Компенсация вкладов сбербанка 1992-1993 годов по закону

В своих письмах читатели часто интересуются, как можно получить компенсации по вкладам в Сбербанке России. Ответить на их вопросы согласился и. о. начальника отдела вкладов и расчетов населения Чувашского отделения банка Алексей АГЕЕВ.

– Почему точкой отсчета является именно 20 июня 1991 года? Будет ли по моему вкладу начислена компенсация, если я открыла его в августе того же года?
Ольга Федоровна, г. Ядрин.


– До этой даты Сбербанк России оставался стопроцентно государственным учреждением. А затем он был преобразован в акционерное общество, за действия которого государство уже не может нести ответственность.

Поэтому закон гарантирует защиту только тех вкладов, которые были открыты до момента акционирования. Вклад, открытый в августе 1991 года, не подлежит компенсации.

– Мне 62 года. В прошлом году я не успел получить дополнительную компенсацию. Могу ли я получить ее в этом году?
Николай СИДОРОВ, г. Цивильск.

– Да. C 11 февраля 2008 г., после приостановления выплат в связи с завершением финансового года, учреждения банка возобновили выплату компенсации в размере остатка вкладов и дополнительной компенсации гражданам до 1947 года рождения и предварительной компенсации гражданам до 1953 года рождения (в том числе наследникам, относящимся к указанным категориям граждан).

– Я уже три раза получал компенсацию. Положена ли мне еще компенсация в 2008 году?
Олег АЛЕКСЕЕВ, участник ВОВ, ветеран труда.

– К сожалению, нет. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» вклады граждан России, по которым ранее были произведены начисления и выплата компенсации и дополнительной компенсации, в 2008 году не подлежат повторной компенсации и дополнительной компенсации.

– Вклад у меня хранился сначала в Днепропетровске, в Украине, а в марте 1992 года я перевел его в Новочебоксарск. Мне сказали: так как вклад стал российским позже 20 июня 1991 г., компенсация не положена. Так ли это?
Валерий Михайлович, г. Новочебоксарск.

– Все правильно. Если бы вы перевели вклад из Украины в Россию до 20 июня 1991 года, тогда бы он подлежал компенсации.
В 1992 году правительства стран СНГ подписали соглашение об обязательствах сторон по погашению государственного долга перед населением пропорционально остатку задолженности, которая была в учреждениях Сбербанка СССР на территории каждой из сторон. И сегодня каждая из этих стран регулирует порядок погашения долговых обязательств собственными законами. В российском законодательстве нет норм, предусматривающих компенсацию сбережений, внесенных на вклады в сбербанках других государств.
Для сведения сообщаем, что в 2008 году в Украине началась выплата обесцененных вкладов, внесенных до 2 января 1992 года.

– Я открыла вклад где-то в середине 80-х годов, а в 1994 году закрыла его. Сберкнижка у меня не сохранилась. Могу ли я надеяться на какую-либо компенсацию остатков своего вклада?
Ольга ИВАНОВА, г. Чебоксары.

– Да, компенсация выплачивается и по закрытым вкладам. Но по закрытым вкладам к сумме остатка вклада на 20 июня 1991 года применяется уменьшающий коэффициент:
– 0,6 – по вкладам, закрытым в 1992 году;
– 0,7 – по вкладам, действовавшим в 1992 году и закрытым в 1993 году;
– 0,8 – по вкладам, действовавшим в 1992–1993 годах и закрытым в 1994 году;
– 0,9 – по вкладам, действовавшим в 1992 –1994 годах и закрытым в 1995 году;
– 1 – по вкладам, действующим в настоящее время, а также по вкладам, действо-вавшим в 1992–1995 годах и закрытым в 1996–2008 годах.
В вашем случае коэффициент 0,8. Компенсация выплачивается в учреждении Сбербанка России по месту хранения вклада. Если не можете вспомнить, в каком филиале хранился ваш вклад, можно обратиться в ближайшее учреждение Сбербанка России в г. Чебоксары и предъявить свой паспорт для розыска вашего вклада. По результатам розыска вам предоставят информацию об учреждении банка, где вы сможете полу-чить компенсацию.

– Когда будут выплачиваться компенсации по целевым вкладам на детей?
Маргарита Петровна, Канашский район.

– По целевым вкладам на детей уже выплачивается компенсация и дополнительная компенсация в размере остатка вклада по состоянию на 20 июня 1991 года. За ее получением нужно обратиться в учреждение банка по месту открытия счета.
Однако следует учесть, что на имя ребенка могли быть открыты также и срочные вклады. Срочный вклад подлежит компенсации тогда, когда подойдет соответствующая возрастная категория вкладчика.

– У меня недавно умерла мама, и я нашла ее сберегательные книжки. Слышала, что выдается компенсация на ритуальные услуги. Объясните, куда надо обратиться за компенсацией и сколько мне положено? Обязательно ли предъявлять наследственный документ, если я единственная дочь и мне 35 лет?
Елена ПЕТРОВА, г. Козловка.

