Можно ли оформить пенсию по уходу за чужим ребенком?

3 декабря, в Москве и 16 городах России прошли митинги за увеличение пособия по уходу за инвалидами. Светлана Штаркова, мать ребенка с инвалидностью, рассказала «Снобу» о положении опекунов «особенных» детей в России, пособии в 5 тысяч рублей и реабилитации

Можно ли оформить пенсию по уходу за чужим ребенком? Фото из личного архива

Я мама ребенка-инвалида. Сыну одиннадцать лет, и я уже не помню, с какого года я не работаю, наверное, с 2010-го. До этого еще были накопления на няню, потом они закончились — и няня «закончилась», поэтому мне пришлось уйти с работы. У ребенка детский церебральный паралич. Спастический тетрапарез — это самая сложная форма ДЦП.

Он не может самостоятельно сидеть, стоять, ходить, он никак себя не обслуживает. Я должна его кормить, решать все его «туалетные проблемы». Ему требуется постоянный уход. Когда я только начала заниматься оформлением пособия, оно составляло 500 рублей — даже по тем временам деньги ничтожные.

Я тогда в ЖЖ написала свою первую петицию с просьбой увеличить пособие по уходу, ее подписало не очень много людей, 2500. Но так случилось, что моя петиция попала в руки одному из помощников только избранного тогда президента Медведева. И 14 мая 2008 года, в мой день рождения, вышел один из его первых указов — увеличение пособия в 2,5 раза (до 1200 рублей).

Моя активность в ЖЖ сыграла в этом определенную роль — не секрет, что пресс-служба Кремля также активно работает со всеми соцсетями, они имеют там аккаунты и держат руку на пульсе.

За счет петиции в ЖЖ, тогда это было значимо, я стала блогером-тысячником, вошла в топ-100 блогеров, на меня вышли из Госдумы, пригласили к депутату Александру Вадимовичу Ломакину-Румянцеву (это депутат-колясочник от «Единой России»).

Он сказал, что читал все мои статьи и тексты выступлений, во многом согласен и в качестве депутата будет оформлять и продвигать мои инициативы. С 2012 по 2016 год я была помощником Ломакина-Румянцева на общественных началах, мы с ним очень хорошо взаимодействовали.

Тогда же, в 2013 году, президент дал поручение увеличить пособие лицам, осуществляющим уход за инвалидами. Александр Вадимович тогда спросил меня, на какую цифру его увеличить, а также попросил какое-то обоснование этой суммы. Мы с мужем, я помню, в ночи сидели и думали, какую же цифру нам назвать. В итоге написали сумму 5500 рублей.

И в том же году пособие увеличили, действительно, до 5500 рублей для детей-инвалидов, а по уходу за взрослыми инвалидами оставили прежним, это 1200 рублей. Таким образом, нас разделили тем указом на целых три группы.

Можно ли оформить пенсию по уходу за чужим ребенком? Фото из личного архива

Первая — это родители детей-инвалидов и опекуны совершеннолетних инвалидов первой группы с детства, они получают 5500 рублей. Вторая — это те, кто ухаживает за инвалидами первой группы и при этом не является родителем, они получают 1200 рублей. Третья — любые лица, ухаживающие за инвалидами и престарелыми, нуждающимися в постоянном уходе, также получают 1200 рублей.

То есть, допустим, если за ребенком будет ухаживать тетя, брат, бабушка, то они будут получать 1200 рублей. Это в случае, если родители продолжают работать, а бабушка ухаживает за ребенком. Притом бабушка не должна быть пенсионеркой, потому что в таком случае она тоже денег не будет получать: пособие платится только до пенсии.

Инвалиды также не получают пособие по уходу, потому что у них есть пенсии по инвалидности.  

Что еще интересно, в этом указе забыли написать, что надо делать ежегодную индексацию. В общем, в январе этого года я поняла, что надо снова попытаться что-то менять, так как была президентская кампания.

Из всех кандидатов отреагировал только Явлинский — сказал, что если станет президентом, обязательно нам поднимет пособие.

ЛДПР через месяц после того, как я отправила письма с нашими предложениями, подала законопроект на основе моей петиции, и он до сих пор лежит на рассмотрении. Но бюджет уже приняли, так что думаю, законопроект будет отклонен.

Сейчас пособия в 5500 рублей нашей семье из пяти человек хватает на то, чтобы один раз сходить в магазин. Лечебный массаж для моего ребенка, например, стоит от 2000 рублей. Курс — 10 сеансов. Его надо делать хотя бы раз в год, лучше раз в полгода, это зависит от состояния сына.

