Ответственность за использование земли не по целевому назначению

8 февраля Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС20-15754 по делу № А40-258644/2019 об оспаривании обществом – владельцем гостиницы привлечения к административной ответственности за нецелевое использование земельного участка, предназначенного для размещения бани.

В июле 2019 г. Управление Росреестра по Москве оштрафовало АО «Воронцовский БПК» на 700 тыс. руб. по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Основанием послужило то обстоятельство, что на переданном в аренду ООО «Яхонт» земельном участке с видом разрешенного использования «для эксплуатации зданий под бани» расположено арендуемое обществом «Воронцовский БПК» здание, используемое для размещения гостиницы.

По мнению административного органа, это не соответствует сведениям о виде разрешенного использования земельного участка, внесенным в ЕГРН, и нарушает требования ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Решение было оспорено АО «Воронцовский БПК» в Арбитражный суд г. Москвы.

В ходе судебного разбирательства общество ссылалось на то, что спорный участок находится в аренде у общества «Яхонт» на основании договора, заключенного с Московским земельным комитетом, правопреемником которого является Департамент имущества г. Москвы.

На этом участке расположено здание, находящееся в столичной собственности и переданное в аренду АО «Воронцовский БПК» до 22 июля 2022 г. По мнению общества, использование здания под гостиницу было согласовано с собственником – столичным Департаментом городского имущества.

Организация добавила, что она не является ни собственником, ни арендатором этого земельного участка, а лишь арендует спорные помещения в здании, принадлежащем Москве, и использует их в разрешенных собственником целях.

Соответственно, общество как лицо, ограниченное в возможности инициировать изменение вида разрешенного использования земельного участка, нельзя привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Кроме того, совместное использование земельного участка в целях «для эксплуатации зданий под бани» и «для размещения гостиницы» не противоречит требованиям Правил землепользования и застройки г. Москвы.

Три судебные инстанции отказались удовлетворять требования заявителя со ссылкой на то, что использование спорного здания под размещение гостиницы противоречит виду разрешенного использования земельного участка, внесенному в ЕГРН. Тем самым суды выявили наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и сочли правомерным постановление Росреестра.

Рассмотрев кассационную жалобу АО «Воронцовский БПК», Судебная коллегия по экономическим спорам ВС согласилась с ее доводами.

Высшая судебная инстанция напомнила, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капстроительства выбираются самостоятельно их правообладателями (за исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий) без дополнительных разрешений и согласования в силу п. 4 ст. 37 ГрК РФ.

Как пояснил Суд, использование земельного участка не только в соответствии с основным видом разрешенного использования, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, допустимым в качестве дополнительного по отношению к основному, не свидетельствует о нецелевом использовании такого объекта.

В свою очередь, диспозиция ч. 1 ст. 8.

8 КоАП РФ не предусматривает наступление административной ответственности за отсутствие в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, допустимых в качестве дополнительных по отношению к основному виду, а отсутствие в ЕГРН таковых сведений не образует состав вышеуказанного правонарушения.

КС выявил противоречия в практике привлечения к ответственности за нецелевое использование землиКак пояснил Суд, законодательство РФ не обязывает лицо, одновременно использующее земельный участок в соответствии с основным и вспомогательными видами его разрешенного использования, уведомлять органы власти о своем решении

Со ссылкой на Постановление КС РФ от 16 октября 2020 г.

№ 42-П Верховный Суд напомнил, что собственник земельного участка вправе самостоятельно выбрать для себя как основной, так и – в дополнение к основному – вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны. При этом ни Земельный кодекс, ни Градостроительный кодекс РФ непосредственно не обязывают лицо, использующее земельный участок не только в соответствии с основным видом его разрешенного использования, указанным в ЕГРН, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, который предусмотрен правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, уведомлять о своем решении те или иные органы публичной власти.

«Собственники (правообладатели) земельных участков не могут быть принуждены к внесению каких-либо сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае, когда они в дополнение к основному виду разрешенного использования принадлежащих им земельных участков самостоятельно выбирают вспомогательный вид их разрешенного использования.

Кроме того, как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 12 ноября 2020 г.

