Банкротство туроператоров — страховка, кто следующий, список

Каждому хочется где-то отдохнуть во время заслуженного отпуска, получить новые эмоции, однако в настоящее время спешить связываться с туристическими фирмами не стоит, поскольку банкротство туроператов – далеко не редкое явление, и необдуманное решение может послужить причиной потери своих денег.

Почему банкротятся туроператоры

Банкротство туроператоров - страховка, кто следующий, списокВ данной ситуации сложно выделить какую-то одну причину, поскольку к финансовой несостоятельности компаний такого рода приводит сразу несколько факторов:

  • ухудшение экономической ситуации в стране;
  • закрытие некоторых направлений (как было с Турцией и Египтом);
  • следствие других банкротств (случай с авиаперевозчком «Трансаэро»).

Чем грозит банкротство туроператора

Банкротство туроператоров - страховка, кто следующий, список

Когда туроператор признается несостоятельным выполнять свои финансовые обязательства, туристы, которые заплатили за бронировку отеля, за билеты, лишаются своих денег, поскольку фирма не сможет обеспечить их доставку к месту отдыха и обслуживание.

Для путешествующих, которых новость о банкротстве туроператора застала во время отдыха, проблема может оказаться серьезной, поскольку какое-то время они не смогут вылететь назад, пока этим не займутся другие компании.

Что делать туристу

Банкротство турфим еще не означает, что туристы потеряли свои деньги. Если перед ними компания имеет финансовые обязательства, то физические лица становятся кредиторами, а потому могут заявить в судебную инстанцию о своих правах. Шанс на то, что требования будут удовлетворены хотя бы частично, достаточно высокий.

Как банкротятся туроператоры

Туристические агентства могут быть открыты либо индивидуальным предпринимателем, либо основаны в качестве юридического лица. Процедура банкротства проходит в соответствии с данным статусом.

Банкротство туроператоров - страховка, кто следующий, списокВ стандартном виде процесс включает четыре стадии: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство, однако в случае с туристическими компаниями процедура сокращается до двух этапов – начального и завершающего.

Стадия наблюдения подразумевает назначение временного управляющего, который проведет оценку активов, проверит деятельность компании на наличие нарушений, а затем процедура перейдет в этап конкурсного производства.

Назначаемый для этого конкурсный управляющий составит конкурсную массу, в которую войдет все имущество, подлежащее изъятию и последующей продаже. Специалист также организует аукцион, на котором оно будет продаваться. Полученная от реализации сумма будет направлена кредиторам, на погашение долга, в установленном порядке очередности.

Информация о банкротстве туркомпаний

Просматривать информацию о признании финансовой несостоятельности туристических компаний можно в интернете. На специализированных порталах  приводятся аналитические данные о разных фирмах, слухи о финансовом состоянии.

Обанкротившиеся туроператоры указаны на сайте издания «Коммерсантъ», поэтому туристам будет полезно изучить информацию, как на официальных, так и на неофициальных источниках, а затем уже делать выбор, с какой компанией можно сотрудничать.

Как поступить туристу

Банкротство туроператоров - страховка, кто следующий, список

  • Сотрудничать рекомендуется с крупными фирмами, работающими на рынке продолжительное время (риск обанкротиться и у них есть, однако намного меньший);
  • Покупать билеты и бронировать отели через турфирмы рекомендуется за месяц-два, не раньше;
  • Если возникают спорные ситуации, и вы не знаете, как защитить свои права, обратитесь к профессиональным юристам – они помогут вам получить компенсацию и решить дело в свою пользу.

Страховка от банкротства туроператоров

Не так давно директор турфирмы «Ника» Корнышев Михаил заявил, что к краху туроператоров нередко приводит невыгодное сотрудничество с авиакомпаниями. Это связано с тем, что туристические компании вынуждены выкупать места в гостиницах и авиабилеты на год вперед.

Поэтому чтобы избежать несостоятельности туристических компаний необходимо разделять ответственность между ними и авиакомпаниями.

Перечень туроператоров, что приостановили свою деятельность:

  • Солвекс-Турне;
  • Нева;
  • Роза ветров Мир;
  • Ветер странствий;
  • Санта Люция;
  • Экспо-тур;
  • ИнтАэр;
  • Сургуткурорт;
  • Этюд;
  • Лабиринт.

Однако как заявляют эксперты, основной причиной банкротства туроператоров является экономический спад в стране. В связи с этим началась девальвация российского рубля.

Год назад аналитики прогнозировали, что первыми почувствуют ослабление рубля именно туристические компании.  Это связано с тем, что стоимость путевок, гостиничные номера и авиабилеты привязаны к иностранной валюте.

Следовательно, чем выше курс американского доллара, тем дороже становится отдых для российских граждан за границей.

Поэтому неудивительно, что инфляция и сокращение доходов населения привели к экономии на заграничном отдыхе. По мнению аналитика компании «Альпари» Бодровой Анны, сложившаяся ситуация показывает, что туроператоры еще не научились соотносить риски и доходность. Ведь в туристической деятельности недопустимо игнорирование опасных туров.