Нам просто повезло с нашим массажистом, у нас с ним бартерный обмен. Он с Украины, приезжает раз в квартал и живет у нас бесплатно, а за это делает сыну массаж. Также для реабилитации ребенка мы ездим на дельфинотерапию. Это стоит порядка 50 тысяч рублей — все из своего бюджета.

Реабилитация нужна хотя бы раз в год. По государственным стандартам она бесплатна для инвалидов, но получить ее сложно. Нашему сыну 11 лет, а мы бесплатно получили ее за 11 лет только один раз. Это было в Евпатории, в санатории имени Елизаветы Глинки, ЕДКС.

Провели там 19 рабочих дней. Сначала заезд, затем обследование, процедуры ведь просто так не назначаются, и в тот же день лечиться начать нельзя, потом наступают выходные, процедуры снова не делаются. В общем, на процедуры ушло только 9 дней из 19.

Бесплатно там тоже не все, за многое приходилось доплачивать.

Сейчас мы — ухаживающие — юридически не работаем, а получаем пособие, и с точки зрения государства мы — тунеядцы. Это, конечно, не так.

В российской системе ухода за инвалидами нужно многое менять: нужно создать целый институт опекунства и превратить это в рабочие места. Нужно на законодательном уровне обозначить, что каждому инвалиду положен обязательный уход, причем пожизненный. Когда будет признано, что инвалиды имеют право на уход, что уход — это труд и работа, опекуны уже не смогут получать меньше, чем МРОТ.

Читайте также:  Как зарегистрировать право собственности на гараж в гск?

Для государства при этом могут открыться интересные перспективы, потому что если уход за инвалидами станет работой, то появятся и рабочие места, и, соответственно, налоги.

Такие системы уже существуют в Израиле и в Германии: там платят деньги за уход за инвалидом.

Граждане могут их либо сами получать, либо нанимать кого-то на эти деньги, либо получать помощь (сиделку) за счет государства, возвращая деньги государству.

Я написала петицию с просьбой обратить внимание на проблему и отправила ее в правительство, в Совет Федерации, омбудсменам. Все они отправляют меня в Минтруд. А Минтруд семь раз отвечал одно и то же: у инвалидов все есть.

Я спрашивала про опекунов, а они мне отвечали про самих инвалидов. Получается, что на основании того, что у инвалидов все есть, мне не надо поднимать пособие.

Видимо, подразумевается, что я должна жить за счет пособия по инвалидности моего сына.

Я вместе с единомышленниками проводила флешмоб, в сети создала свою группу «поднимите пособие ЛОУ» (лиц, обеспечивающих уход за инвалидом. — Прим. ред.), сняла также и несколько видео, где объясняла, чего мы хотим. Я писала известным людям, которые столкнулись с проблемой инвалидности: Хакамаде, Белоголовцеву, Бледанс, Данко. Никто не ответил.

Я дозвонилась Путину на прямую линию, но меня не вывели в эфир. В СМИ тоже почти никто не реагирует. В общем, в течение года, до митингов, делалось все возможное, но результатов нет. В итоге я написала в группу: 3 декабря, в Международный день инвалидов, выходим на митинги. Нашлись такие смелые люди в разных городах — просто родители, а не представители каких-то организаций.

Теперь, надеюсь, на нас обратят внимание.

Раньше была вообще жесть. Сейчас хотя бы пенсию инвалидам поднимают и в санатории отправляют, раньше и этого не было. Сейчас в Москве есть Мосгортур (крупнейший в России детский туроператор. — Прим. ред.), много родительских организаций. Они борются и чего-то добиваются. Медленные подвижки, но они есть, и это дает надежду, что мы сможем однажды изменить ситуацию и с положением ЛОУ.

Сейчас только президент имеет право, несмотря на уже принятый бюджет, издать указ, чтобы на нас нашли деньги.

Мы просим: во-первых, повысить пособие всем хотя бы до уровня МРОТ, это сейчас почти 12 тысяч рублей, при этом не разделяя нас на три группы; во-вторых, выплачивать это пособие на протяжении всей жизни инвалида, несмотря на пенсию или инвалидность опекуна; в-третьих, не забывать индексировать выплаты каждый год, держать их на уровне МРОТа.