№ 46-П, если в статусе собственника земельного участка лицо не лишено законной возможности инициировать изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой, то арендующее землю лицо в такой возможности ограничено», – отмечено в определении.

КС высказался против обложения производственных объектов повышенным имущественным налогомКак пояснил Суд, если здания используются в производственных и образовательных целях, а не для размещения офисов или торговых объектов, то они не могут облагаться налогом на имущество организаций с учетом кадастровой стоимости

Верховный Суд добавил, что в рассматриваемом деле, признавая правомерным привлечение общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.

8 КоАП РФ, суды исходили исключительно из использования обществом земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования, внесенным в ЕГРН, не проверив указанные доводы заявителя и не устанавливая обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения настоящего дела. Таким образом, ВС отменил судебные акты нижестоящих судов и вернул дело на новое рассмотрение в АС г. Москвы.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян поддержала выводы Верховного Суда: «Нижестоящие суды, действительно, не учли различия между основными, вспомогательными, дополнительными видами использования земельного участка.

Для того чтобы установить все виды использования, необходимо обратиться к градостроительному плану земельного участка, так как в ЕГРН по вполне разумным причинам полный перечень видов использования, в частности список вспомогательных видов, не отражен».

По словам адвоката, текущим законодательством РФ не предусмотрена обязанность собственника земельного участка вносить изменения в ЕГРН, если принято решение воспользоваться вспомогательным видом разрешенного использования.

«Кроме этого, нижестоящими судами не произведено разграничение в правовом статусе общества, непосредственно пользующегося землей, которое в данном случае не являлось собственником. В связи с чем возможность, даже в случае необходимости, изменения каких-либо характеристик фактически отсутствовала.

Таким образом, нижестоящие суды допустили формальный подход к рассматриваемому спору, не учли положения нормативных актов, которые подлежат применению в данном конкретном случае», – резюмировала Нарине Айрапетян.

ВС напомнил порядок выбора вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорийКак пояснил Суд, размещение кондитерской фабрикой на земельном участке наряду с объектами пищевой промышленности магазина по продаже своих изделий и иной продукции не свидетельствует о нецелевом использовании земли

Старший юрист АБ «Инфралекс» Родион Макин отметил, что определение продолжает серию судебных актов, в которых ВС обращает внимание нижестоящих инстанций на то, что диспозиция ст. 8.8 КоАП не предполагает ответственность правообладателя земельного участка за невнесение сведений в ЕГРН о вспомогательных видах разрешенного использования участка.

«В этом плане Верховный Суд следует высказанной им же недавно позиции о том, что отсутствие в реестре сведений о виде разрешенного использования не свидетельствует об использовании участка не по целевому назначению и не представляет собой административное правонарушение в соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ (см. Определение ВС РФ от 1 октября 2020 г.

№ 310-ЭС20-8733)», – пояснил он.

По словам эксперта, выводы Суда логичны и справедливы с учетом того, что они находятся в полном соответствии с правовой позицией ВС и КС РФ.

«Радует также тот факт, что Верховный Суд в этом и ряде других дел стал отменять решения судов нижестоящих инстанций, которые соглашались с привлечением к ответственности правообладателей, осуществлявших фактическое землепользование в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки, но не в соответствии с видами разрешенного использования, указанными в реестре. Напомним, что данная весьма сомнительная практика стала повсеместной, и многие суды решали дела не в пользу правообладателей», – подчеркнул Родион Макин.

Юрист также задался вопросом, как законодатель выполнит поручение Конституционного Суда обеспечить ясность в вопросе того, должен ли правообладатель самостоятельно обеспечить соответствие реестра, ПЗЗ и фактического пользования.

«По сути, в рассматриваемом случае снова поднимается вопрос публичной достоверности реестра, однако, в отличие от проблематики внесения сведений о правах и их обременениях, необходимость приведения в соответствие реестра, ПЗЗ и фактического пользования силами самого правообладателя не выглядит самоочевидной», – резюмировал он.

Вас признали нарушителем по статье 8.8 КоАП РФ: что делать?