В то же время эксперты ИХ Финам допускают, что финансовую дестабилизацию российских турфирм могли спровоцировать ошибочные управленческие решения и слабый контроль рисков. Кроме того, не последнюю роль сыграл неоднозначный долговой портфель, исключающий оперативное рефинансирование в условиях ужесточения банковских требований.

Однако если допустить, что у отдельных операторов могло наблюдаться сокращение спроса на уровне 15–20%, то при наличии достаточных резервов краткосрочное давление на продажи не может привести к фатальным кассовым потерям. Поэтому напрашивается вывод о том, что дестабилизация произошла по причине недостаточной ликвидности компаний.

Уже ушли

Список ушедших в историю крупных туроператоров включает:

  • Трансшоу;
  • Detour;
  • Вояж-Люкс;
  • Лужники Тревел;
  • Ланта-тур вояж;
  • Идеальный мир;
  • Асент-Тревел;
  • Нордик стар;
  • Инарт Вояж.

В то же время с рынка туристических услуг продолжают уходить и другие крупные игроки.

После того, как потерпела крах компания Истанбул Тревел в прессе появилась информация о приостановлении деятельности московского туроператора VipReisen.

Компания заявила о невозможности выполнять свои обязательства по соглашениям о реализации туристского продукта в начале декабря 2020 года.

Предлагаем ознакомиться:  Закон рф о банкротстве физических лиц

Ключевыми направлениями туроператора были следующие страны:

  • Таиланд;
  • Индонезия;
  • Мальдивы;
  • Чехия;
  • Черногория;
  • Финляндия;
  • Норвегия;
  • Россия и другие.

Ряды несостоятельных компаний также дополнил туроператор Идеал Тур, Аврора, Солвекс-Турне, Южный Крест и Акрис. Общее количество пострадавших туристов исчисляется сотнями тысяч человек. Одна только компания Лабиринт оставила после себя около 50 тыс. клиентов потерпевших убытки.

Кто следующий?

Ранее уже озвучивался список компаний, что приостановили свою деятельность. Что касается новых игроков туристического бизнеса, то в этом случае сложно спрогнозировать, кто именно будет следующим банкротом.

Обанкротившиеся компании обвиняют в своей несостоятельности негативную политическую ситуацию, которая спровоцировала:

  • падение покупательной способности;
  • рост курса основных валют;
  • запрет на пересечение границы силовиками.

Как заявил руководитель консалтинговой группы «Трэвел-эксперт» Мохов Георгий последний критерий очень сильно сказался на деятельности компании Нева. Если учитывать членов семей, то рынок потерял около 1,5 млн. клиентов.

Таким образом, при общем количестве выезжающих за границу туристов (8–10 млн.) потери составили почти 15% клиентов.

По мнению участников рынка, политические перемены привели к снижению туристического потока на 20–30%. Тогда как чиновники заявляют, что политика не имеет отношения к туристическому бизнесу.

Глава Министерства культуры Мединский обвинил туристические компании в строительстве финансовых пирамид, ссылаясь на то, что следственный комитет уже возбудил 5 уголовных дел в отношении банкротов.

Орган предварительного следствия инкриминирует мошенничество российским туроператорам.

С заявлением главы Минкультуры можно отчасти согласиться. На странные схемы взаимодействия также указывает тот факт, что туроператоры иногда заключали договора страхования с малоизвестными страховщиками.

Так, компания Лабиринт накануне банкротства застраховала свои риски в СК «Восхождение». При этом туроператор Нева ранее заключал договора с СК «Согаз».

Однако после истечения срока действия соглашения по странному стечению обстоятельств турфирма также обратилась в СК «Восхождение».

Тогда как СК «Восхождение» даже не является членом Всероссийского союза страховщиков. Как следствие Центробанк приостановил действие лицензии страховщика, до полного погашения долгов туроператоров Лабиринт и Нева. Однако не совсем понятно за счет чего небольшая СК сможет выполнить свои обязательства, и были ли перестрахованы риски начинающим страховщиком.

В этом случае на память приходит история с банкротством туроператора Капитал Тур в 2010 году, страховым партнером которого была СК «Инногарант».

В результате страховщик отказался выплачивать пострадавшим туристам компенсации и обанкротился вслед за турфирмой.

Анализ ситуации указывает на преднамеренную дестабилизацию туристического рынка, что, в свою очередь, созвучно с высказываниями чиновников.

Предлагаем ознакомиться:  Закон о выплате страховки при погашении кредита

Слабость российского законодательства проявляется в разных направлениях, включая:

  1. Размер финансового обеспечения для туроператоров (30 млн. руб.).
  2. Медлительность действия механизма финансовых гарантий.
  3. Отсутствие государственного регулирования туристического бизнеса.