– В случае смерти в 2001–2008 годах владельца вкладов, являвшегося на день смерти гражданином Российской Федерации, выплата компенсации на оплату ритуальных услуг осуществляется наследникам либо физическим лицам, оплачивающим ритуальные услуги:
– в размере 6 тыс.рублей, если сумма вкладов умершего владельца равна или превышает 400 рублей (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году);
– в размере, равном сумме вкладов умершего владельца, указанных в заявлении на выплату компенсации, умноженной на коэффициент 15, если сумма вкладов меньше 400 рублей (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году).
Выплата компенсации на оплату ритуальных услуг осуществляется независимо от компенсаций, полученных владельцем вкладов при жизни.
Для получения компенсации на оплату ритуальных услуг необходимо обратиться в учреждение Сбербанка России по месту открытия вкладов, предъявив свидетельство о смерти матери, наследственный документ (завещательное распоряжение или свидетельство о праве на наследство), паспорт и сберегательные книжки.

– Слышал, что в 2008 году будут выплачивать компенсацию гражданам по 1954 год рождения. А каким еще категориям граждан будет выплачиваться компенсация?
Иван ПЕТРОВ, г. Чебоксары.

– Действительно, в декабре прошлого года Правительство России приняло Постановление № 1002, которое определяет порядок компенсационных выплат в 2008 году. Согласно этому документу компенсация полагается:
– гражданам РФ по 1954 год рождения включительно;
– инвалидам 1-й группы либо инвалидам, имеющим 3-ю степень ограничения способности к трудовой деятельности, инвалидам 2-й группы;
– родителям и опекунам/попечителям детей-инвалидов и инвалидов с детства;
– родителям, сыновья которых проходили военную службу по призыву и погибли/умерли в период прохождения службы в мирное время;
– по целевым вкладам на детей и вкладам на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– в том числе наследникам, относящимся к указанным категориям граждан.
Но о дате начала выплат компенсаций согласно этому постановлению будет сообще-но дополнительно.
Выплаты осуществляются в размере остатка вкладов по состоянию на 20 июня 1991 года исходя из нарицательной стоимости денежных знаков на тот момент. Дополнительная компенсация выплачивается в таком же размере.

Более подробную информацию можно получить по телефону в Чебоксарах: (8352) 30-22-87.

О компенсации вкладов советского периода

После распада Союза ССР, согласно подписанному 13 марта 1992 г. Соглашению о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР, задолженность перед населением по вкладам Сберегательного банка СССР, по выпущенным и непогашенным государственным займам выпуска 1982 и 1990 гг.

, а также суммы взносов граждан по долгосрочным договорам страхования были оформлены каждой страной как внутренний государственный долг, обслуживание которого относится к компетенции Министерства финансов соответствующего государства. Все расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга бывшего Союза ССР за период начиная с 1 января 1992 г.

производятся Сторонами за счет их государственных бюджетов.

Вследствие интенсивно развившихся в начале 90-х годов инфляционных процессов, во всех бывших республиках, включая Республику Беларусь, произошло резкое обесценение как денежных средств предприятий, так и сбережений населения, в том числе размещенных во вклады в банках.

В целях упорядочения расчетов и совершенствования денежного обращения в республике было проведено три деноминации белорусского рубля: по состоянию на 20 августа 1994 г. – в 10 раз (постановление Кабинета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 12 августа 1994 г.

№ 15/1); по состоянию на 1 января 2000 г. – в 1 000 раз (Указ Президента Республики Беларусь от 19 октября 1999 г. № 613); по состоянию на 1 июля 2016 г. – в 10 000 раз (Указ Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2015 г. № 450). В результате деноминаций дважды изменялся масштаб денежной единицы.

Согласно принятым решениям по всем счетам юридических и физических лиц на указанные даты был обеспечен пересчет в сторону уменьшения (на 20 августа 1994 г. – в 10 раз, на 1 января 2000 г. – в 1 000 раз, на 1 июля 2016 г.

– в 10 000 раз) остатков (включая вклады населения, суммы обязательств по выпущенным ценным бумагам), всех видов цен и тарифов.

Вопросы правомерности проведения деноминации были рассмотрены Конституционным Судом Республики Беларусь, который в своем окончательном, не подлежащем обжалованию Заключении от 22 февраля 1995 г.

№ 3-11/95 признал деноминацию правомерной, так как изменение масштаба официальной денежной единицы не изменяло ее покупательной способности.

Причиной обесценения денежных средств Конституционный Суд Республики Беларусь признал инфляцию.

Вопросы компенсации населению потерь от обесценения сбережений решаются каждым государством самостоятельно, исходя из имеющихся экономических возможностей.

В нашей республике начиная с 1991 года на основании решений Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь неоднократно проводились мероприятия по восстановлению сбережений населения, размещенных ранее во вклады и обесценившихся в результате инфляции.

Так, в соответствии с Указом Президента СССР от 22 марта 1991 г. № УП-1708 «О компенсации населению потерь от обесценения сбережений в связи с единовременным повышением розничных цен» произведена компенсация вкладов путем увеличения на 40% их остатков, имевших место по состоянию на 1 марта 1991 г.

Читайте также:  Как рассчитать водоотведение в квартире, по закону?

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 6 апреля 1992 г. № 187 «Об индексации сбережений населения» была произведена корректировка сумм остатков вкладов, не превышающих 10 000 рублей (включительно), на индекс потребительских цен (19,3%).

На основании постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г.