Обратим внимание, что в статью 8.8 КоАП включены 3 самостоятельных состава административных правонарушений. Несмотря на то, что все правонарушения, перечисленные в этой статье, являются нарушениями в сфере общественных отношений по рациональному использованию и охране земель (почв), они отличаются друг от друга способом совершения.

На основании указанной статьи КоАП к административной ответственности могут привлечь за одно из следующих административных правонарушений:

  • использование земельного участка не по целевому назначению;в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (ч. 1 ст. 8.8 КоАП );
  • неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях (ч. 2, 2.1, 3 ст. 8.8 КоАП);
  • невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 4 ст. 8.8 КоАП).

Рассмотрим каждое из вышеприведенных правонарушений более подробно.

1.1. Использование земельного участка не по целевому назначению

Законом регламентировано, что правообладатели земельных участков, обязаны использовать принадлежащие им земли в соответствии с целевым назначением земли, при этом методы использования не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земельным ресурсам(ст. 42 ЗК РФ).

Читайте также:  Повторность совершения правонарушения по коап рф - адвокат сорокин

Подробнее…

Каждый земельный участок по целевому назначению относится к одной из семи категорий земель (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • особо охраняемых территорий и объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Кроме того, нецелевое использование земельного участка также предусматривает случаи использования участка не в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования.

Вид разрешенного использования земельного участка определяет, какую деятельность можно вести на участке (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ст. 37 ГрК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.

Данное нарушение характеризуется совершением действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, на сознательное изменение его целевого назначения.

Сведения о категории и разрешенном использовании земельного участка указываются в документах на землю, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и приводятся в выдаваемой выписке (п.п. 3, 4 ч. 5 ст. 8, ч. 1 ст. 21, ч.6 ст. 62 Закона о регистрации).

1.2. Неиспользование земельного участка

Данное административное правонарушение заключается в неиспользовании земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по его использованию в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, т.е. собственник, арендатор или владелец земельного участка не выполняет принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию участка в предназначенных целях и в установленный законом срок.

Другими словами, рассматриваемое административное правонарушение совершается в форме бездействия виновного лица.

Причем обязательным признаком указанного правонарушения является установленный для использования этого участка срок.

Это означает, что вопрос о наличии в действиях виновного лица состава данного правонарушения может быть поставлен только после истечения установленного законом срока.

Срок для привлечения к ответственности за неиспользование земельного участка по назначению устанавливается в зависимости от целевого назначения.

Так за неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения привлекают в случае, если земельный участок не используется:

  • в течение 3-х и более лет для ведения сельхозпроизводства или другой связанной с этим деятельности.
  • в течение 1 года по целевому назначению после его приобретения на публичных торгах, если ранее такой участок:

— был изъят по решению суда в связи с тем, что он не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований законодательства РФ;

— по информации органов земельного надзора не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований 3 года и более (ч. 2.1 ст. 8.8 КоАП).

К ответственности за неиспользование земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, привлекают в случае, если такие участки не используются в течение 3-х лет в целях, для которых они предоставлены (ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, ст. 284 ГК РФ).

Подробнее…

При рассмотрении дел по данному правонарушению учитываются положения земельного и градостроительного законодательства, согласно которым в срок неиспользования земельного участка не включается время, потраченное на его необходимое освоение.

В частности, в этот срок не включается время, потраченное на проведение инженерных изысканий, получение градостроительного плана земельного участка, проведение работ по архитектурно-строительному проектированию, прохождение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получение разрешения на строительство, а также время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению в виду обстоятельств, исключающих такое использование.

Кроме того, в этот период не засчитывается время, когда участок нельзя было использовать в связи с обстоятельствами, которые исключают его использование, например стихийное бедствие (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, ст. 284 ГК РФ, п.п. 3, 4 ст. 6 Закона об обороте земель сельхозназначения).

1.3. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

Данный вид правонарушения также выражается в бездействии виновного лица, а именно в не проведении действий, операций и процедур, направленных на улучшение состояния и повышение качества почв.