Минимальные и максимальные размеры финансового обеспечения определяются законом (ст.17.2 ФЗ от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности…»). Однако более детально нужно остановиться на неэффективности механизма финансовых гарантий для туристов.

Читайте также:  Образец договора цессии по ОСАГО в 2021 году - по требованию

Допустим, заинтересованное лицо приобретает путевку и заранее оплачивает проезд. Но так складывается, что туроператор вскоре объявляет о своей неспособности выполнить взятые на себя обязательства. Как следствие наступает страховой случай и гражданин имеет право на страховое возмещение.

Поэтому туристу приходится дожидаться указанной даты, чтобы доказать факт неисполнения обязательств со стороны турфирмы. При этом после подачи заявления клиенту туроператора нужно ждать еще и, которые отведены страховщику на его рассмотрение.

Что касается тех туристов, которых финансовый крах туроператора застал уже в поездке, то здесь ситуация была еще плачевнее. В этом случае соотечественники часто были вынуждены повторно оплачивать гостиницу, авиаперелет или трансфер, в частности, если обанкротившаяся компания не успела перевести деньги.

Как бы ни страховали свою ответственность туроператоры, крайним всегда остается конечный потребитель. При этом даже продолжительность нахождения на рынке туристических услуг не является гарантией стабильности компании. В качестве примера можно привести одну из старейших отечественных турфирм Нева.

Другими словами, нужно узнать у какого страховщика обслуживается туроператор. Для этого можно попросить для ознакомления документы, которые подтверждают страхование ответственности, и совпадают со сроками вашей поездки. Если по документам финансовое обеспечение не совпадает с датой поездки, тогда есть большой риск остаться без страховки.

Дополнительным способом защиты для туристов может быть самостоятельная организация отдыха. Сегодня обилие проверенных онлайн-ресурсов позволяют не только забронировать подходящую гостиницу, но и купить авиабилет с хорошими скидками. Независимое планирование путешествия способствует экономии времени и денег, а также нередко позволяет избежать уплаты завышенной комиссии турагентам.

С таким расчетом, чтобы страховой полис от неисполнения обязательств со стороны турфирмы или авиакомпании выписывался клиенту сразу при покупке путевки. Подобный механизм может полностью решить проблему с компенсацией пострадавшим туристам.

Что касается технической части реализации этой идеи, то в этом случае вся необходимая инфраструктура уже давно существует. Кроме того, не стоит забывать, что нынешние финансовые гарантии не в состоянии покрыть все претензии пострадавших клиентов.

Возможные способы решения проблемы

Решение проблемы банкротства туроператоров включает:

  1. стабилизацию экономической ситуации в стране.
  2. раздел ответственности между туристическими компаниями и авиакомпаниями.
  3. усиление контроля над рисками.
  4. повышение ликвидности компаний.
  5. страхование гражданской ответственности туроператоров.
  6. введение лицензирования.
  7. страхование каждого отдельного тура.
  8. сокращение количества турфирм.

Что делать клиенту?

Возможные действия клиента, что еще не успел выехать за границу:

  • Необходимо посетить офис туроператора.
  • Забрать паспорт туриста, что сдавался для оформления визы.
  • Уточнить о возможных страховых выплатах.
  • Получить письмо о невозможности выполнения обязательств турфирмой.
  • Подготовить пакет документов для страховой компании.

https://www.youtube.com/watch?v=te11GW0iDio

Как и другие коммерческие предприятия, турфирмы подвергаются банкротству вследствие экономических и политических причин. Однако не редко эта процедура является хорошо продуманной схемой – преднамеренным банкротством. В этом случае единственно логичное действие клиента и кредитора – обращение в полицию.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

На высоких оборотах. Почему банкротятся туроператоры

Серия знаковых банкротств, которые потрясли российский турбизнес в июле, в очередной раз ставит вопрос об эффективности существующей системы страхования ответственности туроператоров. Фингарантии, которые все они по закону обязаны иметь, вовсе не обеспечивают возвращения туристам денег за сорванную поездку.

В последние годы с рынка один за другим вылетают старейшие и опытнейшие представители туроператорского цеха, бывшие когда-то зачинателями целых туристических направлений.

Симптоматичным для российской отрасли давно стало и то, что тур­операторы выбирают для банкротства середину лета: на годовом пике выручки и перед пиком проплат в сторону контрагентов — отелей и авиакомпаний.

«Сейчас на рынке осталось примерно 20–25% компаний, начинавших бизнес в 1990-е годы, — отмечает Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР). — Старейшие компании не выдерживают конкуренции».

Туроперейтинг на выездных направлениях — бизнес очень оборотистый (средняя стоимость тура — что-то около тысячи долларов) и низкомаржинальный (1–3%).

При этом, зарабатывая в среднем лишь $10–30 с человека, туроператор серьезно рискует: каждое непроданное кресло из блока мест на чартере — чистый убыток в $300 и выше, в зависимости от направления.

Залезать поглубже в «оборотку» и кредиты и существовать в таком режиме на протяжении многих сезонов — в традициях этого адреналинового бизнеса.