Записали: Арина Крючкова, Яна Одинцова

Период ухода за ребенком засчитывается в трудовой стаж

Расчет пенсии ведется из учета начисленных пенсионных коэффициентов. Они могут складываться не только за работу, но и за социально значимые периоды, например, такие как период ухода за ребенком. 

По закону в страховой стаж одному из родителей включаются периоды ухода за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, но не более 6 лет в общей сложности.

Также в страховой стаж может быть включен период ухода за ребенком-инвалидом, если соответствующий период не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии. А в размере пенсии за эти периоды начисляются пенсионные коэффициенты. Так, за один календарный год установлены следующие коэффициенты:

  • 1,8 коэффициента – период ухода за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы;
  • 1,8 коэффициента – период ухода одного из родителей за первым ребенком до 1,5 лет;
  • 3,6 коэффициента – период ухода одного из родителей за вторым ребенком до 1,5 лет;
  • 5,4 коэффициента – период ухода одного из родителей за третьим и четвертым ребенком до 1,5 лет.
  • Пенсионные коэффициенты будут начислены, если в этот период гражданин не состоял в трудовых отношениях.

Если гражданин в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком работал, то у него будет право выбора, какие пенсионные коэффициенты использовать при расчете своей пенсии: или за работу, или за нестраховой период. Такое право выбора предоставляется гражданину только при назначении пенсии. После назначения пенсии поменять классификацию периода нельзя.

 Если несколько входящих в страховой стаж периодов совпадают по времени, то при назначении пенсии учитывается только один из них.

Территориальный орган ПФР учитывает тот период, который дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере. Гражданин, обратившийся за установлением пенсии, может указать в заявлении выбранный им для учета в страховой стаж период.

Периоды ухода за ребенком засчитываются в страховой стаж, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) другой деятельности (независимо от их продолжительности), за которые уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Это позволяет родителям сформировать свои пенсионные права и получить право на страховую пенсию. При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе и коэффициенты за нестраховые периоды.

При появлении права на пенсию все заработанные гражданином пенсионные коэффициенты суммируются и умножаются на стоимость коэффициента в год выхода на пенсию. Узнать о своих сформированных правах можно на официальном сайте Пенсионного фонда в электронном ресурсе «Личный кабинет застрахованного лица» или на портале госуслуг.

О пособии по уходу за инвалидом и группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста — city-brest.gov.by

Забота о членах семьи и оказание им помощи является конституционной обязанностью (статья 32 Конституции Республики Беларусь, статья 100 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье). Такая обязанность выполняется на безвозмездной основе.

Читайте также:  Куда жаловаться на работников мфц по закону?

При наступлении трудной жизненной ситуации, когда по объективным причинам семья не может самостоятельно справиться с имеющимися проблемами, оказывается государственная поддержка в виде предоставления социальных услуг территориальным центром социального обслуживания населения либо назначения пособия по уходу.

Порядок назначения и выплаты пособия по уходу регулируется Положением о порядке назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2006 г. № 1149 (далее — Положение).

  • Право на пособие по уходу
  • Согласно Положению право на указанный вид пособия возникает в случае ухода за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, и нуждающимся по заключению врачебно-консультационной комиссии (далее – ВКК) учреждения здравоохранения в постоянном уходе.
  • Право на пособие по уходу имеют трудоспособные неработающие, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в учебных заведениях дневной формы получения образования лица, не получающие пенсии, пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе, осуществляющие постоянный уход за нетрудоспособными гражданами.
  • Пособие по уходу назначается постоянно проживающим на территории Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства.
  • Что понимается под термином «постоянный уход»
  • Под термином «постоянный уход» понимается помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, приём пищи, осуществление физиологических отправлений и другие), нуждаемость в удовлетворении которых возникает чаще одного раза в сутки.

Для реальной возможности постоянного (а не эпизодического) ухода необходимо непосредственное присутствие лица, осуществляющего уход. Постоянный уход не предполагает оставление на длительное время лица, нуждающегося в таком уходе, поскольку такое оставление грозит опасностью для жизни нетрудоспособного гражданина.

Порядок обращения за назначением пособия по уходу

Назначение пособия по уходу является административной процедурой, порядок обращения за которой регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан».

Для решения вопроса о назначении пособия по уходу, необходимо лицу, фактически осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином и претендующему на пособие, обратиться с соответствующим заявлением в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите (далее – орган по труду, занятости и социальной защите) по месту жительства нетрудоспособного гражданина. При себе иметь паспорт и трудовую книжку, а в случае ухода за лицом, достигшим 80-летнего возраста, – заключение ВКК о нуждаемости нетрудоспособного гражданина в постоянном уходе.