№ 2183-XII «Об индексации вкладов населения в учреждениях Сберегательного банка Республики Беларусь и компенсации сбережений граждан по долгосрочным договорам страхования» остатки вкладов по состоянию на 1 января 1991 г. в сумме до 1 000 рублей были увеличены в 5 раз, остатки вкладов свыше 1000 рублей были увеличены на 4 000 рублей.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 декабря 1994 г. № 258 «О компенсации вкладов населения в Сберегательном банке» была произведена разовая компенсация вкладов путем увеличения в 10 раз их остатков по состоянию на 1 января 1992 г.

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 8 мая 1996 г. № 168 «О компенсации вкладов населения» в 1996–1997 гг. компенсации подлежали вклады ветеранов Великой Отечественной войны, имевших сбережения на 1 января 1992 г. Остаток вкладов на указанную дату увеличивался в 1000 раз.

Глупость и обман

Тема компенсации вкладов, замороженных в Сбербанке СССР в 1991 году, давно уже ушла из российской политической жизни. Точка поставлена в декабре 2009-го правительством РФ.

Мне стыдно за эту историю, за наше государство, потому что это история обмана государством своих граждан. Обмана большого и маленького, вынужденного и вполне сознательного, обмана на обмане. А главное, всего этого можно было избежать.

Помешала этому только ограниченность мышления, боязнь малейших рисков и нежелание признавать долги перед населением.

История: вынужденные сбережения

Социализм в целом — это мобилизационная экономика, настроенная на решение любых сознательно поставленных государством задач. В число этих задач рост уровня жизни населения исторически обычно входил с невысоким приоритетом. С ростом и усложнением экономики она все сложнее поддается сознательному управлению, особенно когда теряет ясность и простоту мобилизационной цели.

В 70–80-е годы прошлого века все больший объем ресурсов экономики СССР уходил на поддержание паритета в «холодной войне». При этом стабильно платилась зарплата, но все больше отставало производство потребительских товаров.

Население получало деньги, но в принципе не могло их потратить — на них нечего было купить. В результате образовывались так называемые вынужденные сбережения — до 2/3 от общей суммы сбережений.

С другой стороны, копился дефицит — постоянная нехватка потребительских товаров по сравнению с полученными людьми деньгами.

И к концу 80-х они превратились в серьезную проблему. Из-за «денежного навеса» сбережений цены, в случае их освобождения от госконтроля, должны были резко вырасти, чтобы сбалансировать дефицит потребтоваров.

Второй проблемой стало использование средств Сбербанка правительством Николая Рыжкова на финансирование дефицита госбюджета.

Реформа в его понимании свелась к оставлению в руках директоров предприятий «свободного остатка прибыли» и затыканию дыр бюджета за счет средств населения.

К началу 90-х ситуация выглядела так, что у Сбербанка уже не было средств, чтобы вернуть их населению — почти все были отданы в кредит бюджету СССР без возможности возврата.

Государство уже дважды обмануло население — заставляя его копить вынужденные сбережения, а потом фактически изъяв их у Сбербанка. И окончательную точку в этом «большом ограблении» поставила павловская денежная реформа.

22 января 1991 года, через неделю после своего назначения премьер-министром СССР, Валентин Павлов провел памятный многим обмен купюр с целью изъятия больших наличных денежных сбережений. Стоит заметить, что за десять дней до этого тогда еще министр финансов Павлов заявлял на заседании Верховного Совета, что никакой денежной реформы не готовится.

Реформа обернулась пшиком, налично-денежных сбережений у населения страны оказалось совсем немного, все хранили деньги в «сберегательной кассе». Павлов обвинил иностранные банки и государства в срыве денежной реформы. Тогда же были заморожены все сбережения населения в Сбербанке (разрешили снять со счетов только 500 рублей).

С этого момента все вкладчики «попали» — использовать свои деньги со сберкнижки они больше не могли. Эти деньги и до сих пор лежат в Сбербанке и используются им совершенно бесплатно.

История: компенсация вкладов

Первая компенсация замороженных вкладов в Сбербанке была сделана почти сразу — в марте 1991 года. Тогда прошла так называемая «реформа цен», а фактически — повышение розничных цен по официальной статистике в 1,6 раза только за апрель 1991-го.

И указом Михаила Горбачева все вклады в Сбербанке были проиндексированы на 40% именно ««в связи с единовременным повышением розничных цен».

Суммы переоценки свыше 200 рублей зачислялись на спецсчета с правом использования их по истечении трех лет с выплатой 7% годовых (до 200 рублей — выдавались на руки).

Эта схема компенсации вызвала тогда много критики, но исторически она оказалась самой справедливой по отношению к населению страны. Все последующие компенсации носили все более ужесточающийся порядок.

Вторая компенсация была объявлена в декабре 1993 года под сильным давлением общественного движения вкладчиков. Борис Ельцин издал указ о начислении единовременных компенсаций по вкладам граждан Российской Федерации в Сбербанке в 3-кратном размере их вкладов по состоянию на 1 января 1992 года. Выплата компенсаций откладывалась на год. Однако через год никакой выплаты не последовало…

Следующий акт этой истории открыла Госдума, приняв закон от 15 мая 1995 года. Государство гарантировало восстановление и обеспечение сохранности ценности вкладов в Сберегательный банк РФ в период до 20 июня 1991 года.