Этот июль не стал исключением: сначала о приостановке деятельности «в связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед туристами» объявила турфирма «Нева» (год основания — 1990-й), затем — «Роза ветров Мир» (в свое время «отпочковалась» от старейшего частного туроператора в России, основанного в 1988 году — «Розы ветров», и отправилась в самостоятельное плавание). По данным самой «Невы», на момент краха за рубежом по ее линии находилось около 6,3 тыс. туристов, а на будущие заезды было продано еще 17 тыс. путевок. Масштаб деятельности «Розы ветров Мир» был значительно меньше: пострадавших, по предварительным оценкам, около 800 человек. Всем туристам предложено обращаться за возмещением в страховые компании, которые застраховали гражданскую ответственность туроператоров. Но практика предыдущих банкротств показывает: есть риск, что возмещение получат далеко не все — и не все.

Примечательно, что одним из архитекторов ныне действующей системы фингарантий в российском туризме когда-то выступил именно основатель турфирмы «Нева» Владимир Стржалковский. Родом из Ленинграда, бывший офицер КГБ СССР и личный знакомец Владимира Путина, он ушел из бизнеса во власть еще в 1999 году, а в 2004–2008-м руководил Федеральным агентством по туризму.

Некоторые представители турбизнеса называли его тогда лоббистом интересов крупных туроператоров в чиновничьем кресле, и именно на его деятельность списывали ряд «странностей» созданной в 2007 году системы фингарантий для туроператоров.

«Странности» по большому счету сводились к тому, что фингарантии избыточны и обременительны для небольших туроператоров (например, нишевых) — и притом явно недостаточны, чтобы полностью застраховать ответственность крупных. Российский союз туриндустрии тогда активно выступал против принятия закона о фингарантиях в такой форме.

Это даже вызвало размежевание в отрасли: крупные игроки организовали АТОР — собственное объединение (его члены сейчас обслуживают примерно 80% турпотока за рубеж), которое поддержало законодательную инициативу.

Нынешние требования по размеру финансового обеспечения туроператоров (в виде банковской гарантии или договора страхования ответственности) таковы: 30 млн рублей для тех, у кого оборот по выездному туризму за предыдущий год не превосходил 250 млн, и 12% от оборота по выездным программам, если названный порог был превышен.

Созданный механизм фингарантий оказался довольно медленным. Например, туристу, заранее оплатившему поездку, в большинстве случаев приходится дожидаться официальной даты начала тура, чтобы доказать страховой компании факт неисполнения обязательств со стороны туроператора.

Только тогда случай признается страховым и можно подавать заявление на возмещение; после этого страховой компании по закону отводится 30 дней на рассмотрение и принятие решения.

Туристы же, которых финансовый крах туроператора настигает уже в поездке, попадают в совсем неловкое положение: их нередко заставляют на месте вновь оплатить отель, авиаперелет, трансфер, за которые не перевел деньги банкрот.

Чтобы оперативно решать подобные проблемы, в 2012 году было создано объединение операторов в сфере выездного туризма «Турпомощь» — с принудительным членством и компенсационным фондом, в который туроператоры ежегодно перечисляют взнос в размере 0,1% оборота по своим программам выездного туризма, но не менее 100 тыс. рублей. Кстати, эту «кубышку» впервые за два года распечатали именно для того, чтобы помочь решить проблемы туристам «Невы».

Эксперты называют разные причины банкротства «Невы».

Общее падение продаж в отрасли, которое началось еще зимой, снижение курса рубля, ожесточенный демпинг, охвативший рынок, — перечисляет Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства «Персона Грата», специализирующегося на услугах туристическому рынку.

«Роста рынка не было, так что им не удалось покрыть кассовый разрыв из оборота, — говорит он. — В условиях демпинга чем больше у туроператора клиентуры, тем сильнее растет его долг».

Среди клиентов «Невы» традиционно было много госслужащих, чиновников и представителей силовых ведомств, так что, возможно, сыграл свою роль также президентский запрет на отдых за границей для этих категорий. «Думаю, на все это наложилось неправильное квотирование отелей и авиаперевозки менеджментом «Невы», — полагает другой отраслевой эксперт.

Залезать поглубже в «оборотку» и кредиты и существовать в таком режиме на протяжении многих сезонов — в традициях адреналинового туроператорского бизнеса. В этом июле это плохо закончилось для «Невы» и «Розы ветров Мир»

Ответственность «Невы» была застрахована на рекордную по меркам российской туриндустрии сумму — 454 млн рублей. И все равно многие представители отрасли, прикидывая объемы туроператора, склоняются к тому, что этих денег не хватит на выплаты всем туристам: по некоторым оценкам, потребуется раза в полтора больше. Но есть еще одна интересная деталь.

Предыдущий договор о страховании ответственности «Невы», который был заключен со страховой компанией «СОГАЗ» (рейтинг надежности — А++), истек за две недели до приостановки деятельности.