Справочно: заключение о нуждаемости в постоянном уходе лиц, достигших 80-летнего возраста, выдают больницы, госпиталь, медико-санитарная часть, диспансер, поликлиника.

Документы, подтверждающие факт постоянно ухода за нетрудоспособным лицом

Вопросы установления факта осуществления постоянного ухода за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, и назначения (отказа в назначении) пособия по уходу отнесены к компетенции коллегиального органа – Комиссии по назначению пенсий районного (городского) исполнительного и распорядительного органа (далее – Комиссия) по месту жительства нетрудоспособного гражданина. Пособие назначается в срок от 10 дней до 1 месяца.

Факт осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином подтверждается актом обследования, справкой сельского (поселкового) Совета депутатов (в отношении лиц, проживающих в сельской местности) либо решением суда.

В акте обследования указываются сведения об осуществлении ухода, полученные путём опроса лиц (соседей, родственников и других) под их личную подпись.

Кроме этого, производится запись о подтверждении нетрудоспособным гражданином осуществления за ним ухода под его личную подпись (при невозможности нетрудоспособного гражданина подписаться вследствие состояния здоровья в акте указывается причина отсутствия его подписи).

Осуществление ухода предполагает совместное фактическое проживание либо проживание в одном населённом пункте (городе, посёлке городского типа, сельском населённом пункте) лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина, за которым он осуществляется.

В случае проживания указанных лиц в разных населённых пунктах вопрос о назначении пособия решает Комиссия с учётом конкретных обстоятельств. При этом родственные отношения лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина значения не имеют.

  1. Решение Комиссии о назначении (отказе в назначении) пособия оформляется протоколом, который приобщается к документам в личном деле получателя пособия.
  2. Копия протокола заседания Комиссии в течение 5 дней после вынесения такого решения выдаётся (высылается почтовым отправлением) лицу, обратившемуся за назначением пособия.
  3. Порядок обжалования решения Комиссии об отказе в назначении пособия по уходу
  4. Решение Комиссии об отказе в назначении пособия по уходу может быть обжаловано в комитет по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполнительного комитета в течение одного года со дня принятия обжалуемого решения.
  5. Обжалование решения Комиссии в судебном порядке осуществляется после его обжалования в комитет.
  6. Размер пособия
  7. Пособие по уходу назначается в размере 100 процентов, а при осуществлении одновременно ухода за двумя и более нетрудоспособными гражданами – в размере 120 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
  8. Порядок выплата пособия по уходу
  9. Выплату пособия по уходу производит орган по труду, занятости и социальной защите, назначивший это пособие.
  10. Пособие выплачивается за текущий месяц через организации почтовой связи, банки, организации, осуществляющие доставку пенсий (по выбору получателя пособия).
  11. В случае неполучения пособия через указанные организации, кроме банков, в течение шести месяцев подряд выплата пособия приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истёк шестимесячный срок.
  12. Условия прекращения выплаты пособия по уходу
  13. Выплата пособия прекращается с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором наступили следующие обстоятельства:
  14. смерть либо признание в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим нетрудоспособного гражданина либо лица, осуществляющего уход;
  15. истечение срока, на который установлена I группа инвалидности;
  16. назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии (независимо от её вида), пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе;
  17. истечение срока действия вида на жительство в Республике Беларусь;
  18. прекращение осуществления ухода, подтверждённого заявлением нетрудоспособного гражданина (его законного представителя) либо актом обследования органа по труду, занятости и социальной защите;
  19. поступление лица, осуществляющего уход, на работу либо занятие предпринимательской деятельностью;
  20. поступление лица, осуществляющего уход, на учёбу в учебное заведение дневной формы получения образования;
  21. помещение нетрудоспособного гражданина в государственную стационарную организацию социального обслуживания, в больницу сестринского ухода либо его зачисление в другой организации на государственное обеспечение, социальное обслуживание;
  22. выезд нетрудоспособного гражданина за границу или перемена им места жительства, влекущая изменение органа, выплачивающего ему пенсию;
  23. обнаружение (наступление) других обстоятельств и (или) документов, влекущих прекращение выплаты пособия.
  24. Решение о прекращении выплаты пособия принимается органом по труду, занятости и социальной защите и оформляется протоколом.
  25. Обязанность лица, получающего пособие по уходу
  26. Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней сообщить органу, назначившему (выплачивающему) пособие, об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пособия.
Читайте также:  Как продать долю земли в долевой собственности?