Замороженные сбережения граждан были объявлены государственным внутренним долгом РФ, гарантированным государственной собственностью и всеми активами, находящимися в распоряжении правительства РФ.

Замороженные сбережения граждан были объявлены целевыми долговыми обязательствами (ЦДО) и должны были индексироваться ежемесячно правительством в меру роста стоимости минимальной потребительской корзины.

Порядок возврата средств ЦДО определен не был.

Закон был принят при противодействии правительства, и в дальнейшем — до сегодняшнего дня! – он фактически саботируется им, хотя и не отменен. Никаких ЦДО не выпущено, никаких ежемесячных котировок компенсации инфляции никогда не делалось и т. д.

Все, что было сделано — это указ Ельцина год спустя в мае 1996-го о компенсации вкладов населения в 1000 раз (при инфляции в 2,5 тыс.

раз с июня 1991-го) и выдаче со вкладов предварительной компенсации в размере 1000 рублей лицам, родившимся еще до революции! Людям, которым тогда было 80 и больше лет, а в момент заморозки вкладов — 75.

Это и была третья «предварительная» компенсация замороженных вкладов.

В дальнейшем правило 1000 рублей оставалось неизменным, только ежегодно понижался возраст лиц, которые могли получить эту 1000 рублей (к 2009 году выдавались деньги лицам, которым было 25 и больше лет на момент заморозки вкладов). С 1998 года стали выдавать компенсации наследникам на ритуальные услуги.

История: «справедливое решение вопроса»

И вот настал декабрь 2009 года — четвертая компенсация. Постановление правительства об окончательном решении вопроса. Министр финансов Алексей Кудрин пришел с докладом к премьеру Владимиру Путину. Премьер подчеркнул: «Не мы замораживали эти вклады, но на нас сегодня лежит ответственность справедливо решить этот вопрос». Что же это за «справедливое решение вопроса»?

На каждый рубль замороженных вкладов выдается двукратная компенсация (100%), для лиц до 1945 года рождения — трехкратная.

Двукратная компенсация. Закон 1995 года гарантировал «сохранность ценности сбережений». Это предполагает как минимум учет инфляции за этот период. С момента заморозки сбережений в январе 1991-го инфляция, по данным Росстата, составила к 2009 году 54 раза (с учетом деноминации 1998 года).

Если пойти хитрющим путем (как делает российский законодатель) и считать не с января 1991-го, а с 20 июня 1991-го (момент преобразования Сбербанка в коммерческий акционерный банк), то инфляция все равно составила 27 раз (помним об апрельском 1991 года скачке цен).

Компенсация, очевидно, делается без учета инфляции, а цифра компенсации берется с потолка.

По условиям закона 1995 года, компенсация должна была бы составить 22 трлн рублей, а Минфин запланировал на выплаты населению на 2010–2012 годы всего 270 млрд рублей. Почувствуйте разницу. Это и есть цена «справедливости» и масштаб изъятия у населения принадлежащих ему денег.

На 6–8 тыс. рублей тогда, в 1991-м, можно было купить на черном рынке «Жигули». Справедливая компенсация в меру официальной инфляции сегодня составила бы 65 раз.

Вполне можно было бы купить нормальный автомобиль. Но компенсация составила только 2 раза, и на сумму компенсации теперь можно купить разве что комплект шин для автомобиля.

Радуйтесь, люди, государственной справедливости! Или милости? Или милостыне?

Дополнительно о «справедливости»:

— на сумму компенсаций и самих вкладов не бегут никакие проценты. Деньги в Сбербанке лежат под 0%;
— широкого оповещения о возможности получения вкладов не ведется. Многие люди просто забыли о них, потеряли свои сберкнижки. Наследники могут вообще не знать о наличии вкладов умерших родственников. Эти деньги по умолчанию так и останутся в Сбербанке;

— организация получения вкладов выглядит переусложненной — в поисках денег человеку придется пару раз посетить разные отделения Сбербанка (они переезжали, реорганизовывались и т. п.) и выстоять очередь.

История: альтернативы

В программе «400 дней» (1990 год) предполагалось заморозка вкладов только как крайний вариант — в случае пробуксовки реформ.

Как основной вариант предусматривался опережающий другие реформы запуск приватизации для того, чтобы предложить людям собственность (от мелких розничных точек до акций крупных предприятий) в обмен на деньги, под которые нет товарной массы.

Читайте также:  Как заставить мужа платить алименты по законам рф?

Это позволило бы рассосать «денежный навес» до либерализации цен, чтобы цены не прыгнули слишком высоко. Программа «500 дней» в целом предусматривала аналогичный подход.

Егор Гайдар отмел приватизацию как предварительный этап реформ и сразу провел либерализацию цен. Заморозка сбережений в Сбербанке ему не помогла в остановке гиперинфляции в 1992 году: рост цен составил 26 раз.

Массовая приватизация началась только с 1993 года. Парадокс: приватизация проводилась как бесплатная, потому что у населения не было денег. А деньги у населения на самом деле были — они лежали замороженные в Сбербанке. Но сложить 2 и 2 реформаторы не хотели.