В ряде случаев оно может быть выражено в недостаточных или несвоевременных действиях, когда соответствующие мероприятия проводятся с нарушением сроков, технологий и иных требований, что фактически не дает необходимого эффекта.

В соответствии с ч.4 ст. 8.8 КоАП невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;также влечет наложение административного штрафа.

По общему правилу приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч. 3 ст. 76 ЗК РФ).

При этом для привлечения к ответственности по ч.4 ст. 8.8 КоАП основное значение имеет срок, установленный для выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

2. Органы, уполномоченные на привлечение к ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ

Главой 23 КоАП определены органы, уполномоченные на привлечение к административной ответственности и рассмотрение дел об административных правонарушениях.

В отношении правонарушений, установленных ст. 8.8 КоАП, привлечение к административной ответственности осуществляют следующие органы:

  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (ст. 23.15 КоАП) по делам об административных правонарушениях в отношении неиспользования земель сельскохозяйственного назначения в установленный законом срок (ч. 2 и 2.1 ст. 8.8 КоАП);
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы (ст. 23.21 КоАП) по делам об административных правонарушениях в связи с:
  • нецелевым использованием земельного участка;
  • неиспользованием земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в установленные сроки;
  • невыполнением или несвоевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 1, 3 и 4 ст. 8.8 КоАП).

3. Порядок устранения нарушения и обжалование постановления о привлечении к административной ответственности

Что же делать, если в отношении Вас вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушения, предусмотренные статьей 8.8 КоАП?

В данном случае возможно два варианта действий в зависимости от того, согласны ли Вы с постановлением:

Если Вы согласны с постановлением о привлечении к административной ответственности, нужно:

  • оплатить назначенный штраф;
  • устранить выявленное нарушение.

Устранить нарушения можно различными способами, в зависимости от того, в чем именно заключалось правонарушение.

Правообладателем земельного участка могут быть предприняты следующие меры:

  • оформить в установленном порядке изменение категории или вида разрешенного использования участка;
  • начать строительство или другим образом начать использование участка согласно его категории и назначению;
  • исполнить обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Даже если вы устраните нарушения любым способом, оплатить штраф все равно придется!

И наоборот назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой такое наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП). Это значит, что предписание об устранении нарушения земельного законодательства продолжает действовать и нарушение должно быть устранено.

В случае несогласия с вынесенным постановлением Вы вправе обжаловать его в судебном порядке.

Срок на подачу жалобы достаточно короткий и составляет всего 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен только судом по ходатайству заявителя (ч. 1 ст. 30.3 КоАП).

Суд вправе признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности.

Суд может отменить постановление о привлечении к ответственности в случае:

  • отсутствия события (состава) административного правонарушения;
  • непредоставления в суд со стороны надзорного органа, проводившего проверку и вынесшего постановление, доказательств нарушение закона или вины нарушителя.

Кроме того, в ряде случаев постановление можно оспорить по процессуальным основаниям (например, в связи с допущенными нарушениями правил организации и проведения проверки или составления протокола о правонарушении).

Также суд вправе признать нарушение малозначительным (ст. 2.9 КоАП), что послужит основанием для снижения размера штрафа.

Подробнее…

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Прокуратура разъясняет. За нецелевое использование земельного участка предусмотрена административная ответственность

  • В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
  • — земли сельскохозяйственного назначения;
  • — земли населенных пунктов;
  • — земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • — земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • — земли лесного фонда;
  • — земли водного фонда;
  • — земли запаса.

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (ст. 7 Федерального закона 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Категория земель и вид разрешенного использования земельного участка указываются в документах государственного земельного кадастра (например, в кадастровом паспорте), документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (например, в свидетельстве о государственной регистрации права), договорах, предметом которых являются земельные участки (например, в договоре аренды земли).

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Земельный участок должен использоваться собственниками земельных участков только в соответствии с установленным назначением. Собственники земельных участков не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка.

Читайте также:  Переоформление дачи на родственника. переоформление права собственности земельного участка

Ответственность за нецелевое использование земельного участка предусмотрена статьёй 8.8.

Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в соответствии с которой за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, предусмотрено наложение административного штрафа:

  1. 1) в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка:
  2. — на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей;
  3. — на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей;
  4. — на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей;
  5. 2) в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка:
  6. — на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  7. — на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; — на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Органы, имеющие права привлекать к ответственности по данной статье, указаны в ст. 23.21 КоАП РФ. К ним относятся органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель. На территории Республики Крым данные полномочия осуществляет Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Помощник прокурора                                                                    Симферопольского района Н. С. Соколовская

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Использование части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием) образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении  от 18.06.

2013 № 71/13,  юридическое лицо, использовавшее часть земельного участка с нарушением разрешенного использования, не принявшее мер к получению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, и имевшее реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства об использовании земельных участков,  виновно  в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.

8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи, влечет административную ответственность в виде административного штрафа для граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; для должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; для юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Земельный кодекс Российской Федерации возлагает на собственников земельных участков обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами (статья 42 ЗК РФ).

Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

  • Пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
  • Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
  • Условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства допускается на основании разрешения (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса), выдаваемого в порядке, предусмотренном статьей 39 этого Кодекса.
  • Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса).

Приведенные правовые нормы обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. При этом отсутствуют исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием).

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, является эксплуатация не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием) земельного участка как единого объекта, даже если используется не по целевому назначению только часть этого участка.

Таким образом, по мнению  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, использование земельного участка полностью или частично не по целевому назначению не влияет на квалификацию правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

При установлении вины хозяйствующего субъекта, имевшего реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства об использовании земельных участков, последний подлежит привлечению к административной ответственности по данному составу административного правонарушения.

Обязанности землепользователей и ответственность за нарушение требований законодательства

Содержание

  1. Возмещение ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства
  2. :
  3. Государственный и муниципальный надзор за использованием земель
  4. Типичные случаи ненадлежащего использования земли

Использование земельных участков, порой, кажется настолько обыденным делом, что из внимания их собственников ускользает момент ответственности, связанный с обязательностью соблюдения порядка эксплуатации земли, установленного законодательством.

Бывает, что правообладатели земельной недвижимости не обращают внимания на вид разрешённого использования своего земельного надела, полагая, что, как владельцы, они могут совершать с ним любые действия.

Это может стать причиной правонарушений, из-за которых землепользовватели получают из администрации предупреждения об их устранении. На них могут быть наложены штрафы. В худшем случае происходит изъятие участков.

Контроль за правильностью использования земли ведут муниципальные власти, службы Росреестра, и различные контролирующие организации. Земельные участки — вид недвижимого имущества. Характерным признаком такой недвижимости является невозможность её перемещения без причинения при этом несоразмерного ущерба (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ).

Имущество может находиться в собственности каждого. Право частной собственности охраняется законом (статья 35 Конституции РФ). Право на землю, как на имущество, составляют 3 правомочия:

  • распоряжение как единолично, так и совместно с другими лицами
  • владение
  • пользование

Формы собственности на землю, представляющей основу жизни и деятельности народов нашей страны, определены в статье 9 Конституции РФ:

  1. муниципальная
  2. частная
  3. государственная
  4. другие формы собственности

Собственники земли:

  1. владеют, пользуются, распоряжаются землёй
  2. имеют право на защиту своего земельного имущества (статьи c 209 по 217)

Штраф и ответственность за использование земель не по целевому назначению в 2020 году

  • Все земельные участки, находящиеся как в государственной, так и частной собственности, и расположенные в пределах РФ, имеют определенное назначение.
  • Попытки нецелевого использования любых наделов караются законом и лица, виновные в таких действиях или допустившие подобные факты, могут быть привлечены к ответственности.
  • На основании нормативных и законодательных актов, в частности статьи на территории нашей страны существуют отдельные категории земель, которые определяют возможные воздействия при их эксплуатации:
  1. предназначенные для с/х работ;
  2. участки водной и лесной категории;
  3. промышленной категории;
  4. космического фонда;
  5. предназначенные для жилого строительства.
  6. территории, являющиеся резервным фондом;
  7. относящиеся к охраняемым территориям;
  8. участки оборонного назначения;
  9. отведенные под населенные пункты;