Читайте также:  В течение какого времени можно претендовать на наследство

Новый турфирма заключила с небольшой страховой компанией «Восхождение» (рейтинга не имеет; по данным бухгалтерской отчетности, чистая прибыль в прошлом году — 4,5 млн рублей, уставный капитал — 156 млн). Компания малоизвестна на рынке, а история и миссия «Восхождения» на сайте (милая подробность!) почему-то изложены в стихах: «Стихия ей [компании.

 — Прим. ред.] досталась не из легких — / Ручательство давать за жизнь и за товар, / А в случае событий у клиента горьких, / Терять с наваром вместе гонорар».

В состоянии ли страховая компания выполнить свои обязательства перед туристами «Невы», раз уж пришел такой горький момент потерять «с наваром вместе гонорар»? К моменту отправки в печать этого номера «Бизнес-журнала» представители «Восхождения» не смогли ответить на запрос, было ли перестраховано «ручательство» компании по договору страхования ответственности с «Невой».

В этой связи эксперты вспоминают историю с банкротством туроператора «Капитал Тур» в 2010 году, когда СК «Инногарант» попросту отказалась выплачивать пострадавшим туристам компенсации, предпочтя обанкротиться вслед за оператором.

Фактически крах каждого крупного туроператора показывает изъяны существующей системы фингарантий. А о потерях агентств — розничных партнеров обанкротившихся туроператоров — вообще в непрофильной прессе никто не упоминает. Им нередко приходится либо возвращать деньги клиентам за сорванный оператором тур из собственного кармана, либо судиться с ними.

Громкие банкротства всколыхнули в отрасли новую волну обсуждений механизма фингарантий. Игроки рынка вспоминают прежние идеи, которые обсуждались еще в 2006-м, но не были услышаны лоббистами.

«Самое разумное — это страхование каждого проданного тура, наподобие медицинского страхования туристов или ОСАГО для водителей, — полагает Алексей Цыганов, коммерческий директор туроператора «Атлантис Лайн» (входит в наблюдательный совет объединения «Турпомощь»).

 — В этом случае при покупке путевки туристу сразу выписывается страховка от неисполнения обязанностей со стороны туроператора или авиакомпании. При таком механизме отпали бы все проблемы как с компенсациями пострадавшим туристам, так и с возвратом на родину тех, кто по вине туроператора застрял за границей».

Эксперт уверен, что техническая реализация этой идеи будет несложной, поскольку вся необходимая инфраструктура давно существует: сейчас она обслуживает систему медстрахования путешественников (круглосуточные колл-центры, ассист-компании за рубежом и т. д.).

«Если туриста не заселяют в гостиницу согласно ваучеру туроператора, ссылаясь на неоплату, то страховщик через своего ассистента просто оплачивает эти расходы согласно страховке, а уже потом разбирается по этому случаю с туроператором, — говорит Цыганов.

 — При таком механизме решаются все те проблемы, которые не могут решить современные институты по защите туристов — система фингарантий и проект «Турпомощь». Ведь фингарантии сейчас совершенно не обеспечивают покрытия всех претензий со стороны пострадавших туристов, так как их размер не привязан к реальному обороту туроператора». Кроме того, у туррынка много вопросов по поводу состоятельности самих страховых компаний, страхующих ответственность туроператоров. «Давно идет речь о создании некого «клуба» страховщиков, работающих с турбизнесом, для обеспечения коллективной солидарной ответственности за своих членов — либо об обязательном перестраховании рисков по фингарантиям», — считает Алексей Цыганов.

Банкротство турфирмы «Нева» уже в силу ее больших масштабов станет серьезным тестом для системы фингарантий. Насколько цивилизованным окажется уход компании с рынка и сработает ли в ее случае система в штатном режиме? Ждать осталось не очень долго. После этого и можно будет делать вывод, не пора ли корректировать защитные механизмы в российском туроперейтинге.

Наиболее заметные банкротства российского туристического рынка за последние 10 лет

2005

«Трансшоу»

Компания оказалась финансово несостоятельной, потеряв значительные средства из-за демпинга на марокканском направлении в предыдущем сезоне. Владелец «Трансшоу» покончил с собой. Туристов в Россию за свой счет возвращали авиакомпании.

2008

Detour

Компания обанкротилась вместе с головной структурой — турецко-австрийским холдингом Vasco, «дочкой» которого являлась. Сумма претензий, поданных страховому гаранту туроператора, составила 20 млн рублей. Это стало первым серьезным тестом системы фингарантий.

«Вояж-Люкс»

Владельцы компании сбежали с деньгами партнеров и клиентов и с тех пор находятся в розыске. Сумма нанесенного ущерба — $1,5 млн.

2009–2010

Целая серия банкротств туроператоров, спровоцированная снижением турпотока из России. Цивилизованные банкротства (с закрытием обязательств перед партнерами и туристами): Libra Holidays, ArtisSpace, Diva-Travel, GTI-travel.