Любой шахматист знает, что перестановка последовательности ходов в партии легко может привести к проигрышу. Так, собственно, и произошло с нашими реформами…

Идея использовать замороженные вклады в качестве платежного средства при приватизации не умерла. В законе 1995 года она была вновь заявлена. Увы — тогда, когда массовая приватизация уже окончилась. Но она не реализована и по сей день…

Наше правительство льет крокодиловы слезы по поводу отсутствия в стране долгосрочных капиталов, что ухудшает инвестиционный климат. Выдвигает это как аргумент для сохранения накопительной части пенсии. И одновременно своими решениями лишает людей их долгосрочных сбережений.

Ничто не мешало в 2009 году принять решение о компенсации с учетом инфляции и признании огромного долга перед своим населением. Ясно, что просто раздать эти деньги нельзя и сейчас, экономика такого не выдержит.

Однако почему бы не выпустить, например, 50-летние облигации с выплатой процента по ним и размазыванием на долгий срок их выкупа? Разрешить их свободный оборот на рынке? Почему бы не использовать их для приватизации? Или в порядке, аналогичном использованию материнского капитала? Почему бы не использовать для выплат накопленные огромные средства бюджетных фондов? Наконец, почему бы не перечислить их, хотя бы частично, в качестве фонда накопительной пенсии? Да очень много всего полезного и вполне безопасного для экономики можно придумать — было бы желание.

Что мешает? Не хочется правительству рисковать. А вдруг пойдет инфляция? Стоит понимать, что инфляция всегда сопутствует быстрому росту в рыночной экономике.

Выплаты по действительно справедливым компенсациям могли бы стимулировать нашу экономику к росту, и их вполне можно было бы сделать регулируемыми для повышения инфляционной безопасности.

Вот, собственно, только это и на весах — боязнь инфляции правительством и справедливое решение вопроса по компенсациям замороженных вкладов населения. И решение правительства мы знаем.

История: суды

Большое количество судов по вопросам компенсации вкладов населения уже состоялось. Многократно рассматривал этот вопрос и Верховный, и Конституционный суд России. Всегда и везде оказывались правы Минфин и правительство. Наверное, читатель не удивлен?

Наиболее упертые вкладчики дошли до Европейского суда по правам человека в Страсбурге еще в 2002 году. Однако и в Страсбурге жалобы россиян принимать отказываются.

Европейский суд в своем решении констатировал факт несения потерь, однако напомнил, что Конвенция по правам человека не вменяет в обязанность государству поддерживать покупательную способность денежных сумм, размещенных в финансовых институтах.

Нет правды на Земле, но нет ее и выше.

И все же одно решение в пользу вкладчика есть: жительница Белгородской области обратилась с иском к Сбербанку, требуя восстановления ее сбережений, размер которых позволял ей приобрести квартиру по ценам 1991 года. С 1997 по 2002 год решения районного суда в пользу заявителя отменялись пять раз, и дело отправлялось на новое рассмотрение. Но, в конце концов,

в 2002 году вкладчица и зампред правительства Белгородской области подписали мировое соглашение, в котором заявительница обязалась снять свои требования и отозвала жалобу. А власти в ответ на это приобрели для нее квартиру.

  • Жаль, что в России нет прецедентного права.
  • Конец истории
  • История с замораживанием вкладов населения и их компенсацией — это история глупости и обмана государства по отношению к своим гражданам.
  • Глупости — потому что средства населения много раз могли эффективно быть использованы на благо рыночных реформ в стране, а государством они всегда рассматривались только как финансовое обременение и инфляционный риск.
  • Хотя и в 1991–1992 годах и даже сейчас справедливое решение вопроса с компенсациями по вкладам населения могло бы не затормозить, а, наоборот, разогнать экономический рост, не остановить, а, наоборот, помочь реформам.

Обмана — потому что именно решениями органов госвласти население было лишено возможности использовать свои собственные деньги. Причем именно тогда, когда более всего в них нуждалось.

Государство много раз не выполняло свои же собственные решения по компенсациям и только тогда разрешило населению забрать свои вклады, когда они окончательно обесценились. Назвав это «справедливостью». Рыночная экономика и уважение к частной собственности по-российски.

Люди, идите в Сбербанк и спрашивайте, есть ли на ваше имя вклады, замороженные в 1991 году. Многие мои знакомые (и я сам) были сильно удивлены их наличием. Мы забыли о них за 20 прошедших лет.

Вам не нужна сберкнижка — только паспорт. И получайте обратно свои деньги с нищенской компенсацией от государства.

Не оставляйте свои деньги в качестве бесплатного кредитного ресурса давно уже совершенно коммерческого Сбербанка.

Я не думаю, что еще возможен пересмотр решений по компенсации вкладов. Хотя, если бы какая-то политическая сила взяла на себя обязательство справедливого решения вопроса — она наверняка получила бы широкую поддержку людей.

Компенсация по вкладам

Компенсация по вкладам – программа государственных выплат по вкладам в Сбербанке, открытым до 20 июня 1991 года.

Исторически такие вклады открывались в другой стране – СССР — и при ином социально-экономическом устройстве общества.

В то время для граждан действовало только одно единственное кредитное учреждение – Сберегательная касса. Официальная инфляция фактически равнялась нулю. Процент по вкладам составлял 3%.