Суммы пособий, перечисленные в банк после наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия, подлежат возврату органу, выплачивающему пособие, на основании его распоряжения. Если на момент поступления в банк распоряжения суммы пособий выданы, то их взыскание осуществляется в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Суммы пособия, не полученные своевременно, выплачиваются за всё прошлое время единовременно, но не более чем за три года перед обращением за их получением.

Для их выплаты лицо, осуществляющее уход, в заявлении о возобновлении выплаты пособия должно указать причины неполучения пособия и по возможности представить подтверждающие эти причины документы, а также подтвердить факт осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином.

Суммы пособия, не выплаченные своевременно по вине органа по труду, занятости и социальной защите, назначившего (выплачивающего) пособие, выплачиваются за всё прошлое время без ограничения каким-либо сроком. При этом суммы пособия индексируются в порядке, установленном для индексации пенсий.

  • Условия возобновления выплаты пособия по уходу
  • Возобновление выплаты пособия производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были приняты заявление о его возобновлении и необходимые документы, в случаях:
  • обращения лица, осуществляющего уход, за возобновлением выплаты пособия, приостановленного в случае неполучения пособия через организации почтовой связи, организации, осуществляющие доставку пенсий, в течение шести месяцев подряд;
  • перемены нетрудоспособным гражданином и (или) лицом, осуществляющим уход, места жительства в пределах территории Республики Беларусь. При этом истребуется личное дело получателя пособия;
  • переосвидетельствования инвалида I группы в срок, определённый медико-реабилитационной экспертной комиссией, и подтверждения ему I группы инвалидности;
  • продления лицу, осуществляющему уход, действия вида на жительство в Республике Беларусь.
  • В данном случае неполученные суммы пособия выплачиваются за всё время, в течение которого выплата этого пособия была прекращена, но в пределах срока трёх лет.
  • В случае пропуска инвалидом I группы срока переосвидетельствования, определённого медико-реабилитационной экспертной комиссией (независимо от причины), выплата пособия возобновляется со дня, с которого он вновь признан инвалидом I группы, по заявлению лица, осуществляющего уход.
  • Выплата недополученной суммы пособия в связи со смертью получателя пособия по уходу

Право на получение сумм пособия, причитавшихся лицу, осуществлявшему уход, и недополученных в связи с его смертью, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали ли они совместно. Указанные суммы пособия выплачиваются в порядке, установленном законодательством для выплаты недополученных сумм пенсий.

Споры по вопросам назначения и выплаты пособия, в том числе о взыскании сумм пособий, излишне выплаченных вследствие злоупотребления лиц, осуществляющих уход (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытия факта работы и иной деятельности, а также несообщения о других обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пособия), разрешаются в судебном порядке.

Необходимо отметить, что пособие по уходу является мерой социальной защиты трудоспособного лица, вынужденного по объективным причинам оставить работу для ухода за престарелым лицом.

Для пожилых людей и инвалидов, которые по состоянию здоровья испытывают необходимость в посторонней помощи (например, уборка жилых помещений, покупка и доставка на дом продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости, оказание помощи в приготовлении пищи и др.) территориальными центрами социального обслуживания населения обеспечивается предоставление таких социальных услуг на дому.

Инвалидам I группы, а также пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, другим одиноким пенсионерам, нуждающимся по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий или врачебно-консультационных комиссий в постоянной посторонней помощи, к пенсии устанавливается надбавка на уход в размере 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту (с 1 марта 2016 г. – 205 000 рублей), а инвалидам I группы – 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (с 1 марта 2016 г. – 410 000 рублей). Также Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 г. № 35 «О повышении пенсий» установлена доплата к пенсии: пенсионерам, достигшим 75-летнего возраста, – в размере 75 процентов минимального размера пенсии по возрасту (с 1 марта 2016 г. – 307 500 рублей), 80-летнего возраста — 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (с 1 марта 2016 – 410 000 рублей). Эти выплаты могут быть использованы пенсионером для оплаты услуг социального работника.

Справочно: на Брестчине проживает более 117 тысяч одино

ких и одиноко проживающих граждан, из них 10 255 граждан находятся на надомном обслуживании. Более 6 тысяч граждан получают пособие по уходу за инвалидами I группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста.

Комитет по труду, занятости и социальной защите 

Брестского облисполкома

Ссылка на основную публикацию