Наряду с этим виды разрешенного использования земель базируются и на принципах регионального зонирования участков, к разновидностям которых относят:

  1. огородничество и садоводство, сюда могут относиться СНТ, ДНТ и ДНП.
  2. ЛПХ – личные подсобные хозяйства – выращивание культур не для коммерческого назначения;
  3. ИЖС (для возведения на них зданий или сооружений);

О категории земли и ее целевом назначении собственник или пользователь участка будет знать еще на этапе оформления необходимой документации, позволяющей эксплуатировать землю или осуществлять с ней какие-либо действия. Основными документами, в которых будет содержаться такая информация, будут являться кадастровый паспорт и свидетельство государственного образца о праве собственности.

Согласно требованиям Земельного кодекса использование земель разрешается исключительно в порядке их непосредственного назначения. При необходимости изменения назначения или применения с какой-либо другой целью предварительно необходимо обратиться с заявлением, в котором будет указана причина и основания.

Понятие и особенности нецелевого использования участка земли

Каждая территория, которой граждане владеют на основании свидетельства о собственности, а также земля, выданная в безвозмездное пользование или полученная на иных основания, обладает особой категорией.

Важно! Все сведения о различных категориях участков имеются в реестре недвижимости, поэтому все земли классифицируются по различным назначениям.

В зависимости от имеющейся категории, земля может использоваться исключительно для какой-либо одной цели. При этом учитываются следующие основные правила:

  • в процессе использования территории не допускается наносить вред окружающей среде, природе или людям;
  • непременно сохраняются межевые или какие-либо другие специальные знаки, которые устанавливаются на участке специальными государственными службами;
  • владельцы территории обязаны охранять ее и иные лесные или водные объекты от разных негативных воздействий и пожара;
  • если в договоре, на основании которого гражданин пользуется землей, имеются определенные сроки освоения, то владелец территории обязан применять землю по назначению в соответствии с этой информацией;
  • при оформлении участка в аренду, непременно своевременно вносятся арендные платежи;
  • во время применения участков должны соблюдаться требования градостроительных, строительных, противопожарных и многих других регламентов и правил;
  • требуется защищать территорию от загрязнения, истощения, порчи, уничтожения или деградации, а также ограждать ее от многочисленных других негативных воздействий;
  • владельцы территории обязаны выполнять другие требования, содержащиеся в ГК РФ. Права и обязанности собственников земельных участков детально рассмотрены в публикации по ссылке.
Читайте также:  Долговая расписка: что нужно о ней знать

Частные лица или разные компании могут применять земли исключительно трех категорий:

  • промышленного назначения;
  • для сельского хозяйства;
  • для создания населенных пунктов.

Важно! Существует еще несколько категорий, однако все эти земли непременно остаются в собственности государства, а также допускается их передача исключительно муниципальным властям.

https://www.youtube.com/watch?v=LJysrlJtL6k

Кто должен отвечать за незаконное использование земельного участка вы узнаете в этом видео с ми адвоката:

  Обмен квартиры на частный дом в 2020 году

Суть нецелевого использования земли

Каждый земельный участок в соответствии со своей категорией имеет право использоваться исключительно в определенных целях. Таким образом, если земля выдается садовому товариществу, то не допускается пользоваться ею для выпаса скота.

Если луг предназначается для выпаса скота, то эта земля не может применяться для возведения частного жилого дома.

Если территория предназначается для строительства жилых строений, важно учитывать, могут ли здесь возводиться многоэтажные сооружения или частные дома. Поэтому нельзя между двумя многоэтажками строить стандартный одноэтажный дом.

Зонируются даже земли промышленного назначения, так как если определенная территория предназначена для создания металлургического объекта, то не допускается заниматься на ней строительством складского помещения, используемого для получения выгоды в процессе сдачи его в аренду.

Регламент о целевом использовании участков земли разрабатывается администрацией любого региона, поэтому следует изучать актуальную информацию каждого региона. Именно муниципальные власти обязаны контролировать правильность использования различных участков.