При этом для полноты представления необходимо отметить, что к 1991 году дефицитом, т. е. отсутствующим в продаже, было почти все.

Одним из первых шагов начатых реформ стала отмена государственного регулирования цен, что привело к многократному подорожанию продуктов и товаров и их постепенному появлению на прилавках. Одновременно сбережения граждан оказались полностью обесцененными.

Сбербанк 20 июля 1991 года был преобразован в акционерное общество. Все вклады, открытые до этой даты, государство признало внутренним госдолгом.

Вопросу денежной компенсации по вкладам посвящен Федеральный закон от 10 мая 1995 года № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». Изначально многие вкладчики получили так называемую предварительную компенсацию по вкладам в размере до 1 тыс. рублей.

  • В настоящее время выплаты производятся в соответствии с постановлением правительства РФ № 1092 от 25 декабря 2009 года «О порядке осуществления в 2010 году компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации» и Федеральным законом от 2 декабря 2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
  • Согласно принятому решению, размер компенсации зависит от возраста вкладчиков. Все граждане поделены на две категории:
  • — родившиеся до 1945 года включительно получают компенсацию в тройном размере вклада;
  • — родившиеся с 1946 по 1991 год получают компенсацию в двойном размере.
  • Помимо этого, введены понижающие размер компенсации коэффициенты — в зависимости о того, когда вклад был закрыт:

— по вкладам, действующим в настоящее время либо действовавшим в 1992-2010 годах и закрытым 1996-2010-м, коэффициент равен 1, т. е. выплата производится в полном объеме;

  1. — по вкладам, действовавшим в 1992-1994 годах и закрытым в 1995 году, размер выплаты умножается на 0,9;
  2. — по вкладам, действовавшим в 1993-1994 годах и закрытым в 1994 году, – коэффициент 0,8;
  3. — по вкладам, действовавшим в 1992 году и закрытым в 1993, – коэффициент 0,7;
  4. — по вкладам, действовавшим и закрытым в 1992 году, – коэффициент 0,6.
  5. Размер ранее выплаченной предварительной компенсации вычитается.

Для того чтобы получить компенсацию по вкладу, необходимо прийти в соответствующее отделение Сбербанка с паспортом. Если сберегательная книжка не сохранилась, то данные о вкладе могут быть восстановлены. Выплаты могут получить не только сами вкладчики, но и их наследники.

Размер компенсации по вкладам, открытым до 1992 года, не компенсирует потерю граждан на росте цен полностью. Неоднократно наиболее настойчивыми вкладчиками предпринимались попытки получить более достойную денежную компенсацию, однако их жалобы всегда отклонялись.

В то же время следует признать, что выплата денежных компенсаций по вкладам имеет, скорее, социальный характер и делается для того, чтобы поддержать наименее защищенные слои населения.

Почему Россия 30 лет не может расплатиться с гражданами за советские вклады?

Россияне получают за сгоревшие советские вклады в разы меньше, чем жители соседних республик. Реальная компенсация была обещана и возможна

Вопрос компенсации вкладов российских граждан в Сбербанке, сгоревших в пожаре инфляции начала 90-х годов прошлого века, до сих пор, спустя почти 30 лет, остаётся актуальным и весьма болезненным. Это — тяжёлый вопрос. Ясно одно: то, как власти решают это проблему, не выдерживает критики.

Если в начале 2000-х годов ещё практиковались публичные ответы главы государства во время прямых линий с президентом по данной теме, то сегодня и этого нет.

По-видимому, считается, что с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г.

№ 1092 «О порядке осуществления в 2010—2019 годах компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации» вопрос закрыт.

Как и кому компенсировали

  • Сейчас право на получение компенсаций по вкладам, действовавшим по состоянию на 20 июня 1991 года, предоставлено гражданам (в том числе наследникам):
  • ✔️ по 1945 год рождения включительно — в 3-кратном размере остатка вкладов;
  • ✔️ 1946−1991 годов рождения — в 2-кратном размере остатка вкладов.
  • По вкладам, по которым ранее были произведены начисления и выплаты компенсаций, повторная выплата компенсаций не осуществляется.
Читайте также:  Нужна ли медицинская справка для замены водительского удостоверения?

В федеральном бюджете 2019 года на компенсационные выплаты вкладчикам Сбербанка выделяется 5,5 млрд рублей — немного, что и говорить.

Да и размер компенсации — 2-, 3-кратный — представляется явно заниженным, учитывая, что цены в России только в 1992 году, когда вклады обесценивались самым стремительным образом, выросли в 26 (!) раз.

Ну, а к 2019 году — где-то раз в 100, если считать с января 1991 года, когда вклады были заморожены в результате «павловской» реформы — обмена крупных купюр. Почувствуйте разницу: 2-, 3-кратная компенсация и примерно 100-кратное обесценение вкладов.

Встает естественный вопрос: а почему так мала компенсация?

А должны ли компенсировать

Сразу возникает и другой вопрос: а должно ли государство вообще что-либо компенсировать? Ведь даже согласно международным нормам, государству, вроде как, не вменяется обязанность поддерживать покупательную способность денежных средств, размещенных в банках? Именно на последнее обстоятельство, кстати, обращают внимание те, кто уверен в правильности действий властей по отношению к вкладам: у государства нет соответствующих обязательств. Попросту говоря, вам компенсировали в 2-, 3-кратном размере — довольствуйтесь этим, могли бы и этого не дать.