Проблемные банкротства: «ТрансБизнесЛайн», «СКМ-Трэвел», «Капитал Тур». В последнем случае обанкротилась и страховая компания, предоставившая туроператору фингарантии на 190 млн рублей.

Сумма непокрытых обязательств «Капитал Тура» перед туристами и контрагентами составила, по разным оценкам, от 200 до 250 млн рублей.

2011

«Лужники Тревел»

После ряда скандалов с партнерами туроператора обанкротили. Обязательства перед туристами и контрагентами исполнены не были.

2012

«Ланта-тур вояж»

В судьбе туроператора, испытывающего финансовые трудности, принял личное участие Владимир Путин. В тот момент он шел на свой третий президентский срок и распорядился, чтобы банк ВТБ выделил «Ланте» кредит в размере $7 млн. Кредит помог облегчить участь 7 тыс. туристов, но самого оператора от разорения в итоге не спас.

«Идеальный мир»

Руководство компании исчезло с деньгами туристов. Впоследствии выяснилось, что «Идеальный мир» фактически не имел никаких фингарантий, подделав документы для включения в Единый реестр туроператоров.

2013

«Асент-Тревел»

Туроператор, столкнувшись в середине лета с катастрофическим снижением турпотока в Хорватию из-за введения виз, приостановил свою деятельность. С рынка компания ушла с минимальным ущербом для туристов и партнеров.

2014

«Инарт-Вояж», «Нева», «Роза ветров Мир».

Страховка от банкротства туроператора: как туристу защитить себя от невыезда на отдых?

3.67

Сразу после объявления страховой компании банкротом, необходимо успеть попасть в реестр кредиторов. Только в таком случае можно получить выплату из средств, полученных вследствие реализации имеющихся активов.

Автор статьи:

Анастасия Осипова

  Надо ли регистрировать договор найма жилья

Навигация по статье

  • Что делать, если страховая компания обанкротилась
  • Куда обращаться за выплатами
  • КАСКО и ОСАГО
  • Процедура банкротства страховой компании
  • Список страховых компаний – банкротов
  • Выводы

Банкротство страховых организаций – процесс, регулируемый федеральным законом №127 и №4015-1. Согласно законодательству, признать несостоятельность компании может только суд. После официального сообщения о ликвидации, клиентам вернуть средства или получить выплату по страховому случаю достаточно сложно.

Что делать, если страховая компания обанкротилась

Банкротство страховой компании – процедура признания финансовой несостоятельности организации, регулируемая законодательством. Согласно ФЗ №127 о ликвидации учреждения может объявить только суд. Требования закона к банкротству страховой компании прописываются в ФЗ №4015-1.

Куда обращаться за выплатами

Даже после отзыва лицензии, у клиентов есть возможность получить выплату при наступлении страхового случая. Порядок возмещения зависит от полиса страхования.

Если речь идет о личном страховании, то тут изначально разногласия лучше решить в частном порядке, надо обратиться напрямую в СК. В случае отказа, подать иск в суд с требованием возместить страховую выплату и издержки на адвоката. Если запрос будет удовлетворен, получить выплату можно будет по исполнительному листу в организации, к которой прикреплен счет СК.

До наступления страхового случая у клиента есть выбор: забрать собственные средства или передать их другому страховщику.

Если страховая по ОСАГО обанкротилась, общаться нужно с Российским союзом автостраховщиков (РСА). Учреждение временно возлагает на себя функции и обязанности обанкротившейся СК. Тарифы и размеры компенсаций остаются прежними.

По КАСКО ситуация сложнее – РСА уже не выплачивает страховку. После объявления СК банкротом, важно в течение месяца обратиться с заявлением на возмещение или возврат средств. В случае отказа, подать совместный иск в Арбитражный суд.

КАСКО и ОСАГО

Случай с получением выплаты по ОСАГО легче, чем по КАСКО.

Компенсация выплачивается РСА по официальному заявлению страхователя, но при условии, что полис был оформлен до того, как у СК была отозвана лицензия.

На практике, недобросовестные агенты страховых компаний заключают договора ОСАГО с банкротами ради собственной выгоды. В данном случае, РСА ответственности не несет и выплаты пострадавшим не полагаются.

Если в ДТП заявитель – виновник, то необходимо пострадавшей стороне сообщить реквизиты полиса (оригинал не передавать). Когда наоборот – важно получить информацию по ОСАГО виновной стороны. Затем потребуется собрать документы:

  • справку с ГИБДД по форме №748;
  • дубликат протокола и постановления;
  • страховое извещение о ДТП, которое должно было быть заполнено на месте происшествия;
  • данные полиса ОСАГО виновника.

С документами обратиться в РСА по месту жительства. Компания часто отказывает в выплате, аргументируя это тем, обанкротившаяся СК не передала реестры по проданным полисам ОСАГО. В качестве официального подтверждения необходимо предоставить нотариально заверенную копию полиса.

