализированные метрологические организации и центры по установке спутниковых систем контроля топлива.

Главное понимать, что правильное нормирование поможет компании заранее избежать перерасхода топлива на уровне 15-20%!

Среди традиционных способов замера встречаются такие, как: подключение мерного бачка к топливной системе, использование специального щупа с нанесенной шкалой, перелив ГСМ в мерные емкости для сравнительного анализа и др. Но на результат показаний в каждом случае будет влиять допустимая погрешность выбранного способа.

Для объективного расчёта норм расхода топлива необходимо – вместе с одним из привычных способов – использовать спутниковый мониторинг транспорта и сравнивать результаты замеров.

Транспорт следует оснастить датчиками уровня топлива и бортовыми контроллерами. Это оборудование обязательно должно иметь сертификаты средств измерения. О том, как происходит разработка собственных норм с помощью ГЛОНАСC/GPS-систем, рассказывает специалист компании, занимающейся внедрением нашей системы:

Эксплуатационный замер проводится методом долива топлива до полного объёма бака. С целью исключения вмешательства в топливную систему со стороны персонала требуется её опломбировать и сфотографировать. Транспортное средство «прогоняют» на разных режимах (нормальная работа, максимальный режим), после чего снова полностью заправляют, посчитав объём добавленного топлива мерником или иными средствами измерения, которые должны иметь сертификат метрологической поверки. По итогам замеров фактические показатели (расход топлива, скорость, пройденное расстояние) сравниваются с данными системы спутникового мониторинга транспорта. Если отклонение находится в пределах нормы, то полученный эксплуатационный расход применяется в качестве нормы списания топлива (л/100км, л/моточасы).Если же обнаруживается разница свыше 5%, то стоит разобраться в причинах: проверить работу штатных систем ТС и верность показаний оборудования для спутникового контроля.

  • Дмитрий Савельев, инженер
  • компания «ГУГОЛ-СЕРВИС»

Далее в приказах для каждого ТС закрепляется своя фиксированная норма ГСМ. Топливо можно будет списывать по факту на основе данных спутникового мониторинга, но в объеме, не превышающем утверждённую норму. Если компания всё же останавливается на списании топлива исключительно по нормам, то данные о фактическом расходе используются для расследования спорных случаев.

Важное достоинство ГЛОНАСС/GPS-контроля состоит не только в том, что он позволяет эффективно отслеживать реальный расход топлива в автопарке, но и существенно оптимизирует учёт ГСМ – особенно если реализована интеграция спутниковой системы с программами для автоматизации управленческого и оперативного учёта.

Современные программные продукты сильно изменили работу транспортников. В отличие от прошлых лет, им не нужно заниматься многими рутинными задачами, в том числе бумажной волокитой. Такие программы, как «1С:Управление автотранспортом», «1С:Предприятие 8. Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом», «1С:TMS Логистика. Управление перевозками», а также различные модификации и аналоги этих продуктов внедрены практически во всех автопарках. Подобные программы включают немало базовых возможностей, дополнительных подсистем и модулей для комплексного управления транспортом: планирования, контроля, распределения заказов, расчёта амортизации, начисления зарплаты и много другого.
В плане бухгалтерского учёта ГСМ современные программы обеспечивают автоматический учёт поступления и расхода топлива по отдельным ТС и сотрудникам, учёт по нормам и факту, ведение реестра путевых листов, формирование отчетности и т.п.В таких программах часто реализованы возможности оформления заправок по отдельным видам (со склада, за наличные, по талонам). Кстати, за последние годы бурно развилась интеграция ПО с процессинговыми центрами. Благодаря этому в учётных системах автопарков доступна детализированная информация о заправках по пластиковым картам на АЗС ведущих игроков (Shell, Лукойл, ТНК, Роснефть, Газпромнефть, etc.).

Ещё больше преимуществ автопаркам даёт взаимодействие бухгалтерского ПО с системами спутникового мониторинга транспорта.

Если информация из системы ГЛОНАСС/GPS-контроля поступает в учётную систему автопарка (например, программу 1С:УАТ), то это позволяет:

Выполнять списание ГСМ на основе данных о фактическом расходе топлива и информации о моточасах.

Сравнивать данные о фактическом расходе с нормами (план-факт), сопоставлять их с информацией от процессинговых центров и показателями работы ТС, полученными из системы спутникового контроля (пробег, маршрут, посещение геозон, иные параметры).

В автоматическом режиме вносить в путевой лист топливо, которое остаётся после смены.

Контролировать сотрудников и вести учёт объёма выполненных работ.

Таким образом, за счёт интеграции управленческих программ со спутниковым мониторингом, бухгалтерия получает наиболее эффективный способ учёта и списания ГСМ. А сама компания добивается прозрачной работы автопарка, экономии средств, улучшения дисциплины и повышения качества труда.

При условии, что выработаны конкретные организационные меры и строго соблюдается учётная политика. Об этом подробнее рассказывает наш партнер из Нового Уренгоя, генеральный директор «Альфа-Ком» Павел Баранов.

Компания занимается комплексной 1С-автоматизацией предприятий, в частности, автотранспортных. Среди крупнейших заказчиков — службы ЖКХ Нового Уренгоя.

Клиенты компании из числа владельцев автопарков используют в работе систему спутникового мониторинга «АвтоГРАФ» и отраслевые решения на базе 1С.

Это «1С-Рарус: Автохозяйство» и отдельные конфигурации, созданные специалистами «Альфа — Ком» под заказ.

Очень часто заказчики прямо заявляют, что им нужны решения, которые будут делать всё необходимое только при нажатии одной-двух кнопок. То есть по формуле «установил и забыл». Однако в данном случае такой подход не сработает. Надо понимать, что любая техническая система не может полностью исключить человеческий фактор. Также как автоматизация не отменяет документооборот — в нашем случае мы говорим о путевых листах.Каждый, кто использует системы спутникового мониторинга, знает, что неизбежно придется столкнуться с расхождениями. Например, когда одометр показывает один пробег, а ГЛОНАСС выдаёт показатели ниже. Или же когда объем топлива по заправочным документам не совпадает с фактическими данными из спутниковой системы. С этими нестыковками, так или иначе, нужно работать. Сравнивать, выяснять, расследовать, принимать административные решения.Поэтому руководству нужно изначально определиться, как нормировать ГСМ и вести учёт, какие показатели брать за основу, кто этим будет заниматься и что грозит нарушителям. Всё это должно быть оформлено в виде приказов и донесено до коллектива.При правильном подходе интеграция программных продуктов, таких как 1С, с системами ГЛОНАСС/GPS-контроля позволяет значительно улучшать работу автотранспортных компаний. Но, опять же, нужно осознавать, что у программ для автоматизации — управленческая миссия, а спутниковые системы выполняют функцию контроля. И там, и там есть своя специфика, а при взаимодействии возможны разночтения. Поэтому для того, чтобы интегрированное решение приносило пользу автопарку, нужно заранее проработать все моменты и стратегию дальнейшей работы. В этом обязательно должна помогать компания, занимающаяся автоматизацией.

  1. Павел Баранов, генеральный директор
  2. компания «Альфа-Ком»
Ссылка на основную публикацию