Да, сохранять в рыночной экономике реальную стоимость вкладов государство не обязано. Но, во-первых, те вклады формировались не в рыночной, а в советской плановой экономике, в которой государство было в ответе за всё. Во-вторых, альтернативы, кроме как Сбербанка (буду называть его по-современному), у людей не было.

В-третьих, именно благодаря действиям властей вклады превратились в ничто. Здесь требуется обратиться к истории вопроса.

К 1990 году на счетах в Сбербанке было накоплено почти 370 млрд рублей. Это и по нынешним временам очень большие деньги. Однако экономика к этому времени уже начала испытывать колоссальные трудности.

Стали появляться возможности больше заработать (временные творческие коллективы в научной сфере, арендные предприятия и т. п.), а товарный дефицит только усиливался. Вот деньги и несли в Сбербанк.

Союзное правительство, желая решить текущие экономические проблемы, не придумало тогда ничего лучшего, как изъять эти средства и направить их на финансирование бюджета.

Хотя до сих пор бытует мнение, что деньги советских вкладчиков обесценили реформаторы начала 90-х, но правда в том, что этих денег уже не было к началу реформ. Номинально они, конечно, были, а вот реально — нет.

Как говорится, «всё уже украдено до нас».

Уверен, что для многих будет интересным такой факт, хотя секретным он никогда не был: в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 11 декабря 1990 года Совет Министров СССР должен был оформить задолженность перед Сбербанком. Не оформили…

Предыдущие попытки

Упомянутая выше попытка компенсации вкладов, как она проводится сегодня, — это далеко не первая попытка такой компенсации.

Первая компенсация была, можно утверждать, уже в марте 1991 года. Накануне союзные власти провели так называемую «реформу цен» — повысили розничные цены в 1,6 раза. Желая смягчить этот удар, власти проиндексировали тогда вклады в Сбербанке на 40%. Однако были введены ограничения на использование этих средств.

Вторая компенсация — это Указ Президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 24 декабря 1993 г. № 2297, в соответствии с которым по вкладам граждан России по состоянию на 1 января 1992 года должны были начисляться компенсации в 3-кратном размере.

Более того, с 1 февраля 1994 года должны были начать выплату указанных компенсаций пенсионерам и инвалидам, а с 1 июля 1994 года — остальным вкладчикам.

Комитету Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням было поручено произвести отпуск находящихся в государственном фонде драгоценных металлов, драгоценных камней Российской Федерации, ценностей на сумму 400 млрд рублей.

Плюс Сбербанк должен был выделить из полученной им в 1993 году прибыли 200 млрд рублей для выплаты единовременных компенсаций. Увы, механизм компенсаций так и не заработал.

Наступил 1995 год, когда был принят федеральный закон № 73-ФЗ от 10 мая «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». В соответствии с данным законом, государство гарантировало восстановление и обеспечение сохранности вкладов.

Гарантированные сбережения граждан признавались государственным внутренним долгом Российской Федерации. Восстановление и обеспечение сохранности вкладов должно было производиться путём перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами.

Обязательства эти, по закону, должны были служить платёжным средством при осуществлении приватизации.

Увы, весь практический механизм компенсации, основанный на целевых долговых обязательствах, остался только на бумаге. Тем не менее, признание гарантированных сбережений граждан государственным внутренним долгом было принципиально важным.

Чуть позднее, 16 мая 1996 года, в развитие упомянутого закона был принят Указ Президента Российской Федерации «О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации, обесценившихся в 1992—1995 годах».

С 10 июня 1996 года начала производиться предварительная компенсация вкладов граждан, родившихся в 1916 году и ранее (в дореволюционное время!). Устанавливалось, что предварительной компенсации подлежала 1000 рублей с каждого вклада, превышающего эту сумму, или полностью весь вклад, если его размер не превышал 1 тыс. рублей.

Предварительная компенсация действующих на то время вкладов составила 1000 раз (не будем забывать, что это было накануне деноминации).

Так государство и осуществляло потихоньку компенсацию вкладов, делая её возможной для более молодых вкладчиков, вплоть до 2009 года, когда было принято упомянутое ранее Постановление Правительства Российской Федерации.

Была ли возможность расплатиться

Власти сегодня стараются не затрагивать данный вопрос. И понятно почему — справедливым размер компенсаций никак не назовёшь.

Российское государство объявило себя правопреемником СССР. Получив триллионы, оно расплатилось с внешними долгами. Оно с гордостью бьет себя в грудь за это, но «почему-то» не сочло нужным расплатиться со своими гражданами.

Понятно, почему это невозможно было сделать в 90-е годы, когда денег у государства катастрофически не хватало. Но в 2000-е, имея триллионы нефтедолларов, это, конечно, можно было сделать.

Пусть не целиком, но в значительном своем объеме — точно. Не сделали… Всё к кризисам готовились, а потом тратили резервные фонды.

Во время того же мирового финансового кризиса 2008−2009 годов спасали, как кто-то метко выразился, «людей в костюмах от Brioni».