Получить выплату по КАСКО после объявления СК банкротом очень сложно. Следует сразу же обратиться к юристу для составления искового заявления в Арбитражный суд. Лишь в редких случаях ситуация разрешается мирно, клиенту возмещается ущерб из остатков средств на расчетных счетах.

Сразу после объявления страховой компании банкротом, необходимо успеть попасть в реестр кредиторов. Только в таком случае можно получить выплату из средств, полученных вследствие реализации имеющихся активов. Но даже тогда вероятность покрытия всей задолженности крайне мала, к кредиторам первой очереди относятся государство и работники компании.

  Как отменить дарение в случае смерти одаряемого?

Читайте также:  Доверенность на регистрацию ДДУ

Как гарантировать безопасность

Обязательная защита

От банкротства организации страдают не только владельцы компании, но и ее работники. Чтобы защитить их права, в государственной думе Российской Федерации рассматривают законопроект о введении обязательного страхования на случай невозможности выплачивать заработную плату из-за банкротства.

Предполагается, что для предпринимателей, имеющих наемных рабочих, будут введены новые взносы в Фонд социального страхования. Они берутся с заработной платы, годовой размер которой составляет до 718 000 рублей. Размер взноса на 1 наемного работника может достигать до 143 рублей.

Предполагается, что обязательные выплаты в ФСС придется осуществлять с 2020 года. Если возникает задолженность по заплате, Фонд должен будет погасить долги за 3 месяца до начала дела о банкротстве организации.

Из-за сложившейся обстановки и участившегося признания организаций банкротами в законодательство были внесены изменения.

Они затронули сферы:

  • туризма;
  • строительства;
  • брокерской деятельности.

Теперь туроператоры в обязательном порядке должны страховать ответственность перед клиентами. Договор между агентством и туристической компанией является гарантией для клиента, что он сумеет получить оплаченную услугу или быть уверенным в возврате денег. Величина финансового обеспечения зависит от вида поездок, которые организовывает фирма.

Турист может рассчитывать на получение компенсации в 2 случаях:

  • организация не выполнила обязательства по размещению и перевозке;
  • во время путешествия были нарушены требования безопасности.

Страхования банкротства для туроператоров не предусмотрено. Внесение изменений в законодательство по этому поводу не предвидится.

Туроператоры страхуют только свою гражданскую ответственность. Если компания не сможет предоставить клиенту услугу из-за банкротства или вернуть деньги, обязательство будет обязано выполнить агентство.

Застройщик тоже должен в обязательном порядке застраховать ответственность перед вкладчиками. Однако помимо этого, закон предусматривает отдельную защиту от банкротства.

В качестве риска выступает невыполнение условий договора по строительству и передачу жилья в пользование клиентам. Если застройщик не сумеет выполнить обязательства перед дольщиками, страховое агентство будет обязано возместить затраты.

Нюансы гарантий

Обращаясь в страховую компанию, предприниматель должен ожидать, что ему предложат стандартный набор услуг, включающий защиту от основных рисков. В зависимости от величины бизнеса набор будет разный.

Практика показывает, что разделение в страховании на большой и малый бизнес в корне неверно. Страховщикам невыгодно учитывать особенности каждого предприятия по отдельности. По этой причине они пытаются навязать стандартные наборы рисков.

Не стоит приобретать первый понравившийся пакет. Предприниматель сумеет обзавестись надежной страховкой только в том случае, если набор рисков будет уникальным. Не следует переплачивать за те ситуации, которые не могут произойти в данном конкретном случае.

В страховку следует включать только те случаи, риск возникновения которых реально присутствует. Оборот и масштабность бизнеса учитываться не должны.

  Мажоритарные и миноритарные акционеры

Даже если предприниматель владеет небольшой организацией, он должен настаивать на индивидуальном подборе комплектующих пакета.

Определившись с перечнем рисков, предприниматель получает уверенность в том, что его компании ничего не грозит. Однако это верно только отчасти. В сложившейся экономической ситуации страховое агентство старается скрыть основные риски, которым подвергаются предприятия. Главный из них – банкротство.

Пункт с таким названием отсутствует в большинстве перечней пакетов услуг, даже если они составляются индивидуально. В список рисков необходимо включить рычаги преодоления, которые помогут выбраться из этой неприятной ситуации.

Подходить к выбору страховых компаний требуется строго. Выбирать следует проверенные страховые агентства, которые функционируют на рынке услуг на протяжении нескольких лет и уже успели доказать честность в выполнении обязательств.

Не следует покупаться на рекламу, в которой страховые агентства обещают покрыть все существующие риски по минимальной стоимости. Такие компании лучше избегать. Выбирая страхового агента, требуется делать упор не на низкую стоимость пакета услуг, а на надежность.

Направление услуг

В зависимости от направления бизнеса пакет услуг может существенно различаться.

Различают страхование:

  • туроператора;
  • застройщика;
  • бизнеса;
  • предприятия;
  • банка;
  • ИП;
  • ООО.