Особенности доказательства факта незаконного владения

Доказывать факт незаконного владения территорий можно исключительно в течение трех лет после получения информации о наличии конкретного нарушения. Это обусловлено тем, что именно три года представлены сроком исковой давности, поэтому если они пройдут, то предъявить какие-либо претензии к гражданам или компаниям будет невозможно.

Сам процесс доказательства данного факта делится на последовательные этапы:

  • если владелец территории обнаруживает, что соседним участком земли пользуются посторонние лица, то следует обратиться в правоохранительные органы;
  • так же рекомендуется прийти в администрацию региона, чтобы оповестить работников этого учреждения об обнаруженном нарушении в письменном виде, для чего составляется специальное заявление;
  • в процессе предоставления данных разным государственным органам следует в письменном виде указывать информацию о себе и владельце соседнего участка, а также прописывается точный адрес участка, где были выявлены нарушения.

Таким образом, заявить о незаконном владении могут обычно люди, которые знают настоящих владельцев территории.

Как доказать факт незаконного использования земли? urned.net

Как доказывается нецелевое использование участков

Данный процесс обычно так же начинается соседями. Если они видят, что земля, предназначенная для строительства частных строений, используется в сельскохозяйственных целях, то они могут обратиться в администрацию региона.

Они составляют заявление, где указывают адрес участка и выявленные нарушения. Также прописывается просьба о проведении административной проверки. На основании данного заявления проводится проверка, выявляющая все нарушения.

Заявление о нецелевом использовании земли.

Как и кем проводится проверка целевого использования земли

Начинается проверка после получения заявления, поданного третьим лицом. Она предназначается для удостоверения в том, что земельный участок действительно используется не по назначению. Весь процесс делится на этапы:

  • формируется приказ о назначении комиссии начальником земельного департамента администрации или градостроительства;
  • в этом документе непременно прописываются сроки, в течение которых должна проводиться проверка;
  • комиссия направляется по месту расположения участка, чтобы убедиться в фактическом состоянии территории;
  • составляется акт проверки, где прописываются жалобы, указанные в заявлении на проведение проверки, а также указываются все выявленные нарушения при их наличии;
  • все члены комиссии подписывают данный акт, после чего он передается уполномоченному лицу для изучения;
  • сверяются фактические данные с нормативами, а если выявляются нарушения, то владелец земли привлекательные к ответственности.

Акт проверки использования земельного участка.

Таким образом, процедура проверки считается достаточно простой, причем выявить нарушения, возникающие в процессе использования земли, не составит труда членам комиссии.

Образец акта проверки использования земли. Ч.1.

Образец акта проверки использования земли. Ч.2.

Ответственность за нецелевое использование земельного участка

› › › Гражданин, имеющий на земельный участок, считается его полноправным владельцем. Несмотря на это, законодатель накладывает ряд ограничений на использование такой недвижимости (в отличие от других видов материальных благ).

Нарушения, если они будут обнаружены, могут привести не только к штрафу, но и к отчуждению имущества. Рассмотрим, что такое нецелевое использование земельного участка и чем это чревато. Собственник материальных благ имеет право распоряжаться ими так, как он пожелает.

Единственное ограничение – использование имущества не должно причинять вреда другим гражданам или их собственности (даже потенциально).

В случае с земельными участками дела обстоят иначе. Их ненадлежащее (нецелевое) использование – основание для наложения штрафных санкций на владельца. Под нецелевым использованием надела подразумеваются действия собственника или других лиц, которые нельзя проводить на территории конкретного земельного участка.

Дело в том, что все земли в стране поделены на несколько .

Они описаны в ст. 7 Земельного кодекса РФ. К примеру, выделяют следующие категории земельных участков:

  1. лесного/водного фондов и т.д.
  2. ;
  3. ;

Справка. Пункт 2 статьи 7 ЗК РФ указывает, что использовать землю разрешено только в соответствии с ее целевым назначением.

Целевое назначение определяется приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 №540 ««. Он содержит перечень видов целевого использования земельных участков и действия, которые разрешено на них проводить.