Безусловно, в том, что разрешение этой проблемы осталось на 2000-е годы, виноваты и власти позднего СССР, и власти ранней России. Деньги во вкладах, пусть и номинальные, можно ведь было использовать в самом начале 90-х в целях приватизации. Не использовали… Дождались, когда деньги превратились в ничто, и одновременно затеяли ваучерную приватизацию, а потом ещё и залоговые аукционы.

Если бы власти пошли на справедливую компенсацию вкладов, которая стала экономически возможной только в 2000-х годах, это в какой-то степени компенсировало бы неприятие населением итогов приватизации. Но этого, как известно, сделано не было.

Опыт соседей

Ну, а что другие страны бывшего СССР? Нам, к примеру, интересен опыт того же Азербайджана, который, как и Россия, получил в 2000-х огромные нефтедолларовые доходы.

Выплата компенсаций по советским вкладам там проводилась в 2012 — 2013 годах (на каждую тысячу советских рублей выплачивалось в среднем 190 долларов США).

В России же, если считать по сегодняшнему курсу, на каждую тысячу рублей при максимальной 3-кратной компенсации (3000 рублей), получается менее 50 долларов США.

Но, пожалуй, самыми щедрыми компенсационные выплаты были в Литве (1998 — 2007 годы), где максимальные выплаты хотя и ограничивались 6 тысячами советских рублей, но составляло это более 250 долларов США за каждую тысячу рублей. Примечательно, что в Литве на компенсационные выплаты направили 80% доходов от приватизации.

И даже в весьма небогатой Молдове компенсация выше, чем в России. Здесь она и сегодня производится: за первую тысячу рублей возвращается 1000 леев (56 долларов США). Потом с суммы, превышающей первую тысячу рублей, возвращается по одному лею за 2,5 рубля.

Прогноз для России: ничего власти уже менять не будут. Ежегодная символическая компенсация постепенно прекратится. В федеральном бюджете пока ещё прописаны на эти цели по 5,5 млрд рублей ежегодно на 2020−2021 годы.

Если кто не получал компенсации, или забыл, получал ли он её или нет, зайдите в Сбербанк и проверьте (паспорт не забудьте). Если вы наследники, проверьте и в этом случае.

Власти никогда не будут вас призывать сделать это (они осознанно проводили компенсационную кампанию втихую). Нам чужих денег не надо, но это — ваши деньги, точнее, то, что от них осталось.

К несчастью, они оказались не в то время и не в том месте.

Компенсация по вкладам Сбербанка, открытым после 20 июня 1991 г., не выплачивается

Из письма сложно установить некоторые параметры эмиссии принадлежавших вам ценных бумаг, в частности сроки обращения сертификатов.

Тем не менее доводим до вашего сведения, что АКБ «Сбербанк» действительно выкупал и периодически выкупает ценные бумаги бывшего Советского Союза, в том числе сертификаты Сберегательного банка СССР, выпущенные до 1 января 1992 г. В соответствии с проспектом эмиссии сертификаты выкупаются на следующих условиях.

Сумма денежных средств, подлежащих выплате по сертификатам Сберегательного банка СССР, определяется исходя из номинала ценной бумаги (в рублях СССР), компенсации в размере 40% номинальной стоимости указанной ценной бумаги и дохода по ценной бумаге. В свою очередь, доход по сертификатам Сберегательного банка СССР определяется из расчета 10% годовых к номинальной стоимости за каждый год согласно срокам обращения, установленным условиями выпуска.

Кроме того, за каждый год, следующий за годом окончания срока обращения, установленного условиями выпуска, по 2003 г. включительно по сертификатам Сберегательного банка СССР выплачивается доход в размере 10% годовых от номинальной стоимости ценной бумаги в рублях СССР (с учетом 40-процентной компенсации).

Несложные арифметические расчеты показывают, что сумма около 17 000 руб., начисленная в феврале 1994 г. за предъявленные к оплате сертификаты, полностью соответствует названным параметрам.

Мы полностью с вами согласны, что за три года, прошедших с момента приобретения сертификатов, деньги обесценились в десятки, если не в сотни раз. Увы, эмоции к исковому заявлению в суд не приложишь.

Согласно проспекту эмиссии указанных ценных бумаг сертификаты Сберегательного банка СССР, предъявленные их владельцами к оплате, подлежат немедленному погашению. Дополнительные выплаты по ним не производятся. Информацию о параметрах эмиссии можно получить в любом местном отделении Сбербанка или на его сайте в разделе «Ценные бумаги бывшего СССР».

Теперь о вашем вкладе, на который поступили деньги за погашенные сертификаты. Неточное указание реквизитов при оформлении договора вклада не освобождает Сбербанк от ответственности по обязательствам перед гражданами. Это всего лишь технический вопрос. Вам должны выплатить сумму вклада с причитающимися процентами. Надо сказать, в итоге она окажется более чем скромной.

К сожалению, в соответствии с действующим законодательством вы не сможете получать компенсационные выплаты по вкладу в установленном порядке. Ведь согласно Федеральному закону от 10.05.

95 № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» государственным внутренним долгом признаны все вклады граждан, внесенные в Сбербанк России до 20 июня 1991 г.

Вклады, открытые после этой даты, под действие закона не подпадают, и компенсации по ним Сбербанк России не выплачивает.

Ссылка на основную публикацию