Страховые агенты предпочитают сотрудничать с крупными организациями. Из-за того, что небольшие предприятия часто работают по «серым» методикам, отсутствует возможность объективно оценить финансовое положение компании.

Риск, что маленькая фирма обанкротится, значительно выше. По этой причине ИП и представителям небольшого бизнеса агенты предлагают застраховать свое дело комплексно или выполнить процедуру по завышенным тарифам.

В пакет услуг туроператора включается пункт о невыполнении обязанностей перед клиентом. Если фирма не сможет выполнить условия договора, заключенного с покупателем услуг, по независящим от нее причинам, страховая компания должна будет самостоятельно возместить убытки.

Порядок удовлетворения требований кредитора при несостоятельности регулируется ФЗ РФ «О банкротстве». В чем заключаются основания для проведения технического банкротства — мы расскажем.

Застройщик страхует себя от ответственности перед дольщиком, которому, в случае банкротства предприятия, агентство выплатит сумму вклада.

Процедура банкротства страховой компании

Причины банкротства СК различны:

  • противоправные действия работников, агентов или клиентов компании;
  • демпинговая ценовая политика (страхователей завлекают низкой стоимостью полиса и высокой выплатой при наступлении страхового случая);
  • плохая оценка экономических рисков при заключении полисов;
  • несоответствующая квалификация работников и руководства компании;
  • отсутствие капитала;
  • неконтролируемое наступление большого количества страховых случаев.

Особенности банкротства СК:

  • Компания не распродает имущество в стандартном порядке. Реализовать его можно только учреждению с соответствующей лицензией.
  • Обязательства по активным полисам прекращаются. На данном этапе получить выплату невозможно.
  • Изначально выплачивается задолженность по текущим обязательствам, а потом по реестровым.
  • После объявления компании банкротом, выдвинуть свои претензии можно в течение месяца.

Этапы процедуры банкротства страховой организации:

  1. Наблюдение. Специально созданный комитет контролирует деятельность фирмы, следит за тем, чтобы все нормы процесса были соблюдены. На данном этапе учредитель не имеет доступа к активам компании, клиенты с претензиями обращаются не в офис СК, а в суд. По закону, судебные приставы не имеют права арестовать имущество компании на стадии наблюдения.
  2. Внешнее управление. Привлеченные кризисные менеджеры осуществляют расчеты и выплаты по полисам, расторгают договора с клиентами, реализуют неликвидное имущество, осуществляют любое мероприятие, которое может восстановить состояние компании.
  3. Оценка имущества и его реализация. Распродаются все активы для покрытия задолженности перед кредиторами.

Страхование риска банкротства

Под риском банкротства понимается возможность неожиданного наступления неблагоприятного финансового состояния, приводящего впоследствии к несостоятельности юрлица. При сравнении внутренних и внешних рисков, чаще всего первые становятся причиной несостоятельности.

Гарантии возмещения вреда от внутренних и внешних обстоятельств дает страховой полис. Страхование – это вид гражданских отношений для надежной защиты бизнеса. В зависимости от рода деятельности страховые компании предлагают услуги для удовлетворения каждого клиента. Пакеты услуг подбираются под каждую организацию в зависимости от факторов, среди которых главную роль играют активы компании.

Условия выплаты страхового возмещения

Для получения страхового полиса юридическое лицо заключает со страховщиком договор, в котором «красной» строкой определяются условия для выплаты страхового возмещения:

  • страховой случай наступает при невозможности организации в течение трех месяцев рассчитаться с кредиторами по долгам;
  • при вынесении арбитражным судом решения о введении в компании конкурсного производства страховая компания также выплачивает компенсацию. Срок выплаты определяется сразу после открытия дела.

История Росгосстраха

Это одна из старейших и влиятельных страховых компаний в нашей стране. История этой фирмы началась ещё в 1921 году. Долгое время компания была лидером в стране по объёмам собираемой страховой премии. В 2012 году прибыль компании составила 7,1 миллиард рублей. Спустя год организация заработала на 3 миллиарда меньше. Примерно в это же время на Камчатке произошёл громкий скандал.

Оказалось, что Росгосстрах игнорировал решения суда и не ответил на 60 исков. Ещё тогда руководство страховой компании обязано было выплатить клиентам более 4 миллионов рублей. В 2020 году «Росгосстрах» и вовсе получил отрицательные показатели по чистой прибыли.

Сначала был годовой убыток в 4,6 миллиарда рублей, затем в 33 миллиарда рублей, а в 2020 году убыток достиг отметки в 55,6 миллиарда рублей.

Финансовые трудности привели к смене руководства. В сентябре 2017 года банк «Открытие» получил полный контроль над акциями компании, инвестировав 42,2 миллиарда рублей в капитал «Росгосстраха». Также новое начальство приняло решение о продаже организаций «РГС-Жизнь» и ОАО «Негосударственный пенсионный фонд РГС», входивших в состав группы «Росгосстрах».

Ссылка на основную публикацию