Если, к примеру, земля отведена под сельскохозяйственное использование, то владелец обязан пользоваться ей именно в этих целях, а не возводить жилой дом или открывать промышленное предприятие. Подобные действия потенциально наносят вред окружающей среде и самому участку. Это утверждение касается всех земельных наделов, каждый из которых относится к той или иной категории.

Для них существует обозначенный перечень действий, которые разрешено осуществлять на участках.

Что значит нецелевое использование?

Законодательная база

На момент определения правового режима участка земли учитывается не только категория, но и разрешённое применение в рамках Земельного кодекса РФ. Согласно ФЗ №136, юридический статус земельного участка прописан в кадастровом паспорте или ином документе, выданном государственным органом.

В федеральном законодательстве конкретизируется, как классифицируются земли и определяются на них приоритеты и разрешения.

Понятие и особенности нецелевого использования ЗУ

Если физическое лицо владеет сельскохозяйственным наделом и самовольно строит на нём жилищный комплекс, например, он использует территорию не по назначению. За это собственника привлекут к ответственности.

СПРАВКА. Каждый УЗ, принадлежащий гражданам по праву собственности и территория, предоставленная в безвозмездное пользование, относится к конкретной категории.

Исходя из юридического статуса земли, её можно использовать только для определённой цели, согласно правилам:

  • Сохранять межевые или другие знаки, установленные государственными службами;
  • Не наносить вред окружающей среде в процессе пользования наделом;
  • Строго следовать противопожарным, градостроительным и прочим регламентам;
  • Защищать землю от загрязнений, порчи, уничтожения и других негативных воздействий.

Физические и юридические лица вправе пользоваться землями трёх категорий: сельскохозяйственными, промышленными, под индивидуальное жилищное строительство.

Куда подавать жалобу?

Если гражданин стал свидетелем неправомерного пользования землёй: например, сосед строит магазин на территории, предназначенной для сельскохозяйственных нужд, необходимо обратиться с жалобой в орган местного самоуправления.

Какова ответственность за нарушение: штрафы, КоАП?

Если землевладелец пользуется наделом не в пределах его категории, он понесёт административную ответственность, установленную ст.8.8 КоАП РФ.

  Как получить землю в Крыму по упрощённой процедуре

При выявлении факта нецелевого применения УЗ, санкции напрямую связаны с лицом, на которого она налагается.

Если кадастровая стоимость не определена, размеры штрафов составят:

  • Для юридических лиц от 200 до 400 тысяч рублей;
  • Для должностных лиц от 100 до 200 тысяч рублей;
  • Для населения от 20 до 50 тысяч рублей.

Если известна кадастровая стоимость земельного надела, взыскания составят:

  • Для граждан 0.5-1% от кадастровой стоимости: не менее 20 тысяч рублей;
  • Для организаций 1.5-2%: не менее 100 тысяч рублей;
  • Для должностных лиц: 1-1.5%: не менее 20 тысяч рублей.

Если подобное правонарушение повторится, хозяин земельного участка получит предписание, в котором содержатся сведения о необходимости разрешения вопроса в судебном порядке.

ВАЖНО! Чтобы устранить правонарушение, собственника в обязательном порядке привлекут к работам за его личный счёт.

Если гражданин не уплатит штраф, будет начисляться пеня. Это только усугубит его положение.

Судебная практика

Относительно нецелевого пользования землёй судебная практика противоречива. Это объясняется затруднительным доказыванием истцами возможных нарушений законодательства. Например, территории под индивидуальное жилищное строительство используются в коммерческих целях.

В сущности, на практике не сложилось чёткое представление о неправомерном использовании земельных участков.

Одни суды отталкиваются от толкования категории ЗУ как соответствующей цели предоставления надела.

Другие судебные органы утверждают, что при внесении поправок целевое предназначение не выходит за границы пользования. Следовательно, основания для привлечения землевладельца к ответственности отсутствуют.

Нецелевое использование земельного участка

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Доводы о нецелевом использовании земельного участка (в связи с осуществлением в помещениях офисного здания торговли) не являются достаточными основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

» Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Также апелляционной инстанцией в процессе рассмотрения настоящего дела было установлено, что администрация муниципального образования «

Ссылка на основную публикацию